Понятие и признаки административного правонарушения
Стр 1 из 39Следующая ⇒ Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность. Административным правонарушением может быть деяние в виде: 1) оконченного административного правонарушения; 2) покушения на административное правонарушение (ст. 2.1 КоАП). Административное правонарушение признается оконченным с момента совершения деяния. Правонарушение, связанное с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части КоАП, признается оконченным с момента фактического наступления этих последствий (ст. 2.2 КоАП). Покушением на административное правонарушение признается Административная ответственность за покушение на административное правонарушение наступает в случаях, прямо предусмотренных ст. 2.3 Особенной части КоАП. Как и любые другие правонарушения, административные правонарушения являются деяниями, т.е. совершаются путем действия (например, мелкое хулиганство, мелкое хищение) или бездействия (например, непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы). Понятием деяния охватываются как действие (бездействие), так и вредные последствия. Административное правонарушение характеризуется рядом признаков, таких как: − общественная опасность; − противоправность; − виновность; − наказуемость. Общественная опасность означает, что любой административный проступок, посягая нате или иные общественные отношения, [причиняет им вред, нарушает их упорядоченность, согласованность, гармоничность и т. д. Общественная опасность деяния зависит от многих признаков: места, времени, способа совершения административного проступка, размеров ущерба, степени и формы вины и др.
Исходя из степени общественной опасности решается вопрос об отграничении административных проступков от преступлений. Для этого используются следующие признаки: наличие тяжких последствий; возможность наступления таковых; размер материального ущерба; неоднократность совершения правонарушения в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение. Противоправность означает, что государство, признавая то или иное деяние общественно опасным, устанавливает правовой запрет на его совершение. Противоправность деяния заключается в том, что лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действие, предписанное такой нормой. Ряд статей КоАП содержит гипотезу (диспозицию) и санкцию правовой нормы, но чаще всего в Кодексе применяется отсылочная формулировка − «нарушение правил» (затем указывается, каких правил) и санкция. Виновность означает психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному деянию (действию или бездействию), а также к наступившим последствиям. Никто не может быть признан виновным в совершении административного правонарушения, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана. Наказуемость означает, что общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) может быть признано административным правонарушением только тогда, когда за его совершение
законодателем предусмотрена административная ответственность. Тот факт, что законодатель за административное правонарушение предусмотрел административную ответственность, не исключает применения за такое деяние дисциплинарной ответственности к лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине.
2.1.2. Соучастие в административном правонарушении Соучастием в административном правонарушении признается умышленное совместное участие двух или более физических лиц в совершении административного правонарушения. В зависимости от того, был или не был предварительный сговор на участие в совершении административного правонарушения, соучастие можно классифицировать так: 1) без предварительного сговора; 2) с предварительным сговором. Соучастие без предварительного сговора является наименее опасной формой соучастия. Такие соучастники заранее не согласовывают своих действий. Их совместное участие может быть установлено только в момент начала совершения административного правонарушения или в процессе его совершения. Соучастие с предварительным сговором является более опасной формой соучастия. Такие соучастники заранее договариваются о совместном совершении административного правонарушения. Однако это не означает, что все моменты совершения правонарушения должны быть оговорены между соучастниками. Предварительный сговор может касаться отдельных моментов совершения правонарушения. Например, при совершении мелкого хищения исполнитель заранее договорился с другим лицом (он будет выступать как пособник) о приобретении последним похищенных им предметов, ценностей. Соучастниками административного правонарушения являются: − исполнители; − организаторы; − пособники. Исполнителем признается физическое лицо: − непосредственно совершившее административное правонарушение, либо непосредственно участвовавшее в совершении административного правонарушения совместно с другими физическими лицами, либо
− совершившее административное правонарушение посредством использования других физических лиц, не подлежащих в силу акта законодательства административной ответственности.
Если два и более физических лица непосредственно принимают участие в совершении административного правонарушения, то такой вид соучастия именуется соисполнительством. Роли между участниками совершения административного правонарушения могут быть распределены, т.е. один может выступать как организатор, второй как пособник, третий как исполнитель. Организатором признается физическое лицо: − организовавшее совершение административного правонарушения или − руководившее совершением административного правонарушения. Действия организатора могут быть различными. Это может быть руководство подготовкой: составление плана, распределение ролей между участниками, инструктаж, обеспечение орудиями и средствами совершения административного правонарушения и т.д. Это могут быть действия по руководству исполнителями в момент совершения правонарушения. Организатором совершения административного правонарушения может быть не только физическое лицо, заранее его организовавшее или руководившее им в момент совершения, но и один из соисполнителей, который, являясь участником совершения административного правонарушения без предварительного сговора, берет на себя руководство другими соучастниками. Пособником признается физическое лицо: 1) содействовавшее: а) советами, указаниями для совершения административного правонару- б) предоставлением информации, орудий или средств для совершения ад- в) устранением препятствий для совершения административного правона- г) наказанием иной Помощи для совершения административного правона- 2) заранее обещавшее: а) скрыть физическое лицо, совершившее административное правонарушение; б) скрыть орудия или средства совершения административного правона- в) скрыть следы административного правонарушения; г) скрыть предметы, добытые противоправным путем; д) приобрести предметы, добытые противоправным путем; е) сбыть предметы, добытые противоправным путем.
Пособничество может быть интеллектуальным и физическим. Интеллектуальное - это такое пособничество, которое выражается в даче советов, указаний, заранее данным обещанием скрыть физическое лицо, совершившее административное правонарушение, скрыть орудия или средства совершения административного правонарушения, следы административного правонарушения и т.д., что укрепляет решимость у исполнителя совершить административное правонарушение. Физическое — это такое пособничество, которое выражается в предоставлении информации, орудий или средств для совершения административного правонарушения, устранением препятствий. Такое пособничество направлено на оказание материальной или физической помощи исполнителям административного правонарушения. Пособник несет административную ответственность только за соучастие в правонарушениях, предусмотренных статьями: 1) мелкое хищение (ст. 10.5); 2) умышленное уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9); 3) незаконное использование деловой репутации конкурента (ст. 11.26); 4) подделка проездных документов (ст. 11.33); 5) нарушение правил торговли и оказания услуг населению (ст. 12.17); 6) незаконное перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь (ст. 14.1); 7) незаконное уничтожение или повреждение деревьев и кустарников или иной растительности (ст. 15.22); 8) нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства (ст. 15.35); 9) нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты (ст. 15.37); 10) незаконное проникновение на специально охраняемые территории и объекты (ст. 23.14); 11) незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь (ст. 23.29); 12) нарушение режима Государственной границы Республики Беларусь (ст. 23.31); 13) самовольное занятие земельного участка (ст. 23.41).
Установление в каждом случае вида соучастия позволяет правильно квалифицировать действия виновных, определить степень общественной опасности содеянного в целом и каждого в отдельности. Ответственность организатора и пособника наступает по той же статье КоАП, что и ответственность исполнителя, со ссылкой на ст. 5.4 КоАП. За деяние, совершенное исполнителем и не охватывавшееся умыслом соучастников, другие соучастники административной ответственности не несут. I 2 .1.3. Повторное, длящееся административное правонарушение, совокупность административных правонарушений Повторностью совершения административных правонарушений признается совершение двух или более правонарушений, предусмотренных одной и той же статьей Особенной части КоАП.
Повторность совершения административного правонарушения законодателем признается деянием более общественно опасным. Поэтому за совершение административного правонарушения повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения установлены более строгие взыскания. Например, по ч. 1 ст. 17.3 «Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии алкогольного опьянения» предусмотрено взыскание в виде штрафа в размере до восьми базовых величин. Однако по ч. 3 этой статьи за те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, предусмотрено уже взыскание в виде штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест. Совершение административного правонарушения не признается повторным, если за ранее совершенное административное правонарушение физическое лицо, его совершившее, или юридическое лицо были освобождены от административной ответственности: − по основаниям, предусмотренным КоАП, либо − в связи с истечением срока, по окончании которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.
Таким образом, для признания административного правонарушения повторным необходимо, чтобы между первым и последующим правонарушением был определенный разрыв во времени. КоАП такой срок установлен в течение одного года и только после наложения административного взыскания за такое же нарушение как на физическое, так и на юридическое лицо. Ряд деяний, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее − УК), является преступлениями в случаях повторности совершения аналогичных деяний в течение одного года после наложения мер административного взыскания. К ним, например, относятся: Статьи УК Статьи КоАП 1.Ст. 188 ч. 1. Клевета 1. Ст. 9.2 Клевета 2. Ст. 189 ч. 1. Оскорбление 2. Ст. 9.3 Оскорбление 3. Ст. 201 ч. 2. Нарушение авторских, 3. Ст. 9.21 Нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных смежных и патентных прав прав 4. Ст. 224. Нарушение порядка откры- 4. Ст. 11.5 Нарушение порядка от- тия счетов за пределами Республики Бе- крытия счетов за пределами Респуб- ларусь лики Беларусь 5. Ст. 244. Нарушение антимонополь- 5. Ст. 11.24 Нарушение антимоно- ного законодательства польного законодательства 6. Ст. 247 ч. 1. Ограничение конкурен- 6. Ст. 11.25 Ограничение конкурен- ции ции 7. Ст. 248. Незаконное использование 7. Ст. 11.26 Незаконное использо- деловой репутации конкурента вание деловой репутации конку- рента 8. Ст. 257 ч. 1. Обман потребителей 8. Ст. 12.16 Обман потребителей 9. Ст. 262. Подделка проездных доку- 9. Ст. 11.33 Подделка проездных 10. Ст. 269 ч. 1. Порча земель 10. Ст. 15.11 Порча земель 11. Ст. 271 ч. 1. Нарушение правил ох- 11. Ст. 15.20 Нарушение правил раны недр охраны недр 12. Ст. 272 ч. 1. Загрязнение либо засо- 12. Ст. 15.51 Загрязнение либо за- рение вод сорение вод 13. Ст. 274 ч. 1. Загрязнение атмосфер- 13. Ст. 15.48 Загрязнение атмосфер- ного воздуха ного воздуха 14. Статья 275 ч. 1. Загрязнение леса 14. Ст. 15.30 Загрязнение леса и иной древесно-кустрниковой рас- тительности
15. Ст. 278 ч. 1. Нарушение правил без- 15. Ст. 15.4. Нарушение правил без- опасности при обращении с генно-ин- опасности при обращении с генно-ин- женерными организамами, экологичес- женерными организамами, экологичес- ки опасными вещесгвами и отходами ки опасными вещесгвами и отходами 16. Ст. 15.35 Нарушение правил ве- 16. Ст. 281 ч. 1. Незаконная добыча дения рыболовного хозяйства и ры- рыбы или других водных животных боловства 17. Ст. 15.37 Нарушение правил ве- 17. Ст. 282 ч. 1. Незаконная охота дения охотничьего хозяйства и охоты 18. Ст. 23.47. Незаконные действия 18. Ст. 296 ч. 1. Незаконные действия в в отношении холодного оружия отношении холодного оружия 19. Ст. 23.46. Незаконные действия 19. Ст. 297 ч. 1. Незаконные действия в в отношении газового, пневматичес- отношении газового, пневматического кого или метального оружия или метательного оружия 20. Ст. 23. 56. Нарушение законода- 20. Ст. 304 ч. 1. Нарушение правил по- тельства о пожарной безопасности жарной безопасности 21. Ст. 18.16. Управление транспорт- ным средством лицом, находящимся 21. Ст. 317' ч. 1 и 2. Управление транс- в состоянии опьянения, передача уп- портным средством лицом, находящим- равления транспортным средством ся в состоянии опьянения, передача уп- такому лицу либо отказ от прохож- равления транспортным средством та- дения проверки (освидетельствова- кому лицу либо отказ от прохождения ния) проверки (освидетельствования) 22. Ст. 16.4. Нарушение правил ра- 22. Ст. 326. Нарушение правил радиа- диационного контроля ционного контроля 23. Ст. 16.7. Выпуск либо реализа- 23. Ст. 337 ч. 1. Выпуск либо реализа- ция недоброкачественной продукции ция недоброкачественной продукции 24. Ст. 23.29 Незаконное пересече- 24. Ст. 371 ч. 1. Незаконное пересече- ние Государственной границы Рес- ние Государственной границы Респуб- публики Беларусь лики Беларусь 25. Ст. 23.40. Незаконное пользова- 25. Ст. 385. Незаконное пользование ние эмблемой или наименованием эмблемой Красного Креста, Красного Красного Креста, Красного По- Полумесяца лумесяца 26. Ст. 23.41. Самовольное занятие 26. Ст. 386. Самовольное занятие зе- земельного участка мельного участка 27. Ст. 24.11. Передача предметов 27. Ст. 412. Передача предметов или или веществ лицу, содержащемуся в веществ лицу, содержащемуся в след- следственном изоляторе, исправи- ственном изоляторе, исправительном тельном учреждении, исполняющем учреждении, исполняющем наказание в наказание в виде лишения свободы, виде лишения свободы или арестном или арестном доме, либо получение доме, либо получение от него предме- от него предметов и веществ тов и веществ
28. Ст. 421. Несоблюдение требований 28. Ст. 24.12. Несоблюдение тре- превентивного надзора бований превентивного надзора Длящимся административным правонарушением признается деяние, предусмотренное КоАП, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на физическое или юридическое лицо актом законодательства под угрозой административного взыскания. Длящееся административное правонарушение начинается со дня совершения указанного деяния и заканчивается вследствие действий лица, его совершающего, свидетельствующих о прекращении им продолжения административного правонарушения, или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению административного правонарушения. Длящееся административное правонарушение характеризуется непрерывным осуществлением состава определенного правонарушения и совершается в течение длительного времени. Примерами длящихся ад-министративных правонарушений могут служить: - невыполнение обязанностей по воспитанию детей (ст. 9.4 КоАП); - нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь (ст. 11.5 КоАП); - осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе (ст. 13.2 КоАП); - неуведомление о прибытии товаров на таможенную территорию Республики Беларусь (ст. 14.9 КоАП); - уклонение от реализации огнестрельного оружия или боеприпасов (ст. 23.50 КоАП); - уклонение от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс (ст. 24.6 КоАП) и др. Длящееся админисгративное правонарушение образует оконченный состав с момента первого противоправного действия (например, при уклонении от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс, с момента неявки в такой орган). Длящееся административное правонарушение независимо от его продолжительности рассматривается как одно правонарушение. Совокупностью административных правонарушений признается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных различны ми частями статьи (статей) либо статьями Особенной части КоАП, когда статьи состоят из одной части, ни за одно из которых лицо не было привлечено к административной ответственности. При этом не учитываются административные правонарушения, за которые лицо было освобождено от административной ответственности по осно-
ваниям, предусмотренным КоАП, либо в связи с истечением срока, по окончании которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию (ст. 2.7 КоАП). Если административное правонарушение предусмотрено различными частями статьи (статей) либо статьями Особенной части КоАП, когда статьи состоят из одной части, из которых одна норма является общей, а другая — специальной, совокупность административных правонарушений отсутствует и административная ответственность наступает по специальной норме. Совокупность административных правонарушений содержит в себе два взаимосвязанных элемента: 1) одно лицо совершает два или более административных правонарушения, и 2) ни за одно из этих правонарушений физическое или юридическое лицо не было привлечено к административной ответственности. Если физическое или юридическое лицо было освобождено от административной ответственности по основаниям, предусмотренным s главе 8 КоАП, либо в связи с истечением срока, по окончании которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, то такие административные правонарушения не учитываются. Примером совокупности двух административных правонарушений Физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение одного года со дня окончания исполнения административного взыскания не совершит нового административного правонарушения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|