Состав административного правонарушения
Для привлечения лица к административной ответственности необходимо установить, что в совершенных им действиях имеется состав административного правонарушения. Лицо может быть признано виновным
и подлежащим административной ответственности только при наличии в его действиях всех необходимых субъективных и объективных признаков состава административного правонарушения. Признаки административного правонарушения, будучи закрепленными нормами права, образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности для правонарушителя. Состав административного правонарушения содержит четыре элемента: а) объект; б) объективная сторона; в) субъект; г) субъективная сторона. Объектом административного правонарушения является то, на что направлено, на что посягает правонарушение, совершенное конкретным лицом. Всякое административное правонарушение прямо или косвенно посягает на общественные отношения, которые охраняются административным законодательством. Поэтому посягательство на конкретный объект всегда связано с нарушением правовой нормы. Различают общий, родовой и непосредственный объекты. Общим объектом состава административных правонарушений являются общественные отношения в сфере управленческой деятельности, регулируемые нормами административного права (в ряде случаев трудового, налогового, финансового, банковского и др.). Родовым объектом состава административных правонарушений являются общественные отношения, составляющие в своей совокупности право собственности, права и свободы, здоровье граждан, общественный порядок, установленный порядок управления и т.д.
Непосредственным объектом состава административного правонарушения являются конкретные общественные отношения в определен- ной отрасли административного права (при умышленном причинении телесного повреждения - здоровье человека, при оскорблении - честь, достоинство гражданина и т.д.). Установление непосредственного объек-та каждого административного правонарушения есть необходимое условие правильной квалификации совершенного деяния. Для правильной квалификации совершенного административного правонарушения в отдельных случаях необходимо от непосредственного
объекта посягательства отличать предмет правонарушения. Так, например, при мелком хищении (ст. 10.5 КоАП) предметом хищения может быгь любое имущество юридического лица (деньги, вещи, ценности и т.д.), однако непосредственным объектом этого административного правонарушения являются общественные отношения, составляющие в своей совокупности собственность юридического лица. Объективная сторона состава административного правонарушения характеризует внешнюю сторону поведения нарушителя правовой нормы и выражается в действии или бездействии, наступивших последствиях и причинной связи между деянием и наступившим результатом. В ряде составов административных правонарушений необходимой частью объективной стороны состава административного правонарушения является способ действия. Так, например, по способу совершения различаются мелкие хищения имущества юридического лица (ст. 10.5 КоАП): кража, мошенничество, злоупотребление служебными полномочиями, присвоение, растрата. Иногда способ действия выступает в качестве обстоятельства, дающего возможность квалифицировать проступок как общественно опасное деяние, являющееся административным правонарушением. Например, квалификационным признаком незаконной предпринимательской деятельности (ст. 12.7 КоАП) является осуществление такой деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях.
В ряде составов административных правонарушений в качестве необходимой части объективной стороны указываются время и место совершения административного проступка. Так, например, законодательством Республики Беларусь для определенной категории плательщиков установлены сроки постановки их на учет в налоговом органе (ст. 13.1 КоАП). В ч. 5 ст. 12.17 КоАП говорится о продаже товаров или лекарственных средств со складов, баз, из подсобных помещений государственных организаций бытового обслуживания, торговли, общественного питания, здравоохранения, или при доставке их к месту хранения (реализации). В одних составах административных правонарушений характеристика объективной стороны правонарушения исчерпывается совершением определенного действия или бездействия, в других — необходимо наступление последствий. Например, для состава административного правона-рушения, предусмотренного ст. 10.7 КоАП «Причинение имущественно-
го ущерба», наступление последствий необходимо. Для правильной квалификации таких административных правонарушений в обязательном порядке нужно установить причинную связь между действием (или бездействием) и наступившими последствиями. Субъектом состава административного правонарушения является лицо, обладающее административной деликтоспособностью, т.е. лицо, которое в соответствии с административным деликтным законодательством может быть привлечено за правонарушение к административной ответственности Субъектом состава административного правонарушения являются вменяемые физические лица, достигшие ко времени совершения правонарушения 16-летнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных КоАП (ст. 4.3 КоАП). Физическое лицо, совершившее запрещенное КоАП деяние, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет подлежит административной ответственности лишь:
1) за умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1); 2) за мелкое хищение (ст. 10.5); 3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9); 4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (ст. 15.29); 5) за жестокое обращение с животными (ст. 15.45); 6) за разжигание костров в запрещенных местах (ст. 15.58); 7) за мелкое хулиганство (ст. 17.1); 8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (ч. 1—3,5 ст. 18.3); 9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транс- порта (ст. 18.4); 10) за нарушение правил пользование транспортным средством (ст. 18.9); 11) за нарушение правил пользования метрополитеном (ст. 18.10); 12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транс- порте (ст. 18.34); 13) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценнос- тей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус ис- торико-культурной ценности (ст. 19.4); 14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поис- ковых работ (ст. 19.7); 15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (ст. 23.46); 16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (ст. 23.47). Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, совершивших административные правонарушения, наступает в соответствии с КоАП. На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, а на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет не могут налагаться также административные взыскания в виде штрафа (за исключением, когда они имеют свои заработок, стипендию и (или) иной собственный доход) или исправительных работ. На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет может налагаться административное взыскание в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Особенной части КоАП.
К специальным субъектам относятся лица, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (ч. 1 ст. 4.7 КоАП), индивидуальные предприниматели и юридические лица (ст. 4.8 КоАП). Лица, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям несут ответственность за совершенные административные правонарушения на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные взыскания в виде: - исправительных работ или - административного ареста. В отношении военнослужащих срочной службы помимо исправительных работ и административного ареста законодатель исключил также применение штрафа. Исправительные работы и административный арест несовместимы с несением военной службы, а применение штрафа к военнослужащим срочной службы, которые находятся на полном государственном довольствии и на руки получают небольшую сумму денег, было бы абсурдным. К физическим лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, относятся лица некоторых органов государственного управления, где необходима особая строгая дисциплина (воздушного, железнодорожного, водного транспорта и др.). Физические лица, кроме вышеуказанных (ч. I ст. 4.7 КоАП), на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, за совершение административных правонарушений несут административную ответственность на общих основаниях. Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель только в том случае, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. Так, например, в ст. 9.20 КоАП при сокрытии страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрено наложение штрафа на граждан в размере от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от десяти до пятидесяти, а на юридическое лицо - от пятидесяти до ста базовых величин.
В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица. Юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП. Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица. Привлечение к административной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Статьей 4.8 КоАП определено юридическое лицо, привлекаемое к ответственности за совершенное административное правонарушение: - при слиянии нескольких юридических лиц; - при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу;
- при разделении юридического лица или при выделении из состава юриди- ческого лица одного или нескольких юридических лиц; - при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому в соответствии с разделительным балансом перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется психическим отношением правонарушителя к совершенному деянию и наступившим последствиям. Она включает вину нарушителя, мотивы, которыми руководствовался субъект, и цели, которые он преследовал. Мотив — это побуждения, которыми руководствовалось лицо при совершении административного правонарушения. В отдельных случаях мотив совершения правонарушения может быть признан как обстоятельство, отягчающее ответственность. Например, совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни (п. 6 ч. 1 ст. 7.3 КоАП). Однако мотив не является необходимым признаком состава каждого административного правонарушения. Как правило, только умышленные административные правонарушения совершаются мотивированно. Ряд составов административных правонарушений в качестве признака субъективной стороны требует наличия цели, которую правонарушитель преследовал. Так, например, состав административного правонарушения ст. 23.3 КоАП «Вмешательство в разрешение дела об административном правонарушении» требует наличия цели — воспрепятство-вать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела или цели ~ добиться вынесения незаконного решения. Состав административного правонарушения ст. 12.12 КоАП «Лжепредпринимательство» требует наличия цели - получение ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность (ч. Зет. 4.3 КоАП). Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть: − не могло сознавать фактический характер и противоправность своего дей- ствия (бездействия) или − руководить им вследствие хронического или временного психического рас- стройства, слабоумия или иного психического заболевания (ст. 4.4 КоАП). Под невменяемостью понимается такое психическое состояние лица во время совершения противоправного деяния (действия или бездействия), которое дает основание исключить вину в качестве признака субъективной стороны административного правонарушения.
Лицо может быть признано невменяемым, если не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им. В ст. 4.4 КоАП в общей форме указаны признаки психического заболевания, которые могут служить основанием для признания лица невменяемым и освобождения его от административной ответственности. К ним относятся: − хроническое или временное психическое расстройство; − слабоумие; − иное психическое заболевание. Под хроническим психическим расстройством понимаются неизлечимые или трудноизлечимые психические заболевания, имеющие длительный характер, например эпилепсия, шизофрения и т.д. Под временным психическим расстройством понимаются такие психические заболевания, которые протекают сравнительно быстро и заканчиваются, как правило, выздоровлением. Например, к временным психическим расстройствам относятся возникшие в результате тяжелых психических потрясений реактивные состояния, патологическое опьянение и др. Под иными психическими заболеваниями понимают различные заболевания, которые сопровождаются тяжелой формой психического расстройства. К ним относятся: некоторые формы психопатии, душевные расстройства, сопровождающие инфекционные заболевания, и др. Установление какого-либо из признаков психического заболевания может быть медицинским критерием для вывода о невменяемости лица. Однако такой признак не предопределяет решение о невменяемости лица, совершившего противоправное деяние, так как степень душевного расстройства не всегда достигает такого состояния, когда лицо не может сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им. Юридический критерий невменяемости основан на установлении такого психического расстройства, слабоумия или психического заболевания, которое лишает возможности лицо сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им. Если лицо не сознает фактический характер и противоправность своего действия (бездействия), оно и не может руководить им. Вместе с тем возможность сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) не исключает того, что воля лица может быть ослаблена и оно не может руководить своими действиями в силу болезненного влечения. Например, непреодолимое влечение лиц, страдающих клептоманией, к кражам. Решение о невменяемости лица, совершившего противоправное деяние, принимается на основе исследования медицинского (заключение эксперта) и юридического критериев (другие материалы дела). Лицо, совершившее противоправное деяние в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности. Это значит, что если невменяемость лица, совершившего противоправное деяние, была установлена при возбуждении дела об административном правонарушении, то дело не возбуждается. Если невменяемость лица была установлена в ходе расследования или при принятии решения по делу, то дело должно быть прекращено. Решение о невозбуждении и прекращении дела об административном правонарушении при возбуждении и расследовании дела принимает орган (должностное лицо), уполномоченный возбуждать и расследовать дела об административных правонарушениях (составлять протоколы). Решение о прекращении дела при принятии решения по делу принимает орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать крип об административных правонарушениях. Деяния, содержащие признаки административных правонарушений: 1) умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1); 2) клевета (ст. 9.2); 3) оскорбление (ст. 9.3); 4) отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 9.6); 5) присвоение найденного имущества (ст. 10.6); 6) причинение имущественного ущерба (ст. 10.7); 7) уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений (ст. 10.8); 8) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9);
9) нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение транспортного средства или иного имущества (ч. 1-3 ст. 18.17); 10) нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения (ч. 4 ст. 18.23) в случае причинения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждения транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества; 11) разглашение коммерческой или иной тайны (ст. 22.13), − влекут административную ответственность лишь при наличии выраженного в установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.
2.2. Вина Вина — психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности. В ст. 3.2 КоАП раскрывается понятие умышленной вины, наличие которой необходимо во всех случаях привлечения лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, которое может быть совершено только умышленно. В некоторых статьях Особенной части КоАП прямо указывается на умышленную форму вины. Это такие составы административных правонарушений, как: ст. 9.1 «Умышленное причинение телесного повреждения»; ст. 9.11 «Умышленные уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму»; ст. 10.9 «Умышленные уничтожение либо повреждение имущества»; ст. 18.1 «Умышленное блокирование транспортных коммуникаций»; ст. 23.35 «Умышленные повреждение или срыв печати (пломбы)» и др. Административным правонарушением, совершенным умышленно, признается противоправное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом (ст. 3.2 КоАП). Административное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если физическое лицо, его совершившее: 1) сознавало противоправность своего деяния, 2) предвидело его вредные последствия и 3) желало их наступления. Административное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если физическое лицо, его совершившее: 1) сознавало противоправность своего деяния; 2) предвидело его вредные последствия; 3) не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично. Осознание противоправности своего деяния означает, что лицо сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, т.е. их незаконность. Например, к ответственности за заведомо ложное сообщение (ст. 17.6 КоАП) лицо может быть привлечено только в том случае, если оно сознавало, что передаваемое им сообщение заведомо ложное, т.е. факт, служащий основанием для принятия мер реагирования специализированными службами, не имел места, он данным лицом выдуман. В ряде статей Особенной части КоАП содержится предостережение от совершения противоправных действий. Например, незаконный отказ в доступе к архивному документу (ст. 22.10 КоАП), непредставление документов, отчетов и иных материалов (ст. 23.16 КоАП) и др. Умысел должен охватывать как предвидение последствий, так и желание, сознательное допущение их наступления или безразличное к это- му отношение. Например, при совершении мелкого хищения имущества юридического лица (ст. 10.5 КоАП) лицо сознает характер противоправного деяния, предвидит вредные последствия в виде материального ущер- ба юридическому лицу и желает их наступления. Цель виновного лица -незаконно обратить имущество юридического лица в свою собственность или в собственность других лиц. Административным правонарушением, совершенным по неосторожности, признается противоправное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности (ст. 3.3 КоАП). Административное правонарушение признается совершенным по легкомыслию, если физическое лицо, его совершившее: 1) предвидело возможность наступления вредных последствий своего дея- ния, но 2) без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение. Административное правонарушение признается совершенным по небрежности, если физическое лицо, его совершившее: 1) не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния, 2) хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть. При легкомыслии лицо не допускает возможности наступления последствий, рассчитывает на их предотвращение. Этот расчет делается как на основе' собственных сил, знании, опыте, так и других лиц, сил природы и т.д. При небрежности правонарушитель не предвидит возможности наступления вредных последствий. Такое поведение, как правило, связано с тем, что правонарушитель не задумывается над своими действиями и над тем результатом, к чему они могут привести. Чтобы установить, должно ли данное лицо предвидеть вредные последствия, необходимо исследовать условия, в которых оно находилось, как в момент совершения правонарушения, так и до этого. Обязанность предвидеть результат своего деяния может быть обусловлена характером выполняемых обязанностей. Если лицо должно было предвидеть наступление последствий, необходимо установить, могло ли оно это сделать, учитывая его индивидуальные особенности, личные качества, жизненный опыт, образование, профессию, стаж работы, состояние здоровья, учет обстановки в момент совершения правонарушения и т. д. От неосторожной формы вины необходимо отличать так называемый казус (случай), при котором лицо не несет административной ответственности. Для казуса характерно то, что лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия, наступившие в результате его деяния. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Вывод о субъективной стороне административного правонарушения делается на основе анализа всех признаков, приведенных в соответствующей статье Особенной части КоАП. Все составы административных правонарушений можно условно подразделить на: - формальные; - материальные. Для формальных составов административных правонарушений достаточно совершения деяния (действия или бездействия), указанного в статье Особенной части, независимо оттого, какие в результате этого наступили последствия. Форма вины при совершении таких правонарушений устанавливается по отношению физического лица к противоправному деянию (ст. 3.4 КоАП). Это означает, что умышленная форма вины будет тогда, когда лицо сознает противоправный характер своего действия (или бездействия), а неосторожная — когда лицо не сознает его противоправности, хотя должно было и могло это сознавать. К таким административным правонарушениям относятся, например: ст. 11.26 «Незаконное использование деловой репутации конкурента»; ст. 11.46 «Нецелевое использование валютных средств»; ст. 16.8 «Нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов» и др. В материальных составах административных проступков умышленная вина кроме осознания своего деяния включает также отношение правонарушителя к наступившим вредным последствиям. Предвидение вредных последствий выражает интеллектуальный момент умысла, а жела- ние, сознательное допущение их наступления или безразличное к этому отношение - волевой. Необходимо, чтобы наступили последствия и меж-ду деянием и последствиями существовала причинная связь. Например: ст. 9.1 «Умышленное причинение телесного повреждения»; ст. 10.5 «Мелкое хищение»; ст. 15.51 «Загрязнение либо засорение вод» и др. Последствиями выступают нанесенный ущерб, вред.
2.3. Понятие и принципы административной ответственности Любое общество устанавливает для граждан определенные запреты, нарушение которых предполагает ответственность. Одной из них является административная ответственность, которая устанавливается административно-деликтным законом за совершение общественно опасного деяния, именуемого административным правонарушением. Совершение административного правонарушения предполагает не Только административную ответственность, но и моральное его осуждение со стороны общества. Ответственность — это наступление каких-либо неблагоприятных последствий в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера для лица, совершившего административное правонарушение. Административная ответственность заключается в государственном принуждении, соединенном с порицанием неправомерного поведения. Она наступает независимо от желания лица, совершившего административное правонарушение, в принудительном порядке. Административная ответственность - это правоотношение, возникающее между лицом, совершившим административное правонарушение, и государством в лице компетентных органов (должностных лиц). Такая ответственность реализуется только компетентными органами (должностными лицами). Административной ответственности подлежит лишь лицо, виновное в совершении административного правонарушения. Это единственное основание для привлечения лица к административной ответственности. Административная ответственность наступает только за те деяния, которые определены административно-деликтным законом в качестве административного правонарушения. Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП. Под принципами административной ответственности понимают- Принципы административной ответственности хотя и являются относительно самостоятельными, но объединены общими целями и задачами, обусловливают друг друга и представляют собой единую систему руководящих положений. Такая связь принципов наглядно проявляется при их сопоставлении. Например, принцип справедливости требует от должностных лиц, уполномоченных налагать административные взыскания, соблюдения принципа виновной ответственности. Реализация этого принципа требует в свою очередь обеспечения принципа неотвратимости наказания. Необеспечение этого принципа влечет нарушение принципа законности, что ведет в конечном счете к отмене вынесенного постановления. Система принципов административной ответственности призвана обеспечивать их существование только в диалектическом единстве. Административная ответственность согласно ст. 4.2 КоАП основывается на принципах: − законности; − равенства перед законом; − неотвратимости ответственности; − виновной ответственности; − справедливости; − гуманизма.
Принцип законности означает, что все должностные лица, граждане обязаны исполнять и соблюдать предписания КоАП и что всякое отступление от требований Кодекса, какими бы мотивами оно ни было вызвано, является недопустимым. Привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются не иначе, как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании КоАП. Это положение соответствует ч. 2 ст. 7 Конституции Республики Бе-ларусь, в которой говорится, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Согласно ст. 27 Конституции никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близким родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы. Юридические гарантии соблюдения требований закона включают в себя:
1) систематический контроль со стороны вышестоящих органов; 2) прокурорский надзор.
Важные юридические гарантии соблюдения законности при привлечении к административной ответственности заключаются в нормах Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в которых подробно регламентированы права лиц, привлекаемых к административной ответственности, и других участников производства по делам об административных правонарушениях. Обеспечивая выполнение принципа равенства всех граждан перед законом (ст. 22 Конституции), ст. 4.2 КоАП закрепляет, что физические лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства или места пребывания, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств. Принцип неотвратимости ответственности означает, что каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности. Согласно презумпции невиновности (ст. 26 Конституции) лицо, совершившее административное правонарушение, не может быть привлечено к ответственности, пока в установленном порядке не будет доказано, что именно оно совершило деяние, предусмотренное КоАП. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, говорится в ст. 4.2 КоАП. Административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, т.е. административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение. Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания. Административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их деловой репутации.
2.4. Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением К обстоятельствам, исключающим признание деяния административным правонарушением, о
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|