Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состав административного правонарушения




Для привлечения лица к административной ответственности необхо­димо установить, что в совершенных им действиях имеется состав адми­нистративного правонарушения. Лицо может быть признано виновным

 

и подлежащим административной ответственности только при наличии в его действиях всех необходимых субъективных и объективных признаков состава административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения, будучи закреплен­ными нормами права, образуют сложный юридический состав, являю­щийся единственным основанием административной ответственности для правонарушителя.

Состав административного правонарушения содержит четыре эле­мента:

а) объект;

б) объективная сторона;

в) субъект;

г) субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения является то, на что направлено, на что посягает правонарушение, совершенное конкретным лицом. Всякое административное правонарушение прямо или косвенно посягает на общественные отношения, которые охраняются администра­тивным законодательством. Поэтому посягательство на конкретный объект всегда связано с нарушением правовой нормы.

Различают общий, родовой и непосредственный объекты.

Общим объектом состава административных правонарушений явля­ются общественные отношения в сфере управленческой деятельности, регулируемые нормами административного права (в ряде случаев трудо­вого, налогового, финансового, банковского и др.).

Родовым объектом состава административных правонарушений яв­ляются общественные отношения, составляющие в своей совокупности право собственности, права и свободы, здоровье граждан, общественный порядок, установленный порядок управления и т.д.

Непосредственным объектом состава административного правона­рушения являются конкретные общественные отношения в определен­- ной отрасли административного права (при умышленном причинении телесного повреждения - здоровье человека, при оскорблении - честь, достоинство гражданина и т.д.). Установление непосредственного объек-та каждого административного правонарушения есть необходимое усло­вие правильной квалификации совершенного деяния.

Для правильной квалификации совершенного административного правонарушения в отдельных случаях необходимо от непосредственного

 

объекта посягательства отличать предмет правонарушения. Так, напри­мер, при мелком хищении (ст. 10.5 КоАП) предметом хищения может быгь любое имущество юридического лица (деньги, вещи, ценности и т.д.), од­нако непосредственным объектом этого административного правонару­шения являются общественные отношения, составляющие в своей сово­купности собственность юридического лица.

Объективная сторона состава административного правонарушения характеризует внешнюю сторону поведения нарушителя правовой нор­мы и выражается в действии или бездействии, наступивших последствиях и причинной связи между деянием и наступившим результатом.

В ряде составов административных правонарушений необходимой частью объективной стороны состава административного правонаруше­ния является способ действия. Так, например, по способу совершения различаются мелкие хищения имущества юридического лица (ст. 10.5 КоАП): кража, мошенничество, злоупотребление служебными полномо­чиями, присвоение, растрата. Иногда способ действия выступает в каче­стве обстоятельства, дающего возможность квалифицировать проступок как общественно опасное деяние, являющееся административным пра­вонарушением. Например, квалификационным признаком незаконной предпринимательской деятельности (ст. 12.7 КоАП) является осуществле­ние такой деятельности без государственной регистрации или без специ­ального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (ли­цензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществле­ния видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях.

В ряде составов административных правонарушений в качестве не­обходимой части объективной стороны указываются время и место со­вершения административного проступка. Так, например, законодатель­ством Республики Беларусь для определенной категории плательщиков установлены сроки постановки их на учет в налоговом органе (ст. 13.1 КоАП). В ч. 5 ст. 12.17 КоАП говорится о продаже товаров или лекарствен­ных средств со складов, баз, из подсобных помещений государственных организаций бытового обслуживания, торговли, общественного питания, здравоохранения, или при доставке их к месту хранения (реализации).

В одних составах административных правонарушений характеристи­ка объективной стороны правонарушения исчерпывается совершением определенного действия или бездействия, в других — необходимо наступ­ление последствий. Например, для состава административного правона-рушения, предусмотренного ст. 10.7 КоАП «Причинение имущественно-

 

го ущерба», наступление последствий необходимо. Для правильной ква­лификации таких административных правонарушений в обязательном по­рядке нужно установить причинную связь между действием (или бездей­ствием) и наступившими последствиями.

Субъектом состава административного правонарушения является лицо, обладающее административной деликтоспособностью, т.е. лицо, которое в соответствии с административным деликтным законодатель­ством может быть привлечено за правонарушение к административной ответственности

Субъектом состава административного правонарушения являются вменяемые физические лица, достигшие ко времени совершения право­нарушения 16-летнего возраста, за исключением случаев, пред­усмотренных КоАП (ст. 4.3 КоАП).

Физическое лицо, совершившее запрещенное КоАП деяние, в возра­сте от четырнадцати до шестнадцати лет подлежит административной от­ветственности лишь:

1) за умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1);

2) за мелкое хищение (ст. 10.5);

3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9);

4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяни­ках (ст. 15.29);

5) за жестокое обращение с животными (ст. 15.45);

6) за разжигание костров в запрещенных местах (ст. 15.58);

7) за мелкое хулиганство (ст. 17.1);

8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железно­дорожном или городском электрическом транспорте (ч. 1—3,5 ст. 18.3);

9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транс­- порта (ст. 18.4);

10) за нарушение правил пользование транспортным средством (ст. 18.9);

11) за нарушение правил пользования метрополитеном (ст. 18.10);

12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транс- порте (ст. 18.34);

13) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценнос- тей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус ис- торико-культурной ценности (ст. 19.4);

14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поис- ковых работ (ст. 19.7);

15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или мета­тельного оружия (ст. 23.46);

16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (ст. 23.47).

Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, совершивших административные правонарушения, наступает в соответствии с КоАП.

На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадца­ти лет не может налагаться административное взыскание в виде админис­тративного ареста, а на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет не могут налагаться также административные взыска­ния в виде штрафа (за исключением, когда они имеют свои зарабо­ток, стипендию и (или) иной собственный доход) или исправительных работ.

На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадца­ти лет может налагаться административное взыскание в виде предупреж­дения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Осо­бенной части КоАП.

К специальным субъектам относятся лица, на которых распростра­няется статус военнослужащего, а также лица начальствующего и рядо­вого состава органов внутренних дел, органов финансовых расследова­ний Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (ч. 1 ст. 4.7 КоАП), индиви­дуальные предприниматели и юридические лица (ст. 4.8 КоАП).

Лица, на которых распространяется статус военнослужащего, а так­же лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контро­ля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным си­туациям несут ответственность за совершенные административные пра­вонарушения на общих основаниях.

К указанным лицам не могут быть применены административные взыскания в виде:

- исправительных работ или

- административного ареста.

В отношении военнослужащих срочной службы помимо исправи­тельных работ и административного ареста законодатель исключил также применение штрафа.

Исправительные работы и административный арест несовместимы с несением военной службы, а применение штрафа к военнослужащим срочной службы, которые находятся на полном государственном доволь­ствии и на руки получают небольшую сумму денег, было бы абсурдным.

К физическим лицам, на которых распространяется действие дис­циплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, отно­сятся лица некоторых органов государственного управления, где необхо­дима особая строгая дисциплина (воздушного, железнодорожного, вод­ного транспорта и др.).

Физические лица, кроме вышеуказанных (ч. I ст. 4.7 КоАП), на кото­рых распространяется действие дисциплинарных уставов или специаль­ных положений о дисциплине, за совершение административных правона­рушений несут административную ответственность на общих основаниях.

Физическое лицо подлежит административной ответственнос­ти как индивидуальный предприниматель только в том случае, если со­вершенное административное правонарушение связано с осуществляе­мой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. Так, например, в ст. 9.20 КоАП при со­крытии страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний предусмотрено наложение штрафа на граж­дан в размере от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от десяти до пятидесяти, а на юридическое лицо - от пятидесяти до ста базовых величин.

В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него адми­нистративного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица.

Юридическое лицо может нести ответственность только за админис­тративные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особен­ной части КоАП.

Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правона­рушение виновное должностное лицо юридического лица.

Привлечение к административной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответ­ственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Статьей 4.8 КоАП определено юридическое лицо, привлекаемое к от­ветственности за совершенное административное правонарушение:

- при слиянии нескольких юридических лиц;

- при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу;

 

- при разделении юридического лица или при выделении из состава юриди­- ческого лица одного или нескольких юридических лиц;

- при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида.

При слиянии нескольких юридических лиц к административной от­ветственности за совершение административного правонарушения при­влекается вновь возникшее юридическое лицо.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение администра­тивного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к админис­тративной ответственности за совершение административного правона­рушения привлекается то юридическое лицо, к которому в соответствии с разделительным балансом перешли права и обязанности по заключен­ным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено адми­нистративное правонарушение.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридиче­ское лицо другого вида к административной ответственности за совер­шение административного правонарушения привлекается вновь возник­шее юридическое лицо.

Субъективная сторона административного правонарушения харак­теризуется психическим отношением правонарушителя к совершенно­му деянию и наступившим последствиям. Она включает вину нарушите­ля, мотивы, которыми руководствовался субъект, и цели, которые он пре­следовал.

Мотив — это побуждения, которыми руководствовалось лицо при совершении административного правонарушения. В отдельных случаях мотив совершения правонарушения может быть признан как обстоятель­ство, отягчающее ответственность. Например, совершение администра­тивного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо рели­гиозной розни (п. 6 ч. 1 ст. 7.3 КоАП). Однако мотив не является необходи­мым признаком состава каждого административного правонарушения. Как правило, только умышленные административные правонарушения совершаются мотивированно.

Ряд составов административных правонарушений в качестве при­знака субъективной стороны требует наличия цели, которую правонару­шитель преследовал. Так, например, состав административного право­нарушения ст. 23.3 КоАП «Вмешательство в разрешение дела об админи­стративном правонарушении» требует наличия цели — воспрепятство-вать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела или цели ~ добиться вынесения незаконного решения. Состав администра­тивного правонарушения ст. 12.12 КоАП «Лжепредпринимательство» требует наличия цели - получение ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста, если будет установлено, что вслед­ствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность (ч. Зет. 4.3 КоАП).

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяе­мости, то есть:

− не могло сознавать фактический характер и противоправность своего дей- ­ствия (бездействия) или

− руководить им вследствие хронического или временного психического рас-­ стройства, слабоумия или иного психического заболевания (ст. 4.4 КоАП).

Под невменяемостью понимается такое психическое состояние лица во время совершения противоправного деяния (действия или бездействия), которое дает основание исключить вину в качестве признака субъектив­ной стороны административного правонарушения.

 

Лицо может быть признано невменяемым, если не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им.

В ст. 4.4 КоАП в общей форме указаны признаки психического забо­левания, которые могут служить основанием для признания лица невме­няемым и освобождения его от административной ответственности. К ним относятся:

− хроническое или временное психическое расстройство;

− слабоумие;

− иное психическое заболевание.

Под хроническим психическим расстройством понимаются неизле­чимые или трудноизлечимые психические заболевания, имеющие дли­тельный характер, например эпилепсия, шизофрения и т.д.

Под временным психическим расстройством понимаются такие пси­хические заболевания, которые протекают сравнительно быстро и заканчи­ваются, как правило, выздоровлением. Например, к временным психичес­ким расстройствам относятся возникшие в результате тяжелых психических потрясений реактивные состояния, патологическое опьянение и др.

Под иными психическими заболеваниями понимают различные за­болевания, которые сопровождаются тяжелой формой психического рас­стройства. К ним относятся: некоторые формы психопатии, душевные рас­стройства, сопровождающие инфекционные заболевания, и др.

Установление какого-либо из признаков психического заболевания может быть медицинским критерием для вывода о невменяемости лица. Однако такой признак не предопределяет решение о невменяемости лица, совершившего противоправное деяние, так как степень душевного рас­стройства не всегда достигает такого состояния, когда лицо не может со­знавать фактический характер и противоправность своего действия (без­действия) или руководить им.

Юридический критерий невменяемости основан на установлении такого психического расстройства, слабоумия или психического заболева­ния, которое лишает возможности лицо сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им.

Если лицо не сознает фактический характер и противоправность сво­его действия (бездействия), оно и не может руководить им. Вместе с тем возможность сознавать фактический характер и противоправность свое­го действия (бездействия) не исключает того, что воля лица может быть ослаблена и оно не может руководить своими действиями в силу болез­ненного влечения. Например, непреодолимое влечение лиц, страдающих клептоманией, к кражам.

Решение о невменяемости лица, совершившего противоправное дея­ние, принимается на основе исследования медицинского (заключение эксперта) и юридического критериев (другие материалы дела).

Лицо, совершившее противоправное деяние в состоянии невменяе­мости, не подлежит административной ответственности. Это значит, что если невменяемость лица, совершившего противоправное деяние, была установлена при возбуждении дела об административном правонаруше­нии, то дело не возбуждается. Если невменяемость лица была установле­на в ходе расследования или при принятии решения по делу, то дело дол­жно быть прекращено. Решение о невозбуждении и прекращении дела об административном правонарушении при возбуждении и расследовании дела принимает орган (должностное лицо), уполномоченный возбуждать и расследовать дела об административных правонарушениях (составлять протоколы). Решение о прекращении дела при принятии решения по делу принимает орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать крип об административных правонарушениях.

Деяния, содержащие признаки административных правонарушений: 1) умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1);

2) клевета (ст. 9.2);

3) оскорбление (ст. 9.3);

4) отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 9.6);

5) присвоение найденного имущества (ст. 10.6);

6) причинение имущественного ущерба (ст. 10.7);

7) уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сель­скохозяйственных культур или насаждений (ст. 10.8);

8) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9);

 

9) нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспорт­ным средством, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение транспортного средства или иного имущества (ч. 1-3 ст. 18.17);

10) нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения (ч. 4 ст. 18.23) в случае причинения пешеходом, ли­цом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспор­тным средством, потерпевшему легкого телесного повреждения либо по­вреждения транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорож­ных и других сооружений или иного имущества;

11) разглашение коммерческой или иной тайны (ст. 22.13), −

влекут административную ответственность лишь при наличии выра­женного в установленном Процессуально-исполнительным кодексом Рес­публики Беларусь об административных правонарушениях порядке тре­бования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, со­вершившее административное правонарушение, к административной ответственности.

 

2.2. Вина

Вина — психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или не­осторожности.

В ст. 3.2 КоАП раскрывается понятие умышленной вины, наличие которой необходимо во всех случаях привлечения лица к административ­ной ответственности за совершение административного правонаруше­ния, которое может быть совершено только умышленно.

В некоторых статьях Особенной части КоАП прямо указывается на умышленную форму вины. Это такие составы административных право­нарушений, как: ст. 9.1 «Умышленное причинение телесного поврежде­ния»; ст. 9.11 «Умышленные уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму»; ст. 10.9 «Умышлен­ные уничтожение либо повреждение имущества»; ст. 18.1 «Умышленное блокирование транспортных коммуникаций»; ст. 23.35 «Умышленные по­вреждение или срыв печати (пломбы)» и др.

Административным правонарушением, совершенным умышленно, признается противоправное деяние, совершенное с прямым или косвен­ным умыслом (ст. 3.2 КоАП).

Административное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если физическое лицо, его совершившее:

1) сознавало противоправность своего деяния,

2) предвидело его вредные последствия и

3) желало их наступления.

Административное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если физическое лицо, его совершившее:

1) сознавало противоправность своего деяния;

2) предвидело его вредные последствия;

3) не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Осознание противоправности своего деяния означает, что лицо со­знавало противоправный характер своего действия или бездействия, т.е. их незаконность. Например, к ответственности за заведомо ложное сооб­щение (ст. 17.6 КоАП) лицо может быть привлечено только в том случае, если оно сознавало, что передаваемое им сообщение заведомо ложное, т.е. факт, служащий основанием для принятия мер реагирования специ­ализированными службами, не имел места, он данным лицом выдуман.

В ряде статей Особенной части КоАП содержится предостережение от совершения противоправных действий. Например, незаконный отказ в дос­тупе к архивному документу (ст. 22.10 КоАП), непредставление документов, отчетов и иных материалов (ст. 23.16 КоАП) и др.

Умысел должен охватывать как предвидение последствий, так и же­лание, сознательное допущение их наступления или безразличное к это- му отношение. Например, при совершении мелкого хищения имущества юридического лица (ст. 10.5 КоАП) лицо сознает характер противоправно­го деяния, предвидит вредные последствия в виде материального ущер-

ба юридическому лицу и желает их наступления. Цель виновного лица -незаконно обратить имущество юридического лица в свою собственность или в собственность других лиц.

Административным правонарушением, совершенным по неосто­рожности, признается противоправное деяние, совершенное по легко­мыслию или небрежности (ст. 3.3 КоАП).

Административное правонарушение признается совершенным по легкомыслию, если физическое лицо, его совершившее:

1) предвидело возможность наступления вредных последствий своего дея­- ния, но

2) без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение.

Административное правонарушение признается совершенным по небрежности, если физическое лицо, его совершившее:

1) не предвидело возможности наступления вредных последствий своего дея­ния,

2) хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

При легкомыслии лицо не допускает возможности наступления по­следствий, рассчитывает на их предотвращение. Этот расчет делается как на основе' собственных сил, знании, опыте, так и других лиц, сил природы и т.д.

При небрежности правонарушитель не предвидит возможности на­ступления вредных последствий. Такое поведение, как правило, связано с тем, что правонарушитель не задумывается над своими действиями и над тем результатом, к чему они могут привести.

Чтобы установить, должно ли данное лицо предвидеть вредные по­следствия, необходимо исследовать условия, в которых оно находилось, как в момент совершения правонарушения, так и до этого. Обязанность предвидеть результат своего деяния может быть обусловлена характером выполняемых обязанностей. Если лицо должно было предвидеть наступ­ление последствий, необходимо установить, могло ли оно это сделать, учитывая его индивидуальные особенности, личные качества, жизнен­ный опыт, образование, профессию, стаж работы, состояние здоровья, учет обстановки в момент совершения правонарушения и т. д.

От неосторожной формы вины необходимо отличать так называе­мый казус (случай), при котором лицо не несет административной от­ветственности. Для казуса характерно то, что лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия, наступившие в результате его деяния.

Юридическое лицо признается виновным в совершении администра­тивного правонарушения, если будет установлено, что этим юридичес­ким лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых пред­усмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в соб­ственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обо­собленное имущество, несет самостоятельную ответственность по сво­им обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанно­сти, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.

Вывод о субъективной стороне административного правонаруше­ния делается на основе анализа всех признаков, приведенных в соответ­ствующей статье Особенной части КоАП.

Все составы административных правонарушений можно условно подразделить на:

- формальные;

- материальные.

Для формальных составов административных правонарушений дос­таточно совершения деяния (действия или бездействия), указанного в ста­тье Особенной части, независимо оттого, какие в результате этого насту­пили последствия.

Форма вины при совершении таких правонарушений устанавлива­ется по отношению физического лица к противоправному деянию (ст. 3.4 КоАП). Это означает, что умышленная форма вины будет тогда, когда лицо сознает противоправный характер своего действия (или бездействия), а неосторожная — когда лицо не сознает его противоправности, хотя долж­но было и могло это сознавать. К таким административным правонару­шениям относятся, например: ст. 11.26 «Незаконное использование дело­вой репутации конкурента»; ст. 11.46 «Нецелевое использование валют­ных средств»; ст. 16.8 «Нарушение санитарных норм, правил и гигиени­ческих нормативов» и др.

В материальных составах административных проступков умышлен­ная вина кроме осознания своего деяния включает также отношение пра­вонарушителя к наступившим вредным последствиям. Предвидение вред­ных последствий выражает интеллектуальный момент умысла, а жела- ние, сознательное допущение их наступления или безразличное к этому

отношение - волевой. Необходимо, чтобы наступили последствия и меж-ду деянием и последствиями существовала причинная связь. Например: ст. 9.1 «Умышленное причинение телесного повреждения»; ст. 10.5 «Мел­кое хищение»; ст. 15.51 «Загрязнение либо засорение вод» и др. Послед­ствиями выступают нанесенный ущерб, вред.

 

 

2.3. Понятие и принципы административной ответственности

Любое общество устанавливает для граждан определенные запреты, нарушение которых предполагает ответственность. Одной из них является административная ответственность, которая устанавливается админист­ративно-деликтным законом за совершение общественно опасного дея­ния, именуемого административным правонарушением.

Совершение административного правонарушения предполагает не Только административную ответственность, но и моральное его осужде­ние со стороны общества.

Ответственность — это наступление каких-либо неблагоприятных последствий в форме ограничений (лишений) личного, организационно­го или имущественного характера для лица, совершившего администра­тивное правонарушение.

Административная ответственность заключается в государственном принуждении, соединенном с порицанием неправомерного поведения.

Она наступает независимо от желания лица, совершившего админи­стративное правонарушение, в принудительном порядке.

Административная ответственность - это правоотношение, возни­кающее между лицом, совершившим административное правонаруше­ние, и государством в лице компетентных органов (должностных лиц). Такая ответственность реализуется только компетентными органами (дол­жностными лицами).

Административной ответственности подлежит лишь лицо, виновное в совершении административного правонарушения. Это единственное основание для привлечения лица к административной ответственности. Административная ответственность наступает только за те деяния, кото­рые определены административно-деликтным законом в качестве адми­нистративного правонарушения.

Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему

административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответствен­ности в соответствии с КоАП.

Под принципами административной ответственности понимают-
ся закрепленные законом основополагающие положения, которые в те-
чение длительного времени не претерпевают значительных изменений,
обеспечивают выполнение поставленных перед ней задач. Принципы −
это идеи, основные положения, которыми руководствуется как законода-
тель, конструирующий нормы административно-деликтного права, так и
исполнители этих норм: правоприменительные органы, должностные
лица, граждане.

Принципы административной ответственности хотя и являются от­носительно самостоятельными, но объединены общими целями и зада­чами, обусловливают друг друга и представляют собой единую систему руководящих положений. Такая связь принципов наглядно проявляется при их сопоставлении. Например, принцип справедливости требует от должностных лиц, уполномоченных налагать административные взыска­ния, соблюдения принципа виновной ответственности. Реализация этого принципа требует в свою очередь обеспечения принципа неотвратимос­ти наказания. Необеспечение этого принципа влечет нарушение принци­па законности, что ведет в конечном счете к отмене вынесенного поста­новления.

Система принципов административной ответственности призвана обеспечивать их существование только в диалектическом единстве.

Административная ответственность согласно ст. 4.2 КоАП основыва­ется на принципах:

− законности;

− равенства перед законом;

− неотвратимости ответственности;

− виновной ответственности;

− справедливости;

− гуманизма.

 

Принцип законности означает, что все должностные лица, гражда­не обязаны исполнять и соблюдать предписания КоАП и что всякое от­ступление от требований Кодекса, какими бы мотивами оно ни было вызвано, является недопустимым. Привлечение и освобождение от ад­министративной ответственности осуществляются не иначе, как по по­становлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании КоАП.

Это положение соответствует ч. 2 ст. 7 Конституции Республики Бе-ларусь, в которой говорится, что государство, все его органы и должност­ные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Согласно ст. 27 Конституции никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близ­ким родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.

Юридические гарантии соблюдения требований закона включают в себя:

 

1) систематический контроль со стороны вышестоящих органов;

2) прокурорский надзор.

 

Важные юридические гарантии соблюдения законности при привле­чении к административной ответственности заключаются в нормах Про­цессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об админист­ративных правонарушениях, в которых подробно регламентированы пра­ва лиц, привлекаемых к административной ответственности, и других уча­стников производства по делам об административных правонарушениях.

Обеспечивая выполнение принципа равенства всех граждан перед законом (ст. 22 Конституции), ст. 4.2 КоАП закрепляет, что физические лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства или места пребывания, от­ношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объ­единениям, а также других обстоятельств.

Юридические лица, привлекаемые к административной ответствен­ности, равны перед законом и подлежат административной ответственно­сти независимо от формы собственности, места нахождения, организа­ционно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств.

Принцип неотвратимости ответственности означает, что каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подле­жат привлечению к административной ответственности.

Согласно презумпции невиновности (ст. 26 Конституции) лицо, со­вершившее административное правонарушение, не может быть привле­чено к ответственности, пока в установленном порядке не будет доказано, что именно оно совершило деяние, предусмотренное КоАП.

Лицо подлежит административной ответственности только за те ад­министративные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, говорится в ст. 4.2 КоАП.

Административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, т.е. административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного пра­вонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение.

Физическому лицу, совершившему административное правонару­шение, должно быть назначено административное взыскание, необходи­мое и достаточное для его воспитания. Административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причине­ние ему физических страданий. Административное взыскание, налагае­мое на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их деловой репутации.

 

 

2.4. Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением

К обстоятельствам, исключающим признание деяния администра­тивным правонарушением, о

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...