Общие правила наложения административного
Взыскания Общим правилом наложения административного взыскания (ст. 7.1) является соблюдение законности и индивидуализации наказания. Законность означает, что орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, может наложить только одно взыскание из указанных в санкции статьи. Исключением является специальная конфискация или взыскание стоимости предмета административного правонарушения, которые применяются независимо от того, указаны ли они в санкции статьи Особенной части КоАП. На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет административное взыскание в виде предупреждения может налагаться независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Особенной части КоАП. В Особенной части и в статьях Общей части КоАП определены размеры, как правило, минимальный и максимальный, налагаемых взыс- каний, за пределы которых орган (должностное лицо) налагающее взыскание, не правомочен выходить. Однако ч. 6 ст. 6.5 КоАП законодатель обязал орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, налагать штраф на физическое лицо в размере нижнего предела штрафа, предусмотренного в санкции статьи Особенной части КоАП, ко не ниже пяти десятых базовой величины, если физическое лицо выполнило следующие условия: 1) признало себя виновным в совершении административного правонарушения; 2) выразило согласие на применение к нему административного взыскания; 3) выразило согласие на возмещение причиненного им вреда. Это положение не применяется к физическому лицу, если в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрены такие виды административных взысканий, как:
- лишение специального права; - лишение права заниматься определенной деятельностью; - конфискация, а также если: 1 - повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность. Это положение не применяется к индивидуальному предпринимателю, если: - совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью; - повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность. Принцип индивидуализации проявляется в том, что при наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются: - характер совершенного административного правонарушения; - обстоятельства совершения административного правонарушения; - личность физического лица, совершившего административное правонарушение; - степень вины лица, совершившего административное правонарушение; - характер и размер вреда, причиненного лицом, совершившим административное правонарушение; - имущественное положение лица, совершившего административное правонарушение; - обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность лица, совершившего административное правонарушение. При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются: - характер административного правонарушения; - характер и размер причиненного вреда; - обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность; - финансово-экономическое положение юридического лица. Смысл индивидуализации наказания состоит в том, чтобы с учетом содеянного, личности виновного и всех других вышеизложенных обстоятельств выбрать такое, которое было бы наиболее эффективным для достижения целей, изложенных в ст. 6.1 КоАП. Особенно это важно, если в санкции статьи указаны альтернативные взыскания.
Характер совершенного административного правонарушения-это обобщенная оценка совершенного деяния, содержащая в себе степень общественной опасности и размер причиненного вреда охраняемым общественным отношениям. За более общественно опасные деяния должны быть применены более строгие административные взыскания Характеристика личности физического лица, совершившего административное правонарушение, может служить основанием для смягчения или усиления налагаемого взыскания в рамках санкции статьи Особенной части КоАП, предусматривающей ответственность за конкретное административное правонарушение. При наложении административного взыскания необходимо учитывать как смягчающие, так и отягчающие административную ответственность обстоятельства, предусмотренные ст. 7.2 и 7.3 КоАП. Наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание.
3.2.2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, наряду с другими обстоятельствами обязан учитывать обстоятельства, смягчающие административную ответственность (ст. 7.2). Такими обстоятельствами признаются: 1) чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего ад- Это означает, что физическое лицо осознает противоправный характер содеянного и признает свою вину, осуждает свое противоправное поведение, о чем могут свидетельствовать его детальные объяснения обстоятельств и причин правонарушения, добровольное заявление о нем органу (должностному лицу) и т.д.; 2) предотвращение лицом, совершившим административное право- Это означает, что лицо реально устранило или уменьшило такие последствия; 3) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда Добровольность означает, что физическое лицо, совершившее правонарушение, без напоминаний, указаний со стороны потерпевшего, лица, осуществляющего расследование по делу, возмещает в натуре, в денежном эквиваленте или иным образом устраняет причиненный вред. Например, при совершении мелкого хищения физическое лицо добровольно производит оплату стоимости похищенного у юридического лица;
4) наличие на иждивении у физического лица, совершившего адми- Малолетним является ребенок, который не достиг возраста четырнадцати лет. При учете данного обстоятельства, смягчающего ответственность, необходимо установить, что лицо, совершившее административное правонарушение, не уклонялось от содержания и воспитания своего ребенка; 5) совершение административного правонарушения вследствие сте- К таким тяжелым обстоятельствам можно отнести: длительную болезнь лица, совершившего административное правонарушение, или лиц, находящихся на его иждивении, смерть родственника, товарища, длительная невыплата заработной платы и т.д.; 6) совершение административного правонарушения под влиянием Под угрозой понимается психическое воздействие на лицо с целью склонения его к совершению административного правонарушения возможностью осуществить в отношении его или его имущества какие-либо насильственные действия (нанести побои, распространить позорящие его сведения или сведение, которые он желает сохранить в тайне, уничтожить имущество и т.д.). Под принуждением понимается психическое или физическое воздействие на лицо, осуществляемое с целью заставить его совершить административное правонарушение. Например, закрыть его в каком-либо помещении и не выпускать до тех пор, пока он не совершит- правонарушение, или с этой же целью не давать ему пищу. Материальная, служебная или иная зависимость означает, что в отношении лица, совершающего административное правонарушение, существует угроза лишиться каких-либо материальных или духовных благ, которыми он обладает в силу своего положения з быту, на работе, в определенном коллективе и т.д.;
7) совершение административного правонарушения несовершенно- Несовершеннолетним является физическое лицо, не достигшее на момент совершения административного правонарушения восемнадца-тилетнего возраста. Законодатель исходил, по нашему мнению, из того, что несовершеннолетние могут совершить правонарушение из-за недостатка жизненного опыта, под влиянием других лиц. Установив в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, достижение семидесятилетнего возраста, законодатель на практике показал реализацию принципа гуманизма в отношении престарелых; 8) совершение административного правонарушения беременной Состояние беременности у женщин часто сопровождается повышенной чувствительностью, раздражительностью, вспыльчивостью, что может привести к совершению правонарушений, поэтому законодатель учел такое состояние как смягчающее административную ответственность. Суд, орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные, не указанные
выше обстоятельства. К таким обстоятельствам можно отнести: состояние здоровья, инвалидность, положительное поведение в быту, на работе, наличие на иждивении у физического лица, совершившего администра-тивное правонарушение, ребенка-инвалида, нетрудоспособных, нуждающихся родителей и т.д. Смягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части КоАП в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определе-нии меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение. Это означает, что если одно из перечисленных обстоятельств является квалифицирующим признаком конкретного состава административного правонарушения, оно не может рассматриваться смягчающим административную ответственность обстоятельством для лица, совершившего данное правонарушение. Согласно ст. 7.9 КоАП при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств, предусмотренных п. 3 (добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание) и п. 5 (совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств) ч. 1 ст. 7.2 КоАП, а также иных обстоятельств, признанных смягчающими органом, ведущим административный процесс, административные взыскания за правонарушения, предусмотренные ст. 11.54,13.1-13.11 КоАП (административные правонарушения против порядка налогообложения), налагаются в размере, уменьшенном в два раза, либо в пределах установленных в указанных статьях минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в два раза.
Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, наряду с другими обстоятельствами обязан учитывать обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 7.3). Такими обстоятельствами признаются: 1) продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его. Такое поведение свидетельствует о злостном характере правонарушения, о нежелании лица, совершающего правонарушение, отказываться от своего противоправного поведения, об игнорировании правомерных требований прекращения административного правонарушения; 2) совершение административного правонарушения повторно. Повторность совершения административного правонарушения свидетельствует об устойчивой противоправной установке нарушителя. Совершение административного правонарушения повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения предусматривает более строгое взыскание. Например, согласно ч. 1 ст. 11.1 незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а в соответствии с ч. 2 этой же статьи то же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, - наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин. Вместе с тем законодатель установил, что если такое обстоятельство является квалифицирующим признаком конкретного состава административного правонарушения, то оно не может рассматриваться отягчающим административную ответственность обстоятельством для лица, совершившего данное правонарушение; 3) вовлечение несовершеннолетнего в административное правона- Вовлечение означает психическое или физическое склонение несовершеннолетнего к совершению административных проступков. Форма, в которой было осуществлено вовлечение, может быть различной. Это уговор, обман, подстрекательство, использование зависимого положения и др. Вместе с тем законодатель установил, что если такое обстоятельство является квалифицирующим признаком конкретного состава административного правонарушения, то оно не может рассматриваться отягчающим административную ответственность обстоятельством для лица, совершившего данное правонарушение. Например, ст. 17.4 «Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение». В этом случае вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение не может рассматриваться как отягчающее обстоятельство; 4) совершение административного правонарушения группой лиц, При совершении правонарушения группой лиц усилия таких лиц объединяются, в связи с чем представляют большую общественную опасность и общественным отношениям наносится больший вред. Самостоя- тельное совершение однородных правонарушений несколькими лицами, если они не участвовали в их совершении в качестве исполнителей совместно, не являются обстоятельствами, отягчающими ответственность; 5) совершение административного правонарушения в условиях сти- Стихийные бедствия - это возникающие, как правило внезапно, катастрофические природные явления и процессы (землетрясения, наводнения, засухи, ураганы и другие), которые сопровождаются или могут сопровождаться человеческими жертвами, могут нанести или нанесли материальный ущерб. Чрезвычайные обстоятельства - это сложившиеся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия ситуации, которые повлекли или могли повлечь за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Совершение правонарушений в таких условиях, естественно, является отягчающим обстоятельством; 6) совершение административного правонарушения по мотивам ра- О мотивах расовой, национальной либо религиозной розни могут свидетельствовать действия правонарушителя, демонстрирующего свою неприязнь к людям другой расы, национальности, вероисповедания путем совершения административного правонарушения. Например, правонарушитель, выражаясь нецензурными словами в адрес чеченцев, в общественном месте пытается снять с женщины-мусульманки чадру, несмотря на ее неоднократные просьбы не делать этого, т.е. совершает административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.1 «Мелкое хулиганство». В этом случае рассматриваемое обстоятельство будет отягчающим административную ответственность; 7) совершение административного правонарушения в отношении Материалами дела должно быть подтверждено, что лицо, совершившее административное правонарушение в отношении беременной женщины, заведомо знало, что она беременна; 8) совершение административного правонарушения с использова- Данное обстоятельство означает, что лицо, совершающее административное правонарушение, использует лицо, страдающее психическим заболеванием или слабоумием, в качестве инструмента совершения правонарушения. Под психическими понимают заболевания, сопровождающиеся тяжелой формой психического расстройства, которое не дает лицу возможность сознавать фактический характер и противоправность своего действия. Под слабоумием понимаются такие недостатки психики физического лица, которые не дают ему возможность правильно оценивать характер и результат своих поступков. Эти недостатки психики могут быть врожденными или результатом какого-либо прогрессирующего психического заболевания. Самой глубокой степенью умственного недоразвития является слабоумие в форме идиотизма, средней - имбецильность, легкой степенью — дебильность; 9) совершение административного правонарушения в состоянии ал- Такое состояние должно быть подтверждено материалами дела. Если данное обстоятельство является квалифицирующим признаком конкретного состава административного правонарушения, го оно не может рассматриваться отягчающим административную ответственность обстоятельством для лица, совершившего данное правонарушение. Например, ч. 2 ст. 18.23 КоАП предусматривает ответственность за нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в части первой этой же статьи, совершенное в состоянии опьянения. В этом случае состояние опьянения не может рассматриваться как отягчающее обстоятельство; 10) совершение административного правонарушения должностным Должностное лицо- физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции от- давать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе; 11) совершение административного правонарушения в отношении заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии. Виновное лицо должно знать, что несовершеннолетний является малолетним или престарелым. Беспомощное состояние - такое физическое или психическое состояние, при котором это лицо не может оказать сопротивление (спящий, больной и т.д.). Суд, орган, ведущий административный процесс, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать обстоятельство отягчающим административную ответственность. Суд, орган, ведущий административный процесс, не могут признать отягчающим ответственность обстоятельство, не указанное в КоАП. Отягчающее обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части КоАП в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|