Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие правила наложения административного




Взыскания

Общим правилом наложения административного взыскания (ст. 7.1) является соблюдение законности и индивидуализации наказания.

Законность означает, что орган (должностное лицо), рассматриваю­щий дело об административном правонарушении, может наложить толь­ко одно взыскание из указанных в санкции статьи. Исключением является специальная конфискация или взыскание стоимости предмета админист­ративного правонарушения, которые применяются независимо от того, указаны ли они в санкции статьи Особенной части КоАП. На несовершен­нолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет административ­ное взыскание в виде предупреждения может налагаться независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Особенной части КоАП.

В Особенной части и в статьях Общей части КоАП определе­ны размеры, как правило, минимальный и максимальный, налагаемых взыс-

каний, за пределы которых орган (должностное лицо) налагающее взыска­ние, не правомочен выходить. Однако ч. 6 ст. 6.5 КоАП законодатель обязал орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, налагать штраф на физическое лицо в размере нижнего предела штрафа, предусмотренного в санкции статьи Особенной части КоАП, ко не ниже пяти десятых базовой величины, если физическое лицо выполнило следующие условия:

1) признало себя виновным в совершении административного правонаруше­ния;

2) выразило согласие на применение к нему административного взыскания;

3) выразило согласие на возмещение причиненного им вреда.

Это положение не применяется к физическому лицу, если в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрены такие виды администра­тивных взысканий, как:

- лишение специального права;

- лишение права заниматься определенной деятельностью;

- конфискация,

а также если: 1

- повторное совершение административного правонарушения влечет уго­ловную ответственность.

Это положение не применяется к индивидуальному предпринима­телю, если:

- совершенное административное правонарушение связано с осуществляе­мой им предпринимательской деятельностью;

- повторное совершение административного правонарушения влечет уго­ловную ответственность.

Принцип индивидуализации проявляется в том, что при наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются:

- характер совершенного административного правонарушения;

- обстоятельства совершения административного правонарушения;

- личность физического лица, совершившего административное правонару­шение;

- степень вины лица, совершившего административное правонарушение;

- характер и размер вреда, причиненного лицом, совершившим администра­тивное правонарушение;

- имущественное положение лица, совершившего административное право­нарушение;

- обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответ­ственность лица, совершившего административное правонарушение.

При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются:

- характер административного правонарушения;

- характер и размер причиненного вреда;

- обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответ­ственность;

- финансово-экономическое положение юридического лица.

Смысл индивидуализации наказания состоит в том, чтобы с учетом содеянного, личности виновного и всех других вышеизложенных обстоя­тельств выбрать такое, которое было бы наиболее эффективным для дос­тижения целей, изложенных в ст. 6.1 КоАП. Особенно это важно, если в санкции статьи указаны альтернативные взыскания.

Характер совершенного административного правонарушения-это обобщенная оценка совершенного деяния, содержащая в себе степень общественной опасности и размер причиненного вреда охраняемым об­щественным отношениям. За более общественно опасные деяния долж­ны быть применены более строгие административные взыскания

Характеристика личности физического лица, совершившего адми­нистративное правонарушение, может служить основанием для смягче­ния или усиления налагаемого взыскания в рамках санкции статьи Осо­бенной части КоАП, предусматривающей ответственность за конкретное административное правонарушение.

При наложении административного взыскания необходимо учиты­вать как смягчающие, так и отягчающие административную ответствен­ность обстоятельства, предусмотренные ст. 7.2 и 7.3 КоАП.

Наложение административного взыскания не освобождает физичес­кое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание.

 

3.2.2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об администра­тивном правонарушении, наряду с другими обстоятельствами обязан учитывать обстоятельства, смягчающие административную ответ­ственность (ст. 7.2).

Такими обстоятельствами признаются:

1) чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего ад-
министративное правонарушение.

Это означает, что физическое лицо осознает противоправный харак­тер содеянного и признает свою вину, осуждает свое противоправное поведение, о чем могут свидетельствовать его детальные объяснения об­стоятельств и причин правонарушения, добровольное заявление о нем органу (должностному лицу) и т.д.;

2) предотвращение лицом, совершившим административное право-
нарушение, вредных последствий такого правонарушения.

Это означает, что лицо реально устранило или уменьшило такие по­следствия;

3) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда
либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение
которой налагается административное взыскание.

Добровольность означает, что физическое лицо, совершившее пра­вонарушение, без напоминаний, указаний со стороны потерпевшего, лица, осуществляющего расследование по делу, возмещает в натуре, в денежном эквиваленте или иным образом устраняет причи­ненный вред. Например, при совершении мелкого хищения физическое лицо добровольно производит оплату стоимости похищенного у юридического лица;

4) наличие на иждивении у физического лица, совершившего адми-
нистративное правонарушение, малолетнего ребенка.

Малолетним является ребенок, который не достиг возраста четыр­надцати лет. При учете данного обстоятельства, смягчающего ответствен­ность, необходимо установить, что лицо, совершившее административ­ное правонарушение, не уклонялось от содержания и воспитания своего ребенка;

5) совершение административного правонарушения вследствие сте-
чения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств.

К таким тяжелым обстоятельствам можно отнести: длительную бо­лезнь лица, совершившего административное правонарушение, или лиц, находящихся на его иждивении, смерть родственника, товарища, длитель­ная невыплата заработной платы и т.д.;

6) совершение административного правонарушения под влиянием
угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной
зависимости.

Под угрозой понимается психическое воздействие на лицо с целью склонения его к совершению административного правонарушения воз­можностью осуществить в отношении его или его имущества какие-либо насильственные действия (нанести побои, распространить позорящие его сведения или сведение, которые он желает сохранить в тайне, уничтожить имущество и т.д.).

Под принуждением понимается психическое или физическое воз­действие на лицо, осуществляемое с целью заставить его совершить ад­министративное правонарушение. Например, закрыть его в каком-либо помещении и не выпускать до тех пор, пока он не совершит- правонару­шение, или с этой же целью не давать ему пищу.

Материальная, служебная или иная зависимость означает, что в отношении лица, совершающего административное правонарушение, существует угроза лишиться каких-либо материальных или духовных благ, которыми он обладает в силу своего положения з быту, на работе, в опре­деленном коллективе и т.д.;

7) совершение административного правонарушения несовершенно-
летним или лицом, достигшим семидесяти лет.

Несовершеннолетним является физическое лицо, не достигшее на момент совершения административного правонарушения восемнадца-тилетнего возраста. Законодатель исходил, по нашему мнению, из того, что несовершеннолетние могут совершить правонарушение из-за недо­статка жизненного опыта, под влиянием других лиц. Установив в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, достижение семидесяти­летнего возраста, законодатель на практике показал реализацию принци­па гуманизма в отношении престарелых;

8) совершение административного правонарушения беременной
женщиной.

Состояние беременности у женщин часто сопровождается повышен­ной чувствительностью, раздражительностью, вспыльчивостью, что мо­жет привести к совершению правонарушений, поэтому законодатель учел такое состояние как смягчающее административную ответственность.

Суд, орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные, не указанные

 

выше обстоятельства. К таким обстоятельствам можно отнести: состоя­ние здоровья, инвалидность, положительное поведение в быту, на работе, наличие на иждивении у физического лица, совершившего администра-тивное правонарушение, ребенка-инвалида, нетрудоспособных, нужда­ющихся родителей и т.д.

Смягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части КоАП в качестве признака ад­министративного правонарушения, не может учитываться при определе-нии меры ответственности физического лица, совершившего администра­тивное правонарушение. Это означает, что если одно из перечисленных об­стоятельств является квалифицирующим признаком конкретного состава административного правонарушения, оно не может рассматриваться смяг­чающим административную ответственность обстоятельством для лица, совершившего данное правонарушение.

Согласно ст. 7.9 КоАП при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств, предусмотренных п. 3 (добровольное возмещение или ус­транение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыс­кание) и п. 5 (совершение административного правонарушения вслед­ствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств) ч. 1 ст. 7.2 КоАП, а также иных обстоятельств, признанных смягчающими ор­ганом, ведущим административный процесс, административные взыска­ния за правонарушения, предусмотренные ст. 11.54,13.1-13.11 КоАП (ад­министративные правонарушения против порядка налогообложения), на­лагаются в размере, уменьшенном в два раза, либо в пределах установ­ленных в указанных статьях минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в два раза.

Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об администра­тивном правонарушении, наряду с другими обстоятельствами обязан учитывать обстоятельства, отягчающие административную ответ­ственность (ст. 7.3).

Такими обстоятельствами признаются:

1) продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его.

Такое поведение свидетельствует о злостном характере правонару­шения, о нежелании лица, совершающего правонарушение, отказывать­ся от своего противоправного поведения, об игнорировании правомер­ных требований прекращения административного правонарушения;

2) совершение административного правонарушения повторно.

Повторность совершения административного правонарушения сви­детельствует об устойчивой противоправной установке нарушителя. Со­вершение административного правонарушения повторно в течение од­ного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения предусматривает более строгое взыскание. Например, соглас­но ч. 1 ст. 11.1 незаконное принятие иностранной валюты в качестве пла­тежного средства влечет наложение штрафа в размере от десяти до пяти­десяти базовых величин, а в соответствии с ч. 2 этой же статьи то же дей­ствие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, - наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин. Вместе с тем законода­тель установил, что если такое обстоятельство является квалифицирую­щим признаком конкретного состава административного правонаруше­ния, то оно не может рассматриваться отягчающим административную ответственность обстоятельством для лица, совершившего данное право­нарушение;

3) вовлечение несовершеннолетнего в административное правона-
рушение.

Вовлечение означает психическое или физическое склонение несо­вершеннолетнего к совершению административных проступков. Форма, в которой было осуществлено вовлечение, может быть различной. Это уговор, обман, подстрекательство, использование зависимого положе­ния и др. Вместе с тем законодатель установил, что если такое обстоятель­ство является квалифицирующим признаком конкретного состава адми­нистративного правонарушения, то оно не может рассматриваться отяг­чающим административную ответственность обстоятельством для лица, совершившего данное правонарушение. Например, ст. 17.4 «Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение». В этом случае вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение не может рассматриваться как отягчающее обстоятельство;

4) совершение административного правонарушения группой лиц,
то есть хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими
в его совершении в качестве исполнителей.

При совершении правонарушения группой лиц усилия таких лиц объединяются, в связи с чем представляют большую общественную опас­ность и общественным отношениям наносится больший вред. Самостоя-

тельное совершение однородных правонарушений несколькими лицами, если они не участвовали в их совершении в качестве исполнителей совме­стно, не являются обстоятельствами, отягчающими ответственность;

5) совершение административного правонарушения в условиях сти-
хийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах.

Стихийные бедствия - это возникающие, как правило внезапно, ка­тастрофические природные явления и процессы (землетрясения, навод­нения, засухи, ураганы и другие), которые сопровождаются или могут сопровождаться человеческими жертвами, могут нанести или нанесли материальный ущерб.

Чрезвычайные обстоятельства - это сложившиеся в результате ава­рии, катастрофы, стихийного или иного бедствия ситуации, которые по­влекли или могли повлечь за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и на­рушение условий жизнедеятельности людей.

Совершение правонарушений в таких условиях, естественно, являет­ся отягчающим обстоятельством;

6) совершение административного правонарушения по мотивам ра-
совой, национальной либо религиозной розни.

О мотивах расовой, национальной либо религиозной розни могут свидетельствовать действия правонарушителя, демонстрирующего свою неприязнь к людям другой расы, национальности, вероисповедания пу­тем совершения административного правонарушения. Например, пра­вонарушитель, выражаясь нецензурными словами в адрес чеченцев, в общественном месте пытается снять с женщины-мусульманки чадру, не­смотря на ее неоднократные просьбы не делать этого, т.е. совершает ад­министративное правонарушение, предусмотренное ст. 17.1 «Мелкое ху­лиганство». В этом случае рассматриваемое обстоятельство будет отяг­чающим административную ответственность;

7) совершение административного правонарушения в отношении
женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу,
совершившему административное правонарушение.

Материалами дела должно быть подтверждено, что лицо, совершив­шее административное правонарушение в отношении беременной жен­щины, заведомо знало, что она беременна;

8) совершение административного правонарушения с использова-
нием лица, заведомо для физического лица, совершившего администра-
тивное правонарушение, страдающего психическим заболеванием или
слабоумием.

Данное обстоятельство означает, что лицо, совершающее админист­ративное правонарушение, использует лицо, страдающее психическим заболеванием или слабоумием, в качестве инструмента совершения пра­вонарушения.

Под психическими понимают заболевания, сопровождающиеся тя­желой формой психического расстройства, которое не дает лицу возмож­ность сознавать фактический характер и противоправность своего дей­ствия.

Под слабоумием понимаются такие недостатки психики физичес­кого лица, которые не дают ему возможность правильно оценивать ха­рактер и результат своих поступков. Эти недостатки психики могут быть врожденными или результатом какого-либо прогрессирующего психи­ческого заболевания. Самой глубокой степенью умственного недоразви­тия является слабоумие в форме идиотизма, средней - имбецильность, легкой степенью — дебильность;

9) совершение административного правонарушения в состоянии ал-
когольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением нар-
котических средств, психотропных, токсических или других одурманива-
ющих веществ.

Такое состояние должно быть подтверждено материалами дела. Если данное обстоятельство является квалифицирующим признаком конкрет­ного состава административного правонарушения, го оно не может рас­сматриваться отягчающим административную ответственность обстоя­тельством для лица, совершившего данное правонарушение. Например, ч. 2 ст. 18.23 КоАП предусматривает ответственность за нарушение пра­вил дорожного движения лицами, указанными в части первой этой же статьи, совершенное в состоянии опьянения. В этом случае состояние опьянения не может рассматриваться как отягчающее обстоятельство;

10) совершение административного правонарушения должностным
лицом в связи с исполнением служебных обязанностей.

Должностное лицо- физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распоряди­тельные или административно-хозяйственные функции, а также государ­ственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции от-

давать распоряжения или приказы и принимать решения относительно

лиц, не подчиненных ему по службе;

11) совершение административного правонарушения в отношении заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощ­ном состоянии.

Виновное лицо должно знать, что несовершеннолетний является малолетним или престарелым.

Беспомощное состояние - такое физическое или психическое состо­яние, при котором это лицо не может оказать сопротивление (спящий, больной и т.д.).

Суд, орган, ведущий административный процесс, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать обстоя­тельство отягчающим административную ответственность.

Суд, орган, ведущий административный процесс, не могут признать отягчающим ответственность обстоятельство, не указанное в КоАП.

Отягчающее обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части КоАП в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...