Причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение
В ст. 5.2 КоАП раскрывается содержание понятия «причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение» и приводятся условия задержания, при которых действия лица, задерживающего физическое лицо, совершившее преступление или административное правонарушение, не являются административным правонарушением. К таким условиям относятся: — задержание физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение для передачи уполномоченным государственным органам; — задержание для пресечения возможности совершения физическим лицом, совершившим преступление или административное правонарушение, новых преступлений или административных правонарушений; — задержание, когда физическое лицо, совершившее преступление или административное правонарушение, пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административный процесс. Такое задержание не будет административным правонарушением, если иными средствами задержать физическое лицо, совершившее преступление или административное правонарушение, не представлялось возможным. Это значит, что производство по делу в отношении лица, причинившего вред при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение, не может быть начато, а начатое производство по делу подлежит прекращению.
Крайняя необходимость В ст. 5.3 КоАП раскрывается содержание понятия крайней необходимости и приводятся условия, при которых действия лица, действовавшего в этом состоянии, не являются административным правонарушением.
При крайней необходимости угроза причинения вреда личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства устраняется путем причинения вреда обще- ственным отношениям. Этот причиненный вред не должен быть более значитсльным, чем предотвращенный. Состояние крайней необходимости возникает тогда, когда существует реальная, а не мнимая угроза причинения вреда личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства. Не будет состояния крайней необходимости, если такая угроза может возникнуть только в будущем. Источником угрозы причинения вреда могут быть: стихийные силы природы; умышленные или неосторожные действия человека; дикие и домашние животные; машины и механизмы и т.д. В действиях лица, устраняющего угрозу причинения вреда, формаль-но содержится состав того или иного административного правонарушения. Например, в случае проезда водителем перекрестка на красный сигнал светофора, водитель, едущий на зеленый сигнал светофора, чтобы и столкновения, нарушив правила дорожного движения, выезжает на встречную полосу, т.е. совершает противоправное деяние, преду-смотренное ч. 3 ст. 18.14 КоАП. Однако такое его действие не является административным правонарушением, так как причиненный им вред ме-нее значителен, чем предотвращенный. Чтобы деяние лица, формально совершившего административное правонарушение, не было признано таковым, необходимо наличие двух условий: ♦ опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами; ♦ причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный. В каждом случае действия лица в состоянии крайней необходимости вопрос об использовании способа предотвращения вреда решается индивидуально с учетом конкретных обстоятельств.
Рассматриваемой статьей предусмотрено, что состояние крайней Необходимости признается также в случае, если действия, совершенные с прямо предотвращения опасности, не достигли своей цели и вред наступил, несмотря на усилия физического лица, добросовестно рассчитывавшего его предотвратить. Значит, производство по делу в отношении лица, действовавшего в состоянии крайней необходимости, не может быть начато, а начатое производство по делу подлежит прекращению. Обоснованный риск В ст. 5.4 КоАП раскрывается содержание понятия обоснованного риска и приводятся условия, при которых действия лица, действовавшего в этом состоянии, не являются административным правонарушением, К таким условиям относятся; − достижение общественно полезной цели; − соответствие деяния современным научно-техническим знаниям и опыту; − невозможность достигнуть поставленной цели не связанными с риском дей- ствиями; − принятие физическим или юридическим лицом, допустившим риск, всех возможных мер для предотвращения вредных последствий. Производство по делу в отношении лица, допустившего обоснованный риск, не может быть начато, а начатое производство по делу подлежит прекращению.
3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ
3.1. Понятие, цели и виды административных взысканий
Понятие и цели административного взыскания Понятие и цели административного взыскания изложены в ст. 6.1 КоАП. Административное взыскание является мерой административной ответственности, которая применяется к липу, совершившему административное правонарушение. Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется с целью: 1) воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение; 2) предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. Таким образом, с помощью административных взысканий осуществляется индивидуальное и общее предупреждение правонарушений.
Индивидуальное предупреждение правонарушений означает, что административное взыскание, наложенное на конкретное физическое лицо, побуждает его не совершать правонарушений в дальнейшем. Общее предупреждение правонарушений означает, что административное взыскание, наложенное на конкретное физическое или юридическое лицо, способствует воспитанию не только лиц, совершивших административное правонарушение, но и окружающих их лиц. Единая цель индивидуального и общего предупреждения правонарушений - сформировать у физических и юридических лиц стойкие привычки правомерного поведения. Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|