Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение




В ст. 5.2 КоАП раскрывается содержание понятия «причинение вре­да при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение» и приводятся условия задержания, при которых действия лица, задерживающего физическое лицо, совер­шившее преступление или административное правонарушение, не явля­ются административным правонарушением.

К таким условиям относятся:

— задержание физического лица, совершившего преступление или админист­ративное правонарушение для передачи уполномоченным государствен­ным органам;

— задержание для пресечения возможности совершения физическим лицом, совершившим преступление или административное правонарушение, но­вых преступлений или административных правонарушений;

— задержание, когда физическое лицо, совершившее преступление или админис­тративное правонарушение, пытается или может скрыться от органа уголов­ного преследования, суда или органа, ведущего административный процесс.

Такое задержание не будет административным правонарушением, если иными средствами задержать физическое лицо, совершившее пре­ступление или административное правонарушение, не представлялось возможным.

Это значит, что производство по делу в отношении лица, причинив­шего вред при задержании физического лица, совершившего преступле­ние или административное правонарушение, не может быть начато, а начатое производство по делу подлежит прекращению.

 

Крайняя необходимость

В ст. 5.3 КоАП раскрывается содержание понятия крайней необходи­мости и приводятся условия, при которых действия лица, действовавшего в этом состоянии, не являются административным правонарушением.

При крайней необходимости угроза причинения вреда личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства устраняется путем причинения вреда обще- ственным отношениям. Этот причиненный вред не должен быть более значитсльным, чем предотвращенный.

Состояние крайней необходимости возникает тогда, когда существу­ет реальная, а не мнимая угроза причинения вреда личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства. Не будет состояния крайней необходимости, если такая угроза может возникнуть только в будущем.

Источником угрозы причинения вреда могут быть: стихийные силы природы; умышленные или неосторожные действия человека; дикие и домашние животные; машины и механизмы и т.д.

В действиях лица, устраняющего угрозу причинения вреда, формаль-но содержится состав того или иного административного правонаруше­ния. Например, в случае проезда водителем перекрестка на красный сиг­нал светофора, водитель, едущий на зеленый сигнал светофора, чтобы и столкновения, нарушив правила дорожного движения, выезжает на встречную полосу, т.е. совершает противоправное деяние, преду-смотренное ч. 3 ст. 18.14 КоАП. Однако такое его действие не является административным правонарушением, так как причиненный им вред ме-нее значителен, чем предотвращенный.

Чтобы деяние лица, формально совершившего административное правонарушение, не было признано таковым, необходимо наличие двух условий:

♦ опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами;

♦ причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный.

В каждом случае действия лица в состоянии крайней необходимости вопрос об использовании способа предотвращения вреда решается ин­дивидуально с учетом конкретных обстоятельств.

Рассматриваемой статьей предусмотрено, что состояние крайней Необходимости признается также в случае, если действия, совершенные с прямо предотвращения опасности, не достигли своей цели и вред насту­пил, несмотря на усилия физического лица, добросовестно рассчитывав­шего его предотвратить. Значит, производство по делу в отношении лица, действовавшего в состоянии крайней необходимости, не может быть на­чато, а начатое производство по делу подлежит прекращению.

Обоснованный риск

В ст. 5.4 КоАП раскрывается содержание понятия обоснованного риска и приводятся условия, при которых действия лица, действовавшего в этом состоянии, не являются административным правонарушением,

К таким условиям относятся;

− достижение общественно полезной цели;

− соответствие деяния современным научно-техническим знаниям и опыту;

− невозможность достигнуть поставленной цели не связанными с риском дей-

­ ствиями;

− принятие физическим или юридическим лицом, допустившим риск, всех

возможных мер для предотвращения вредных последствий.

Производство по делу в отношении лица, допустившего обоснован­ный риск, не может быть начато, а начатое производство по делу подле­жит прекращению.

 

3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ

 

3.1. Понятие, цели и виды административных взысканий

 

Понятие и цели административного взыскания

Понятие и цели административного взыскания изложены в ст. 6.1 КоАП.

Административное взыскание является мерой административной ответственности, которая применяется к липу, совершившему админист­ративное правонарушение.

Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, при­меняется с целью:

1) воспитания физического лица, совершившего административное правона­рушение;

2) предупреждения совершения новых правонарушений как самим физичес­ким лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физичес­кими лицами.

Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административ­ных правонарушений. Таким образом, с помощью административных взысканий осуществляется индивидуальное и общее предупреждение пра­вонарушений.

Индивидуальное предупреждение правонарушений означает, что административное взыскание, наложенное на конкретное физическое лицо, побуждает его не совершать правонарушений в дальнейшем.

Общее предупреждение правонарушений означает, что админист­ративное взыскание, наложенное на конкретное физическое или юриди­ческое лицо, способствует воспитанию не только лиц, совершивших ад­министративное правонарушение, но и окружающих их лиц.

Единая цель индивидуального и общего предупреждения правона­рушений - сформировать у физических и юридических лиц стойкие при­вычки правомерного поведения.

Применение административного взыскания призвано способство­вать восстановлению справедливости и является основанием для взыска­ния с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...