Профилактические меры коррупционного поведения служащего
Любое служебное поведение, в котором чиновник действует (бездействует) в условиях конфликта интересов, коррупционно опасно[55]. Столкновение интересов возникает в ситуации, когда служащий имеет личную заинтересованность, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное исполнение им служебных обязанностей. Для целей профилактики коррупционного поведения принципиально важно, что столкновением интересов признается не только реальное влияние личной заинтересованности на исполнение служебных обязанностей, но и сама возможность такого влияния. Учитывая, что обычно только самому служащему известно о том, что он находится в состоянии конфликта интересов, он обязан: • внимательно относиться к любому реальному или потенциальному столкновению интересов; • принимать меры, чтобы не допустить такого столкновения интересов; • доводить до сведения вышестоящего руководителя информацию о любой коллизии интересов, как только ему становится об этом известно; • подчиняться любому окончательному решению, требующему от него выйти из того положения, в котором он находится, или отказаться от выгоды, породившей столкновение интересов. В целях предотвращения возможных коррупционных действий со стороны чиновников мерами по устранению (урегулированию) конфликта интересов, например, могут быть: • продажа чиновником своих долей (акций) в уставном (складочном) капитале заинтересованного юридического лица; • погашение обязательств чиновника перед заинтересованным лицом-кредитором; • отказ должностного лица или его близких родственников от участия (членства) в деятельности заинтересованного юридического лица;
• поручение другому должностному лицу принятия решения или действия в отношении заинтересованного лица и ряд других мер[56]. Важной антикоррупционной мерой, установленной ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» в отношении граждан, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы и перешедших на работу в другие организации, должен стать ряд ограничений, налагаемых при заключении ими нового трудового договора. Так, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы гражданин не имеет права замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, а если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в его должностные обязанности, такое замещение возможно только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. В течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы гражданин обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы. Несоблюдение указанного требования влечет прекращение заключенного трудового договора. Законом установлено, что любой работодатель при заключении трудового договора с гражданином, ранее замещавшим должности государственной гражданской или муниципальной службы, в течение двух лет после его увольнения с государственной гражданской или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора по последнему месту его службы[57]. Все большее распространение находит так называемая политическая коррупция, когда чиновники аппарата власти вступают в противоречие с нормами морали и закона не столько из-за получения взяток, сколько из-за политической выгоды, амбиций, родственных связей, кумовства[58]. Одним из условий существования такой коррупции является деформация системы назначения на должности службы, когда отбор чиновников производится по мотивам личной преданности. Пока в судебной практике не было ни одного случая привлечения должностного лица к уголовной ответственности за получение-дачу взятки за предоставление должности. Пока не будут приняты конкретные меры по искоренению этого явления, говорить о скором предотвращении данного вида коррупции не приходится, а за взятки и дальше будут продаваться так называемые хлебные места. Подбор кадров, не имеющих достаточной профессиональной подготовки и компетентности, отсутствие контроля за их деятельностью порождают недоверие к власти, к гражданской и муниципальной службе[59]. К тому же чиновник, пришедший на ту или иную должность путем протекции и подкупа, приступает в первую очередь не к своей профессиональной деятельности, а к быстрому восстановлению потраченных средств. В качестве противодействия этому необходимо осуществлять конкурсы на вакантные должности, совершенствовать систему аттестации, пересмотреть всю процедуру назначения людей на должность, сделав акцент не только на профессионализме, но и на преданности принципам служения государству и обществу[60].
Федеральным законом «О противодействии коррупции» установлены основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции (ст. 7). Эти направления включают, в частности: • введение антикоррупционных стандартов, т. е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; • унификацию прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных и муниципальных служащих, а также для лиц, замещающих государственные и муниципальные должности; • неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность; • устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
• повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих. С целью совершенствования стратегии правового противодействия коррупции необходима разработка и реализация комплексных региональных целевых антикоррупционных программ, нормативных актов по ее предупреждению, включая антикоррупционную экспертизу правовых актов, а также иные меры, направленные на формирование единой антикоррупционной политики муниципалитетов. Правовая природа предупреждения преступности в муниципальных образованиях является крайне противоречивой и неопределенной, что сводит на нет усилия муниципалитетов в предупреждении коррупции. Поэтому в Федеральном законе «О противодействии коррупции» (ст. 8) определено, что гражданин, претендующий на замещение должности гражданской или муниципальной службы, а также служащий, замещающий должность государственной гражданской или муниципальной службы, обязаны представлять работодателю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Непредставление установленных сведений может являться основанием для отказа в приеме гражданина на государственную гражданскую или муниципальную службу, для освобождения служащего от замещаемой должности либо привлечения его к иным видам дисциплинарной ответственности. Избежать коррупционного поведения можно и на начальной стадии поступления на службу, когда любой конфликт интересов, о котором заявит кандидат на должность в органе государственной власти, органе местного самоуправления должен быть урегулирован до назначения данного кандидата на пост. Разумеется, реализация этих норм потребует серьезных изменений служебных отношений в среде чиновников, серьезных усилий, направленных на то, чтобы сменить отношение терпимости к коррупционно опасным действиям на нетерпимость к ним.
Основная причина, по которой чиновники готовы рискнуть, скрыть конфликт интересов и осуществить коррупционные действия, - уверенность в том, что им это может сойти с рук, так как чаще всего это и происходит. Много случаев коррупционного поведения вообще никогда не расследуется. Известно, что совесть, моральные нормы сами по себе останавливают не всех. Возникает закономерный вопрос: каким образом можно остановить злоупотребления, которые трудно раскрыть? Наиболее эффективное сдерживающее средство - не ужесточать наказания для тех, кого поймали, но повышать осознанную вероятность быть пойманным. Обнаруженные коррупционные действия служащих не следует замалчивать. Руководители должны рассказывать подчиненным о сути нарушений и о том, как были наказаны виновные. Но обнародования этических принципов служебного поведения недостаточно для предотвращения коррупционного поведения. Необходимы более жесткие меры по предупреждению коррупции. Эти меры могут состоять из совершенствования определенных методик, описаний служебной работы, введения постоянных проверок, совершенствования методов набора персонала, выполнения различных тренингов, исполнения профессионального кодекса поведения и т.п.[61] Опасность современной российской коррупции - в ее массовости, проникновении во все сферы жизни общества, быстрой приспособляемости к новым условиям, в связи с чем доверие граждан России к институтам власти находится на низком уровне[62]. Наряду с этим сегодня отмечается активное влияние коррупционной преступности на динамику развития криминогенных процессов, она приобретает доминирующее воздействие на формирование и консолидацию криминальной среды[63]. Поэтому не случайно в ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрено, что государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Такое уведомление - должностная (служебная) обязанность служащего, невыполнение которой является правонарушением, влекущим увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|