Взаимосвязь между конфликтом интересов и коррупционными действиями служащих
Трансформация бюрократического (рационального) отношения служащего в коррупционное на уровне индивидуальных практик требует психологической готовности служащего к нарушению законов и правил государственной и муниципальной службы. В отличие от веберовской идеально-типической характеристики чиновника ключевой характеристикой служащего-коррупционера, взяточника является корысть (личный интерес) как доминирующий мотив криминального поступка. Корыстолюбие как моральное качество характеризует поведение и мотивы человека, который все свои действия оценивает с точки зрения материальной выгоды. Корысть[50] - универсальный мотив поведения коррупционера. Для того чтобы возможность коррупционного поведения служащего, заложенная в сути бюрократического отношения, превратилась в реальность, необходимо воздействие определенных социальных факторов. Для понимания природы этих факторов используется понятие «конфликт интересов»[51]. В обществе давно сложилось убеждение в том, что чиновник не имеет права занимать должность, на которой он может или обязан принимать решения, способные принести личную выгоду ему, его родственникам, иным заинтересованным лицам напрямую или через посредников, т.е. быть способным на коррупционные действия[52]. Также не требует аргументации моральное требование, что в случае невозможности или нежелания устранить конфликт интересов чиновник - будь то министр, губернатор, глава городского округа, муниципального района или рядовой служащий - должен быть освобожден от занимаемого поста. В любом случае субъектом конфликта интересов выступает не только сам гражданский или муниципальный служащий, но и другие субъекты, интересы которых так или иначе направлены на объект - должность государственной или муниципальной службы[53].
Но федеральные законы «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации» не решают всех проблем, связанных с урегулированием конфликта интересов и пресечением коррупции в системе службы. Обусловлено это прежде всего тем, что ряд правовых норм, которые по своей сути должны быть направлены на урегулирование конфликта интересов, сформулированы нечетко, что осложняет их применение. Конфликт интересов имеет различные формы проявления в системе гражданской и муниципальной службы, различающиеся как этические отклонения и собственно правонарушения. В то же время законодательством не предусмотрена ответственность за неурегулированность конфликта интересов, приводящая к коррупции. Все это затрудняет установление взаимосвязи конфликта интересов и коррупции. Более успешное понимание и разрешение конфликтов интересов на гражданской и муниципальной службе стало возможным только после принятия в декабре 2008 г. антикоррупционного законодательства в органах государственной власти и местного самоуправления, что позволяет определить ту границу, за которой начинается конфликт интересов, приводящий к коррупции в системе гражданской и муниципальной службы. При сравнении понятий «коррупция», «конфликт интересов», «личная заинтересованность государственного и муниципального служащего», содержание которых раскрывается в ст. 1 и 10 Федерального закона «О противодействии коррупции», можно сделать следующие выводы: • понятия «коррупция» и «конфликт интересов» объединены
• понятия «коррупция», «конфликт интересов», «личная заинтересованность государственного и муниципального служащего» объединены общим методом достижения личной выгоды (доходов), а именно «незаконное использование физическим лицом своего должностного положения» или негативным (аморальным) влиянием на «надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей»; • понятия «коррупция» и «личная заинтересованность государственного и муниципального служащего» объединены общим результатом, получаемым при злоупотреблении служебным положением в виде «денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному липу другими физическими лицами». Федеральным законом «О противодействии коррупции» (ст. 8, 9) впервые в российском законодательстве констатируется, что коррупционные нарушения, возникающие в результате конфликта интересов, рассматриваются теперь как вид или форма противоправного поведения государственных и муниципальных служащих. Для увольнения с должности в связи с конфликтом интересов, как правило, даже не требуется доказательства получения чиновником личной выгоды. Не надо, например, доказывать в судебном порядке, что государственный заказ не случайно получен компанией, в которой у чиновника, ответственного за проведение тендера (конкурса), есть пакет акций, и что чиновник получил от этого не только естественным образом выросшие дивиденды, но и «благодарность» компании. Достаточно наличия самого конфликта интересов, что само по себе признается опасной для общества предпосылкой коррупции. Последствия неурегулированности многочисленных конфликтов интересов у современного чиновничества приводят к тому, что постепенно начинают доминировать групповые профессиональные стереотипы, в которых очень велика доля «своекорыстных» мотивов. Эти приоритеты, побуждая чиновников использовать служебное положение для узкогруппового и индивидуального обогащения, провоцируют массовое распространение взяточничества или перевод служебных полномочий в разряд коммерческой тайны. Руководствуясь такими этическими соображениями, чиновники начинают переориентировать изнутри структуры управления на чуждые им критерии экономической целесообразности, т. е. превращать в иные по характеру и назначению механизмы социального управления[54].
Конфликты интересов неизбежно приводят к отрицательному смещению моральных ценностей в этическом сознании чиновничества и в конечном счете - к коррупционным действиям служащих. В ряде случаев личный интерес, ложь, утаивание информации, способной помочь людям реализовать свои права и законные интересы, становятся нормой профессиональной морали, постоянными спутниками служебной деятельности. На этом фоне теряют былое значение не только принципы ответственности, законопослушания, но и то, в чем заключается главный смысл веберовской модели государственной службы, - элементарная исполнительность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|