Исполнение служебной деятельности и подарки
⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24 У каждого народа имеются традиции, связанные с дарением подарков в знак уважения и благодарности. Но как поступать с получением чиновниками таких знаков почтения на гражданской и муниципальной службе? Эта область профессиональной этики постоянно вызывает различные мнения и разногласия. Действительно, как рассматривать подарки высокопоставленному чиновнику, например, ко дню рождения? Когда публично, чуть ли не под прицелом телекамер выстраивается очередь для вручения подарков: от ручки с золотым пером, усыпанной бриллиантами, до сабли в алмазах? Где здесь искренняя дружба или любовь к имениннику, а где признательность за услуги? И дело не в самих фактах, а в том, что ни в нормах служебных взаимоотношений, ни даже в общественном мнении все это особенно и не осуждается. В большинстве стран дарение подарков должностным лицам ограничивается строго определенными рамками или вообще запрещается. В Гражданском кодексе РФ в качестве подарка (ст. 572) рассматриваются материальные или имущественные ценности[74]. В ситуации принятия неофициального подарка на сумму менее 3 тыс. руб., при отсутствии признаков взяточничества, речь идет о должностном проступке[75]. Подарком гражданскому и муниципальному служащему следует считать: • безвозмездную передачу физическим или юридическим лицом вещи в собственность либо имущественного права (требования) к дарителю или к третьему лицу; • безвозмездное обязательство дарителя передать вещь в будущем в собственность либо имущественное право (требование) к дарителю или к третьему лицу; • безвозмездное освобождение одаряемого от имущественной обязанности перед дарителем или перед третьим лицом; 4) безвозмездное обязательство дарителя об освобождении от имущественной ответственности перед дарителем или перед третьим лицом.
Подарки дарятся друзьям, родственникам, начальству, сослуживцам. И, казалось бы, никаких неприятных моментов в процессе дарения подарков не может быть. Однако с правовой точки зрения понятие «подарок» может рассматриваться и как «взятка», если возникает подозрение, что подарки делаются с корыстной целью из-за официальной должности одариваемого[76]. А взятка ведет за собой совсем не праздничные эмоции, а неприятные последствия, возможно связанные с судебным разбирательством. Согласно российскому законодательству государственный и муниципальный служащий не должен ни просить, ни принимать подарки, услуги, приглашения и любые другие выгоды, предназначенные для него или для его семьи, родственников, близких друзей, а также для лиц или организаций, с которыми служащий имеет или имел деловые или связанные с политикой отношения, способные повлиять или создать видимость влияния на беспристрастность служащего или которые могут быть вознаграждением, имеющим отношение к выполняемым служебным обязанностям[77]. Под эту категорию не подпадают обычное гостеприимство и мелкие подарки. В случае если служащий не знает, имеет ли он право принять подарок или воспользоваться гостеприимством, он обязан спросить мнение своего непосредственного начальника. К ограничению принимать подарки примыкает и другой запрет: выезжать в командировку за границу за счет юридических лиц и граждан, за исключением служебных поездок в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на основе взаимной договоренности между государственными органами Российской Федерации и иностранных государств. Относительно внутригосударственных командировок следует подчеркнуть, что служащие не вправе получать средства на командировочные расходы сверх средств, выделяемых командирующим органом, от любых организаций и граждан; не вправе пользоваться услугами любых организаций и граждан по оплате личных расходов. Однако в ходе командировок, инспекционных поездок и т.п. служащим не запрещается пользоваться услугами принимающей стороны по организации размещения, питания, предоставлению транспорта - разумеется, в пределах, действительно необходимых для выполнения цели поездки. Аналогичные услуги от иных организаций и граждан могут быть приняты лишь в объеме, не превышающем уровня обычного гостеприимства.
Важен вопрос, как зафиксировать факт официального принятия подарка чиновником. Вознаграждение (подарок, денежное вознаграждение и т. п.) считается принятым в связи с исполнением должностных обязанностей, если: 1) в договоре дарения, в иных документах, связанных с вознаграждением, или на подарке указана должность принявшего подарок государственного и муниципального служащего; 2) вознаграждение вручено в месте работы служащего или во время участия служащего в мероприятиях (в том числе в переговорах, совещаниях, заседаниях, командировках и т.д.), в которых служащий представляет соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления; 3) даритель прямо или косвенно заинтересован в издании акта, в подписании договора или иного документа, в выдаче лицензии (патента) или иного специального разрешения, в ином осуществлении служащим своих должностных обязанностей либо в отсутствии такого осуществления, при этом принявший вознаграждение служащий в силу своих должностных обязанностей непосредственно осуществляет полномочия государственного или муниципального органа или непосредственно участвует в осуществлении или в подготовке осуществления указанных полномочий. Невозможно установить причинную связь с получением подарка, если должностное лицо совершает законное, входящее в его служебные обязанности деяние, даже не догадываясь о том, что впоследствии получит что-то в качестве благодарности. Совершение законных действий, обусловленных только стремлением выполнить служебный долг, не может нанести ущерб деятельности государственного аппарата, органов местного самоуправления, если лицо не принимает взятку. При этом следует иметь в виду, что дарение подарков государственным и муниципальным служащим в связи с их должностным положением или с исполнением ими служебных обязанностей, стоимость которых превышает пять минимальных размеров оплаты труда, в соответствии с Гражданским кодексом РФ запрещается и рассматривается уже как взятка[78].
Запрещение служащему принимать подарки означает, что ему запрещено совершать любые действия с использованием служебного положения для извлечения доходов, выгод имущественного и иного характера, получения услуг за счет создания конфликта интересов. В случае принятия вознаграждения служащим с нарушением установленного запрета (ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации») имевшее место дарение квалифицируется как ничтожная сделка в соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ. При этом на служащего, принявшего подарок, по решению руководителя, назначившего его на соответствующую должность, может быть наложено дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения. При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и ст. 290 (получение взятки) Уголовного кодекса РФ, в отношении служащего может быть возбуждено уголовное дело[79]. Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом РФ[80]. Служащий в течение месяца обязан сдать все незаконно полученное им лично, его семьей или ближайшими родственниками в качестве подарков и возместить стоимость услуг, которыми неправомерно воспользовались он сам, члены его семьи или ближайшие родственники. То же касается подарков, поступивших без ведома служащего, а также полученных им в связи с исполнением служебных обязанностей от юридических и физических лиц зарубежных стран. При отказе служащего добровольно сдать незаконно полученное имущество либо оплатить государству его стоимость или стоимость незаконно полученных услуг они подлежат взысканию судом в доход государства по иску прокурора или налоговой службы. Разумеется, данный запрет не лишает служащих возможности принимать символические знаки внимания в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства и символические сувениры при проведении протокольных и иных официальных мероприятий.
При оценке обычных подарков, дарение и принятие которых служащим разрешается, следует руководствоваться ст. 575 Гражданского кодекса РФ[81]. Согласно данной статье запрещается дарение служащим подарков в связи с их должностным положением или с исполнением ими служебных обязанностей, за исключением подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Стоимость подарка определяется в следующем порядке: • для денежных вознаграждении, а также выраженных в деньгах требований или обязательств стоимость подарка равна соответствующей денежной сумме; • для ценных бумаг стоимость подарка равна рыночной стоимости, а при ее отсутствии для определения стоимости ценных бумаг применяется их номинальная стоимость; • для оценки стоимости жилых домов, квартир, дач и иных строений и помещений, а также транспортных средств применяется рыночная стоимость этих объектов; • для иных вещей подарок оценивается по стоимости приобретения (создания) вещи дарителем, а при отсутствии соответствующих данных стоимость подарка должна быть определена на основе экспертной оценки. Профессиональная этика государственной и муниципальной службы рекомендует избегать принятия подарков чиновниками от сторонних лиц и организаций, поскольку граница между вежливостью и благодарностью, с одной стороны, и корыстью и умыслом - с другой, неуловимо проницаема с точки зрения как закона, так и моральных ориентиров. Но если так случилось и отказаться от подарка нельзя, служащий может принимать подарки, вознаграждения и почести только в случаях, когда: • вручение происходит официально и открыто; • вознаграждение надлежащим образом объяснено и обосновано; • вышестоящее начальство поставлено в известность о факте вручения подарка или вознаграждения.
В коллективе служащих принятие чиновником подарков от коллег, равных с ним по рангу, вполне уместно, поскольку в данном случае такой подарок не долг и не выполнение обязательств, а материализация дружеских отношений, поэтому за ним не стоят какой-либо умысел или корыстные цели, но вручаемый подарок не должен ставить в неловкое или обязывающее положение того, кому этот подарок предназначается. Подарки от коллег уместны: • в случае поздравления с днем рождения сотрудника, свступлением его в брак, с рождением в семье ребенка; • по случаю ухода сотрудника на пенсию, «круглой» даты в его трудовой деятельности; • в знак благодарности за сверхурочную работу в неудобное для человека время или сжатые сроки, за бескорыстную добровольную помощь в служебной ситуации, в знак сочувствия в связи с болезнью, в целях моральной поддержки в случае возникновения у сотрудника неприятностей на службе и т.д. Важным моментом в обмене подарками между служащими одной организации является взаимность, предполагающая равновесие взаимоотношений между людьми, поэтому подарок не должен быть дорогим, сохраняя скорее символический характер. Здесь должно соблюдаться чувство меры и деликатности. Контрольные вопросы и задания 1. Дайте определение коррупции. 2. Что понимается под противодействием коррупции? 3. Перечислите меры, предусмотренные профилактикой коррупции на государственной и муниципальной службе. 4. Что понимается под конфликтом интересов на государственной и муниципальной службе? 5. Перечислите меры, которые предусмотрены законодательством по урегулированию конфликта интересов. 6. Чем отличается взятка от подарка? 7. Какими признаками должна обладать взятка как предмет преступления? 8. В каких случаях подарок (вознаграждение) считается принятым в связи с исполнением должностных обязанностей? Заключение
Работа гражданского и муниципального служащего становится профессией, в которой нельзя достигнуть хороших результатов, опираясь лишь на практический опыт и те знания, которые дает базовое образование по различным специальностям. Ядром успешного функционирования службы является прежде всего желание служащих достичь эффективных результатов управленческой деятельности, в которых отражается степень доверия общества к службе и нравственный облик государственных и муниципальных служащих. Служба как обезличенный институт управления по сути своей не может иметь такое желание. Оно может быть только у конкретных работников, руководителей. Нарастает стремление восстановить на службе уважение к этическим ценностям, присущим самой идее служения государству и обществу. Формальные процедуры играют определенную роль, однако главное - это моральные ценности и совесть конкретных чиновников. Сегодня, когда резко меняются критерии и социальная значимость нравственных оценок общественным мнением различных структур власти, общественных лидеров, государственных и муниципальных служащих, обеспокоенность общества в отношении стандартов поведения всех лиц, занимающих государственные и муниципальные должности, включая нормы и процедуры, регулирующие их управленческую и финансовую деятельность, определенно возросла. Заметно увеличилось внимание средств массовой информации к теме нарушения чиновниками норм поведения. Этические правила служебного поведения не могут быть эффективными, если нет механизма проведения их в жизнь и применения санкций. Необходима значительная работа по формированию практики справедливого разрешения конфликта интересов, разработки значительного количества различных разъяснений и рекомендаций по возможным случаям. Следует подробно расписать, прокомментировать и ввести такие процедуры и институты, которые будут удерживать чиновников от совершения неблаговидных поступков и способствовать их обнаружению. Все это поможет восстановить доверие общества к лицам, занимающим государственные и муниципальные должности, внести ясность и ориентиры в тех вопросах, где шкала моральных ценностей оказалась размытой. Необходимы более сильные меры по предупреждению коррупции в системе государственной и муниципальной службы. Важным инструментом должна стать разъяснительная работа среди служащих. Нужны усилия по внедрению определенных методик, описаний служебной деятельности, совершенствованию методов подбора и расстановки кадров, исполнения профессионального кодекса поведения и т. п. Наука не может дать рецепты на все случаи служебной деятельности, она также не в состоянии дать точный прогноз будущего и рассказать людям, занимающимся управленческим трудом, как они должны прожить свою жизнь. Однако она может предоставить им средства для осуществления личностных и социальных перемен, в частности в построении своей карьеры. Признание человеческих самоуправляющих способностей основным критерием своей жизненной стратегии в сочетании с внешними источниками влияния позволит каждому служащему стать «главным режиссером» происходящих с ним изменений. Нам представляется, что к основным проблемам нравственных ценностей эффективной гражданской и муниципальной службы необходимо регулярно возвращаться. Восприятие узловых моментов профессиональной этики службы не происходит одномоментно, поэтому постоянное возвращение к фундаментальным вопросам этики должно стать неотъемлемой частью программы совершенствования профессионального уровня государственных гражданских и муниципальных служащих в России.
Примерные вопросы для самоконтроля.
1. Понятие и типы службы в обществе. 2. Понятие и признаки государственной службы по законодательству. 3. Основные принципы организации и функционирования государственной службы. 4. Государственная служба как система. Виды государственной 5. Государственная гражданская служба (федеральная и субъектов 6. Цели и задачи государственной службы. 7. Княжья служба Киевской Руси (IX - нерв. четв. XII вв.). 8. «Государственная служба» удельной Руси (втор. четв. XII-XIV вв.). 9. Особенности «государственной службы» в Новгородской и Псковской феодальных республиках. 10. Роль Государева Двора в формировании слоя «служилых людей». 11. Предпосылки реформирования Петром I государственной службы. Роль «Табели о рангах...» для развития государственной службы России. 12. Роль Екатерины II в организации государственной службы в 13. Административная реформа М. М. Сперанского 1801-1811 гг. 14. Государственная служба во второй половине XIX века. 15. Особенности государственной службы в период советской власти. 16. Основы формирования института государственной службы в России в 90-е гг. XX века. 17. Роль Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» для дальнейшего становления современной государственной службы. 18. Формирование нового российского законодательства о государственной службе (2003 - 2005 гг.). Роль Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года. 19. Понятие и статус должности. Государственная должность. 20. Должности гражданской службы. Классификация должностей 21. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Классные чины гражданской службы. 22. Квалификационные требования к должностям гражданской службы. 23. Понятие гражданского служащего. Основные права гражданского служащего. 24. Основные обязанности гражданского служащего. 25. Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой. 26. Требования к служебному поведению гражданского служащего. 27. Урегулирование конфликта интересов па гражданской службе. 28. Государственные гарантии гражданских служащих. 29. Государственная служба как система. Виды государственной службы. 30. Государственная гражданская служба (федеральная и субъектов 31. Цели и задачи государственной службы. 32. Княжья служба Киевской Руси (IX - перв. четв. XII вв.). 33. «Государственная служба» удельной Руси (втор. четв. XII-XIV вв.). 34. Особенности «государственной службы» в Новгородской и Псковской феодальных республиках. 35. Роль Государева Двора в формировании слоя «служилых людей». 36. Предпосылки реформирования Петром I государственной службы. Роль «Табели о рангах...» для развития государственной службы России. 37. Роль Екатерины II в организации государственной службы в 38. Административная реформа М. М. Сперанского 1801-1811 гг. 39. Государственная служба во второй половине XIX века. 40. Особенности государственной службы в период советской власти. 41. Основы формирования института государственной службы в России в 90-е гг. XX века. 42. Роль Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» для дальнейшего становления современной государственной службы. 43. Формирование нового российского законодательства о государственной службе (2003 - 2005 гг.). Роль Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года. 44. Понятие и статус должности. Государственная должность. 45. Должности гражданской службы. Классификация должностей 46. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Классные чины гражданской службы. 47. Квалификационные требования к должностям гражданской службы. 48. Понятие гражданского служащего. Основные права гражданского служащего. 49. Основные обязанности гражданского служащего. 50. Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой. 51. Требования к служебному поведению гражданского служащего. 52. Урегулирование конфликта интересов па гражданской службе. 53. Государственные гарантии гражданских служащих Словарь терминов Авторитет – степень признания социальной общностью (группой, обществом) личных и деловых качеств кого-либо из своих членов, отражающая фактическое влияние на положение дел в этой социальной общности. Понятие авторитета соотносят с такими понятиями как статус, престиж и лидерство. Адаптация - изменения системы отношений в социальном или культурном плане. Административная ответственность государственного служащего - форма наказания государственного служащего за должностные проступки и упущения, применяемая органом или должностным лицом, не являющимся иерархически вышестоящим по отношению к нему. Администрация (местная) - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местная администрация обладает правами юридического лица. Аномия – термин, обозначающий различные виды нарушений в ценностной и нормативной системах общества. Крайняя форма – полный распад ценностей и норм, которые регулируют социальное взаимодействие. Аттестация государственного служащего - периодическая проверка уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности. Аттестация муниципальных служащих - кадровая технология, предназначенная для определения соответствия служащего замещаемой должности, определения уровня профессиональной подготовки, для совершенствования деятельности органа местного самоуправления по расстановке муниципальных служащих. Бюджет муниципального образования - расходы, необходимые для решения задач городских, сельских поселений, городских округов, муниципальных районов и внутригородских территорий городов федерального значения, а также бюджетные поступления для их финансирования; форма расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Бюрократия - особая система управленческих отношений и структур. Характеристики бюрократии: 1. Существование привилегированного слоя служащих, осуществляющих власть и господство в организации и обществе; 2. Безличная система управления; 3. Существование системы служебной зависимости, в которой форма доминирует над содержанием; 4. Иерархичность; 5. Жесткая регламентация отношений; 6. Многоступенчатость в передаче информации; 7. Конформизм; 8. Авторитарность сознания и поведения. Бюрократизация общества проявляется в формировании системы управления, иерархии должностей, разделении функций и власти, нисходящую лестницу подчинения. Власть. Существуют разные подходы к определению понятия власти. Общим в определении понятия власти является следующее: власть есть форма социальных отношений, основанная на способности влиять на характер деятельности и поведение людей, социальных групп, страт (классов) с помощью политических, экономических, идеологических, правовых, социально-психологических, организационных механизмов, а также посредством насилия, авторитета, традиций. Государственная власть также использует для реализации своих целей различные средства – экономические, идеологические, социально-психологические, но только она обладает монополией на применение насилия, на принуждение (легитимного или нелегитимного) с помощью специального аппарата (армия, органы безопасности, органы внутренних дел, налоговые службы). Выборные муниципальные должности -должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов. Город – форма существования общества, характеризующаяся особой социально-пространственной организацией. Для города свойственно большое количество людей и высокая плотность населения на ограниченной территории. В городе присутствует высокая степень разнообразия человеческой деятельности, так как в нем сосредоточена информация, наука, промышленность, культура, сфера услуг, образование. Государство – совокупность учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом в интересах определенных социальных групп; часть системы общества, которой свойственны властные функции. Основные органы государства: президентский и (или) правительственный аппарат, финансовая и административная структуры, вооруженные силы, органы безопасности, полиция, суд, фискальные учреждения. Государственная должность - первичная единица государственной организации, совокупность прав и обязанностей, часть полномочий государственного органа. Государственный интерес – система реальных взаимосвязанных причин, исходя из которых, высшими должностными лицами государства и органами государственного управления, совершаются любые действия как внутри страны, так и за ее пределами. Высшие должностные лица государства обязаны отстаивать государственные интересы. Государственный интерес основан на интересах различных социальных групп и слоев, из которых состоит данное государство, а также выработанных в течение длительного времени общих (государственных) интересах, которые не являются простой суммой всех групповых интересов. Государственная служба - 1) совокупность государственных органов и их должностных лиц, осуществляющих государственную власть, то же, что и государственный аппарат; 2) возмездная деятельность личного состава государственных органов с властными полномочиями по реализации функций государства. Государственный служащий – физическое лиц, на возмездной основе занимающее должность в государственном аппарате действующее от имени государства, в силу чего его действия обеспечиваются государственным принуждением. Демократия – власть народа. Форма политических отношений, которая признает народ (а точнее его большинство) носителем государственной власти. Признаками демократии является выборность руководящих органов, свобода слова, собраний, организаций. Различаются непосредственная демократия – прямое голосование, референдум, решения собраний, и представительная демократия – выборы в парламент. Демократический стиль управления - руководство, основанное на доверии к подчиненным, привлечении их к принятию решений и их выполнению. Демократический руководитель стремится создать нормальный психологический климат в коллективе с тем, чтобы каждый работник мог максимально использовать свой интеллектуальный потенциал для достижения целей организации. Денежное содержание муниципального служащего - совокупность всех денежных средств, выплачиваемых муниципальному служащему за исполнение его должностных обязанностей. Денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада и иных надбавок и выплат. Деятельность - специфическая форма отношений человека к окружающему миру и самому себе, выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. Деятельность - способ существования и развития социальной деятельности, проявления общественно-трудовой активности. Дисциплина - основа правопорядка в обществе, наряду с законностью; предполагает наличие определенной системы норм и правил поведения, а также обязательное их исполнение всеми субъектами, которым они адресованы. Дисциплинарная ответственность государственного служащего - форма наказания государственного служащего за должностные проступки, применяемая вышестоящим в порядке подчиненности государственным органом или должностным лицом. Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих - разновидность юридической ответственности муниципальных служащих, применяемая к ним в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами). Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный (должностной) проступок. В отношении муниципальных служащих обычно применяются следующие виды дисциплинарных взысканий: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение. Доктрина совместимости (несовместимости) мандата - правила, устанавливающие возможность или невозможность депутату, как представителю законодательной власти, работать также и в органах исполнительной ветви власти. Должностная инструкция - документ, фиксирующий особенности полномочий государственной должности в конкретных условиях деятельности государственного служащего. Должностное лицо – государственный служащий, имеющий право совершать в пределах своих полномочии властные правовые последствия для адресатов указания. Должностное лицо - лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которая образуется в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Испытательный срок - время практической проверки пригодности принятого на государственную должность лица. Информация – сведения, интересные индивидам, группам, организациям, государствам, представленные с помощью условных знаков, символов, сигналов, непосредственно и с помощью различных технических средств. Главная проблема современных обществ и государств – проблема управления информацией (создание, трансляция, сохранение). Кадровый резерв - группа отобранных муниципальных руководителей и служащих, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью, прошедших аттестацию, профессиональное обучение. Кадры управления - работник, профессионально участвующие в управлении и составляющие аппарат управления. Карьера – определенная последовательность различных видов работы, которые индивид выполняет в течение своей трудовой жизни. Карьера может быть как упорядоченная последовательность связанных друг с другом видов работ, так и резкая смена различных видов деятельности. Критерием успешности карьеры в современном обществе служит уровень доходов и престиж. Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника. Компетентность - степень выраженности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности; глубокое, доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также соответствующих умений и навыков; совокупность знаний, позволяющих судить о чем-либо со знанием дела; черта личности служащего, заключающаяся в способности правильно оценивать сложившуюся ситуацию, принимать в связи с этим нужное решение и достигать практического или иного значимого результата. Выделяется три уровня компетентности: интегративная, социально-психологическая, в конкретных сферах управленческой деятельности. Важнейшим фактором компетентности является высокий уровень общей культуры личности. Конкурс - проводимая в установленном законом порядке процедура отбора наиболее подходящего для занятия должности муниципальной службы кандидата среди нескольких претендентов. Конкурс - способ комплектования государственного аппарата, при котором уполномоченное лицо имеет право назначить на государственную должность лицо только по результатам победы на публичном, открытом конкурсе претендентов на эту должность. Конформность – социально-психологическая характеристика поведения человека, отражающая его готовность поддаться давлению группы, организации, общества. В ситуации конфликта между своим мнением и мнением группы такой человек формирует мнение, совпадающее с мнением большинства. Легитимность – законность, признание или объявление чего-либо (кого-либо) законным. В рамках классической теории нет разницы между «легитимностью» и «законностью», ибо законная власть – легитимная власть. Но современные теории разграничивают легитимность и законность, так как есть различие между моралью и законом. Статус правительства, его действия могут быть обоснованы законами, но не быть справедливыми с точки зрения морали. Лидер - человек, эффективно осуществляющий руководство группой. Личное дело государственного служащего - организационный документ, отражающий основное характеристики прохождения государственным служащим государственной службы. Менталитет. Существуют разные подходы к определению понятия менталитета. Сравнивая их и обобщая можно предложить следующий вариант определения: менталитет – особенности в построении мышления, особенности восприятия, поведения и деятельности индивидуума, социальной группы, социальной страты, этносов и народов. Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Метод управления - способ воздействия субъекта управления на управляемый объект. Различаются экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления. Мотивация - процесс вмешательства или как внутреннее состояние организма, побуждающее или ведущее его к действию. Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должнос
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|