Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исполнение служебной деятельности и подарки




У каждого народа имеются традиции, связанные с дарением по­дарков в знак уважения и благодарности. Но как поступать с полу­чением чиновниками таких знаков почтения на гражданской и муниципальной службе? Эта область профессиональной этики посто­янно вызывает различные мнения и разногласия. Действительно, как рассматривать подарки высокопоставленному чиновнику, на­пример, ко дню рождения? Когда публично, чуть ли не под при­целом телекамер выстраивается очередь для вручения подарков: от ручки с золотым пером, усыпанной бриллиантами, до сабли в алмазах? Где здесь искренняя дружба или любовь к имениннику, а где признательность за услуги? И дело не в самих фактах, а в том, что ни в нормах служебных взаимоотношений, ни даже в обще­ственном мнении все это особенно и не осуждается.

В большинстве стран дарение подарков должностным ли­цам ограничивается строго определенными рамками или вооб­ще запрещается. В Гражданском кодексе РФ в качестве подарка (ст. 572) рассматриваются материальные или имущественные цен­ности[74]. В ситуации принятия неофициального подарка на сумму менее 3 тыс. руб., при отсутствии признаков взяточничества, речь идет о должностном проступке[75]. Подарком гражданскому и муни­ципальному служащему следует считать:

• безвозмездную передачу физическим или юридическим лицом вещи в собственность либо имущественного права (требования) к дарителю или к третьему лицу;

• безвозмездное обязательство дарителя передать вещь в будущем в собственность либо имущественное право (требование) к дарителю или к третьему лицу;

• безвозмездное освобождение одаряемого от имущественной обязанности перед дарителем или перед третьим лицом; 4) безвозмездное обязательство дарителя об освобождении от имущественной ответственности перед дарителем или перед третьим лицом.

Подарки дарятся друзьям, родственникам, начальству, сослу­живцам. И, казалось бы, никаких неприятных моментов в про­цессе дарения подарков не может быть. Однако с правовой точки зрения понятие «подарок» может рассматриваться и как «взят­ка», если возникает подозрение, что подарки делаются с корыст­ной целью из-за официальной должности одариваемого[76]. А взятка ведет за собой совсем не праздничные эмоции, а неприятные последствия, возможно связанные с судебным разбирательством. Согласно российскому законодательству государственный и му­ниципальный служащий не должен ни просить, ни принимать подарки, услуги, приглашения и любые другие выгоды, предна­значенные для него или для его семьи, родственников, близких друзей, а также для лиц или организаций, с которыми служащий имеет или имел деловые или связанные с политикой отношения, способные повлиять или создать видимость влияния на беспри­страстность служащего или которые могут быть вознаграждением, имеющим отношение к выполняемым служебным обязанностям[77]. Под эту категорию не подпадают обычное гостеприимство и мел­кие подарки. В случае если служащий не знает, имеет ли он право принять подарок или воспользоваться гостеприимством, он обя­зан спросить мнение своего непосредственного начальника.

К ограничению принимать подарки примыкает и другой за­прет: выезжать в командировку за границу за счет юридических лиц и граждан, за исключением служебных поездок в соответ­ствии с международными договорами Российской Федерации или на основе взаимной договоренности между государственными органами Российской Федерации и иностранных государств. От­носительно внутригосударственных командировок следует под­черкнуть, что служащие не вправе получать средства на коман­дировочные расходы сверх средств, выделяемых командирующим органом, от любых организаций и граждан; не вправе пользоваться услугами любых организаций и граждан по оплате личных расхо­дов. Однако в ходе командировок, инспекционных поездок и т.п. служащим не запрещается пользоваться услугами принимающей стороны по организации размещения, питания, предоставлению транспорта - разумеется, в пределах, действительно необходимых для выполнения цели поездки. Аналогичные услуги от иных орга­низаций и граждан могут быть приняты лишь в объеме, не превы­шающем уровня обычного гостеприимства.

Важен вопрос, как зафиксировать факт официального при­нятия подарка чиновником. Вознаграждение (подарок, денежное вознаграждение и т. п.) считается принятым в связи с исполнени­ем должностных обязанностей, если:

1) в договоре дарения, в иных документах, связанных с возна­граждением, или на подарке указана должность принявшего пода­рок государственного и муниципального служащего;

2) вознаграждение вручено в месте работы служащего или во время участия служащего в мероприятиях (в том числе в переговорах, совещаниях, заседаниях, командировках и т.д.), в которых служащий представляет соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления;

3) даритель прямо или косвенно заинтересован в издании акта, в подписании договора или иного документа, в выдаче лицензии (патента) или иного специального разрешения, в ином осуществлении служащим своих должностных обязанностей либо в отсутствии такого осуществления, при этом принявший вознаграждение служащий в силу своих должностных обязанностей непосредственно осуществляет полномочия государственного или муниципального органа или непосредственно участвует в осуществлении или в подготовке осуществления указанных полномочий.

Невозможно установить причинную связь с получением по­дарка, если должностное лицо совершает законное, входящее в его служебные обязанности деяние, даже не догадываясь о том, что впоследствии получит что-то в качестве благодарности. Со­вершение законных действий, обусловленных только стремлени­ем выполнить служебный долг, не может нанести ущерб деятель­ности государственного аппарата, органов местного самоуправ­ления, если лицо не принимает взятку. При этом следует иметь в виду, что дарение подарков государственным и муниципальным служащим в связи с их должностным положением или с испол­нением ими служебных обязанностей, стоимость которых превы­шает пять минимальных размеров оплаты труда, в соответствии с Гражданским кодексом РФ запрещается и рассматривается уже как взятка[78].

Запрещение служащему принимать подарки означает, что ему запрещено совершать любые действия с использованием служеб­ного положения для извлечения доходов, выгод имущественного и иного характера, получения услуг за счет создания конфликта интересов. В случае принятия вознаграждения служащим с на­рушением установленного запрета (ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федера­ции») имевшее место дарение квалифицируется как ничтож­ная сделка в соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ. При этом на служащего, принявшего подарок, по решению руко­водителя, назначившего его на соответствующую должность, мо­жет быть наложено дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и ст. 290 (получение взятки) Уголовного кодекса РФ, в отношении служа­щего может быть возбуждено уголовное дело[79].

Подарки, полученные гражданским служащим в связи с про­токольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соот­ветственно федеральной собственностью и собственностью субъ­екта Российской Федерации и передаются служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом РФ[80]. Служащий в течение месяца обязан сдать все незаконно полученное им лично, его семьей или бли­жайшими родственниками в качестве подарков и возместить стоимость услуг, которыми неправомерно воспользовались он сам, члены его семьи или ближайшие родственники. То же ка­сается подарков, поступивших без ведома служащего, а также полученных им в связи с исполнением служебных обязанностей от юридических и физических лиц зарубежных стран. При от­казе служащего добровольно сдать незаконно полученное иму­щество либо оплатить государству его стоимость или стоимость незаконно полученных услуг они подлежат взысканию судом в доход государства по иску прокурора или налоговой службы. Разумеется, данный запрет не лишает служащих возможности принимать символические знаки внимания в соответствии с об­щепринятыми нормами вежливости и гостеприимства и симво­лические сувениры при проведении протокольных и иных офи­циальных мероприятий.

При оценке обычных подарков, дарение и принятие которых служащим разрешается, следует руководствоваться ст. 575 Граж­данского кодекса РФ[81]. Согласно данной статье запрещается даре­ние служащим подарков в связи с их должностным положением или с исполнением ими служебных обязанностей, за исключени­ем подарков, стоимость которых не превышает пяти установлен­ных законом минимальных размеров оплаты труда. Стоимость по­дарка определяется в следующем порядке:

• для денежных вознаграждении, а также выраженных в деньгах требований или обязательств стоимость подарка равна соответствующей денежной сумме;

• для ценных бумаг стоимость подарка равна рыночной стоимости, а при ее отсутствии для определения стоимости ценных бумаг применяется их номинальная стоимость;

• для оценки стоимости жилых домов, квартир, дач и иных строений и помещений, а также транспортных средств применяется рыночная стоимость этих объектов;

• для иных вещей подарок оценивается по стоимости приобретения (создания) вещи дарителем, а при отсутствии соответствующих данных стоимость подарка должна быть определена на основе экспертной оценки.

Профессиональная этика государственной и муниципальной службы рекомендует избегать принятия подарков чиновниками от сторонних лиц и организаций, поскольку граница между веж­ливостью и благодарностью, с одной стороны, и корыстью и умыс­лом - с другой, неуловимо проницаема с точки зрения как закона, так и моральных ориентиров. Но если так случилось и отказаться от подарка нельзя, служащий может принимать подарки, возна­граждения и почести только в случаях, когда:

• вручение происходит официально и открыто;

• вознаграждение надлежащим образом объяснено и обосновано;

• вышестоящее начальство поставлено в известность о факте вручения подарка или вознаграждения.

В коллективе служащих принятие чиновником подарков от коллег, равных с ним по рангу, вполне уместно, поскольку в данном случае такой подарок не долг и не выполнение обяза­тельств, а материализация дружеских отношений, поэтому за ним не стоят какой-либо умысел или корыстные цели, но вручаемый подарок не должен ставить в неловкое или обязывающее положе­ние того, кому этот подарок предназначается. Подарки от коллег уместны:

• в случае поздравления с днем рождения сотрудника, свступлением его в брак, с рождением в семье ребенка;

• по случаю ухода сотрудника на пенсию, «круглой» даты в его трудовой деятельности;

• в знак благодарности за сверхурочную работу в неудобное для человека время или сжатые сроки, за бескорыстную добровольную помощь в служебной ситуации, в знак сочувствия в связи с болезнью, в целях моральной поддержки в случае возникновения у сотрудника неприятностей на службе и т.д. Важным моментом в обмене подар­ками между служащими одной организации является вза­имность, предполагающая равновесие взаимоотношений между людьми, поэтому подарок не должен быть дорогим, сохраняя скорее символический характер. Здесь должно со­блюдаться чувство меры и деликатности.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение коррупции.

2. Что понимается под противодействием коррупции?

3. Перечислите меры, предусмотренные профилактикой коррупции на государственной и муниципальной службе.

4. Что понимается под конфликтом интересов на государственной и муниципальной службе?

5. Перечислите меры, которые предусмотрены законодательством по урегулированию конфликта интересов.

6. Чем отличается взятка от подарка?

7. Какими признаками должна обладать взятка как предмет преступления?

8. В каких случаях подарок (вознаграждение) считается принятым в связи с исполнени­ем должностных обязанностей?

Заключение

 

Работа гражданского и муниципального служащего становит­ся профессией, в которой нельзя достигнуть хороших результа­тов, опираясь лишь на практический опыт и те знания, которые дает базовое образование по различным специальностям. Ядром успешного функционирования службы является прежде всего желание служащих достичь эффективных результатов управлен­ческой деятельности, в которых отражается степень доверия общества к службе и нравственный облик государственных и муни­ципальных служащих. Служба как обезличенный институт управ­ления по сути своей не может иметь такое желание. Оно может быть только у конкретных работников, руководителей. Нарастает стремление восстановить на службе уважение к этическим цен­ностям, присущим самой идее служения государству и обществу. Формальные процедуры играют определенную роль, однако главное - это моральные ценности и совесть конкретных чиновников.

Сегодня, когда резко меняются критерии и социальная значи­мость нравственных оценок общественным мнением различных структур власти, общественных лидеров, государственных и му­ниципальных служащих, обеспокоенность общества в отношении стандартов поведения всех лиц, занимающих государственные и муниципальные должности, включая нормы и процедуры, регу­лирующие их управленческую и финансовую деятельность, опреде­ленно возросла. Заметно увеличилось внимание средств массовой информации к теме нарушения чиновниками норм поведения.

Этические правила служебного поведения не могут быть эффективными, если нет механизма проведения их в жизнь и при­менения санкций. Необходима значительная работа по формиро­ванию практики справедливого разрешения конфликта интересов, разработки значительного количества различных разъяснений и рекомендаций по возможным случаям. Следует подробно рас­писать, прокомментировать и ввести такие процедуры и институ­ты, которые будут удерживать чиновников от совершения неблаговидных поступков и способствовать их обнаружению. Все это поможет восстановить доверие общества к лицам, занимающим государственные и муниципальные должности, внести ясность и ориентиры в тех вопросах, где шкала моральных ценностей ока­залась размытой.

Необходимы более сильные меры по предупреждению корруп­ции в системе государственной и муниципальной службы. Важ­ным инструментом должна стать разъяснительная работа среди служащих. Нужны усилия по внедрению определенных методик, описаний служебной деятельности, совершенствованию методов подбора и расстановки кадров, исполнения профессионального кодекса поведения и т. п.

Наука не может дать рецепты на все случаи служебной дея­тельности, она также не в состоянии дать точный прогноз будуще­го и рассказать людям, занимающимся управленческим трудом, как они должны прожить свою жизнь. Однако она может предо­ставить им средства для осуществления личностных и социальных перемен, в частности в построении своей карьеры. Признание че­ловеческих самоуправляющих способностей основным критерием своей жизненной стратегии в сочетании с внешними источниками влияния позволит каждому служащему стать «главным режиссе­ром» происходящих с ним изменений.

Нам представляется, что к основным проблемам нравственных ценностей эффективной гражданской и муниципальной службы необходимо регулярно возвращаться. Восприятие узловых мо­ментов профессиональной этики службы не происходит одномо­ментно, поэтому постоянное возвращение к фундаментальным вопросам этики должно стать неотъемлемой частью программы совершенствования профессионального уровня государственных гражданских и муниципальных служащих в России.

 

Примерные вопросы для самоконтроля.

 

1. Понятие и типы службы в обществе.

2. Понятие и признаки государственной службы по законодательству.

3. Основные принципы организации и функционирования государственной службы.

4. Государственная служба как система. Виды государственной
службы.

5. Государственная гражданская служба (федеральная и субъектов
Российской Федерации).

6. Цели и задачи государственной службы.

7. Княжья служба Киевской Руси (IX - нерв. четв. XII вв.).

8. «Государственная служба» удельной Руси (втор. четв. XII-XIV вв.).

9. Особенности «государственной службы» в Новгородской и Псковской феодальных республиках.

10. Роль Государева Двора в формировании слоя «служилых людей».

11. Предпосылки реформирования Петром I государственной службы. Роль «Табели о рангах...» для развития государствен­ной службы России.

12. Роль Екатерины II в организации государственной службы в
период «просвещенного абсолютизма».

13. Административная реформа М. М. Сперанского 1801-1811 гг.

14. Государственная служба во второй половине XIX века.

15. Особенности государственной службы в период советской власти.

16. Основы формирования института государственной службы в России в 90-е гг. XX века.

17. Роль Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» для дальнейшего становления современной государственной службы.

18. Формирование нового российского законодательства о госу­дарственной службе (2003 - 2005 гг.). Роль Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года.

19. Понятие и статус должности. Государственная должность.

20. Должности гражданской службы. Классификация должностей
гражданской службы (категории и группы).

21. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Классные чины гражданской службы.

22. Квалификационные требования к должностям гражданской службы.

23. Понятие гражданского служащего. Основные права граждан­ского служащего.

24. Основные обязанности гражданского служащего.

25. Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой.

26. Требования к служебному поведению гражданского служащего.

27. Урегулирование конфликта интересов па гражданской службе.

28. Государственные гарантии гражданских служащих.

29. Государственная служба как система. Виды государственной службы.

30. Государственная гражданская служба (федеральная и субъектов
Российской Федерации).

31. Цели и задачи государственной службы.

32. Княжья служба Киевской Руси (IX - перв. четв. XII вв.).

33. «Государственная служба» удельной Руси (втор. четв. XII-XIV вв.).

34. Особенности «государственной службы» в Новгородской и Псковской феодальных республиках.

35. Роль Государева Двора в формировании слоя «служилых людей».

36. Предпосылки реформирования Петром I государственной службы. Роль «Табели о рангах...» для развития государствен­ной службы России.

37. Роль Екатерины II в организации государственной службы в
период «просвещенного абсолютизма».

38. Административная реформа М. М. Сперанского 1801-1811 гг.

39. Государственная служба во второй половине XIX века.

40. Особенности государственной службы в период советской власти.

41. Основы формирования института государственной службы в России в 90-е гг. XX века.

42. Роль Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» для дальнейшего становления со­временной государственной службы.

43. Формирование нового российского законодательства о государственной службе (2003 - 2005 гг.). Роль Федерального зако­на «О государственной гражданской службе Российской Феде­рации» от 27 июля 2004 года.

44. Понятие и статус должности. Государственная должность.

45. Должности гражданской службы. Классификация должностей
гражданской службы (категории и группы).

46. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Классные чины гражданской службы.

47. Квалификационные требования к должностям гражданской службы.

48. Понятие гражданского служащего. Основные права граждан­ского служащего.

49. Основные обязанности гражданского служащего.

50. Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой.

51. Требования к служебному поведению гражданского служащего.

52. Урегулирование конфликта интересов па гражданской службе.

53. Государственные гарантии гражданских служащих

Словарь терминов

Авторитет – степень признания социальной общностью (группой, обществом) личных и деловых качеств кого-либо из своих членов, отражающая фактическое влияние на положение дел в этой социальной общности. Понятие авторитета соотносят с такими понятиями как статус, престиж и лидерство.

Адаптация - изменения системы отношений в социальном или культурном плане.

Административная ответственность государственного служащего - форма наказания государственного служащего за должностные проступки и упущения, применяемая органом или должностным лицом, не являю­щимся иерархически вышестоящим по отношению к нему.

Администрация (местная) - исполнительно-распорядитель­ный орган муниципального образования. Местная администра­ция наделяется уставом муниципального образования полномо­чиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, пе­реданных органам местного самоуправления федеральными за­конами и законами субъектов Российской Федерации. Местная администрация обладает правами юридического лица.

Аномия – термин, обозначающий различные виды нарушений в ценностной и нормативной системах общества. Крайняя форма – полный распад ценностей и норм, которые регулируют социальное взаимодействие.

Аттестация государственного служащего - периодическая провер­ка уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности.

Аттестация муниципальных служащих - кадровая техно­логия, предназначенная для определения соответствия служащего замещаемой должности, определения уровня профессиональной подготовки, для совершенствования деятельности органа местного самоуправления по расстановке муниципальных служащих.

Бюджет муниципального образования - расходы, необхо­димые для решения задач городских, сельских поселений, город­ских округов, муниципальных районов и внутригородских терри­торий городов федерального значения, а также бюджетные посту­пления для их финансирования; форма расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, от­несенных к предметам ведения местного самоуправления.

Бюрократия - особая система управленческих отношений и структур. Характеристики бюрократии: 1. Существование привилегированного слоя служащих, осуществляющих власть и господство в организации и обществе; 2. Безличная система управления; 3. Существование системы служебной зависимости, в которой форма доминирует над содержанием; 4. Иерархичность; 5. Жесткая регламентация отношений; 6. Многоступенчатость в передаче информации; 7. Конформизм; 8. Авторитарность сознания и поведения. Бюрократизация общества проявляется в формировании системы управления, иерархии должностей, разделении функций и власти, нисходящую лестницу подчинения.

Власть. Существуют разные подходы к определению понятия власти. Общим в определении понятия власти является следующее: власть есть форма социальных отношений, основанная на способности влиять на характер деятельности и поведение людей, социальных групп, страт (классов) с помощью политических, экономических, идеологических, правовых, социально-психологических, организационных механизмов, а также посредством насилия, авторитета, традиций. Государственная власть также использует для реализации своих целей различные средства – экономические, идеологические, социально-психологические, но только она обладает монополией на применение насилия, на принуждение (легитимного или нелегитимного) с помощью специального аппарата (армия, органы безопасности, органы внутренних дел, налоговые службы).

Выборные муниципальные должности -должности, заме­щаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должност­ные лица местного самоуправления), а также замещаемые на осно­вании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов.

Город – форма существования общества, характеризующаяся особой социально-пространственной организацией. Для города свойственно большое количество людей и высокая плотность населения на ограниченной территории. В городе присутствует высокая степень разнообразия человеческой деятельности, так как в нем сосредоточена информация, наука, промышленность, культура, сфера услуг, образование.

Государство – совокупность учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом в интересах определенных социальных групп; часть системы общества, которой свойственны властные функции. Основные органы государства: президентский и (или) правительственный аппарат, финансовая и административная структуры, вооруженные силы, органы безопасности, полиция, суд, фискальные учреждения.

Государственная должность - первичная единица государственной организации, совокупность прав и обязанностей, часть полномочий государственного органа.

Государственный интерес – система реальных взаимосвязанных причин, исходя из которых, высшими должностными лицами государства и органами государственного управления, совершаются любые действия как внутри страны, так и за ее пределами. Высшие должностные лица государства обязаны отстаивать государственные интересы. Государственный интерес основан на интересах различных социальных групп и слоев, из которых состоит данное государство, а также выработанных в течение длительного времени общих (государственных) интересах, которые не являются простой суммой всех групповых интересов.

Государственная служба - 1) совокупность государственных органов и их должностных лиц, осуществляющих государственную власть, то же, что и государственный аппарат; 2) возмездная деятельность личного состава государственных органов с властными полномочиями по реализации функций государства.

Государственный служащий – физическое лиц, на возмездной основе занимающее должность в государственном аппарате действующее от имени государства, в силу чего его действия обеспечиваются государственным принуждением.

Демократия – власть народа. Форма политических отношений, которая признает народ (а точнее его большинство) носителем государственной власти. Признаками демократии является выборность руководящих органов, свобода слова, собраний, организаций. Различаются непосредственная демократия – прямое голосование, референдум, решения собраний, и представительная демократия – выборы в парламент.

Демократический стиль управления - руководство, основанное на доверии к подчиненным, привлечении их к принятию решений и их выполнению. Демократический руководитель стремится создать нормальный психологический климат в коллективе с тем, чтобы каждый работник мог максимально использовать свой интеллектуальный потенциал для достижения целей организации.

Денежное содержание муниципального служащего - со­вокупность всех денежных средств, выплачиваемых муници­пальному служащему за исполнение его должностных обязанно­стей. Денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада и иных надбавок и выплат.

Деятельность - специфическая форма отношений человека к окружающему миру и самому себе, выражающаяся в целесообраз­ном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания.

Деятельность - способ существования и развития социальной деятельности, проявления общественно-трудовой активности.

Дисциплина - основа правопорядка в обществе, наряду с законностью; предполагает наличие определенной системы норм и правил поведения, а также обязательное их исполнение всеми субъектами, которым они адресованы.

Дисциплинарная ответственность государственного служащего - форма наказания государственного служащего за должностные проступ­ки, применяемая вышестоящим в порядке подчиненности государствен­ным органом или должностным лицом.

Дисциплинарная ответственность муниципальных слу­жащих - разновидность юридической ответственности муници­пальных служащих, применяемая к ним в порядке подчиненно­сти уполномоченными органами (должностными лицами). Осно­ванием дисциплинарной ответственности является дисциплинар­ный (должностной) проступок. В отношении муниципальных служащих обычно применяются следующие виды дисциплинар­ных взысканий: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение.

Доктрина совместимости (несовместимости) мандата - правила, устанавливающие возможность или невозможность депутату, как представителю законодательной власти, работать также и в органах исполнительной ветви власти.

Должностная инструкция - документ, фиксирующий особенности полномочий государственной должности в конкретных условиях деятельности государственного служащего.

Должностное лицо – государственный служащий, имеющий право совершать в пределах своих полномочии властные правовые последствия для адресатов указания.

Должностное лицо - лицо, постоянно, временно или в соот­ветствии со специальными полномочиями осуществляющее функ­ции представителя власти, т. е. наделенное в установленном зако­ном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или администра­тивно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных ор­ганизациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муни­ципального образования, которая образуется в соответствии с уста­вом муниципального образования, с установленным кругом обязан­ностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образо­вания или лица, замещающего муниципальную должность.

Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсацион­ного и стимулирующего характера.

Испытательный срок - время практической проверки пригодности принятого на государственную должность лица.

Информация – сведения, интересные индивидам, группам, организациям, государствам, представленные с помощью условных знаков, символов, сигналов, непосредственно и с помощью различных технических средств. Главная проблема современных обществ и государств – проблема управления информацией (создание, трансляция, сохранение).

Кадровый резерв - группа отобранных муниципальных руко­водителей и служащих, обладающих способностью к управленче­ской деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым долж­ностью, прошедших аттестацию, профессиональное обучение.

Кадры управления - работник, профессионально участвующие в управлении и составляющие аппарат управления.

Карьера – определенная последовательность различных видов работы, которые индивид выполняет в течение своей трудовой жизни. Карьера может быть как упорядоченная последовательность связанных друг с другом видов работ, так и резкая смена различных видов деятельности. Критерием успешности карьеры в современном обществе служит уровень доходов и престиж.

Квалификационный разряд - величина, отражающая уро­вень профессиональной подготовки работника.

Компетентность - степень выраженности присущего челове­ку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности; глубокое, доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также соответствующих умений и навыков; совокупность знаний, позволяющих судить о чем-либо со знанием дела; черта личности служащего, заключающаяся в способности правильно оценивать сложившуюся ситуацию, принимать в связи с этим нуж­ное решение и достигать практического или иного значимого ре­зультата. Выделяется три уровня компетентности: интегративная, социально-психологическая, в конкретных сферах управленческой деятельности. Важнейшим фактором компетентности является вы­сокий уровень общей культуры личности.

Конкурс - проводимая в установленном законом порядке про­цедура отбора наиболее подходящего для занятия должности муни­ципальной службы кандидата среди нескольких претендентов.

Конкурс - способ комплектования государственного аппарата, при котором уполномоченное лицо имеет право назначить на государственную должность лицо только по результатам победы на публичном, открытом конкурсе претендентов на эту должность.

Конформность – социально-психологическая характеристика поведения человека, отражающая его готовность поддаться давлению группы, организации, общества. В ситуации конфликта между своим мнением и мнением группы такой человек формирует мнение, совпадающее с мнением большинства.

Легитимность – законность, признание или объявление чего-либо (кого-либо) законным. В рамках классической теории нет разницы между «легитимностью» и «законностью», ибо законная власть – легитимная власть. Но современные теории разграничивают легитимность и законность, так как есть различие между моралью и законом. Статус правительства, его действия могут быть обоснованы законами, но не быть справедливыми с точки зрения морали.

Лидер - человек, эффективно осуществляющий руководство группой.

Личное дело государственного служащего - организационный до­кумент, отражающий основное характеристики прохождения государствен­ным служащим государственной службы.

Менталитет. Существуют разные подходы к определению понятия менталитета. Сравнивая их и обобщая можно предложить следующий вариант определения: менталитет – особенности в построении мышления, особенности восприятия, поведения и деятельности индивидуума, социальной группы, социальной страты, этносов и народов.

Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно и (или) че­рез органы местного самоуправления вопросов местного значе­ния исходя из интересов населения, его исторических и иных ме­стных традиций.

Метод управления - способ воздействия субъекта управления на управляемый объект. Различаются экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления.

Мотивация - процесс вмешательства или как внутреннее состояние организма, побуждающее или ведущее его к действию.

Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на долж­нос

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...