Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неравномерность развития подростков




Подростки развиваются неравномерно. Не все из них уклады­ваются в средние стандарты. Одни их опережают и называются рано созревающими, а другие отстают и относятся к поздно со­зревающим. Любое отклонение, как правило, создает дополни­тельные проблемы.

Раннее созревание у мальчиков приветствуется и обычно свя­зано с положительной самооценкой. У девочек происходит обрат­ное. Позднее развитие мальчиков огорчает, а у девочек проходит незаметно.

Рано созревающие мальчики выглядят старше своих лет, у них выше рост, лучше развита мускулатура и координация движений. Отцы видят в них помощников себе, доверяют им взрослые про­блемы, посвящают в профессиональные тайны, доверяют вожде­ние автомобиля или управление иной техникой.

Превосходство в телосложении позволяет им побеждать в спорте и в драке, становиться лидерами и вожаками, свысока погляды­вать на сверстников и пытаться строить отношения на равных со взрослыми, иногда не чувствуя меры и переходя на ты.

СПб.,

1 См.: Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста
2000. - С. 130.

2 См.: Аргументы и факты. — 1995. — № 49.


Переростки выглядят старше и обладают более сложными со­циальными интересами. Они проявляют повышенное внимание к девочкам и хотят им нравиться. Окружающие, признавая их жела­ние играть роль взрослого, нагружают их дополнительными обя­занностями и предоставляют им ряд привилегий, которыми обычно пользуются люди старшего возраста. Естественно, что общество ожидает от рано созревающих подростков больше, чем от их ро­весников. Оно спрашивает с них как со взрослых. Но вправе ли взрослые требовать взрослого поведения от тех, кто только по виду является взрослым?

У рано созревающих подростков меньше времени на то, чтобы радоваться той свободе, которую по праву предоставляет детство. Когда они, забыв о мнимой взрослости, дурачатся и паясничают, окружающие наставляют: не ребенок уже, веди себя по возрасту.

В целом же рано созревающие мальчики проявляют более благо­приятные личностные качества. Они, как правило, более уравнове­шены, добродушны и чаще пользуются любовью сверстников.

Поздно созревающие мальчики страдают от чувства неполно­ценности. 15-летний мальчик может быть на 20 см ниже ростом и на 13,5 кг легче, чем его друзья с ранним развитием. У него еще детское телосложение, не появился юношеский пушок, не изме­нился голос на более мужественный. Кроме того, он физически слабее и хуже координирует движения.

Обычно они менее привлекательны и непопулярны среди ро­весников. Они более беспокойны, любят командовать, восстают против родителей и постоянно испытывают чувство собственной зависимости. Часто они становятся застенчивы. Многие замыка­ются в себе, испытывая внутреннее напряжение. Как компенса­ция этой напряженности у них развивается чрезмерная зависи­мость или обостренная чувствительность к обидам или покуше­нию на их свободу.

Пытаясь компенсировать свой недостаток, они иногда унижа­ют, преследуют или высмеивают других. Главное для поздно со­зревающих — привлечь к себе внимание, которое в чрезмерном количестве отвлекают на себя рано созревающие подростки. Ти­пичным примером является шумное, вызывающее поведение, когда подросток рисуется, ищет причину для ссоры.

Такие подростки уклоняются от спортивных соревнований, зато с удовольствием и весьма успешно участвуют в интеллектуальных беседах и математических олимпиадах. Проявляют большой инте­рес к самообразованию, стараясь на этом поприще достичь того, чем обделила их природа на другом. Родители, как правило, по­ощряют интеллектуальные и художественные увлечения своих чад.

Раннее созревание девочек в 6 —7-х классах оказывает на них отрицательное влияние. По сравнению с одноклассницами они выше ростом, более развиты физически и часто стесняются этого.


Поэтому зачастую они пользуются меньшим авторитетом в клас­се, чем мальчики с ранним созреванием.

Вместе с тем девочки с ранним созреванием могут стать объек­том тайной зависти со стороны подружек. Такая девочка похожа на взрослую женщину. Сверстницы завидуют ее взрослой внешно­сти и одежде, она начинает привлекать внимание старших маль­чиков и встречаться с ними.

Преждевременные сексуальные интересы подростков, в кото­рых виновата природа, начинают волновать родителей, стремя­щихся наложить больше чем нужно запретов на свободу действий. Переживания родителей часто оказываются небеспочвенными. Де­вочка может оказаться эмоционально не подготовлена к тому, чтобы справиться со своей новой социальной ролью и сексуаль­ными соблазнами. Из-за этого может возникнуть стресс, который наполняет жизнь тревогами и огорчениями. В б — 7-х классах рано созревающие девочки начинают хуже учиться. Возможно, из-за того, что их внимание переключается на посторонние предметы.

Несмотря на это, когда девочки-переростки достигают 17-лет­него возраста, у них, по сравнению с поздно созревающими ро­весницами, в целом выше самооценка, лучшее врастание в соци­альную среду, гармоничнее личные взаимоотношения.

Поздно созревающие девочки находятся в явно невыгодном положении. Они выглядят как маленькие девочки. Их редко при­глашают на вечеринки, где присутствуют и мальчики и девочки. Они завидуют своим ровесницам, которые развиты лучше. Зато они находятся на одном уровне развития с нормально созреваю­щими сверстниками-мальчиками, поэтому имеют с ними много общего и часто дружат.

Самооценка подростка

Самооценка — это представление о собственной ценности в восприятии индивида. Уровень самооценки влияет на психическое здоровье, межличностные отношения и социальную адаптацию, успехи в учебе, профессиональные стремления и противоправное поведение (рис. 10).

В самооценке ребенка отражается родительская оценка его до­стоинств. Когда родители поддерживают ребенка, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение, подросток утверждает­ся в мысли, что он значим для них и для себя самого. Самооценка растет за счет мелких достижений, похвал и успехов.

Обнаружено, что низкая самооценка способствует отклоняю­щемуся поведению, в частности употреблению наркотиков. След­ствием ее может быть расстройство аппетита, возникновение юно­шеской депрессии (подавленности). Подростки с низкой самооцен­кой застенчивы и чрезмерно уязвимы.


Рис. 10. Самооценка у всех бывает разной. Одни думают о себе как о

великом ученом, а на самом деле не могут правильно дроби сложить.

Другие думают о себе гораздо хуже, чем они есть на самом деле

Оказывается, самооценка и успеваемость в школе тесно связа­ны между собой. Тот, кто достаточно высокого мнения о себе, кто уважает и ценит себя, тот хорошо или отлично успевает в учебе. А тот, кто успевает в учебе, имеет высокую самооценку. Получается замкнутый круг. Одно поддерживает и стимулирует другое. Когда ученые стали разбираться в причинах такого явления, выяснилось буквально следующее. У тех подростков, кто уверен в себе и высо­ко ценит себя, множество стимулов к тому, чтобы не упасть в глазах других людей, поддержать высокую репутацию. Кроме того, они собираются подтвердить то, что сами о себе думают.

Неуверенные в себе подростки отстают в учебе. Им постоянно кажется, что задачи слишком трудные, а требования — слишком высокие. Такие ученики не только не верят в свои силы, но и не развивают свои способности.

Неблагоприятное отношение к себе может выработаться еще до того, как ребенок начнет учиться в школе. Такие дети присту­пают к учебе с убеждением, что у них ничего не получится, и в результате действительно не добиваются успеха.

 

Исследования показали, что у девочек самооценка выше, чем У мальчиков одного с ними возраста; самооценка у младших под­ростков выше, чем у старших, влияние значимых других на само­оценку юношей с возрастом уменьшалось, влияние значимых Других на самооценку девушек с возрастом усиливалось, а на са-

Социология


мооценку юношей — ослабевало. Самое большое влияние на са­мооценку девушек оказывали друзья, а на самооценку юношей — отцы1.

Для формирования позитивной самооценки не столь важно, является ли семья полной, вновь созданной или разведенной. Глав­ное значение имеет то, счастливая это семья или несчастливая, дружная или конфликтная.

Самыми трудными месяцами в жизни подростка чаще всего оказывается время, которое приходится на возраст в 13—14 лет. Именно в эти годы сомнения в возможностях собственной лично­сти и чувство неполноценности достигают обычно наибольшей силы. Подросток испытывает постоянное давление со стороны взрослых и одновременно чувствует придирчивую оценку своих сверстников. Если он уже зачислил себя в категорию неудачни­ков, то даже малейшее неприятие его со стороны окружающих или попытки посмеяться над ним могут сыграть роковую роль2.

На самооценку подростков влияют количество и характер сто­ящих перед ними проблем. По результатам одного исследования, учеба оказалась проблемной областью как для мальчиков, так и для девочек подросткового возраста. Девочки озабочены пробле­мами здоровья и отношениями с родителями, а мальчиков боль­ше волнуют социальные и психологические отношения.

Самооценка подростков зависит от готовности родителей пре­доставить им самостоятельность, принять их, от гибкости роди­телей, характера общения с ними и удовлетворения от совмест­ной деятельности, а также от родительской поддержки, участия и руководства.

Низкая самооценка подростка необязательно зависит от мате­риального положения родителей. В бедной семье, принадлежащей к низкому классу, может вырасти ребенок с высокой самооцен­кой, если высока самооценка его родителей.

Личный опыт

Человек взрослеет благодаря преодолению препятствий, даже несча­стий. Конечно, они не должны быть настолько сильны, чтобы сломить его личность. Они должны его закалить и многому научить. Вот что пишет о своей юности известный специалист в области педагогики Дж. Добсон:

«На собственном опыте я понял, какое значение имеют небольшие на­пряжения. Мое детство было удивительно счастливым и беззаботным. Я рос в атмосфере любви, у меня никогда не возникало неприятностей из-за учебы в школе. Я наслаждался счастьем, мои желания, как мне кажет­ся, исполнялись в течение всей моей жизни, за исключением двух лет, с


^


которыми связаны тяжелые переживания. Эти годы приходятся на пери­од учебы в седьмом и восьмом классах, когда мне было соответственно 13—14 лет.

В то время я оказался в каком-то двойственном с социальной точки зре­ния положении, что дало толчок возникновению сильных ощущений непол­ноценности и сомнений в самом себе. Однако, как ни странно, именно со­циальный опыт двух этих лет, по сравнению с любым другим периодом моей жизни, внес наибольший положительный вклад в формирование моего ха­рактера и индивидуальности. Моя способность к сопереживанию, желание добиться успеха в жизни, подавление чувства неполноценности, моя спо­собность устанавливать контакты с подростками — все эти качества сфор­мировались в период, полный юношеских переживаний. Кто бы мог поду­мать, что те двадцать четыре месяца могут принести хоть что-то полез­ное? Оказалось, что неудобства, испытанные в то время, помогли мне мно­гому научиться».

И сто ч н и к: Добсон Дж. Родителям и молодо­женам: доктор Добсон отвечает на ваши вопро­сы.—М., 1993.— С. 295.

Сравнение индийских, американских, австралийских и ирланд­ских-подростков показало, что у американской молодежи уровень «Я-концепции» и самооценки выше, чем у их сверстников из других стран: после них в порядке убывания следуют австралийские, индийские и ирландские подростки1.

У единственного ребенка в семье вероятность высокой само­оценки больше, чем у ребенка, имеющего братьев и сестер. Кроме того, несколько выше самооценка первого ребенка данного пола в семье. Например, первый сын в семье, где до его рождения были только девочки, обычно склонен оценивать себя более высоко, так же как и первая дочь в семье, где были только мальчики.

При обследовании 2154 старшеклассников из штата Северная Дакота в возрасте от 14 до 19 лет обнаружилось, что чем больше в жизни подростка было отрицательных событий, тем ниже уро­вень его самооценки. К отрицательным жизненным событиям от­носились смерть близкого родственника, провал на экзамене, переход в другую школу или переезд, болезнь, проблемы на ра­боте и в общении, изменения в семье (трудности в отношениях с новым членом семьи или развод)2.

Оказывается, чем больше проблем, стоящих перед подрост­ком, тем ниже его самооценка. Исследование 200 подростков в возрасте от 14 до 16 лет показало, что на самооценку девочек оказывали влияние четыре проблемы: здоровье, физическое раз­витие, дом и семья.

Влияние на самооценку девочек семейных, домашних трудно­стей объясняется тем, что родители гораздо сильнее ограничива-


 


:;.

1 См.: Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.,
2000, - С. 239.

2 См.: Добсон Дж. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на
ваши вопросы. — М., 1993. — С. 293.


' См.: Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000. - С. 236.

2 См. там же. — С. 237.


ют их свободу по сравнению с мальчиками. Самооценка мальчиков зависела только от социальных и психологических отношений.

Чем чаще совершались переезды и чем меньше времени про­шло после последнего из них, тем сильнее снижается самооценка. Подростки, попавшие в дурную компанию, могут проявлять мень­ше самоуважения и повышенную склонность к самоуничижению.

Одно исследование показало, что самооценка обычно мини­мальна в возрасте примерно 12 лет.

Главным фактором, определяющим наличие или отсутствие положительного влияния родителей на формирование у подрост­ка здоровой личности, являются теплота, забота и интерес, про­являемые ими по отношению к подростку. Он будет, скорее все­го, иметь высокую самооценку, если родители заботятся о нем и проявляют к нему интерес. Кроме того, родители детей с высокой самооценкой используют демократические, а не авторитарные и попустительские стили воспитания по сравнению с родителями подростков, у которых низкая самооценка. У подростков с высо­кой самооценкой родители строги, но последовательны, они тре­буют соответствия высоким стандартам, но в то же время прояв­ляют достаточную гибкость, допуская определенные исключения из правил. В таких семьях теплота отношений сочетается со строгой дисциплиной, сильны взаимопонимание и узы привязанности1.

Родители подростков с низкой самооценкой часто бывают не­последовательны в методах воспитания. Иногда родители слиш­ком многое запрещают или чрезмерно критично относятся к де­тям, вплоть до полного их неприятия. Подростки, на которых ока­зывают сильное давление, чтобы они, например, достигли успе­хов в учебе, как правило, имеют низкую самооценку и ощущают себя неспособными оправдать ожидания родителей.

На образ «Я» неблагоприятно влияет переход из привычной и защищенной начальной школы, где у ребенка было мало учите­лей и постоянная группа одноклассников, в большую обезличен­ную основную школу, где педагоги, одноклассники и даже класс­ные комнаты постоянно меняются.

Приятные события, например воспоминания о пребывании в летнем лагере, могут способствовать повышению самооценки. Это­му помогают также особые тренинги уверенности для тех, кто страдает робостью, замкнутостью, не способен поддерживать отношения с другими учащимися, преподавателями и родствен­никами.

Обобщая, можно сказать, что образ «Я» в юности еще не пол­ностью сформировался. По мере взросления характерные черты (и положительные и отрицательные) становятся более устойчи-

1 См.: Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000. - С. 232.


. Помочь подростку перейти от негативного к позитивному образу «Я» весьма непросто, но в некоторых случаях задачу мож­но решить. Конечно, в юности изменить образ «Я» легче, чем во взрослом возрасте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...