Неравномерность развития подростков
Подростки развиваются неравномерно. Не все из них укладываются в средние стандарты. Одни их опережают и называются рано созревающими, а другие отстают и относятся к поздно созревающим. Любое отклонение, как правило, создает дополнительные проблемы. Раннее созревание у мальчиков приветствуется и обычно связано с положительной самооценкой. У девочек происходит обратное. Позднее развитие мальчиков огорчает, а у девочек проходит незаметно. Рано созревающие мальчики выглядят старше своих лет, у них выше рост, лучше развита мускулатура и координация движений. Отцы видят в них помощников себе, доверяют им взрослые проблемы, посвящают в профессиональные тайны, доверяют вождение автомобиля или управление иной техникой. Превосходство в телосложении позволяет им побеждать в спорте и в драке, становиться лидерами и вожаками, свысока поглядывать на сверстников и пытаться строить отношения на равных со взрослыми, иногда не чувствуя меры и переходя на ты. СПб., 1 См.: Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста 2 См.: Аргументы и факты. — 1995. — № 49. Переростки выглядят старше и обладают более сложными социальными интересами. Они проявляют повышенное внимание к девочкам и хотят им нравиться. Окружающие, признавая их желание играть роль взрослого, нагружают их дополнительными обязанностями и предоставляют им ряд привилегий, которыми обычно пользуются люди старшего возраста. Естественно, что общество ожидает от рано созревающих подростков больше, чем от их ровесников. Оно спрашивает с них как со взрослых. Но вправе ли взрослые требовать взрослого поведения от тех, кто только по виду является взрослым?
У рано созревающих подростков меньше времени на то, чтобы радоваться той свободе, которую по праву предоставляет детство. Когда они, забыв о мнимой взрослости, дурачатся и паясничают, окружающие наставляют: не ребенок уже, веди себя по возрасту. В целом же рано созревающие мальчики проявляют более благоприятные личностные качества. Они, как правило, более уравновешены, добродушны и чаще пользуются любовью сверстников. Поздно созревающие мальчики страдают от чувства неполноценности. 15-летний мальчик может быть на 20 см ниже ростом и на 13,5 кг легче, чем его друзья с ранним развитием. У него еще детское телосложение, не появился юношеский пушок, не изменился голос на более мужественный. Кроме того, он физически слабее и хуже координирует движения. Обычно они менее привлекательны и непопулярны среди ровесников. Они более беспокойны, любят командовать, восстают против родителей и постоянно испытывают чувство собственной зависимости. Часто они становятся застенчивы. Многие замыкаются в себе, испытывая внутреннее напряжение. Как компенсация этой напряженности у них развивается чрезмерная зависимость или обостренная чувствительность к обидам или покушению на их свободу. Пытаясь компенсировать свой недостаток, они иногда унижают, преследуют или высмеивают других. Главное для поздно созревающих — привлечь к себе внимание, которое в чрезмерном количестве отвлекают на себя рано созревающие подростки. Типичным примером является шумное, вызывающее поведение, когда подросток рисуется, ищет причину для ссоры. Такие подростки уклоняются от спортивных соревнований, зато с удовольствием и весьма успешно участвуют в интеллектуальных беседах и математических олимпиадах. Проявляют большой интерес к самообразованию, стараясь на этом поприще достичь того, чем обделила их природа на другом. Родители, как правило, поощряют интеллектуальные и художественные увлечения своих чад.
Раннее созревание девочек в 6 —7-х классах оказывает на них отрицательное влияние. По сравнению с одноклассницами они выше ростом, более развиты физически и часто стесняются этого. Поэтому зачастую они пользуются меньшим авторитетом в классе, чем мальчики с ранним созреванием. Вместе с тем девочки с ранним созреванием могут стать объектом тайной зависти со стороны подружек. Такая девочка похожа на взрослую женщину. Сверстницы завидуют ее взрослой внешности и одежде, она начинает привлекать внимание старших мальчиков и встречаться с ними. Преждевременные сексуальные интересы подростков, в которых виновата природа, начинают волновать родителей, стремящихся наложить больше чем нужно запретов на свободу действий. Переживания родителей часто оказываются небеспочвенными. Девочка может оказаться эмоционально не подготовлена к тому, чтобы справиться со своей новой социальной ролью и сексуальными соблазнами. Из-за этого может возникнуть стресс, который наполняет жизнь тревогами и огорчениями. В б — 7-х классах рано созревающие девочки начинают хуже учиться. Возможно, из-за того, что их внимание переключается на посторонние предметы. Несмотря на это, когда девочки-переростки достигают 17-летнего возраста, у них, по сравнению с поздно созревающими ровесницами, в целом выше самооценка, лучшее врастание в социальную среду, гармоничнее личные взаимоотношения. Поздно созревающие девочки находятся в явно невыгодном положении. Они выглядят как маленькие девочки. Их редко приглашают на вечеринки, где присутствуют и мальчики и девочки. Они завидуют своим ровесницам, которые развиты лучше. Зато они находятся на одном уровне развития с нормально созревающими сверстниками-мальчиками, поэтому имеют с ними много общего и часто дружат. Самооценка подростка Самооценка — это представление о собственной ценности в восприятии индивида. Уровень самооценки влияет на психическое здоровье, межличностные отношения и социальную адаптацию, успехи в учебе, профессиональные стремления и противоправное поведение (рис. 10). В самооценке ребенка отражается родительская оценка его достоинств. Когда родители поддерживают ребенка, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение, подросток утверждается в мысли, что он значим для них и для себя самого. Самооценка растет за счет мелких достижений, похвал и успехов.
Обнаружено, что низкая самооценка способствует отклоняющемуся поведению, в частности употреблению наркотиков. Следствием ее может быть расстройство аппетита, возникновение юношеской депрессии (подавленности). Подростки с низкой самооценкой застенчивы и чрезмерно уязвимы. Рис. 10. Самооценка у всех бывает разной. Одни думают о себе как о великом ученом, а на самом деле не могут правильно дроби сложить. Другие думают о себе гораздо хуже, чем они есть на самом деле Оказывается, самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой. Тот, кто достаточно высокого мнения о себе, кто уважает и ценит себя, тот хорошо или отлично успевает в учебе. А тот, кто успевает в учебе, имеет высокую самооценку. Получается замкнутый круг. Одно поддерживает и стимулирует другое. Когда ученые стали разбираться в причинах такого явления, выяснилось буквально следующее. У тех подростков, кто уверен в себе и высоко ценит себя, множество стимулов к тому, чтобы не упасть в глазах других людей, поддержать высокую репутацию. Кроме того, они собираются подтвердить то, что сами о себе думают. Неуверенные в себе подростки отстают в учебе. Им постоянно кажется, что задачи слишком трудные, а требования — слишком высокие. Такие ученики не только не верят в свои силы, но и не развивают свои способности. Неблагоприятное отношение к себе может выработаться еще до того, как ребенок начнет учиться в школе. Такие дети приступают к учебе с убеждением, что у них ничего не получится, и в результате действительно не добиваются успеха. Исследования показали, что у девочек самооценка выше, чем У мальчиков одного с ними возраста; самооценка у младших подростков выше, чем у старших, влияние значимых других на самооценку юношей с возрастом уменьшалось, влияние значимых Других на самооценку девушек с возрастом усиливалось, а на са-
Социология мооценку юношей — ослабевало. Самое большое влияние на самооценку девушек оказывали друзья, а на самооценку юношей — отцы1. Для формирования позитивной самооценки не столь важно, является ли семья полной, вновь созданной или разведенной. Главное значение имеет то, счастливая это семья или несчастливая, дружная или конфликтная. Самыми трудными месяцами в жизни подростка чаще всего оказывается время, которое приходится на возраст в 13—14 лет. Именно в эти годы сомнения в возможностях собственной личности и чувство неполноценности достигают обычно наибольшей силы. Подросток испытывает постоянное давление со стороны взрослых и одновременно чувствует придирчивую оценку своих сверстников. Если он уже зачислил себя в категорию неудачников, то даже малейшее неприятие его со стороны окружающих или попытки посмеяться над ним могут сыграть роковую роль2. На самооценку подростков влияют количество и характер стоящих перед ними проблем. По результатам одного исследования, учеба оказалась проблемной областью как для мальчиков, так и для девочек подросткового возраста. Девочки озабочены проблемами здоровья и отношениями с родителями, а мальчиков больше волнуют социальные и психологические отношения. Самооценка подростков зависит от готовности родителей предоставить им самостоятельность, принять их, от гибкости родителей, характера общения с ними и удовлетворения от совместной деятельности, а также от родительской поддержки, участия и руководства. Низкая самооценка подростка необязательно зависит от материального положения родителей. В бедной семье, принадлежащей к низкому классу, может вырасти ребенок с высокой самооценкой, если высока самооценка его родителей. Личный опыт Человек взрослеет благодаря преодолению препятствий, даже несчастий. Конечно, они не должны быть настолько сильны, чтобы сломить его личность. Они должны его закалить и многому научить. Вот что пишет о своей юности известный специалист в области педагогики Дж. Добсон: «На собственном опыте я понял, какое значение имеют небольшие напряжения. Мое детство было удивительно счастливым и беззаботным. Я рос в атмосфере любви, у меня никогда не возникало неприятностей из-за учебы в школе. Я наслаждался счастьем, мои желания, как мне кажется, исполнялись в течение всей моей жизни, за исключением двух лет, с ^ которыми связаны тяжелые переживания. Эти годы приходятся на период учебы в седьмом и восьмом классах, когда мне было соответственно 13—14 лет.
В то время я оказался в каком-то двойственном с социальной точки зрения положении, что дало толчок возникновению сильных ощущений неполноценности и сомнений в самом себе. Однако, как ни странно, именно социальный опыт двух этих лет, по сравнению с любым другим периодом моей жизни, внес наибольший положительный вклад в формирование моего характера и индивидуальности. Моя способность к сопереживанию, желание добиться успеха в жизни, подавление чувства неполноценности, моя способность устанавливать контакты с подростками — все эти качества сформировались в период, полный юношеских переживаний. Кто бы мог подумать, что те двадцать четыре месяца могут принести хоть что-то полезное? Оказалось, что неудобства, испытанные в то время, помогли мне многому научиться». И сто ч н и к: Добсон Дж. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы.—М., 1993.— С. 295. Сравнение индийских, американских, австралийских и ирландских-подростков показало, что у американской молодежи уровень «Я-концепции» и самооценки выше, чем у их сверстников из других стран: после них в порядке убывания следуют австралийские, индийские и ирландские подростки1. У единственного ребенка в семье вероятность высокой самооценки больше, чем у ребенка, имеющего братьев и сестер. Кроме того, несколько выше самооценка первого ребенка данного пола в семье. Например, первый сын в семье, где до его рождения были только девочки, обычно склонен оценивать себя более высоко, так же как и первая дочь в семье, где были только мальчики. При обследовании 2154 старшеклассников из штата Северная Дакота в возрасте от 14 до 19 лет обнаружилось, что чем больше в жизни подростка было отрицательных событий, тем ниже уровень его самооценки. К отрицательным жизненным событиям относились смерть близкого родственника, провал на экзамене, переход в другую школу или переезд, болезнь, проблемы на работе и в общении, изменения в семье (трудности в отношениях с новым членом семьи или развод)2. Оказывается, чем больше проблем, стоящих перед подростком, тем ниже его самооценка. Исследование 200 подростков в возрасте от 14 до 16 лет показало, что на самооценку девочек оказывали влияние четыре проблемы: здоровье, физическое развитие, дом и семья. Влияние на самооценку девочек семейных, домашних трудностей объясняется тем, что родители гораздо сильнее ограничива-
1 См.: Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2 См.: Добсон Дж. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ' См.: Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000. - С. 236. 2 См. там же. — С. 237. ют их свободу по сравнению с мальчиками. Самооценка мальчиков зависела только от социальных и психологических отношений. Чем чаще совершались переезды и чем меньше времени прошло после последнего из них, тем сильнее снижается самооценка. Подростки, попавшие в дурную компанию, могут проявлять меньше самоуважения и повышенную склонность к самоуничижению. Одно исследование показало, что самооценка обычно минимальна в возрасте примерно 12 лет. Главным фактором, определяющим наличие или отсутствие положительного влияния родителей на формирование у подростка здоровой личности, являются теплота, забота и интерес, проявляемые ими по отношению к подростку. Он будет, скорее всего, иметь высокую самооценку, если родители заботятся о нем и проявляют к нему интерес. Кроме того, родители детей с высокой самооценкой используют демократические, а не авторитарные и попустительские стили воспитания по сравнению с родителями подростков, у которых низкая самооценка. У подростков с высокой самооценкой родители строги, но последовательны, они требуют соответствия высоким стандартам, но в то же время проявляют достаточную гибкость, допуская определенные исключения из правил. В таких семьях теплота отношений сочетается со строгой дисциплиной, сильны взаимопонимание и узы привязанности1. Родители подростков с низкой самооценкой часто бывают непоследовательны в методах воспитания. Иногда родители слишком многое запрещают или чрезмерно критично относятся к детям, вплоть до полного их неприятия. Подростки, на которых оказывают сильное давление, чтобы они, например, достигли успехов в учебе, как правило, имеют низкую самооценку и ощущают себя неспособными оправдать ожидания родителей. На образ «Я» неблагоприятно влияет переход из привычной и защищенной начальной школы, где у ребенка было мало учителей и постоянная группа одноклассников, в большую обезличенную основную школу, где педагоги, одноклассники и даже классные комнаты постоянно меняются. Приятные события, например воспоминания о пребывании в летнем лагере, могут способствовать повышению самооценки. Этому помогают также особые тренинги уверенности для тех, кто страдает робостью, замкнутостью, не способен поддерживать отношения с другими учащимися, преподавателями и родственниками. Обобщая, можно сказать, что образ «Я» в юности еще не полностью сформировался. По мере взросления характерные черты (и положительные и отрицательные) становятся более устойчи- 1 См.: Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000. - С. 232. . Помочь подростку перейти от негативного к позитивному образу «Я» весьма непросто, но в некоторых случаях задачу можно решить. Конечно, в юности изменить образ «Я» легче, чем во взрослом возрасте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|