Основание Гарвардского университета
В Кембридже на территории английской колонии Массачусетс 28.10.1636 г. был основан старейший в Новой Англии колледж. Возведение его здания положило начало застройке города. С 1639 г. колледж носит имя английского министра, бакалавра искусств Джона Гарварда (1607—1638), эмигрировавшего в Америку и завещавшего этому учебному заведению богатую библиотеку и половину своего состояния. В первой четверти XIX в. колледж был реорганизован в университет. Знаменитый Гарвардский университет в настоящее время — один из ведущих университетов в США. Все европейские университеты постепенно отказываются от преподавания на латинском языке и переходят к преподаванию на языке той страны, где находится университет. Формируются национальные научно-педагогические школы и традиции. Открывается доступ к высшему образования широких слоев населения, которые составят костяк среднего класса. В XIX в. складывается так называемая классическая модель университета, черты которой наиболее полно описал Вильгельм фон Гумбольдт: университет — это элитарное высшее учебное заведение, где обучение и научные исследования слиты в неразрывное целое при обеспечении свободы для обучаемого и обучающего со стороны государства. Главное в этой модели — синтез науки и образования при условии университетской автономии, включающей полную академическую свободу. Университет стал выполнять функции профессионального, культурного и исследовательского института. Сегодня университет — это крупнейшее высшее учебное заведение для обучения универсальному знанию, иными словами — совокупности всех видов знаний. Кроме того, он выполняет важные культурные функции.
Степень доступности университетов для молодежи (от 20 до 24 лет) в Европе и Америке различается. Во второй половине XX в. в европейских странах вначале только 5 % молодежи могли учиться ё университетах, в 60-х годах — уже 15%. В 70-е годы в Швеции— 24%, во Франции —17%, в 80-е годы в Швеции — 38%, в ФРГ и ГДР — 30%, в Англии — 19%, Польше — 18%, Албании — 6 %, в СССР — 21 %, в США — 58 %. Спрос на образование в объеме колледжа, измеряемый процентом поступивших от числа лиц, окончивших среднюю школу, в США ежегодно растет на 1 %, тогда как в 70-х годах он рос на 0,3 %. Таким образом, в отличие от Европы, где создавалась преимущественно элитарная система высшего образования, в США с самого начала формировалась демократическая, общедоступная система: уже в 50-е годы университеты были открыты для 30%, а в 70 —80-е годы — для 50 — 60% молодежи. В Японии более 40% выпускников средних школ поступают в вузы, а количество студентов превышает 2 млн. Современный университет создает интеллектуальный капитал общества. В XXI в. университеты вновь обретают свою изначальную функцию — быть гарантом универсальных ценностей и культурного наследия. Университеты в России Будучи европейской страной не только по географическому признаку, но и по своему историческому происхождению, Россия к XVIII в. отстала от других стран континента не только в социально-экономическом и промышленном отношении, но также в области среднего и высшего образования. Причины кроются в социально-политической сфере: сохранение крепостной системы и неограниченной монархии, незаинтересованность царского правительства в широком просвещении народа, отсутствие гражданского общества, традиций письменного права. Неразвитость на- чального и среднего образования не создала условий и для своевременного появления университетов. Если в Европе первые университеты появились в XI—XIII вв. в Италии, Испании, Франции, Англии, то в России — только в XVIII в. К ним относятся Академический (Петербург, 1726) и Московский (1755).
До конца XIX в. всего было открыто девять университетов: Московский (1755), Дерптский (Юрьевский — 1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Университет Св. Владимира в Киеве (1833), Новороссийский университет в Одессе (1864), Варшавский (1869), Томский (1888) и еще три других — в начале XX в. (до революции 1917 г.) — Саратовский (1909), Ростовский (1915) и Пермский (1916)1. Всего в 1916 г. в стране было 11 университетов. Однако кроме университетов в Российской Империи функционировало около 100 высших учебных заведений. В 40-е и 50-е годы XX в. отмечается небывалый подъем университетского образования. Успехи советской науки в исследованиях космоса, в развитии ядерной энергетики и другие достижения подняли престиж высшего образования на максимальную высоту. Ни в какое иное время престиж ученого и профессора в обществе не был так высок, как тогда. Подъем продолжался до конца 70-х годов, когда выпуск вузовских специалистов увеличился в 50 раз по сравнению с дореволюционным временем. Именно высшая школа внесла главный вклад в создание советской интеллигенции, которая вопреки идеологическому давлению и политическим преследованиям прославила страну в области культуры и науки, внесла огромный вклад в мировую сокровищницу мысли. Ядром советской, а теперь уже и российской интеллигенции выступают выпускники университетов. В 1994 г. в Российской Федерации насчитывалось свыше 40 государственных университетов, 80 государственных университетов технического, медицинского, педагогического, аграрного и других профилей, свыше 30 негосударственных университетов. Для сравнения: в Великобритании только два частных университета, остальные 96 — государственные. Хотя большинство университетов Англии государственные, они отнюдь не бесплатные. Граждане Британии до недавнего времени не платили за обучение, но с 1998 г. английские вузы стали взимать плату — максимум 1 тыс. фунтов в год (примерно 1700 долл.). Иностранцы платят в 5 — 10 раз больше2. В английских университетах сегодня обучается 1,6 млн студентов, т. е. 30 % выпускников средних школ. В Австралии
1 См.: Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культу 2 См.: Иванющенкова М. Высшая школа ее величества // Деньги. — 1999. — высшее образование платное для всех студентов, и иностранные студенты платят в два раза больше. Анализ западной литературы показывает ведущую роль государственных вузов и университетов в высшей школе и государственного финансирования их деятельности (от 50% в США до 80—90% в странах Западной Европы). Причем в государственных вузах США на долю госбюджета (на всех уровнях управления) приходится 80 % их финансовых ресурсов, в Западной Европе этот же показатель составляет почти 90 %'. Обучение в университете во многих странах мира требует значительных расходов. Плата за учебу взимается как в частных, так и в государственных университетах. Как правило, конкурс в государственные университеты везде выше, поэтому большей части молодежи (в Японии четырем из пяти студентов) приходится пользоваться услугами частных университетов, которых больше. Абитуриенты частных вузов, как правило, делают вступительные взносы, а став студентами, оплачивают лекции, пользование учебным оборудованием и т.д. Самые крупные взносы установлены в медицинских заведениях, где первый учебный год обходится студентам в сумму, более чем в два раза превышающую годовой доход рядового японского рабочего2. Лучшим в нашей стране университетом по праву считается Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (МГУ), крупнейшее высшее учебное заведение, один из центров мировой науки. Доля платного обучения в нем не превышает 25 % от общего числа студентов. Среди вузов мира он занимает третье место после Оксфорда и Кембриджа. Основан в 1755 г. по инициативе М.В.Ломоносова, первоначально в составе трех факультетов: философского, юридического и медицинского. Тогда в университет зачислялись молодые люди по особому экзамену, принимаемому профессорами. Занятия студентов кроме слушания лекций, состояли в ежемесячных диспутах, проходивших под руководством профессоров. Курс обучения обычно был трехгодичным, по окончании университета студенты получали аттестаты, по которым они определялись на гражданскую службу. Для подготовки молодых людей к обучению в университете при нем была открыта гимназия3.
Сегодня МГУ готовит кадры по физическим, математическим, химическим, биологическим, геологическим, географическим, филологическим, историческим, философским, психологическим, социологическим, экономическим, юридическим и другим спе- 1 См.: Бабич А.М., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-куль 2 См.: Латышев И.А. Материальная и духовная издержки образования в Япо 3 См.: Садовничий В.А., Белокуров В.В., Сушко В.Г., Шикин Е.В. Университет циальностям. В университете более 200 кафедр и 430 научно-исследовательских лабораторий, 4 НИИ, ВЦ, 4 обсерватории, 12 учебно-научных станций, 3 музея, ботанический сад, научная библиотека, издательство (основано в 1927 г.). В 1992 г. университет получил статус самоуправляемого государственного высшего учебного заведения России. Сегодня в МГУ работают и учатся около 80 тыс. человек. Благодаря развитой системе образования наша страна и в 60-е, и на пороге 90-х годов была одной из самых образованных в мире. По уровню грамотности взрослого населения Россия практически не уступала развитым странам мира. В России в вузе или техникуме учился каждый 30-й россиянин, в США — каждый 20-й житель страны. Академии. Вторым по важности учреждением системы высшего образования является академия. Слово «академия» происходит от наименования местности близ Афин, где возникла школа, основанная Платоном (около 387 до н.э.). Платоновская академия Это была древнегреческая философская школа, основанная Платоном около 387 до н.э. в Афинах; существовала до I в. до н.э. До появления Платона молодые афиняне получали высшее образование у софистов. Софисты были путешествующими лекторами, переезжавшими из одного города в другой, раздавая по пути советы и рекомендации в совершенствовании себя в ораторском мастерстве и философии. Они были уверены, что всегда найдут аудиторию в одной из трех крупнейших общественных гимназий (дутпаз/итз), которые располагались в предместьях Афин, где молодые люди проходили атлетическую подготовку. Когда Платон вернулся из своих путешествий в Афины (приблизительно 387 до н. э.), он поселился в доме недалеко от одной гимназии, называвшейся Академией. Сама гимназия отстояла от городских стен в миле на северо-запад. Платон организовал колледж с четко постоянным составом людей, которые регулярно встречались в Академии либо в его доме и садике. Другие философы последовали его примеру и также стали встречаться со своими учениками в точно определенном месте, где отныне читали свои лекции и проводили обсуждения. Аристотель, ученик Платона, учредил свою школу в Лицее (/.усеи/п), располагавшейся в восточной части Афин.
Традиция Платоновской академии возобновилась в Афинской школе среднего платонизма (сер. I — II в.) и неоплатонизма (IV — сер. VI в.). В эпоху Возрождения Платоновская академия учреждена во Флоренции (1459—1521) во главе с М.Фичино. В античной Греции функцию научно-образовательных учреждений наряду с академиями, школами, гимназиями и лицеями выполняли также музеи (от греч. ттеюп — храм муз), которые считались местом созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты, артисты и состязались в своем ма- стерстве, здесь хранились произведения искусства и культовые предметы, т. е. было представлено в зачаточном состоянии первое социокультурное название музея — научно-просветительское. Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род, накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. Наиболее известным учреждением такого рода был Александрийский Музеум — совокупность научных и учебных учреждений, один из главных центров науки и культуры древности. Он был основан в Александрии в начале III в. до н.э., а ликвидирован римским императором Аврелианом в 272—273 гг. Библиотека (в ее фонде было около 1 млн папирусных свитков) и расположенный рядом Мусейон превратили Александрию из столицы пто-лемеевского Египта в центр всей эллинистической культуры, где известнейшие ученые занимались филологией, астрономией, математикой, ботаникой, медициной, зоологией и другими науками/Грек Эратосфен (около 202 г. до н.э.) открыл здесь способ измерения окружности Земли по длине тени в период летнего солнцестояния в двух точках: Александрии и отстоявшей от нее на 797 км Сиене. Математик Евклид (около 300 г. до н.э.) создал здесь свой главный труд «Элементы», в 13 книгах системно изложив основные известные к тому времени законы арифметики и геометрии. Ему принадлежат труды по оптике и пифагорейской теории музыки. Термин «академия» часто применяют к некоторым научным кружкам средневекового Востока. Название «академия» носили многие научные общества Европы XV—XVI вв. В XVII в. сформировались первые академии наук. Однако чаще всего академиями именовали в эпоху Возрождения школы художественного мастерства. Академия (Асаает'ш} — это сообщество художников, основанное частным лицом или государством, задачей которого является, как правило, художественное образование. В XX в. публичные мастерские, где обучались молодые художники, также назывались академиями. Во Флоренции, Венеции, Ферраре, Неаполе на рубеже XVI — XVII вв. возникали одна за другой так называемые академии, или камераты, — художественные кружки, объединявшие любителей поэтов, музыкантов. Там исполнялись новые мадригалы, поэты читали свои только что написанные произведения, там музицировали, обсуждали перспективы национального искусства. Эти академии были творческими лабораториями, в которых рождалась новая музыка. Современность и новизна ценились чрезвычайно. Среди научно-исследовательских сообществ самым известным считается Французская академия — ассоциация литераторов, учрежденная кардиналом Ришелье в 1635 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|