Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основание Гарвардского университета




В Кембридже на территории английской колонии Массачусетс 28.10.1636 г. был основан старейший в Новой Англии колледж. Возведение его здания положило начало застройке города. С 1639 г. колледж носит имя английско­го министра, бакалавра искусств Джона Гарварда (1607—1638), эмигриро­вавшего в Америку и завещавшего этому учебному заведению богатую биб­лиотеку и половину своего состояния. В первой четверти XIX в. колледж был реорганизован в университет. Знаменитый Гарвардский университет в на­стоящее время — один из ведущих университетов в США.

Все европейские университеты постепенно отказываются от преподавания на латинском языке и переходят к преподаванию на языке той страны, где находится университет. Формируются национальные научно-педагогические школы и традиции. Откры­вается доступ к высшему образования широких слоев населения, которые составят костяк среднего класса.


В XIX в. складывается так называемая классическая модель уни­верситета, черты которой наиболее полно описал Вильгельм фон Гумбольдт: университет — это элитарное высшее учебное заведе­ние, где обучение и научные исследования слиты в неразрывное целое при обеспечении свободы для обучаемого и обучающего со стороны государства. Главное в этой модели — синтез науки и образования при условии университетской автономии, включаю­щей полную академическую свободу. Университет стал выполнять функции профессионального, культурного и исследовательского института.

Сегодня университет — это крупнейшее высшее учебное заве­дение для обучения универсальному знанию, иными словами — совокупности всех видов знаний. Кроме того, он выполняет важ­ные культурные функции.

Степень доступности университетов для молодежи (от 20 до 24 лет) в Европе и Америке различается. Во второй половине XX в. в европейских странах вначале только 5 % молодежи могли учить­ся ё университетах, в 60-х годах — уже 15%. В 70-е годы в Шве­ции— 24%, во Франции —17%, в 80-е годы в Швеции — 38%, в ФРГ и ГДР — 30%, в Англии — 19%, Польше — 18%, Алба­нии — 6 %, в СССР — 21 %, в США — 58 %. Спрос на образование в объеме колледжа, измеряемый процентом поступивших от чис­ла лиц, окончивших среднюю школу, в США ежегодно растет на 1 %, тогда как в 70-х годах он рос на 0,3 %.

Таким образом, в отличие от Европы, где создавалась преиму­щественно элитарная система высшего образования, в США с самого начала формировалась демократическая, общедоступная система: уже в 50-е годы университеты были открыты для 30%, а в 70 —80-е годы — для 50 — 60% молодежи. В Японии более 40% выпускников средних школ поступают в вузы, а количество сту­дентов превышает 2 млн.

Современный университет создает интеллектуальный капитал общества. В XXI в. университеты вновь обретают свою изначальную функцию — быть гарантом универсальных ценностей и культур­ного наследия.

Университеты в России

Будучи европейской страной не только по географическому признаку, но и по своему историческому происхождению, Рос­сия к XVIII в. отстала от других стран континента не только в социально-экономическом и промышленном отношении, но также в области среднего и высшего образования. Причины кроются в социально-политической сфере: сохранение крепостной системы и неограниченной монархии, незаинтересованность царского пра­вительства в широком просвещении народа, отсутствие граждан­ского общества, традиций письменного права. Неразвитость на-


чального и среднего образования не создала условий и для свое­временного появления университетов.

Если в Европе первые университеты появились в XI—XIII вв. в Италии, Испании, Франции, Англии, то в России — только в XVIII в. К ним относятся Академический (Петербург, 1726) и Мос­ковский (1755).

До конца XIX в. всего было открыто девять университетов: Московский (1755), Дерптский (Юрьевский — 1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Университет Св. Владимира в Киеве (1833), Новороссийский университет в Одессе (1864), Варшавский (1869), Томский (1888) и еще три других — в начале XX в. (до революции 1917 г.) — Саратовский (1909), Ростовский (1915) и Пермский (1916)1. Всего в 1916 г. в стране было 11 университетов. Однако кроме университетов в Рос­сийской Империи функционировало около 100 высших учебных заведений.

В 40-е и 50-е годы XX в. отмечается небывалый подъем уни­верситетского образования. Успехи советской науки в исследова­ниях космоса, в развитии ядерной энергетики и другие достиже­ния подняли престиж высшего образования на максимальную высоту. Ни в какое иное время престиж ученого и профессора в обществе не был так высок, как тогда.

Подъем продолжался до конца 70-х годов, когда выпуск вузов­ских специалистов увеличился в 50 раз по сравнению с дореволю­ционным временем. Именно высшая школа внесла главный вклад в создание советской интеллигенции, которая вопреки идеологи­ческому давлению и политическим преследованиям прославила стра­ну в области культуры и науки, внесла огромный вклад в мировую сокровищницу мысли. Ядром советской, а теперь уже и российской интеллигенции выступают выпускники университетов.

В 1994 г. в Российской Федерации насчитывалось свыше 40 го­сударственных университетов, 80 государственных университетов технического, медицинского, педагогического, аграрного и дру­гих профилей, свыше 30 негосударственных университетов. Для сравнения: в Великобритании только два частных университета, остальные 96 — государственные. Хотя большинство университе­тов Англии государственные, они отнюдь не бесплатные. Гражда­не Британии до недавнего времени не платили за обучение, но с 1998 г. английские вузы стали взимать плату — максимум 1 тыс. фунтов в год (примерно 1700 долл.). Иностранцы платят в 5 — 10 раз больше2. В английских университетах сегодня обучается 1,6 млн студентов, т. е. 30 % выпускников средних школ. В Австралии

1 См.: Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культу­
ре. - М., 1994. - С. 22.

2 См.: Иванющенкова М. Высшая школа ее величества // Деньги. — 1999. —
№ 14. - С. 30.


высшее образование платное для всех студентов, и иностранные студенты платят в два раза больше. Анализ западной литературы показывает ведущую роль государственных вузов и университетов в высшей школе и государственного финансирования их деятель­ности (от 50% в США до 80—90% в странах Западной Европы). Причем в государственных вузах США на долю госбюджета (на всех уровнях управления) приходится 80 % их финансовых ресур­сов, в Западной Европе этот же показатель составляет почти 90 %'.

Обучение в университете во многих странах мира требует зна­чительных расходов. Плата за учебу взимается как в частных, так и в государственных университетах. Как правило, конкурс в госу­дарственные университеты везде выше, поэтому большей части молодежи (в Японии четырем из пяти студентов) приходится пользоваться услугами частных университетов, которых больше. Абитуриенты частных вузов, как правило, делают вступительные взносы, а став студентами, оплачивают лекции, пользование учеб­ным оборудованием и т.д. Самые крупные взносы установлены в медицинских заведениях, где первый учебный год обходится сту­дентам в сумму, более чем в два раза превышающую годовой до­ход рядового японского рабочего2.

Лучшим в нашей стране университетом по праву считается Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (МГУ), крупнейшее высшее учебное заведение, один из центров мировой науки. Доля платного обучения в нем не превышает 25 % от общего числа студентов. Среди вузов мира он занимает третье место после Оксфорда и Кембриджа. Основан в 1755 г. по иници­ативе М.В.Ломоносова, первоначально в составе трех факульте­тов: философского, юридического и медицинского. Тогда в уни­верситет зачислялись молодые люди по особому экзамену, при­нимаемому профессорами. Занятия студентов кроме слушания лек­ций, состояли в ежемесячных диспутах, проходивших под руко­водством профессоров. Курс обучения обычно был трехгодичным, по окончании университета студенты получали аттестаты, по ко­торым они определялись на гражданскую службу. Для подготовки молодых людей к обучению в университете при нем была открыта гимназия3.

Сегодня МГУ готовит кадры по физическим, математическим, химическим, биологическим, геологическим, географическим, филологическим, историческим, философским, психологическим, социологическим, экономическим, юридическим и другим спе-

1 См.: Бабич А.М., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-куль­
турной сферы. — Казань, 1996.

2 См.: Латышев И.А. Материальная и духовная издержки образования в Япо­
нии // Япония 82. — М., 1983. — С. 216.

3 См.: Садовничий В.А., Белокуров В.В., Сушко В.Г., Шикин Е.В. Университет­
ское образование. — М., 1995. — С. 167.


циальностям. В университете более 200 кафедр и 430 научно-ис­следовательских лабораторий, 4 НИИ, ВЦ, 4 обсерватории, 12 учебно-научных станций, 3 музея, ботанический сад, научная библиотека, издательство (основано в 1927 г.). В 1992 г. универси­тет получил статус самоуправляемого государственного высшего учебного заведения России. Сегодня в МГУ работают и учатся около 80 тыс. человек.

Благодаря развитой системе образования наша страна и в 60-е, и на пороге 90-х годов была одной из самых образованных в мире. По уровню грамотности взрослого населения Россия практически не уступала развитым странам мира. В России в вузе или технику­ме учился каждый 30-й россиянин, в США — каждый 20-й жи­тель страны.

Академии. Вторым по важности учреждением системы высшего образования является академия. Слово «академия» происходит от наименования местности близ Афин, где возникла школа, осно­ванная Платоном (около 387 до н.э.).

Платоновская академия

Это была древнегреческая философская школа, основанная Платоном около 387 до н.э. в Афинах; существовала до I в. до н.э. До появления Пла­тона молодые афиняне получали высшее образование у софистов. Софи­сты были путешествующими лекторами, переезжавшими из одного города в другой, раздавая по пути советы и рекомендации в совершенствовании себя в ораторском мастерстве и философии. Они были уверены, что все­гда найдут аудиторию в одной из трех крупнейших общественных гимназий (дутпаз/итз), которые располагались в предместьях Афин, где молодые люди проходили атлетическую подготовку. Когда Платон вернулся из сво­их путешествий в Афины (приблизительно 387 до н. э.), он поселился в доме недалеко от одной гимназии, называвшейся Академией. Сама гимназия отстояла от городских стен в миле на северо-запад. Платон организовал колледж с четко постоянным составом людей, которые регулярно встреча­лись в Академии либо в его доме и садике. Другие философы последовали его примеру и также стали встречаться со своими учениками в точно опре­деленном месте, где отныне читали свои лекции и проводили обсуждения. Аристотель, ученик Платона, учредил свою школу в Лицее (/.усеи/п), рас­полагавшейся в восточной части Афин.

Традиция Платоновской академии возобновилась в Афинской школе среднего платонизма (сер. I — II в.) и неоплатонизма (IV — сер. VI в.). В эпоху Возрождения Платоновская академия учреждена во Флоренции (1459—1521) во главе с М.Фичино.

В античной Греции функцию научно-образовательных учреж­дений наряду с академиями, школами, гимназиями и лицеями выполняли также музеи (от греч. ттеюп — храм муз), которые считались местом созерцания, познания окружающего мира, раз­думий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты, артисты и состязались в своем ма-


стерстве, здесь хранились произведения искусства и культовые предметы, т. е. было представлено в зачаточном состоянии первое социокультурное название музея — научно-просветительское. Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род, накап­ливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего оби­хода и дары, приносимые подданными в подтверждение их вер­ности. Наиболее известным учреждением такого рода был Алек­сандрийский Музеум — совокупность научных и учебных учреж­дений, один из главных центров науки и культуры древности. Он был основан в Александрии в начале III в. до н.э., а ликвидиро­ван римским императором Аврелианом в 272—273 гг. Библиотека (в ее фонде было около 1 млн папирусных свитков) и располо­женный рядом Мусейон превратили Александрию из столицы пто-лемеевского Египта в центр всей эллинистической культуры, где известнейшие ученые занимались филологией, астрономией, ма­тематикой, ботаникой, медициной, зоологией и другими наука­ми/Грек Эратосфен (около 202 г. до н.э.) открыл здесь способ измерения окружности Земли по длине тени в период летнего солнцестояния в двух точках: Александрии и отстоявшей от нее на 797 км Сиене. Математик Евклид (около 300 г. до н.э.) со­здал здесь свой главный труд «Элементы», в 13 книгах систем­но изложив основные известные к тому времени законы ариф­метики и геометрии. Ему принадлежат труды по оптике и пифа­горейской теории музыки.

Термин «академия» часто применяют к некоторым научным кружкам средневекового Востока. Название «академия» носили многие научные общества Европы XV—XVI вв. В XVII в. сформи­ровались первые академии наук. Однако чаще всего академиями именовали в эпоху Возрождения школы художественного мастер­ства. Академия (Асаает'ш} — это сообщество художников, осно­ванное частным лицом или государством, задачей которого явля­ется, как правило, художественное образование. В XX в. публич­ные мастерские, где обучались молодые художники, также назы­вались академиями.

Во Флоренции, Венеции, Ферраре, Неаполе на рубеже XVI — XVII вв. возникали одна за другой так называемые академии, или камераты, — художественные кружки, объединявшие любителей поэтов, музыкантов. Там исполнялись новые мадригалы, поэты читали свои только что написанные произведения, там музици­ровали, обсуждали перспективы национального искусства. Эти академии были творческими лабораториями, в которых рожда­лась новая музыка. Современность и новизна ценились чрезвычай­но. Среди научно-исследовательских сообществ самым известным считается Французская академия — ассоциация литераторов, уч­режденная кардиналом Ришелье в 1635 г.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...