Кризис института образования
Социальный институт — механизм или совокупность учреждений, связанных выполнением одной функции. Школы, лицеи, университеты и регулирующие их деятельность департаменты и министерства связаны между собой нацеленностью на одну и ту же функцию — образование. Они создают единый социальный институт. -т
Институт образования призван удовлетворить потребности общества в передачи знаний, социализации подрастающего поколения, в подготовке кадров. Школа и вуз ставят перед учащимися многочисленные задачи, включая усвоение учебного материала, осознание нравственных целей, овладение основными навыками. Таково его главное предназначение, или функция. Когда же он не справляется с ней, говорят о дисфункции института. Если, скажем, средняя школа не способна дать подросткам такие знания, которые будут достаточными для успешного поступления в вуз, то, стало быть, она не выполняет одну из важнейших функций. Длительное невыполнение или длительная дисфункция называется институциональным кризисом. Наличие посредников — репетиторов и подготовительных факультетов — яркое свидетельство того, что средняя школа не способна сократить разрыв между современной наукой, интересы которой представляет вуз, и уровнем подготовки абитуриента. Поскольку отставание школы, от вуза продолжается в нашей стране не одно десятилетие, впору говорить о серьезном кризисе, который назревает на институциональном уровне. Институциональный кризис — процесс, характеризующий падение авторитета данного института, например семьи, снижение доверия к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно исполнять свои главные функции, например, образования — учить детей, медицины — лечить людей, семьи — укреплять узы брака. Институциональные нормы существуют, они провозглашены, но никем не соблюдаются. Следствие такого кризиса — перераспределение функций одного института на плечи других. Например, в середине 80-х годов в стране наметился кризис средней школы, она стала плохо готовить выпускников к вузу, сразу же появились репетиторы — институт посредников.
Кризис может переживать не только среднее, но и высшее образование. К примеру, к концу 60-х годов СССР готовил специалистов с высшим образованием на душу населения больше, чем любая страна в мире. Уровень подготовки и система образования были, возможно, самыми высокими на планете. В сенате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской системой образования. Американцы срочно разработали систему практических мероприятий для того, чтобы догнать и перегнать нас. Шли годы. И сегодня наши школьники и студенты — одни из самых образованных. Но в целом система образования в период с 70-х по 90-е годы изменялась слишком медленно. Возник серьезный разрыв между теоретической подготовкой и практическими навыками студентов. Производство явно недоиспользовало выпускников; на предприятиях с передовой технологией вузовских знаний не хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было излишне много. В конце 80-х годов началась перестройка, общество повернуло к рыночным отношениям. Открылся новый недостаток: марксистское обществоведение не могло вооружить молодежь знаниями в области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать западные технологии обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысяч грамотных специалистов, знающих современную науку. Экономический ущерб колоссальный. К нему надо добавить ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей, воспитанных на старых традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет страну не всегда так, как требуют обстоятельства. Урон же от неправильной внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще не поддается исчислению.
В системе высшего образования сегодня наблюдаются следующие кризисные процессы: 1) коммерциализация — расширение платной основы обучения, которое имеет не только несомненные плюсы, но и явные минусы, принимая такие уродливые формы, как взятки за поступление в вуз или сдачу сессий (основные источники и формы финансирования вузов: собственная хозяйственная деятельность вузов — 47%, финансовая поддержка со стороны заказчиков проектов — 31%, региональный бюджет — 22%, отраслевое финансирование — 17%, иностранные фонды развития образования — 9%, пожертвования местных предпринимателей — 5%)'; 2) элитизация — сокращение доли выходцев среди студентов рабочих и крестьян и увеличение (с 50 до 70%) доли гуманитарной и технической интеллигенции; 3) регионализация — замыкание абитуриентов на своих региональных вузах и связанная с этим 4) децентрализация системы высшего образования — расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т.д. В середине 90-х годов в вузовской науке наблюдались следующие негативные тенденции: физическая и моральная деградация научной инфраструктуры; отток научных кадров (прежде всего молодого и среднего возраста) в другие, преимущественно коммерческие сферы; ухудшение качественного состава оставшихся в вузах научных сотрудников (в определенной мере это относится и к профессорско-преподавательскому составу), ослабление желания молодежи связывать свою судьбу с наукой. Опасаясь безработицы, более половины вузовских ученых оценивают свои возможности трудоустройства как средние или даже «безысходные». Пре-1 стиж науки в глазах общества, в том числе самих ученых, падает, 1 См.: Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. —чМ., 1997. — С. 62 — 63.
о чем свидетельствует тот факт, что лишь 20 % ученых посоветовали бы своим детям пойти по их стопам. Не получая от государства своевременных дотаций на питание, материальную помощь, компенсации на отдых, лечение, учебные принадлежности, проезд, студенты вынуждены ограничивать не только свои первичные потребности (в питании, одежде), но и потребности духовного порядка (в учебной, методической и художественной литературе, содержательных формах досуга). Возросла доля средств, затрачиваемых студентами на питание, одежду и обувь, снизилась доля средств, затрачиваемых на учебники и досуг. Чтобы удовлетворить основные жизненные потребности студентов только за счет стипендии, последняя должна быть повышена в 4 —5 раз, что нереально при состоянии государственного бюджета. Кризисы происходят постоянно, они представляют естественное состояние института. Ученые считают, что временные кризисы необходимы обществу как своего рода встряски: они не убивают организм, но заставляют его мобилизоваться, собраться с силами, перестроиться. Кризис обнажает какие-то неполадки в механизме функционирования института и помогает избавиться от них, а в результате — лучше приспособиться к изменяющейся реальности. Без кризисов нет развития института, как без болезни нет человеческой жизни. Институт образования в США трижды испытывал серьезные кризисы — в 60, 70 и 80-х годах, когда стране в погоне за ушедшими вперед странами (сначала СССР, а позже Японией) пыталась повысить уровень академических знаний школьников. США и сейчас не достигли поставленной цели, тем не менее многого добились на этом пути, поскольку молодые люди из всех стран едут получать американское образование, считающееся очень престижным. дне в области гуманитарной мысли, то называется просвещенным человеком. Но тот, кто приобщается к знаниям не ради любопытства, а проводит серьезные исследования, расширяя наши представления о мире, способствует приросту нового знания, несомненно, считается ученым.
Всех людей можно распределить по этим уровням и представить пирамиду просвещения. Сверху вниз число людей возрастает. Больше всего народу окажется на нижней ступеньке. Грамотность в цивилизованных странах, как иногда считается, стала фактически всеобщей. Чуть поменьше, но все-таки достаточно окажется людей на втором этаже. Подавляющая часть молодежи и людей среднего возраста имеет среднее образование. Причем во всех странах. Без него невозможно участвовать в общественном производстве и считать себя работником. Не так плотно заселены два последних этажа, хотя просвещенных людей и ученых становится все больше и больше. А теперь построим другую пирамиду (рис. 19). За критерий возьмем знание основ естественных и социальных наук. О законах Ньютона или Бойля-Мариотта, теории относительности Эйнштейна или теории эволюции Дарвина знают все либо большинство людей в цивилизованном мире. Известно, что уровень грамотности, образования и просвещения населения колебался, и весьма заметно, в разные исторические эпохи и в разных странах. Мы считаем, и совершенно справедливо, что уровень грамотности в первобытном обществе был нулевым, поскольку тогда не было письменности и системы школьного обучения основам знаний в общепринятом смысле слова. Но уже в Античности ситуация меняется. Ученые выяснили: процент грамотности в древности был много выше, чем в эпоху Средневековья. Однако Средневековье протекало неодинаково в различных регионах планеты. К примеру, в XVI в. практически все население
Глава 15. ПРОСВЕЩЕНИЕ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ Образование и просвещение Результатом действия в обществе развитой системы среднего и высшего образования является помимо всего прочего создание, во-первых, грамотного (на базе среднего образования), во-вторых, просвещенного (на базе высшего образования) населения. О пользе просвещения в наш век уже не принято говорить в вопросительной форме. Мало кто сомневается в его необходимости. Хотя все мы приобщаемся к его плодам в разной степени. Тот, кто разобрался в основах наук, преподаваемых в средней школе, зовется грамотным человеком. А если к тому же он разбирается в современном искусстве и литературе, знает классическое насле- Знающие социальные науки Знающие естественные науки Рис. 19Л Пирамида просвещения и научного знания Флоренции было грамотно, в то же самое время Россия до начала XX в., не говоря о Средневековье, оставалась страной малограмотной. Объяснение социологи находят в распределении городского и сельского населения. Как известно, грамотность и просвещение начинаются в городе, а затем распространяются, с огромным отставанием, на село. Стало быть, чем выше доля городского населения в стране, тем выше уровень грамотности, и наоборот.
Ученые установили также, что в течение последних двух столетий уровень грамотности населения Земли постоянно возрастал. Тем не менее абсолютных результатов, т. е. поголовной грамотности населения, не удалось достичь ни одной стране. Правда, российская статистика свидетельствует, что среднегодовые темпы прироста уровня образования среди всех категорий населения, в 60 —70-е годы являвшиеся чуть ли не самыми высокими в мире, замедлились в 1989 — 1994 гг. по сравнению с 1979 — 1989 гг. Хотя в абсолютном исчислении лиц с высшим образованием стало больше, а численность населения с неполным средним образованием сократилась. Иначе говоря, образовательный потенциал общества, т.е. накопленный поколениями объем и качество знаний, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования, увеличился, но темпы его прироста замедлились. Согласно переписи населения 1989 г., уровень грамотности советских людей достигал 98,8%, а по итогам микропереписи 1994г., он снизился на 0,4% и составил 98,4%. Тревожный для России, этот показатель остается недосягаемым для большинства наиболее развитых стран мира1. Но и в других странах не все обстоит благополучно. В самой образованной стране мира США сегодня 40 млк взрослых людей с большим трудом могут читать текст, предназначенный для учеников 7 — 8-го класса. Ежегодно к армии безграмотных прибавляется 2,3 млн человек. Согласно другим данным, около 13% 17-летних учащихся средних школ в США можно считать практически неграмотными2. В целом примерно 30 % населения Земли старше 15 лет неграмотны. Эти люди не умеют ни читать, ни писать. Для общения они используют не письменную, а устную речь, а также невербальные символы. В Новое время грамотность начинает проникать в народные массы только в XIX в., когда впервые появляются массовые книги и газеты, доступные широким слоям населения. Достижения науки и производства сделали книгу общедоступным развлечением и в то же время серьезным занятием, средством приобретения новых зна- 1 См.: Жуков В.И. Потенциал человека: индекс социального развития // Се 2 См.: Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., ний и овладения современной профессией. Общедоступным явлением стали всеобщая грамотность и научные знания. В середине XX в. крупные города мира превращаются в своеобразные читальные залы. Самым крупным из них было московское метро: весь мир знал, что здесь читает чуть ли не каждый второй пассажир. Замечено, что для углубленного чтения, а на его основе и углубленного образования требуется полная сосредоточенность и уединение. Для того и создают специальные помещения — читальные залы в библиотеках. А если это делать на бегу, урывками, постоянно отвлекаясь на внешние шумы и разговоры, то, вероятно, проку не будет. Да и охоту к чтению и образованию такие условия могут убить вовсе. Но мы-то знаем, какой суматошной стала жизнь общества в конце XX в. А тут еще телевизор прибавился, который в чем-то (для некоторых граждан во всем) заменяет книгу. Зачем читать И.Тургенева, если можно посмотреть экранизацию его романов? Образы вытеснили буквы. Мы действительно скатываемся к первобытному состоянию. Во многом оно так и есть. Недаром ученые во второй половине XX в. заговорили о кризисе чтения и таком необычном явлении, как функциональная неграмотность. Что это такое? Кризис чтения проявляет себя в двух формах: а) пассивной грамотности, когда взрослые и дети просто не любят читать, и б) активной, или функциональной, неграмотности (этот термин применим к любому лицу, в значительной мере утратившему навыки чтения и письма и не способного к восприятию короткого и несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни), при которой люди хотят, но не умеют читать. Масштабы того и другого явления в развитых странах впечатляющие: в высококультурной Франции количество взрослых, никогда не открывавших книгу, составляет от 50 до 55 %; от 23 до 30 млн американцев полностью неграмотны, т.е. фактически не могут читать или писать, от 35 до 54 млн полуграмотны — их читательские навыки и умение писать гораздо ниже, чем это необходимо для полноценной жизни в обществе. В Канаде среди лиц в возрасте 18 лет и старше 24% неграмотных или функционально неграмотных. В Польше и Германии у 40 % детей школьного возраста понимание простейших литературных текстов вызывает затруднение. До 30% учащихся средних школ Франции читают из рук вон плохо и вскоре пополнят ряды нечитающей публики, чьи интеллектуальные запросы ограничиваются комиксами и развлекательными фильмами. Исследователи выявили настоящие культурные пустыни, особенно в сельской области, расположенные всего в нескольких километрах от Парижа. Удивительно, но во Франции существуют, с одной стороны, культурная элита, закормленная всевозможной книжной продукцией и претендующая на роль носителя истинной культуры, а с другой — широкие мас- сы, испытывающие книжный голод и отвергающие предлагаемую им культуру1. Функциональная неграмотность. По определению ЮНЕСКО, функционально неграмотным считается лицо, в значительной мере утратившее навыки чтения и письма и не способное к восприятию короткого, несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни. Функционально неграмотных иначе называют малограмотными. К ним относят лиц, потерявших приобретенные ранее базовые знания или не получивших их в школе. Они практически не способны находить и использовать в своей деятельности нужную информацию. Тех и других необходимо отличать от неграмотных — людей, не умеющих читать и писать (их число постоянно снижается и составляет в развитых странах не более 0,5 % населения). В 20-е годы в России умеющими читать считались лица, разбирающие печатные слова хотя бы по слогам; умеющими писать — те, кто может подписывать свою фамилию. «Неграмотный» — так записывался лишь не умеющий ни читать, ни писать. В программе микропереписи 1994 г. впервые вопрос об уровне образования задавался лицам в возрасте 6 лет и старше. Поэтому среди вариантов ответов были предусмотрены следующие: не имею никакого образования, но: а) умею читать и писать; б) умею только читать; в) не умею читать и писать. Сегодня идет речь о включении критериев «компьютерной грамотности». Функционально неграмотные люди в той или иной степени культурно ограничены и оторваны от социального и интеллектуального общения. Их можно охарактеризовать следующим образом: слабая учеба в школе, негативное отношение к учреждениям культуры из-за неумения пользоваться ими и страха быть осужденным знатоками и т.д. Для этой категории мир культуры находится за пределом их жизненных интересов: в библиотеки и книжные магазины они не ходят, а полученное в школе образование вызвало у них скорее отторжение от литературы, нежели стимулировало глубокий интерес к чтению и навыкам самообразования. Причиной появления функциональной неграмотности могут быть самые разные обстоятельства, например исключение из школы, длительное неповышение квалификации, болезни. Научно установлено, что после окончания вуза ежегодно теряется в среднем 20 % знаний. Налицо также наличие устаревания профессиональных знаний по различным отраслям науки в связи с ее бурным развитием. Следовательно, информационная цивилизация требует непрерывного образования, продолжающегося и регулярно возобновляющегося через определенные промежутки и на бо- 1 См.: Сирано М. Народная традиция и «общество потребления» Франции // Культуры — диалог народов мира. — 1986. — № 1. — С. 54—77; Чудинова В.17. Функциональная неграмотность — проблема развитых стран // Социологические исследования. — 1994. — № 3. — С. 98 — 102. лее высоком уровне в течение всей жизни. За школьной партой, образно говоря, должны сидеть все — от мала до велика. И те страны, которые сумеют усадить за парты свое население, выиграют образовательную гонку, а вместе с ней выйдут победителями и в научно-техническом прогрессе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|