Эволюция и роль русской интеллигенции
Если говорить о социальной структуре общества, социальном составе населения, то конечным итогом высокого по уровню и широкого по охвату образования является формирование в данной стране интеллигенции, или слоя интеллектуалов (пока что оба термина мы употребляем в качестве синонимов). Интеллигенция — самый образованный, хотя, быть может, и не самый богатый слой общества. Рассматривая ее место в обществе, необходимо помнить, что она выступает одновременно результатом, предпосылкой и средством образования. Интеллигенция — это прежде всего'учителя и ученые. Первые обучают все население тем знаниям, которые добывают вторые. Рассмотрим проблемы интеллигенции более подробно. Интеллигенция (от лат. 1п1еШдеп8 — понимающий, мыслящий, разумный) — общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры; родовое понятие, определенный социокультурный тип; определенный социальный слой. Термин «интеллигенция» введен П. Д. Боборыкиным в 60-е годы XIX в. для обозначения образованного слоя русского общества. Однако следует различать возникновение названия и появление интеллигенции как реальной общественной группы. Второй вопрос остается в литературе все еще дискуссионным1. Почву для интеллигенции создали культурные и политические реформы Петра I, которого Д.С.Мережковский назвал «первым русским интеллигентом». А по мнению Н.Бердяева первым русским интеллигентом был не Петр I, а А.Н.Радищев, который I своем «Путешествии из Петербурга в Москву» поднял проблем) сострадания просвещенного класса простому народу. Наконец, существует точка зрения, согласно которой первым поколением русской интеллигенции являлись декабристы.
1 См.: Манхейм К. Проблема интеллигенции: Исследования ее роли в про шлом и настоящем. — М., 1993; Бердяев Н. Философская истина и интеллигент' екая правда // Вехи. — М., 1995; Милюков П.Н. Интеллигенция и историческав! традиция // Вопросы философии. — 1991. — № 1; Боббио Н. Интеллектуалы I власть // Вопросы философии. — 1992. — № 8; Кормер В.Ф. Двойное сознани интеллигенции и пСБвдокультура // Вопросы философии. — 1989. — № 9; и др. 31:1:
Поел [е введения Табели о рангах Петром I в 1722 г. широкие слои среднего и крупного дворянства устремились за чинами. Государственная служба в середине XVIII в. составляла чуть ли не поголовное занятие всего населения — от царедворцев до крепостных. Активно формировалась русская бюрократия. Служение государству стояло выше служения обществу. Но уже в конце XVIII в. ситуация начинаем меняться: лучшие умы стараются уйти с государственной службьц считая, что служить надо обществу, а не государству. Наряду с бюрократией в недрах русского дворянства формируется вторая крупная фракция — интеллигенция. Можно поэтому утверждать, чтш первым поколением русских интеллигентов было поколение русских дворян конца XVIII — начала XIX в., пережившее Великую французскую революцию 1789 г. и Отечественную войну 1812г., обогащенное новой системой ценностей, в которой на первое местго вышло стремление к знанию, искусству, доблести и геройству.} а не стремление к чинам и жажда власти.
Интеллигенция формировалась во многом как маргинальный слой. Российсжое общество XVIII в. представляло собой крайне поляризованною образование: н:а одном полюсе сосредоточились крепостные (крестьяне и слуги:), на другом — помещики и дворяне. Условный центр социальной структуры общества оставался свободным. Именно его и заняла интеллигенция. Маргиналъностъ — исторически первая форма существования интеллигенции. В ее состав входили люди свободных профессий, студенческая молодежь, еще не юбретшая своей социальной ниши, наконец, просто все-сторонне образованные люди из привилегированных слоев, не имеющие определенного рода занятий. Основную массу интеллигенции составляли земские служащие, учителя, врачи, инженеры и др. Он>и представляли разночинскую интеллигенцию — внесослов-ную, слабо укорененную в обществе группу людей, стремившихся занять более высокое социальное положение и играть в обществе бол.ее значимую социальную и культурную роль. Соци альным источником пополнения интеллигенции в дореволюционной России были дворяне и разночинцы. Маргинальным положение русской интеллигенции следует именовать еще и потому, чт<о она, имея собственные исторические задачи и выполняя специфическую функцию в культуре, была всегда непризнаваема сверху властями и непонимаема снизу народом. В отличие от Запада, где интеллигенция стояла, по всеобщему мнению, «над классам] я» («парящая страта»)1, в России она находилась «между классами». Если по отношению к властям интеллигенция чаще всего стояла в оппозиции, то по отношению к народу она постоянно испытывала чувство вины.
1 См.: ,Манхейм К. Проблема интеллигенции: Исследования ее роли в прошлом и наст оящем. — М., 1993. — Ч. 2. Постоянное чувство вины перед своим строении новой жизни на земле приводят служения. Русская интеллигенция не без названа «служилой». Служение необходимо государственную службу, которая в Росси]| вилегированным и почетным делом, связ подвигом служения Отечеству, б) как народа, стремление и желание пострадать му народу провозглашалось высшей целью р} неразрывной связи с целью служения интеллигента оказалась идея жертвы. Пр] интеллигенцией понималось еще и как ре. крывал себя в виде подвижничества, кото лось в совершенно конкретной практичес! нии элементарного невежества масс, разв щении. Оно проявилось в форме «хождеш| движении народничества. Народничество з многих. В музыке оно расцвело в творчест^ чей кучки», в живописи это мировоззрен нах передвижников, в литературе оно дос| поэмах Н. Некрасова. «Есть в истории руса нбвное русло — от Белинского, через нерам наших дней. Думаю, не ошибемся, ству отведем главное место. Никто, в лософствовал о призвании интеллигенщн! ки. В этот основной поток втекают разные) народничеством не имеющие, которые го лигенция могла бы идти и под другими быть сама собой. Вдумаемся, что объедин| даева, Белинского, Герцена, Писарева, К чим ключ к определению русской интелли дотов1. После революции 1905 — 1907 гг. народ] Интеллигенция отошла от политической народнических иллюзий. Начал временный исторический тип русской инт кий к общеевропейскому пониманию — * создающего духовные богатства общества дажи продуктов деятельности своего интс Дискуссия о том, существует ли интел. она — специфически российское явление взглядов. Некоторые ученые считают, что 1 См.: Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции // ской культуре: Философы русского послеоктябрьск! С. 407. возникло в России и из русского перешло в другие языки. На Западе вместо него распространен термин «интеллектуалы», употребляемый и как синоним понятия «интеллигенция». По мнению Н. Бердяева и Г. Федотова, русская интеллигенция — совершенно особое, лишь в России существующее духовно-социальное образование1. К настоящему времени написано немало исследований, в которых интеллигенция интерпретируется не только как русское, но и как обнаруживаемое в культурах многих стран явление. Поэтому не признавать существование сегодня интеллигенции за рубежом было бы по меньшей мере несерьезно, тем более что некоторые из российских исследователей давно указывали на приобретение этим словом международного статуса. Согласно М. Ту-ган-Барановскому, на Западе интеллигенции в прежнее время не было, потому что образованный слой получал наследство, достаточно высокий социальный статус, гарантированное положение в обществе и потому выказывал лояльность к властям, которая больше характеризует буржуазию, нежели подлинную интеллигенцию2.
Западная интеллигенция никогда не была маргинальным слоем, бессребреником, ей не надо было уходить в подполье, бороться с политическим режимом. Образованный человек на Западе в гораздо большей степени связывает свободу с законом и верностью традициям. Русский интеллигент понимает свободу как нечто неограниченное и обретаемое в борьбе с властями. Нигилизм, как известно, всегда являлся одной из важнейших черт русской интеллигенции. В русском понимании слова «интеллигенция» на Западе действительно нет. Однако термин «интеллигенция» сегодня принят во всем мире, и в международном значении он предполагает более широкую трактовку, в которой нет категорий вины, служения, жертвенности, подвижничества. Под интеллигенцией понимается образованный слой общества, занимающийся умственным (творческим) трудом за плату3. В таком случае интеллигенция по сочленности почти совпадает с лицами свободных профессий (профессионалами). Функции и роль интеллигенции в широком, общеупотреби-мом значении выражаются в следующем. Интеллигенция как культурная общность имеет неписаный этический кодекс. В отличие от других социальных категорий и слоев, интеллигенция подразумевает определенное моральное значение, несущее в себе качества всесторонности и гармоничности, черты деятельного борца во имя общечеловеческих идеалов. Интеллигенции приписывают укоре- 1 См.: Федотов Т.П. Трагедия интеллигенции // О России и русской философ 2 См.: Туган-Барановский М.И. Интеллигенция и социализм // Интеллигенция. 3 См.: Земцов Б.Н. Идеология и ментальность дореволюционной российской
ненность в мире высших ценностей, идеальных образцов, приверженность высокой культуре. «Культурное представительство» интеллигенции может осуществляться, с одной стороны, сохраняя культурные ценности, с другой — путем переоценки ценностей, культурной революции и изменения реальности во имя идеала1. Во всех обществах интеллигенция обладает высоким статусом, в эту общность стремятся попасть представители других социальных слоев, поэтому она выступает в роли референтной группы («люди духа»). Модели поведения, принятые в среде интеллигенции, распространяются в другие слои общества, тиражируются и заимствуются как высокие этические эталоны. (Сюда относится заимствование определенного стиля общения, деталей одежды, внешнего облика и т.п.). Помимо отношения к интеллигенции как к некоему идеальному типу, носителю светской культуры в России существует другое, политико-идеологическое — как к «прослойке», лишенной привязанности к политическому менталитету и лояльности властям, испытывающей постоянные идейные колебания., нуждающейся в твердом руководстве. Власти всегда вели по отношению к интеллигенции двойную политику: привлекали к руководству, созданию художественных произведений, увековечивающих данный строй, и устраивали политическую травлю, преследование, жесткую цензуру. Писателям отводилась «почетная» и ответственная задача быть «инженерами человеческих душ», но за малейшие отступления в тоталитарном государстве следовали чрезмерно жесткие наказания2. В спокойные времена интеллигенция не нужна властям. Для них она представляет потенциальную угрозу, служит источником критических идей и проектов, способных низвергнуть существующий режим. Совершенно иное отношение власти к интеллигенции в периоды глубокого кризиса. Она спешит к интеллигенции за помощью. «В ситуациях политической неопределенности, экономической нестабильности, в «смутное время» общество обращается к интеллигенции как средству самоопределения, прояснения и укрепления пошатнувшихся устоев»3. Двойственность функции, выполняемой интеллигенцией в периоды кризиса и стабилизации, делает ее крайне ненадежным и опасным союзником официальной элиты. Интеллигенция, не имея самостоятельных экономических интересов, не является и самостоятельной политической силой. Она только обслуживает ту или иную влиятельную политическую силу, становится исполнителем чужой воли в сфере политики и идеоло- 1 См.: Кириленко Г.Г. Посланник трех миров: Интеллигенция в российской 2 См. там же. — С. 74 — 83. 3 Там же. — С. 74. гии. Интеллигенция, если она вовлечена в политическую жизнь, постоянно находится рядом с политикой, в оппозиции властям или целиком погружена в инстеблишмент. Перед интеллигенцией всегда стоит дилемма: вступать в политическую борьбу или сохранять позицию стороннего наблюдателя? Н. Бердяев призывал ее к «освобождению от гнетущего духа политики». Но известна и другая ее роль: часто именно интеллектуальная элита является автором многих или большинства государственных программ. Из ее рядов формируются государственные чиновники, деятели образовательных учреждений, политических и культурных экспертов и т.д. Когда интеллигенция берет на себя функцию культурного эксперта, она считает себя компетентной по всем вопросам. Кандидаты на важные государственные посты в предвыборной кампании предпочитают прикрываться мнением того или иного ее представителя. Если все революционные, да и реформистские преобразования в нашем обществе происходят «сверху», с того места, где находится элита, то интеллигенция не может не быть причастной к политической борьбе. Разве политические партии, борющиеся за власть, создают неграмотные люди? В конечном счете, и коммунизм — дело рук русской интеллигенции. И «сегодня интеллигенция опять, без сомнения, явно держит в своих руках судьбы России, а с нею и всего мира»1. Союз интеллигенции и политики более чем противоречив. Политика, по общему мнению интеллигентов, — сфера аморальных поступков. Там нет и не может быть нравственных принципов. Но миссия интеллигенции в обществе — нести нравственные начала в народ, быть хранителем культурных ценностей. Политика — автономная сфера, где абсолютные ценности легко превращаются в орудия зла, в средство политической борьбы. По словам П. Н. Милюкова, необходимо отделять дело политики от деятельности нравственной, религиозной, художественной, надо стараться «не смешивать границы партий с границами добра и зла»2. Почему же тогда интеллигенция идет в политику? Скорее всего ради того, чтобы совместить несовместимое — аморализм и нравственность. Подобные попытки, как свидетельствует русская история, всегда заканчиваются крахом. Сделать политику нравственной ни в Европе, ни в России, ни в других уголках планеты по большому счету еще никому не удавалось. Об этом красноречиво свидетельствовал Н. Маккиавелли. Но интеллигенция настойчиво идет в политику, очередной раз поддаваясь иллюзии и очередной раз обрекая себя на неудачу. Первыми в начале XIX в. пошли декабристы, за ними это 1 Кормер В.Ф. Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура // Вопросы 2 Милюков П.Н. Интеллигенция и историческая традиция // Вопросы филосо
али разночинцы («семидесятники» — революционная молодежь 70-х годов XIX в.), обосновавшие тезис о том, что «благо народа» дол? шо стоять выше Бога, большевики в начале XX в., наконец, совете сая («шестидесятники» в 60-е годы и «демократы» в 90-е), а поз5 ке российская интеллигенция в конце того же столетия. Интеллигенция оставалась наиболее активным в политическом отношении слоем дореволюционной России. Согласно анализу ссьи шно-переселенцев основных районов Сибири за 1908 — 1910 гг.,
веденному Н.Н.Щербаковым, интеллигентов среди них было '. «Если учесть, что численность интеллигенции (по разным:четам), как минимум, в 3, а максимум в 9 раз меньше чис--гости пролетариата, то получается, что интеллигенция в меж-люционный период лидировала среди других социальных слоев рьбе с царизмом»2. ] [о своим политическим ориентациям современная российская инт шшгенция распадается на три основные группы: две массовых и одну приобретающую черты маргинальной. Первая группа вкл очает не принимающих ценности складывающегося обществен-нол) строя; вторая — глубоко разочарованных его бывших сторонник ов; третья — тех, кто идентифицирует себя с властью3. ] 5 недавно вышедшей книге крупного правозащитника и лиде-
ппозиционной интеллигенции 70 —80-х годов А. Синявского водится различие между той частью интеллигенции, которая стр<;мится во власть, и той, которая никакого отношения к этому не 1меет: «Когда я говорю о стремлении сегодняшней интелли-ген щи к власти... я имею в виду только привилегированную ее часг ъ, которую я называю придворной и правительственной ин-тел.1 шгенцией». И далее: «Я не хочу обвинять тысячи преданных инт еллектуалов в школах, учреждениях, библиотеках и больницах в столице и провинции, городах и селах. Эта группа... остается моз чаливой, безгласной, она не виновата перед людьми и не несет ответственности за грехи, совершенные высокой элитой». } [войственность позиции интеллигенции прослеживается и в мае совом сознании: образ романтика, мечтателя, способного уви-дет > за прозой будней возможности иной жизни, сочетается с пре дставлением об интеллигенте как инфантильном и беспомощ-«очкарике», неспособном к практическим делам. Интелли-ген ции вменяется в вину неспособность к идейному лидерству, скл онность к соглашательству. По мнению культурологов, интел-
См.: Щербаков Н.Н. Численность и состав политических ссыльных Сибири. -1917 // Ссыльные революционеры Сибири. — Иркутск, 1973. — С. 204, 241. Земцов Б.Н. Идеология и ментальность дореволюционной российской интел-нции // Общественные науки и современность. — 1997. — № 3. — С. 82. См.: Галкин А.А. Тенденции изменения социальной структуры // Социологи -ие исследования. — 1998. — № 10. — С. 87. лигенции присущи черты и эклектизма, и элитарности (эстетизма). Тяга к материальному благополучию, присущая интеллигенции как представителю среднего класса, сопровождается оппозицией к власти (образ интеллигенции как вечного диссидента). Сознание интеллигенции — это отстраненность от социальной практики, неангажированность и одновременно вовлеченность в нее, стремление переделать мир по образу и подобию своему. Интеллигент — человек, живущий в «пространстве Андеграунда». В 90-е годы XX в. произошло резкое снижение уровня жизни бывшей советской интеллигенции, до того прочно обосновавшейся в рядах среднего класса. Теперь они попали в разряд так называемых «новых бедных». Впервые в российской истории произошло беспрецедентное статусное падение интеллигенции. Ценность умственной деятельности в общественном сознании упала до самого низкого уровня. Сотни тысяч, миллионы — инженеры, ученые, медицинские работники, педагоги — потеряли возможность работать в соответствии со своей профессией. Их заработная плата, и так невысокая в прежние годы, упала в два-три-четыре раза. Во многих случаях ее, как известно, вообще не платили. Чтобы выжить, многим интеллигентам приходится выполнять тяжелые, непрестижные работы. Российская интеллигенция по-прежнему представляет самый образованный, нравственный, а теперь еще и бедный слой общества. Она выступает выразителем дум и чаяний народа. Но является ли она выразителем общественного мнения населения? В проведенном в 1994 г. ВЦИОМом опросе значился такой вопрос: «Выражает ли российская интеллигенция интересы большинства населения России?» Отрицательно ответили — 45, положительно — 24, затруднились — 31% опрошенных1. В настоящее время исследователи почти единогласно отмечают превращение или срастание интеллигенции с отрядом специалистов, для которых характерен профессионализм без претензий на лидирующую духовную роль. Специалисты-интеллектуалы отказываются от чисто просветительских или воспитательных функций по отношению к «незрелому» народу. Современная русская интеллигенция все больше отказывается от роли духовного пастыря народа. Такую же трансформацию несколько раньше пережили и западные интеллектуалы. Социология интеллигенции В конце 50-х годов в США начинает развиваться социология интеллигенции, дополненная позднее социологией молодежи. Она 1 См.: Экономические и социальные перемены // Бюллетень ВЦИОМ. — 1995. — № 4. формировалась на стыке нескольких отраслей. Благодаря работам Т.Парсонса, С.Липсета, Э.Шилза, Р.Мертона, Л.Козера, А.Го-улднера и др. социология религии и социологии политики М. Ве-бера и социология знания К. Мангейма превратились в социологию интеллигенции. Одну из самых первых попыток сформировать новую научную парадигму сделал в 1954 г. в статье «Общественное мнение и интеллектуалы» Ф. Вильсон. Социология интеллигенции стала не чем иным, как профессиональной попыткой самой интеллигенции создать при помощи доступных ей академических средств коллективную автобиографию. В нашей стране, где и возникло, собственно говоря, не только выражение, но и явление, названное интеллигенцией, самостоятельного направления, или отрасли, социологии интеллигенции так и не сложилось, хотя литература накоплена довольно значительная1. Не было не только самого термина. Не существовало четкого определения предмета и предметной области данной отрасли. Социологию интеллигенции подменили, возможно по соображениям идеологической цензуры, социологией науки, социологией образования, социологией молодежи и теорией социальной структуры. Об отсутствии направления «социология интеллигенции» свидетельствует опубликование единственного и самого полного исторического очерка отечественной социологии, где такой дисциплины не числится2. Исследование интеллигенции в рамках социологии науки началось одновременно с процессом ее становления в 60-е годы. Особенностью социологии науки в России было то, что она существовала преимущественно в рамках науковедческого комплекса. Сами социологи не обращали на нее должного внимания. На социологических факультетах университетов отсутствует специализация по социологии науки. Поэтому научный потенциал социологии науки в стране оказался невелик и никак не соответствовал масштабам российской науки. 1 См.: В защиту интеллигенции: Сборник ст. — СПб., 1909; Амелин Л.П. Ин 2 См.: Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. — 2-е изд., перераб. и доп. — В рамках этой отрасли социологии изучались специфика науки как социального института, ее социальные функции, взаимодействие науки и общества, профессиональные, деловые и межличностные отношения в научных сообществах и организациях, прежде всего в отраслевых НИИ, формы организации научной деятельности, место и роль ученого в обществе, личность ученого и др. Первые обобщающие работы появились в 80-е годы. В 1986 г. вышли две книги под одним и тем же названием: «Социология науки». Одна написана Г. Н. Волковым, другая — группой авторов из Ростова-на-Дону1. Они сыграли положительную роль в становлении, утверждении и популяризации науковедения и социологии науки. К этому времени в отечественной социологии науки сформировалось несколько ведущих научных школ, в частности а) ростовская (М.М.Карпов, М.К.Петров, А.В.Потемкин, Э.М. Мирский, Е.З. Мирская и др.), киевская (Г. М.Добров, В.А.Малицкий), московская (А.А.Зворыкин, Д.Д.Райкова, С. Р. Микулинский, Н.И.Родный, П. П. Гайденко, М.К. Мамар-дашвили, А.П.Огурцов, В.Ж.Келле, Г.Г.Дюментон, Ю.В.Тата-ринов, Е.З.Мирская и др.), ленинградская (Ю.С.Мелещенко, И. И.Лейман, И.А. Майзель, С.А. Кугель), минская (Г.А.Несве-тайлов), новосибирская (А.Н.Кочергин, Е.В.Семенов и др.)2. В 90-е годы проведен ряд интересных исследований. В Москве сектор социологии науки Института истории естествознания и техники РАН под руководством Е.З.Мирской проводит мониторинг изменений, происходящих в российской академической науке под влиянием экономических реформ, анализируются национальные модели развития науки (Россия, США, Англия, Франция, Германия, Китай и др.). В Институте социологии РАН под руководством Д.Д. Райковой организуется серия эмпирических исследований по темам: «Возможности выживания академической науки в кризисных условиях», «Исследование путей повышения жизнеспособности академической науки», «Работа по контракту и обмену за рубежом» и др. Изучены изменения параметров института академической науки, таких как связь науки и государства, направленность коммуникаций, организационные структуры, способы финансирования, престиж научной деятельности и т.д. Большой объем исследований в течение 1992 —1995 гг. проведен по «утечке умов» из российской науки. Вызванные российскими реформами изменения в научном сообществе стали предметом изучения социологов Новосибирска. Начиная с 1992 г. ими было проведено несколько опросов ученых новосибирского «наукогра- 1 См.: Волков Т.Н. Социология науки. — М., 1968; Социология науки / Под 2 Подробнее см.: Винклер Р.-Л., Келле В.Ж. Социология науки // Социология да» (Академгородка), выявлено влияние снижения финансирования науки на ее статус и стабильность научного сообщества. С 1991 г. в Санкт-Петербурге впервые в России начала работать ежегодная летняя Международная школа социологии науки и техники, где читают лекции ученые России и других стран. В 1992 г. выпущено первое учебное пособие по социологии науки. В рамках теории социальной структуры первые подходы к описанию интеллигенции появились в 60-е годы. Тогда же сформировалось официальное ее определение как «прослойки»: под интеллигенцией (в узком, непосредственном смысле) в социалистическом обществе понимается социальная группа, слой, «состоящий из лиц, профессионально занимающихся высококвалифицированным умственным трудом, требующим специального, среднего или высшего образования». Долгое время считалось, что автором идеи об интеллигенции как прослойке является И.В.Сталин. Действительно, в 1936 г. в докладе «О проекте Конституции Союза ССР» Сталин заявил, что эксплуататорские классы ликвидированы, но остались «в корне изменившиеся рабочий класс, класс крестьян и интеллигенция». Далее было сказано, что «расстояние между этими социальными группами сокращается», что «падают и стираются экономические и политические противоречия между ними». Так на свет появилась знаменитая трехчленная формула: социалистическое общество состоит из двух дружественных классов — рабочих и крестьян и рекрутируемой из них прослойки — трудовой интеллигенции (синоним специалистов и служащих). Она получила краткое выражение как «2 + 1». На самом же деле задолго до большевиков сходные мысли высказывал известный литературовед и публицист Иванов-Разумник, который в 1907 г. писал: «...интеллигенции есть этически — антимещанская, социологически — внесословная, внеклассовая, преемственная группа, характеризуемая творчеством новых форм и идеалов и активным проведением их в жизнь в направлении к физическому и умственному, общественному и личному освобождению личности»1. Русская интеллигенция в те годы действительно не числилась в списке сословий, не принадлежала она и ни к какому классу, поскольку рекрутировалась из представителей всех классов. Отсюда ее второе наименование — разночинцы. В советское время она оставалась по-прежнему разночинной, поскольку формировалась из рабочих, крестьян и собственных представителей. Советские социологи подвели под «прослоечные» идеи мощный теоретический фундамент. Утверждалось, что интеллигенция 1 Иванов-Разумник. Что такое интеллигенция? // Интеллигенция. Власть. Народ. - М., 1993. - С, 80. 11 Социология приобретает черты особой социальной группы; занятая в производстве, базирующая труд на «общенародной» (государственной) собственности, она близка к рабочему классу (это относится и к колхозным специалистам), но ее место в общественном разделении труда и в распределении материальных благ суть классооб-разующие признаки. С одной стороны, интеллигенцию лишали статуса быть самостоятельным классом, с другой — наделяли какими-то особыми качествами и особым местом в социальной структуре. В 60-е годы обсуждались также проблемы различий между работниками, занятыми интеллектуальным трудом высокой квалификации, и канцелярскими работниками. Поскольку последние не заняты «духовной деятельностью», то этот вид труда назван «трудом по обслуживанию». Отечественные социологи изучали интеллигенцию главным образом на примере технической интеллигенции и прежде всего ее передового отряда — инженеров. Особенно успешными были исследования ленинградцев, молодых инженеров С.Кугеля и В.А.Ядова. Первый в своем исследовании проследил профессиональные пути молодых специалистов, особенности труда инженеров различных категорий, профессиональные ориентации выпускников технических вузов Ленинграда. Научно-техническая революция в 60-е годы приводит к бурному развитию профессий умственного труда, увеличению доли интеллектуальных видов деятельности, возрастанию численности и удельного веса высококвалифицированных специалистов. Она вызывает не только «лавинообразный» рост численности научных работников, но и повышает социальный престиж высшего образования и научной деятельности в обществе, что становится специальным предметом изучения. Коллектив ленинградских социологов предпринял в 1976 г. исследование высококвалифицированного слоя работников промышленности, а именно инженеров. Проверялась разработанная В.А.Ядовым теория диспозиционной регуляции социального поведения личности. Основная задача — изучить расхождение между социальными установками и реальным поведением (эффект Лапь-ера). Социологи измеряли уровень избирательности в сфере досуга, устойчивость интересов, уровень удовлетворенности, предрасположенности (диспозиции) в сфере труда и досуга. Проблемы инженерного труда изучались в другом исследовании, которое, как и упомянутые выше, стало классическим. В 1965, 1970, 1976, 1977 гг. группа социологов (Л.С.Бляхман, В.Р.Полозов, В.Я.Суслов, Ф.Л.Мерсон, Ю.Г.Чуланов, Г.Ф.Галкина, А. К. Назимова, Г. В. Каныгин и др.) под руководством О. И. Шка-ратана провела повторное исследование на машиностроительных предприятиях Ленинграда. Основная задача — изучение социальной структуры рабочей силы, изменений в содержании и харак- тере труда, условий труда и быта, мотивации и отношения к труду. Ученым удалось выявить ряд важных тенденций и особенностей в сфере труда: снижение престижа цеховых руководителей, изменение ценностных ориентации на содержание труда у инженеров, связь внутризаводской мобильности и удовлетворенности работой, взаимосвязь эффективности труда с его условиями, зарплатой и квалификацией работника. В частности, установлено, что эффективность квалифицированного работника, его вклад в общество выше, чем малоквалифицированного. В 70-е годы, когда характер труда был объявлен основным слое-образующим признаком, отечественные социологи предложили классифицировать интеллигенцию на специалистов и служащих-неспециалистов. Среди специалистов они выделили ту часть, которая занята организаторским трудом. Отмечая специфические черты этого слоя, советские исследователи категорически отвергли идею о формировании особой социальной группы, нового класса, бюрократии, хотя в западной литературе того времени широко обсуждался вопрос о его появлении в советском обществе как класса номенклатуры. Начало дискуссии, как мы знаем, было положено М.Джиласом в книге «Новый класс». Особо надо сказать о саморекрутировании и источниках пополнения интеллигенции. В 20 —30-е годы советская интеллигенция, пришедшая на смену старой дворянской, пополнялась главным образом за счет выходцев из рабочих и крестьян. Постепенно сформировалась новая социальная общность — «народная интеллигенция». Партия большевиков выдвигала на руководящие посты в промышленности, сельском хозяйстве, органах управления простых людей. Их называли «красными директорами», «выдвиженцами». Но в 60 —80-е годы ситуация изменилась. Поскольку в любом обществе мобильность имеет, как правило, восходящий характер и большинство людей стремятся продвинуться снизу вверх, а не наоборот (иными словами, дети рабочих и крестьян чаще переходят в категорию интеллигентов, чем дети интеллигентов становятся крестьянами и рабочими), все, кто хотел продвинуться из низов, продвинулись, интеллигенция стала пополняться за счет выходцев из своих рядов. Этот процесс называется самовоспроизводством класса или слоя. Согласно крупномасштабным исследованиям, проведенным в разные годы Ф.Ф.Филипповым, М.Х.Титмой, Л.А.Гордоном, В. Н. Шубки -ным, 2/3 интеллигенции пополнялось в 70 —80-е годы за счет выходцев из своей среды1. 1 Подробнее см.: Гвленкова З.Т., Игитханян Е.Д. Социальная структура и стратификация // Социология в России / Под ред. В.А.Ядова. — М., 1996. — С. 259 — 290. ", Вопросы и задания к разделу 1.Что такое социализация и в чем заключаются ее социобиологиче-ские предпосылки? 2. Охарактеризуйте фазы и содержание процесса социализации. З.Как проявляются кризисные точки социализации? 4. Чем различаются первичная и вторичная социализация? 5. Что или кого называют агентами и институтами социализации? 6. Раскройте противоречия между агентами социализации. 7. В чем выражаются трудности детской социализации? 8. Составьте небольшой рассказ на тему «Школа как институт социа
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|