Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественная образность в портретном




Саяпина Е.И.

С 229 Живопись портрета: Учеб.пособие. - Краснодар, Кубанский гос.ун-т, 2006. – 109 с. ил.

ISBN 5-8209-0483-4

 

Рассматриваются основные вопросы теории портретного изображения, роль познавательных процессов (восприятия, представления, мышления) при изображении человека. Изучается техника и технология портретной живописи (многослойная живопись, живопись алла прима) европейских и русских художников. Даются сведения о композиции портрета и последовательности ведения работы масляными, акварельными и гуашевыми красками.

Адресуется студентам III–V курсов художественно-графических факультетов и всем желающим серьезно заниматься портретной живописью.

УДК 75.041.5 (075)

ББК 85.147 я 7

 

ISBN 5-8209-0483-4 © Кубанский государственный

университет, 2006

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Е.И. Саяпина

 

ЖИВОПИСЬ ПОРТРЕТА

 

Учебное пособие

 

 

Краснодар 2006

Введение

Создание портрета — дело сложное и ответственное. Способность понять сущность изображаемого человека, а не просто верно передать его внешние черты отмечает работы настоящих портретистов. Для этого, несомненно, нужны и особый дар, и большая практика в работе над изображением человека.

На III—V курсах художественно-графических факультетов ставится задача грамотного живописного изображения человека, которая выполняется через ряд последовательно усложняющихся упражнений.

Анализ современных методик преподавания живописи, в частности живописи портрета, показывает, что теория и методика преподавания художественных дисциплин постоянно развиваются. Одним из актуальных направлений в плане воспитания творческой личности, творчески работающего художника является совершенствование методов обучения живописи портрета.

Программа по живописи на художественно-графических факультетах включает теоретические основы изобразительной грамоты и технологии масляной живописи, а также практические задания и упражнения, направленные на приобретение профессиональных навыков изображения человека.

В данном учебном пособии рассматриваются основные вопросы теории портретного изображения, роль познавательных процессов (восприятия, представления, мышления) при изображении человека, даются сведения о композиции портрета, технологических основах живописи акварельными, гуашевыми и масляными красками.

К профессиональным практическим навыкам, которые студент должен приобрести в процессе обучения, относятся технические приемы масляной живописи (знание технологии, грамотное пользование лессировками, полулессировкой, пастозным письмом на разных этапах ведения работы), правильный последовательный ход работы (компоновка, рисунок, подмалевок, первая прописка, работа над деталями, обобщение и завершение работы), соблюдение в работе основного принципа — от общего к частному, умение привести изображение к единству и выделить композиционный центр.

Учитывая специфику выполнения портрета, можно определить этапы данного вида творческой деятельности:

— впечатление от восприятия конкретного человека;

— переработка материалов впечатлений посредством зрительной памяти, мышления и воображения в художественный образ, происходящая одновременно в процессе общения с моделью и ее изображения;

— непосредственное изображение человека.

Создание портрета в живописи представляет собой процесс слияния замысла и практики изображения. Однако в методическом плане этот процесс рассматривается в двух аспектах: как процесс мысленного формирования образа и как процесс материального воплощения этого образа на плоскости холста. В практической деятельности всегда существенно, чтобы будущий художник представил себе мысленно то, что хочет изобразить.

В обучении живописи учебные задачи неотделимы от художественного творчества. Поэтому, совершенствуя практические навыки при изображении человека в живописи, студенты должны осознавать всю сложность создания портрета. Как писал искусствовед Л.Зингер: «Сверхзадача портрета в искусстве как художественного образа — с предельной глубиной раскрыть духовный мир изображаемого человека (18, с.275).

Цель создания портретного образа — обнаружение главной черты, идеи личности. Но любой художник всегда видит модель субъективно, исходя из собственного опыта и понимания. Поэтому один и тот же человек по-разному выглядит на портретах разных художников. По словам Бурделя, «портрет — это всегда двойной образ: образ художника и образ модели». В портрете внешние данные и внутреннее содержание личности переводятся на язык изобразительного искусства, но каждый художник осуществляет этот перевод по-своему. Хороший портрет обладает свойством объективности и правдивости, в нем неизбежно содержится момент истинного знания об оригинале, но внешняя похожесть — лишь первый шаг на пути к этой истине. Как бы ни было велико внешнее сходство портретируемого с изображением, портрет нельзя считать произведением искусства, если не создан художественный образ на соответствующем идее образном уровне живописного мастерства.

Одно из непременных требований к портрету — сходство с оригиналом. Но в истории искусства есть примеры, когда художники пренебрегали сходством (Микеланджело, Рубенс, Матисс, Модильяни) ради выражения своих представлений о прекрасном. Модель и создание художником на ее основе портретного образа — одна из главных проблем портретного искусства.

Портретный жанр

Портрет. Типы и виды

Главный предмет портрета — человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств — все богатство личности в различных ее проявлениях.

Слово «портрет» восходит к pour-trait (старофранц.), что означает черта в черту; оно восходит и к латинскому глаголу protrahere, т.е. извлекать наружу, обнаруживать, позднее — изображать, портретировать.

В изобразительном искусстве под портретом подразумевают изображение человека (или группы людей), в котором передан, воспроизведен индивидуальный облик человека, раскрыты его внутренний мир, сущность его характера (22, с. 126).

Ранние сохранившиеся образцы станковой портретной живописи представляют фаюмские портреты (Египет I–IV вв.), которые создавались непосредственно с натуры и несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком.

Портрет издавна считали особым, а в некотором смысле даже высшим родом искусства, «барометром» его состояния. Г.Гегель писал: «Прогресс живописи, начиная с ее несовершенных опытов, заключается в том, чтобы доработаться до портрета» (13.Т.3, с.255).

В основе портретного жанра — увековечивание облика конкретного человека. Важнейшим критерием портретности является сходство изображения с портретируемым (моделью, оригиналом). Сходство в портрете — результат не только верной передачи внешнего облика портретируемого, но и правдивого раскрытия его духовной сущности в единстве индивидуально-неповторимых и типических черт, присущих ему как представителю определенной исторической эпохи, национальности, социальной среды.

Обычно портрет изображает современное художнику лицо и создается непосредственно с натуры. Наряду с этим сформировался тип портрета, изображающего какого-либо деятеля прошлого (исторический портрет) и создаваемого по воспоминаниям или воображению художника на основе литературно-художественного или документального материала. Как в портрете современника, так и в историческом портрете объективному изображению действительности сопутствует определенное отношение мастера к модели, отражающее эстетические взгляды мастера. Все это, переданное в индивидуальной художественной манере, вносит в портретный образ авторскую окраску.

Б.М. Кустодиев говорил: «Похожий портрет — это такой портрет, который внутренне похож, который дает представление о душевной сути данного человека. И тут нужно предоставить художнику право отражать свое понимание этой сути. Иначе незачем обращаться к живописцу, а нужно идти к фотографу» (27. Т.7, с.402).

Исторически складывалась широкая и многоплановая типология портрета. В зависимости от назначения, специфики формы, характера исполнения различают портреты станковые (картины, бюсты, графические листы) и монументальные (скульптурные монументы, фрески, мозаики), парадные и интимные, погрудные, в полный рост, en face (анфас), в профиль и т.п.

По числу персонажей портреты делятся на индивидуальные, парные (двойные) и групповые. Специфический тип портрета — автопортрет. Границы портретного жанра очень подвижны и часто портретное изображение может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров. Таковы портрет-картина, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающим его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (групповой портрет-картина), и портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий к портрету.

Художник воплощает в портрете свое представление о модели, и это представление обогащается по мере взаимного общения художника и портретируемого в ходе творческого процесса.

Правда, существуют разные подходы к изображению человека: одни могут льстить портретируемому, другие — наоборот. Роден говорил, что самым большим препятствием для художника-портретиста является сам портретируемый, так как он обычно склонен идеализировать себя. Разница между зеркальным отражением (фотографическим изображением) и творческим портретом заключается в образности, собирательности последнего.

«...Фотография удачно воспроизводит одно мгновение, один жест, чаще всего тогда, когда в нем не проявляется характер позирующего, в то время как живописец, присматриваясь часами к лицу человека, постарается собрать в одно целое все моменты и все движения и собственно те моменты и те движения, которые воплощают моральную характеристику и физиологическую организацию человека...» (27. Т. 7, с. 521–522).

В зависимости от задачи, которую ставит перед собой художник, портреты условно разделяют на монументальные, парадные, возвышающие изображаемого человека над обыденностью; камерные, интимные портреты, где человек остается наедине с самим собой, со своим внутренним миром; портреты человека в привычной ему научной, творческой и т.п. среде.

 

Художественная образность в портретном

Произведении

Создание художественного образа в портретном произведении — одна из главных задач изобразительного искусства. Современные концепции в художественном творчестве так или иначе связаны с тем, что человек всегда был и остается самым интересным и содержательным объектом изображения.

В портретном жанре художественный образ — это целостный облик конкретного человека, обладающий как характерными, индивидуальными, так и типическими, общими чертами, сформированный в результате взаимодействия впечатлений, процессов восприятия, воображения и мышления.

В становлении и существовании портретного образа как объективной реальности можно проследить следующие этапы:

1) формирование замысла, предполагающее два различных подхода художника к модели: от оригинала; от заранее выстроенного в сознании умозрительного образа;

2) реализация замысла, исходя из выразительных изобразительных возможностей выбранной техники до окончательного завершения произведения;

3) существование законченного произведения как самостоятельной целостной структуры; на этом этапе образ, созданный художником, существует в качестве потенциального толчка для процесса восприятия;

4) художественное восприятие зрителем, в котором осуществляется индивидуальное переосмысление объективной целостности художественного образа.

Учитывая специфику выполнения портрета, можно определить этапы данного вида творческой деятельности:

– впечатление от восприятия конкретного человека;

– переработка материалов впечатлений посредством зрительной памяти, мышления и воображения в художественный образ, происходящая одновременно в процессе общения с моделью и ее изображения;

– непосредственное изображение человека.

 

На основании опыта работы ведущих художников- методистов, изучения педагогических и искусствоведческих исследований, касающихся проблем портретной живописи, можно выделить следующие критерии художественной образности в портретном произведении:

– новизна образного, композиционного и технического решения;

– портретное сходство;

– жизненность, естественность в передаче психологического состояния модели;

– цельность цветотонального изображения, выделение в натуре главного и второстепенного;

– выразительность, умелое использование контрастов;

– наличие общего, типического и характерного, индивидуального в созданном;

– единство формы и содержания, подчиненность живописных средств образной задаче;

– своеобразие выбранного изобразительного «языка» (техники).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...