Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Живописных средств образной задаче




О модели в портрете говорят не только лицо, поза, жест, значимые детали обстановки, но и пространственно-живописная среда. С помощью определенного живописного состояния художник находит общий цветовой ключ к каждому образу, создает определяющее его общее настроение (внутренней сосредоточенности, состояния душевного покоя, задумчивого, веселого или оптимистичного настроения и т.п.), позволяет ощутить окружающую его среду, атмосферу. Образный замысел влияет на характер цветовой гаммы, степень колористической выразительности (трактовка цвета, способ нанесения краски, фактура).

 

Своеобразие изобразительного «языка» (техники)

Умение использовать художественные возможности материала для воплощения образных задач в определенной степени связано с предыдущим показателем. Для портретиста важно уметь выбрать для работы определенную живописную техническую концепцию, работающую на выражение главного — психологического состояния модели. Изменение образной задачи влечет за собой изменение изобразительного живописного «языка» портрета.

 

Обзор методов преподавания портретной

Живописи

Материал по этому вопросу содержится в большом количестве работ по истории и теории искусства, начиная с трактатов авторов эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи, Ченнино Ченнини, Леона Батиста Альберти, Альбрехта Дюрера, в работах Гете, Делакруа, а также в литературном наследии выдающихся зарубежных, русских и советских художников.

М.В. Алпатов отмечал, что история развития портретного жанра наглядно показывает «процесс развития образа человека в искусстве» (2, с.1). Исследование литературы в области преподавания изобразительного искусства привело к выводу, что развитию умения создавать образ человека отводилась большая роль с самого зарождения системы обучения живописи. Рассматривая историю методов обучения рисованию, Н.Н.Ростовцев в своих работах дает анализ зарубежной, русской и советской художественных школ. Следует отметить, что у «старых мастеров» секреты творчества передавались в мастерских от учителя к ученику. В XVIII в. в частных мастерских портретистов в России (Аргунова, Боровиковского и др.) методы обучения основывались на разработке способов более верного изображения человека. Сначала ученики копировали отдельные рисунки, потом наброски учителя с живой модели, а затем делали такие наброски самостоятельно. Занимаясь живописью, они учились писать одежду и украшения, фоны, делать подмалевки лица и тела. Здесь же работали с манекена, писали портреты друг с друга. Таким образом, ученики постепенно приобретали навыки и умения подготавливать весь портрет, одновременно осваивая проблему компоновки изображения на плоскости.

С момента образования в 1767 г. портретного класса в Академии художеств начинает складываться стройная система преподавания портретной живописи. В этом классе считалось целесообразным заниматься тем воспитанникам, которым легко давалось сходство и живое изображение натуры. Система обучения в портретном классе строилась в такой последовательности: первыми заданиями в портретном классе было рисование копий с «головок», затем с поясных изображений и фигур, оригиналами для которых служили самые разнообразные образцы однофигурных композиций и фрагменты картин; в заключение выполнялись портреты, все это предваряло работу с натуры. Затем выполнялись гризайли, которые давали ученику знание светотеневой характеристики формы. Далее шла работа над головой натурщика, к изображению которой будущий портретист приступал, уже обладая определенным уровнем знаний, умений и навыков. Таким образом, с точки зрения метода работы и ее приемов ученические портреты в итоге ничем не отличались от творческих, что и составляло принцип подготовки портретиста в Академии художеств. Следует отметить, что система преподавания в портретном классе во многом зависела от руководителя класса, от его творческих и педагогических установок, что влияло на построение заданий по копированию, на характер сюжетной или изобразительной разработки образа человека.

Например, Д.Г.Левицкий ввел в процесс обучения портретистов выполнение жанровых композиций, что было, по-видимому, основано на желании научить изображать человека в более натуральной обстановке. В годы преподавания С.С.Щукина на завершающем этапе обучения много внимания уделялось работе над индивидуальным изображением. Изучение жанровых сцен превращалось в один из важных разделов обучения. Тщательно продумывая последовательность и содержание заданий, С.С.Щукин целенаправленно вел учеников от копирования лучших образцов к первым натурным постановкам и далее к сочинениям на свободные темы, в которых предоставлялась свобода в решении композиционных, образных задач. Иногда он задавал своему классу программу, где надо было «представить свой собственный портрет в виде живописца», требовал умения писать по представлению.

Работая в должности руководителя портретного класса, А.Г. Варнек сократил объем работ по представлению, с манекена, стремясь создать методику передачи зрительно воспринимаемого облика человека, т.е. писать модель непременно с натуры. Он ввел задания на исторические темы, считая образность в решении сюжета, изображение переживаний и страстей исключительно важным моментом в обучении будущего портретиста (29).

Судить о педагогической системе К.П.Брюллова, который преподавал в Академии художеств как профессор исторической живописи и портретного класса, можно на основе высказываний и воспоминаний его учеников. К.П.Брюллов считал, что молодой художник должен в учебных работах возможно более точно отражать натуру такой, какая она есть, никакие домыслы им не допускались. Стремясь направить внимание учеников на пристальное изучение натуры, Брюллов требовал подчинить этой задаче все изобразительные средства. «Пишите а-ля прима или употребляйте лессировки до нельзя, пишите как хотите, только приближайтесь к природе», — говорил он ученикам (29).

Анализируя различные методы преподавания живописи портрета, нельзя не отметить школу А.Г.Венецианова, организованную в 1820-е гг. по типу частных мастерских XVIII в. А.Г.Венецианов считал ненужным и даже вредным копирование образцов на первоначальной стадии обучения, принятое в Академии художеств. «Метода» художника состояла в том, чтобы «не давать копировать ни с чего» (36). Его ученики рисовали и писали гипсы, натюрморты, интерьеры, изображали крестьян и горожан: мастеровых, солдат, своих приятелей — художников. Много нового внес в методику обучения ученик А.Г.Венецианова и последователь педагогических идей К.П.Брюллова, С.К.Зарянко, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Особенностью его системы явилось то, что он рассматривал рисунок и живопись в единстве, что особенно важно при освоении портретной живописи.

Особое место в ряду художников-педагогов принадлежит И.Н.Крамскому, который наряду с крупнейшими портретистами своего времени В.Перовым, Н.Ге, И.Репиным, создал особый тип «демократического» портрета. По мнению И.Н. Крамского, в овладении искусством портрета основополагающую роль играет рисунок.

Педагогические методы П.П.Чистякова представляют для нас особую ценность, так как в ходе обучения он подводил учеников к образному пониманию поставленной перед ними натуры, что позволяло учащимся конкретизировать свои представления об образе в портрете. Например, завершающим заданием с живой натуры в его системе обучения являлось упражнение «на образ», в котором наряду с требованием рисунка делался акцент на общее цветовое состояние, изображение окружающей обстановки.

Много внимания в своей педагогической работе уделял портрету И.Е.Репин. Он заставлял учеников подмечать в натуре наиболее характерные черты, сохранять их в памяти и затем изображать.

Д.Н.Кардовский также уделял большое внимание развитию образного мышления в процессе обучения. Он рекомендовал ставить постановки, непосредственно связанные с решением определенных образных задач изображения («Бухгалтер за конторкой», «Фигура, несущая ведро с водой» и др.)

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какие существуют типы портретов?

2. В чем заключается разница между фотографическим изображением человека и творческим портретом?

3. Назовите критерии художественной образности в портретном произведении.

4. Как строилась система обучения в портретном классе Академии художеств в Петербурге?

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...