Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Композиционное построение живописного портрета




Успешное овладение искусством портретной живописи невозможно без практической работы с натуры, где немаловажное значение имеет умение подмечать в человеке характерное, важное, проводить разнообразные ассоциативные сопоставления. Подлинный смысл освоения натуры заключается в том, что знания, умения и навыки, полученные в результате всестороннего изучения модели, сохраняются в памяти художника и в нужный момент могут быть применены в работе. Поэтому при работе над живописным портретом с натуры должны постоянно и целенаправленно ставиться задачи образной характеристики модели, включающие:

– подбор и постановку эмоционально-выразительной модели;

– формирование ясного представления у студентов о портретируемом с помощью словесно-образного анализа;

– поддержание определенного эмоционального настроения модели;

– поэтапный анализ работы и объяснение выбора определенных изобразительных приемов в связи с поставленной задачей;

– завершение работы; критерием завершенности является решение определенной задачи.

Проявление интереса к самому существенному в человеке — один из основных принципов развития зрительной памяти. «Кто не способен уловить, выделить характерное модели, тот по существу ничего о ней не знает» (1, с. 29).

В портретном жанре возможен широкий диапазон образного освоения натуры — от передачи внешнего сходства модели до раскрытия сложного психологического состояния модели. Для максимальной выразительности портрета требуется творческий подход как к восприятию натуры, так и к применению изобразительных средств.

Очень важное звено творческого замысла портретиста — сочинение обстоятельств, в которых должен быть представлен изображаемый человек. Так как сюжет в портретном образе — вещь сравнительно редкая, то особую роль играет среда, окружающая портретирумого, то, что принято называть фоном. «…Удачный фон — половина дела, — говорил М.Нестеров, — ведь он должен быть органически связан с изображаемым лицом, характером, действием, фон участвует в жизни изображаемого лица».

Фон в зависимости от общего замысла произведения бывает различным. Он может быть частью пейзажа или интерьера. Главное — в оптимальной согласованности его с внутренним миром портретируемого. Если говорить о композиции портрета, то следует особо подчеркнуть необходимость соответствия позы и жеста выражению лица изображаемого человека, соответствия не столько внешнего, «лобового», сколько внутреннего, глубокого и тонкого.

Следует отметить, что почти во всех случаях особую роль в характеристике образа играют руки портретируемого. Руки, как иногда говорят — «вторые глаза» человека, и не случайно настоящие портретисты всегда уделяют им особое внимание.

Немаловажной деталью творческого замысла портретиста является выбор костюма изображаемого человека, его гармоничная связь с окружающей средой.

Разрабатывая композицию портрета, художник производит тщательный отбор всех деталей в соответствии с количеством портретируемых, типом портрета (погрудный, поясной, в рост фигуры), его размером и форматом. Каждая деталь должна работать на художественный образ. Характер детализации зависит и от натуры, и от творческой манеры художника.

Количество деталей определяется в каждом отдельном случае индивидуально, но есть закономерности, пренебрежение которыми грозит портретисту неудачей. Те характерные и типические черты, которые он стремится передать в портрете, могут оказаться маловыразительными из-за отсутствия контрастов между крупной формой и деталями, что также помешает ясному восприятию образа и создаст впечатление излишней детализации.

В портрете меньше, чем в других жанрах, допустимы всякого рода вольности и отступления от грамотного изображения натуры, что иной раз выдается за изысканность вкуса и творческое новаторство.

В то же время портретные задачи дают большие возможности для художественного творчества, так как изображение различных по характеру людей требует использования разных изобразительных средств. Как писал С.В.Герасимов: «В портрете все формы должны быть подчинены наиболее верному изображению внутреннего мира человека. Портрет исключает случайность изображения» (14, с.86).

Например, живописные средства у В.А.Серова целиком подчинены раскрытию характера человека. Каждый раз он умел найти неповторимо своеобразную манеру письма, с наибольшей силой раскрывающую его замысел.

Творчески надо подходить и к условиям освещения в портрете.

Важно найти такой поворот головы и позу, которые наилучшим образом характеризовали бы изображаемого человека. Поэтому мастера портретного искусства считали необходимым сначала знакомиться с тем, кого собирались изображать. Беседуя, присматривались к нему, подмечали, как человек ведет себя в ходе разговора, чтобы найти наиболее характерное в выражении лица, в жестах. Гораздо важнее не усаживать человека в неподвижную, застывшую позу, а изучить его характерные особенности в непринужденном состоянии.

Еще Бернини отмечал: «При изображении кого-нибудь с натуры все дело состоит в том, чтобы уметь уловить то качество, которое свойственно только данному человеку и которого природа не дала другим, а дала только ему… Если человек позирует неподвижно, он никогда не бывает похожим на самого себя так же, как в движении, в котором и обнаруживаются качества, принадлежащие только ему и никому другому…» (27.Т.3, с.43).

Таким образом, одна из главных проблем, которую надо решить студенту при работе над изображением человека, — это композиция портрета. Целесообразно начать работу над длительной постановкой с выполнения на отдельном листе небольшого формата за несколько минут наброска, при этом следует передать как можно образнее общий характер строения головы, фигуры модели с основными пропорциональными отношениями.

Компонентами композиции в портрете являются:

– выбор точки зрения, формата;

– линейно-графическая и объемно-пластическая организация картинной плоскости (пластический замысел, передача движения);

– организация пространственно-живописной среды (передача освещенности, колорит, декоративность как широкое и ясное соотношение цветовых масс);

– завершенность, критерием которой можно считать решение образной задачи.

В композиции портрета можно выделить два аспекта:

– смысловой;

– декоративно-формальный.

С самого начала работа над портретом — это решение композиционной задачи. При выборе формата для изображения и вписывании изображаемого в заданный формат огромное значение имеет яркость зрительного представления. Это относится к выбору наиболее выразительной точки зрения, способности определить границы изображаемого объекта.

Поиск оптимальной точки зрения на модель предполагает активную мыслительную деятельность, направленную на формирование портретного образа. Тот факт, что из множества точек зрения на модель художник выбирает одну, наиболее отвечающую его требованиям, объясняется тем, что он в первую очередь отбирает информацию, необходимую для целей изображения в данный момент.

Вне связи с содержанием формат не имеет значения. Подлинное значение формата проявляется тогда, когда найден пластический замысел портрета, т.е. в изображении, вписанном в определенный формат, нельзя ничего ни прибавить, ни убавить без ущерба для общей выразительности работы. Однако роль композиционного наброска не сводится к расположению изображения в определенном формате. Необходимо организовать плоскость листа с учетом тона, ритма, пятна, линии, движения.

Существует общее явление, присущее восприятию любого человека. Мы издалека, даже на большом расстоянии, не видя никаких подробностей, узнаем знакомого человека. Поэтому в портрете очень важно организовать в наиболее обобщенном состоянии силуэт модели. Данная проблема не исчерпывается элементарным решением черного на белом или обратным решением белого на темном. В учебном процессе, при решении формальных задач этого этапа, целесообразно постоянно обращать внимание на выразительность и портретность найденного силуэта лица, головы, фигуры, причем не только силуэтов темных пятен, но и просветов между ними, а также на взаимодействие найденных пятен с краями формата. В связи с этим исследователи выделяют две части картины. Площадь, занимаемая основной формой, называется позитивным, или положительным пространством, а окружающая эту форму среда — негативным, или отрицательным пространством.

Внимание студента с недостаточно развитым восприятием «скачет» между позитивным и негативным пространством. Типичная ошибка начинающего портретиста — преувеличенное внимание к деталям фона, что приводит к потере плановости, неуравновешенности композиции. У студента должна быть воспитана способность держать всю картинную плоскость в едином, неразделенном фокусе. Имея в виду зрительный феномен чередования фигуры и фона, будущий портретист должен учитывать это явление и быть способным находить для каждой новой работы связи и соотношения фигуры и фона. Даже довольно простая с точки зрения формальной композиции задача, например этюд поясного изображения фигуры, предполагает разнообразные варианты решений. При этом важно определить величину фигуры по отношению ко всему полю холста. Пространство, окружающее фигуру, само по себе должно быть конструктивно интересным. Поэтому, приступая к работе, необходимо сделать целый ряд композиционных набросков.

Значение фонa (изобразительного или неизобразительного) в композиционном построении портрета огромно. Фон в портретном произведении эмоционально содержателен. Предметная, пространственная среда, окружающая модель, может действовать в гармонии с внутренним состоянием модели или оттенять его по контрасту, способствуя углублению портретной характеристики. Изобразительный фон может дополнять представление зрителя о личности портретируемого, указывая на его профессию, мир, в котором oн живет. Важно с самого начала ориентировать студента на пространственное решение портретной композиции. Впечатление глубины, как правило, получается соответствующими отношениями между объектами переднего и заднего плана. Линейная, воздушная перспективы создают пространство для фигуры, изображаемой поколенно или в полный рост, систему размещения и удаления. Но в плечевых и погрудных изображениях человека, когда лицо дается крупным планом на нейтральном фоне, не имеющем конкретных деталей, задача передачи пространственного размещения натуры может быть определена характером касания цветовых пятен и фона. Они то приобретают относительную четкость силуэта, то растворяются в фоне. В таких работах композиционное значение может приобретать характер освещенности (прямой или боковой свет и т.д.), выявляющий особенности лица модели. Поэтому краткосрочные этюды в живописи портрета могут помочь в решении основных композиционных и цветовых задач, причем следует сделать несколько эскизов цветового решения предстоящей работы, по-разному варьируя цветовую гамму (в сторону теплого или холодного).

При изображении поясном, поколенном и в рост появляется больше возможностей использовать выразительность позы, жеста изображаемого человека и тем самым разнообразить композицию. В учебной работе над таким изображением надо обращать внимание студента на статику или динамику позы портретируемого, на то, как силуэт фигуры будет вписываться в пространство холста. При длительной работе над моделью следует помнить о так называемом единстве движения, так как абсолютно идентично расположить модель невозможно. Учитывать это единство движения необходимо, чтобы вести работу методически правильно, не занимаясь постоянными исправлениями рисунка. Важно определять и точку зрения на модель — сверху, прямо или снизу, т.е. найти линию горизонта. При изображении в ракурсе следует помнить о сокращении всех вертикалей в лице и торсе.

Выразительность портретного произведения в целом особенно тесно связана с внешними данными модели. Воспроизводимые материально-вещественные (объем, плотность и т.д.) и экспрессивные признаки (поза, жест, мимика, взгляд) натуры превращаются живописцем в изобразительные формы художественного образа (силуэт, линии, цветовые пятна, светотеневое распределение), из которых исходит художник, создавая конструктивную схему изображения, его линейно-графическое, объемно-пласти­ческое и колористическое решение. «Композиция в портрете, тесно связанная с задачей психологической и социальной характеристики изображаемого, требует строгого отбора сторон, граней, особенностей и в том, что казалось бы отобрано уже самой природой» (38, с. 17).

Цвет в портретной композиции — это не только средство изображения реальных объектов, но и активный участник пространственного и содержательного решения изображения. Пространственная функция цвета в живописном развитии замысла может стать решающей. В этом случае впечатление глубины и выступания определяется движением и содержанием цвета, а также наложением красочной пасты. Цвет может держать план, подчеркивая пространственную композицию.

«Пространственное воздействие цвета может зависеть от различных компонентов. В самом цвете есть силы, способные выявлять глубину. Это происходит за счет контраста светлого и темного, а также возможностей изменения насыщенности цвета и его распространения»(19, с. 77).

Студент должен знать, что для оценки глубины общий цвет фона столь же важен, как и отдельный цвет. Все светлые тона в окружении темного выступают вперед в соответствии со степенью их светлоты. На белом фоне впечатление будет обратное: светлые тона остаются на уровне белого фона, а темные постепенно выступают вперед. Темное, глухое пятно обычно уходит в глубину. Но если темное предметное пятно дано в светлом окружении, то именно оно будет держать передний план, светлое окружение за ним будет казаться фоном.

Что касается холодных и теплых цветов одинаковой светлоты, то теплые цвета выступают вперед, а холодные стремятся в глубину. Контраст насыщения вызывает следующие ощущения в восприятии цвета: яркие цвета будут выступать вперед по сравнению с одинаково светлыми, но приглушенными цветами. Но как только к этому контрасту прибавляется контраст светлого и темного или холодного и теплого, впечатление глубины снова изменяется.

Студент должен изучить основные закономерности пространственного изменения цветов, но рассмотрение всех возможных вариантов с точки зрения изменения впечатлений относительно глубины цвета не дает уверенности в правильном создании пространственного равновесия каждой цветовой композиции. Здесь имеет значение личный вкус художника-колориста и поставленные им цели.

Колорит как общий характер сочетания цветов в живописном произведении возник на основе зрительных соотношений с реальной действительностью и связан прежде всего с ее изображением. Колорит зависит от особенностей художественного видения и образного мышления, которое можно развивать в процессе обучения. Н.Н. Волков писал о том, что эмоции, мысли, действия решительным образом влияют на то, что и как мы видим. Цветовой образ модели формируется в непрерывном физическом и духовном движении человека. При изображении на плоскости художник строит свою цветовую систему, основываясь на собственном восприятии изображаемого, опираясь на знания определенных закономерностей построения живописного произведения. «Цвет — главное средство раскрытия содержания картины, психологической характеристики портретируемого», — говорил Уистлер (27. Т.5, с.426). Поэтому, работая с цветом, будущий художник должен знать законы оптики, закономерности смещения, соединения красок, физиологию цветного зрения, основы цветоведения.

К основным категориям композиции в портретном жанре относят (как указывают в своих работах Е.В. Шорохов, В.П. Климович) следующие:

1. Первичные продукты композиционно-творческой деятельности:

– замысел; сюжет, предметное содержание, смысл,

– композиция и слово;

– композиционный образ (линейный, пластический, живописный).

2. Организационно-выразительные элементы композиции: картинная плоскость, геометрический центр, ось равновесия, линия горизонта, точка схода, точка отдаления, линии направлений, оптический центр картинной плоскости, зрительное поле ясного видения и т.д.

3. Основные законы композиции:

– закон целостности — неделимость композиции, неповторимость элементов;

– закон типизации — типичность характеров и обстоятельств;

– закон индивидуализации;

– закон контрастов;

– закон новизны;

– закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

 

4. Основные композиционные правила:

– ритм;

– сюжетно-композиционный центр;

– симметрия и асимметрия;

– расположение главного на втором плане;

– равновесие;

– главное и второстепенное;

– динамичность и статичность.

5. Приемы композиции:

– ритм форм, интервалов, линий, тональных и цветовых пятен и т.д.;

– нюанс;

– пространство — условное и иллюзорное;

– линейная и воздушная перспектива;

– масштабность;

– прием изоляции, кадрирования, силуэтности;

– горизонтали и вертикали;

– диагональные направления;

– впечатление монументальности, декоративности.

6. Композиционные средства и композиционный материал: пятно, объем, формат, линия, плоскость, размер, контур, тон, цвет, свет, светотень, колорит, рисунок, фактура и т.д.

7. Основной характер выражения композиции — художественный образ.

 

Личные качества портретируемого и задачи, поставленные художником, определяют композиционный строй портрета, размер и формат картинной плоскости. Поскольку в портрете важно создание индивидуального образа человека, то закономерно, что его изображение в композиции господствует по смыслу и по масштабу, что помогает концентрировать внимание на портретируемом. Изображения плечевые и погрудные чаще всего предполагают такое решение композиции, когда лицо дается крупным планом на нейтральном или условно решенном фоне.

При более полном изображении фигуры, окружающей предметной или пейзажной среды живописец свободнее в выборе композиционных вариантов, у него появляется возможность косвенных характеристик личности. Изображение модели в каком-либо действии вносит в портрет сюжетное начало. Портрет, где человек изображен в момент взаимодействия с кем-то или с чем-то, видимым в произведении или косвенно подразумеваемым, иногда называют «сюжетным», в отличие от «бессюжетного», в котором внутренняя жизнь портретируемого, отражаемая на его лице, не вызвана внешней ситуацией.

Сюжетное действие в портрете помогает выявить грани личности портретируемого, однако важно, чтобы оно не мешало восприятию его индивидуальных особенностей.

В тех случаях, когда усиливается сюжетное начало, обозначается переход к жанровому или историческому «рассказу», портретный жанр начинает утрачивать свои специфические признаки.

В современной живописи особенно часто наблюдается слияние жанров, сближение портрета с композиционными характеристиками картины. «Нивелирование жанровых рамок встречается и между портретом и однофигурной композицией, которая в отличие от портрета имеет ясно выраженную тенденцию к раскрытию героя картины в окружающей обстановке, на которую падает существенная часть сюжетной нагрузки» (45, с. 217).

Однофигурная композиция строится на связи фигуры с событием, действием, со средой действия. «Если воспользоваться аналогией с литературным текстом, можно сказать, определяя различие между сюжетной однофигурной композицией и портретом, что портрет в живописи аналогичен характеристике "от автора", однофигурная же композиция есть монолог персонажа» (11, с. 171).

В свое время В.А. Фаворский заметил, как важно для художника умение организовать в пространстве несколько объектов. От этого умения часто зависит рождение нового содержательного образа: «Два человека в природе — это не один плюс второй, а что-то совсем новое, что не принадлежит ни тому, ни другому человеку. Вероятно, это пространство, которое возникает между ними со всем своим эмоциональным содержанием» (41, с. 21). В двухфигурных композициях важна проблема взаимодействия изображаемых людей. В портрете или однофигурной композиции все соотносится с лицом или фигурой человека, которые являются смысловым композиционным центром. «В двухфигурных композициях обе фигуры важны… даже если одна из них по смыслу — второстепенная… Композиционных же центров может быть и два» (11, с. 171).

 

 

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите этапы работы над портретом. В чём состоит отличие повседневного восприятия человека от восприятия художника?

2. Какие существуют виды художественного восприятия?

3. Какова роль воображения в творчестве художника-портретиста?

4. Каким образом ассоциативность мышления влияет на процесс создания портрета?

5. В чем заключаются особенности композиции в живописном портрете?

6. Какова роль цвета в портретной композиции?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...