Новизна образного, композиционного
И технического решения Художественные открытия в искусстве основываются на поиске нового в действительности и в средствах ее выражения. В портретной работе новизна как всеобщий закон искусства в первую очередь связана с неповторимостью внешнего облика и внутреннего содержания каждого человека, а также с особенностями восприятия портретиста. Художник должен увидеть в модели индивидуальность, привлекающую его, ощутить личную заинтересованность как толчок к глубинному постижению именно этой модели. Новизна имеет отношение и к композиционным решениям и к выбору технических средств изображения. В композиционном построении портрета студенты сталкиваются с ситуацией незначительной предметной наполненности постановки, предполагающей композиционное решение за счет использования скупых, лаконичных, но строго выверенных средств. Следует также помнить и о живописных приемах изображения, наиболее полно раскрывающих образ портретируемого. Живописные приемы, техника живописи должны быть различны в зависимости от выбранной модели. Верно найденный пластический язык изображения будет способствовать раскрытию характера модели.
Портретное сходство Передача сходства — необходимое условие существования портретного образа, поскольку без передачи характерных особенностей портретируемого человека не будет и убедительного образа. Специфическое содержание портретного произведения требует при определении его достоинств соотнесения созданного образа с оригиналом. Содержание модели в той или иной степени выражается во внешнем облике, и поиск главной образной идеи, являющийся целью портрета в реалистическом искусстве, основывается на стремлении следовать натуре. Сходство возникает в результате обобщения внешних черт и существенных свойств характера человека. В качестве примера можно привести интересное высказывание английского портретиста Дж. Рейнольдса: «…достижение сходства в портрете состоит больше в умении схватить общее выражение, чем в самой тщательной отделке каждой черты лица или других составных частей» (27.Т.3, с.435).
Жизненность, естественность в передаче Психологического состояния модели Е.А.Кибрик относил к законам композиционного творчества, определяющим процесс воплощения идеи в художественной форме, жизненность, выразительность и цельность (20). Применительно к портрету можно сказать, что первый из них — закон жизненности — имеет наибольшее значение в построении сюжета (насколько он возможен в данном жанре). Это относится и к поиску такого положения, которое наилучшим образом характеризовало бы изображаемого человека. Естественные, непринужденные движения головы, поворот или наклон, мимика, поза способствуют выявлению характера портретируемого. Поза и жест имеют существенное значение в передаче психологического состояния модели. Но они должны быть согласованы с выражением лица. Немаловажное значение имеет выбор костюма портретируемого, это расширяет представление о профессиональной и социальной принадлежности человека.
Цельность видения и целостность Цветотонального решения В любом изображении должна быть ясно выражена общая мысль. Это прежде всего связано с умением цельно воспринимать натуру. К цельности изображения в живописи можно прийти различными путями, но во всех случаях важно не выпускать из поля зрения взаимосвязь деталей, их соподчиненность. Цельность видения дает возможность добиться единого цветового построения в живописном произведении и сохранить стилевое единство приемов (способов наложения краски, фактуры и т.д.).
Выразительность, умелое использование контрастов Выразительность портретного произведения — один из критериев художественной образности. В портретном жанре этот показатель связан с умением художника заострить, подчеркнуть характерное в модели, сконцентрировать набор визуальной информации с целью отражения неповторимого облика конкретного человека. В каждой работе надо стремиться к поиску средств создания выразительных качеств изображения. Выразительность портретной работы достигается правдивым изображением модели, а не путем утрирования и умышленного искажения пропорций. Выразительность этюда основывается на способности увидеть, представить такие качества постановки, как характер, динамика, ритм, фактурность, пропорциональность, тоновые и цветовые отношения. Выразительность может достигаться различными путями и проявляться на различных этапах практической работы над портретом. Это зависит прежде всего от индивидуальных особенностей восприятия, качества и характера мышления, уровня развития изобразительных способностей, а также умений, навыков и творческого опыта будущего портретиста.
Наличие общего, типического и характерного, Индивидуального в созданном образе Цель создания портретного образа — обнаружить «главную идею личности», сделать явным ее содержание. Степень образности портретного произведения может характеризоваться такими важными свойствами, как наличие индивидуального или общего, передача эстетического отношения к натуре, настроения, вымысла. Портретист может увидеть «главную идею» образа в каком-либо индивидуальном проявлении или в типической черте.
Единство формы и содержания, подчиненность
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|