Образное мышление и художественное восприятие
Методика формирования художественного образа исходит из особенностей трех уровней познания: восприятия, представления, технического воплощения на изобразительной плоскости. Как писал Н.Н. Волков, «проблема восприятия оказывается центральной проблемой всякого процесса рисования, как рисования с натуры, так и рисования "по представлению" (воображению)» (10). Осмысленное представление опирается на осмысленное восприятие. Восприятие вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал. Являясь необходимым условием процесса познания, восприятие всегда так или иначе опосредуется деятельностью мышления и проверяется практической деятельностью. К числу процессов восприятия относят (В.П. Зинченко) обнаружение объекта в воспринимаемом поле, различение отдельных признаков в объекте, выделение в объекте информативного содержания, адекватного цели действия, ознакомление с выделенным содержанием и формирование образа. Особенно сложным с точки зрения осуществленных операций в ходе восприятия является восприятие человека. Основные компоненты внешнего облика человека при формировании образа представления о внешних и внутренних свойствах личности состоят: – из физического аспекта (компоненты внешности, привычное положение корпуса, головы, рук); – функциональных признаков (внешние экспрессивные проявления личности — жестикуляция, мимика, типичные позы, походка); – реактивных особенностей (внешние проявления пcихологического состояния личности); – внешнего «оформления» — одежда, прическа, украшения. Как известно, обыденное повседневное восприятие человека отличается от восприятия художника. У человека, занимающегося изобразительной деятельностью, развивается установка на восприятие для целей изображения, которая в результате накопленного опыта изобразительной деятельности должна превратиться в устойчивую профессиональную установку.
Наблюдая с целью последующего изображения, художник замечает гораздо больше изобразительных и выразительных возможностей в передаче качеств модели. В связи с этим портретист должен обладать острой наблюдательностью. Основное достоинство такого наблюдения, т.е. целенаправленного восприятия, заключается в том, что оно помогает выразить истинное понимание изображаемого человека, обнаружить «главную идею» личности. Воспитание восприятия в целом должно быть направлено на развитие образного видения, способности оперировать художественными образами в сознании. Здесь следует отметить не только «постановку глаза» художника, но и особенности восприятия предметно-пространственных отношений. В первоначальном восприятии модели нет еще строгой системности, и извлечение изобразительной информации производится хаотично. Особенность восприятия учебной постановки студентами заключается в том, что они видят порой лишь ее отдельные качества. Становление зрительного образа происходит с учетом возможностей выбранного материала и композиционных форм его реализации на плоскости, что представляет собой постепенное приближение к познанию сути изображаемого человека. Создание целостного художественного образа в восприятии начинается с фиксации характерных особенностей модели. Затем происходит образование дальнейших уровней целостности, когда каждая деталь приобретает значение и органически входит в структуру образа. «Художественное мышление оперирует цельными образами и высшими ассоциациями, схватывая самые общие связи, а затем находит их выражение через конкретную деталь» (25, с. 109).
В основе работы с натуры лежит принцип взаимодействия воспринимаемого объекта и изображения и соответственно взаимодействия представления о модели с представлением об изображении. Законы изобразительной деятельности предполагают следующую последовательность познания (32): – образование представлений об объекте; – образование представлений об изображении; – область материального выполнения изобразительной задачи. «Представление, – как пишет В.С. Кузин, – это образы предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но которые были восприняты ранее в той или иной комбинации (более или менее полной)» (24). Представления определяют как высшую форму чувственного отражения в виде наглядно образного знания, которое осуществляется в двух формах — в виде воспоминания и воображения. Если восприятие относится только к настоящему, то представление одновременно относится и к настоящему, и к прошлому. Исследуя пространственное воображение, Б.Ф. Ломов сделал вывод, что художник может расчленять образ, комбинировать заново части, однако эта способность формируется только в опыте практической деятельности. «Представление — это не представление о действии, а умственное действие с представлением» (33, с. 191). Основными существенными чертами объекта, от передачи которых зависит степень выполнения изобразительной задачи, является, как известно, цвет, форма и пространственное положение. Психологические исследования восприятия различают операции обнаружения и выделения. Суть обнаружения состоит в том, что воспринимающий реально обнаруживает различные свойства объекта: величину, форму, цвет, но выделяет одно или небольшое количество свойств в качестве наиболее информативных. Далее происходит ознакомление с уже выделенным содержанием. Здесь динамика приемов и способов ознакомления с наиболее важными признаками модели носит более упорядоченный характер, глаз воспринимает модель по контуру, строится образ, внутренняя структура формы воспринимаемого объекта, силуэт. При дальнейшем восприятии художник вносит нечто из прошлого изобразительного опыта, сопоставляет образ, сложившийся в результате ознакомления, с воспринимаемым объектом. Следовательно, формирование образа с целью изображения начинается с восприятия объекта, представляющего определенное явление, процесс.
Затем устанавливаются некоторые отношения между составляющими элементами объекта, осознаются его связи с явлениями, визуально не воспринимаемыми, но реально существующими. Поэтому от того, что именно выделит художник в модели как наиболее существенное, зависит и возможность наиболее полного познания образа этого объекта. В живописном портрете характер и судьба изображаемого человека проявляются в тесных пределах холста, в особенностях поворота, жеста, а мир, в котором модель живет, проецируется на фон, на предметную среду, на пространство. Отношения объекта и пространства, система живописных и пластических акцентов определяют в портретном образе характер существования модели в окружающей реальности. Эксперименты Р. Арнхейма доказали, что каждая зрительно воспринимаемая форма есть динамика. Исследования советских психологов (Ю.Ю. Вергилес, В.П. Зинченко) показывают, что зрительная система может выделить объект из фона, но образ все время «дышит», меняется, особенно отмечается неустойчивость цветовых образов, связанная с так называемой константностью в восприятии цвета объекта. Проблема восприятия отношений объекта и пространства лежит в основе сменявших друг друга стилевых направлений. По-разному решаемая в разных социальных условиях, в русле разных художественных традиций, она является «ядром сложнейших образных структур произведений, и в ней, как в капле воды, отражается миропонимание художника, его взгляд на взаимоотношения человека в обществе, героя и среды» (15, с. 34). В соответствии с возможными различными видами восприятия объекта, пространства и времени можно выделить четыре основные формы изображения (15, с. 37): 1. Объемно-предметное изображение, в основании которого лежит живопись локальными цветами (искусство раннего Возрождения, творчество К.С.Петрова-Водкина).
2. Предметно-пространственное изображение, свето-теневая и валерная живопись, основанная на видении предмета через окружающее его пространство (Караваджо, Рембрандт, импрессионисты). 3. Пространственно-цветовое изображение, построен-ное на движении цветового пятна-силуэта в глубину и на зрителя. При этом глубина изображения и рельефно выступающие его части определяются не столько тональными отношениями, сколько отношениями цветовыми, в основе которых лежат контрастные пары дополнительных цветов (искусство Андрея Рублева, Эль Греко, Сезанна). 4. Силуэтно-плоскостная живопись, в которой цветовой силуэт как основа изобразительной формы выражает и локальную окраску вещей, и освещенность, и пространственное положение объекта (Матисс, Сарьян, Павел Кузнецов, современная живопись, строящаяся по преимуществу на фактурных отношениях). Таким образом, у человека, занимающегося изобразительной деятельностью, может сформироваться несколько видов художественного восприятия. Это так называемое двигательно-осязательное восприятие, при котором глаз как бы ощупывает предмет со всех сторон, дает объемно-предметное изображение. Объекты, подчеркнуто трехмерные, располагаются как бы в безвоздушной среде. Этот вид восприятия, особенностью которого является способность глаза отвлекаться от цветовых, рефлексных изменений, используют для того, чтобы увидеть форму изображаемого, детали, материал. В противоположность такому видению существует восприятие зрительное, или «импрессионистическое» (по определению Н.Н. Волкова), углубляющееся в пространство, при котором объект как бы теряет свое главенствующее положение, воспринимается только со средой, становится частью пространства, предполагает отказ от зрительного анализа формы, воспитание способности видеть цвет освещения, общие цветовые пятна на месте предметов, рефлексную взаимосвязь. При работе живописца цветовыми отношениями естественно гармоничное сочетание этих двух видов восприятия. «Синтез системы отношений — это труднейшая задача, требующая постоянной смены обобщенного восприятия цвета (охвата целого) и анализа различий, требующая сохранения общего впечатления и внимательного изучения переходов цвета» (12, с. 49). Восприятие — живой процесс, который может совершенствоваться. Создать портрет — это не значит поставить или усадить изображаемого человека в нужную позу и более или менее точно передать внешнее сходство. Путь к художественному образу лежит через мысленное сопоставление большого количества лиц, характеров, поз, через отбор — к обобщению. Художественный образ может создаваться как на основе одного образного обобщения известной категории людей, так и на основе системы образных обобщений (31, с.49).
В этом случае при образовании образа представления работает так называемое припоминание, или образный опыт. Так, воспринимая модель, портретист видит не только характерные особенности данного человека, но одновременно мысленно сопоставляет складывающийся образ с известными ему портретными образами, созданными художниками до него. Любой художник всегда видит модель субъективно, исходя из собственного опыта и понимания, несмотря на существование объективной модели с определенными пропорциями, пространственным положением, освещением. Восприятие всегда носит субъективный характер, что зависит от апперцепции рисующего, т.е. от уровня сформированности представления об объекте и о процессе изображения, являющихся собственно областью художественного мышления. Мышление художника отличается творческим характером и работает во взаимодействии с творческим воображением в соответствии с особенностями выбранной изобразительной техники. В изобразительном искусстве, в котором специфика практической деятельности художника связана с созданием наглядных образов на плоскости, характер мышления определяют как наглядно-образный. Главная особенность мышления художника — способность «мыслить образами» с опорой на представления памяти и воображения. На всех этапах творческого процесса в мыслительной деятельности художника присутствуют ассоциации (по контрасту, по сходству, по смежности) (24, с.172). Ассоциативность — характерная черта художественного мышления, от богатства памяти представлениями зависит разнообразие, яркость ассоциаций, определяющих выразительность и силу художественных образов, создаваемых на их основе. Современная психология, исходя из материалистической теории И.М. Сеченова, получившей дальнейшее развитие в трудах И.П. Павлова, отождествляет термин «ассоциация» с термином «временная нервная связь». «Воспроизводимый образ может быть составлен из фрагментов других образов, если эти фрагменты ассоциативно связаны друг с другом. В результате воспроизводимый образ может явиться небывалой комбинацией бывших впечатлений» (34, с. 139). Процесс, в результате которого в художественном мышлении возникают ассоциации, лежащие в основе сравнения и сопоставления, базируется скорее на эмоциональном моменте, на впечатлениях, вызывающих в восприятии художника сравниваемые объекты или их отдельные признаки. Условно выделяют следующие типы художественных ассоциаций (28, с. 73): 1) зрительного или слухового характера, т.е. пластические, в том числе ассоциации цветовые, основанные на эмоциональном содержании того или иного цвета; 2) эмоционального характера, вызывающие определенное отношение к объекту; 3) несущие смысловую нагрузку — логические ассоциации. В системе художественного образа ассоциации совмещают в себе несколько компонентов. При этом важно отметить, что ассоциативность образного мышления основана на определенной условности художественного языка, допустимой в пределах выбранного материала и техники его использования. Любая мыслительная деятельность, в том числе и художественная, осуществляется при помощи таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация. Особенно повышается значение мышления как аналитико-синтетической деятельности мозга при изображении человека — самого сложного объекта действительности. Трудность изображения человека обусловлена не только сложностью конструктивного строения головы, туловища и так далее, но и необходимостью передать внутреннее психологическое состояние, духовный мир портретируемого. При восприятии людей схватываются и осмысливаются не только их целостный облик и отдельные физические качества, но в этот процесс включается также истолкование целого круга социальных качеств, присущих им. Художественное мышление в данном случае работает параллельно с эмоциональным восприятием и творческим воображением художника, так как задача создания художественного образа у художника при работе с натуры появляется прежде всего на основе чувственного отношения к ней и анализа воспринятого и прочувствованного, что является условием возникновения более или менее ясного замысла. Замысел в любом виде человеческой деятельности, в том числе и в искусстве, предшествует практической реализации. Изобразительная деятельность представляет собой взаимосвязь процессов мышления и художественной практики, в которой практическая деятельность, выбор изобразительного материала оказывают определенное воздействие и на мыслительную деятельность. «Являясь источником мыслительной деятельности, практика вместе с тем служит основой и главной областью применения результатов мышления» (24, с. 188). В практической деятельности всегда существенно, чтобы художник представил себе мысленно то, что хочет изобразить. Весь процесс изображения невозможен без постоянного рассуждения, без активной работы мысли. Мыслительный процесс связан с обнаружением проблемной ситуации, выдвижением вопроса, а также созданием концептуальных моделей, отражающих закономерности реальности. Ощущения, впечатления, память «представляют» в распоряжение мыслительной деятельности материал непосредственного восприятия действительности. Работа художника начинается еще до того, как он успел прикоснуться кистью к холсту. Замысел, эмоциональный настрой предшествуют любому изображению как в учебной, так и в творческой работе. «На стул своего портретируемого обычно сажаю лишь тогда, когда его образ в моем воображении уже сложился в целостное представление», — говорил художник С.А.Григорьев. Как же складывается живописный портретный образ? Какая связь существует между понятиями «замысел» и «образ»? О замысле можно говорить после создания образа в воображении. Но с точки зрения зрителя, искусствоведов, образ есть нечто отличное от замысла. Прежде всего художественный образ предстает перед нами в созданном произведении, в ходе художественного восприятия. В процессе восприятия раскрывается содержание образа, оно иногда оказывается весьма отличным от первоначального замысла, который во время работы обогащается и совершенствуется. В процессе материализации замысла могут возникнуть неожиданные озарения, нередко меняющие общее представление о содержании и форме будущей работы. Информация о модели, полученная во время изображения, может повлиять на всю образную концепцию произведения. Но в любом случае в поисках верного живописно-пластического решения надо прежде всего обладать идеей, умением видеть внутренним зрением суть изображаемого. Образ как таковой — неотъемлемая часть замысла, и хотя художественный образ в портретном произведении возникает в творческом процессе создания, можно сказать, что «замысел — это неосуществленный образ» (46, с. 39). Художественный образ в замысле художника присутствует как предвидение всей живописно-материальной концепции произведения, представление о техническом процессе выполнения портрета. Это и рисунок, и цвет, и фактура, и устройство красочного слоя, мазок. Живописно-технический язык является и средством выражения, и орудием познания. Мышление художника неразрывно связано с используемым материалом, его комбинациями. Именно в материале, в способах его использования, в обращении с ним проявляется способ художественного мышления. Воображение определяют как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся в действительности. Воображение основывается на оперировании конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредованного, обобщенного познания, что объединяет его с процессом мышления. Деятельность творческого воображения и художественного мышления особенно трудно разграничить, поскольку главная функция воображения в человеческом сознании состоит в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально, но в существующем единстве всех психических процессов человека воображение сохраняет свою специфику: предвосхищение того, чего еще не существует либо в личном опыте данного человека, либо в действительности вообще. Чрезвычайно широкий диапазон проявлений воображения, всегда выступающих в единстве с другими сторонами психики, обусловливает также разнообразные по своему характеру и сложности умственные приемы преобразования имеющихся у человека представлений. Механизм этих преобразований сводится к следующему: – способность к синтезированию, соединению приобретенных в опыте представлений в новом сочетании; – способность к комбинированию, в процессе которого новые образы создаются не из целостных представлений, а из их частей; – способность к акцентированию, достижению выразительности образа путем увеличения, уменьшения, деформации некоторых существенных черт; – способность к схематизации: упрощению, исключению каких-либо лишних, второстепенных черт, мешающих выражению характерного в создаваемом образе; – способность к типизации, созданию художественного образа, в котором «характерное и типическое существуют вместе, неразрывно» (Е.В. Шорохов). В портретном жанре зависимость воображения от восприятия имеет явно выраженный характер, это так называемое воспринимающее воображение (39, с. 14). В данном случае продуктивная работа творческого воображения осуществляется через образное мышление на основе образов восприятия при непосредственном и активном наблюдении действительности или реализации образов представлений, полученных ранее от натуры и сохраненных зрительной памятью (чувственно-эмоциональной и умственно-рациональной). Степень развития воображения (непроизвольного и произвольного, воссоздающего и творческого) наряду с особенностями восприятия, памяти, мышления играет большую роль в понимании психологического состояния другого человека. Воображение и интуицию в понимании изображаемого человека многие психологи отмечают как способность постижения особенностей, характеризующих личность другого человека, путем непосредственного их усмотрения без обоснования с помощью доказательств. То, что у художников принято называть интуицией или чутьем, есть по сути дела «неосознанный опыт» («подсознательное мышление») (25, с. 122).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|