Помощь при катастрофах и социальная работа
Стр 1 из 26Следующая ⇒ С момента своего возникновения в качестве профессии социальная работа играет важную роль в помощи при катастрофах. Профессиональные социальные работники всегда помогают пострадавшим от катастрофы и принимают участие в деятельности Американского Красного Креста в чрезвычайных ситуациях. Социальные работники не только оказывают помощь "на передовой" и занимаются административной деятельностью в плане осуществления программ помощи во время катастрофы. Они ведут большую исследовательскую работу, разрабатывают принципиальные схемы действий при катастрофе, программы оказания помощи и методы их осуществления. Они также активно участвуют в инициировании законодательных актов и реформ с целью повышения эффективности работы всей системы помощи при катастрофах. Социальная работа особенно необходима для того, чтобы реализовать программы предотвращения бедствий и подготовки к ним в штатах, на местном и общенациональном уровне. Социальная работа также должна содействовать большей эффективности деятельности различных организаций общины и координации их функционирования в чрезвычайных обстоятельствах и при восстановительных работах. Социальные работники обладают специальными знаниями во всех этих областях. Они могут содействовать необходимой интеграции неформальных организаций помощи и социальной поддержки с государственными и добровольческими организациями чрезвычайной помощи, обеспечивая таким образом продолжение деятельности и сохранение норм и ценностей альтруистической общины и после окончания периода, непосредственно следующего за катастрофой. Как считает А. Бартон, альтруистическая община может стать постоянным институтом, а "взаимопомощь может быть оформлена официально, стать постоянной и надежной — вне зависимости от подъема и спада массовых эмоций". Превращение таких общинных организаций поддержки, служб социального обеспечения и программ сокращения потерь при чрезвычайных обстоятельствах в официальный институт разовьет альтруистические и коллективистские тенденции, создаст столь необходимые связи внутри общины и будет содействовать ее интеграции. В целом рассмотрение катастроф и методов преодоления их последствий показывает, что здесь возникают условия для социальных перемен и изменений в жизни отдельных людей и что хотя катастрофы и несут многим только разрушения и беды, в целом они способны вызвать позитивные социальные сдвиги.
В настоящее время разработан сложный и многообразный механизм помощи при катастрофах, призванный облегчить решение проблем адаптации и охватывающий отдельных лиц, семьи и общины, попавшие в катастрофическую ситуацию. В Соединенных Штатах современная структура помощи при катастрофах является составным компонентом службы социального обеспечения. Программы помощи в критических ситуациях учитывают то обстоятельство, что их осуществление будет проходить в условиях, когда неизбежны хаос и неразбериха. Вместе с тем следует отметить, что программы государственных и добровольческих организаций все большее внимание уделяют деятельности по предотвращению катастроф. Тем не менее еще многое должно быть сделано, чтобы разработать и укрепить всеохватывающую рациональную и справедливую систему чрезвычайной помощи в масштабах страны, штата и местной общины, подклю- чить к ней государственные и добровольческие частные организации. Важно, несмотря на достигнутый прогресс, продолжать исследования природы бедствий, их кратковременного и долговременного экологического и социально-экономического воздействия. Необходимо также лучше понять поведение людей в период бедствий, изучить особенности явлений самопомощи и взаимопомощи, возникающих после катастрофы в альтруистической общине, и найти пути их стимулирования и поощрения.
Макс Сипорин См. также: Административное управление: внешние аспекты; Вмешательство в кризисную ситуацию; Группы взаимной помощи. • Barton A. H. (1969). Communities in Disaster. Garden City. N. Y.: Doubleday & Co. • Dynes R. R., Quarantelli E. L. (1976). The • FritzC. E. (1961). Disaster. In: i? K. Merton, КАТОЛИЧЕСКИЕ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ. См. Церковные агентства социальной помощи. КАЧЕСТВО УСЛУГ: ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ Стремление повысить качество социальных услуг не является чем-то новым. Социальные работники с момента появления соот-ветствующих служб имели системы контроля, повышения квалификации, официального утверждения на должность и выдачи сертификатов. Были созданы нормативы и установки, призванные обеспечить необходимый качественный уровень услуг. Но в последние годы появилась тенденция к созданию более системного и объективного метода оценки адекватности услуг, ставящего в центр внимания интересы клиента. Эта тенденция порождена несколькими факторами. Во-первых, в 70-х годах потребители начали требовать установления более строгого контроля над поставщиками товаров и услуг, поэтому организации социального обеспечения и социальные работники старались привести свою деятельность в соответствие с этими требованиями. Во-вторых, поднимался вопрос, оказывают ли вообще социальные услуги положительное воздействие на клиентов. Поэтому профессионалы решили расширить свое знание о том, какие виды вмешательства и при каких условиях приносят желаемый результат. В-третьих, по мере того как сокращалось выделение ресурсов на социальные цели, в адрес сторон, соперничающих за право получить эти ресурсы, выдвигались все более настойчивые требования подтвердить качество своих услуг в обоснование выдвигаемых притязаний.
В-четвертых, возникло сильное давление со стороны системы здравоохранения. Поправка 1972 г. к Закону о социальном страховании требовала, чтобы услуги соответствовали необходимым профессиональным стандартам, действующим при оказании медицинской помощи. В масштабах страны была учреждена Организация надзора за соблюдением профессиональных стандартов. Многие из ее функций впоследствии были переданы Организации профессионального надзора, созданной в соответствии с поправками 1982 г. к тому же закону. В-пятых, в 1984 г. Объединенная комиссия по аккредитации больниц потребовала, чтобы в больницах и психиатрических заведениях имелись программы проверки качества ухода за больными и социальных услуг. Эти требования соответствовали нормативам для социальных услуг в больницах, утвержденным Национальной ассоциацией социальных работников в 1977 г. Процесс обеспечения гарантии качества Всякая успешно действующая организация постоянно выявляет возникающие в процессе ее функционирования проблемы и разрешает их. В этом смысле гарантирование качества, включающее наблюдение, углубленный анализ и корректирующие действия, способствует самоусовершенствованию организации. КАЧЕСТВО УСЛУГ: ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ 10 11 КАЧЕСТВО УСЛУГ: КОНТРОЛЬ
Наблюдение является основным компонентом гарантий качества. В наиболее типичных случаях персонал и руководство организации выделяют ключевые показатели, подлежащие постоянному контролю и сравнению с нормативами или желательным уровнем качества. Нормативы могут основываться на экспертных заключениях, исследованиях, ранее достигнутых результатах или других данных. Например, в общинной программе помощи больным на дому в качестве показателя может использоваться сравнение ухода за клиентами в больнице и дома. Полученные цифры могут сопоставляться с предыдущими результатами или с данными других подобных программ для сходных контингентов.
Иногда наблюдаемые показатели отклоняются от нормы, что скорее всего указывает на существование некой проблемы. Это требует более углубленного изучения вопроса, с тем чтобы подтвердить ее наличие и установить ее особенности. Например, должен стать предметом внимания рост числа поступивших в больницу пациентов из числа лиц, пользовавшихся уходом на дому. Ознакомление с материалами по обслуживанию данных пациентов в домашних условиях может показать, что они жаловались на состояние здоровья, но должные меры не были приняты. Заключительным этапом процесса гарантирования качества являются корректирующие действия. Составляется план мер по исправлению выявленных недостатков, и назначаются лица, персонально отвечающие за его выполнение. Основные компоненты Чтобы программа гарантий качества была эффективной, она должна включать ряд компонентов. Прежде всего, организация должна постоянно располагать некоторыми базовыми видами информации. Как минимум, должны иметься основные данные о клиенте, предоставленных ему услугах и их результатах. Все записи о клиентах должны быть ясными, четко сформулированными и точно излагать содержание услуг. Важно также иметь информацию о потенциальных клиентах, еще не охваченных обслуживанием. Далее, для успеха программы гарантий качества полезно иметь документы, где фиксируется: кто может выиграть от данного вида услуг, когда они должны предоставляться, какими методиками следует в данном случае руководствоваться и какие результаты рассматриваются как желательные. Хотя гарантирование качества составляет самую насущную задачу организаторов социальной работы, соответствующие меры обычно намечаются и осуществляются на уровне исполнителей. В больших организациях каждое подразделение может иметь комитет по качеству или специально выделенных работников, отвечающих за выявление и разрешение возникающих проблем. Одновременно соответствующий комитет или бюро в рамках всей организации может наблюдать за их деятельностью или получать от них отчеты. Таким образом, достигаются две цели — облегчается урегулирование вопросов, возникающих на стыке подразделений, и контролируется их деятельность по обеспечению надлежащего качества услуг. Вопросы, на которые нужно получить ответы При реализации программ гарантий качества услуг следует решить ряд вопросов. 1. Оказываются ли услуги достаточно
2. Оказываются ли услуги в соответствии 3. Оказывают ли услуги желаемое воздействие на клиента? Этот вопрос касается конечного результата услуг. Чтобы ответить на него, организация должна определить, какие результаты ожидаются, и установить соответствующие нормативы. Затем реальные результаты следует сопоставить с ожидавшимися. 4. Предоставляется ли достаточное количество услуг? Этот вопрос касается результатов, достигнутых вследствие осуществления программ. Чтобы ответить на него, организация должна установить нормативы, которые определяли бы объем услуг, предоставляемых при заданной сумме расходов. Затем следует собрать данные о действительных результатах программ и сравнить их с нормативами. 5. Получают ли услуги те клиенты, которые действительно нуждаются в них? Необходимо прежде всего выявить группы населения, которые испытывают наибольшую потребность в данном виде услуг. После этого нужно изучить реально существующее распределение услуг, с тем чтобы установить, насколько адекватно программа охватывает контингент. Тенденции и проблемы Требования гарантировать качество услуг получают все большее распространение, и социальные работники в целом признают важность этого вопроса. Существует устойчивая тенденция рассматривать работу в указанном направлении скорее как функцию каждого профессионала, чем как функцию только управленцев. Эффективность существующих программ повышается в результате двухступенчатого процесса — регулярного наблюдения за ходом работы по оказанию услуг с использованием доступных данных и углубленного, детального исследования на основе специализированной информации. Все шире признается ценность совещаний персонала и обратной связи с клиентами в качестве неформальных методов выявления и разрешения проблем. Однако некоторые вопросы остаются нерешенными и по сей день. Во-первых, насколько допустимо при оценке качества делать акцент на процессе оказания услуг в ущерб конечному результату? Когда в центре внимания находится процесс, то отнюдь не исключается вероятность того, что итог окажется неудовлетворительным, даже если все делалось на самом высоком уровне современных знаний о социальной работе. Неудачный результат может быть отнесен за счет пробелов в этих знаниях или многих других факторов, которые обычно мешают добиться желаемого эффекта для клиента. В этой связи возникает дилемма, правильно ли возлагать на организацию социальных услуг ответственность за конечный итог, который может и не зависеть от нее. Может быть, следует спрашивать с нее только зa оказание услуг в соответствии с общепринятыми в практике нормами? В ситуациях, когда можно с большой степенью вероятности утверждать, что при правильном обслуживании будет достигнут желаемый результат, изучение рабочего процесса сопряжено с меньшими затратами и обещает дать боль- шую точность и достоверность оценки выполняемых работ. В этих условиях, если услуга предоставляется в соответствии с нормативами, следует ожидать запланированного результата и таким образом оценить ее качество. Второй вопрос связан с усиливающимися требованиями повысить производительность и сократить расходы в службах социальных услуг. Объем услуг может быть увеличен, а удельные затраты понижены за счет повышения производительности труда сотрудников В этих целях желательно сократить непроизводительные траты времени, оптимизировать процесс оказания услуг, повысить квалификацию работников и т. д. Но поскольку повышение производительности может достигаться и за счет снижения качества, очень важно, предпринимая действия по увеличению объема услуг и снижению расходов, обязательно сохранить необходимый контроль за уровнем качества. Клаудиа Коултон См. также: Административное управление в социальном обеспечении; Качество услуг: контроль; Лицензирование социальных услуг; Оценка социальных программ. • Coulton С. (1982). Quality Assurance for Social Service Programs: Lessons from Health Care. — Social Work, 27(5), 397—403. • Donabedian A. (1983), Explorations in Quality Assessment and Monitoring. Ann Arbor, Mich.: Health Administration Press.» Luke R. D., Modrow R. E. (1982). Professionalism, Accountability and Peer Review. — Health Services Research, 17(2), 113—123. КАЧЕСТВО УСЛУГ: КОНТРОЛЬ При выработке методов подобного контроля в учреждениях социального обеспечения использовались концепции, нашедшие применение в промышленности. Начало этому было положено в штате Мэн в 1956 г., а в 1964 г. они получили распространение в остальных штатах. Законе социальном страховании и последующие постановления федерального правительства обязали штаты и местную администрацию проводить регуляр- КАЧЕСТВО УСЛУГ: КОНТРОЛЬ 12 13 КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ
ные проверки качества работ по осуществлению наиболее важных программ, субсидируемых из центра (помощь семьям с малолетними детьми, продовольственные талоны, "Медикейд" и дополнительные доходы по линии социального обеспечения). Проведение таких проверок было выдвинуто как условие для получения федеральных субсидий на эти программы. Контроль за качеством осуществляется совместными усилиями государственных ведомств социального обеспечения на уровне федерального правительства и штатов. Сотрудничество базируется на официальных планах, составленных на местах и содержащих условия, на основе которых распределяются дотации, предоставляемые центром. Эти планы утверждаются федеральным правительством. Каждое дело тщательно изучается сотрудником службы контроля. Он проверяет данные о клиентах по имеющейся документации, беседует с ними по месту жительства, обращается за дополнительной информацией к домовладельцам и работодателям, в банки и суды. При обнаружении ошибок соответствующее дело относят к разряду "содержащих нарушения". При этом указывается, по чьей вине — клиента или агентства — допущены нарушения, и выносится решение, имел ли вообще клиент право на получение пособия, а если имел, то получил ли он неоправданно большое пособие, или назначенное ему пособие оказалось меньше того, что было ему положено в соответствии с нормативами. Федеральные ведомства осуществляют наблюдение за деятельностью штатов с помощью собственной системы контроля. Сотрудники ведомств выборочно проверяют дела, уже прошедшие контроль в штатах, и сравнивают полученные выводы. Расхождения рассматриваются и споры регулируются центральными и местными ведомствами. Процент случаев, когда могли быть допущены ошибки в выплате пособий, обнародуется контрольными органами в качестве "коэффициента ошибок" для каждого штата и по стране в целом. Методы контроля качества используются также в государственных и частных агентствах социальных услуг, чтобы определить правильность денежных выплат и подтвердить права клиента на получение услуг по месту жительства, на помощь сиделки, помещение в интернат, дневной уход, дотации на оплату жилья. Опираясь на беседы с клиентами до и после получения услуги, привлекая результаты обследований и анкеты, агентства соци- альных услуг имеют возможность определить, каким образом используется их помощь и приносит ли она необходимую пользу клиентам. Другие формы контроля качества, применяемые агентствами, включают отлаженное делопроизводство, которое позволяет установить, что предусмотренные правилами услуги были действительно оказаны и деятельность агентства отвечает законам страны и штата. Контролируется и персонал агентства, в котором должно быть достаточно сотрудников, обладающих соответствующим уровнем профессиональной подготовки. Финансовые санкции Принятые конгрессом законы имеют целью уменьшить число ошибок при проведении в жизнь субсидируемых правительством программ. Они предусматривают, что федеральной помощи будут лишены штаты, где при контроле качества обнаружится превышение допустимого "коэффициента ошибок". Сторонники этих законов полагали, что следует не ограничиваться только воззваниями, побуждая штаты совершенствовать методы руководства программами, а необходимо прибегать и к финансовым санкциям. Сейчас, однако, многие ставят под сомнение идею таких санкций, поскольку они не учитывают различия между установками и правилами, принятыми в разных штатах, и вероятность того, что федеральные служащие могут по-разному интерпретировать одни и те же правила. Финансовые санкции могут также подтолкнуть к занижению числа выявленных и обнародованных ошибок. Это снизит эффективность контроля за качеством как стимула к принятию корректирующих действий по устранению причин ошибок, поставит под угрозу саму концепцию контроля за качеством выполнения социальных программ. Угроза финансовых санкций может негативно сказаться и на положении клиентов, получающих помощь от государственных органов социального обеспечения или обращающихся за такой помощью. Стремясь исключить любую возможность ошибки, агентства требуют от клиентов, чтобы они документально подтвердили свои права на получение услуг. Это затягивает прохождение дела, а если нужные документы не представлены, то клиент не получает крайне необходимую ему помощь. Сотрудники агентств, опасаясь, что пострадает их карьера, если они допустят ошибки, перестают реагировать на нужды клиента. Вместо традиционно оказываемой помощи они лишают поддержки тех, кто имеет на это право. Действительно, проведенные обследования показали, что нередко решения, принятые низовыми социальными работниками, затем пересматривались сотрудниками бюро жалоб, куда клиенты обращались с протестами по поводу лишения помощи. Во многих случаях выплаты возобновлялись в том же объеме, что и раньше, когда они были прекращены по инициативе социального работника. Наконец, не исключено, что штатам из-за недостатка средств придется сократить объем оказываемых услуг и численность персонала, работающего в сфере социального обеспечения. В целом агентствам социальных услуг целесообразно совершенствовать систему объективного контроля, чтобы повысить качество своей работы. Но этот контроль не даст желаемых результатов, если будет использоваться в качестве основания для финансовых санкций. Эдгар Ван Камп См. также: Доходы: система социальной защиты; Качество услуг: гарантии социальных служб; Оценка социальных программ. • GinsbergL. И. (1983). ThePracticeof Social Work in Public Welfare. N. Y.: Free Press. • Lip&ky M. (1984). Bureau Disentitlement in Social Welfare Programs. — Social Service Review, 58(1), 3—27. • Social Security Administration, Office of Family Assistance (1984). AFDC Quality Control Manual (Transmittal No. SSA-AT-84-1). Wash., D. C: U. S. Government Printing Office. КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЦИАЛЬНЫМ РАБОТНИКАМ. См. Профессия социального работника: современные требования; Управление персоналом. КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ Согласно главному принципу когнитивной терапии, большинство человеческих эмоций и форм поведения, рациональных и иррациональных, функциональных и дисфункциональных, обусловлено тем, что люди думают, воображают, во что верят, т. е. ког- нитивными процессами. Отсюда следует: суть когнитивной терапии состоит в том, чтобы помочь клиенту изменить свои когнитивные процессы и тем самым справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами. Еще античный философ Эпиктет (около 100 г. н. э.) отмечал, что не вещи расстраивают человека, а его восприятие этих вещей. Однако только с начала 60-х годов XX в. современное понимание этого изречения стало использоваться в терапевтических целях. Теоретические основы Согласно когнитивной теории, "мышление формирует поведение" (Г. Вернер, 1982). Однако не следует считать, что познание есть "только мышление" в строгом смысле слова, только функционирование интеллекта, результаты которого могут быть измерены с помощью коэффициента умственного развития (JQ). Познание включает в себя воображение, память, восприятие и другие субъективные формы сознания, так же как и интеллектуальные и аналитические функции. Следовательно, познание — это функция не только головного мозга, оно обязательно связано и с эмоциями. Вот почему когнитивный терапевт верит, что можно изменить дисфункциональные эмоциональные переживания, изменяя дисфункциональные когнитивные процессы в практике когнитивной терапии. Теория, составляющая основу когнитивной терапии, шире теории, на которой базируются когнитивно-поведенческие процедуры. Г. Голдстейн (1982) выявил важное различие между моделью промежуточных перемен и более полной моделью когнитивной терапии, которую он назвал феноменологической. Первая модель предполагаег стимуляционно-реактивный подход, при котором познание определяется как промежуточная переменная, подвергающаяся воздействию внешних стимулов и в свою очередь влияющая на эмоциональную или поведенческую реакцию человека. Феноменологическая же модель помимо этого принимает во внимание такие свойства познания, как ин-тенциональность, избирательность, способность к интерпретации, которые позволяют не только определить нечто находящееся вовне, но и понять, что оно означает для конкретной личности. Следовательно, клиент рассматривается как человек, который активно и сознательно конструирует собственную реальность. Следует подчеркнуть, что в когнитивной терапии используются обе модели в зависимости от конкретного случая. КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ 14 15 КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ И РАБОТАЮЩИМ
Методы Суть когнитивной терапии наиболее четко и ясно сформулирована А. Эллисом (1962, 1974) в его "ABC-теории эмоций", где А — воздействующее на человека событие или ситуация, В — представление, или мысли, о событии или ситуации, С — эмоциональное следствие размышлений или убеждения. Таким образом, В — главный фактор АВС-про-цесса. Если В — иррациональное представление или интерпретация A (iB), это приведет к иррациональным эмоциональным следствиям (iC), и клиент будет переживать событие А как чрезвычайно стрессовое или даже катастрофическое. Другой человек, сталкивающийся с событием или ситуацией того же типа, может рассматривать или воспринимать их как вызов, а не как катастрофу. В таком случае это не приведет к дисфункциональным следствиям, требующим воздействия. В рамках когнитивного подхода клиента обучают выявлять скрытые мысли или реплики, обращенные им к самому себе, связанные с определенными, несоразмерными, дисфункциональными эмоциями или формами поведения. В процессе лечения клиент определяет иррациональные и необоснованные элементы в скрытых размышлениях и под руководством терапевта обучается тому, как поставить их под сомнение и обсудить и заменить рациональными представлениями (гВ). Это обсуждение (D — dispute) — сущность процесса лечения, который должен привести к новой оценке (Е) проблемной ситуации и провоцирующего события (А). Таким образом, последовательность A-B-C-D-E полностью включает в себя оценку и процесс лечения. А. Бек (1976) использовал, по сути, тот же подход, что и А. Эллис, когда просил клиента отслеживать весь процесс, фиксируя непроизвольные размышления и убеждения в форме того, что он назвал "ежедневной записью дисфункциональных мыслей". При оценивании происходит определение и выявление непроизвольно возникающих мыслей и представлений, находящихся между проблемной ситуацией и дисфункциональными эмоциями или формами поведения. Помимо этого совместного изучения когнитивного процесса клиентом и социальным работником иногда полезно использовать методы, основанные на самоотчете, которые проливают свет на то, как клиент когнитивно (с точки зрения стоящей перед ним проблемы) упорядочивает имеющие значение объекты и события. Основная стратегия вмешательства когнитивного терапевта получила название "когнитивный обзор". Она включает в себя целостный процесс определения (оценки) и изменения (лечения) дисфункциональных мыслей, убеждений и восприятий. Суть процесса лечения состоит в том, что клиент должен реструктурировать (восстановить) исходные состояние сознания с помощью ежедневного анализа дисфункциональных мыслей, применения других когнитивных или поведенческих методик. Понятие "когнитивное реструктурирование" является исходным для многих когнитивных и когнитивно-бихевиористских техник лечения. Такими широко распространенными техниками являются когнитивная репетиция, рациональное воображение и замещение (vicariation) или когнитивное моделирование. Они часто сочетаются с бихевиористскими приемами в рамках когнитивно-бихевиористского способа лечения, включающего в себя умение справиться с проблемой и решить ее. Количество таких техник быстро увеличивается, привлекая к себе пристальное внимание практикующих социальных работников. Когнитивная терапия ориентирована на достижение клиентами понимания ситуации, так как они часто не осознают влияния определенных дисфункциональных мыслей, убеждений и способов поведения на приспособление к окружающей среде. Эти мысли, убеждения и формы поведения могут быть сознательно переработаны и изменены. Следовательно, многие приемы, традиционно используемые социальными работниками, такие, как прояснение, объяснение, конфронтация и интерпретация, с успехом применяются в рамках когнитивной терапии. Сфера применения Когнитивная терапия эффективна при решении значительного числа эмоциональных проблем, с которыми приходится сталкиваться в практике социальной работы, особенно связанной с преодолением депрессии у клиента. Когнитивная терапия может внести существенный вклад в геронтологиче-скую практику, поскольку когнитивное функционирование сохраняет всю свою значимость, несмотря на физическое увядание в пожилом возрасте. Выявлено, что этот подход особенно эффективен при решении двух часто встречающихся проблем пожилого возраста — депрессии и тревожности. Кроме того, когнитивные техники могут оказаться полезными при решении межличностных проблем, возникающих у клиента с его социальным окружением. Когнитивно-бихевиористские подходы, основанные на посреднической модели когнитивной терапии, особенно результативны при непродолжительной, ограниченной по времени работе с четко обозначенными проблемами, такими, как чрезмерная самоуверенность, ситуационная тревожность и т. п. Феноменологическая модель когнитивной терапии более приемлема, когда приходится иметь дело с хроническими и серьезными жизненными и поведенческими проблемами. Последние, вероятно, являются отражением более глубоких и обширных когнитивных нарушений, нежели разрушение автоматических мыслительных процессов и другие подобные нарушения, которые ликвидируются описанными выше способами, и здесь требуется более тщательное изучение субъективного опыта клиента. Некоторые из простых когнитивно-бихевиористских методических приемов используются при работе с детьми, а также со взрослыми, в малой или средней степени отстающими в своем развитии. Разработаны когнитивные подходы для лечения алкогольной зависимости. Однако маловероятно эффективное применение этих техник в отношении людей с грубыми нарушениями деятельности мозга или с серьезными дефектами мышления (шизофрения). Групповая и семейная модификации Для проведения групповых занятий по проблемам адаптации в подростковом, среднем или пожилом возрасте в процесс индивидуальной когнитивной терапии или работы с конкретным случаем требуется внести небольшие изменения. Руководитель обсуждает с членами группы основные элементы когнитивного процесса так же, как с отдельным клиентом. Воображаемые практические ситуации, которые могут быть предложены группе, существенно усиливают когнитивную репетицию и другие методические приемы, используемые для того, чтобы подготовить клиента к реальным жизненным ситуациям. Индивидуальные когнитивные расстройства эффективнее определять и проверять при групповой, а не индивидуальной работе. Семейная терапия в рамках когнитивного подхода менее разработана. Имеется значительное эмпирическое подтверждение эффективности когнитивной терапии при различных видах депрессии. В некоторой степени это относится и к лечению тревожности. Дж. Фишер (1978) отметил, что положительные результаты были получены во многих контрольных исследованиях индивидуальных форм когнитивного реконструирования. По его мнению, необходимо изучить "весь пакет" процессов когнитивного воздействия. Однако показатели их эффективности скорее "многообещающие", чем "доказанные". Эдмунд Шерман См. также: Бихевиористский подход. • Beck А. Т. (1976). Cognitive Therapy and the Emotional Disorders. N Y.: International Universities Press. • Beck А. Т., Rush A. /., Shaw B. F., Emery G. (1979). Cognitive Therapy of Depression. N. Y.: Guilford Press. • Ellis A. (1962). Reason and Emotion in Psychotherapy. SecaucusN. J.: Citadel Press. • Ellis A. (1974). Humanistic Psychotherapy: The Rational-Emotive Approach. N. Y.: McGraw-Hill. • Fischer J. (1978). Effective Casework Practice: An Eclectic Approach. N. Y.: McGraw-Hill. • Goldstein H. (1982). Cognitive Approaches to Direct Practice. — Social Service Review, 56(4), 539—555. • Werner H. D. (1982). Cognitive Therapy: A Humanistic Approach. N. Y.: Free Press. КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ И РАБОТАЮЩИМ Компенсации по безработице и работающим выделяются в виде денежного пособия с целью частичного возмещения утраченного заработка. Компенсации по безработице (страхование по безработице) затрагивают трудоспособных лиц, потерявших работу; компенсации для работающих охватывают тех, кто не может работать вследствие профессионального заболевания или несчастного случая. Программой компенсаций по безработице охвачено почти 90 млн, а программой для работающих — около 80 млн человек. Компенсации по безработице были учреждены Законом о социальном страховании 1935 г. Их целью является обеспечение временного частичного возмещения зарплаты работникам, которые оказались безработными не по своей воле. Компенсации по безработице существуют в виде совместной про- КОМПЕНСА ЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ И РАБОТАЮЩИМ 16 17 КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ И РАБОТАЮЩИМ
граммы федерации и штатов, в которой федеральными властями определяется ряд основных положений, обязательных для всех штатов. Однако программы штатов сильно отличаются друг от друга в том, что касается условий, дающих право на получение пособия, его размеров и продолжительности выплат. Финансирование программы производится за счет налога на зарплату, взимаемого с предпринимателей. В 80-е годы разработаны еще две программы, предусматривающие выплату пособий уже давно зарегистрированным безработным, у которых подошел к концу срок выплаты основной компенсации по безработице. Это — программа продленных пособий и федеральная программа дополнительной компенсации (к сожалению, последняя прекратила свое существование в 1985 г.). Что касается программы компенсаций работающим, то она полностью является прерогативой штатов. Законы о компенсации работающим вступили в силу в некоторых штатах в начале XX в. и к концу 40-х годов распространились на все штаты. Эти законы обеспечивают пособиями лиц, ставших нетрудоспособными вследствие травм на рабочем месте и профзаболеваний. Как и для программы компенсаций по безработице, условия получения пособия и его размеры различаются в разных штатах. Финансирование программ Финансирование компенсационных выплат является важной проблемой, поскольку обе программы требуют ежегодных крупных ассигнований. Так, только в 1981 г. по программе компенсаций по безработице было выплачено более 13 млрд долл. в виде денежных пособий лицам, имеющим на них право; в том же году по программе компенсаций для работающих было выплачено почти 15 млрд долл. в виде денежных пособий и пособий на медицинскую помощь и лечение в больнице. Программа компенсаций по безработице финансируется за счет налога на зарплату. Выплачиваемая предпринимателем сумма исчисляется как процент от зарплаты работника (ставка налога) в зависимости от установленного конкретного
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|