Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Век информации и исследования в сфере социальных служб




Развитие и использование информаци­онных технологий является как технологиче­ской, так и социальной проблемой. Но иссле­дования в области социальной помощи только начинают внедрять последние дости­жения информационной революции. При этом различные программы, созданные выпу­скниками университетов, знакомят профес­сиональных работников социальной сферы с потенциалом, заложенным в информацион­ных технологиях, и обучают их возможно­стям работы с компьютером. Количество по­тенциальных областей для исследования представляет несомненный интерес для про­фессионалов и приносит пользу практикам социальной работы.

Широкомасштабное общественное и лич­ное использование компьютеров имеет ог­ромное влияние на социальное поведение, общение, обучение, семью и работу. В отличие от своих коллег в США, европейские ис­следователи и служащие социальных агентств уделяют большое внимание изуче­нию этого влияния. Например, информаци­онные технологии позволяют децентрализо-


вать деятельность образовательных и произ­водственных структур. Благодаря внедрению домашних компьютеров человек может более рационально использовать свое рабочее вре­мя или время на обучение. Работа и рабочее место теряют свою закрепленность. Расшире­ние возможностей работы с компьютером стирает грань между работой и домом, по­скольку появились широкие возможности со­здать рабочее место в собственном доме. Та­кое применение компьютеров сохраняет время и средства, затрачиваемые на дорогу, оказывает положительное влияние на работу общественного транспорта, средств связи, имеет много положительных моментов не­посредственно для самого человека. Однако существует и противоположное мнение о том, что такое положение приводит к изоляции человека и создает дополнительную психоло­гическую нагрузку для семьи.

С применением компьютеров во всех сфе­рах жизни компьютерная грамотность, веро­ятно, вскоре станет такой же неотъемлемой частью образования, как умение читать и пи­сать. Приобретение основных навыков рабо­ты с компьютером должно быть доступно всем гражданам, так как это может повлиять на эффективность трудовой деятельности, дохо­ды и положение в обществе.

Заключение

Обзор применения компьютеров в соци­альной сфере показывает, что наиболее ус­пешно компьютеры используются для реше­ния структурных задач. Такие задачи, как правило, бывают рутинными и повторяющи­мися, но при этом требуют обоснованности действий. Компьютеры широко используют­ся при решении финансовых проблем, канце­лярских задач, для составления различных документов. Неструктурные задачи (плани­рование, социальное обеспечение, оценка ле­чения) предполагают иной подход в силу осо­бой сложности и специфического характера требований к их решению.

Потенциал использования компьютеров в социальной сфере огромен. Препятствие за­ключается не в возможностях и качестве су­ществующих компьютеров, а в необходимо­сти появления нового поколения людей, "которые возьмут в свои руки имеющиеся средства и применят их с заботой, изобрета­тельностью, усердием и терпением для реше­ния сложных проблем, которые постепенно будут разрешаться благодаря нашим усили­ям. Через некоторое время этот довольно кон­сервативный подход может вызвать ради­кальные изменения в профессии социального


работника и в результатах лечения наших па­циентов" (Д. Грист, 1982).

Элизабет Матшлер

См. также: Информационное обеспечение принятия управленческих решений; Ин­формационные системы в агентствах; Информационные системы: данные о клиентах; Практика социальной рабо­ты: тенденции и проблемы; Социальный диагноз.

' Bleich H. L,, et al (1985). Clinical Computing in a Teaching Hospital. — New England Journal of Medicine, 312, 756—764. • Erdman H. P., et al. (1981). The Computer Psychiatrist: How Far Have We Come? Where Are We Heading? How Far Dare We Go?— Behavior Research Methods and Instrumentation, 13, 393—398. • GreistJ. H., et al. (1982). Clinical Computer Applications in Mental Health. In: B. L. Blum (Ed.). Proceedings: The Sixth Annual Symposium on Computer Applications in Medical Care (p. 356—365). Wash., D. C: Institute of Electrical and Electronics Engineers. • SelmiP. M., etal. (1982). An Investigation of Computer-Assisted Cognitive-Behavioral Therapy in the Treatment of Depression. — Behavior Research Methods and Instrumentation, 14(2), 181 — 185

КОНСУЛЬТАЦИИ

Решение многих проблем социальной ра­боты требует консультаций со специалиста­ми По мере роста профессионального само­уважения социальные работники начинают рассматривать консультации с другими экс­пертами как необходимый элемент своей де­ятельности. Например, юристы помогают со­циальным работникам, занятым защитой детей, в толковании и разъяснении законов, касающихся программ, уставов, политики, правил и функционирования того или иного учреждения или организации. Они могут представлять социальное агентство в суде, изучать юридическую документацию и про­цедуры, знакомить с правовыми нормами, обучать оптимальному поведению в суде и т. д

В последнее время социальная работа получает все большее признание. Возрастает роль социальных работников как консуль-


тантов. Распространены два типа консульта­ций: даваемые другим специалистам в тех конкретных случаях, когда это необходимо, и консультирование других социальных агентств в вопросах разработки программ. В первом случае социальный работник-кон­сультант помогает рядовым сотрудникам, участвуя тем самым в оказании непосредст­венных услуг клиентам. Программное кон­сультирование обычно включает работу с административным персоналом: даются разъяснения политики, программ и проце­дур, направленных на улучшение обслужи­вания населения.

Существует еще одна форма консульти­рования, представляющая собой синтез двух традиционных форм. При этом подходе об­суждение конкретных случаев является от­правным пунктом для анализа программ и организационных проблем.

Определения

Консультация представляет собой взаи­модействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные спе­циальные знания консультанта используют­ся для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке перспективных программ (Г Каплан, 1970). Иногда действия консультанта оцениваются как катализатор, облегчающий работу, фор­мулирующий ее мотивы и роль, разъясняю­щий последствия различных альтернатив, помогающий консультируемому более систе­матически и объективно оценить стоящие перед ним проблемы с целью расширения вы­бора возможных вариантов поведения. Кон­сультант также сообщает о новой информа­ции, ранее недоступной консультируемому, или же освежает в его памяти старые знания (А. Кадушин, 1977).

В консультациях по определенному слу­чаю упор делается на конкретном клиенте, будь то человек, семья, группа или община. Консультант оказывает помощь другим спе­циалистам, работающим непосредственно с клиентом. Например, в больнице доктор об­ратился к консультанту — социальному работнику с просьбой помочь семье новорож­денного, страдающего гидроцефалией. Кон­сультант использовал свои знания и опыт ра­боты с подобными семьями и, включив в обсуждение всех членов семьи, помог семье справиться с горем, вызванным рождением такого ребенка

Хотя консультант часто дает информа­цию, которая помогает консультируемому по-новому взглянуть на волнующую его про-


КОНСУЛЬТАЦИИ




КОНСУЛЬТАЦИИ


 


блему, однако, этого в ряде случаев недостаточно Консультируемый нередко требует непосредственной помощи для воплощения нового знания в действие, концентрации внимания на специфике взаимодействия с ним.

Э. Уоткинс, Т. Холланд и Р. Ритво (1976)определяют программные консульта­ции как "двусторонний процесс решения проблем, в ходе которого консультант помогает учреждению или организации проанализировать, нужды общины или группы жителей, развить, улучшить деятельность организа­ции, учреждения или же повысить качество услуг, оказываемых данной группе населе­нны. Упор в такого рода консультации делается на планировании, развитии и оказании услуг, а не на конкретных проблемах отдель­но взятого клиента". Например, социальный работник-консультант, обсуждая с персона-лом именного детского центра проблемы взаимоотношений с родителями, основное внимание уделил необходимым изменениям, которые побудили бы родителей играть конструктивную роль в делах центра. Другой пример программной консультации связан с оказанием персоналу частной лечебницы по­мощи в разработке программы работы с груп­пой находящихся там пациентов. В обоих случаях акцент делался не на индивидуаль­ном клиенте, а на группе клиентов, а также на структуре, политике или планах учрежде­ния относительно оказываемых им услуг.

Другой вид программной консультации требует сосредоточения основного внимания на организационных вопросах. Например, учреждение сообщает о наличии проблем ад­министративного характера, сложностях в отношениях между сотрудниками и низком моральном уровне некоторых из них. Используя системный подход, консультант помогает персоналу в диагностике и решении возник­ших проблем. Хотя этот подход во многих ситуациях эффективен, он может создать до­полнительные трудности в тех случаях, когда проблемы, не решенные обычным админист-ратинным путем и усилиями руководства, сохраняются и после консультации. Если адмистрация не способна создать атмосферу сотрудничества и открытости в отношениях со своим персоналом, то она не обладает качествами, необходимыми для реализации изменений по результатам проведенного кон­сультирования. Нередко после вмешательства консультанта напряженность даже усиливается. Целесообразность привлечения консультантов по социальной работе в таких случаях остается проблемой.


Третья форма консультаций, будучи син­тезом конкретного и программного подходов, заслуживает упоминания из-за уникального места, которое она занимает в теории и исто­рии социальной работы. Социальный работ­ник, применяющий этот подход, начинает с консультации конкретного типа, помогая со­трудникам в отношении отдельных клиентов. В ходе консультации и выявления определен­ных типов поведения консультант использует полученные результаты и переключает свое внимание на программные или структурные проблемы, относящиеся к данной категории клиентов в целом. Так консультация по кон­кретному случаю превращается в разновид­ность программного подхода, а программная консультация тесно связывается с повседнев­ным опытом работы с отдельными клиента­ми. Этот интегральный вариант консульта­ций отражает традиционный интерес специалистов по социальной работе как к ин­дивидуальному, так и к социальному компо­ненту.

Процесс консультирования

Общепризнано, что в проведении любой консультации реализуется ряд основных принципов. Во-первых, консультация долж­на иметь конкретную цель, решать проблему, должна представлять собой определенный процесс. Во-вторых, консультируемый впра­ве отказаться от помощи, поэтому эффектив­ность консультации зависит от ценности идей, а не от статуса консультанта. В-треть­их, ядром процесса являются взаимоотноше­ния консультанта и консультируемого, и хо­роший консультант должен знать суть обсуждаемого вопроса (например, законода­тельство о защите детства) и уметь вести кон­сультацию (например, преодолевать сопро­тивление). Консультация предполагает:

1) выявление необходимости консультации;

2) обращение с просьбой о консультации;

3) оценку и формулирование проблемы;

4) переговоры о контракте; 5) совместное оп­ределение целей консультации; 6) установ­ление стратегии действий; 7) осуществление соответствующих действий; 8) оценку ре­зультатов и отчет. Несмотря на существую­щее признание необходимости этих шагов в процессе консультирования, знакомство с практической деятельностью 55 консультан­тов по социальной работе, занимавшихся осу­ществлением программ в области здравоохра­нения, показало, что консультанты испытывают большие трудности при заклю­чении контрактов, разработке целей кон­сультации и определении ее результатов.


Влияние окружения

Внешняя среда социальной работы или обстановка, в которой проводится соответст­вующая консультация, могут вызвать к жиз­ни другие варианты помощи. Последние мо­гут повлиять на роль консультанта по социальной работе и привести к возникнове­нию специфических проблем и процессов. Примером могут служить консультации по социальной работе в школах. Нередко соци­альных работников приглашают школьные советы и заключают с ними соответствующий контракт. Многие работники вскоре оказыва­ются перегруженными просьбами об оказа­нии различных услуг. Они берут на себя роль консультантов директоров и учителей школ, причем делают это в дополнение к непосред­ственному обслуживанию клиентов или вме­сто него. Как отметил Л. Стрингер (1961), "никто, очевидно, не будет возражать против того, чтобы его называли консультантом". Но иногда социальный работник оказывается в этой роли, не имея надлежащей подготовки или поддержки. В подобной ситуации кон­сультант берет на себя роль эксперта и счита­ет себя ответственным за решение проблем. А поскольку большинство проблем не имеют легких решений, консультация обречена на неудачу.

Из-за отсутствия прямых контактов суча­щимися или их семьями консультант может дать совет, основанный на недостаточных данных. Например, вызывающее поведение в классе может быть обусловлено как личными трудностями ребенка, так и сложившейся в классе обстановкой, в чем немаловажная роль принадлежит и учителю. Еще одна опас­ность, подстерегающая консультанта в шко­ле, заключается в том, что консультант может недооценить компетентность учителя и на­чнет его поучать. Следует помнить, что учи­тель обвиняет себя в неудаче, когда речь идет о трудных детях. В таком случае главной за­дачей консультанта должна стать помощь учителю в преодолении таких настроений. Как видим, роль консультанта по социальной работе в школах более сложна и деликатна, чем роль специалиста, дающего советы.

В качестве другого примера можно приве­сти влияние среды при консультациях по вопросам психического здоровья в кварталах, населенных беднотой. Р. Роберте (1968) опи­сал трудности, с которыми он столкнулся в ходе консультации в силу своей принадлеж­ности к среднему классу, профессии социаль­ного работника и расы. Он отметил, что орга­низаторы новых программ часто проявляют двойственное отношение к профессиональ-


ным консультантам. Они нуждаются в помо­щи, но в то же время боятся показаться неком­петентными и лишиться финансирования. Выступая в роли консультанта организаций, контакт с клиентом которых затруднен, Ро­берте обнаружил, что эти организации со своей стороны также закрыты для контакта. Поняв, что имеет дело с "новыми организаци­ями, пытающимися выжить", он сменил пси­ходинамический подход на системный. Это повысило эффективность его работы.

Когда консультации проводятся в боль­нице, трудности, общие всякому консульти­рованию, накладываются на специфические проблемы работы в медицинских стациона­рах. Р. Гейст (1977) назвал консультанта по социальной работе в больнице "единствен­ным связующим звеном между пациентами, медицинским и немедицинским персоналом отделений". Рядовые штатные сотрудники часто испытывают сильные стрессы из-за объема лежащих на них обязанностей и необ­ходимости заниматься проблемами пациен­тов, возникающими в связи с госпитализа­цией. Это влияет на работоспособность персонала. Поэтому задача создать и поддер­жать благотворный климат для врачей и дру­гих медработников может быть одним из са­мых важных направлений деятельности консультанта. Например, в небольших боль­ницах консультация может включать обуче­ние и постоянную поддержку мер, направ­ленных на усиление чуткости и ответственности персонала.

В последние годы консультационными услугами по социальной работе стали пользо­ваться главным образом учреждения, предус­матривающие долговременное лечение паци­ентов. Эта практика возникла на базе лицензионного законодательства (федераль­ного и штатов), предписывающего проведе­ние социальной работы. Исследование консультаций в Арканзасе (С. Мерсер и Дж. Гарнер, 1981) выявило, что большинство консультантов являются квалифицирован­ными социальными работниками, но не име­ют опыта консультирования. 40% из них да­вали консультации менее двух лет. Исследование также обнаружило, что никто из консультантов не пытался расширить про­фессиональное социальное обслуживание в консультируемом учреждении. Три функ­ции, чаще всего выполнявшиеся консультан­тами, были для них самыми предпочтитель­ными: обучение методам работы с неблагополучными семьями; просмотр исто­рий болезни; планирование лечения и по­мощь в уходе за пациентами. Наименее попу-


КОНФЕРЕНЦИИ БЕЛОГО ДОМА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ


34


35


КОНФЕРЕНЦИИ БЕЛОГО ДОМА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ


 


ляриыми видами консультирования оказа­лись следующие: обучение административ­ной работе, анализ моральных проблем и ко­ординация усилий консультируемых с деятельностью остального персонала.

Влияние окружающей обстановки на консультации можно проследить и в области охраны детей, когда консультанты-психиат­ры часто привлекаются судами для решения таких вопросов, как официальное разреше­ние разведенным супругам посещать детей и опека. Поскольку посещения часто использу­ются в качестве предлога для ссоры, перед консультантом возникает дилемма. Так, встречаются неясности в случаях принуди­тельных посещений со стороны родителя, проживающего отдельно от ребенка. Здесь важно принять оптимальное решение о посе­щениях, помогающее родителям избегать ссор. Кроме того, если принудительное посе­щение все же имеет место, консультант мо­жет выполнять и педагогическую функцию, привлекая родителя-опекуна к участию в ме­роприятиях, сглаживающих негативное воз­действие таких контактов.

Хотя ни одна теория консультирования не является доминирующей, существует все же общее согласие относительно хода кон­сультации и необходимых навыков. По мере того как консультанты по социальной работе распространяли свою деятельность на разные сферы жизни, у них складывалась обобщен­ная модель консультации, соответствующая конкретным нуждам населения. Этот эволю­ционный процесс, вероятно, будет продол­жаться, поскольку уникальный опыт и зна­ния специалистов — профессионалов в области социальной работы приобретают все большее значение в сферах здравоохранения, образования и социального обеспечения.

Лоренс Шульман

См. также: Персональное комплексное обслу­живание; Планирование и управление; Практика социальной работы: тенден­ции и проблемы; Профессия социального работника: современные требования.CaplanG (1970). The Theory and Practice of Mental Health Consultation. N. Y.: Basic Books • Geist R. A (1977). Consultation on a Pediatric Surgical Ward: Creating an Empathic Climate. — American Journal of Orthopsychiatry, 47(3), 432—444. KadushinA. (1977). Consultation in Social Work. N. Y.: Columbia University Press. • Mercer S. O., Garner I. D. (1981). Social Work * Consultation in Long-Term Care Facilities. — Health and Social Work, 6(2), 5—13. •


Roberts R. W. (1968). Some Impressions of Mental Health Consultation. — Social Casework, 49(6), 339—345. • StringerL. A. (1961). Con­sultation: Some Expectations, Principles and Skills. — Social Work, 6(3), 85—90. • Watkins E. L., Holland Т. Р, Ritvo R. A. (1976). Improving the Effectiveness of Program Consultation. — Social Work in Health Care, 2(1), 43—54.

КОНТРОЛЬ ЗА РАБОТОЙ СОЦИ­АЛЬНЫХ СЛУЖБ. См. Информацион­ные системы в агентствах; Качество услуг: гарантии социальных служб; Качество услуг: контроль; Практика социальной ра­боты: эффективность; Управление финан­сами.

КОНФЕРЕНЦИИ БЕЛОГО. ДОМА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

Когда президент Теодор Рузвельт гово­рил, что в его президентство Белый дом стал "великолепной исповедальней", он, видимо, стремился подчеркнуть создание института конференций Белого дома как средства выяв­ления социальных проблем Америки. Имен­но Теодору Рузвельту приписывается созыв первой такой конференции в 1907 г для об­мена мнениями по вопросам сохранения при­родных ресурсов. Вскоре после этого он дал согласие на организацию Белым домом кон­ференции по положению детей, откликнув­шись на просьбу видных деятелей страны, за­интересованных в решении этой проблемы, прежде всего вашингтонского юриста Дж. Уэста, выросшего в сиротском приюте, и писателя Теодора Драйзера. Эти события ча­сто рассматриваются как исторические вехи в развитии национальной политики по вопро­сам охраны природы и положения детей

С начала века конференции Белого дома являются признанным способом выражения и легитимации общественно-политических ин­тересов. Такие конференции проводились при многих президентах (наряду с созданием национальных консультативных комиссий, комитетов Общества трезвости и т. п.) в каче-


стве средства формирования государственной политики. Среди преимуществ этих форумов следующие: они могут быть созваны по ини­циативе исполнителей; к участию в них могут быть привлечены лица, принадлежащие к различным политическим и общественным кругам; находящаяся у власти администра­ция может подобрать людей на ключевые ро­ли конференции и ее штаба.

В наибольшей степени известны конфе­ренции Белого дома по проблемам детей, семьи и престарелых. Однако на конферен­циях затрагивалось и множество других тем, в том числе охрана природы (1908, 1962 и 1965), образование (1944 и 1955), рост эко­номики и промышленности (1962, 1972, 1975 и 1978), международное сотрудничество (1965), равные возможности в сфере занято­сти (1965), здравоохранение (1965), граж­данские права (1966), продовольствие, пита­ние и здоровье (1965) и положение лиц с физическими и психическими недостатками (1977).

Организация конференций

Существует жесткое правило, определя­ющее порядок инициирования, планирова­ния, организации конференции и участия в ней: в каждом случае должна быть дана сан­кция президента. Согласие президента дается в ответ на обращение инициативных групп, предложение ведомств исполнительной вла­сти или решение конгресса о проведении встречи по той или иной проблеме. По некоторым вопросам, таким, как положение детей и престарелых, обращения к Белому дому были столь частыми, что побудили к регулярному проведению конференций на эти темы. Подготовка конференций и разра­ботка повестки дня ведутся сравнительно не­многочисленными группами внутри прави­тельства. В других случаях проводятся предварительные совещания в разных регио­нах, чтобы выделить наиболее важные про­блемы, согласовать повестку дня и подобрать состав участников заключительной встречи. Рекомендации конференций, если они принимались, могут иметь различные по­следствия — от тщательно спланированного и скрупулезного осуществления до полного забвения Как заметил один наблюдатель, каждая конференция "играет свою игру".

Хотя встреча носит название конферен­ции Белого дома, это вовсе не означает, что она действительно проходит там. Зачастую число участников столь велико, что их не вме­щают сравнительно небольшие помещения Белого дома. Некоторые конференции про-


ходили даже вне Вашингтона. Поскольку Те­одор Рузвельт выступал на первых двух кон­ференциях, появление президента на подо­бных мероприятиях стало традицией. Нередко также в Белом доме для участников устраивается прием.

Очевидно, что проблема финансирова­ния и формирования аппарата является клю­чевой для успеха подобных конференций Крупные вопросы государственной политики неизменно носят сложный и противоречивый характер. Для получения ясного представле­ния обо всех их аспектах нужен экспертный анализ, а чтобы найти разумный подход к решению, необходимо привлечь к работе всех заинтересованных лиц. Средства на проведе­ние конференции обычно выделяются специ­альным решением конгресса или за счет отчислений из бюджетов участвующих ве­домств, в некоторых случаях дополнительные средства и персонал выделяет частный сек­тор.

Успех любой конференции во многом оп­ределяется профессионализмом аппарата и качеством его работы. Квалификация аппа­рата, его персональный состав и организаци­онные возможности, в свою очередь, зависят от размеров выделенных средств. В обязанно­сти аппарата, работающего под руководством организационного комитета конференции, входят заказ специалистам рабочих докумен­тов, подготовка доклада комитета и разработ­ка четких и ясных рекомендаций конферен­ции. Аппарат должен установить и поддерживать дружественные отношения со всеми соперничающими группировками, вы­явить проблемы, подлежащие разработке, подобрать возможных участников, поддер­живать связь со средствами массовой инфор­мации и нести ответственность за весьма сложные задачи материального характера. От сотрудников аппарата часто требуются не только литературные и аналитические спо­собности, но также дипломатическое искус­ство и такт, чтобы редактировать и обобщать выводы различных комиссий, куда входят люди, придерживающиеся разных взглядов.

Назначение, практическая польза

У администрации каждого президента были свои причины для того, чтобы с по­мощью престижа Белого дома поддержать ту или иную тему. Проведение конференции может быть частью стратегического плана, имеющего целью добиться принятия нового законодательства или программы. Может присутствовать желание символически обоз­начить свой интерес к вопросу и проявить


КОНФЕРЕНЦИИ БЕЛОГО ДОМА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ


36


 



внимание к заинтересованным лицам, не принимая при этом на себя никаких конкрет­ных обязательств. Конференция Белого дома может также проводиться с целью сделать тот или иной комплекс проблем предметом диа­лога, дискуссий и экспертного изучения и в конечном итоге достичь консенсуса.

Поскольку со временем выросло как ко­личество правительственных программ, так и число различных группировок, заинтересо­ванных в том или ином исходе дела, проведе­ние каждой конференции Белого дома пре­вращается в большую и сложную операцию. Немало критических замечаний раздавалось по поводу конференций о положении детей и престарелых, поскольку они потребовали слишком больших усилий и принесли слиш­ком мало конструктивных результатов. Об итогах конференций всегда можно спорить. Многие считают, что они особенно полезны во времена повышенного политического интере­са общества к тому или иному вопросу. Гово­рят, что, даже когда дискуссии на конферен­циях ведутся в сугубо философском ключе, они все равно приносят пользу, так как апел­лируют к совести политиков и публики, по­зволяют пробудить интерес и рядовых граж­дан, и элиты к политическому процессу.

Особенностью конференций последнего времени, не вызывающей особого восторга, являются обширные списки пожеланий и ре­комендаций в очень неопределенных форму­лировках, которые не могут стать основой для практических действий и остаются не более чем банальными декларациями.

Иногда на конференциях Белого дома возникают бурные разногласия. Конферен­ция по защите здоровья детей в 1930 г. при­влекла к себе внимание напряженной борь­бой между врачами государственной системы здравоохранения и руководителями Детского бюро за руководящую роль в осуществлении усилий правительства по улучшению охраны материнства и младенчества. Столь же оже­сточенные споры разгорелись на Конферен­ции по проблемам семьи в 1980 г., когда сто­ронники традиционного взгляда на семью попытались сместить руководство встречи, которое, как они считали, добивалось приня­тия слишком либерального определения по­нятия «семья». Когда их предложения не на­шли поддержки большинства делегатов, они покинули конференцию, утверждая, что ее организа горы фальсифицировали отбор уча­стников, и созвали параллельную конферен­цию.


Возможно, что именно из-за увеличения вероятности раздоров, демонстраций перед средствами массовой информации и трудно­стей удержания ситуации под контролем конференции Белого дома редко созывались после 1981 г. Президент Р. Рейган предпочи­тал такие формы, как президентские комис­сии и дискуссии, которые использовались вполне эффективно применительно к сферам образования, обороны, внешней политики и социального обеспечения. Хотя и состоялась Конференция Белого дома по проблемам пре­старелых, не была проведена запланирован­ная администрацией Дж. Картера очередная конференция о положении детей и молоде­жи. Периодичность этих конференций, про­водившихся один раз в 10 лет, была впервые нарушена после 1909 г.

Несмотря на то что проведение конфе­ренций Белого дома не гарантирует успеха, эта форма разрешения проблем еще далеко не исчерпала себя.

Джим Парэм

См. также: Социальное планирование в госу­дарственном секторе.

CostinLB. (1983) Women and Physicians: The 1930 White House Conference on Children. — Social Work, 28(2), 108—114. • Relyea H. C. (1976). Development and Organization of White House Conferences. — Presidential Studies Quarterly, 6, 36—39. • Steiner G. (1976). The Children's Cause. Wash., D. C: The Brookings Institution. • Vinyard D. (1979). White House Conferences and the Aged. — Social Service Review, 53(4).

КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ АМЕ-РИКИ. См. Американские индейцы и або­ригены Аляски; Гражданские права; Цветные меньшинства; Этнические группы и социальная работа; Этнические группы: проблемы взаимоотношений.

КРОВОСМЕШЕНИЕ. См. Сексуальное насилие над детьми; Социальная защита де­тей.


ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Регулирование социальной работы ведет­ся по двум направлениям: в одном случае оно затрагивает деятельность отдельных сотруд­ников социальных служб, в другом — работу соответствующих учреждений в целом. Со­циальные работники, а также лица, занима­ющиеся решением социальных проблем или социальным обслуживанием, получают ли­цензию или регистрируются, как того требует закон (например, согласно действующему в системе гражданской службы штата или мес­тной администрации порядку найма на рабо­ту). Членство в добровольческих организаци­ях тоже может рассматриваться в качестве основания для аттестации.

Административное регулирование

Регулирующую деятельность можно рас­сматривать как организаторскую работу вла­стей различных уровней, издание ими указа­ний и использование таких механизмов, как законодательные акты, решения, стандарты, правила, положения, или других админист­ративных процедурных норм в следующих целях: управления, ориентации занятых со­циальной работой подразделений или контроля за их деятельностью. Такое регули­рование может быть и неофициальным (на­пример, общественный контроль со стороны различных заинтересованных групп), но важное значение имеют формы официально­го регулирования, осуществляемого феде­ральным правительством, властями штатов и местными органами власти, судами, властя­ми, действующими на основе администра­тивного права, а иногда добровольческими ассоциациями. В данных случаях управление становится способом реализации целей офи­циальной социальной политики и одним из средств, контролирующих достижение этих целей. Законодательные акты, в соответствии


с которыми осуществляется регулирование (например, государственный лицензионный акт о праве присмотра за детьми), являются прямым свидетельством истинных намере­ний общества. Конкретное наполнение этим устремлениям дают административные поло­жения и процедурные нормы, определяю­щие, как именно должны реализовываться регулирующие законодательные акты.

Социальные службы получают опреде­ленные возможности влиять на формирова­ние процессуальных и материально-право­вых положений, регламентирующих их деятельность. Другими словами, службы со­циальной работы являются не только объек­том законодательства, но и юридическим субъектом, поскольку сами могут воздейство­вать на регулирующие положения и процес­сы. Так, социальные цели по поддержанию здоровья и благополучия пациентов достига­ются при необходимой численности персона­ла в дневных попечительских центрах, надле­жащем состоянии медицинских записей о здоровье детей в приютах или соблюдении правил противопожарной безопасности во взрослых попечительских учреждениях. Же­стокое обращение с живущими в приютах или пациентами больниц может быть предот­вращено, в частности, введением правил, ог­раничивающих дисциплинарные меры нака­зания, такие, например, как принудительное сокращение времени на сон, или подобные этому. Эти стандарты становятся обязатель­ными правилами, которые должны соблю­даться, что является необходимым условием для выдачи лицензии.

Финансовые ревизии и инспекторские проверки социальных программ также на­правлены на регулирование служб социаль­ной работы. Они выступают техническими средствами контроля за тем, насколько дан­ное учреждение соответствует своему пред­назначению или общепринятым нормам, как оно отвечает изначальным задачам програм­мы. В то же время инспекторские проверки


ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ


38


39


ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ


 


иногда могут стать сугубо политическим средством, которое неофициально использу­ется с целью изменить направленность соци­альных программ. Например, периодические пересмотры стандартов в общественных центрах для людей с отклонениями, опреде­ляющие оптимальную численность штатов к объем услуг клиентам, могут стать именно такими механизмами, регулирующими функционирование данного учреждения. Та­ким образом, контрольная деятельность становится фактически средством регулиро­вания самой социальной работы. Соответ­ственно, такая деятельность может, с одной стороны, обеспечить реализацию узаконен­ных намерений, с другой же — способство­вать смещению целей или изменению сферы действия программ.

Регулирующая деятельность возможна и в судебной форме — например, в виде судеб­ных решений и распоряжений суда по инди­видуальным и групповым искам по граждан­ским делам, имеющим отношение к сфере социальных услуг. Подобная деятельность становится еще более заметной, когда внима­ние общественности концентрируется на уго­ловном расследовании, например, разврат­ных действий, предпринятых в отношении малолетних в детских учреждениях, или дру­гих злоупотреблений в отношении пациентов подобных заведений. Более многочисленны­ми, пожалуй, являются разбирательства и ре­шения по делам, касающимся администра­тивного права, когда рассматриваются жалобы работников социальных служб или встречные иски лицензионных агентств по поводу условий и сроков выдачи лицензий. Такие разбирательства оказывают воздейст­вие на стандарты и требования лицензий, способствуют их изменению и развитию.

Регулирование может также принимать форму аттестации или аккредитации добро­вольческими общественными организациями или полуправительственными учреждения­ми, например такими, как Комиссия по реа­билитационным учреждениям. Аттестация дает "добро" агентству или программе, если они соответствуют определенному кругу стандартов. С другой стороны, аккредитация обычно свидетельствует, что агентство или программа обладают таким качеством или свойствами, которые признаются теми или иными профессиональными органами, уже заслужившими высокий авторитет в своей сфере деятельности.


Лицензирование

Лицензирование составляет значитель­ную долю всей регулирующей деятельности. Вероятно, наиболее яркой иллюстрацией этой деятельности является идея, реализо­ванная в принципе водительских прав (по-английски: "лицензии"). Никто не имеет пра­ва управлят

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...