Век информации и исследования в сфере социальных служб
Развитие и использование информационных технологий является как технологической, так и социальной проблемой. Но исследования в области социальной помощи только начинают внедрять последние достижения информационной революции. При этом различные программы, созданные выпускниками университетов, знакомят профессиональных работников социальной сферы с потенциалом, заложенным в информационных технологиях, и обучают их возможностям работы с компьютером. Количество потенциальных областей для исследования представляет несомненный интерес для профессионалов и приносит пользу практикам социальной работы. Широкомасштабное общественное и личное использование компьютеров имеет огромное влияние на социальное поведение, общение, обучение, семью и работу. В отличие от своих коллег в США, европейские исследователи и служащие социальных агентств уделяют большое внимание изучению этого влияния. Например, информационные технологии позволяют децентрализо- вать деятельность образовательных и производственных структур. Благодаря внедрению домашних компьютеров человек может более рационально использовать свое рабочее время или время на обучение. Работа и рабочее место теряют свою закрепленность. Расширение возможностей работы с компьютером стирает грань между работой и домом, поскольку появились широкие возможности создать рабочее место в собственном доме. Такое применение компьютеров сохраняет время и средства, затрачиваемые на дорогу, оказывает положительное влияние на работу общественного транспорта, средств связи, имеет много положительных моментов непосредственно для самого человека. Однако существует и противоположное мнение о том, что такое положение приводит к изоляции человека и создает дополнительную психологическую нагрузку для семьи.
С применением компьютеров во всех сферах жизни компьютерная грамотность, вероятно, вскоре станет такой же неотъемлемой частью образования, как умение читать и писать. Приобретение основных навыков работы с компьютером должно быть доступно всем гражданам, так как это может повлиять на эффективность трудовой деятельности, доходы и положение в обществе. Заключение Обзор применения компьютеров в социальной сфере показывает, что наиболее успешно компьютеры используются для решения структурных задач. Такие задачи, как правило, бывают рутинными и повторяющимися, но при этом требуют обоснованности действий. Компьютеры широко используются при решении финансовых проблем, канцелярских задач, для составления различных документов. Неструктурные задачи (планирование, социальное обеспечение, оценка лечения) предполагают иной подход в силу особой сложности и специфического характера требований к их решению. Потенциал использования компьютеров в социальной сфере огромен. Препятствие заключается не в возможностях и качестве существующих компьютеров, а в необходимости появления нового поколения людей, "которые возьмут в свои руки имеющиеся средства и применят их с заботой, изобретательностью, усердием и терпением для решения сложных проблем, которые постепенно будут разрешаться благодаря нашим усилиям. Через некоторое время этот довольно консервативный подход может вызвать радикальные изменения в профессии социального работника и в результатах лечения наших пациентов" (Д. Грист, 1982). Элизабет Матшлер См. также: Информационное обеспечение принятия управленческих решений; Информационные системы в агентствах; Информационные системы: данные о клиентах; Практика социальной работы: тенденции и проблемы; Социальный диагноз.
' Bleich H. L,, et al (1985). Clinical Computing in a Teaching Hospital. — New England Journal of Medicine, 312, 756—764. • Erdman H. P., et al. (1981). The Computer Psychiatrist: How Far Have We Come? Where Are We Heading? How Far Dare We Go?— Behavior Research Methods and Instrumentation, 13, 393—398. • GreistJ. H., et al. (1982). Clinical Computer Applications in Mental Health. In: B. L. Blum (Ed.). Proceedings: The Sixth Annual Symposium on Computer Applications in Medical Care (p. 356—365). Wash., D. C: Institute of Electrical and Electronics Engineers. • SelmiP. M., etal. (1982). An Investigation of Computer-Assisted Cognitive-Behavioral Therapy in the Treatment of Depression. — Behavior Research Methods and Instrumentation, 14(2), 181 — 185 КОНСУЛЬТАЦИИ Решение многих проблем социальной работы требует консультаций со специалистами По мере роста профессионального самоуважения социальные работники начинают рассматривать консультации с другими экспертами как необходимый элемент своей деятельности. Например, юристы помогают социальным работникам, занятым защитой детей, в толковании и разъяснении законов, касающихся программ, уставов, политики, правил и функционирования того или иного учреждения или организации. Они могут представлять социальное агентство в суде, изучать юридическую документацию и процедуры, знакомить с правовыми нормами, обучать оптимальному поведению в суде и т. д В последнее время социальная работа получает все большее признание. Возрастает роль социальных работников как консуль- тантов. Распространены два типа консультаций: даваемые другим специалистам в тех конкретных случаях, когда это необходимо, и консультирование других социальных агентств в вопросах разработки программ. В первом случае социальный работник-консультант помогает рядовым сотрудникам, участвуя тем самым в оказании непосредственных услуг клиентам. Программное консультирование обычно включает работу с административным персоналом: даются разъяснения политики, программ и процедур, направленных на улучшение обслуживания населения. Существует еще одна форма консультирования, представляющая собой синтез двух традиционных форм. При этом подходе обсуждение конкретных случаев является отправным пунктом для анализа программ и организационных проблем. Определения Консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке перспективных программ (Г Каплан, 1970). Иногда действия консультанта оцениваются как катализатор, облегчающий работу, формулирующий ее мотивы и роль, разъясняющий последствия различных альтернатив, помогающий консультируемому более систематически и объективно оценить стоящие перед ним проблемы с целью расширения выбора возможных вариантов поведения. Консультант также сообщает о новой информации, ранее недоступной консультируемому, или же освежает в его памяти старые знания (А. Кадушин, 1977).
В консультациях по определенному случаю упор делается на конкретном клиенте, будь то человек, семья, группа или община. Консультант оказывает помощь другим специалистам, работающим непосредственно с клиентом. Например, в больнице доктор обратился к консультанту — социальному работнику с просьбой помочь семье новорожденного, страдающего гидроцефалией. Консультант использовал свои знания и опыт работы с подобными семьями и, включив в обсуждение всех членов семьи, помог семье справиться с горем, вызванным рождением такого ребенка Хотя консультант часто дает информацию, которая помогает консультируемому по-новому взглянуть на волнующую его про- КОНСУЛЬТАЦИИ КОНСУЛЬТАЦИИ
блему, однако, этого в ряде случаев недостаточно Консультируемый нередко требует непосредственной помощи для воплощения нового знания в действие, концентрации внимания на специфике взаимодействия с ним. Э. Уоткинс, Т. Холланд и Р. Ритво (1976)определяют программные консультации как "двусторонний процесс решения проблем, в ходе которого консультант помогает учреждению или организации проанализировать, нужды общины или группы жителей, развить, улучшить деятельность организации, учреждения или же повысить качество услуг, оказываемых данной группе населенны. Упор в такого рода консультации делается на планировании, развитии и оказании услуг, а не на конкретных проблемах отдельно взятого клиента". Например, социальный работник-консультант, обсуждая с персона-лом именного детского центра проблемы взаимоотношений с родителями, основное внимание уделил необходимым изменениям, которые побудили бы родителей играть конструктивную роль в делах центра. Другой пример программной консультации связан с оказанием персоналу частной лечебницы помощи в разработке программы работы с группой находящихся там пациентов. В обоих случаях акцент делался не на индивидуальном клиенте, а на группе клиентов, а также на структуре, политике или планах учреждения относительно оказываемых им услуг.
Другой вид программной консультации требует сосредоточения основного внимания на организационных вопросах. Например, учреждение сообщает о наличии проблем административного характера, сложностях в отношениях между сотрудниками и низком моральном уровне некоторых из них. Используя системный подход, консультант помогает персоналу в диагностике и решении возникших проблем. Хотя этот подход во многих ситуациях эффективен, он может создать дополнительные трудности в тех случаях, когда проблемы, не решенные обычным админист-ратинным путем и усилиями руководства, сохраняются и после консультации. Если адмистрация не способна создать атмосферу сотрудничества и открытости в отношениях со своим персоналом, то она не обладает качествами, необходимыми для реализации изменений по результатам проведенного консультирования. Нередко после вмешательства консультанта напряженность даже усиливается. Целесообразность привлечения консультантов по социальной работе в таких случаях остается проблемой. Третья форма консультаций, будучи синтезом конкретного и программного подходов, заслуживает упоминания из-за уникального места, которое она занимает в теории и истории социальной работы. Социальный работник, применяющий этот подход, начинает с консультации конкретного типа, помогая сотрудникам в отношении отдельных клиентов. В ходе консультации и выявления определенных типов поведения консультант использует полученные результаты и переключает свое внимание на программные или структурные проблемы, относящиеся к данной категории клиентов в целом. Так консультация по конкретному случаю превращается в разновидность программного подхода, а программная консультация тесно связывается с повседневным опытом работы с отдельными клиентами. Этот интегральный вариант консультаций отражает традиционный интерес специалистов по социальной работе как к индивидуальному, так и к социальному компоненту.
Процесс консультирования Общепризнано, что в проведении любой консультации реализуется ряд основных принципов. Во-первых, консультация должна иметь конкретную цель, решать проблему, должна представлять собой определенный процесс. Во-вторых, консультируемый вправе отказаться от помощи, поэтому эффективность консультации зависит от ценности идей, а не от статуса консультанта. В-третьих, ядром процесса являются взаимоотношения консультанта и консультируемого, и хороший консультант должен знать суть обсуждаемого вопроса (например, законодательство о защите детства) и уметь вести консультацию (например, преодолевать сопротивление). Консультация предполагает: 1) выявление необходимости консультации; 2) обращение с просьбой о консультации; 3) оценку и формулирование проблемы; 4) переговоры о контракте; 5) совместное определение целей консультации; 6) установление стратегии действий; 7) осуществление соответствующих действий; 8) оценку результатов и отчет. Несмотря на существующее признание необходимости этих шагов в процессе консультирования, знакомство с практической деятельностью 55 консультантов по социальной работе, занимавшихся осуществлением программ в области здравоохранения, показало, что консультанты испытывают большие трудности при заключении контрактов, разработке целей консультации и определении ее результатов. Влияние окружения Внешняя среда социальной работы или обстановка, в которой проводится соответствующая консультация, могут вызвать к жизни другие варианты помощи. Последние могут повлиять на роль консультанта по социальной работе и привести к возникновению специфических проблем и процессов. Примером могут служить консультации по социальной работе в школах. Нередко социальных работников приглашают школьные советы и заключают с ними соответствующий контракт. Многие работники вскоре оказываются перегруженными просьбами об оказании различных услуг. Они берут на себя роль консультантов директоров и учителей школ, причем делают это в дополнение к непосредственному обслуживанию клиентов или вместо него. Как отметил Л. Стрингер (1961), "никто, очевидно, не будет возражать против того, чтобы его называли консультантом". Но иногда социальный работник оказывается в этой роли, не имея надлежащей подготовки или поддержки. В подобной ситуации консультант берет на себя роль эксперта и считает себя ответственным за решение проблем. А поскольку большинство проблем не имеют легких решений, консультация обречена на неудачу. Из-за отсутствия прямых контактов сучащимися или их семьями консультант может дать совет, основанный на недостаточных данных. Например, вызывающее поведение в классе может быть обусловлено как личными трудностями ребенка, так и сложившейся в классе обстановкой, в чем немаловажная роль принадлежит и учителю. Еще одна опасность, подстерегающая консультанта в школе, заключается в том, что консультант может недооценить компетентность учителя и начнет его поучать. Следует помнить, что учитель обвиняет себя в неудаче, когда речь идет о трудных детях. В таком случае главной задачей консультанта должна стать помощь учителю в преодолении таких настроений. Как видим, роль консультанта по социальной работе в школах более сложна и деликатна, чем роль специалиста, дающего советы. В качестве другого примера можно привести влияние среды при консультациях по вопросам психического здоровья в кварталах, населенных беднотой. Р. Роберте (1968) описал трудности, с которыми он столкнулся в ходе консультации в силу своей принадлежности к среднему классу, профессии социального работника и расы. Он отметил, что организаторы новых программ часто проявляют двойственное отношение к профессиональ- ным консультантам. Они нуждаются в помощи, но в то же время боятся показаться некомпетентными и лишиться финансирования. Выступая в роли консультанта организаций, контакт с клиентом которых затруднен, Роберте обнаружил, что эти организации со своей стороны также закрыты для контакта. Поняв, что имеет дело с "новыми организациями, пытающимися выжить", он сменил психодинамический подход на системный. Это повысило эффективность его работы. Когда консультации проводятся в больнице, трудности, общие всякому консультированию, накладываются на специфические проблемы работы в медицинских стационарах. Р. Гейст (1977) назвал консультанта по социальной работе в больнице "единственным связующим звеном между пациентами, медицинским и немедицинским персоналом отделений". Рядовые штатные сотрудники часто испытывают сильные стрессы из-за объема лежащих на них обязанностей и необходимости заниматься проблемами пациентов, возникающими в связи с госпитализацией. Это влияет на работоспособность персонала. Поэтому задача создать и поддержать благотворный климат для врачей и других медработников может быть одним из самых важных направлений деятельности консультанта. Например, в небольших больницах консультация может включать обучение и постоянную поддержку мер, направленных на усиление чуткости и ответственности персонала. В последние годы консультационными услугами по социальной работе стали пользоваться главным образом учреждения, предусматривающие долговременное лечение пациентов. Эта практика возникла на базе лицензионного законодательства (федерального и штатов), предписывающего проведение социальной работы. Исследование консультаций в Арканзасе (С. Мерсер и Дж. Гарнер, 1981) выявило, что большинство консультантов являются квалифицированными социальными работниками, но не имеют опыта консультирования. 40% из них давали консультации менее двух лет. Исследование также обнаружило, что никто из консультантов не пытался расширить профессиональное социальное обслуживание в консультируемом учреждении. Три функции, чаще всего выполнявшиеся консультантами, были для них самыми предпочтительными: обучение методам работы с неблагополучными семьями; просмотр историй болезни; планирование лечения и помощь в уходе за пациентами. Наименее попу- КОНФЕРЕНЦИИ БЕЛОГО ДОМА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ 34 35 КОНФЕРЕНЦИИ БЕЛОГО ДОМА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
ляриыми видами консультирования оказались следующие: обучение административной работе, анализ моральных проблем и координация усилий консультируемых с деятельностью остального персонала. Влияние окружающей обстановки на консультации можно проследить и в области охраны детей, когда консультанты-психиатры часто привлекаются судами для решения таких вопросов, как официальное разрешение разведенным супругам посещать детей и опека. Поскольку посещения часто используются в качестве предлога для ссоры, перед консультантом возникает дилемма. Так, встречаются неясности в случаях принудительных посещений со стороны родителя, проживающего отдельно от ребенка. Здесь важно принять оптимальное решение о посещениях, помогающее родителям избегать ссор. Кроме того, если принудительное посещение все же имеет место, консультант может выполнять и педагогическую функцию, привлекая родителя-опекуна к участию в мероприятиях, сглаживающих негативное воздействие таких контактов. Хотя ни одна теория консультирования не является доминирующей, существует все же общее согласие относительно хода консультации и необходимых навыков. По мере того как консультанты по социальной работе распространяли свою деятельность на разные сферы жизни, у них складывалась обобщенная модель консультации, соответствующая конкретным нуждам населения. Этот эволюционный процесс, вероятно, будет продолжаться, поскольку уникальный опыт и знания специалистов — профессионалов в области социальной работы приобретают все большее значение в сферах здравоохранения, образования и социального обеспечения. Лоренс Шульман См. также: Персональное комплексное обслуживание; Планирование и управление; Практика социальной работы: тенденции и проблемы; Профессия социального работника: современные требования. • CaplanG (1970). The Theory and Practice of Mental Health Consultation. N. Y.: Basic Books • Geist R. A (1977). Consultation on a Pediatric Surgical Ward: Creating an Empathic Climate. — American Journal of Orthopsychiatry, 47(3), 432—444. KadushinA. (1977). Consultation in Social Work. N. Y.: Columbia University Press. • Mercer S. O., Garner I. D. (1981). Social Work * Consultation in Long-Term Care Facilities. — Health and Social Work, 6(2), 5—13. • Roberts R. W. (1968). Some Impressions of Mental Health Consultation. — Social Casework, 49(6), 339—345. • StringerL. A. (1961). Consultation: Some Expectations, Principles and Skills. — Social Work, 6(3), 85—90. • Watkins E. L., Holland Т. Р, Ritvo R. A. (1976). Improving the Effectiveness of Program Consultation. — Social Work in Health Care, 2(1), 43—54. КОНТРОЛЬ ЗА РАБОТОЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ. См. Информационные системы в агентствах; Качество услуг: гарантии социальных служб; Качество услуг: контроль; Практика социальной работы: эффективность; Управление финансами. КОНФЕРЕНЦИИ БЕЛОГО. ДОМА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ Когда президент Теодор Рузвельт говорил, что в его президентство Белый дом стал "великолепной исповедальней", он, видимо, стремился подчеркнуть создание института конференций Белого дома как средства выявления социальных проблем Америки. Именно Теодору Рузвельту приписывается созыв первой такой конференции в 1907 г для обмена мнениями по вопросам сохранения природных ресурсов. Вскоре после этого он дал согласие на организацию Белым домом конференции по положению детей, откликнувшись на просьбу видных деятелей страны, заинтересованных в решении этой проблемы, прежде всего вашингтонского юриста Дж. Уэста, выросшего в сиротском приюте, и писателя Теодора Драйзера. Эти события часто рассматриваются как исторические вехи в развитии национальной политики по вопросам охраны природы и положения детей С начала века конференции Белого дома являются признанным способом выражения и легитимации общественно-политических интересов. Такие конференции проводились при многих президентах (наряду с созданием национальных консультативных комиссий, комитетов Общества трезвости и т. п.) в каче- стве средства формирования государственной политики. Среди преимуществ этих форумов следующие: они могут быть созваны по инициативе исполнителей; к участию в них могут быть привлечены лица, принадлежащие к различным политическим и общественным кругам; находящаяся у власти администрация может подобрать людей на ключевые роли конференции и ее штаба. В наибольшей степени известны конференции Белого дома по проблемам детей, семьи и престарелых. Однако на конференциях затрагивалось и множество других тем, в том числе охрана природы (1908, 1962 и 1965), образование (1944 и 1955), рост экономики и промышленности (1962, 1972, 1975 и 1978), международное сотрудничество (1965), равные возможности в сфере занятости (1965), здравоохранение (1965), гражданские права (1966), продовольствие, питание и здоровье (1965) и положение лиц с физическими и психическими недостатками (1977). Организация конференций Существует жесткое правило, определяющее порядок инициирования, планирования, организации конференции и участия в ней: в каждом случае должна быть дана санкция президента. Согласие президента дается в ответ на обращение инициативных групп, предложение ведомств исполнительной власти или решение конгресса о проведении встречи по той или иной проблеме. По некоторым вопросам, таким, как положение детей и престарелых, обращения к Белому дому были столь частыми, что побудили к регулярному проведению конференций на эти темы. Подготовка конференций и разработка повестки дня ведутся сравнительно немногочисленными группами внутри правительства. В других случаях проводятся предварительные совещания в разных регионах, чтобы выделить наиболее важные проблемы, согласовать повестку дня и подобрать состав участников заключительной встречи. Рекомендации конференций, если они принимались, могут иметь различные последствия — от тщательно спланированного и скрупулезного осуществления до полного забвения Как заметил один наблюдатель, каждая конференция "играет свою игру". Хотя встреча носит название конференции Белого дома, это вовсе не означает, что она действительно проходит там. Зачастую число участников столь велико, что их не вмещают сравнительно небольшие помещения Белого дома. Некоторые конференции про- ходили даже вне Вашингтона. Поскольку Теодор Рузвельт выступал на первых двух конференциях, появление президента на подобных мероприятиях стало традицией. Нередко также в Белом доме для участников устраивается прием. Очевидно, что проблема финансирования и формирования аппарата является ключевой для успеха подобных конференций Крупные вопросы государственной политики неизменно носят сложный и противоречивый характер. Для получения ясного представления обо всех их аспектах нужен экспертный анализ, а чтобы найти разумный подход к решению, необходимо привлечь к работе всех заинтересованных лиц. Средства на проведение конференции обычно выделяются специальным решением конгресса или за счет отчислений из бюджетов участвующих ведомств, в некоторых случаях дополнительные средства и персонал выделяет частный сектор. Успех любой конференции во многом определяется профессионализмом аппарата и качеством его работы. Квалификация аппарата, его персональный состав и организационные возможности, в свою очередь, зависят от размеров выделенных средств. В обязанности аппарата, работающего под руководством организационного комитета конференции, входят заказ специалистам рабочих документов, подготовка доклада комитета и разработка четких и ясных рекомендаций конференции. Аппарат должен установить и поддерживать дружественные отношения со всеми соперничающими группировками, выявить проблемы, подлежащие разработке, подобрать возможных участников, поддерживать связь со средствами массовой информации и нести ответственность за весьма сложные задачи материального характера. От сотрудников аппарата часто требуются не только литературные и аналитические способности, но также дипломатическое искусство и такт, чтобы редактировать и обобщать выводы различных комиссий, куда входят люди, придерживающиеся разных взглядов. Назначение, практическая польза У администрации каждого президента были свои причины для того, чтобы с помощью престижа Белого дома поддержать ту или иную тему. Проведение конференции может быть частью стратегического плана, имеющего целью добиться принятия нового законодательства или программы. Может присутствовать желание символически обозначить свой интерес к вопросу и проявить КОНФЕРЕНЦИИ БЕЛОГО ДОМА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ 36
внимание к заинтересованным лицам, не принимая при этом на себя никаких конкретных обязательств. Конференция Белого дома может также проводиться с целью сделать тот или иной комплекс проблем предметом диалога, дискуссий и экспертного изучения и в конечном итоге достичь консенсуса. Поскольку со временем выросло как количество правительственных программ, так и число различных группировок, заинтересованных в том или ином исходе дела, проведение каждой конференции Белого дома превращается в большую и сложную операцию. Немало критических замечаний раздавалось по поводу конференций о положении детей и престарелых, поскольку они потребовали слишком больших усилий и принесли слишком мало конструктивных результатов. Об итогах конференций всегда можно спорить. Многие считают, что они особенно полезны во времена повышенного политического интереса общества к тому или иному вопросу. Говорят, что, даже когда дискуссии на конференциях ведутся в сугубо философском ключе, они все равно приносят пользу, так как апеллируют к совести политиков и публики, позволяют пробудить интерес и рядовых граждан, и элиты к политическому процессу. Особенностью конференций последнего времени, не вызывающей особого восторга, являются обширные списки пожеланий и рекомендаций в очень неопределенных формулировках, которые не могут стать основой для практических действий и остаются не более чем банальными декларациями. Иногда на конференциях Белого дома возникают бурные разногласия. Конференция по защите здоровья детей в 1930 г. привлекла к себе внимание напряженной борьбой между врачами государственной системы здравоохранения и руководителями Детского бюро за руководящую роль в осуществлении усилий правительства по улучшению охраны материнства и младенчества. Столь же ожесточенные споры разгорелись на Конференции по проблемам семьи в 1980 г., когда сторонники традиционного взгляда на семью попытались сместить руководство встречи, которое, как они считали, добивалось принятия слишком либерального определения понятия «семья». Когда их предложения не нашли поддержки большинства делегатов, они покинули конференцию, утверждая, что ее организа горы фальсифицировали отбор участников, и созвали параллельную конференцию. Возможно, что именно из-за увеличения вероятности раздоров, демонстраций перед средствами массовой информации и трудностей удержания ситуации под контролем конференции Белого дома редко созывались после 1981 г. Президент Р. Рейган предпочитал такие формы, как президентские комиссии и дискуссии, которые использовались вполне эффективно применительно к сферам образования, обороны, внешней политики и социального обеспечения. Хотя и состоялась Конференция Белого дома по проблемам престарелых, не была проведена запланированная администрацией Дж. Картера очередная конференция о положении детей и молодежи. Периодичность этих конференций, проводившихся один раз в 10 лет, была впервые нарушена после 1909 г. Несмотря на то что проведение конференций Белого дома не гарантирует успеха, эта форма разрешения проблем еще далеко не исчерпала себя. Джим Парэм См. также: Социальное планирование в государственном секторе. • CostinLB. (1983) Women and Physicians: The 1930 White House Conference on Children. — Social Work, 28(2), 108—114. • Relyea H. C. (1976). Development and Organization of White House Conferences. — Presidential Studies Quarterly, 6, 36—39. • Steiner G. (1976). The Children's Cause. Wash., D. C: The Brookings Institution. • Vinyard D. (1979). White House Conferences and the Aged. — Social Service Review, 53(4). КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ АМЕ-РИКИ. См. Американские индейцы и аборигены Аляски; Гражданские права; Цветные меньшинства; Этнические группы и социальная работа; Этнические группы: проблемы взаимоотношений. КРОВОСМЕШЕНИЕ. См. Сексуальное насилие над детьми; Социальная защита детей. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ Регулирование социальной работы ведется по двум направлениям: в одном случае оно затрагивает деятельность отдельных сотрудников социальных служб, в другом — работу соответствующих учреждений в целом. Социальные работники, а также лица, занимающиеся решением социальных проблем или социальным обслуживанием, получают лицензию или регистрируются, как того требует закон (например, согласно действующему в системе гражданской службы штата или местной администрации порядку найма на работу). Членство в добровольческих организациях тоже может рассматриваться в качестве основания для аттестации. Административное регулирование Регулирующую деятельность можно рассматривать как организаторскую работу властей различных уровней, издание ими указаний и использование таких механизмов, как законодательные акты, решения, стандарты, правила, положения, или других административных процедурных норм в следующих целях: управления, ориентации занятых социальной работой подразделений или контроля за их деятельностью. Такое регулирование может быть и неофициальным (например, общественный контроль со стороны различных заинтересованных групп), но важное значение имеют формы официального регулирования, осуществляемого федеральным правительством, властями штатов и местными органами власти, судами, властями, действующими на основе административного права, а иногда добровольческими ассоциациями. В данных случаях управление становится способом реализации целей официальной социальной политики и одним из средств, контролирующих достижение этих целей. Законодательные акты, в соответствии с которыми осуществляется регулирование (например, государственный лицензионный акт о праве присмотра за детьми), являются прямым свидетельством истинных намерений общества. Конкретное наполнение этим устремлениям дают административные положения и процедурные нормы, определяющие, как именно должны реализовываться регулирующие законодательные акты. Социальные службы получают определенные возможности влиять на формирование процессуальных и материально-правовых положений, регламентирующих их деятельность. Другими словами, службы социальной работы являются не только объектом законодательства, но и юридическим субъектом, поскольку сами могут воздействовать на регулирующие положения и процессы. Так, социальные цели по поддержанию здоровья и благополучия пациентов достигаются при необходимой численности персонала в дневных попечительских центрах, надлежащем состоянии медицинских записей о здоровье детей в приютах или соблюдении правил противопожарной безопасности во взрослых попечительских учреждениях. Жестокое обращение с живущими в приютах или пациентами больниц может быть предотвращено, в частности, введением правил, ограничивающих дисциплинарные меры наказания, такие, например, как принудительное сокращение времени на сон, или подобные этому. Эти стандарты становятся обязательными правилами, которые должны соблюдаться, что является необходимым условием для выдачи лицензии. Финансовые ревизии и инспекторские проверки социальных программ также направлены на регулирование служб социальной работы. Они выступают техническими средствами контроля за тем, насколько данное учреждение соответствует своему предназначению или общепринятым нормам, как оно отвечает изначальным задачам программы. В то же время инспекторские проверки ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ 38 39 ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
иногда могут стать сугубо политическим средством, которое неофициально используется с целью изменить направленность социальных программ. Например, периодические пересмотры стандартов в общественных центрах для людей с отклонениями, определяющие оптимальную численность штатов к объем услуг клиентам, могут стать именно такими механизмами, регулирующими функционирование данного учреждения. Таким образом, контрольная деятельность становится фактически средством регулирования самой социальной работы. Соответственно, такая деятельность может, с одной стороны, обеспечить реализацию узаконенных намерений, с другой же — способствовать смещению целей или изменению сферы действия программ. Регулирующая деятельность возможна и в судебной форме — например, в виде судебных решений и распоряжений суда по индивидуальным и групповым искам по гражданским делам, имеющим отношение к сфере социальных услуг. Подобная деятельность становится еще более заметной, когда внимание общественности концентрируется на уголовном расследовании, например, развратных действий, предпринятых в отношении малолетних в детских учреждениях, или других злоупотреблений в отношении пациентов подобных заведений. Более многочисленными, пожалуй, являются разбирательства и решения по делам, касающимся административного права, когда рассматриваются жалобы работников социальных служб или встречные иски лицензионных агентств по поводу условий и сроков выдачи лицензий. Такие разбирательства оказывают воздействие на стандарты и требования лицензий, способствуют их изменению и развитию. Регулирование может также принимать форму аттестации или аккредитации добровольческими общественными организациями или полуправительственными учреждениями, например такими, как Комиссия по реабилитационным учреждениям. Аттестация дает "добро" агентству или программе, если они соответствуют определенному кругу стандартов. С другой стороны, аккредитация обычно свидетельствует, что агентство или программа обладают таким качеством или свойствами, которые признаются теми или иными профессиональными органами, уже заслужившими высокий авторитет в своей сфере деятельности. Лицензирование Лицензирование составляет значительную долю всей регулирующей деятельности. Вероятно, наиболее яркой иллюстрацией этой деятельности является идея, реализованная в принципе водительских прав (по-английски: "лицензии"). Никто не имеет права управлят
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|