Воздействие положения негров на американское общество 1 глава
Регресс, который негритянское население переживает в сферах образования, здравоохранения и занятости, сказывается и за пределами негритянских общин. Низкий образовательный уровень негритянского населения затрагивает все американское общество, поскольку, по имеющимся прогнозам, к 2020 г. цветные этнические группы составят 35% населения США. Поскольку указанный прирост будет достигнут за счет сравнительно молодых негров и испаноязычных американцев, большинство рабочей силы могут составить относительно малообразованные группы населения. Недостаток у них образования, навыков и перспектив продвижения в своей области, несомненно, должен отразиться на показателях производительности труда в США. Стареющее белое население будет все больше впадать в зависимость от этих групп из-за уплаты ими налогов и взносов в фонды социального страхования. Расширение образовательных возможностей и прогресс негритянского населения приведут к решению многих проблем, стоящих перед американским обществом. В результате не будет подорвано качество жизни всей нации. Рост численности цветных детей и взрослых людей, живущих в бедности, в конечном итоге может привести к тому, что будущее станет менее благополучным для всех американцев. В этом отношении трудно переоценить меры по смягчению бедности и ликвидации полуграмотности негритянских детей. Роль институтов негритянской общины Негритянские семьи традиционно пользовались помощью и услугами общины, социальных организаций и религиозных институтов. Когда неграм в их профессиональной деятельности удавалось выйти за рамки общин, они принимали меры по расширению сети организаций, занимающихся оказанием социальных услуг, которые в сочетании с традиционными социальными и религиозными организациями оказывали существенную помощь отдельным лицам и семьям. Некоторые негритянские лидеры и сейчас полагают, что частные и государственные программы недостаточно учитывают специфический характер проблем чернокожих американцев. Другие представители негритянской общины
считают, что социальные работники, не являющиеся неграми, будут рассматривать общину, исходя из сложившихся стереотипов, т. е. с предубеждением, оказывать им услуги худшие, чем белым. Стимулом для сохранения традиционных групп самопомощи стали последние изменения в социальной политике. На протяжении жизни ряда поколений негры усвоили, что направленность политики федеральных и местных властей в деле оказания им помощи и поддержки периодически меняется, потому они не могут полагаться на правительство. 80-е годы подтвердили справедливость этих опасений, и соответственно возросло значение традиционных систем. Скоординированная деятельность церквей, социальных агентств, профессиональных и общинных организаций, которые ранее сумели добиться успехов в движении за гражданские права, ныне противостоит процессу обнищания цветных граждан. Негритянские церкви. Одним из сильнейших институтов в негритянских общинах была и остается церковь. Это прежде всего касается специфически негритянских церквей. В начале 80-х годов церкви различных протестантских течений, исторически связанные с негритянской общиной и не являющиеся частью белой протестантской церкви, объединяли примерно 20 млн верующих в Конгресс черных церквей. Это некоммерческая организация, осуществляющая руководство деятельностью по преодолению социальных, экономических и политических зол, от которых страдают негры. Конгресс выработал несколько опирающихся на общины программ по проблемам негритянской семьи, экономического развития, занятости, профессионального обучения, ухода за детьми, предотвращения подростковой беременности. В своей деятельности Конгресс в большей мере опирается на взаимодействие нескольких сильных организаций, чем на усилия отдельных лидеров, которые могут быть сведены на нет по воле тех, кому не по душе прогресс черного населения.
Принимаются меры, чтобы скоординировать экономические возможности различных церквей, чтобы обеспечить стабильность в реализации выработанных программ и увеличить ресурсы, которые могут быть использованы в интересах чернокожих американцев. Во многих церквах по всей стране проводится обучение родителей правильному воспитанию детей, помощи им в учебе, воспитанию нравственности, вопросам пола и др. Хотя преобладают экономические проблемы и ока- зание услуг людям, попавшим в нужду, происходит прежде всего через кредитные союзы, программы страхования, централизованные закупки и семейные услуги, церковь в своей помощи делает упор на морально-этические аспекты. Роль социальных работников Роль социальных работников в негритянских общинах, очевидно, должна проявляться в трех аспектах. Во-первых, необходимо понять, как живут многие люди с черной кожей, какому давлению они подвергаются, насколько стереотипным является общепринятый взгляд на них, и проникнуться сочувствием к ним. Во-вторых, важно использовать все силы и соответствующие ресурсы, чтобы смягчить указанное давление и добиться улучшения условий жизни. В-третьих, следует активизировать защиту интересов негритянского населения, добиться изменений правительственной политики и смягчить дискриминацию чернокожих граждан. Слишком часто социальные работники усваивают негативный взгляд на негров, бытующий в широких слоях общества, и это мешает им действовать в интересах своих чернокожих клиентов. Социальные работники -негры используют различные возможности для того, чтобы углубить в обществе понимание потребностей отдельных лиц и семей в негритянской общине. Прежде всего это нашло отражение в создании Национальной ассоциации черных социальных работников. Они также пытаются повлиять на профессиональные объединения социальной работы, чтобы активизировать их действия при осуществлении образовательных программ для негров, подготовке социальных работников, принадлежащих к цветным меньшинствам, дополнении программ и учебных пособий в школах социальной работы материалами, касающимися негритянского населения.
Подключение большего числа негров к социальной работе в качестве профессионалов и разработка соответствующих учебно-практических материалов дали известные положительные результаты. Однако попытки интегрировать информацию о положении негритянского населения в существующие учебные дисциплины, не выделяя эту проблему в виде отдельного курса, так же как и попытки изменить отношение социальных работников к неграм, пока что носят ограниченный характер. Эта проблематика заслуживает большего внимания и в предстоящие годы. НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ 124 125 НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
Национальная ассоциация черных социальных работников была основана в 1968 г. различными группами, действовавшими в сфере социальной работы. Они обратились к двум основным организациям — Совету по образованию для социальных работников и к Национальной ассоциации социальных работников с заявлениями, которые побудили их расширить участие негров в профессиональной социальной деятельности. Было обращено внимание на количество и качество услуг, предоставляемых негритянским общинам, и на анализ тех политических акций, которые оказывают влияние на положение негров. Ассоциация высказала свою точку зрения на состояние обслуживания негритянских семей, на проблемы межрасового усыновления (удочерения) детей, на подготовку кадров социальных работников из числа негров. Ассоциация проводит ежегодные конференции, организует зарубежные поездки исследовательского характера по вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг, и проводит другую работу по улучшению положения негритянского населения США.
Гарриет Макаду См. также: Гражданские права; Расовая дискриминация и неравенство; Цветные меньшинства; Этнические группы и социальная работа; Этнические группы: проблемы взаимоотношений. • Allen W. (1984). Undergraduate Survey of Black Undergraduate Students Attending Predominantly White, State-Supported Universities. Ann Arbor: Center for Afro-American and African Studies. University of Michigan. • Children's Defense Fund (1985). Black and White Children in America: Key Facts. Wash., D. C: Author. • Comer J. (1985). Empowering Black Children's Educational Environments. In: H. McAdoo. J. McAdoo (Eds.) Black Children: Social, Educational and Parental Environments (p. 12—138). Beverly Hills, Calif: Sage Publications. • Gutman H. (1976). The Black Family in Slavery and Freedom 1750—1925. N. Y.: Random House. • McAdoo H. (Ed.) (1981). Black Families. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Martin J., Martin E. (1985). The Helping Tradition in the Black Family and Community. Silver Spring, Md.: National Association of Social Workers. • Sudarkasa N. (1981). Interpreting the African Heritage in Afro-American Family Organization. In: H. McAdoo (Ed.). Black Families fp. 37—53). Beverly Hills, Calif.: Sage Publication^. • Wilson W., Neckerman R. (1986). Poverty and Family Structure: The Widening Gap Between Evidence and Public Policy Issues. In: S. Danzibar, D. Weinberg (Eds.). The War on Poverty: Taking Stock of What Worked and What Did Not. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ Число обращений в пункты неотложной медицинской помощи при больницах с начала 50-х годов постоянно увеличивается и в 1980 г. составило более 85 млн случаев. Такие пункты оборудованы всем необходимым для оказания первой медицинской помощи, а также интенсивного и срочного лечения людей без определенного места жительства, бедных, пациентов с тяжелой травмой или болью в горле, с отравлением или психическими отклонениями, переселенцев, ищущих теплого пристанища, пожилых лиц, потерявших память. Пункт неотложной медицинской помощи является единственным доступным местом в городе для тех, кто находится в критическом состоянии, особенно ночью и по выходным дням, когда обычные социальные учреждения закрыты. В связи с этим в пункте неотложной медицинской помощи необходимы социальные работники. Роль и функции работников неотложной помощи Значение работников социальной службы в пунктах неотложной медицинской помощи выросло за последние 20 лет. Это новая и нетрадиционная специальность, предусматривающая работу по случайному графику, в том числе с бригадой врачей разных специальностей, чаще имеющих дело с болезнями и травмами, чем с социальными нуждами пациентов. Вначале работники социальной помощи накапливали знания и помогали пациентам выходить из кризисных ситуаций, а затем распространили свою деятельность на многие другие области. Мобильность, возможность оказания необходимой помощи и одновременное решение множества различных проблем — важнейшие элементы этой деятельности. Основными качествами, необходимыми в разнообразной деятельности социальных работников в пунктах неотложной
помощи, являются настойчивость и умение проводить активное вмешательство. Поскольку в большинстве случаев травмы и болезни имеют психосоциальные последствия и проблемы, работники этих служб призваны помочь преодолеть стресс в конкретной ситуации посредством активного вмешательства. Немедленная помощь в таком пункте описывается следующим образом' "Активно входить в жизненную ситуацию личности, семьи или группы, чтобы: а) смягчить воздействие стресса и б) помочь мобилизовать внутренние ресурсы тех, кто подвергся стрессу" (Г. Резник, X. Рубен, Д. Рубен, 1975). Работники социальной помощи, консультируясь с врачами и медсестрами, создают специальную систему поддержки и разрабатывают необходимые планы действий для пациентов. Они помогают им понять причины их болезни, оказывают необходимую поддержку и направляют их при необходимости к другим специалистам. Вмешательство с целью социальной помощи в таком пункте заключается в адекватной оценке состояния пациента. Главное — поставить диагноз, а не просто описать симптомы. Это значит, что за сломанной рукой женщины может скрываться бытовая неосторожность, апоплексический удар и панкреатит могут являться следствием употребления алкоголя, а рваная рана запястья может рассматриваться как симптом попытки самоубийства. Важно выявить случаи алкоголизма, бытового насилия, плохого обращения с детьми, с супругами и стариками, сексуальной агрессии и других ситуаций повышенного риска. Весь персонал пункта неотложной помощи — от регистраторов до врачей и сестер — необходимо учить распознавать случаи бытового насилия и другие подобные ситуации, с тем чтобы не оставлять их нераскрытыми. Социальный работник из учреждения неотложной помощи должен знать ресурсы общества, устанавливать связь с целым рядом общественных органов и использовать лечебные программы для обеспечения надлежащего медицинского обслуживания. Следует учесть, что многим пациентам придется обращаться в такие учреждения, как психиатрические консультации, попечительские ассоциации, детские приюты. В дополнение к пункту неотложной помощи необходимы специальные службы, которые включали бы широкий спектр услуг, как-то: транспортировка пациентов домой, помещение детей в приют в случаях госпитализации их родителей, определение в лечебницу и реабилита- ционные мероприятия. Диагноз и система реабилитации после выписки из больницы также нередко выявляют пробелы, где требуется вмешательство социальной службы. Хронические душевнобольные. Выписываясь из больницы и возвращаясь в общество, душевнобольные все чаще становятся пациентами пунктов неотложной помощи при больницах. Они обращаются в такие пункты повторно и становятся так называемыми пациентами "вращающейся двери". Те, кто обращается особенно часто, представляют собой наиболее сложную в психологическом, социальном, экономическом и медицинском отношениях группу. Социальные работники дают психосоциальные оценки, ставят диагноз и направляют таких пациентов к врачам. Они же зачастую организуют срочную психиатрическую госпитализацию и последующее наблюдение психиатров за душевнобольным. Работа С Семьями. В поле зрения социальных работников постоянно находятся семьи пациентов, пребывающих в критическом состоянии или умерших в пункте неотложной помощи. Социальный работник предоставляет семье информацию, объясняет процесс лечения и выступает в качестве связующего звена между медицинским персоналом и семьей, в то время как медики заняты лечением. Он помогает семье в моральном плане преодолеть кризис и начать действовать практически, например установить связь с другими родственниками, погребальной конторой и т. п. В пункте неотложной помощи проводится консультирование семей по многочисленным проблемам. Часто сюда обращаются семьи, где есть наркоманы или психически неуравновешанные подростки, требующие срочного вмешательства и направления к специалисту для консультации. Семья должна быть включена в систему реабилитации таким образом, чтобы она имела реальные представления о дальнейшем развитии болезни и необходимом уходе. Часто возможность обсуждения своих проблем и получение информации приносят пользу супругу или семье, жертве насилия или несчастного случая, способствуя восстановлению их физического и морального состояния. Обучение, консультации, оказание услуг. Социальные работники пункта неотложной помощи проводят официальные занятия и неофициальные консультации для медицинского персонала, например общие семинары повышения квалификации или НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ 126 127 НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ
специальные занятия по таким вопросам, как алкоголизм или наркомания. Во время неофициальных консультаций обсуждаются и решаются разнообразные проблемы, скажем возможность предоставления пациенту инвалидной коляски или реакция персонала на смерть пациента. Оказание помощи врачам в предотвращении эмоциональных срывов по отношению к пациенту повышает эффективность их работы и помогает предотвратить кризис. Тенденции и проблемы Пункт неотложной помощи дает уникальную возможность вмешательства с целью оказания социальной поддержки жертвам бытового насилия. Однако для выявления пострадавших, среди которых могут быть и дети, и пожилые, необходима последовательная программа социальной помощи. Многих из этих пациентов не принимают больницы, и им не оказывается помощь в обычных социальных учреждениях. Способность выявлять, обучать и направлять этих людей за помощью к специалистам позволяет предотвратить серьезные травмы и даже вероятный смертельный исход в будущем. Действенная социальная программа помогает жертве преодолеть психосоциальные последствия и получить юридическую и медицинскую помощь. Такие неорганизованные и зачастую фактически лишенные гражданских прав пациенты, как хронические алкоголики, потерявшие память пожилые люди и хронические душевнобольные, все чаще пользуются услугами пункта неотложной помощи. Предоставление услуг и защиты этим категориям людей, включая руководство их поведением и медицинский уход с целью обеспечения продолжения лечения, — одна из серьезных задач социальных работников. Платное медицинское обслуживание, в том числе в рамках государственного здравоохранения, — это тот фактор, который делает роль социальной службы при госпитализации особенно важной. Необходимо выявить пациентов без соответствующей социальной или другой поддержки и обеспечить им защиту в ситуации, когда госпитализация — единственный выход. Таким образом, пункт неотложной помощи дает возможность определить острые проблемы общества и неудовлетворенные нужды в лечении, в том числе и особо трудных в социальном, физическом и психическом плане пациентов. При этом социальный работник в пунктах неотложной помощи должен обладать рядом необходимых качеств для своей практической деятельности, включая способность быстро поставить диагноз с точки зрения социальной работы и провести лечение посредством активного вмешательства, знание этиологии болезни и травмы, проблем управления и обучения медицинского персонала. Джоан Л. Клемент, Жаклин С. Дерджин См. также: Больницы и социальная работа. ' Clement /., Klingbeil К. (1981). The Emergency Room.— Health and Social Work, 6(4), 835—905. • MunvesP.L, Trimboli F., North A. I. (1983). A Study of Repeat Visits to a Psychiatric Emergency Room.— Hospital and Community Psychiatry, 34(7), 634—638. - Resnick H. L., Ruben H. L,, Ruben D. D. (1975). Emergency Psychiatric Care: The Management of Mental Health Crisis. Bowie, Md.: Charles Press Publishers. НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ В 1974 г. в США насчитывалось около 8 млн человек с различными психическими отклонениями; предполагалось, что к 2000 г. их количество возрастет до 12 млн человек. Однако более поздние оценки отмечают снижение количества больных людей с 8 до 4 млн. Неужели масштабы проблемы так сильно изменились всего за несколько лет? Неужели профилактические программы были настолько успешны, что так резко улучшили состояние проблемы? Никаких кардинальных изменений в действительности не произошло. Просто была дана иная трактовка термина "неполноценность развития", что позволило распределить средства, выделенные федеральными властями, по разным программам. В частности, в Законе о правах лиц с недостатками развития (1975) и некоторых других документах неполноценность определялась в функциональном смысле, без разделений на разные категории. В этом законе, который был пересмотрен в 1984 г., было записано: "Термин "неполноценность развития" человека означает хроническую неполноценность человека, которая 1) связана с умствен- ными или физическими недостатками или с соединением тех и других; 2) проявляется прежде, чем человек достигает 22 лет; 3) по всей вероятности, будет продолжаться и дальше; 4) приводит к существенным функциональным ограничениям в трех или более из ниже перечисленных областей человеческой деятельности: а) уход за собой, б) язык восприятия и выражения, в) обучение, г) передвижение, д) самоконтроль, е) возможность независимого существования, ж) экономическая независимость; 5) выражается в потребности человека в последовательной междисциплинарной или общей помощи, в лечении, уходе или других формах обслуживания, необходимых ему в течение всей жизни или довольно продолжительного времени". Существенные функциональные ограничения в семи выше перечисленных областях человеческой деятельности можно описать более подробно: а) Уход за собой. Ограничения в этой области относятся к такому состоянию человека, которое требует постоянной и существенной помощи при кормлении, проведении гигиенических процедур и поддержании нынешнего вида. б) Язык восприятия и выражения. Ограничения в этой области относятся к такому в) Обучение. Ограничения в этой области г) Передвижение. Ограничения в этой области означают, что человек не может пере д) Самоконтроль. Отсутствие самоконтроля означает, что для принятия решений, касающихся общественных и личных действий, финансов или защиты своих интересов, требуется посторонняя помощь. е) Возможность независимого сущест- присутствие второго лица требуются практически постоянно. ж) Экономическая независимость. Ограничения в этой области означают, что человек не может нормально работать или продуктивность его труда очень низка, так что он не может материально обеспечивать себя. Современное функциональное определение неполноценного развития затрагивает большинство людей, страдающих серьезными недостатками и, как следствие, не учитывает огромное количество людей, страдающих более легкими формами недугов, причем большинство таких людей — из бедных семей. Есть множество документальных подтверждений тому, что между бедностью и болезнями человека существует неразрывная связь, но часто именно бедные семьи имеют меньший доступ к различным социальным службам по оказанию помощи. Такая социальная проблема, как тесная связь между бедностью и плохими познавательными способностями ребенка, далеко не нова. Например, Ассоциация по проблемам лиц с дефектами психического развития решила, что проведение определенных тестов (тест на способность к адаптации) должно стать частью обследования при постановке диагноза замедленного умственного развития. Принятие такого решения имеет своим результатом, например, тот факт, что после проведения теста на адаптацию число детей с замедленным умственным развитием в мексиканских семьях в Калифорнии упало с 14,9 до 6 %. Практика использования тестов как единственного критерия при постановке такого диагноза, который становится клеймом на всю жизнь, была подвергнута существенной критике. Было доказано, что тесты просчитывались и прорабатывались на белых людях, принадлежащих к среднему классу, и что поэтому они не отражают культурных особенностей рас и социальных групп. В результате очень много детей, принадлежащих к различным этническим меньшинствам, было отнесено к категории умственно неполноценных и эти дети были переведены для обучения в специальные классы. В классической же работе Дж. Мерсера (1973) было показано, что если использовать тест на умственную отсталость, учитывающий культурные особенности наций, то количество детей из мексиканских семей в Америке, которым был поставлен диагноз замедленного умственного развития, уменьшается с б до 1,53 %. С другой стороны, увеличение процента неполноценно развитых людей из бедных семей является не только результатом неверно- НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ 128 129 НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ
го тестирования. Комитет при президенте, занимающийся проблемами умственной отсталости, в 1976 г. пришел к выводу, что в 70% случаев бедность является основной причиной болезни. Это связано с такими факторами, как плохое питание, ранняя беременность, курение, злоупотребление алкоголем и другими наркотическими средствами во время беременности и в детском возрасте и т. д. Люди со слабыми отклонениями в развитии чаще всего испытывали в детстве лишения, нужду, физические травмы. Люди со средними и тяжелыми формами неполноценности распределяются равномерно среди всех соци- альных слоев. Все, что непосредственно связано с бедностью, попадает в сферу деятельности социального работника. Навыки, опыт и знания социальных работников, например, в области защиты, профилактических мероприятий, вера в достоинство каждого человека — все это очень важно при рассмотрении вопросов, связанных с проблемами болезней, имеющих своей первопричиной бедность. Ниже кратко описываются восемь наиболее часто встречающихся диагнозов у людей, которых считают неполноценно развитыми. Умственная отсталость. Умственно отсталым считается ребенок, у которого возникают трудности при обучении и использовании полученных знаний. Ассоциация по проблемам лиц с дефектами психического развития определяет умственную отсталость как "пониженные интеллектуальные возможности ребенка, причем умственная неполноценность проявляется в период развития и сопровождается отклонениями в поведении" (X. Гроссман, 1984). Создана система медицинской класси- фикации, которая включает основные при- чины такой отсталости: инфекции, интоксикация, травмы, болезни головного мозга, хромосомная патология, нарушения в период беременности, нарушения психики и т. д. Пониженные познавательные способности, отклонения в поведении сравниваются с аналогичными показателями при нормальном развитии, причем это сравнение учитывает возраст и национальные особенности. У дошкольников эти показатели проявляются в отставании общего развития (они позже начинают ползать, сидеть, ходить, самостоятельно есть и общаться). У школьников основные признаки неполноценности проявляются в недостаточной восприимчивости в процессе обучения и неспособности использовать полученные знания в жизни. У взрослых — в плохой приспособляемости к жизни в обществе, в отсутствии нормальной трудоспособности, в невозможности образования полноценной семьи. Классификация умственной неполноценности включает слабую, среднюю, тяжелую и очень тяжелую формы. Церебральный паралич. Церебральный паралич вызывается поражением головного мозга до или во время рождения человека. Эта болезнь характеризуется полным отсутствием контроля за мышцами тела. Существует три типа церебрального паралича: 1) судорожный, при котором человек передвигается с большим трудом; 2) атетоз, выражающийся в непроизвольном движении пальцев рук и ног; 3) атаксия, проявляющаяся в отсутствии координации движения и контроля за движением. В общем случае церебральный паралич является результатом нарушений в мозговых центрах мышечного контроля. В зависимости от места и масштаба поражения головного мозга болезнь может проявляться в отсутствии координации движения, дрожании и спазмах конечностей, припадках, нарушении речи, неконтролируемости лицевых мышц, нарушении слуха и зрения, умственной отсталости. Степень паралича может колебаться от слабой до тяжелой. Аутизм. Аутизм («преобладание внутренней жизни») определяется группой необычных симптомов, проявляющихся в нескольких сферах жизни человека до достижения им трехлетнего возраста. При этой форме заболевания возникают нарушения познавательной способности. После кажущегося нормального развития ребенка может наступить резкое ухудшение. Физическое развитие обычно нормальное, но ребенок часто склонен к длительному повторению одного и того же движения. Как правило, оказывается нарушенным и сенсорное восприятие. Иногда таким больным ставится диагноз нарушения слуха, однако на самом деле они могут воспринимать выборочные звуки, ничего не значащие для нормального человека, или пребывать в состоянии поглощенности созерцанием отдельного предмета. Речь может отсутствовать полностью или быть очень запоздалой, часто дети неосознанно повторяют услышанные слова или фразы. В результате перечисленных недостатков можно отметить плохую приспособляемость таких больных к окружающей обстановке. Дети живут как бы в своем собственном мире Хотя аутизм является довольно редким заболеванием, его симптомы настолько тяжелы и проявляются в таком раннем возрасте, что таких детей очень часто помещают в специализированные клиники
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|