Воздействие положения негров на американское общество 5 глава
Тем не менее есть и черты, присущие всем типам подобных программ. Как правило, все программы предполагают минимум ограничений и имеют целью создать возможность для благоприятного взаимодействия индивида с окружающей социальной средой после отбытия исправительного наказания. По существу, службы исправления по месту жительства с помощью общественности могут классифицироваться по частоте, длительности, степени и качеству взаимодействия между персоналом и контингентом исправляемых, персоналом и местной общественностью, контингентом исправляемых и местной общественностью. Варьируясь в этих рамках, все программы, однако, не предусматривают изоляцию молодых людей от социальных групп, окружения и помощи тех систем, в которых они, как правило, задействованы. По большей части программы предполагают консультационные услуги индивидуального, семейного и группового характера, руководство группами, а также модификацию моде- лей поведения. Кроме того, большое место в этих программах уделяется межличностным отношениям между персоналом специальных служб и молодыми людьми. Другой целью подобных программ является возмещение ущерба: фактическое или символическое возмещение ущерба, причиненного пострадавшему или обществу, путем выплачивания определенных сумм или оказания социальных услуг. Хотя предпринимались попытки расширить использование этой практики, тем не менее в основном возмещение ущерба применяется по отношению к мелким правонарушителям — обычно к белым правонарушителям мужского пола, совершившим преступления против собственности и имеющим судимость t прошлом. Вероятно, наиболее радикальный сдвиг в сторону исправления по месту жительства с помощью общественности произошел в начале 70-х годов, когда в штате Массачусетс были закрыты исправительные учреждения для несовершеннолетних. До 1969 г. эти учреждения, подведомственные управлению штата по делам молодежи, были переполнены и их воспитательные и исправительные усилия давали малый эффект. После неудачных попыток создать условия для исправления по месту жительства было принято решение освободить всех подростков из исправительных учреждений для несовершеннолетних на срок в два месяца. Опыт штата Массачусетс позволил сделать три важных вывода: 1) в тех местах, где были созданы разнообразные условия для исправления, адаптация подростков прошла наиболее успешно; 2) несмотря на большое число молодых правонарушителей, вернувшихся домой, существенного роста преступности несовершеннолетних не произошло; 3) массовое исправление было достигнуто "даже без особой подготовки общественности". В результате анализа этого опыта был сделан вывод об эффективности исправления по месту жительства с помощью общественности. Большинство освобожденных подростков были помещены в относительно свободные условия, а с точки зрения затрат специальные службы, занимавшиеся их адаптацией, можно сравнить с системой школ переподготовки.
В Массачусетсе, как и в других штатах, которые последовали его примеру, были созданы частные службы, которые и оказывали специальные услуги. Неофициальное разделение труда между общественными организациями и частными службами возникло в результате проведения реформ в судопроизводстве для несовершеннолетних правонару- шителей. Частные службы, как правило, занимаются заброшенными и неустроенными детьми, а также теми, кто совершил нетяжкие преступления, а общественные организации занимаются более серьезными правонарушителями. В свою очередь, частные службы стали сторонниками исправления несовершеннолетних правонарушителей по месту жительства. Однако возникшее недавно в ряде штатов движение за создание частных исправительных учреждений расширяет сферу участия частного сектора во всех звеньях исправительной системы для несовершеннолетних.
Непредвиденные последствия Реформы часто имеют и непредвиденные последствия. Каждое нововведение может создавать новые проблемы, решать которые приходится при помощи последующих реформ. История реформ судопроизводства для несовершеннолетних является примером подобного явления. Одна из целей реформ — разделение мест заключения для взрослых и несовершеннолетних — предполагала исключение суровых мер физического наказания, которые раньше широко практиковались. Однако реформаторы не предвидели всех последствий развития широкой сети исправительных школ и мест заключения. Точно так же и реформы судопроизводства для несовершеннолетних в 70-е годы привели к целому ряду непредвиденных последствий как для самой системы судопроизводства для несовершеннолетних, так и для несовершеннолетних правонарушителей. Одно из самых крупных непредвиденных последствий заключалось в так называемом расширении охвата, когда в сферу внимания попали подростки, которые при других обстоятельствах остались бы не охваченными системой судопроизводства для несовершеннолетних. Подобные молодые люди, если бы их задержали за мелкое правонарушение, получили бы предупреждение от полиции и были бы отпущены, случись это до создания программ исправления по месту жительства с помощью общественности. Разработка же программ и создание специальных служб привели к тому, что все большее число подростков, не соприкасавшихся ранее с системой судопроизводства для несовершеннолетних или совершивших мелкое правонарушение, стали охватываться специальными службами. В связи с этим возникла проблема "отбора", т. е. выявления подростков, совершивших менее тяжкие преступления и пригодных для исправления по месту жительства с помощью общественности. Другим непредвиденным последствием реформы явилось изменение квалификации определенных правонарушений, с тем чтобы совершившие их подпали под действие программ. Например, термин "лицо, совершившее мелкое уголовное или гражданское правонарушение" был заменен такими терминами, как "лицо, нуждающееся в надзоре", "ребенок с неправильным поведением" или "ребенок с нарушениями эмоциональной сферы". И хотя изменение квалификации способствовало тому, что трудные подростки получали необходимую помощь, Дж. Хилтон отмечает, что признание у подростков "психологических отклонений" может привести к нару шению с таким трудом завоеванных прав на должное судебное рассмотрение, обжалование и правовую защиту. Более того, многие программы предполагают помощь подросткам со стороны служб, которые не подчиняются нормам судопроизводства для несовершеннолетних, что может привести к принятию произвольных решений со стороны персонала этих служб. Может возникнуть система вторичного наказания для подростков, не подчиняющихся требованиям и указаниям этих служб. Анализируя программу исправления, действующую в штате Калифорния, П. Лерман обнаружил, что в результате этой программы молодежь подвергается неоправданно строгому социальному контролю. Подростки, охваченные программой, чаще подвергались заключению за "нарушение правил исправления, на основании жалоб со стороны общественности, в целях удобства администрации, ради диагностических целей и профилактики «неправильного поведения»", чем подростки, не охваченные программой. Таким образом, реформы в области декриминализации, деинституциализации и исправления по месту жительства с помощью общественности имели ряд последствий, которые реформаторы не предвидели.
Возможно, в результате сопротивления профессионалов, широкого охвата и других трудностей, связанных с созданием новых служб, результаты реформ оказались менее эффективными, чем на это рассчитывали реформаторы. Неоднократные исследования показали, что эти программы обладают не большей эффективностью в сокращении рецидивов преступности, чем совершенствование системы судопроизводства для несовершеннолетних или просто освобождение из исправительных учреждений. Кроме того, по мере внедрения программ расходы на их осу-
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ: АЛЬТЕРНАТИВЫ СУДЕБНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ISO
можно привести как пример закон АВ 3121, принятый в Калифорнии (М. Клейн).
Скорее всего, в будущем будет расширяться система исправления по месту жительства с помощью общественности. Эти программы имеют более широкий диапазон услуг для несовершеннолетних, чем исправительные учреждения. Таким образом, интерес законодателей к исправлению по месту жительства как новому, более эффективному и менее дорогостоящему способу борьбы с преступностью несовершеннолетних будет возрастать. Программы исправления, вероятно, будут включать такие методы исправления, действующие в рамках семьи в течение определенного времени, какие используются сейчас в системе оказания социальной помощи детям. Еще одна проблема, с которой придется столкнуться разработчикам программ, — отсутствие координации между различными системами, занимающимися трудными подростками. По статистике, 5—8% всех несовершеннолетних имеют проблемы, связанные с психическим состоянием, злоупотреблением наркотиками и алкоголем, отклонениями в поведении. Такие молодые люди попадают в сферу внимания различных систем, например судопроизводства для несовершеннолетних, социальной помощи для детей, наркологических центров и психиатрических клиник. Стоимость их содержания для общества не оправдывается их количеством. Для решения этой проблемы необходимы эффективные механизмы координации, включая одновременные услуги ряда служб и применение эффективных методов управления. Стремление к менее узким и более широким подходам к исправлению несовершеннолетних правонарушителей нашло отражение в соглашениях о сотрудничестве, достигнутых в 1985 г. между Федеральным управлением по борьбе с алкоголизмом, наркоманией и психическому здоровью и Управлением по судопроизводству для несовершеннолетних и профилактике преступности среди них. Хотя реформы 70-х годов в области судопроизводства для несовершеннолетних и подвергаются критике, они, скорее всего, будут продолжены. Если уровень рецидивной преступности не возрастет в результате исправления по месту жительства с помощью общественности, то исправление в условиях меньших ограничений сохранится как эффективная, более гуманная и менее дорогостоящая альтернатива исправительным учреждениям для несовершеннолетних. Поэтому 151 НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ: АЛЬТЕРНАТИВЫ СУДЕБНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ • Hylton I. H. (1982). Rhetoric and Reality: A Critical Appraisal of Community Correctional Programs.-- Crime and Delinquency, 28(3) 341—373. 'Klein M.W. (1983). Where Juvenile Justice Meets Social Service. In: E. Seidman (Ed.). Handbook of Social Intervention (p 362—384). Beverly Hills, Calif.. Sage Publications. • Lerman P. (1975). Community Treatment and Social Control: A Critical Analysis of Juvenile Correctional Policy. Chicago: University of Chicago Press. • National Advisory Committee for Juvenile Justice and Delinquency Prevention (1984). Serious Juvenile Crime: A Redirected Federal Effort. Wash., D. C: Office of Juvenile Justice and Delinquency. 153 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ Многие из программ по обеспечению занятости и подготовке кадров, принятые за последние 20 лет, были нацелены на преодоление двух специфических препятствий на пути к получению работы: недостаточной общеобразовательной подготовки и отсутствия необходимых профессиональных навыков у лиц, желающих занять то или иное рабочее место. Социальные программы по обеспечению занятости заостряют внимание еще на одном препятствии: нежелании работодателей принимать на работу неблагополучных американских граждан лишь потому, что те не обладают качествами, необходимыми для выполнения любой работы. К последним относятся, в частности, самодисциплина, необходимая для регулярного и своевременного выхода на работу, способность устанавливать правильные взаимоотношения с коллегами и начальниками. У многих американских безработных отсутствует, кроме того, мотивация, поскольку они не ощущают обратной связи, соотносящей заработки с работой; им не хватает также чувства уверенности в себе, в том, что они могут добиться успеха в работе. Помощь таким людям в рамках социальных программ по обеспечению занятости заключается в подборе мест (обычно на ограниченный период и субсидируемых программами) в общественных и частных некоммерческих организациях. Некоторые из программ имеют и дополнительные цели, например обеспечить людей доходом, поощрить подростков не бросать школу и уменьшить вероятность правонарушений в городе. Предоставляемые рабочие места обычно не требуют высокой квалификации; чаще всего это канцелярская или ремонтные работы, иногда — дневной уход за детьми и животными, помощь школьникам, ремонт квартир и т. п. В последние годы программы профессионального обучения с целью трудоустройства (ПОТ) стали распространяться главным образом на получателей помощи по линии Программы помощи семьям с зависимыми детьми (ПСЗД). Как правило, ПОТ требуют от людей, которым оказывают помощь, "отработать" субсидии, т. е. определенное количество часов ежемесячно, равное размеру субсидии, поделенной на минимальную заработную плату. ПОТ были приняты многими штатами в качестве составной части социальных программ по обеспечению занятости, санкционированных Законом о сбалансированном бюджете (1981). Общенациональная показательная программа по обеспечению занятости, осуществляемая в 70-е годы, обеспечивала полную занятость в течение 12—18 месяцев получателям помощи по линии ПСЗД и трем другим категориям: бывшим правонарушителям, бывшим наркоманам, молодым людям, исключенным из школ и, как правило, имеющим приводы. Финансируемая целым рядом федеральных органов и Фондом Форда, эта программа прошла апробацию в 21 общине. Она требовала постоянного контроля над людьми, работающими на определенных рабочих местах, причем требования к ним повышались по мере их адаптации на работе. Участникам программы разрешалось работать группами и поддерживать друг друга. В последние два десятилетия социальные программы по обеспечению занятости широко использовались в крупных, финансируемых федеральными органами программах занятости и подготовки кадров для неблагополучных категорий граждан. Самой крупной из финансируемых в 60-е годы была программа, ориентированная на проблемы молодежи на местах; именно она послужила основой для выводов о важной роли занятости для решения молодежных проблем. Эта программа была основана в соответствии с Законом о равных экономических возможностях (1964) в трех модификациях: программа полной за- нятости для исключенных из школ, программа частичной занятости для школьников и летняя молодежная программа. В первые восемь лет существования программа охватила более 4 млн человек. Примерно три пятых из них участвовали в летних программах занятости, причем число участников возросло от одной трети в 1965 г. до трех четвертей в 1972 г. Закон о всеобщей занятости (ЗВЗ) в 1973 г. переложил ответственность за разработку и осуществление программ типа программы, ориентированной на проблемы молодежи на местах, с Министерства труда на более чем 400 городов, округов и штатов, которые должны были взять на себя основное финансирование. В законе уделялось большое внимание приобретению опыта работы. По этому закону продолжали действовать программы летней занятости для подростков. Он также предлагал Другие рабочие места для молодежи, особенно после того, как был утвержден Закон о трудоустройстве молодежи и осуществлении показательных проектов (1977). В рамках закона 1977 г., ознаменовавшего существенное расширение программ занятости для неблагополучной молодежи, осуществлялись десятки различных программ, многие из которых предлагали рабочие места на целый год. Самые крупные программы — Программа занятости и профессионального обучения для молодежи (ПЗПО), которая осуществлялась в масштабах всей страны, и пробные программы занятости для молодежи ШЗМ), которые предусматривали гарантированную первую работу в 17 местностях. При условии продолжения или возобновления учебы в школе, которое ставилось перед участниками программ, ПЗМ предлагали неблагополучной молодежи рабочие места с минимальной заработной платой на неполный рабочий день в течение учебного года и на полный рабочий день летом. В отличие от других программ, рабочие места в рамках ПЗМ могли предоставляться в частных коммерческих структурах с полностью субсидируемой заработной платой или в государственных и частных некоммерческих организациях. Из-за большой доли субсидий на заработную плату и критики программ, как создающих "искусственные рабочие места" и не оказывающих длительного воздействия на состояние занятости и заработков, в 1982 г. вместо ЗВЗ был разработан документ о партнерстве и переподготовке кадров, определивший объемы средств, выделяемых для субси- дирования заработной платы из различных источников, который начал действовать в 1983 г. Исследования показали, что осуществление сколько-нибудь крупных программ при таком порядке финансирования стало невозможным. Результаты Результаты социальных программ по обеспечению занятости неоднозначны. Многие исследователи ранних программ занятости для молодежи и летних программ для молодежи в рамках ЗВЗ считают, что рабочие места не требуют какой-либо квалификации и мало что дают молодежи, а субсидии для летних программ превышают размеры реальной заработной платы. В ходе исследований установлено, что программы нисколько не способствовали получению работы в будущем. Более того, не наблюдалось никакого влияния программ на молодых людей, исключенных из школ. Что касается программ для взрослых, то, как свидетельствуют длительные исследования ранних программ в рамках ЗВЗ, приобретение опыта работы не оказывало никакого положительного воздействия на их участников. Более позитивные результаты продемонстрировали исследования последующих социальных программ по обеспечению занятости. Оценивая результаты годовой ПЗПО, осуществляемой в соответствии с Законом о трудоустройстве молодежи 1977 г., можно сказать, что предоставляемые рабочие места обеспечивали довольно высокую квалификацию. На основании исследования годовой ПЗМ для школьников сделаны выводы о том, что участники программы работали, со временем добились повышения своей квалификации, оказывали реальные услуги субсидирующим их агентствам, короче говоря, действительно работали, а не занимали "искусственные" рабочие места. Анализ результатов ПЗМ уже после завершения программы показал, что для молодежи трудоспособного возраста, участвовавшей ранее в программе, характерны более высокая занятость и более высокие заработки, чем для лиц, не принимавших участие в программе. После полного завершения программы их заработки в течение года почти на 40% превышали заработки последних. Однако программа не повлияла на число молодых людей, остающихся в школах или возвращающихся в них. Кроме того, было установлено, что общенациональные программы по обеспечению занятости помимо молодежи оказались эф-
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ 154 ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
фективными и для двух других категорий. Для матерей, в течение длительного времени получающих социальные пособия, участие в программах позволило повысить их занятость и заработки, уменьшить зависимость от органов социального обеспечения. Соответственно уменьшились затраты на социальные пособия матерям. Положительное влияние программы оказали также и на занятость бывших правонарушителей. Потенциал Значимость подобных программ несомненна. Вместо того чтобы вести дискуссии о том, насколько целесообразны в целом социальные программы по обеспечению занятости, для законодателей и практиков было бы полезнее усвоить уроки уже осуществленных программ и провести разграничение: определить, какие именно программы, при каких обстоятельствах и для каких категорий граждан являются наиболее эффективными. Лоуренс Нейл Бейлис, Джозеф Бэлл См. также: Безработица и неполная занятость; Пособия: система "отработки". • Auletta К. (1982). The Underclass. N. У.: Random House. • Ball I., et a!. (1980). The Quality of Work in the Youth Entitlement Demonstration Research Corp. • MDC, Inc. (1978). Aspects of Meaningful Work Experience for Youth (Vol. 1). Chapel Hill, N. C: Author. ОБРАЗОВАНИЕ По данной общей теме см. статьи: Административное управление в социальном обеспечении История и эволюция практической социальной работы Международная система образования социальных работников Наблюдение и контроль в социальной работе Образование для социальных работников Обучение семейной жизни Планирование и управление Повышение квалификации социальных работников Сеттльменты и территориальные центры Совет по образованию социальных работников Школа и социальная работа ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В школах социальной работы и в соответствующих программах колледжей и университетов заложены три уровня обучения социальной работе: для получения степени бакалавра, степени магистра и докторской степени. В государственных колледжах и университетах осуществляется 55% всех программ и 65% совместных программ для студентов и аспирантов. В 1984 г. по бакалаврским программам обучалось 21,5 тыс. студентов по полной программе и около 3 тыс. студентов — по неполной. Полную программу на соискание степени магистра проходили 14,3 тыс. студентов, неполную — 7,2 тыс. Полный курс на получение докторской степени прослушали 0,8 тыс., неполный — примерно 1 тыс. человек. Исторический обзор Система обучения социальных работников берет начало в конце XIX в. и обязана своим возникновением усилиям социальных служб, заботившихся об улучшении качества и системном характере оказания помощи бедным и вообще всем людям, находящимся на иждивении у других. Многие руководители благотворительных организаций, имевшие опыт практической работы, пришли к выводу о необходимости постепенной замены на социальной работе добровольцев штатными служащими. Поэтому стало необходимым соответствующее образование, которое позволило бы обеспечить достаточно высокий уровень работы социальных служб. Опыт экономической депрессии, а также понимание взаимосвязи индивидуальных и общественных причин роста нищеты привели к лучшему пониманию целей благотворительных организаций и сферы их деятельности. Проблемы каждого отдельного человека стали восприниматься как более сложные и болезненные. Моралистский подход, свойственный прежним годам, сменился заинтересованностью в выявлении причин и воплощении в жизнь научных принципов оказания помощи отдельным людям и семьям в решении их проблем. В центре внимания первых программ обучения социальных работников находились: обязательный минимум практических и теоретических знаний, которые должны содержаться в учебных планах; соответствие образования требованиям практики; выработка и применение стандартов обучения. Указанные вопросы занимали центральное место и в практике обучения социальной работе. Первые школы, хотя в большинстве своем и независимые, были все же связаны с соответствующими социальными организациями. Неизменно важную роль в разработке программ социального обучения для высшей школы играли учреждения социальной помощи неблагополучным семьям. Эти учреждения вносили в программы требования о знании практики социальной работы по защите интересов и благополучия семьи, детей, а также указывали на необходимость учета окружающей такие семьи внешней среды. К концу первой мировой войны Ассоциация подготовительных школ для профессиональной социальной работы координировала 17 программ. В1927 г. она стала Ассоциацией школ социальной работы. Ассоциация, изначально созданная главным образом для поддержания связей между школами, превратилась в форум для выработки нормативов учебной работы. В 1924 г. Ассоциация разработала нормативы (учебные планы) для регулярных курсов обучения, для ответственных работников администрации и для курсов, создаваемых при университетах. Уже в 30-е годы XX в. Ассоциация школ социальной работы разработала минимальную, рассчитанную на год программу, которая предусматривала набор определенных учебных курсов, преподаваемых как в классах, так и на практике, так сказать, "в поле". Эти учебные курсы получили признание в качестве нормативных для обучения социальной работе. Тенденция включения программ социальной работы в систему университетского образования нашла свое выражение в конце 30-х годов, когда в Ассоциацию принимались только школы социальной работы, которые действовали в рамках высших учебных заведений. При этом предусматривалась реализация двухгодичных программ, дававших основание для получения степени магистра. В Ассоциацию принимались только школы, обладавшие подобными программами. До 1974 г. обучение по двухгодичной аспирантской программе оставалось единственной формой, признанной в качестве условия аттестации профессионального социального работника. Совет по образованию. в 1946г. был образован Совет по образованию для социальных работников, который объединил ранее существовавшие организации. В состав Совета входили представители университетов, профессиональных ассоциаций, общественных и государственных учреждений. Проблемы стандартизации учебных планов, их сертификации и оценки, а также все другие вопросы, связанные с профессиональной подготовкой, были отнесены к компетенции Совета. Этим проблемам посвящен целый ряд разработок учебных планов и форм их реализации. В то время как американская Ассоциация школ социальной работы требовала наличия в программах, подлежащих сертификации, курса "восьми основных дисциплин" (социальная помощь неблагополучным семьям, государственное социальное обеспечение, работа с различными общественными группами, организация местных общин, регулирование, исследовательская работа, информация по проблемам медицины, информация по проблемам психиатрии), новый курс 1952 г. был более гибким и не требовал включения жестко определенных предметов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|