Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воздействие положения негров на американское общество 5 глава




Тем не менее есть и черты, присущие всем типам подобных программ. Как правило, все программы предполагают минимум ограни­чений и имеют целью создать возможность для благоприятного взаимодействия индиви­да с окружающей социальной средой после отбытия исправительного наказания. По су­ществу, службы исправления по месту жи­тельства с помощью общественности могут классифицироваться по частоте, длительно­сти, степени и качеству взаимодействия между персоналом и контингентом исправля­емых, персоналом и местной общественно­стью, контингентом исправляемых и местной общественностью. Варьируясь в этих рамках, все программы, однако, не предусматривают изоляцию молодых людей от социальных групп, окружения и помощи тех систем, в которых они, как правило, задействованы. По большей части программы предполагают консультационные услуги индивидуального, семейного и группового характера, руковод­ство группами, а также модификацию моде-


лей поведения. Кроме того, большое место в этих программах уделяется межличностным отношениям между персоналом специальных служб и молодыми людьми.

Другой целью подобных программ явля­ется возмещение ущерба: фактическое или символическое возмещение ущерба, причи­ненного пострадавшему или обществу, путем выплачивания определенных сумм или ока­зания социальных услуг. Хотя предпринима­лись попытки расширить использование этой практики, тем не менее в основном возмеще­ние ущерба применяется по отношению к мелким правонарушителям — обычно к бе­лым правонарушителям мужского пола, со­вершившим преступления против собствен­ности и имеющим судимость t прошлом.

Вероятно, наиболее радикальный сдвиг в сторону исправления по месту жительства с помощью общественности произошел в нача­ле 70-х годов, когда в штате Массачусетс были закрыты исправительные учреждения для несовершеннолетних. До 1969 г. эти уч­реждения, подведомственные управлению штата по делам молодежи, были переполне­ны и их воспитательные и исправительные усилия давали малый эффект. После неудач­ных попыток создать условия для исправле­ния по месту жительства было принято реше­ние освободить всех подростков из исправительных учреждений для несовер­шеннолетних на срок в два месяца. Опыт шта­та Массачусетс позволил сделать три важных вывода: 1) в тех местах, где были созданы раз­нообразные условия для исправления, адап­тация подростков прошла наиболее успешно; 2) несмотря на большое число молодых пра­вонарушителей, вернувшихся домой, суще­ственного роста преступности несовершенно­летних не произошло; 3) массовое исправление было достигнуто "даже без осо­бой подготовки общественности". В результа­те анализа этого опыта был сделан вывод об эффективности исправления по месту жи­тельства с помощью общественности. Боль­шинство освобожденных подростков были по­мещены в относительно свободные условия, а с точки зрения затрат специальные службы, занимавшиеся их адаптацией, можно срав­нить с системой школ переподготовки.

В Массачусетсе, как и в других штатах, которые последовали его примеру, были со­зданы частные службы, которые и оказывали специальные услуги. Неофициальное разде­ление труда между общественными органи­зациями и частными службами возникло в результате проведения реформ в судопроиз­водстве для несовершеннолетних правонару-


шителей. Частные службы, как правило, за­нимаются заброшенными и неустроенными детьми, а также теми, кто совершил нетяж­кие преступления, а общественные организа­ции занимаются более серьезными правона­рушителями. В свою очередь, частные службы стали сторонниками исправления не­совершеннолетних правонарушителей по ме­сту жительства. Однако возникшее недавно в ряде штатов движение за создание частных исправительных учреждений расширяет сферу участия частного сектора во всех звень­ях исправительной системы для несовершен­нолетних.

Непредвиденные последствия

Реформы часто имеют и непредвиденные последствия. Каждое нововведение может со­здавать новые проблемы, решать которые приходится при помощи последующих ре­форм. История реформ судопроизводства для несовершеннолетних является примером по­добного явления. Одна из целей реформ — разделение мест заключения для взрослых и несовершеннолетних — предполагала иск­лючение суровых мер физического наказа­ния, которые раньше широко практикова­лись. Однако реформаторы не предвидели всех последствий развития широкой сети ис­правительных школ и мест заключения. Точ­но так же и реформы судопроизводства для несовершеннолетних в 70-е годы привели к целому ряду непредвиденных последствий как для самой системы судопроизводства для несовершеннолетних, так и для несовершен­нолетних правонарушителей.

Одно из самых крупных непредвиденных последствий заключалось в так называемом расширении охвата, когда в сферу внимания попали подростки, которые при других обсто­ятельствах остались бы не охваченными сис­темой судопроизводства для несовершенно­летних. Подобные молодые люди, если бы их задержали за мелкое правонарушение, полу­чили бы предупреждение от полиции и были бы отпущены, случись это до создания про­грамм исправления по месту жительства с по­мощью общественности. Разработка же про­грамм и создание специальных служб привели к тому, что все большее число подро­стков, не соприкасавшихся ранее с системой судопроизводства для несовершеннолетних или совершивших мелкое правонарушение, стали охватываться специальными служба­ми. В связи с этим возникла проблема "отбо­ра", т. е. выявления подростков, совершив­ших менее тяжкие преступления и


пригодных для исправления по месту житель­ства с помощью общественности.

Другим непредвиденным последствием реформы явилось изменение квалификации определенных правонарушений, с тем чтобы совершившие их подпали под действие про­грамм. Например, термин "лицо, совершив­шее мелкое уголовное или гражданское пра­вонарушение" был заменен такими терминами, как "лицо, нуждающееся в над­зоре", "ребенок с неправильным поведением" или "ребенок с нарушениями эмоциональной сферы". И хотя изменение квалификации способствовало тому, что трудные подростки получали необходимую помощь, Дж. Хилтон отмечает, что признание у подростков "пси­хологических отклонений" может привести к нару шению с таким трудом завоеванных прав на должное судебное рассмотрение, обжало­вание и правовую защиту. Более того, многие программы предполагают помощь подрост­кам со стороны служб, которые не подчиня­ются нормам судопроизводства для несовер­шеннолетних, что может привести к принятию произвольных решений со стороны персонала этих служб. Может возникнуть си­стема вторичного наказания для подростков, не подчиняющихся требованиям и указаниям этих служб. Анализируя программу исправ­ления, действующую в штате Калифорния, П. Лерман обнаружил, что в результате этой программы молодежь подвергается неоправ­данно строгому социальному контролю. Под­ростки, охваченные программой, чаще под­вергались заключению за "нарушение правил исправления, на основании жалоб со стороны общественности, в целях удобства админист­рации, ради диагностических целей и профи­лактики «неправильного поведения»", чем подростки, не охваченные программой. Та­ким образом, реформы в области декримина­лизации, деинституциализации и исправле­ния по месту жительства с помощью общественности имели ряд последствий, ко­торые реформаторы не предвидели.

Возможно, в результате сопротивления профессионалов, широкого охвата и других трудностей, связанных с созданием новых служб, результаты реформ оказались менее эффективными, чем на это рассчитывали ре­форматоры. Неоднократные исследования показали, что эти программы обладают не большей эффективностью в сокращении ре­цидивов преступности, чем совершенствова­ние системы судопроизводства для несовер­шеннолетних или просто освобождение из исправительных учреждений. Кроме того, по мере внедрения программ расходы на их осу-


 

программы исправления по месту жительст­ва, предусматривающие активную и посте­пенную интеграцию подростков в общество, представляют собой разумную альтернативу изоляции несовершеннолетних от общества, в котором им в дальнейшем придется жить. Дж Хоукинс, Г. Дайек См. также: Дети-беглецы; Исправительные учреждения для несовершеннолетних; Несовершеннолетние преступники и правонарушители; Несовершеннолет­ние преступники и правосудие.

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ: АЛЬТЕРНАТИВЫ СУДЕБНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ISO

ществление существенно возросли в ряде мест и, скорее всего, привели к росту расходов в других сферах, таких, как социальное обес­печение детей и психиатрическое лечение. Тем не менее результаты свидетельству­ют, что подавляющее большинство правона­рушителей и подростков с отклоняющимся поведением могут быть исправлены по месту жительства, т. е. в условиях с гораздо мень­шими ограничениями, чем в исправительных учреждениях. Как уже отмечалось выше, за­крытие государственных учреждений для не­совершеннолетних в Массачусетсе не приве­ло к существенному росту преступности. Более того, исправление по месту жительства с помощью общественности, судя по всему, дает не худшие результаты, чем исправитель­ные учреждения, и может в конечном счете помочь общественности решить проблемы ре­интеграции несовершеннолетних правонару­шителей. Хотя нет единого мнения относи­тельно масштабов использования программ, для многих молодых людей эти программы предотвратили судебное преследование. Критические замечания и изменения Несмотря на очевидные успехи, выявлен­ные недостатки деинституциализации и исп­равления по месту жительства с помощью общественности требуют внесения опреде­ленных изменений. Критики реформ обвини­ли реформаторов в том, что они подрывают дисциплину среди молодежи, уважение к власти, страдают чрезмерной мягкостью и не­сут ответственность за развал общественного порядка. Все еще звучат призывы к более суровому наказанию и изоляции правонарушителей с помощью длительных сроков заключения. Национальный консультативный комитет по системе правосудия для несовершеннолетних (1984) рекомендовал сосредоточить внима­ние федеральной политики на несовершен­нолетних правонарушителях, совершающих тяжкие, повторные пли насильственные пре­ступления. Комитет выступил с предложени­ем, чтобы Федеральное управление по судо­производству для несовершеннолетних и профилактике преступности среди них отка­залось от деинституциализации как приори­тетной цели и чтобы все без исключения пра­вонарушители представали перед судами для взрослых, т. е. занял позицию сторонников упразднения судов для несовершеннолетних. В некоторых штатах и районах уже приняты законы, предусматривающие более суровое наказание за тяжкие преступления; здесь

можно привести как пример закон АВ 3121, принятый в Калифорнии (М. Клейн).

Скорее всего, в будущем будет расши­ряться система исправления по месту жи­тельства с помощью общественности. Эти программы имеют более широкий диапазон услуг для несовершеннолетних, чем исправи­тельные учреждения. Таким образом, инте­рес законодателей к исправлению по месту жительства как новому, более эффективному и менее дорогостоящему способу борьбы с преступностью несовершеннолетних будет возрастать. Программы исправления, вероят­но, будут включать такие методы исправле­ния, действующие в рамках семьи в течение определенного времени, какие используются сейчас в системе оказания социальной помо­щи детям.

Еще одна проблема, с которой придется столкнуться разработчикам программ, — от­сутствие координации между различными системами, занимающимися трудными подростками. По статистике, 5—8% всех не­совершеннолетних имеют проблемы, связан­ные с психическим состоянием, злоупотреб­лением наркотиками и алкоголем, отклонениями в поведении. Такие молодые люди попадают в сферу внимания различных систем, например судопроизводства для несо­вершеннолетних, социальной помощи для детей, наркологических центров и психиат­рических клиник. Стоимость их содержания для общества не оправдывается их количест­вом. Для решения этой проблемы необходи­мы эффективные механизмы координации, включая одновременные услуги ряда служб и применение эффективных методов управле­ния. Стремление к менее узким и более широким подходам к исправлению несовер­шеннолетних правонарушителей нашло от­ражение в соглашениях о сотрудничестве, до­стигнутых в 1985 г. между Федеральным управлением по борьбе с алкоголизмом, нар­команией и психическому здоровью и Управ­лением по судопроизводству для несовершен­нолетних и профилактике преступности среди них.

Хотя реформы 70-х годов в области судо­производства для несовершеннолетних и под­вергаются критике, они, скорее всего, будут продолжены. Если уровень рецидивной преступности не возрастет в результате исп­равления по месту жительства с помощью общественности, то исправление в условиях меньших ограничений сохранится как эффек­тивная, более гуманная и менее дорогостоя­щая альтернатива исправительным учрежде­ниям для несовершеннолетних. Поэтому


151 НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ: АЛЬТЕРНАТИВЫ СУДЕБНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

• Hylton I. H. (1982). Rhetoric and Reality: A Critical Appraisal of Community Correctional Programs.-- Crime and Delinquency, 28(3) 341—373. 'Klein M.W. (1983). Where Juvenile Justice Meets Social Service. In: E. Seidman (Ed.). Handbook of Social Intervention (p 362—384). Beverly Hills, Calif.. Sage Pub­lications. • Lerman P. (1975). Community Treatment and Social Control: A Critical Analysis of Juvenile Correctional Policy. Chicago: University of Chicago Press. • National Advisory Committee for Juvenile Justice and Delinquency Prevention (1984). Serious Juvenile Crime: A Redirected Federal Effort. Wash., D. C: Office of Juvenile Justice and Delinquency.



153


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ


 



ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ

Многие из программ по обеспечению за­нятости и подготовке кадров, принятые за по­следние 20 лет, были нацелены на преодоле­ние двух специфических препятствий на пути к получению работы: недостаточной об­щеобразовательной подготовки и отсутствия необходимых профессиональных навыков у лиц, желающих занять то или иное рабочее место. Социальные программы по обеспече­нию занятости заостряют внимание еще на одном препятствии: нежелании работодате­лей принимать на работу неблагополучных американских граждан лишь потому, что те не обладают качествами, необходимыми для выполнения любой работы. К последним от­носятся, в частности, самодисциплина, необ­ходимая для регулярного и своевременного выхода на работу, способность устанавливать правильные взаимоотношения с коллегами и начальниками. У многих американских без­работных отсутствует, кроме того, мотива­ция, поскольку они не ощущают обратной связи, соотносящей заработки с работой; им не хватает также чувства уверенности в себе, в том, что они могут добиться успеха в работе. Помощь таким людям в рамках социаль­ных программ по обеспечению занятости заключается в подборе мест (обычно на ограниченный период и субсидируемых про­граммами) в общественных и частных неком­мерческих организациях. Некоторые из про­грамм имеют и дополнительные цели, например обеспечить людей доходом, поощ­рить подростков не бросать школу и умень­шить вероятность правонарушений в городе.

Предоставляемые рабочие места обычно не требуют высокой квалификации; чаще всего это канцелярская или ремонтные рабо­ты, иногда — дневной уход за детьми и живо­тными, помощь школьникам, ремонт квартир и т. п.


В последние годы программы профессио­нального обучения с целью трудоустройства (ПОТ) стали распространяться главным об­разом на получателей помощи по линии Про­граммы помощи семьям с зависимыми деть­ми (ПСЗД). Как правило, ПОТ требуют от людей, которым оказывают помощь, "отрабо­тать" субсидии, т. е. определенное количест­во часов ежемесячно, равное размеру субси­дии, поделенной на минимальную заработную плату. ПОТ были приняты мно­гими штатами в качестве составной части со­циальных программ по обеспечению занято­сти, санкционированных Законом о сбалансированном бюджете (1981).

Общенациональная показательная про­грамма по обеспечению занятости, осуществ­ляемая в 70-е годы, обеспечивала полную занятость в течение 12—18 месяцев получа­телям помощи по линии ПСЗД и трем другим категориям: бывшим правонарушителям, бывшим наркоманам, молодым людям, исключенным из школ и, как правило, имею­щим приводы. Финансируемая целым рядом федеральных органов и Фондом Форда, эта программа прошла апробацию в 21 общине. Она требовала постоянного контроля над людьми, работающими на определенных ра­бочих местах, причем требования к ним по­вышались по мере их адаптации на работе. Участникам программы разрешалось рабо­тать группами и поддерживать друг друга.

В последние два десятилетия социальные программы по обеспечению занятости широ­ко использовались в крупных, финансируе­мых федеральными органами программах занятости и подготовки кадров для неблагопо­лучных категорий граждан. Самой крупной из финансируемых в 60-е годы была програм­ма, ориентированная на проблемы молодежи на местах; именно она послужила основой для выводов о важной роли занятости для ре­шения молодежных проблем. Эта программа была основана в соответствии с Законом о равных экономических возможностях (1964) в трех модификациях: программа полной за-


нятости для исключенных из школ, програм­ма частичной занятости для школьников и летняя молодежная программа.

В первые восемь лет существования про­грамма охватила более 4 млн человек. При­мерно три пятых из них участвовали в летних программах занятости, причем число участ­ников возросло от одной трети в 1965 г. до трех четвертей в 1972 г.

Закон о всеобщей занятости (ЗВЗ) в 1973 г. переложил ответственность за разра­ботку и осуществление программ типа про­граммы, ориентированной на проблемы мо­лодежи на местах, с Министерства труда на более чем 400 городов, округов и штатов, ко­торые должны были взять на себя основное финансирование. В законе уделялось боль­шое внимание приобретению опыта работы. По этому закону продолжали действовать программы летней занятости для подростков. Он также предлагал Другие рабочие места для молодежи, особенно после того, как был утвержден Закон о трудоустройстве молоде­жи и осуществлении показательных проектов (1977).

В рамках закона 1977 г., ознаменовавше­го существенное расширение программ заня­тости для неблагополучной молодежи, осу­ществлялись десятки различных программ, многие из которых предлагали рабочие места на целый год. Самые крупные программы — Программа занятости и профессионального обучения для молодежи (ПЗПО), которая осуществлялась в масштабах всей страны, и пробные программы занятости для молодежи ШЗМ), которые предусматривали гаранти­рованную первую работу в 17 местностях. При условии продолжения или возобновле­ния учебы в школе, которое ставилось перед участниками программ, ПЗМ предлагали не­благополучной молодежи рабочие места с ми­нимальной заработной платой на неполный рабочий день в течение учебного года и на полный рабочий день летом. В отличие от других программ, рабочие места в рамках ПЗМ могли предоставляться в частных коммерческих структурах с полностью субси­дируемой заработной платой или в государст­венных и частных некоммерческих организа­циях.

Из-за большой доли субсидий на заработ­ную плату и критики программ, как создаю­щих "искусственные рабочие места" и не ока­зывающих длительного воздействия на состояние занятости и заработков, в 1982 г. вместо ЗВЗ был разработан документ о парт­нерстве и переподготовке кадров, определив­ший объемы средств, выделяемых для субси-


дирования заработной платы из различных источников, который начал действовать в 1983 г. Исследования показали, что осущест­вление сколько-нибудь крупных программ при таком порядке финансирования стало невозможным.

Результаты

Результаты социальных программ по обеспечению занятости неоднозначны. Мно­гие исследователи ранних программ занято­сти для молодежи и летних программ для мо­лодежи в рамках ЗВЗ считают, что рабочие места не требуют какой-либо квалификации и мало что дают молодежи, а субсидии для летних программ превышают размеры реаль­ной заработной платы. В ходе исследований установлено, что программы нисколько не способствовали получению работы в буду­щем. Более того, не наблюдалось никакого влияния программ на молодых людей, иск­люченных из школ. Что касается программ для взрослых, то, как свидетельствуют дли­тельные исследования ранних программ в рамках ЗВЗ, приобретение опыта работы не оказывало никакого положительного воздей­ствия на их участников.

Более позитивные результаты продемон­стрировали исследования последующих со­циальных программ по обеспечению занято­сти. Оценивая результаты годовой ПЗПО, осуществляемой в соответствии с Законом о трудоустройстве молодежи 1977 г., можно сказать, что предоставляемые рабочие места обеспечивали довольно высокую квалифика­цию. На основании исследования годовой ПЗМ для школьников сделаны выводы о том, что участники программы работали, со вре­менем добились повышения своей квалифи­кации, оказывали реальные услуги субсиди­рующим их агентствам, короче говоря, действительно работали, а не занимали "ис­кусственные" рабочие места.

Анализ результатов ПЗМ уже после за­вершения программы показал, что для моло­дежи трудоспособного возраста, участвовав­шей ранее в программе, характерны более высокая занятость и более высокие заработ­ки, чем для лиц, не принимавших участие в программе. После полного завершения про­граммы их заработки в течение года почти на 40% превышали заработки последних. Одна­ко программа не повлияла на число молодых людей, остающихся в школах или возвраща­ющихся в них.

Кроме того, было установлено, что обще­национальные программы по обеспечению занятости помимо молодежи оказались эф-


 


ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ


154


ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ


 


фективными и для двух других категорий. Для матерей, в течение длительного времени получающих социальные пособия, участие в программах позволило повысить их занятость и заработки, уменьшить зависимость от орга­нов социального обеспечения. Соответствен­но уменьшились затраты на социальные по­собия матерям. Положительное влияние программы оказали также и на занятость быв­ших правонарушителей.

Потенциал

Значимость подобных программ несом­ненна. Вместо того чтобы вести дискуссии о том, насколько целесообразны в целом соци­альные программы по обеспечению занято­сти, для законодателей и практиков было бы полезнее усвоить уроки уже осуществленных программ и провести разграничение: опреде­лить, какие именно программы, при каких обстоятельствах и для каких категорий граж­дан являются наиболее эффективными.

Лоуренс Нейл Бейлис,

Джозеф Бэлл

См. также: Безработица и неполная заня­тость; Пособия: система "отработки".

Auletta К. (1982). The Underclass. N. У.: Random House. • Ball I., et a!. (1980). The Quality of Work in the Youth Entitlement Demonstration Research Corp. • MDC, Inc. (1978). Aspects of Meaningful Work Experience for Youth (Vol. 1). Chapel Hill, N. C: Author.

ОБРАЗОВАНИЕ

По данной общей теме см. статьи:

Административное управление в со­циальном обеспечении

История и эволюция практической социальной работы

Международная система образова­ния социальных работников

Наблюдение и контроль в социаль­ной работе

Образование для социальных ра­ботников

Обучение семейной жизни

Планирование и управление

Повышение квалификации социаль­ных работников

Сеттльменты и территориальные центры

Совет по образованию социальных работников

Школа и социальная работа


ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

В школах социальной работы и в соответ­ствующих программах колледжей и универ­ситетов заложены три уровня обучения соци­альной работе: для получения степени бакалавра, степени магистра и докторской степени. В государственных колледжах и университетах осуществляется 55% всех программ и 65% совместных программ для студентов и аспирантов. В 1984 г. по бакалаврским программам обучалось 21,5 тыс. студентов по полной программе и около 3 тыс. студентов — по неполной. Пол­ную программу на соискание степени магист­ра проходили 14,3 тыс. студентов, непол­ную — 7,2 тыс. Полный курс на получение докторской степени прослушали 0,8 тыс., не­полный — примерно 1 тыс. человек.

Исторический обзор

Система обучения социальных работни­ков берет начало в конце XIX в. и обязана своим возникновением усилиям социальных служб, заботившихся об улучшении качества и системном характере оказания помощи бед­ным и вообще всем людям, находящимся на иждивении у других. Многие руководители благотворительных организаций, имевшие опыт практической работы, пришли к выводу о необходимости постепенной замены на социальной работе добровольцев штатными служащими. Поэтому стало необходимым со­ответствующее образование, которое позво­лило бы обеспечить достаточно высокий уро­вень работы социальных служб.

Опыт экономической депрессии, а также понимание взаимосвязи индивидуальных и общественных причин роста нищеты привели к лучшему пониманию целей благотвори­тельных организаций и сферы их деятельно­сти. Проблемы каждого отдельного человека стали восприниматься как более сложные и болезненные. Моралистский подход, свойст­венный прежним годам, сменился заинтере­сованностью в выявлении причин и воплоще­нии в жизнь научных принципов оказания помощи отдельным людям и семьям в реше­нии их проблем. В центре внимания первых программ обучения социальных работников находились: обязательный минимум практи­ческих и теоретических знаний, которые дол­жны содержаться в учебных планах; соответ­ствие образования требованиям практики;


выработка и применение стандартов обуче­ния. Указанные вопросы занимали централь­ное место и в практике обучения социальной работе.

Первые школы, хотя в большинстве своем и независимые, были все же связаны с соот­ветствующими социальными организация­ми. Неизменно важную роль в разработке программ социального обучения для высшей школы играли учреждения социальной помо­щи неблагополучным семьям. Эти учрежде­ния вносили в программы требования о зна­нии практики социальной работы по защите интересов и благополучия семьи, детей, а также указывали на необходимость учета ок­ружающей такие семьи внешней среды.

К концу первой мировой войны Ассоциа­ция подготовительных школ для профессио­нальной социальной работы координировала 17 программ. В1927 г. она стала Ассоциацией школ социальной работы. Ассоциация, изна­чально созданная главным образом для под­держания связей между школами, преврати­лась в форум для выработки нормативов учебной работы. В 1924 г. Ассоциация разра­ботала нормативы (учебные планы) для регу­лярных курсов обучения, для ответственных работников администрации и для курсов, со­здаваемых при университетах.

Уже в 30-е годы XX в. Ассоциация школ социальной работы разработала минималь­ную, рассчитанную на год программу, кото­рая предусматривала набор определенных учебных курсов, преподаваемых как в клас­сах, так и на практике, так сказать, "в поле". Эти учебные курсы получили признание в качестве нормативных для обучения соци­альной работе. Тенденция включения про­грамм социальной работы в систему универ­ситетского образования нашла свое выражение в конце 30-х годов, когда в Ассо­циацию принимались только школы соци­альной работы, которые действовали в рам­ках высших учебных заведений. При этом предусматривалась реализация двухгодич­ных программ, дававших основание для полу­чения степени магистра. В Ассоциацию при­нимались только школы, обладавшие подобными программами. До 1974 г. обуче­ние по двухгодичной аспирантской програм­ме оставалось единственной формой, при­знанной в качестве условия аттестации профессионального социального работника. Совет по образованию. в 1946г. был образован Совет по образованию для соци­альных работников, который объединил ра­нее существовавшие организации. В состав Совета входили представители университетов,


профессиональных ассоциаций, обществен­ных и государственных учреждений. Пробле­мы стандартизации учебных планов, их сер­тификации и оценки, а также все другие вопросы, связанные с профессиональной под­готовкой, были отнесены к компетенции Со­вета. Этим проблемам посвящен целый ряд разработок учебных планов и форм их реали­зации. В то время как американская Ассоци­ация школ социальной работы требовала на­личия в программах, подлежащих сертификации, курса "восьми основных дис­циплин" (социальная помощь неблагополуч­ным семьям, государственное социальное обеспечение, работа с различными обще­ственными группами, организация местных общин, регулирование, исследовательская работа, информация по проблемам медици­ны, информация по проблемам психиатрии), новый курс 1952 г. был более гибким и не требовал включения жестко определенных предметов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...