Воздействие положения негров на американское общество 2 глава
Ортопедические проблемы. Ортопедические проблемы связаны с функционированием костей, мышц и суставов. Считается, что человек с ортопедическим заболеванием неполноценно развит в том случае, если это заболевание проявляется с самого рождения и ограничивает функционирование ребенка в основных областях человеческой деятельности. Ортопедические проблемы могут варьировать от плоскостопия до невозможности функционирования рук, ног или всего тела. Среди ортопедических болезней можно отметить врожденное расщепление остистых отростков позвонков, врожденный вывих тазобедренного сустава, болезни или деформацию костей, отсутствие рук или ног или наличие лишних пальцев. Нарушение слуха. Нарушение слуха считается одной из наиболее серьезных проблем в период развития ребенка, так как слух имеет огромное значение для развития речи. Оно может колебаться от частичной до полной глухоты. Эпилепсия. Эпилепсия — это заболевание головного мозга. Она является результатом чрезмерного разряда электрической энергии в головной мозге. Существует два вида таких разрядов, чаще называемых припадками, которые протекают в легкой или в тяжелой форме. Наиболее часто встречается тяжелая форма, известная под названием конвульсий. Такое состояние характеризуется сильным сотрясением всего тела и продолжается в течение нескольких минут. После этого наступает либо бессознательное состояние, либо состояние глубокого сна. Слабую форму эпилепсии очень трудно обнаружить, потому что обычно она выражается в дневном сне или видениях; в действительности слабая форма эпилепсии заключается в потере сознания, которое продолжается в течение нескольких секунд, но может происходить несколько раз в день.
Невозможность нормального обучения. Ребенок с нарушениями одного или более психологических процессов, связанных с пониманием объясняемого материала и выражением своих мыслей, не может нормально учиться. Такой ребенок не может нормально говорить, слушать, думать, читать, писать, считать. У него наблюдаются визуально моторные и другие отклонения. Сюда не относятся проблемы обучения, являющиеся результатом прямых визуальных, слуховых или моторных отклонений, умственной неполноценности, эмоциональных нарушений. Сочетание нескольких заболеваний. Ребенку может быть поставлено более одного диагноза. Тяжелые нарушения познавательных способностей, являющиеся результатом повреждения головного мозга, иногда могут вызывать дополнительные заболевания. У умственно отсталого человека, например, может наблюдаться эпилепсия или церебральный паралич. При изучении частоты одновременного наличия нескольких заболеваний было выявлено, что в 73% случаев у человека имеется только одно заболевание, в 23% — два, в 4% — три и в 1 % — четыре. Неполноценное развитие ребенка может быть вызвано различными факторами. Эти факторы повышенного риска неполноценного развития могут быть разделены на три категории: дородовые, связанные с родами и послеродовые (см. табл. на стр. 130). Исторические тенденции В конце XIX — начале XX в. психиатры и социальные работники уделяли повышенное внимание умственно отсталым людям, причем не только обсуждались вопросы лечения, но и проводились различные исследования и обучение персонала Однако за последние 20 лет ситуация изменилась из-за двух перемен, происшедших в общественном мнении и профессиональном взглядах на проблему. Во-первых, в 1913 г. был создан специальный тест на умственную отсталость, который был повсеместно принят как вполне объективный. Этот тест признавался единственным критерием при постановке диагноза вплоть до 30 — 40-х годов. Установление диагнозов больным людям с помощью таких психометрических интеллектуальных тестов стало вытеснять индивидуальные подходы к исследованиям. Во-вторых, и это связано с предыдущим, появился и был принят новый взгляд на причины умственной отсталости, которые стали усматривать во взаимодействии генетических факторов с культурой или обучением. Однако такой подход привел к ложным представлениям об умственно отсталых людях и о связанных с их болезнью социальных проблемах, ибо акцент делался в основном на генетике
Государственное законодательство вступило в борьбу с этой "генетической опасностью", создавая законы о полной принудительной изоляции людей с низкими показателями IQ-теста Одновременно отмечалось понижение профессионального интереса к умственно отсталым людям, причем такая ситуация продолжалась в течение нескольких последующих десятилетий. Забота НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ 130 131 НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ
Таблица Факторы повышенного риска неполноценного развития
Непрофессионально оказанная помощь
врач не приехал вовремя неправильное использование щипцов назначение слишком большого количества лекарств матери врач неправильно держит головку ребенка откладывание кесарева сечения принятие опрометчивых решений Уход за новорожденным: приведение младенца в сознание неправильный уход занесение инфекции в пуповину неправильная техника кормления о больных людях проявлялась в создании сельских закрытых заведений (специальных домов). Такие изолированные и ограниченные поселения практически не могли помочь больному человеку. Люди там становились еще более неприспособленными, что лишь усиливало ошибочное убеждение, будто таким людям практически невозможно помочь. Появление психоанализа ничего не изменило. Этот мрачный период в истории служб для людей с неполноценным развитием внезапно закончился, когда 1) в 1950 г. была создана Ассоциация по проблемам отстающих в развитии — очень влиятельная группа родителей больных детей, членами которой в настоящее время являются более 200 человек, и 2) в начале 60-х годов были разработаны две программы, инициатором которых был президент Дж. Кеннеди. В рамках первой из этих программ в 1962 г. был создан Национальный институт детского здоровья и развития человека. Основным направлением работы этого института стало оказание помощи умственно отсталым, а также людям с другими отклонениями в развитии. Вторая программа предусматривала создание комиссии при президенте по проблемам умственно отсталых, которая в настоящее время является комитетом при президенте.
В 1963 г. конгресс принял специальный закон, который санкционировал выделение субсидий штатам для оказания помощи умственно отсталым людям, а также субсидий на охрану здоровья матери и ребенка. Этот год также был отмечен принятием Закона о создании учреждений для лиц с дефектами психики. Этот закон санкционировал выделение средств на обеспечение условий для лечения, обучения и ухода за умственно отсталыми людьми, которые предусматривали различные услуги клиентам, а также соответствующую подготовку обслуживающего персонала. Тем самым были значительно повышены уровень профессиональной подготовки и заинтересованность социальных работников в решении рассматриваемой проблемы. Выделение определенных материальных средств и новый взгляд на проблему породили надежду на то, что социальная, психологическая и образовательная помощь окажет положительное влияние на повышение жизнеспособности инвалидов. Этот сдвиг совпал с возникновением нового направления в психологии, которое предлагало эффективные методы работы с больными людьми, основанные на их обучении. В специализированных учреждениях для психически больных людей использовались методы лечения, целью которых было предотвратить такое поведение больного, когда он сам может нанести себе вред. По специально составленному плану умственно отсталых людей учили ходить, разговаривать, прививали им навыки поведения в обществе и самообслуживания. Проведенные исследования показали, что связь между поведением умственно отсталого человека и его внутренним миром является более точным отражением его возможной социально-экономической независимости по сравнению с результатами специализированного теста на умственную отсталость. Были выявлены и обнародованы яркие примеры жестокого отношения к больным людям в специализированных заведениях; виновным в этих случаях был признан обслуживающий персонал. Наиболее вопиющие случаи были рассмотрены в судах, где было признано право людей с неполноценным развитием на нормальные условия жизни. Первый Закон об услугах и создании учреждений для лиц с дефектами психики был принят в 1970 г. В этом законе неполноценное развитие рассматривалось функционально и в смысле разделения на категории. Поправки 1975 г. установили специальные требования для всех штатов страны создать систему защиты и помощи инвалидам.
В 1975 г. был принят Закон об образовании для всех детей, находящихся в неблагоприятных условиях развития, дававший каждому ребенку, независимо от его функциональных возможностей, право на получение образования. Этот закон способствовал притоку детей-инвалидов в систему гособразования. Закон о положении лиц с недостатками развития 1984 г. отвечал реальным целям повышения независимости инвалидов, продуктивности их труда и улучшения взаимоотношений с окружающими. Этот закон привел к организации новой формы помощи инвалидам, а именно помощи в трудоустройстве. К 1987 г. каждый штат должен был обеспечить организацию служб по претворению в жизнь перечисленных выше задач. Одновременно с законодательными изменениями имели место и юридические преобразования, которые также улучшали условия жизни людей с недостатками развития. Это выразилось в основном в конституционном праве на лечение, установлении условий для изоляции больного, выработке индивидуальных подходов к лечению и контроле за степенью лояльности ухода и лечения. В некоторых районах было признано право проживания больных людей в менее стро- НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ 132 133 НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ
гих условиях. В Нью-Йорке создание нового специализированного центра развития явилось результатом совместной деятельности врачей и социальных работников, которые вскрывали ужасные условия существования инвалидов в специализированных учреждениях. Решения судов также способствовали усилению внимания большей части населения к формам проживания инвалидов в обществе, т. е. в семьях, домах с небольшим количеством больных и т. п. Программы и расходы Общая сумма средств, выделенных на федеральном уровне и уровне штатов службам помощи неполноценно развитым людям, составила в 1984 г. 1,4 млрд долл., из которых 48% составили федеральные средства, а 52% — средства штатов. Федеральные средства. Большая часть федеральных средств, выделенных на нужды людей с неполноценным развитием, остается в специализированных учреждениях, которые обслуживают только небольшой процент нуждающихся в помощи. Максимальное количество больных, обслуживаемых в специализированных учреждениях, составило в 1970 г. 190 тыс. В последующие годы количество обслуживаемых там людей сокращалось, и в 1982 г. оно составляло 125 тыс. Спорным был вопрос о том, следует ли лечить в специализированных учреждениях всех умственно отсталых людей, вне зависимости от тяжести болезни. Общая сумма привлеченных средств — несколько миллиардов долларов — стала важным аргументом в интенсивных спорах вокруг этого вопроса. Многие судебные органы выступили за организацию ухода за больными людьми вне специализированных учреждений. Появились и законодательные документы, поддерживающие идею о развитии альтернатив принудительному помещению больных людей в специализированные учреждения. Проводимые исследования показали существенное улучшение в общем состоянии инвалидов, которые оказались в нормальном социальном окружении, а также вызвали споры о моральных и этических сторонах этой проблемы, причем приводились опровержения любых аргументов в поддержку изоляции умственно отсталых людей. Указанное движение достигло критической отметки в середине 80-х годов, что и определило внесение в 1985 г. в акт законопроекта обеспечение условий проживания инвалидов в семьях или других местах, вылившегося в поправки к программе медицин- ской помощи. В нем содержались два основных требования. 1. После октября 1985 г. каждый штат 2. Общая сумма материальных средств, Средства штатов. В последние годы аналогичные процессы по поддержке семейного ухода за инвалидами происходят и на уровне штатов, причем эти процессы отражают совместные усилия сторонников принципа проживания инвалидов в семье или небольшом, специально организованном месте и сторонников сокращения расходов на эту категорию населения. В 1986 г. законодательные органы 19 штатов приняли отдельные законы по поддержке семей, в которых проживают инвалиды, либо организовали специальные программы для оказания непосредственной помощи инвалидам, проживающим в семьях, тем самым предотвращая эмоциональные стрессы и сохраняя финансовые средства, которые уходили на помещение инвалида в специализированное учреждение. Обычно помощь представляет собой выделение материальных средств или купонов непосредственно семье, чтобы ее члены могли сами сделать необходимые закупки или обратиться в соответствующие службы по оказанию медицинской помощи. Такие службы обычно обеспечивают уход, транспортировку больных и т. п. Хотя в настоящее время количество получающих помощь семей и невелико, однако такой подход к сохранению целостности семьи согласуется с основными принципами социальной работы. Требования к программам по обслуживанию людей с нарушением развития Представители Национальной ассоциации социальных работников (НАСР) играк8г активную роль в создании основных принципов, философии, стандартов и приемов для координации программ, обслуживающих людей с нарушенным развитием. Совет по работе с лицами, отстающими в психическом и физическом развитии, стремится к повышению их благосостояния путем расширения их независимости. При определении принципов действия различных агентств учитывается необходимость защиты прав человека и организации благоприятных условий его проживания, что предполагает поддержку естественных форм проживания, позволяющих сохранить непосредственную связь с семьей, соседями и друзьями. Каждое агентство рассматривается как часть системы по оказанию помощи и выступает как посредник между инвалидом и его окружением. Оно должно стараться компенсировать негативные последствия болезни. Это достигается повышением способности инвалидов к независимому существованию и сокращением разрыва между их потребностями и возможностями. Чтобы быть хорошим посредником, система служб в случае необходимости должна быть всегда доступной для больного человека. Поэтому как внутри каждого агентства, так и между агентствами должна существовать хорошо организованная координационная связь. Совет рассматривает множество различных компонентов программ с точки зрения потребностей отдельного человека. Для каждого человека при участии специалистов из различных областей должен быть разработан личный план, он должен отражать участие самого человека и его семьи в его реализации, обеспечивать координацию действий различных агентств при его осуществлении. План должен быть организован таким образом, чтобы прослеживать изменения в состоянии больного и производить соответствующую коррекцию. Роль социальной работы Усилия НАСР нацелены на повышение интереса и внимания социальных работников к проблемам людей с неполноценным развитием. Действия в этой области включают изучение, публикацию и распространение информации о профессиональных нормах деятельности социальных работников с неполноценно развитыми людьми. Для выпускников университетов, которые получают специальность социального работника, появились широкие возможности специализации в области работы с инвалидами. Анало- гичная же возможность появилась и у социальных работников, имеющих практический опыт. Профессиональные стандарты НАСР в области нарушений развития прежде всего включают требования к социальной работе. Задача социального работника заключается в использовании имеющейся научной информации для достижения взаимопонимания между человеком и его социальным окружением. Объектом социальной деятельности может быть отдельный человек, семья, маленькие и большие группы или целое сообщество. Социальные работники в первую очередь приходят на помощь наиболее уязвимым слоям общества. Инвалиды уязвимы не только из-за социальных последствий своей болезни, но и потому, что они в большинстве своем являются бедными людьми. Это значит, что у инвалида более низкий доход, а также что в семьях с низким доходом возрастает вероятность рождения больного ребенка. Роль социального работника в жизни неполноценно развитого человека заметно возрастает. Чем больше услуг получает больной человек от общества, тем значительнее становится роль социального работника. Помимо общих знаний и навыков социальный работник может получить некоторые дополнительные специальные знания, продолжив свое образование либо по месту работы, либо в учебном заведении. Тем самым социальный работник научится работать в самых трудных ситуациях. Социальные работники предлагают индивидуальные и групповые услуги, помогают семьям, защищают интересы клиентов. Они контролируют каждый случай, с которым им приходится сталкиваться, помогают клиентам получить все необходимые услуги для решения их проблем. Социальные служащие, специализирующиеся в работе с неполноценно развитыми людьми, могут работать в различных условиях, организациях и на разных уровнях. Например, они работают в специализированных закрытых учреждениях для инвалидов, департаментах штатов по здравоохранению, местных социальных агентствах, медицинских учреждениях, школах, а также в различных местах, где осуществляется уход за больными людьми. К социальным работникам предъявляются специальные требования, обязательные при непосредственном обслуживании ими неполноценно развитых людей. Они отражают согласованное мнение цеха социальных работников. НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКАЯ 134 135 НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКАЯ
1. Все социальные служащие, работаю 2. Все социальные служащие должны 3. Деятельность социальных работников 4. Все социальные служащие должны 5. В функции любой социальной про Первое требование касается знакомства с этиологией неполноценного развития, историей развития этой проблемы, осознания влияния семьи и культурного окружения, знакомства со способами оказания помощи, необходимой при работе с клиентами, а также знакомства с информацией о возможностях, предоставляемых обществом неполноценно развитому человеку. Принципы, лежащие в основе социальной работы с неполноценно развитым человеком, включают заботу об обеспечении постоянной помощи клиенту, расширение его возможностей, обеспечение благоприятных условий его проживания. Третье требование касается профилактики неполноценного развития, включает в себя первичную, вторичную и третичную профилактику. Четвертое требование предполагает междисциплинарный подход к решению проблемы, является одним из лучших приемов работы с больными людьми. Пятое требование подразумевает создание служб по защите клиентов, выявление групп риска, усилия по достижению большей взаимосвязи между людьми в обществе. Заключение Современным принципом работы профессионалов и области, связанной с проблемами неполноценного развития, является поддержка нормальной жизни индивидов. Основные законы, наиболее яркие судебные дела и изменения в направленности различных программ позволяют инвалиду жить в менее изолированных условиях, приближающихся к нормальным. Само определение неполноценного развития соответствует тра- диционным понятиям социальной работы как вмешательства, направленного на поддержание отношений взаимодействия между индивидом и его окружением. Социальный служащий должен в своей работе руководствоваться знанием тех социальных систем, которые оказывают влияние на клиента. Социальный служащий должен обобщить информацию о каждой из этих систем — семье, культуре, окружении, в которых живет человек с неполноценным развитием. Хотя какой-то один способ работы с клиентом может принести неплохие результаты, для достижения полной гармонии между клиентом и его окружением у социальных служащих не существует единого рецепта. Наоборот, первоначальный взгляд на проблему должен быть достаточно широким, чтобы социальный служащий мог выбрать оптимальные приемы для работы с клиентом либо обратиться за помощью в законодательные органы. Сложность и разнообразие различных вариантов вмешательства отличают обучение социальных работников в этой области от обучения остальных социальных работников. Луин Мак Дональд-Виклер См. также: Деинституциализация; Неполноценность физическая; Федеральное социальное законодательство после 1961 i. • Grossman H. (1984). Manual on Terminology and Classification in Mental Retardation. Wash., D. C: American Association on Mental Deficiency. • Mercer J. R. (1973). Labelling the Mentally Retarded. Berkeley: University of California Press. • President's Committee on Mental Retardation (1976). Report to the President. Wash., D. C: U. S. Government Printing Office. • TobelH. V., Lambert L. (1981). Introduction to Developmental Disabilities: Characteristics and Psychosocial Needs, vol. I. Lexington. University of Kentucky, Human Development Program. НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКАЯ Проблема физически неполноценных людей в Соединенных Штатах огромна, серь- езна и недостаточно изучена. Ее масштабы характеризуются большим числом лиц, страдающих физическими недостатками. Ее серьезность обусловливается их бедностью. Кроме того, проблема физической неполноценности не получила четкого выражения из-за множества различных определений неполноценности. Определения I Многие полагают, что достаточно посмотреть на человека, чтобы узнать, является ли он физически неполноценным. Однако это не так. С медицинской точки зрения неполноценность считается хроническим заболеванием, требующим различных курсов лечения. К таким заболеваниям относятся последствия полиомиелита, гиперкинез, эпилепсия и т. д. Медицинское определение неполноценности в значительной мере довлеет и над самим явлением, и над страдающими от него, да и над всей социальной работой. Из медицинского выводятся и другие определения. Одно из них используется в ходе многих обследований и принимается в качестве основного в большинстве программ, связанных с перераспределением доходов между различными слоями общества. В соответствии с этим определением неполноценными являются лица, способные работать с меньшей нагрузкой, чем здоровые люди, или неспособные работать вообще. Таким образом, лица, страдающие неполноценностью, изначально рассматриваются как менее производительные и экономически ущербные. Модель функциональной ограниченности описывает неполноценность как неспособность лица выполнять те или иные функции наряду со здоровыми людьми. В конечном итоге все модели — медицинская, экономическая и функциональной ограниченности — делают упор на то, что у данного лица отсутствует. Медицинская модель акцентирует внимание на нездоровье, экономическая — на неспособности к производительному труду, модель функциональной ограниченности — на неспособности в широком смысле этого слова. Недавно появилась новая, психосоциальная модель, связывающая неполноценность с общественными условиями. Ее сторонники считают, что при выше упомянутые модели сами по себе не раскрывают сути явления. Эта суть может быть выявлена лишь в связи с той средой, в которой существует индивид, с отношением общества к неполноценности, отношением окружающих к данному лицу, с тем, наконец, насколько архитектура, средства транспорта и социальная организация учитывают запросы лиц, являющихся физически неполноценными (Дж. Глидмен и У. Рот, 1980; X. Хан, 1984). Неполноценные люди составляют меньшинство населения. Если такой человек беден, то причина его бедности не столько в нем самом, сколько в обществе, которое подвергает его дискриминации, остракизму, ставит на него постыдное клеймо. Новый подход к определению неполноценности переводит проблему в плоскость взаимодействия между личностью и разными элементами общественной системы. Обязанность адаптироваться к ситуации относится не только к конкретному индивиду. Наоборот, адаптация неполноценных чаще является долгом общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|