Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воздействие положения негров на американское общество 2 глава





Ортопедические проблемы. Орто­педические проблемы связаны с функциони­рованием костей, мышц и суставов. Считает­ся, что человек с ортопедическим заболеванием неполноценно развит в том слу­чае, если это заболевание проявляется с само­го рождения и ограничивает функциониро­вание ребенка в основных областях человеческой деятельности. Ортопедические проблемы могут варьировать от плоскостопия до невозможности функционирования рук, ног или всего тела. Среди ортопедических бо­лезней можно отметить врожденное расщеп­ление остистых отростков позвонков, врож­денный вывих тазобедренного сустава, болезни или деформацию костей, отсутствие рук или ног или наличие лишних пальцев.

Нарушение слуха. Нарушение слуха считается одной из наиболее серьезных про­блем в период развития ребенка, так как слух имеет огромное значение для развития речи. Оно может колебаться от частичной до пол­ной глухоты.

Эпилепсия. Эпилепсия — это заболе­вание головного мозга. Она является резуль­татом чрезмерного разряда электрической энергии в головной мозге. Существует два ви­да таких разрядов, чаще называемых припад­ками, которые протекают в легкой или в тя­желой форме. Наиболее часто встречается тяжелая форма, известная под названием конвульсий. Такое состояние характеризует­ся сильным сотрясением всего тела и продол­жается в течение нескольких минут. После этого наступает либо бессознательное состоя­ние, либо состояние глубокого сна. Слабую форму эпилепсии очень трудно обнаружить, потому что обычно она выражается в дневном сне или видениях; в действительности слабая форма эпилепсии заключается в потере со­знания, которое продолжается в течение нескольких секунд, но может происходить несколько раз в день.

Невозможность нормального обучения. Ребенок с нарушениями одного или более психологических процессов, свя­занных с пониманием объясняемого материа­ла и выражением своих мыслей, не может нормально учиться. Такой ребенок не может нормально говорить, слушать, думать, чи­тать, писать, считать. У него наблюдаются визуально моторные и другие отклонения. Сюда не относятся проблемы обучения, явля­ющиеся результатом прямых визуальных, слуховых или моторных отклонений, умст­венной неполноценности, эмоциональных нарушений.


Сочетание нескольких заболева­ний. Ребенку может быть поставлено более одного диагноза. Тяжелые нарушения позна­вательных способностей, являющиеся резуль­татом повреждения головного мозга, иногда могут вызывать дополнительные заболева­ния. У умственно отсталого человека, напри­мер, может наблюдаться эпилепсия или це­ребральный паралич. При изучении частоты одновременного наличия нескольких заболе­ваний было выявлено, что в 73% случаев у человека имеется только одно заболевание, в 23% — два, в 4% — три и в 1 % — четыре. Неполноценное развитие ребенка может быть вызвано различными факторами. Эти факто­ры повышенного риска неполноценного раз­вития могут быть разделены на три катего­рии: дородовые, связанные с родами и послеродовые (см. табл. на стр. 130).

Исторические тенденции

В конце XIX — начале XX в. психиатры и социальные работники уделяли повышен­ное внимание умственно отсталым людям, причем не только обсуждались вопросы лече­ния, но и проводились различные исследова­ния и обучение персонала Однако за послед­ние 20 лет ситуация изменилась из-за двух перемен, происшедших в общественном мне­нии и профессиональном взглядах на пробле­му. Во-первых, в 1913 г. был создан специ­альный тест на умственную отсталость, который был повсеместно принят как вполне объективный. Этот тест признавался единст­венным критерием при постановке диагноза вплоть до 30 — 40-х годов. Установление ди­агнозов больным людям с помощью таких психометрических интеллектуальных тестов стало вытеснять индивидуальные подходы к исследованиям. Во-вторых, и это связано с предыдущим, появился и был принят новый взгляд на причины умственной отсталости, которые стали усматривать во взаимодейст­вии генетических факторов с культурой или обучением. Однако такой подход привел к ложным представлениям об умственно от­сталых людях и о связанных с их болезнью социальных проблемах, ибо акцент делался в основном на генетике

Государственное законодательство всту­пило в борьбу с этой "генетической опасно­стью", создавая законы о полной принуди­тельной изоляции людей с низкими показателями IQ-теста Одновременно отме­чалось понижение профессионального инте­реса к умственно отсталым людям, причем такая ситуация продолжалась в течение не­скольких последующих десятилетий. Забота


НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ


130


131


НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ


 


Таблица

Факторы повышенного риска неполноценного развития

 

Дородовые Околородовые (момент Послеродовые (от 1 до
  рождения) 12 месяцев)
Генетические факторы: Перед родами: Травмы:
хромосомные нарушения малокровие у матери черепная травма
синдром Дауна кровотечения сотрясение мозга
малокровие с серповидны- перекрученная пуповина опухоль мозга
ми эритроцитами   трудные роды
синдром Тернера Осложнения при родах:  
инфекция, попавшая в матку положение плода: Инфекции и вирусные
из-за инфекционной болез- вождение лицом вверх заболевания:
ни матери: рождение, при котором менингит
вирусного гриппа сначала появляется пле- энцефалит
краснухи чо, рука или нога корь
сифилиса рождение, при котором  
токсоплазмоза сначала появляется яго- Внутреннее или внешнее
  дица, а появление голо- воздействие токсинов
Болезни матери: вки замедленно (отравляющих веществ):
повышенное кровяное дав-   отравление свинцом
ление Недоношенность: ядовитые растения
  преждевременное рождение различные бытовые
Нарушение обмена веществ у   ребенка расстройство дыхания химикаты
матери: диабет    
  Плохое питание:  
         
недостаток протеина расстройство всасывания в кишечнике медленный рост Результат воздействия злоупотреблений со сторо­ны родителей на мозг ребенка
Облучение: чрезмерное рентгеновское об­лучение на ранних стадиях беременности Несовместимость резус-фактора Возраст матери: моложе 15 лет старше 35 лет Плохое питание матери: избыток витамина D плохая диета Употребление наркотичес­ких средств: алкоголь наркотики лекарства курение

Непрофессионально оказан­ная помощь

врач не приехал вовремя неправильное использование

щипцов назначение слишком большого

количества лекарств матери врач неправильно держит

головку ребенка откладывание кесарева

сечения принятие опрометчивых

решений

Уход за новорожденным: приведение младенца в

сознание

неправильный уход занесение инфекции в

пуповину неправильная техника

кормления


о больных людях проявлялась в создании сельских закрытых заведений (специальных домов). Такие изолированные и ограничен­ные поселения практически не могли помочь больному человеку. Люди там становились еще более неприспособленными, что лишь усиливало ошибочное убеждение, будто таким людям практически невозможно по­мочь. Появление психоанализа ничего не из­менило.

Этот мрачный период в истории служб для людей с неполноценным развитием вне­запно закончился, когда 1) в 1950 г. была со­здана Ассоциация по проблемам отстающих в развитии — очень влиятельная группа роди­телей больных детей, членами которой в на­стоящее время являются более 200 человек, и 2) в начале 60-х годов были разработаны две программы, инициатором которых был пре­зидент Дж. Кеннеди. В рамках первой из этих программ в 1962 г. был создан Национальный институт детского здоровья и развития чело­века. Основным направлением работы этого института стало оказание помощи умственно отсталым, а также людям с другими отклоне­ниями в развитии. Вторая программа предус­матривала создание комиссии при президен­те по проблемам умственно отсталых, которая в настоящее время является комитетом при президенте.

В 1963 г. конгресс принял специальный закон, который санкционировал выделение субсидий штатам для оказания помощи умс­твенно отсталым людям, а также субсидий на охрану здоровья матери и ребенка. Этот год также был отмечен принятием Закона о со­здании учреждений для лиц с дефектами пси­хики. Этот закон санкционировал выделение средств на обеспечение условий для лечения, обучения и ухода за умственно отсталыми людьми, которые предусматривали различ­ные услуги клиентам, а также соответствую­щую подготовку обслуживающего персонала. Тем самым были значительно повышены уро­вень профессиональной подготовки и заинте­ресованность социальных работников в реше­нии рассматриваемой проблемы.

Выделение определенных материальных средств и новый взгляд на проблему породили надежду на то, что социальная, психологиче­ская и образовательная помощь окажет поло­жительное влияние на повышение жизнеспо­собности инвалидов. Этот сдвиг совпал с возникновением нового направления в психо­логии, которое предлагало эффективные ме­тоды работы с больными людьми, основанные на их обучении. В специализированных уч­реждениях для психически больных людей


использовались методы лечения, целью кото­рых было предотвратить такое поведение больного, когда он сам может нанести себе вред. По специально составленному плану умственно отсталых людей учили ходить, разговаривать, прививали им навыки поведе­ния в обществе и самообслуживания. Прове­денные исследования показали, что связь между поведением умственно отсталого чело­века и его внутренним миром является более точным отражением его возможной социаль­но-экономической независимости по сравне­нию с результатами специализированного теста на умственную отсталость. Были выяв­лены и обнародованы яркие примеры жесто­кого отношения к больным людям в специа­лизированных заведениях; виновным в этих случаях был признан обслуживающий персо­нал. Наиболее вопиющие случаи были рас­смотрены в судах, где было признано право людей с неполноценным развитием на нор­мальные условия жизни.

Первый Закон об услугах и создании уч­реждений для лиц с дефектами психики был принят в 1970 г. В этом законе неполноценное развитие рассматривалось функционально и в смысле разделения на категории. Поправки 1975 г. установили специальные требования для всех штатов страны создать систему за­щиты и помощи инвалидам.

В 1975 г. был принят Закон об образова­нии для всех детей, находящихся в неблагоп­риятных условиях развития, дававший каждому ребенку, независимо от его функци­ональных возможностей, право на получение образования. Этот закон способствовал при­току детей-инвалидов в систему гособразова­ния. Закон о положении лиц с недостатками развития 1984 г. отвечал реальным целям по­вышения независимости инвалидов, продук­тивности их труда и улучшения взаимоотно­шений с окружающими. Этот закон привел к организации новой формы помощи инвали­дам, а именно помощи в трудоустройстве. К 1987 г. каждый штат должен был обеспечить организацию служб по претворению в жизнь перечисленных выше задач. Одновременно с законодательными изменениями имели мес­то и юридические преобразования, которые также улучшали условия жизни людей с не­достатками развития. Это выразилось в ос­новном в конституционном праве на лечение, установлении условий для изоляции больно­го, выработке индивидуальных подходов к лечению и контроле за степенью лояльности ухода и лечения.

В некоторых районах было признано пра­во проживания больных людей в менее стро-


НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ


132


133


НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ


 


гих условиях. В Нью-Йорке создание нового специализированного центра развития яви­лось результатом совместной деятельности врачей и социальных работников, которые вскрывали ужасные условия существования инвалидов в специализированных учрежде­ниях. Решения судов также способствовали усилению внимания большей части населе­ния к формам проживания инвалидов в обще­стве, т. е. в семьях, домах с небольшим коли­чеством больных и т. п.

Программы и расходы

Общая сумма средств, выделенных на фе­деральном уровне и уровне штатов службам помощи неполноценно развитым людям, со­ставила в 1984 г. 1,4 млрд долл., из которых 48% составили федеральные средства, а 52% — средства штатов.

Федеральные средства. Большая часть федеральных средств, выделенных на нужды людей с неполноценным развитием, остается в специализированных учреждени­ях, которые обслуживают только небольшой процент нуждающихся в помощи. Макси­мальное количество больных, обслуживае­мых в специализированных учреждениях, составило в 1970 г. 190 тыс. В последующие годы количество обслуживаемых там людей сокращалось, и в 1982 г. оно составляло 125 тыс. Спорным был вопрос о том, следует ли лечить в специализированных учрежде­ниях всех умственно отсталых людей, вне за­висимости от тяжести болезни. Общая сумма привлеченных средств — несколько милли­ардов долларов — стала важным аргументом в интенсивных спорах вокруг этого вопроса. Многие судебные органы выступили за орга­низацию ухода за больными людьми вне спе­циализированных учреждений. Появились и законодательные документы, поддерживаю­щие идею о развитии альтернатив принуди­тельному помещению больных людей в спе­циализированные учреждения. Проводимые исследования показали существенное улуч­шение в общем состоянии инвалидов, кото­рые оказались в нормальном социальном ок­ружении, а также вызвали споры о моральных и этических сторонах этой про­блемы, причем приводились опровержения любых аргументов в поддержку изоляции ум­ственно отсталых людей.

Указанное движение достигло критиче­ской отметки в середине 80-х годов, что и определило внесение в 1985 г. в акт законо­проекта обеспечение условий проживания инвалидов в семьях или других местах, вы­лившегося в поправки к программе медицин-


ской помощи. В нем содержались два основ­ных требования.

1. После октября 1985 г. каждый штат
должен изменить план организации помощи
по программе "Медикейд"
таким образом,
чтобы предложить каждому неполноценно
развитому человеку, проживающему в семье
или в специально созданных небольших заве­
дениях, все услуги, необходимые для обеспе­
чения безопасности, охраны здоровья и под­
готовки к определенному виду деятельности.
Каждый штат должен обеспечить организа­
цию служб помощи семьям с больными людь­
ми и служб по их защите.

2. Общая сумма материальных средств,
выделяемая штату для организации специа­
лизированных заведений для инвалидов, бу­
дет сокращаться постепенно на 1 % в квартал в течение 10 лет, что составит 40% за 10 лет. При этом инвалиды должны обслуживаться в соответствующих учреждениях с числом больных не более 15.

Средства штатов. В последние годы аналогичные процессы по поддержке семей­ного ухода за инвалидами происходят и на уровне штатов, причем эти процессы отража­ют совместные усилия сторонников принци­па проживания инвалидов в семье или не­большом, специально организованном месте и сторонников сокращения расходов на эту категорию населения. В 1986 г. законода­тельные органы 19 штатов приняли отдель­ные законы по поддержке семей, в которых проживают инвалиды, либо организовали специальные программы для оказания непос­редственной помощи инвалидам, проживаю­щим в семьях, тем самым предотвращая эмо­циональные стрессы и сохраняя финансовые средства, которые уходили на помещение ин­валида в специализированное учреждение. Обычно помощь представляет собой выделе­ние материальных средств или купонов не­посредственно семье, чтобы ее члены могли сами сделать необходимые закупки или обра­титься в соответствующие службы по оказа­нию медицинской помощи. Такие службы обычно обеспечивают уход, транспортировку больных и т. п. Хотя в настоящее время коли­чество получающих помощь семей и невели­ко, однако такой подход к сохранению цело­стности семьи согласуется с основными принципами социальной работы.

Требования к программам

по обслуживанию людей

с нарушением развития

Представители Национальной ассоциа­ции социальных работников (НАСР) играк8г


активную роль в создании основных принци­пов, философии, стандартов и приемов для координации программ, обслуживающих людей с нарушенным развитием. Совет по работе с лицами, отстающими в психическом и физическом развитии, стремится к повыше­нию их благосостояния путем расширения их независимости. При определении принципов действия различных агентств учитывается необходимость защиты прав человека и орга­низации благоприятных условий его прожи­вания, что предполагает поддержку естест­венных форм проживания, позволяющих сохранить непосредственную связь с семьей, соседями и друзьями.

Каждое агентство рассматривается как часть системы по оказанию помощи и высту­пает как посредник между инвалидом и его окружением. Оно должно стараться компен­сировать негативные последствия болезни. Это достигается повышением способности инвалидов к независимому существованию и сокращением разрыва между их потребно­стями и возможностями. Чтобы быть хоро­шим посредником, система служб в случае необходимости должна быть всегда доступ­ной для больного человека. Поэтому как внут­ри каждого агентства, так и между агентства­ми должна существовать хорошо организованная координационная связь. Со­вет рассматривает множество различных компонентов программ с точки зрения по­требностей отдельного человека. Для каждого человека при участии специалистов из раз­личных областей должен быть разработан личный план, он должен отражать участие самого человека и его семьи в его реализации, обеспечивать координацию действий различ­ных агентств при его осуществлении. План должен быть организован таким образом, что­бы прослеживать изменения в состоянии больного и производить соответствующую коррекцию.

Роль социальной работы

Усилия НАСР нацелены на повышение интереса и внимания социальных работников к проблемам людей с неполноценным разви­тием. Действия в этой области включают изу­чение, публикацию и распространение информации о профессиональных нормах деятельности социальных работников с не­полноценно развитыми людьми. Для выпуск­ников университетов, которые получают специальность социального работника, появились широкие возможности специализа­ции в области работы с инвалидами. Анало-


гичная же возможность появилась и у соци­альных работников, имеющих практический опыт.

Профессиональные стандарты НАСР в области нарушений развития прежде всего включают требования к социальной работе.

Задача социального работника заключа­ется в использовании имеющейся научной информации для достижения взаимопонима­ния между человеком и его социальным окру­жением. Объектом социальной деятельности может быть отдельный человек, семья, ма­ленькие и большие группы или целое сообще­ство. Социальные работники в первую оче­редь приходят на помощь наиболее уязвимым слоям общества. Инвалиды уязвимы не толь­ко из-за социальных последствий своей бо­лезни, но и потому, что они в большинстве своем являются бедными людьми. Это значит, что у инвалида более низкий доход, а также что в семьях с низким доходом возрастает ве­роятность рождения больного ребенка.

Роль социального работника в жизни не­полноценно развитого человека заметно воз­растает. Чем больше услуг получает больной человек от общества, тем значительнее стано­вится роль социального работника. Помимо общих знаний и навыков социальный работ­ник может получить некоторые дополнитель­ные специальные знания, продолжив свое об­разование либо по месту работы, либо в учебном заведении. Тем самым социальный работник научится работать в самых трудных ситуациях.

Социальные работники предлагают ин­дивидуальные и групповые услуги, помогают семьям, защищают интересы клиентов. Они контролируют каждый случай, с которым им приходится сталкиваться, помогают клиен­там получить все необходимые услуги для ре­шения их проблем.

Социальные служащие, специализиру­ющиеся в работе с неполноценно развитыми людьми, могут работать в различных услови­ях, организациях и на разных уровнях. На­пример, они работают в специализированных закрытых учреждениях для инвалидов, де­партаментах штатов по здравоохранению, местных социальных агентствах, медицин­ских учреждениях, школах, а также в раз­личных местах, где осуществляется уход за больными людьми.

К социальным работникам предъявляют­ся специальные требования, обязательные при непосредственном обслуживании ими неполноценно развитых людей. Они отража­ют согласованное мнение цеха социальных работников.


НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКАЯ


134


135


НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКАЯ


 


1. Все социальные служащие, работаю­
щие с неполноценно развитыми людьми, дол­
жны иметь и постоянно углублять свои зна­
ния о неполноценном развитии.

2. Все социальные служащие должны
подписаться под сводом правил, касающихся
работы с неполноценно развитыми людьми, и
эти правила должны служить основой их де­
ятельности.

3. Деятельность социальных работников
и проводимые ими исследования должны
быть направлены на предотвращение и
уменьшение числа случаев неполноценного
развития.

4. Все социальные служащие должны
придерживаться междисциплинарного под­
хода при оказании помощи неполноценно
развитым людям.

5. В функции любой социальной про­
граммы должна входить организация специ­
альных служб для клиентов.

Первое требование касается знакомства с этиологией неполноценного развития, исто­рией развития этой проблемы, осознания влияния семьи и культурного окружения, знакомства со способами оказания помощи, необходимой при работе с клиентами, а так­же знакомства с информацией о возможно­стях, предоставляемых обществом неполно­ценно развитому человеку. Принципы, лежащие в основе социальной работы с не­полноценно развитым человеком, включают заботу об обеспечении постоянной помощи клиенту, расширение его возможностей, обеспечение благоприятных условий его про­живания. Третье требование касается профи­лактики неполноценного развития, включает в себя первичную, вторичную и третичную профилактику. Четвертое требование пред­полагает междисциплинарный подход к ре­шению проблемы, является одним из лучших приемов работы с больными людьми. Пятое требование подразумевает создание служб по защите клиентов, выявление групп риска, усилия по достижению большей взаимосвязи между людьми в обществе.

Заключение

Современным принципом работы про­фессионалов и области, связанной с пробле­мами неполноценного развития, является поддержка нормальной жизни индивидов. Основные законы, наиболее яркие судебные дела и изменения в направленности различ­ных программ позволяют инвалиду жить в менее изолированных условиях, приближа­ющихся к нормальным. Само определение неполноценного развития соответствует тра-


диционным понятиям социальной работы как вмешательства, направленного на поддержа­ние отношений взаимодействия между инди­видом и его окружением.

Социальный служащий должен в своей работе руководствоваться знанием тех соци­альных систем, которые оказывают влияние на клиента. Социальный служащий должен обобщить информацию о каждой из этих си­стем — семье, культуре, окружении, в кото­рых живет человек с неполноценным разви­тием. Хотя какой-то один способ работы с клиентом может принести неплохие резуль­таты, для достижения полной гармонии меж­ду клиентом и его окружением у социальных служащих не существует единого рецепта. Наоборот, первоначальный взгляд на пробле­му должен быть достаточно широким, чтобы социальный служащий мог выбрать опти­мальные приемы для работы с клиентом либо обратиться за помощью в законодательные органы. Сложность и разнообразие различ­ных вариантов вмешательства отличают обу­чение социальных работников в этой области от обучения остальных социальных работни­ков.

Луин Мак Дональд-Виклер

См. также: Деинституциализация; Непол­ноценность физическая; Федеральное социальное законодательство после 1961 i.

Grossman H. (1984). Manual on Terminology and Classification in Mental Retardation. Wash., D. C: American Association on Mental Deficiency. • Mercer J. R. (1973). Labelling the Mentally Retarded. Berkeley: University of California Press. • President's Committee on Mental Retardation (1976). Report to the President. Wash., D. C: U. S. Government Printing Office. • TobelH. V., Lambert L. (1981). Introduction to Developmental Disabilities: Characteristics and Psychosocial Needs, vol. I. Lexington. University of Kentucky, Human Development Program.

НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ

ФИЗИЧЕСКАЯ

Проблема физически неполноценных людей в Соединенных Штатах огромна, серь-


езна и недостаточно изучена. Ее масштабы характеризуются большим числом лиц, стра­дающих физическими недостатками. Ее серьезность обусловливается их бедностью. Кроме того, проблема физической неполно­ценности не получила четкого выражения из-за множества различных определений непол­ноценности.

Определения

I Многие полагают, что достаточно посмот­реть на человека, чтобы узнать, является ли он физически неполноценным. Однако это не так. С медицинской точки зрения неполно­ценность считается хроническим заболева­нием, требующим различных курсов лече­ния. К таким заболеваниям относятся последствия полиомиелита, гиперкинез, эпи­лепсия и т. д. Медицинское определение не­полноценности в значительной мере довлеет и над самим явлением, и над страдающими от него, да и над всей социальной работой. Из медицинского выводятся и другие определе­ния. Одно из них используется в ходе многих обследований и принимается в качестве ос­новного в большинстве программ, связанных с перераспределением доходов между раз­личными слоями общества. В соответствии с этим определением неполноценными явля­ются лица, способные работать с меньшей на­грузкой, чем здоровые люди, или неспособ­ные работать вообще. Таким образом, лица, страдающие неполноценностью, изначально рассматриваются как менее производитель­ные и экономически ущербные. Модель фун­кциональной ограниченности описывает не­полноценность как неспособность лица выполнять те или иные функции наряду со здоровыми людьми. В конечном итоге все мо­дели — медицинская, экономическая и фун­кциональной ограниченности — делают упор на то, что у данного лица отсутствует. Меди­цинская модель акцентирует внимание на не­здоровье, экономическая — на неспособности к производительному труду, модель функци­ональной ограниченности — на неспособно­сти в широком смысле этого слова.

Недавно появилась новая, психосоциаль­ная модель, связывающая неполноценность с общественными условиями. Ее сторонники считают, что при выше упомянутые модели сами по себе не раскрывают сути явления. Эта суть может быть выявлена лишь в связи с той средой, в которой существует индивид, с отношением общества к неполноценности, отношением окружающих к данному лицу, с тем, наконец, насколько архитектура, сред­ства транспорта и социальная организация


учитывают запросы лиц, являющихся физи­чески неполноценными (Дж. Глидмен и У. Рот, 1980; X. Хан, 1984).

Неполноценные люди составляют мень­шинство населения. Если такой человек бе­ден, то причина его бедности не столько в нем самом, сколько в обществе, которое подверга­ет его дискриминации, остракизму, ставит на него постыдное клеймо. Новый подход к оп­ределению неполноценности переводит про­блему в плоскость взаимодействия между личностью и разными элементами обще­ственной системы. Обязанность адаптиро­ваться к ситуации относится не только к кон­кретному индивиду. Наоборот, адаптация неполноценных чаще является долгом обще­ства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...