Воздействие положения негров на американское общество 3 глава
Эта концепция была официально признана в Реабилитационном законе, который рассматривается как закон о гражданских правах для физически неполноценных лиц. Она же нашла отражение в Законе об образовании для всех детей, находящихся в неблагоприятных условиях развития (1975), который отчасти касался улучшения качества услуг в этой области, а отчасти был направлен на создание единой системы, обеспечивающей возможность пользования ими. Неполноценность все чаще понимается как продукт широкого взаимодействия между индивидом и обществом. Социальные работники говорят о неполноценности в том же духе, как и о половой или расовой принадлежности человека. Но ведь, хотя мужчины и не способны рожать детей, а большинство женщин физически слабее мужчин, эти и другие различия никак не могут служить оправданием сексизма (половой дискриминации). Физические различия между белыми и черными еще более поверхностны. Вьющиеся густые волосы и уровень меланина гораздо меньше тяготят чернокожих, чем расизм. Дискриминация по половому и расовому признакам угнетает женщин и чернокожих не из-за физических различий. Сексизм и расизм являются скорее порождениями общества, а значит, не закрыты для социальных, политических и психологических изменений. Следовательно, социальная политика способна сыграть здесь свою роль. Неполноценные люди в физическом отношении отличаются от здоровых. Эти отличия могут быть более серьезными, чем отличия между мужчинами и женщинами, черными и белыми. Но и здесь социальная сторона неполноценности является источником озлобления, беспомощности, несправед-ливости. Так, неполноценным людям но мно-
НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКАЯ 136 137 НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКАЯ
гих случаях дают худшую работу — если они вообще ее получают — не потому, что они не хотят или не могут работать так, как другие, а потому, что их дискриминирует сама общественная структура — своим отношением к ним, положением, в которое их ставит. Поэтому, имея дело с неполноценными людьми, нельзя ограничиваться помощью, направленной на их приспособление к обществу. Это равносильно тому, чтобы помогать женщинам приспособиться к их полу или чернокожим — к своей расе. Демография Демографические исследования проблем неполноценности, по крайней мере частично, обесцениваются тем, что отсутствует согласие относительно самого определения неполноценности. Тем не менее их результаты позволяют сделать твердые демографические выводы. Неудивительно, что физическая неполноценность чаще всего встречается среди людей преклонного возраста, чернокожих и "синих воротничков". Что касается бедности, то здесь трудно установить причину и следствие: в этом случае причинная связь, по-видимому, двусторонняя. Больные люди зарабатывают меньше, чем здоровые, причем настолько, что они гораздо чаще опускаются ниже официального уровня бедности. Они раньше становятся жертвами безработицы, чаще работают неполный день, и оплата их труда чаще бывает более низкой, чем у здоровых. С меньшей уверенностью можно утверждать, что неполноценность больше распространена в сельской местности. Проводимые обследования неизменно показывают, что число неполноценных людей составляет от 8,5 до 17% населения. Неполноценность чаще встречается среди категорий населения, которые пользуются услугами социальных работников. Она — первопричина безработицы, досрочного ухода на пенсию, бедности среди работающих чернокожих, стариков, малограмотных, работников низкой квалификации. И поскольку неполноценность является той характеристикой, которая сигнализирует о предрасположенности к бедности, то она становится предметом особого внимания социальных работников.
Данные о неполноценности целесообразно разбить на ряд подгрупп. Например, если исходить из функциональной ущербности, то можно классифицировать людей по признаку общей неспособности выполнять определенную функцию. Если в качестве критерия выбрать трудоспособность, это позволит уста- новить, сколько человек могут работать, сколько не могут выполнять определенные виды работы и сколько людей нетрудоспособны вовсе. Медицинский подход позволит получить данные о том, сколько людей страдают от последствий полиомиелита, гиперкинеза, потери слуха, слепоты и т. д. Но точная классификация по видам неполноценности с социальной точки зрения менее важна, чем сам факт ее существования. Неполноценные люди, какими бы ни были их недуги, одинаково страдают от пренебрежения, дискриминации и притеснений. В целом такого рода классификация может ввести в заблуждение в концептуальном плане, поскольку она не концентрирует внимание на общности всех неполноценных людей, что так или иначе воздействует на отношение общества к ним. Конфликт между новым социологическим определением неполноценности и старыми медицинскими оказывает значительное воздействие на непосредственную социальную работу. Можно ожидать, что по мере того, как новое определение будет утверждаться, социальные работники найдут себе применение во многих ранее им неизвестных ситуациях. Как только категория неполноценности получит социологическое определение, неполноценные будут выделены в качестве меньшинства. А Этический кодекс социальной работы требует особо чуткого внимания к проблемам меньшинств. История Возможности, открывающиеся для социальной работы среди неполноценных, пока не реализованы в силу ряда причин, в том числе и исторических. Б. Кирлин и М. Ласк (1981) указывают: "60-е годы были периодом, когда... мероприятиям по восстановлению трудоспособности было придано новое измерение, поскольку оказываемая государством помощь в этой сфере значительно расширилась. Реакция социальных работников на призыв более активно действовать в указанном направлении во многом определялась их внутренними профессиональными проблемами. Среди них — забота о сохранении своей специфики, нацеленность на индивидуальную работу с клиентом в медицинских учреждениях, неучастие социальных работников в деятельности государственных организаций социального обеспечения, неприятие целевых правительственных дотаций. Поэтому социальная работа не стала составной частью реабилитационных мероприятий, проводившихся федеральным прави-
тельством и штатами, и социальные работники до сих пор принимают в них участие преимущественно в больницах и реабилитационных центрах с медицинской специализацией". Система услуг лицам, страдающим физической неполноценностью, оказалась сегодня перед рядом проблем. Медицина прогрессирует, и в результате болезни, которые некогда были смертельными, сейчас приводят к неполноценности. А государственные реабилитационные структуры в центре и штатах стоят перед угрозами сокращения необходимых ресурсов, недостатка кадров опытных руководителей, разобщенности, сужения своих прерогатив, изменения взглядов на социальную справедливость, короче — перед комплексом трудностей, которые затрагивают систему социальной работы в целом. По мнению К. Стоуна (1985), главная экономическая проблема заключается в том, для чего будут предоставляться средства: для 1 ого, чтобы человек мог работать (на базе рыночной экономики), или же для того, чтобы вывести его из нужды (путем оказания государственной помощи). С его точки зрения, «опрос о том, является ли человек неполноценным или, шире, имеющим право не рабо-1ать, — важнейший не только для данного конкретного случая, но и для "государства всеобщего благосостояния" в целом; добавим: и для социальной работы в частности. Программы На уровне центрального правительства и штатов действует целый ряд программ, относящихся к физически неполноценным лицам. Кроме того, на них распространяются программы и мероприятия, в которых хотя неполноценность и не упоминается непосред-ственно, однако же предусматриваются некоторые меры, прямо связанные с этой проблемой.
Законы штатов, обеспечивающие рабочим компенсацию за травму, полученную на производстве, в большинстве случаев принимались для предотвращения судебных тяжб но трудовым конфликтам. В 1980 г. в США около 88% работающих и членов их семей пользовались правом на пособия и выплаты в связи с неполноценностью, полученной при выполнении производственных обязанностей или в связи с гибелью кормильца. Программа страхования доходов на случай неполноценности рассчитана на тех, кто платит специальный налог и имеет право на компенсацию. Многие работающие неполноценные люди подпадают под действие этой программы, если заболевание лишает их способности трудиться. В 1984 г. 3790 тыс. работающих и членов их семей получали пособия на общую сумму 17,6 млрд долл. Дополнительные страховые выплаты — одна из немногих уцелевших частей Плана помощи семье, принятого администрацией президента Р. Никсона. Эти выплаты производятся после установления нуждаемости, право же на них обусловлено предварительными взносами В 1984 г. они составили 6,51 млн долл. Таковы некоторые программы перераспределении доходов, в соответствии с которыми деньги забираются у одной категории людей и передаются другой. Условие их получения — неспособность или ограниченная способность работать. Как правило, получатели пособия не могут работать наравне со здоровыми. Это означает, что неполноценные люди работают меньше, чем здоровые. Роль социальной работы Забота о неполноценных людях проявляется не только в программах, снизанных с перераспределением доходов. Социальные работники участвуют и во многих других программах, предусматривающих предоставление подобных услуг. Закон об образовании для всех детей, находящихся в неблагоприятных условиях развития (1975), обеспечивает им право на получение образования, традиционно предоставляемое всем детям страны. Согласно закону, обучение осуществляется, если это возможно, на общих условиях, но неполноценные дети могут при необходимости пользоваться составленными для них индивидуальными планами. Положения этого закона имеют комплексный характер. В некоторых случаях предоставляемые услуги нуждаются в истолковании. Неудивительно, что социальным работникам часто приходится уточнять вопросы на месте, пользуясь своим опытом и навыками. Социальные работники принимают также участие в разнообразных программах трудовой реабилитации, существующих в Соединенных Штатах. Эти программы, первоначально предназначенные для ветеранов войны, носят сравнительно узкий характер. Предполагается, что социальные работники должны участвовать в проведении реабилитации, отдыха, культурных мероприятий, оказании психологической помощи и интеграции всех услуг. Хотя эти функции лежат на социальных работниках не полностью, связанные с ними требования далеко
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ И ПРАВОНАРУШИТЕЛИ 138 НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ И ПРАВОНАРУШИТЕЛИ
превосходят те познания о физической неполноценности, которые социальный работник получает вместе со степенью бакалавра или магистра. По иронии судьбы, социальные работники чаще всего имеют дело с неполноценными людьми в медицинских учреждениях, хотя их деятельность не связана преимущественно с медицинской моделью. Многие люди поступают в больницы неполноценными и, выздоровев, выходят из больниц по-прежнему неполноценными. Социальные работники выполняют в больницах вполне определенную роль, и выполняют ее независимо от того, кому помогают — неполноценным или же дееспособным. Однако легко предположить, что они уделяют больше внимания неполноценным. Поскольку неполноценность не оставляет сомнений относительно тех проблем, с которыми человеку придется иметь дело, когда он покинет больницу, i о ясно, что социальные работники должны активно включиться в его подготовку к выписке, в создание оптимальных условий в сообществе, в которое он попадет, и вообще заняться защитой его интересов. Лица, страдающие физической неполноценностью, обычно живут в бедности и чаще, чем здоровые, имеют право на различные виды социальных услуг. А это значит, что в процессе обучения социальным работникам необходимо прививать навыки общения с неполноценными клиентами и воспитывать правильное отношение к этим людям. Между физически неполноценными и социальными работниками должны утвердиться отношения взаимного доверия и сочувствия взамен отчужденности и непонимания, которые зачастую имеют место сейчас. Уильям Рот См. также: Ветераны: социальное обслуживание; Компенсации безработным и работающим; Профессиональная реабилитация; Социальное страхование; Федеральное социальное законодательство после 1961 г, • Gliedman /., Roth W. (1980). The Unexpected Minority. N. Y.: Harcourt Brace Jovanovich. • Hahn H. (1984). The Issue of Equality: European Perceptions of Employment for Disabled Persons (No 29). N. Y.: World Rehabilitation Fund. • KirlinB. A.,LuskM. W. ( 1981). Ed ucating Social Workers for Practice in Rehabilitation Services. In: J. A. Browne, B. A. Kirlin, S. Watt (Eds.). Rehabilitation Sevices and the Social Work Role: Challenge for Change (p. 216—233). Baltimore, Md.: Williams & Wilkins. • Stone K. (1985). The Disabled State. Philadelphia: Temple University Press. НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ И ПРАВОНАРУШИТЕЛИ Противоправное поведение малолетних давно считается важнейшей проблемой, требующей разрешения. До XX в. не существовало особой системы правосудия для детей. Дети моложе восьми лет не отвечали за свои поступки, дети до 14 лет не несли жестокого наказания, однако формальные различия между детьми и взрослыми еще не были введены. К началу текущего столетия политические реформаторы, многие из которых занимались социальной работой, разработали систему правосудия для несовершеннолетних, основные положения которой стали стандартом для всей страны. Система основывалась не на правовых нормах, существующих для взрослых преступников, а на том положении, что в интересах общества дети должны подвергаться реабилитации (исправлению), а не наказанию. Юрисдикция отдельной системы для несовершеннолетних, по крайней мере на декларативном уровне, предусматривала в первую очередь необходимость воспитания детей. Сегодня система правосудия для несовершеннолетних находится в тисках противоречий. Оценка усилий по реабилитации позволила многим исследователям сделать вывод о провале системы. Одни реформаторы подчеркивают юридические права детей и призывают поддерживать усилия по реабилитации. Другие считают, что политика невмешательства лучше, чем наказание или реабилитация. Третьи исходят из необходимости сфокусировать внимание не столько на воспитании, сколько на наказании преступников. Социальные работники, признавая изменения, которые вносит Верховный суд США в правовую практику, намерены твердо стоять на том, что судебная система должна продемонстрировать большую готовность защищать права детей бедняков и этнических меньшинств и большую настойчивость в усилиях по реабилитации. Демография и правонарушения Данные по правонарушениям несовершеннолетних — криминальному поведению лиц до 18 лет — поступают из трех источников: отделений полиции, обзоров Бюро переписей США и отчетов независимых исследователей. Каждый источник имеет свои i ильные и слабые стороны, и ни один из них не может быть использован независимо от другого в программах по планированию и формированию политики по отношению к малолетним правонарушителям. Официальная статистика публикуется Федеральным бюро расследований в виде постоянных криминальных отчетов (ПКО). Они поступают из местных отделений полиции, а затем сопоставляются при помощи специальной методики (за определенный промежуток времени). Однако исследователи ставят вопрос о надежности этих данных, указывая на то, что полиция заинтересована и составлении тенденциозных отчетов и проведении арестов. Кроме того, возможно, что некоторые преступления просто приписывание» людям, принадлежащим к бедным слоим населения. Бюро переписей США готовит Национальный криминальный обзор (НКО) для Министерства юстиции, где воссоздает картину правонарушений с точки зрения тех, кто потерпел урон, т. е. жертв преступлений. Данные объективно оцениваются по тем же криминальным категориям, как и ПКО, но с двумя жесткими требованиями: во-первых, количество рассматриваемых преступлений ограничивается наиболее серьезными имущественными и насильственными правонарушениями; во-вторых, информация о правонарушениях, особенно среди несовершеннолетних, не должна быть выборочной. Важным источником данных являются анкеты, которые заполняют сами правонарушители. К сожалению, они имеют ряд недостатков: написаны заинтересованным лицом; сделать обобщение на их основе из-за ненадежности или малозначительности приведенных примеров невозможно; не выявлены стандартные виды нарушений, которые позволяли бы проводить сопоставление данных в процессе расследования; трудно проанализировать и возможные тенденции, так как анкетирование проводится через разные интервалы времени. Основное различие между источниками информации заключается в оценке противо-правнной деятельности. В ПКО утверждается, что около 10% молодых людей совершают правонарушения. По данным же НКО, про- тивоправная деятельность более обширна, чем число производимых задержаний. Наконец, в некоторых независимых исследованиях указывается, что приблизительно 85% молодых людей совершали правонарушения, за которые они могли бы попасть в тюрьму. Данные ПКО, единственного источника, полезного для сопоставления правонарушений среди взрослых и несовершеннолетних, показывают, что между арестами и возрастом, в котором совершаются правонарушения, имеется тесная связь. Определенные виды правонарушений совершают, как правило, молодые: это пребывание на улице позже установленного часа, побеги из дома. Число задержаний несовершеннолетних по этому поводу в 1980 г. достигло 200 тыс. Доля подростков, арестованных за такие преступления, как убийства, ношение оружия и поведение, оскорбляющее окружающих, существенно ниже, чем среди взрослых, задержанных за аналогичные преступления. Зато их значительно чаще задерживают за имущественные правонарушения, вандализм, поджоги, взломы, кражи, угон автотранспорта (особенно ради желания "покататься") и грабежи. За употребление наркотиков, сексуальные преступления и проституцию несовершеннолетних задерживают чаще, чем взрослых. Данные ПКО позволяют изучать тенденции правонарушений. Они свидетельствуют о том, что количество задержаний несовершеннолетних начиная с 50-х годов ежегодно увеличивалось. На основе выводов, содержащихся в показаниях правонарушителей и исследованиях НКО, можно прийти к заключению, что даже небольшие изменения в регистрации правонарушений полицией могут создать видимость всплеска правонарушений без всяких реальных изменений общей картины. Тем не менее большинство исследователей считают, что стабильный рост правонарушений действительно имеет место. Например, X. Херст (1982) приходит к заключению: "Невзирая на избранную точку зрения, мы вынуждены признать, что количество уголовных правонарушений, совершаемых подростками в возрасте от 10 до 18 лет, возросло между 1950 и 1980 гг., а рост преступности между 1965 и 1975 гг. был действительно феноменальным". С 1978 г. число задержаний несовершеннолетних стало снижаться. Пока невозможно определить, произошло ли это в результате сокращения прироста детского населения, боязни ужесточившегося наказания, действий по предотвращению совершения преступлений или НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ И ПРАВОНАРУШИТЕЛИ 140 141 НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ И ПРАВОНАРУШИТЕЛИ
предпринимаемых реабилитационных усилий. Изучение показаний и официальной статистики позволяет сделать следующий вывод: большая часть несовершеннолетних совершает незначительные преступления, не допуская более в дальнейшем никаких проступков. Не имеется также свидетельств, подтверждающих теорию о том, что противоправное поведение постоянно углубляется и приводит к совершению более тяжких преступлений. Существуют факты, указывающие на то, что лишь небольшой процент несовершеннолетних действительно совершает серьезные правонарушения. Официальные материалы дают основание говорить о том, что мальчики и девочки совершают различные по характеру преступления или действия, ведущие к ним. Со стороны девочек это проституция, неразборчивость в связях, непослушание по отношению к родителям и побеги из дома. Данные показаний правонарушителей свидетельствуют о том, что кражи в магазинах, угон автотранспорта, вандализм и драки совершают как мальчики, так и девочки. Более того, показатели употребления алкоголя и наркотиков среди девочек начинают приближаться к аналогичным показателям среди мальчиков. Однако, несмотря на участившиеся случаи задержания девочек, мальчики более склонны нарушать закон. Дети бедняков и представителей этнических меньшинств чаще нарушают закон, чем цветные, принадлежащие к среднему классу, или белые дети. Данные показаний и официальных материалов приводят к единому выводу: чернокожие и малоимущие несовершеннолетние с большей вероятностью могут быть вовлечены в серьезные и повторные правонарушения, чем белые. Вместе с тем К. Р. Тайтл, У. Дж. Вилимез и Д. А. Смит (1978) утверждают, что, по сведениям о задержаниях несовершеннолетних, связь между классовой принадлежностью и преступностью на протяжении десятилетий постепенно уменьшалась. Однако количество задержаний среди чернокожей молодежи возрастает. Данные НКО говорят о том, что несовершеннолетние вероятнее всего будут совершать правонарушения по отношению друг к другу, а не в отношении взрослых. Кроме того, правонарушители и их жертвы принадлежат, как правило, к одной расе. Белая молодежь с большей вероятностью будет совершать имущественные преступления, а черная — направленные против личности. Если не считать изнасилований, юноши чаще становятся жертвами преступлений, чем девушки, которые, однако, чаще становятся жертвами, чем взрослые мужчины и женщины. Противоправное поведение и правонарушения Прежде чем проанализировать нарушения закона, следует предварительно обсудить его сущность и содержание процесса ареста. Причины нарушения закона могут рассматриваться только в случае, если законы справедливы и служат интересам общества. В современном американском обществе существуют значительные разногласия о справедливости закона для несовершеннолетних, а также о юридических процедурах (обращение с молодыми людьми, обвиняемыми в нарушении закона). Исследователи отмечают, что законы не всегда опираются на принцип справедливости. Это далеко не праздный вопрос, так как составной частью социальной работы является социальная защита. Следует различать противоправное поведение и правонарушение. Вопрос об аресте должен рассматриваться отдельно от вопроса о том, кто нарушает закон, и каждый из этих вопросов нуждается в пояснении. Некоторые аналитики считают, что непропорционально большое число молодых людей — представителей этнических меньшинств, подвергающихся арестам и привлеченных к уголовной ответственности, — показатель проявления в отношении их расовых предубеждений. Полиция, школы, судьи, прокуроры и социальные работники должны тесно сотрудничать, чтобы обеспечить большую объективность при арестах и разборе дел несовершеннолетних, в том числе чернокожих и представителей других меньшинств. Исследования показывают, что несовершеннолетние применяют различные способы защиты при аресте и в момент вынесения приговора. Одна из защитных реакций при задержании, названная Г. М. Сайксом и Д. Матзой (1980) "техникой нейтрализации", включает в себя такие приемы, как отрицание вины, нанесенного ущерба, отрицание противоправных действий в отношении жертвы, поношение лиц, выносящих приговор, апелляция к высоким авторитетам. Подобное поведение можно объяснить попытками создать более выгодное впечатление о себе у судей и присяжных заседателей. Причины противоправного поведения Среди исследователей нет единого мнения по поводу причин противоправного пове- дения молодежи. Социальные работники должны оценивать теорию с точки зрения логики, концептуальной ясности и способности генерировать эффективные программы. Согласно многим теориям, преступления совершаются из-за нарушений в социальной жизни общества. При этом различие в том, что касается правонарушений со стороны девочек и мальчиков, состоит лишь в ожидании послушного поведения от первых и агрессивного — от вторых. Очевидно, что зависимая роль несовершеннолетних на рынке труда, сегрегация в школе должны рассматриваться как предвестники антиобщественного поведения. И наконец, в условиях существования расовых предрассудков, дискриминации меньшинств вполне вероятен всплеск криминального поведения. Дж. Р. Клюгель (1983) указывает на возможность "фундаментальной атрибутивной ошибки", которая заключается в недооценке ситуационных и социальных причин, определяющих криминальное поведение. Прежде чем принять точку зрения Дж. Р. Клюгеля, необходимо сделать две оговорки. Во-первых, существуют причины, по которым социологический подход к объяснению правонарушений может оказаться более уместным, чем психологический, и наоборот. Социальные теории в большой степени приспособлены к нормативному подсчету случаев и попыток правонарушений; они принимают во внимание расу, класс, пол, религиозную ориентацию правонарушителя. В то же время психологический подход более приемлем для выявления причин вовлечения н противоправные действия, ответа на вопрос, почему конкретный ребенок или подросток нарушает закон. Если это так, то психологические теории представляют особый интерес для практической деятельности. Вторая оговорка заключается в том, что при любой форме правонарушения одни факторы, предопределяющие проступок, могут быть более вероятными, чем другие. Например, семейный фактор более вероятен при нарушениях общественного порядка, а экономический — при серьезных имущественных и насильственных преступлениях. Следовательно, не должны вызывать удивления превентивные программы для этнических и расовых меньшинств, направленные на повышение уровня занятости, общественное развитие, и программы для молодежи, укрепляющие семью. Теории часто находятся в противоречии но отношению одна к другой, поскольку их защитники расходятся во взглядах на обще- ство и природу человека. Пример можно обнаружить в "радикальной криминологии", где состав преступления, его мотивация, характер обращения с теми, кому преступление вменяется в вину, определяются, исходя из проблем классового общества и классовых конфликтов, при этом неравные возможности капиталистического общества создают социальное напряжение, которое приводит в свою очередь к правонарушениям. Другой пример несовместимости — точка зрения на человеческую природу. Согласно многим психологическим дисциплинам ("психодинамичной" теории, например), причиной правонарушений является психопатология, при этом в качестве способа их предупреждения рекомендуется лечение. В то же время экономические теории предлагают рациональный выбор модели поведения человека и подчеркивают, что отсутствие превентивных программ увеличивает риск возникновения криминального поведения. Наряду с наличием расхождений наблюдается и определенная согласованность различных теорий, особенно когда концепции криминального поведения учитывают последовательность и направление исследований: от макро- к микроуровню, от общества к общине, к семье и, наконец, к индивидуальным факторам. Например, зная, что несовершеннолетние охотнее проводят время среди сверстников, чем в семье, можно ожидать, что жизнь общины сыграет свою роль в борьбе с проявлениями противоправного поведения молодежи. Экологические теории, теория культурного отклонения, трансмиссионная теория, теория дифференциальной ассоциации, структурная теория, теории о роли школ указывают на важность наличия социальных институтов и групп сверстников, остро реагирующих на возникновение стрессовых ситуаций в современном обществе. Социальное взаимодействие создает предпосылки как законопослушного, так и антисоциального поведения. Эти теории поддерживают усилия, направленные на снижение социального напряжения в обществе и изменение представлений о ценностях внутри общины или группы сверстников. Многие исследователи считают, что внутрисемейная жизнь выступает важной переменной, которая определяет качество отношений "родители—дети". Противоправное поведение не обязательно преобладает в неполных семьях, в семьях, где оба родителя работают или разведены. Однако правонарушения с большей вероятностью возникают там, где отсутствует привязанность членов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|