Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воздействие положения негров на американское общество 3 глава




Эта концепция была официально при­знана в Реабилитационном законе, который рассматривается как закон о гражданских правах для физически неполноценных лиц. Она же нашла отражение в Законе об образо­вании для всех детей, находящихся в небла­гоприятных условиях развития (1975), кото­рый отчасти касался улучшения качества услуг в этой области, а отчасти был направлен на создание единой системы, обеспечиваю­щей возможность пользования ими.

Неполноценность все чаще понимается как продукт широкого взаимодействия между индивидом и обществом. Социальные работ­ники говорят о неполноценности в том же ду­хе, как и о половой или расовой принадлеж­ности человека. Но ведь, хотя мужчины и не способны рожать детей, а большинство жен­щин физически слабее мужчин, эти и другие различия никак не могут служить оправдани­ем сексизма (половой дискриминации). Фи­зические различия между белыми и черными еще более поверхностны. Вьющиеся густые волосы и уровень меланина гораздо меньше тяготят чернокожих, чем расизм.

Дискриминация по половому и расовому признакам угнетает женщин и чернокожих не из-за физических различий. Сексизм и ра­сизм являются скорее порождениями обще­ства, а значит, не закрыты для социальных, политических и психологических измене­ний. Следовательно, социальная политика способна сыграть здесь свою роль.

Неполноценные люди в физическом от­ношении отличаются от здоровых. Эти отли­чия могут быть более серьезными, чем отли­чия между мужчинами и женщинами, черными и белыми. Но и здесь социальная сторона неполноценности является источни­ком озлобления, беспомощности, несправед-ливости. Так, неполноценным людям но мно-


НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКАЯ


136


137


НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКАЯ


 


гих случаях дают худшую работу — если они вообще ее получают — не потому, что они не хотят или не могут работать так, как другие, а потому, что их дискриминирует сама обще­ственная структура — своим отношением к ним, положением, в которое их ставит. Поэ­тому, имея дело с неполноценными людьми, нельзя ограничиваться помощью, направлен­ной на их приспособление к обществу. Это равносильно тому, чтобы помогать женщи­нам приспособиться к их полу или черноко­жим — к своей расе.

Демография

Демографические исследования проблем неполноценности, по крайней мере частично, обесцениваются тем, что отсутствует согла­сие относительно самого определения непол­ноценности. Тем не менее их результаты по­зволяют сделать твердые демографические выводы. Неудивительно, что физическая не­полноценность чаще всего встречается среди людей преклонного возраста, чернокожих и "синих воротничков". Что касается бедности, то здесь трудно установить причину и следст­вие: в этом случае причинная связь, по-види­мому, двусторонняя. Больные люди зараба­тывают меньше, чем здоровые, причем настолько, что они гораздо чаще опускаются ниже официального уровня бедности. Они раньше становятся жертвами безработицы, чаще работают неполный день, и оплата их труда чаще бывает более низкой, чем у здоро­вых. С меньшей уверенностью можно утвер­ждать, что неполноценность больше распро­странена в сельской местности.

Проводимые обследования неизменно показывают, что число неполноценных лю­дей составляет от 8,5 до 17% населения. Не­полноценность чаще встречается среди кате­горий населения, которые пользуются услугами социальных работников. Она — первопричина безработицы, досрочного ухо­да на пенсию, бедности среди работающих чернокожих, стариков, малограмотных, ра­ботников низкой квалификации. И посколь­ку неполноценность является той характери­стикой, которая сигнализирует о предрасположенности к бедности, то она ста­новится предметом особого внимания соци­альных работников.

Данные о неполноценности целесообраз­но разбить на ряд подгрупп. Например, если исходить из функциональной ущербности, то можно классифицировать людей по призна­ку общей неспособности выполнять опреде­ленную функцию. Если в качестве критерия выбрать трудоспособность, это позволит уста-


новить, сколько человек могут работать, сколько не могут выполнять определенные виды работы и сколько людей нетрудоспособ­ны вовсе. Медицинский подход позволит получить данные о том, сколько людей стра­дают от последствий полиомиелита, гиперки­неза, потери слуха, слепоты и т. д.

Но точная классификация по видам не­полноценности с социальной точки зрения менее важна, чем сам факт ее существования. Неполноценные люди, какими бы ни были их недуги, одинаково страдают от пренебреже­ния, дискриминации и притеснений. В целом такого рода классификация может ввести в заблуждение в концептуальном плане, по­скольку она не концентрирует внимание на общности всех неполноценных людей, что так или иначе воздействует на отношение об­щества к ним.

Конфликт между новым социологиче­ским определением неполноценности и ста­рыми медицинскими оказывает значитель­ное воздействие на непосредственную социальную работу. Можно ожидать, что по мере того, как новое определение будет утвер­ждаться, социальные работники найдут себе применение во многих ранее им неизвестных ситуациях. Как только категория неполно­ценности получит социологическое опреде­ление, неполноценные будут выделены в ка­честве меньшинства. А Этический кодекс социальной работы требует особо чуткого внимания к проблемам меньшинств.

История

Возможности, открывающиеся для соци­альной работы среди неполноценных, пока не реализованы в силу ряда причин, в том числе и исторических. Б. Кирлин и М. Ласк (1981) указывают: "60-е годы были периодом, ког­да... мероприятиям по восстановлению тру­доспособности было придано новое измере­ние, поскольку оказываемая государством помощь в этой сфере значительно расшири­лась. Реакция социальных работников на призыв более активно действовать в указан­ном направлении во многом определялась их внутренними профессиональными пробле­мами. Среди них — забота о сохранении своей специфики, нацеленность на индиви­дуальную работу с клиентом в медицинских учреждениях, неучастие социальных работ­ников в деятельности государственных орга­низаций социального обеспечения, неприя­тие целевых правительственных дотаций. Поэтому социальная работа не стала состав­ной частью реабилитационных мероприя­тий, проводившихся федеральным прави-


тельством и штатами, и социальные работни­ки до сих пор принимают в них участие преимущественно в больницах и реабилита­ционных центрах с медицинской специали­зацией".

Система услуг лицам, страдающим фи­зической неполноценностью, оказалась се­годня перед рядом проблем. Медицина про­грессирует, и в результате болезни, которые некогда были смертельными, сейчас приво­дят к неполноценности. А государственные реабилитационные структуры в центре и штатах стоят перед угрозами сокращения не­обходимых ресурсов, недостатка кадров опытных руководителей, разобщенности, су­жения своих прерогатив, изменения взглядов на социальную справедливость, короче — пе­ред комплексом трудностей, которые затра­гивают систему социальной работы в целом.

По мнению К. Стоуна (1985), главная экономическая проблема заключается в том, для чего будут предоставляться средства: для 1 ого, чтобы человек мог работать (на базе ры­ночной экономики), или же для того, чтобы вывести его из нужды (путем оказания госу­дарственной помощи). С его точки зрения, «опрос о том, является ли человек неполно­ценным или, шире, имеющим право не рабо-1ать, — важнейший не только для данного конкретного случая, но и для "государства всеобщего благосостояния" в целом; добавим: и для социальной работы в частности.

Программы

На уровне центрального правительства и штатов действует целый ряд программ, отно­сящихся к физически неполноценным ли­цам. Кроме того, на них распространяются программы и мероприятия, в которых хотя неполноценность и не упоминается непосред-ственно, однако же предусматриваются некоторые меры, прямо связанные с этой пробле­мой.

Законы штатов, обеспечивающие рабо­чим компенсацию за травму, полученную на производстве, в большинстве случаев прини­мались для предотвращения судебных тяжб но трудовым конфликтам. В 1980 г. в США около 88% работающих и членов их семей пользовались правом на пособия и выплаты в связи с неполноценностью, полученной при выполнении производственных обязанностей или в связи с гибелью кормильца.

Программа страхования доходов на слу­чай неполноценности рассчитана на тех, кто платит специальный налог и имеет право на компенсацию. Многие работающие неполно­ценные люди подпадают под действие этой


программы, если заболевание лишает их спо­собности трудиться. В 1984 г. 3790 тыс. рабо­тающих и членов их семей получали пособия на общую сумму 17,6 млрд долл.

Дополнительные страховые выпла­ты — одна из немногих уцелевших частей Плана помощи семье, принятого админист­рацией президента Р. Никсона. Эти выплаты производятся после установления нуждаемо­сти, право же на них обусловлено предвари­тельными взносами В 1984 г. они составили 6,51 млн долл.

Таковы некоторые программы перерасп­ределении доходов, в соответствии с которы­ми деньги забираются у одной категории лю­дей и передаются другой. Условие их получения — неспособность или ограничен­ная способность работать. Как правило, полу­чатели пособия не могут работать наравне со здоровыми. Это означает, что неполноценные люди работают меньше, чем здоровые.

Роль социальной работы

Забота о неполноценных людях проявля­ется не только в программах, снизанных с пе­рераспределением доходов. Социальные ра­ботники участвуют и во многих других программах, предусматривающих предо­ставление подобных услуг.

Закон об образовании для всех детей, на­ходящихся в неблагоприятных условиях развития (1975), обеспечивает им право на получение образования, традиционно предо­ставляемое всем детям страны. Согласно закону, обучение осуществляется, если это возможно, на общих условиях, но неполно­ценные дети могут при необходимости поль­зоваться составленными для них индивиду­альными планами. Положения этого закона имеют комплексный характер. В некоторых случаях предоставляемые услуги нуждаются в истолковании. Неудивительно, что соци­альным работникам часто приходится уточ­нять вопросы на месте, пользуясь своим опы­том и навыками.

Социальные работники принимают так­же участие в разнообразных программах тру­довой реабилитации, существующих в Сое­диненных Штатах. Эти программы, первоначально предназначенные для ветера­нов войны, носят сравнительно узкий харак­тер. Предполагается, что социальные работ­ники должны участвовать в проведении реабилитации, отдыха, культурных мероп­риятий, оказании психологической помощи и интеграции всех услуг. Хотя эти функции лежат на социальных работниках не полно­стью, связанные с ними требования далеко


НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ И ПРАВОНАРУШИТЕЛИ


138



НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ И ПРАВОНАРУШИТЕЛИ


 


превосходят те познания о физической не­полноценности, которые социальный работ­ник получает вместе со степенью бакалавра или магистра.

По иронии судьбы, социальные работни­ки чаще всего имеют дело с неполноценными людьми в медицинских учреждениях, хотя их деятельность не связана преимущественно с медицинской моделью. Многие люди посту­пают в больницы неполноценными и, выздо­ровев, выходят из больниц по-прежнему неполноценными. Социальные работники выполняют в больницах вполне определен­ную роль, и выполняют ее независимо от того, кому помогают — неполноценным или же дееспособным. Однако легко предположить, что они уделяют больше внимания неполно­ценным. Поскольку неполноценность не ос­тавляет сомнений относительно тех проблем, с которыми человеку придется иметь дело, когда он покинет больницу, i о ясно, что соци­альные работники должны активно вклю­читься в его подготовку к выписке, в создание оптимальных условий в сообществе, в кото­рое он попадет, и вообще заняться защитой его интересов.

Лица, страдающие физической неполно­ценностью, обычно живут в бедности и чаще, чем здоровые, имеют право на различные ви­ды социальных услуг. А это значит, что в про­цессе обучения социальным работникам не­обходимо прививать навыки общения с неполноценными клиентами и воспитывать правильное отношение к этим людям. Между физически неполноценными и социальными работниками должны утвердиться отноше­ния взаимного доверия и сочувствия взамен отчужденности и непонимания, которые за­частую имеют место сейчас.

Уильям Рот

См. также: Ветераны: социальное обслужи­вание; Компенсации безработным и работающим; Профессиональная реаби­литация; Социальное страхование; Фе­деральное социальное законодательство после 1961 г,

Gliedman /., Roth W. (1980). The Unexpected Minority. N. Y.: Harcourt Brace Jovanovich. • Hahn H. (1984). The Issue of Equality: European Perceptions of Employment for Disabled Persons (No 29). N. Y.: World Rehabilitation Fund. • KirlinB. A.,LuskM. W. ( 1981). Ed ucating Social Workers for Practice in Rehabilitation Services. In: J. A. Browne, B. A. Kirlin, S. Watt (Eds.). Rehabilitation Sevices and the Social Work Role: Challenge for Change (p.


216—233). Baltimore, Md.: Williams & Wilkins. • Stone K. (1985). The Disabled State. Philadelphia: Temple University Press.

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ

ПРЕСТУПНИКИ

И ПРАВОНАРУШИТЕЛИ

Противоправное поведение малолетних давно считается важнейшей проблемой, тре­бующей разрешения. До XX в. не существо­вало особой системы правосудия для детей. Дети моложе восьми лет не отвечали за свои поступки, дети до 14 лет не несли жестокого наказания, однако формальные различия между детьми и взрослыми еще не были вве­дены. К началу текущего столетия политиче­ские реформаторы, многие из которых зани­мались социальной работой, разработали систему правосудия для несовершеннолет­них, основные положения которой стали стандартом для всей страны. Система осно­вывалась не на правовых нормах, существу­ющих для взрослых преступников, а на том положении, что в интересах общества дети должны подвергаться реабилитации (исправ­лению), а не наказанию. Юрисдикция от­дельной системы для несовершеннолетних, по крайней мере на декларативном уровне, предусматривала в первую очередь необходи­мость воспитания детей.

Сегодня система правосудия для несовер­шеннолетних находится в тисках противоре­чий. Оценка усилий по реабилитации позво­лила многим исследователям сделать вывод о провале системы. Одни реформаторы под­черкивают юридические права детей и при­зывают поддерживать усилия по реабилита­ции. Другие считают, что политика невмешательства лучше, чем наказание или реабилитация. Третьи исходят из необходи­мости сфокусировать внимание не столько на воспитании, сколько на наказании преступ­ников. Социальные работники, признавая изменения, которые вносит Верховный суд США в правовую практику, намерены твердо стоять на том, что судебная система должна продемонстрировать большую готовность за­щищать права детей бедняков и этнических меньшинств и большую настойчивость в уси­лиях по реабилитации.


Демография и правонарушения

Данные по правонарушениям несовер­шеннолетних — криминальному поведению лиц до 18 лет — поступают из трех источни­ков: отделений полиции, обзоров Бюро пере­писей США и отчетов независимых исследователей. Каждый источник имеет свои i ильные и слабые стороны, и ни один из них не может быть использован независимо от другого в программах по планированию и формированию политики по отношению к малолетним правонарушителям.

Официальная статистика публикуется Федеральным бюро расследований в виде постоянных криминальных отчетов (ПКО). Они поступают из местных отделений поли­ции, а затем сопоставляются при помощи специальной методики (за определенный проме­жуток времени). Однако исследователи ставят вопрос о надежности этих данных, указывая на то, что полиция заинтересована и составлении тенденциозных отчетов и проведении арестов. Кроме того, возможно, что некоторые преступления просто приписыва­ние» людям, принадлежащим к бедным сло­им населения.

Бюро переписей США готовит Нацио­нальный криминальный обзор (НКО) для Министерства юстиции, где воссоздает картину правонарушений с точки зрения тех, кто потерпел урон, т. е. жертв преступлений. Данные объективно оцениваются по тем же криминальным категориям, как и ПКО, но с двумя жесткими требованиями: во-первых, количество рассматриваемых преступлений ограничивается наиболее серьезными иму­щественными и насильственными право­нарушениями; во-вторых, информация о правонарушениях, особенно среди несовер­шеннолетних, не должна быть выборочной.

Важным источником данных являются анкеты, которые заполняют сами правонарушители. К сожалению, они имеют ряд недостатков: написаны заинтересованным лицом; сделать обобщение на их основе из-за нена­дежности или малозначительности приве­денных примеров невозможно; не выявлены стандартные виды нарушений, которые позволяли бы проводить сопоставление данных в процессе расследования; трудно проанализировать и возможные тенденции, так как анкетирование проводится через разные интервалы времени.

Основное различие между источниками информации заключается в оценке противо-правнной деятельности. В ПКО утверждается, что около 10% молодых людей совершают правонарушения. По данным же НКО, про-


тивоправная деятельность более обширна, чем число производимых задержаний. Нако­нец, в некоторых независимых исследовани­ях указывается, что приблизительно 85% мо­лодых людей совершали правонарушения, за которые они могли бы попасть в тюрьму.

Данные ПКО, единственного источника, полезного для сопоставления правонаруше­ний среди взрослых и несовершеннолетних, показывают, что между арестами и возра­стом, в котором совершаются правонаруше­ния, имеется тесная связь. Определенные ви­ды правонарушений совершают, как правило, молодые: это пребывание на улице позже установленного часа, побеги из дома. Число задержаний несовершеннолетних по этому поводу в 1980 г. достигло 200 тыс. Доля подростков, арестованных за такие преступ­ления, как убийства, ношение оружия и по­ведение, оскорбляющее окружающих, суще­ственно ниже, чем среди взрослых, задержанных за аналогичные преступления. Зато их значительно чаще задерживают за имущественные правонарушения, ванда­лизм, поджоги, взломы, кражи, угон авто­транспорта (особенно ради желания "пока­таться") и грабежи. За употребление наркотиков, сексуальные преступления и проституцию несовершеннолетних задержи­вают чаще, чем взрослых.

Данные ПКО позволяют изучать тенден­ции правонарушений. Они свидетельствуют о том, что количество задержаний несовер­шеннолетних начиная с 50-х годов ежегодно увеличивалось. На основе выводов, содержа­щихся в показаниях правонарушителей и ис­следованиях НКО, можно прийти к заключе­нию, что даже небольшие изменения в регистрации правонарушений полицией мо­гут создать видимость всплеска правонару­шений без всяких реальных изменений об­щей картины. Тем не менее большинство исследователей считают, что стабильный рост правонарушений действительно имеет место. Например, X. Херст (1982) приходит к заключению: "Невзирая на избранную точ­ку зрения, мы вынуждены признать, что ко­личество уголовных правонарушений, совер­шаемых подростками в возрасте от 10 до 18 лет, возросло между 1950 и 1980 гг., а рост преступности между 1965 и 1975 гг. был дей­ствительно феноменальным". С 1978 г. число задержаний несовершеннолетних стало сни­жаться. Пока невозможно определить, про­изошло ли это в результате сокращения прироста детского населения, боязни ужесто­чившегося наказания, действий по предотв­ращению совершения преступлений или


НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ И ПРАВОНАРУШИТЕЛИ


140


141


НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ И ПРАВОНАРУШИТЕЛИ


 


предпринимаемых реабилитационных уси­лий.

Изучение показаний и официальной ста­тистики позволяет сделать следующий вывод: большая часть несовершеннолетних совер­шает незначительные преступления, не допу­ская более в дальнейшем никаких проступ­ков. Не имеется также свидетельств, подтверждающих теорию о том, что противо­правное поведение постоянно углубляется и приводит к совершению более тяжких пре­ступлений. Существуют факты, указываю­щие на то, что лишь небольшой процент не­совершеннолетних действительно совершает серьезные правонарушения.

Официальные материалы дают основа­ние говорить о том, что мальчики и девочки совершают различные по характеру преступ­ления или действия, ведущие к ним. Со сто­роны девочек это проституция, неразборчи­вость в связях, непослушание по отношению к родителям и побеги из дома. Данные пока­заний правонарушителей свидетельствуют о том, что кражи в магазинах, угон автотранс­порта, вандализм и драки совершают как мальчики, так и девочки. Более того, показа­тели употребления алкоголя и наркотиков среди девочек начинают приближаться к ана­логичным показателям среди мальчиков. Од­нако, несмотря на участившиеся случаи за­держания девочек, мальчики более склонны нарушать закон.

Дети бедняков и представителей этниче­ских меньшинств чаще нарушают закон, чем цветные, принадлежащие к среднему классу, или белые дети. Данные показаний и офици­альных материалов приводят к единому выводу: чернокожие и малоимущие несовер­шеннолетние с большей вероятностью могут быть вовлечены в серьезные и повторные пра­вонарушения, чем белые. Вместе с тем К. Р. Тайтл, У. Дж. Вилимез и Д. А. Смит (1978) утверждают, что, по сведениям о за­держаниях несовершеннолетних, связь меж­ду классовой принадлежностью и преступно­стью на протяжении десятилетий постепенно уменьшалась. Однако количество задержа­ний среди чернокожей молодежи возрастает.

Данные НКО говорят о том, что несовер­шеннолетние вероятнее всего будут совер­шать правонарушения по отношению друг к другу, а не в отношении взрослых. Кроме то­го, правонарушители и их жертвы принадле­жат, как правило, к одной расе. Белая моло­дежь с большей вероятностью будет совершать имущественные преступления, а черная — направленные против личности. Если не считать изнасилований, юноши чаще


становятся жертвами преступлений, чем де­вушки, которые, однако, чаще становятся жертвами, чем взрослые мужчины и женщины.

Противоправное поведение и правонарушения

Прежде чем проанализировать наруше­ния закона, следует предварительно обсудить его сущность и содержание процесса ареста.

Причины нарушения закона могут рас­сматриваться только в случае, если законы справедливы и служат интересам общества. В современном американском обществе суще­ствуют значительные разногласия о справед­ливости закона для несовершеннолетних, а также о юридических процедурах (обраще­ние с молодыми людьми, обвиняемыми в на­рушении закона). Исследователи отмечают, что законы не всегда опираются на принцип справедливости. Это далеко не праздный воп­рос, так как составной частью социальной ра­боты является социальная защита.

Следует различать противоправное пове­дение и правонарушение. Вопрос об аресте должен рассматриваться отдельно от вопроса о том, кто нарушает закон, и каждый из этих вопросов нуждается в пояснении. Некоторые аналитики считают, что непропорционально большое число молодых людей — представи­телей этнических меньшинств, подвергаю­щихся арестам и привлеченных к уголовной ответственности, — показатель проявления в отношении их расовых предубеждений. Полиция, школы, судьи, прокуроры и соци­альные работники должны тесно сотрудни­чать, чтобы обеспечить большую объектив­ность при арестах и разборе дел несовершеннолетних, в том числе черноко­жих и представителей других меньшинств. Исследования показывают, что несовершен­нолетние применяют различные способы защиты при аресте и в момент вынесения приговора. Одна из защитных реакций при задержании, названная Г. М. Сайксом и Д. Матзой (1980) "техникой нейтрализа­ции", включает в себя такие приемы, как от­рицание вины, нанесенного ущерба, отрица­ние противоправных действий в отношении жертвы, поношение лиц, выносящих приго­вор, апелляция к высоким авторитетам. По­добное поведение можно объяснить попытка­ми создать более выгодное впечатление о себе у судей и присяжных заседателей.

Причины противоправного поведения

Среди исследователей нет единого мне­ния по поводу причин противоправного пове-


дения молодежи. Социальные работники должны оценивать теорию с точки зрения ло­гики, концептуальной ясности и способности генерировать эффективные программы. Со­гласно многим теориям, преступления совер­шаются из-за нарушений в социальной жиз­ни общества. При этом различие в том, что касается правонарушений со стороны дево­чек и мальчиков, состоит лишь в ожидании послушного поведения от первых и агрессив­ного — от вторых. Очевидно, что зависимая роль несовершеннолетних на рынке труда, сегрегация в школе должны рассматриваться как предвестники антиобщественного пове­дения. И наконец, в условиях существования расовых предрассудков, дискриминации меньшинств вполне вероятен всплеск крими­нального поведения.

Дж. Р. Клюгель (1983) указывает на воз­можность "фундаментальной атрибутивной ошибки", которая заключается в недооценке ситуационных и социальных причин, опре­деляющих криминальное поведение. Прежде чем принять точку зрения Дж. Р. Клюгеля, необходимо сделать две оговорки.

Во-первых, существуют причины, по которым социологический подход к объясне­нию правонарушений может оказаться более уместным, чем психологический, и наоборот. Социальные теории в большой степени при­способлены к нормативному подсчету случа­ев и попыток правонарушений; они прини­мают во внимание расу, класс, пол, религиозную ориентацию правонарушителя. В то же время психологический подход более приемлем для выявления причин вовлечения н противоправные действия, ответа на вопрос, почему конкретный ребенок или подросток нарушает закон. Если это так, то психологи­ческие теории представляют особый интерес для практической деятельности.

Вторая оговорка заключается в том, что при любой форме правонарушения одни факторы, предопределяющие проступок, могут быть более вероятными, чем другие. Напри­мер, семейный фактор более вероятен при нарушениях общественного порядка, а эко­номический — при серьезных имуществен­ных и насильственных преступлениях. Сле­довательно, не должны вызывать удивления превентивные программы для этнических и расовых меньшинств, направленные на повышение уровня занятости, общественное развитие, и программы для молодежи, укреп­ляющие семью.

Теории часто находятся в противоречии но отношению одна к другой, поскольку их защитники расходятся во взглядах на обще-


ство и природу человека. Пример можно об­наружить в "радикальной криминологии", где состав преступления, его мотивация, ха­рактер обращения с теми, кому преступление вменяется в вину, определяются, исходя из проблем классового общества и классовых конфликтов, при этом неравные возможно­сти капиталистического общества создают социальное напряжение, которое приводит в свою очередь к правонарушениям.

Другой пример несовместимости — точ­ка зрения на человеческую природу. Соглас­но многим психологическим дисциплинам ("психодинамичной" теории, например), причиной правонарушений является психо­патология, при этом в качестве способа их предупреждения рекомендуется лечение. В то же время экономические теории предлага­ют рациональный выбор модели поведения человека и подчеркивают, что отсутствие превентивных программ увеличивает риск возникновения криминального поведения.

Наряду с наличием расхождений наблю­дается и определенная согласованность раз­личных теорий, особенно когда концепции криминального поведения учитывают после­довательность и направление исследований: от макро- к микроуровню, от общества к об­щине, к семье и, наконец, к индивидуальным факторам. Например, зная, что несовершен­нолетние охотнее проводят время среди свер­стников, чем в семье, можно ожидать, что жизнь общины сыграет свою роль в борьбе с проявлениями противоправного поведения молодежи. Экологические теории, теория культурного отклонения, трансмиссионная теория, теория дифференциальной ассоциа­ции, структурная теория, теории о роли школ указывают на важность наличия социальных институтов и групп сверстников, остро реаги­рующих на возникновение стрессовых ситуа­ций в современном обществе. Социальное взаимодействие создает предпосылки как за­конопослушного, так и антисоциального по­ведения. Эти теории поддерживают усилия, направленные на снижение социального на­пряжения в обществе и изменение представ­лений о ценностях внутри общины или груп­пы сверстников.

Многие исследователи считают, что внут­рисемейная жизнь выступает важной пере­менной, которая определяет качество отно­шений "родители—дети". Противоправное поведение не обязательно преобладает в не­полных семьях, в семьях, где оба родителя работают или разведены. Однако правонару­шения с большей вероятностью возникают там, где отсутствует привязанность членов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...