Социальное общение: развитие навыков
Обучение социальному общению — это терапевтический и образовательный процесс, необходимый для облегчения социального взаимодействия. Термин "социальное общение" объединяет как различные формы отклика на данную ситуацию (устный ответ, какой-то поступок), так и принятие решений. Следует отметить, что выбор правильного стиля социального общения строго зависит от конкретной ситуации. Люди могут хорошо разбираться в одной ситуации, но быть беспомощными в другой. Обучение социальному
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ 220 общению включает в себя изучение поведения, подходящего к данной конкретной ситуации, а также комбинирование различных его форм для достижения необходимого результата. Наилучший опыт и наиболее отработанные приемы и навыки в социальном общении многие люди, включая исследователей, имеют в общении по работе, с детьми, с сексуальным партнером, в ситуации, когда нужно отказать, похвалить или поддержать собеседника, выразить чувства или просьбу и т. п. Однако исследователи видят необходимость в расширении этого перечня. Например, клиенту необходимо: общаться со своими руководителями; спросить своего врача обо всем, что его беспокоит; вовлекать окружающих в обсуждение какого-либо вопроса, будь это на работе или дома; не согласиться с кем-либо; ограничивать своих детей в каких-то действиях, а также выполнять другие родительские обязанности. Все эти навыки можно использовать в сложных ситуациях, ставящих много различных проблем перед индивидом.
Обучение социальному общению обычно включает в себя такие учебные процедуры, как инструктирование, моделирование различных ситуаций, проигрывание этих ситуаций, тренировку практического диалога. Необходимыми моментами здесь также являются поддержка клиента и наличие обратной связи. Не так давно в это обучение стали включать и способы разрешения различных, систематически возникающих проблем и многие другие стратегии. Система обучения применялась даже для таких категорий клиентов, как, например, хронические психические больные, люди с отклонениями в развитии, изолированные от общества дети, алкоголики, люди, находящиеся в депрессии. Она также подходит для работы со взрослыми людьми при обучении их правильному общению на службе и для работы со студентами, чтобы научить их вести опросы с исследовательскими целями. Несмотря на специфические навыки, которые прививают различным категориям клиентов, воспитание коммуникабельности практически неотделимо от общей теории и от различных компонентов социального общения, отработанных по результатам большого количества эмпирических исследований. Обучение может быть включено в программу, имеющую целью улучшение навыков социального взаимодействия, а может быть частью другой программы, включаю- щей решение различных социальных проблем. Обучение чаще всего проводится в небольших группах, и для этого есть множество причин. Обеспечивается обратная связь с клиентом, и любая точка зрения рассматривается как социально значимая. Клиент имеет возможность не только получить помощь, но и помочь другому. Работая в группе, можно моделировать и проигрывать различные сценки, при этом клиенты сами исполняют разные роли. В больших группах намного труднее осуществить индивидуальный подход к нуждам каждого клиента. Необходимо позаботиться, чтобы ни один из клиентов не доминировал при обсуждении. Иногда возникают такие проблемы, как несовместимость или конфликты внутри группы, и с ними тоже надо уметь бороться.
Хотя работа в группах намного предпочтительнее, случается так, что в данный момент необходимую группу собрать нельзя. В этом случае, а также в ситуациях, когда нужен особый подход к клиенту, приходится заниматься индивидуально. От социального работника требуется умение сыграть определенную роль или привлечь кого-либо для моделирования различных ситуаций. Обучение социальному общению также довольно успешно проводится в семьях. Приобретение специальных навыков социального общения необходимо для решения предстоящих в жизни проблем. Важно также расширить имеющийся арсенал общения, например правильный обмен взглядами, изменение тона голоса в зависимости от ситуации, чтобы правильно вести себя в любых обстоятельствах. Хотя очень редко проблемы в социальном общении представляют серьезную неприятность или являются источниками стресса, довольно обширный и постоянный перечень недостаточных навыков связывают со значительными психическими отклонениями, алкоголизмом, сексуальными нарушениями, разногласиями в семье, депрессией. Неясно, какую роль играет изначальный дефицит навыков социального общения в развитии различных отклонений, но очевидно, что этот дефицит усугубляет проблемы, возникающие у клиентов из-за имеющихся отклонений. Вероятно, существует связь между психическими отклонениями и недостаточной социальной коммуникабельностью, поэтому обучение социальному общению часто используется как профилактическое средство в программах, проводимых в жизнь в школах, на предприятиях и в организациях, а также 221 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ как корректирующая программа в оздоровительных учреждениях. Теоретические основы
Теоретические основы воспитания коммуникабельности лежат в общей обучающей социальной теории. По социальной обучающей теории, поведение человека в разных ситуациях, за исключением небольшого числа элементарных рефлекторных реакций, следует серьезно изучать. Социальная обучающая теория в первую очередь опирается на механизм наблюдательного изучения проблем, что включает в себя процессы повторного воспроизведения увиденного, регулирует внимание и обеспечивает сохранение увиденного в памяти. Итак, человек, за которым наблюдают, рассматривается как модель. Для изучения поведения модели клиенты должны внимательно наблюдать и анализировать это поведение. Поэтому обучением управляют с помощью приемов, регулирующих внимание, включая характеристики наблюдателя и наблюдаемого. Например, если индивид утомлен или перенес свое внимание на другое событие, то он может отвлечься, невнимательно заниматься данным конкретным поведением человека. Процессы, регулирующие сохранение в памяти увиденного, также играют огромную роль в том, как и что извлек клиент из наблюдения за моделью. Клиенты лучше запоминают и, следовательно, воспроизводят поведение, если они видели одинаковые реакции на различные ситуации у разных моделей или если они использовали реплики и другие средства, помогающие запомнить то, за чем они наблюдали. Третий процесс, помогающий в наблюдательной форме обучения, — это воспроизведение. Для воспроизведения смоделированных реакций клиенты должны иметь соответствующие физические возможности и навыки. Правильный выбор начального объекта для изучения улучшит воспроизведение смоделированного поведения. В особых и долгосрочных курсах могут преподаваться такие дисциплины, как шейпинг и более сложные предметы. На четвертый процесс в наблюдательном обучении — побуждение — воздействуют как наблюдаемое поведение, так и система ценностей человека, являющегося моделью. Если результаты социального поведения положительны и система ценностей у модели сравнима с системой ценностей наблюдаемо-
го, то, скорее всего, он сможет воспроизвести предлагаемое поведение. Обучение социальному общению — это программа, включающая в себя все перечисленные принципы для повышения гарантий обучения. Экспертная оценка Цель экспертной оценки — определить конкретные навыки и недостатки социального общения клиента, а также выделить те ситуации, в которых они проявляются. Средства для достижения этой цели включают наблюдение за выдуманной или реальной ситуацией, самонаблюдение и другие стандартные методы оценки. Естественное наблюдение. Штат больничного учреждения, семья или учителя в школе могут непосредственно наблюдать за различными социальными ситуациями, которые требуют внимания. Социальный работник, естественно, не имеет возможности наблюдать в течение дня за взрослым клиентом, живущим нормальной жизнью в семье, но находящимся в трудной ситуации. Поэтому проводится специальное тестирование, во время которого клиенту представляется аналогичная ситуация, и он должен отреагировать, как будто все происходит в действительности. Другой подход — ведение клиентом дневника. Тесты. Существует два вида тестов. Первый — это краткий тест, представляющий клиенту несколько ситуаций. Клиент должен описать, как бы он стал действовать в этих условиях. Например, в подобном тесте для детей ребенку предлагается восемь ситуаций, каждая из которых позволяет использовать различные навыки социального поведения. Ребенка просят описать свою реакцию, если бы он сам находился в данной ситуации. Подобные тесты созданы для разных категорий клиентов, вплоть до психически больных людей, находящихся в специализированных учреждениях, а также для женщин, детей, подростков, пожилых людей. Второй тип тестов — это довольно продолжительное исполнение клиентом какой-либо роли. Такой тип тестов используется в случае одной широкой или усложненной ситуации. Например, если проблема состоит в ведении служебных диалогов, то проигрывание подобных диалогов клиентом или целой группой клиентов поможет им представить необходимую ситуацию и найти варианты правильного поведения. 222
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|