Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальное общение: развитие навыков




Обучение социальному общению — это терапевтический и образовательный про­цесс, необходимый для облегчения социаль­ного взаимодействия. Термин "социальное общение" объединяет как различные формы отклика на данную ситуацию (устный ответ, какой-то поступок), так и принятие решений. Следует отметить, что выбор правильного стиля социального общения строго зависит от конкретной ситуации. Люди могут хорошо разбираться в одной ситуации, но быть беспо­мощными в другой. Обучение социальному

Субсидии Ч п; г Социальная сфера [исло Общий ikctob бюджет про- 1982г. (в рамм млн долл.) 3 2400
Помощь малоимущим 1 1875
Развитие малых горо- 1 1037
дов  
Начальное и среднее 29 470
образование  
Злоупотребление ал- 3 432
коголем и наркотика-  
ми, психическое  
здоровье  
Здоровье матери и ре- 7 348
бенка  
Общественная сфера 1 348
Лечебная медицина 1 248
Профилактическая 8 82
медицина  
Общая сумма 54, 7240

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ

220

общению включает в себя изучение поведе­ния, подходящего к данной конкретной ситу­ации, а также комбинирование различных его форм для достижения необходимого ре­зультата.

Наилучший опыт и наиболее отработан­ные приемы и навыки в социальном общении многие люди, включая исследователей, име­ют в общении по работе, с детьми, с сексуаль­ным партнером, в ситуации, когда нужно отказать, похвалить или поддержать собесед­ника, выразить чувства или просьбу и т. п. Однако исследователи видят необходимость в расширении этого перечня. Например, кли­енту необходимо: общаться со своими руково­дителями; спросить своего врача обо всем, что его беспокоит; вовлекать окружающих в об­суждение какого-либо вопроса, будь это на работе или дома; не согласиться с кем-либо; ограничивать своих детей в каких-то дейст­виях, а также выполнять другие родитель­ские обязанности. Все эти навыки можно использовать в сложных ситуациях, ставя­щих много различных проблем перед индиви­дом.

Обучение социальному общению обычно включает в себя такие учебные процедуры, как инструктирование, моделирование раз­личных ситуаций, проигрывание этих ситуа­ций, тренировку практического диалога. Не­обходимыми моментами здесь также являются поддержка клиента и наличие об­ратной связи. Не так давно в это обучение стали включать и способы разрешения раз­личных, систематически возникающих про­блем и многие другие стратегии. Система обу­чения применялась даже для таких категорий клиентов, как, например, хронические пси­хические больные, люди с отклонениями в развитии, изолированные от общества дети, алкоголики, люди, находящиеся в депрессии. Она также подходит для работы со взрослыми людьми при обучении их правильному обще­нию на службе и для работы со студентами, чтобы научить их вести опросы с исследова­тельскими целями.

Несмотря на специфические навыки, ко­торые прививают различным категориям клиентов, воспитание коммуникабельности практически неотделимо от общей теории и от различных компонентов социального об­щения, отработанных по результатам боль­шого количества эмпирических исследова­ний.

Обучение может быть включено в про­грамму, имеющую целью улучшение навы­ков социального взаимодействия, а может быть частью другой программы, включаю-

щей решение различных социальных про­блем.

Обучение чаще всего проводится в не­больших группах, и для этого есть множество причин. Обеспечивается обратная связь с клиентом, и любая точка зрения рассматри­вается как социально значимая. Клиент име­ет возможность не только получить помощь, но и помочь другому. Работая в группе, мож­но моделировать и проигрывать различные сценки, при этом клиенты сами исполняют разные роли. В больших группах намного труднее осуществить индивидуальный под­ход к нуждам каждого клиента. Необходимо позаботиться, чтобы ни один из клиентов не доминировал при обсуждении. Иногда возни­кают такие проблемы, как несовместимость или конфликты внутри группы, и с ними то­же надо уметь бороться.

Хотя работа в группах намного предпоч­тительнее, случается так, что в данный мо­мент необходимую группу собрать нельзя. В этом случае, а также в ситуациях, когда ну­жен особый подход к клиенту, приходится заниматься индивидуально. От социального работника требуется умение сыграть опреде­ленную роль или привлечь кого-либо для мо­делирования различных ситуаций. Обучение социальному общению также довольно ус­пешно проводится в семьях.

Приобретение специальных навыков со­циального общения необходимо для решения предстоящих в жизни проблем. Важно также расширить имеющийся арсенал общения, на­пример правильный обмен взглядами, изме­нение тона голоса в зависимости от ситуации, чтобы правильно вести себя в любых обстоя­тельствах. Хотя очень редко проблемы в соци­альном общении представляют серьезную неприятность или являются источниками стресса, довольно обширный и постоянный перечень недостаточных навыков связывают со значительными психическими отклонени­ями, алкоголизмом, сексуальными наруше­ниями, разногласиями в семье, депрессией. Неясно, какую роль играет изначальный де­фицит навыков социального общения в раз­витии различных отклонений, но очевидно, что этот дефицит усугубляет проблемы, воз­никающие у клиентов из-за имеющихся от­клонений.

Вероятно, существует связь между пси­хическими отклонениями и недостаточной социальной коммуникабельностью, поэтому обучение социальному общению часто ис­пользуется как профилактическое средство в программах, проводимых в жизнь в школах, на предприятиях и в организациях, а также

221

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ

как корректирующая программа в оздорови­тельных учреждениях.

Теоретические основы

Теоретические основы воспитания ком­муникабельности лежат в общей обучающей социальной теории. По социальной обучаю­щей теории, поведение человека в разных си­туациях, за исключением небольшого числа элементарных рефлекторных реакций, сле­дует серьезно изучать. Социальная обучаю­щая теория в первую очередь опирается на механизм наблюдательного изучения про­блем, что включает в себя процессы повторно­го воспроизведения увиденного, регулирует внимание и обеспечивает сохранение уви­денного в памяти.

Итак, человек, за которым наблюдают, рассматривается как модель. Для изучения поведения модели клиенты должны внима­тельно наблюдать и анализировать это пове­дение. Поэтому обучением управляют с по­мощью приемов, регулирующих внимание, включая характеристики наблюдателя и на­блюдаемого. Например, если индивид утом­лен или перенес свое внимание на другое со­бытие, то он может отвлечься, невнимательно заниматься данным конкретным поведением человека.

Процессы, регулирующие сохранение в памяти увиденного, также играют огромную роль в том, как и что извлек клиент из наблю­дения за моделью. Клиенты лучше запомина­ют и, следовательно, воспроизводят поведе­ние, если они видели одинаковые реакции на различные ситуации у разных моделей или если они использовали реплики и другие средства, помогающие запомнить то, за чем они наблюдали.

Третий процесс, помогающий в наблюда­тельной форме обучения, — это воспроизве­дение. Для воспроизведения смоделирован­ных реакций клиенты должны иметь соответствующие физические возможности и навыки. Правильный выбор начального объ­екта для изучения улучшит воспроизведение смоделированного поведения. В особых и дол­госрочных курсах могут преподаваться такие дисциплины, как шейпинг и более сложные предметы.

На четвертый процесс в наблюдательном обучении — побуждение — воздействуют как наблюдаемое поведение, так и система ценностей человека, являющегося моделью. Если результаты социального поведения по­ложительны и система ценностей у модели сравнима с системой ценностей наблюдаемо-

го, то, скорее всего, он сможет воспроизвести предлагаемое поведение.

Обучение социальному общению — это программа, включающая в себя все перечис­ленные принципы для повышения гарантий обучения.

Экспертная оценка

Цель экспертной оценки — определить конкретные навыки и недостатки социально­го общения клиента, а также выделить те си­туации, в которых они проявляются. Средст­ва для достижения этой цели включают наблюдение за выдуманной или реальной си­туацией, самонаблюдение и другие стандар­тные методы оценки.

Естественное наблюдение. Штат больничного учреждения, семья или учителя в школе могут непосредственно наблюдать за различными социальными ситуациями, ко­торые требуют внимания.

Социальный работник, естественно, не имеет возможности наблюдать в течение дня за взрослым клиентом, живущим нормаль­ной жизнью в семье, но находящимся в труд­ной ситуации. Поэтому проводится специ­альное тестирование, во время которого клиенту представляется аналогичная ситуа­ция, и он должен отреагировать, как будто все происходит в действительности. Другой под­ход — ведение клиентом дневника.

Тесты. Существует два вида тестов. Первый — это краткий тест, представляю­щий клиенту несколько ситуаций. Клиент должен описать, как бы он стал действовать в этих условиях. Например, в подобном тесте для детей ребенку предлагается восемь ситу­аций, каждая из которых позволяет исполь­зовать различные навыки социального пове­дения. Ребенка просят описать свою реакцию, если бы он сам находился в данной ситуации. Подобные тесты созданы для раз­ных категорий клиентов, вплоть до психиче­ски больных людей, находящихся в специа­лизированных учреждениях, а также для женщин, детей, подростков, пожилых лю­дей.

Второй тип тестов — это довольно про­должительное исполнение клиентом какой-либо роли. Такой тип тестов используется в случае одной широкой или усложненной си­туации. Например, если проблема состоит в ведении служебных диалогов, то проигрыва­ние подобных диалогов клиентом или целой группой клиентов поможет им представить необходимую ситуацию и найти варианты правильного поведения.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ

222

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...