ЕС как актор мировой политики.
Первый этап европейской интеграции (в широком смысле слова). Создание различных интеграционных форматов. Идея объединения Европы с целью предотвращения войн стала очень популярной уже после Первой мировой войны. Вокруг нее возникло панъевропейское движение, предложившее создание Соединенных Штатов Европы. Но в межвоенный период не удалось не только претворить в жизнь интеграционные планы, но и создать действенную систему коллективной безопасности. В результате стала неизбежной Вторая мировая война. Тут даже пословица не оправдалась: мужик не перекрестился, даже когда гром грянул. Но дважды грянувшего грома оказалось уже достаточно. Народы дважды разоренного войной континента больше всего стремились к миру. Как грибы после дождя стали появляться различные движения социалистов и федералистов, разрабатывавших различные проекты объединения европейских стран. Был создан и ряд организаций, включивших в себя большие или меньшие группы европейских стран: в 1948 году - Организация европейского экономического сотрудничества (в будущем трансформировавшаяся в ОЭСР) и Западноевропейский союз, в 1949 году – Совет Европы и НАТО. А в 1951 году был дан старт дальше всех продвинувшемуся проекту. Теперь он известен под именем Европейского Союза. Поскольку вопрос №15 касается, прежде всего, ЕС, то в дальнейшем давайте рассматривать европейскую интеграцию в узком смысле, то есть как процессы, которые в результате привели к созданию Евросоюза. На протяжении почти всей своей истории европейская интеграция развивается по двум направлениям – с одной стороны, все более полного объединения национальных хозяйств в единую региональную экономику и передачи части суверенитета на наднациональный уровень, а с другой стороны - территориального расширения зоны интеграции. Для обозначения этих направлений давно уже используются два понятия - углубление и расширение интеграции. За минувшие десятилетия европейская интеграция далеко продвинулась как в одном, так и в другом направлении.
Этапы углубления интеграции + основополагающие документы: 1. 1951 - 1957 гг. - секторальная интеграция: создание общего рынка угля и стали (ЕОУС) с участием Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга на основе Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (Парижский договор, 1951 г.). Ближайшими целями договора были создание общественного рынка угля и стали, модернизация и повышение эффективности производства в угольной и металлургической промышленности, улучшение условий труда и урегулирование проблем занятости в этих трудоемких отраслях. Перспективной целью Договора было создание предпосылок для широкого и всестороннего объединения европейских стран в рамках мирного процесса социально-экономической интеграции. Этот договор заложил институциональную основу европейской интеграции. 2. 1957 – конец 1960-х гг. - создание таможенного союза и общего рынка товаров (ЕЭС). Основополагающими следует считать также два так называемых Римских договора, учредивших Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евроатом), подписанных в 1957 г. в Риме и вступивших в силу 1 января 1958 года. Приоритетами Договора о ЕЭС было создание Таможенного союза и общего рынка шести государств, открывших свободное движение товаров, лиц, капиталов и услуг на территории ЕЭС; введение общей политики в области сельского хозяйства; гармонизация национальных законодательств. Объединение Евроатом было учреждено с целью объединения усилий шести государств в развитии и использовании атомной энергии в мирных целях.
Каждое из трех сообществ имело свои учредительные документы, в которых были определены их сферы деятельности, цели и методы работы, а также организационная структура и источники финансирования. В 1965 г. был подписан Брюссельский договор. Он обычно именуется Договором о слиянии, т.к. благодаря ему произошло объединения трех сообществ в одну общую структуру – Европейские Сообщества (на конце «А», обратите внимание). 3. конец 1960-х – середина 1980-х. - кризисный период. Интеграционной группировке пришлось преодолеть серьезные противоречия и существенные трудности в деятельности Сообщества. Вялые темпы роста относительно других стран Запада, самый высокий уровень безработицы, “торговые войны” между странами-партнерами породили так называемый синдром “европессимизма”, “евросклероза”. Вместе с тем ЕС удается добиться немалого прогресса в интеграции. Сферой наднационального регулирования становится валютная интеграция. С 1978г. создается Европейская валютная система. А членами Сообщества становятся ещё 4 страны. 4. середина 1980-х - 1992 гг. - завершение формирования единого внутреннего рынка. В 1986 году подписан ЕЕА (Единый Европейский Акт), который предусматривал создание к концу 1992 года единого внутреннего рынка со свободным движением товаров, услуг, капиталов и лиц по территории ЕЭС. Согласно ЕЕА, в Римские договоры внесены существенные дополнения. 5. 1992 – начало 2000-х гг. - формирования целостной хозяйственной системы ЕС – переход к формированию Экономического, валютного и политического союза. В 1992 г. подписан Маастрихтский договор (о Европейском Союзе). Его важнейшей целью было создание Экономического и валютного союза (ЭВС). Другой целью был переход к общей внешней политики и политики безопасности, а также сотрудничества государств – членов ЕС в области внутренней политики и правосудия. Вследствие этого стало возможным говорить о «трех опорах» ЕС: 1-ая опора – все направления экономической политики ЕС, связанные с функционированием таможенного и единого внутреннего рынка, созданием и функционированием ЭВС, остались в ведении ЕЭС, позже переименованного в Европейское сообщество (на конце «О»). 2-ая опора – общая внешняя политика и политика безопасности. 3-ья опора – сотрудничество в области внутренней политики и юстиции.
Важным событием стало единого гражданства для граждан всех государств – членов ЕС. В 1997 г. был подписан Амстердамский договор, которым были внесены изменения и дополнения в Маастрихтский и Римские договоры. Новые мероприятия касались обеспечения свободного перемещения граждан стран ЕС в границах ЕС, соблюдения принципов демократии, повышения роли Европарламента в выработке и принятии решений и законов Евросоюза. С 1 января 1999 г. началось развитие ЭВС, в который первоначально вошли 12 из 15 стран-членов, состоявших на тот момент в ЕС. С этой же даты была введена в безналичные расчеты единая европейская валюта – евро. В 2000 г. был подписан Ниццкий договор. Он внес изменения в основные принципы и процедуры принятия решений квалифицированным большинством и блокирования их меньшинством. Договор определил также новые квоты как для стран-членов ЕС, так и для стран-претендентов, готовившихся тогда к вступлению в ЕС, в основных руководящих органах Союза – Совете ЕС и Европейском парламенте. 6. Начало 2000-х – настоящее время. Совершив стремительный рывок в развитии интеграционных процессов в 1990-е гг., Евросоюз рассчитывал достигнуть значительных успехов и в 2000-е гг. В количественном измерении, это, безусловно, удалось - этап ознаменовался чуть ли не удвоением, с 15 до 27, числа членов Союза. В качественном же плане грандиозные планы во многом провалились. Проект единой Конституции ЕС в 2005 был отклонён на референдумах во Франции и в Нидерландах, и весь Евросоюз по-прежнему живёт по целому ряду основополагающих договоров. Лиссабонский договор, подписанный в 2007 году и заменивший проект Евроконституции, стал лишь очередным в вышеупомянутом ряду. Договор содержит следующие положения: Союз становится юридическим объектом, вводится новое правило двойного большинства, осуществляется регулярное избрание президента Европейского совета (на период 2,5 года), создается ещё одна должность: «Высокое представительство Союза по иностранным делам и политике безопасности».
Продвижение от начальной к более развитым стадиям экономической интеграции сопровождалось (и стимулировалось) формированием и совершенствованием институтов Европейских сообществ/Европейского союза, ответственных за принятие и исполнение решений и программ развития интеграции. Строительство системы этих институтов именуется в научной литературе функциональной интеграцией, которая в своем развитии постепенно перерастает в политическую. Одним из следствий этого процесса явилось, в частности, переименование Европейских сообществ в Европейский союз (ЕС), санкционированное Маастрихтским договором (1992 г.).
Этапы расширения интеграции: 1973 г. – 1-ая волна расширения: вступление в Европейские сообщества Великобритании, Дании и Ирландии; 1981 г. – 2-ая волна расширения: вступление Греции; 1986 г. - 3-ая волна расширения: вступление Испании и Португалии; 1995 г. - 4-ая волна расширения: вступление Австрии, Финляндии и Швеции. 2004 г. – 5-ая волна расширения: крупнейшее разовое расширение Европейского союза, как по затронутой территории так и по количеству населения: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. 2007 г. – 6-ая волна расширения (часто рассматривается как 2-ая часть 5-ой волны): Болгария, Румыния. Сравнение двух хронологических рядов, отражающих динамику углубления и расширения интеграции, свидетельствует о параллелизме этих процессов. Вопрос в том, что кроется за параллелизмом, в чем состоит внутренняя связь между углублением и расширением. Теоретически их взаимодействие можно представить следующим образом. Несколько соседних государств создают объединение с целью экономической интеграции. Другие государства, расположенные по соседству, воздерживаются от вступления в него и избирают позицию наблюдателей. Тем временем инициаторы осуществляют свою программу, преодолевают трудности и завершают первый этап интеграции, создав таможенный союз и общий рынок товаров. Государства-наблюдатели убеждаются в том, что интеграция национальных рынков принесла ожидаемые эффекты - опережающий рост взаимной торговли участников, ускорение технического прогресса, структурную перестройку и укрупнение масштабов производства, повышение производительности труда - и, в конечном счете, способствовала устойчивому экономическому росту и повышению благосостояния. Объединившаяся группа стран обретает свойство устойчивого интеграционного ядра, притягивающего соседние страны, как магнит. Они стремятся переориентировать экспорт товаров и капиталов в направлении интегрированного рынка и, в конце концов, приходят к выводу, что наилучшим вариантом для них было бы прямое участие в экономической интеграции.
В связке "углубление - расширение" ведущим началом является углубление, то есть процесс экономической интеграции как таковой. Он создает и по мере своего развития усиливает магнитное поле притяжения. Однако и расширение, в свою очередь, увеличивает общий потенциал интеграционного объединения и тем самым - силу его притяжения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|