По современности – сайт МИД.
13. Глобализация: основные подходы к пониманию глобальных трансформаций. Глобализация – это усиление процессов взаимозависимости и взаимопроникновения и экономических, политических, правовых, культурных и др. факторов одних стран в другие. Термин «глобализация» был впервые употреблен в 1983 г в журнале Harvard Business Review. Он подразумевал слияние рынков в один мировой. Неореалисты считали, что это процесс инновационного развития цивилизации. Идеалисты – качественно новый этап мирового развития. Неомарксисты думали, что глобализация – это заключительная стадия капитализма. Информационно-технократический подход – как объективный процесс формирования единого информационного пространства на основе it-технологий. Идеологический подход – как власть ТНК и господство мировых хозяйственных структур типа МВФ, ВБ, ВТО. Исторический подход – процесс стадиального становления мира как единого взаимозависимого экономического и культурного пространства. Глобализация начала развиваться в начале 20 века, когда мир превратился в общую коммуникационную систему. До Второй мировой – ранний период глобализации. Конец 20 в – начало 21 – постиндустриальное общество, глобализация широко распространилась. Черты глобализации: 1. Это объективный процесс, направленный на гомонегизацию (однородность) и универсализацию мира. Но это не означает примитивной стандартизации. Глобализация – это не плавильный котел, а скорее салат. Также это не вестернизация, поскольку все культуры, которые включены в процесс, влияют на нее. 2. Размывание государственных границ. Пример – ЕС. 3. Проводниками глобализации являются ТНК. Возникают глобальные производственные связи. Рынок труда становится глобальным, международным.
4. Открытость границ – демократизация – увеличение государств с демократическими режимами. Из 195 государств 50% - демократические. Однако появляются и нелиберальные, искусственные демократии – Белоруссия. 5. Возникновение глобальных проблем. 6. Это ассиметричный процесс. Есть global gates, есть отсталые регионы. 7. Возникает новое социальное расслоение Земли. Север-Юг. Мегаполисы-периферии. Расслоение внутри мегаполисов. Все это приводит к антиглобалистским движениям. Первое состоялось в 1999 в Сиетле. Антиглобалисты-националисты делают акцент на национальном суверенитете. Каждое государство должно сохранять свою независимость. Для человечества объединение всех государств будет регрессом, а не прогрессом. Процессы глобализации невозможно отменить. Это необратимый и неизбежный процесс. 14.Мораль и право в международных отношениях. Проблема правового регулирования современных международных отношений. Основными социальными регуляторами международных отношений, которые были выработаны человечеством в его историческом развитии, стали правовые и моральные нормы. Большинство норм, используемых в межд.отношениях, основываются на нравственных принципах. И моральные, и правовые нормы связаны с системой ценностей, принятых в отдельной социально общности, но в нормах большинства народов присутствует универсальный элемент, который и стал основой международных норм.
Различия: 1)Правовые нормы носят фиксированный характер, т.к. записаны в уставах МПО, соглашениях, международных договорах и т.п. Кроме того, право имеент институциональный характер, в т.ч. межд.право: оно тесно связано с гос.институтами, межправит. организациями. В механизме нравственного регулирования МО отсутствуют институты, но гос-ва и межд.организации опираются на исторически сложившиеся нравственные нормы межд.отношений.
2) Правовое регулирование предполагает использование средств принуждения (международный суд, военные, экономические и политические санкции, исключение из членов межправительственных организаций, разрыв дипломатических отношений и т.п.). Основной регулятор соблюдения нравственных норм международного поведения — мировое общественное мнение, причем его влияние на участника МО может оказаться более эффективным, чем воздействие международного права. 3) Нравственные нормы возникли раньше, чем правовые (око за око). Вторые появились с возникновением государств.
2 точки зрения на мораль в политике: 7. Морали в политике нет, есть только целесообразность (Макиавелли). Такой подход называют релятивистским, в нем отсутствуют моральные принципы. «Ни одна этика в мире не обходит тот факт, что достижение «хороших» целей во множестве случаев связано с необходимостью смириться и с использованием нравственно сомнительных или по меньшей мере опасных средств, и с возможностью, даже вероятностью скверных побочных следствий; ни одна этика не сможет сказать: когда и в каком объеме этически положительная цель «освящает» этически опасные средства и побочные следствия» (Вебер). 8. Только та политика целесообразна, которая моральна (И. Кант). Универсалистский подход. Существуют универсальные нормы права, которые основаны на универсальных нормах морали. Политический идеализм (пацифизм) – моральные установки, отрицающие любую войну (Вильсон).
Возможна этика компромисса – не следовать абсолютным этическим ценностям, а выбирать лучшее, что позволяют обстоятельства, но как можно меньше жертвуя ценностями. Источники МП: международный обычай (послов убивать нельзя), международный договор, решения международных судов (Суд в Гааге, в Страссбурге, уголовный суд в Риме), декларации международных организаций, международные принципы. Под основными принципами МП понимаются его наиболее широкие и важные нормы, в которых выражается его главное содержание и характерные черты и которые обладают высшей, императивной юридической силой. 10 принципов: суверенное равенство государств; неприменение силы и угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву. Проблема правового регулирования современных международных отношений.
Специалисты по-разному оценивают роль мораль и права в международных отношениях: по мнению одних, общий уровень правового сознания в мире возрастает, а роль этических факторов в процессах международного права неуклонно растет, другие же полагают, что как международная мораль, так и международное право не имеют большого влияния на характер взаимодействия государств и народов, и имеют чисто формальный характер. Такая неоднозначность объясняется несовершенством и относительностью роли межд.морали и межд.права. М.Р.Амстуц выделяет 3 моральные традиции: скептицизм, космополитизм и коммунитаризм. Скептицизм в отношении морали связан с политическим реализмом. В отличие от цинизма, скептицизм не отрицает наличие морали на межд.арене, но настаивает на том, что в мире нет единых стандартов в отношении морали. Государства должны руководствоваться своими национальными интересами, действуя при этом из соображений прагматизма и благоразумности, а политические деятели - исходить из принципа рациональности, просчитывая возможные последствия своих шагов (бывший гос.секретарь США д. Ачисон, Дж. Кеннан и др.) По мнению J.T.Rourke, в совр.мире межд.право лучше всего регулирует сферу политики низшего уровня и межд.частного права, т.е. торговлю, туризм и пр. Когда затрагиваются жизненно важные интересы, государства порой нарушают международные нормы. В этом и заключается основная проблема правового регулирования МО. Тем не менее, области безопасности межд.право является важнейшим регулятором межд.отношений.
№15. Этапы и основополагающие документы европейской интеграции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|