ЕС как субъект /актор мировой политики
Вопрос этот очень сложен, так что не ждите легких путей. Я постарался максимально упростить статью, которая более-менее серьезно раскрывала эту тему. При желании прочитайте полностью: «Как понимать роль ЕС в мировой политике» http://dialogs.org.ua/ru/cross/page20715.html. А вот ссылка на оригинал статьи: http://wrap.warwick.ac.uk/1098/1/WRAP_Rosamond_9570885-150709-rosamond_efar_05.pdf На сегодняшний день Евросоюз является объединением 27 европейских государств (Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония), подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). Сочетая признаки международной организации и государства, но формально не являясь ни тем, ни другим, ЕС стал уникальным международном образованием. Вопрос о ЕС как субъекте мировой политики является одной из самых старых проблем в изучении ЕС. Как хорошо известно, нет общего или предсказуемого способа поведения ЕС в международной политике. Впечатление от переменчивости облика и роли Евросоюза усиливается двумя моментами. Во-первых, органы, которые могут действовать от лица ЕС это Комиссия ЕС, Европейский Совет или Высокое представительство Союза по иностранным делам и политике безопасности, то есть их трое. Во-вторых, процессы, через которые проводится внешняя политика, также разные, потому и представление о ЕС для внешнего мира также является сложным. В то же время ЕС, несомненно, оставляет свой отпечаток на мировой политике, в форме влияния на мировую торговлю, гуманитарное развитие, международную политику или выражение неких идей по международным делам. Другими словами, все эти отпечатки имеют достаточное значение, чтобы на них обратили внимание ученые, для чего им необходимо выработать некое общее представление, концептуальную схему.
Проблема в том, что теория международных отношений построена на предположении, что основные действующие субъекты мировой политики статичны, и основные взаимодействия происходят между государствами. Очевидно, что ЕС не является государством, по меньшей мере, в общепринятом смысле. Конечно, идут споры, станет ли Евросоюз обычным государством, или нет, став некой гибридной формой? Однако более фундаментальной проблемой является то, что теория международных отношений ожидает, что ее субъекты ведут себя рационально и целенаправленно. Евросоюзу определенно не хватает внутреннего единства, а также четких общих интересов, чтобы споры о международной роли ЕС можно было заменить обсуждением его в рамках более широкой идеи «присутствия». Здесь лежит главный парадокс анализа внешней политики ЕС: если субъект имеет большое значение в мировой политике, значит, он – государство, или высокоцентрализованное образование, но ЕС – не государство. Это подводит нас к важному моменту: множественности проявлений ЕС в мировой политике. Неправильно думать о Евросоюзе как игроке или субъекте, или даже определенной идентичности. Дело в том, что все представления об ЕС являются проекциями самой системы международных отношений. Это требует радикального пересмотра ключевых положений анализа международной политики, чтобы создать новый концептуальный аппарат, способный охватить сферу интересов ЕС, включая его стремление к расширению. Либеральный институционализм, в отличие от реалистической теории, описывает внешние проявления ЕС как следствие рациональной, движимой определенными интересами, политики, при этом не чуждой идеи сотрудничества, политики стран-членов Евросоюза. С другой стороны, неофункционализм это теория построения регионов, и она также ухватывает некоторые важные моменты внешней активности Евросоюза.
Новые представления о Евросоюзе в основном являются продуктами широкого взгляда на ЕС, взгляда на него как на политическое образование. Так было сделано несколько попыток понимания внешней политики ЕС как многоуровневого управления. Они проливают некоторый свет на вопрос о том, что же скрывается за общими рассуждениями о сложности и множестве проявлений внешней политики ЕС, сопровождающими многие исследования. Основной вывод заключается в том, что в международной политике и в сфере безопасности больше нельзя обращаться с Евросоюзом лишь как с субъектом международного права. ЕС это не инстанция стандартных межправительственных отношений, а скорее общее усилие стран-членов решить их общие задачи, что приводит к появлению альтернативной дипломатической культуры среди стран-членов. В современной Европе чаще встречаются попытки достижения общего соглашения, а не яростного преследования интересов отдельных стран – и эта культура не столь уж нова. Многосторонняя и временами противоречивая роль, которую играет ЕС, заставляет нас предположить, что а) внутри ЕС идет постоянная борьба за определение его политики, б) существуют альтернативные составляющие Евросоюза, влияющие на его политику. На вопрос о том, чем же все-таки является ЕС, возможно несколько ответов. Ведь зачастую и сама международная политика Евросоюза, которая нередко меняется, есть борьба за представление о модели ЕС. Различные конкурирующие образы ЕС стремятся к двум полюсам: а) описанию его структур и процессов, б) определению его нормативной сущности. Первый образ Евросоюза это «модель Моне», взгляд на него как на развитую форму управления, опирающуюся на тонкий компромисс между национальными и наднациональными силами. Собственно, это хрестоматийный и несколько устаревший взгляд, учитывая, насколько продвинулся Евросоюз с 1950 года и насколько тонко разработанными стали его нормы. Несмотря на некоторую карикатурность этого образа ЕС, он отражен даже в некоторых документах Евросоюза. В отличие от такого однобокого взгляда, недавние исследования показали, что Евросоюз обладает множеством параллельно действующих способов управления, и это скорее многоуровневое развивающееся сообщество.
То же самое можно сказать и о нормативной сущности ЕС. В обсуждении внутренней политики Евросоюза сталкиваются противоположные взгляды. Например, представление о Евросоюзе, разделяемое некоторыми странами-членами и определенной частью Еврокомиссии, что ЕС должен существовать как солидаристская «Европейская социальная модель», противостоящая грубому натиску неолиберальной глобализированной экономики. Это отразилось в налаживании диалога между ЕС и Международной Организацией Труда по таким вопросам как стандарты труда и социальная ответственность корпораций. Однако такой взгляд встретил жесткое сопротивление неолиберальной власти ЕС, рассматривающей Евросоюз как бастион либеральной рыночной экономики, регионализма и глобальных экономических институтов. Другими словами, нужно понимать, что ЕС это функция трех взаимосвязанных и переменчивых феноменов: его ключевых принципов; того, как их понимают в данный момент; того, как они функционируют. То, чем является ЕС и какой может стать его модель – все это очень динамичные вещи, которые лучше всего воспринимать как результат многоуровневого политического дискурса.
16.Этапы развития Содружества независимых государств. Основополагающие документы СНГ. 1991 г. президенты России и Украины Борис Ельцин и Леонид Кравчук, а также председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич в Беловежской пуще (Белоруссия) подписали Соглашение, в котором заявили о прекращении существования СССР и провозгласили создание Содружества независимых государств. В документе была подтверждена приверженность принципам Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта, других международных обязательств. В Соглашении говорится, что с момента его заключения на территориях подписавших его стран не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего СССР, а деятельность союзных органов власти прекращается. Стороны обязались "развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену". В Соглашении подчеркнута неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества, заявлены гарантии их открытости и свободы передвижения граждан и т.д.
1991 г. в Алма‑Ате руководители 11 из 15 бывших союзных республик (кроме Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии) подписали Протокол к Соглашению о создании СНГ, согласно которому Азербайджан, Армения, Молдавия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан присоединились к Содружеству Независимых Государств в качестве его учредителей на равноправных началах. В тот же день руководители 11 государств подписали также Алма‑Атинскую декларацию, в которой были подтверждены основные цели и принципы СНГ. Позднее, в декабре 1993 г., к Содружеству присоединилась Грузия. Важнейший из документов - Устав Содружества Независимых Государств - принят Советом глав государств Содружества 22 января 1993 года в Минске.
Взаимодействие стран в рамках Содружества Независимых Государств осуществляется через его координирующие институты: Совет глав государств, как высший орган Содружества, обсуждает и решает любые принципиальные вопросы Содружества, связанные с общими интересами государств-участников, а также рассматривает любые вопросы, касающиеся заинтересованных государств-участников, без ущерба интересам других членов Содружества. Он принимает также решения относительно внесения поправок в Устав СНГ, создания новых или упразднения существующих органов Содружества, оптимизации структуры СНГ, совершенствования деятельности органов Содружества и других важных вопросов. Совет глав правительств государств –участников Содружества координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и других сферах общих интересов. Он следит за выполнением поручений Совета глав государств Совету глав правительств, осуществляет контроль за соблюдением положений Договора о создании Экономического союза, а также за ситуацией в зоне свободной торговли, решает вопросы о принятии совместных программ развития промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики и их финансирования, развития энергетических систем, систем транспорта, связи и др.
Совет министров иностранных дел СНГ (СМИД) создан Решением Совета глав государств Содружества от 24 сентября 1993 г. для координации внешнеполитической деятельности СНГ. Основными задачами СМИДа являются организация выполнения решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества, содействие развитию сотрудничества государств – участников Содружества во внешнеполитической сфере, включая взаимодействие их дипломатических служб, содействие развитию гуманитарного и правового сотрудничества государств – участников Содружества, поиск путей мирного урегулирования споров и конфликтов и создания обстановки мира, согласия и стабильности в Содружестве и др. Межпарламентская Ассамблея государств (МПА) была учреждена как консультативный институт для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, представляющих взаимный интерес. Наибольшее значение в деятельности Межпарламентской Ассамблеи имеют вопросы, связанные со сближением и гармонизацией законодательных актов государств СНГ. Возрастает роль Ассамблеи в разработке согласованного подхода к решению проблем социальной политики, соблюдению основных прав и свобод человека, гуманитарного сотрудничества. Экономический суд СНГ создан и действует в целях обеспечения единообразного применения договоров, соглашений государств – участников Содружества и основанных на них экономических обязательств путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.
В сентябре 1993 г. главы государств – участников Содружества подписали Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий. В основе договора лежит понимание его участниками необходимости формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.
19 сентября 2003 г. решением Совета глав государств СНГ о завершении формирования зоны свободной торговли и развитии взаимодействия государств – участников СНГ в экономической сфере был утвержден План реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств – участников Содружества Независимых Государств в экономической сфере в 2003–2010 гг.
Сотрудничество в военно-политической области осуществляется как на двусторонней, так и на многосторонней основе. В последнем случае основные вопросы военно-политического сотрудничества решаются в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), который был подписан 15 мая 1992 г. сроком на 5 лет с последующим продлением. Участниками ОДКБ являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан. Договор зарегистрирован 1 ноября 1995 г. в секретариате Организации Объединенных Наций.
Предшественником Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) был Таможенный союз. 29 марта 1996 г. Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В феврале 1999 г. к Договору об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. и соглашениям о Таможенном союзе присоединилась Республика Таджикистан. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества был подписан 10 октября 2000 г. в столице Казахстана Астане. Другим важным субрегиональным объединением на постсоветском пространстве является Союзное государство России и Белоруссии. Договор об образовании Сообщества, подписанный 2 апреля 1999 г., закрепил стремление сторон на добровольной основе создать сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов обоих государств для подъема экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов и духовного развития личности. Важнейшим событием в интеграционных процессах на постсоветском пространстве является договоренность четырех стран СНГ о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Соглашение о формировании ЕЭП было разработано полномочными делегациями Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины (Группа высокого уровня) и подписано президентами этих стран 19 сентября 2003 г. в Ялте. В Соглашении зафиксировано, что Единое экономическое пространство формируется с целью создания условий для стабильного и эффективного развития экономики государств-участников и повышения уровня жизни их населения. Заработало с 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП начали работать с июля 2012 года. Еще одним объединением на постсоветском пространстве является ГУАМ – региональное объединение Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии. В октябре 1997 г. в ходе саммита Совета Европы в Страсбурге президенты Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии заявили о намерении развивать сотрудничество в создании транскавказского транспортного коридора, а также взаимодействовать ради стабильной и безопасной Европы. В апреле 1999 г. к четырем странам присоединился Узбекистан (ГУАМ превратился в ГУУАМ). В 2005 г. Узбекистан вышел из состава ГУУАМ, и объединение вновь стало называться ГУАМ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|