Демографический фактор МО: миграционные потоки и проблемы мультикультурализма.
Миграционный поток (МП) - общее число мигрантов (или миграций), имеющих общие р-ны прибытия и выбытия в течение данного отрезка времени; один из показателей направления миграции. По структуре миграционный поток может быть разделен по полу и возрасту мигрантов, их семейному состоянию, национальности, времени проживания в районах выхода, образованию, профессиям и т.д. Структура МП имеет и географический срез: миграционный поток структурируется также в зависимости от географии районов выхода и мест вселения мигрантов, а также от типов поселений (городская, сельская и сельско- городская миграция). Его мощность от двух условий: от численности населения тех регионов, между которыми осуществляется миграционный обмен, и от их местоположения. Чем больше численность населения регионов, участвующих в миграционном обмене, и чем ближе они расположены, тем значительнее миграционные потоки. Так же влияют и такие факторы, как этническое, хозяйственное и природное сходство территорий, исторически сложившиеся связи между ними и т.д. Выделяют прямые и обратные миграционные потоки. Больший по размерам из двух направленных навстречу друг другу миграционных потоков обозначают как доминирующий поток, а менее интенсивный — как противоположный. Международные миграции (ММ) являются одним из наиболее явных демографических факторов в мировой политике. Проблема международных миграций носит транснациональный хар-р. ММ часто способствуют превращению внутренних проблем одного гос-ва в проблемы многих гос-в, особенно если качество человеческих ресурсов разительно отличается в этих странах. ММ можно разделить: · Естественную (носят экономический хар-р, причины: трудоустройство, туризм, пребывание вместе с семьей, возвращение на этническую родину) и вынужденную (в ходе которых лица обретают статус беженцев или перемещенных лиц, причины: отсутствие стабильности, конфликты на какой-то территории, стихийные бедствия, техногенные катастрофы).
· легальную и нелегальную; · Трансрегиональную (пр.:в США из южной Америки), региональную (пр.: трудовая иммиграция в нефтеэкспортирующие арабские страны из Индии, Пакистана) межгосударственную (заселение китайцами Приморья), внутреннюю. Большой проблемой для стран Севера является нелегальная миграция, обусловленная, с одной стороны, широким распространением транснациональной преступности, с другой стороны, формирующая для глобальных организованных преступных групп человеческий ресурс. Положительные последствия ММ: · снижение уровня безработицы, · дополнительные источники валютного дохода от переводов рабочих-эмигрантов своим семьям на родину + страны-доноры взымают налоги в гос.бюджет с деят. Фирм-посредников, занимающ. трудоустройством граждан за рубежом. · Международная трудовая миграция (МТМ) обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран (делает возможным освоение новых регионов, концентрирует огромные массы наиболее активного населения в экономических центрах, способствует изменению экономич., соц., культурного положения людей) · Для стран доноров: облегчает положение на нац.рынке, т.к. экспорт рабочей силы уменьшает давление на него избыточных труд.ресурсов, миграция это так же бесплатная для страны-донора обучение работников нов. проф. Навыкам, повышение квалификации, приобщение к нов.технологиям и принципам организации труда. · Для стран-реципиентов: повышение мобильности раб.силы, омоложение нации, эмигранты расширяют емкость внутр. рынка, т.к. обеспечивают доп.спрос на товары и услуги, стимулир.производство и доп. занятость в стране пребывания, повышается конкурентоспособность товаров, наличие врем. свободных средств мигрантов на банк.счетах – доп.ресурсы для инвестиции и эконом.развития
Отрицательные последствия: · обострение экологических проблем, обезлюдение села, проблемы связанные со сложностью приспособления мигрантов к нов. условиям жизни ->нац проблемы. · для стран-доноров: потеря части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте > старение населения, отток квалифицированных работников (утечка умов) · для стран-рец: попадание ценных отраслей в зависимость от труда иностр. рабочих, что может рассматриваться как угроза гос.нац. безопасности, снижение цены на нац.раб.силу, усиление соц. напряженности, межнациональной розни. Особенно таковые конфликты обостряются в периоды экономических кризисов и депрессий, политической нестабильности. Мультикультурализм — это концепция, которая предлагает признать, что все культуры равны и имеют одинаковое право на жизнь. Мультикультурализм предлагает интеграцию (объединение) культур без их ассимиляции (слияния), т.е. противоречит концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну. Ассимиляция, как стратегия по отношению к пришлым (иммигрантским) культурам, использовавшаяся на протяжения прошлого века многими странами, в большинстве случаев себя не оправдала. Ксенофобия, фанатизм, фундаментализм, радикализм, экстремизм, терроризм — только некоторые побочные результаты попыток проводить подобную стратегию в полиэтничной среде. в основе политики мультикультурализма лежат три принципа: 1. признание государством культурного плюрализма как важнейшей характеристики гражданского общества 2. устранение препятствий, мешающих социализации маргинальных культурных групп 3. поддержка воспроизводства и развития разных культур. В основе традиц. западноевропейской либеральной идеологии лежала идея защиты равных прав индивидов-граждан, мультикультурализм, распространяет это право на коллективных индивидов — представителей тех или иных культур => мультикультурализм — это демократия или равноправие культурных ценностей в условиях глобализации. Его мораль - толерантность. В общезначимом контексте мультикультурализм поднимает проблему взаимодействия культуры большинства и культуры привносимой извне (проблема иммигрантов и меньшинств), проблему комплексных коллективных идентичностей, проблему культурной толерантности и культурного диалога в контексте глобализации. Иммиграция – это основной двигатель мультикультурализма. Мультикультурная модель государственности основана на идее о том, что культурные различия внутри общества вполне в норме вещей. Иммигранты здесь являются полноправными пользователями системы образования, участниками рынка труда и жилья, а также полноправными участниками демократического процесса принятия решений. Для этой модели приоритетной задачей является достижение равенства перед законом и ради достижения этой цели практически все средства хороши. Во многом это обеспечивается с помощью несложных законов о гражданстве, но гос-ва, придерживающиеся этой модели, могут и непосредственно уравнивать приезжих иностранцев и местное население в политических и гражданских правах. С точки зрения мультикультурализма, важно не только то, какую иммиграционную политику проводит та или иная страна, но и то, как эти проблемы отражены в общественной дискуссии, и какую официальную позицию по этой проблеме высказывает правительство, т.к. от того приветствуются переселенцы или отвергаются, зависит и уровень мультикультурности той или иной страны. Актуализация и развитие культурных различий обогащает общество, но существует и ряд возможных отрицательных последствий этой политики, а именно то, что она способствует развитию идентификации, основанной на противопоставлении «мы — они». Сам по себе мультикультурализм не дает гарантии того, что в подобном обществе будет достигнута абсолютная толерантность, напротив, он закладывает основу для нетерпимости именно там, где проводится целевая политика по достижению толерантности. Очень сильно заметны проблемы мультикультурализма в Европе, где исторически очень сильная национальная идентификация, внутренние культурные различия воспринимаются большинством если не негативно, то по крайней мере скептически. Низкий социально-экономический и политический статус этнических иммигрантов в целом по Европе — лучшее тому подтверждение. Проблема мультикультурализма постепенно превращается в общеевропейскую проблему. Политика в области иммиграции и интеграции переходит в сферу компетенции европейских органов власти и регулируется уже общеевропейскими договорами, в которых устанавливаются рамки для действий государств — членов Европейского союза, это становится все более очевидным. Проблема иммиграции попадает в один ряд с аналогичными общеевропейскими проблемами, такими как перестройка экономики, кризис в сфере занятости и т.д.
Мультикультурализм в МО проявляется все более ощутимо. Происходит это в обстановке, когда идеи мультикультурализма заявили о себе как в жизни отдельных стран, так и в отношениях между ними. Возникает взаимодействие разных цивилизаций, подтверждается принцип разнообразия мира. Дают о себе знать культурные различия цивилизационного порядка. Эти процессы осуществляются в обстановке растущей неопределенности и напряженности, воз-никает опасность новых конфликтов разной степе-ни интенсивности. Мир XXI века становится более сложным, по сравнению с XX веком, когда в биполярной среде господствовала идеологическая борьба. Ее требования ограничивались разделением на два мира — капиталистический и социалистический. Сегодня конфликтность в международных отношениях отражает стремление политических элит внедрит свои этнические и культурные ценности в жизнь других стран. В результате в мире растет конфликтный потенциал, процессы глобализации сталкиваются с идентичностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|