Направление политики после 1980 г.
⇐ ПредыдущаяСтр 80 из 80 В течение первого срока президентства Р. Рейгана многие социальные программы подверглись нападкам по всем направлениям, роль федерального правительства в осуществлении политики была заметно уменьшена, проводилась налоговая политика, которая сделала федеральную налоговую систему более прогрессивной. Множество факторов способствовало проведению в жизнь политических мер такого рода. Прочная победа Рейгана на выборах и его твердый контроль над сенатом привели демократов в замешательство. Им не хватало лидеров, которые могли бы противодействовать консервативной политике. Обойдясь без сокращения определенных популярных программ, например социального страхования и медицинского ухода, президент смог получить поддержку своей политической линии. Р. Рейган достиг больших успехов в области социальной политики в первый год своего президентства, проведя регулирующие, бюджетные и налоговые реформы. Тогдашний вице-президент Джорж Буш, возглавляя Президентскую группу по проверке эффективности правительственных распоряжений в области социальной работы, рекомендовал отменить многие федеральные правила-рекомендации, которые часто выполнялись большим количеством высокопоставленных чиновников в исполнительных органах, неприязненно настроенных в отношении правительственных регуляторных указаний (Л. Барретт, 1983; Л. Кэнон, 1982). Р. Рейган за счет вербовки консервативных демократов получил широкую законодательную поддержку для двух важных бюджетных мер. Бюджетная резолюция установила общие потолки для бюджетных рекомендаций каждого комитета конгресса, и Закон о сбалансированном бюджете предусматривал набор грантов (субсидий), включающий фонды для социальных служб, общинных служб, борьбы со злоупотреблением алкоголем и наркотиками, психического здоровья, предупреждения заболеваний, охраны материнства и детства, развития общин и первостепенной заботы о здоровье.
Налоговые сокращения были достигнуты с помощью Закона о налоговой и финансовой ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПОСЛЕ 1961 г. 368 ответственности. Эти сокращения воплотили в жизнь надежды экономистов, которые полагали, что экономический рост может произойти только тогда, когда фирмы и богатые люди получат большее количество ресурсов. Критики все-таки сетуют на тот факт, что бедные люди и отдельные граждане среднего достатка получили значительно меньшую пользу от принятых мер (Р. Лекэчмэн, 1982). Первоначальное сокращение бюджета (1981) в последующие годы сменилось многими более серьезными сокращениями в индивидуальных программах. Крупное увеличение военных расходов вкупе с сокращением налогов и спадом производства привело к беспрецедентному и растущему дефициту федерального бюджета, что увеличило законодательное давление с целью дальнейшего сокращения расходов на невоенные цели. Тем не менее Рейган столкнулся с растущим сопротивлением своей политике. Некоторые из предложенных им сокращений расходов на отдельные программы не были приняты, как и начальные попытки сократить пособия на социальное страхование и медицинское обслуживание. Слабо был поддержан честолюбивый план передать штатам полную ответственность за выполнение Программы помощи семьям с зависимыми детьми и Программы продовольственных талонов. Критики сосредоточили свое внимание на величине оборонных расходов, а также на недостаточно справедливой бюджетной и налоговой политике. Когда Рейган одержал победу на президентских выборах 1984 г., многие либералы боялись, что он продолжит сокращение программ, включая социальное обеспечение и медицинское обслуживание, подвергавшиеся опасности относительного обезналичивания в течение первого срока его президентства, особенно с того времени, когда он стал настаивать на уменьшении огромного федерального дефицита посредством урезания невоенных федеральных расходов.
Но его победа была скорее личной, чем политической, и не свидетельствовала о поддержке политики сокращения социальных программ. Политический тупик возникал в начале его второго срока, когда Рейган настаивал на том, что сокращение социальных программ должно продолжаться, а многие законодатели акцентировали внимание на росте налогов и резком сокращении сторонних расходов. На волне рейг?.!='_'вских сокращений социальных программ американцы задумались о действительных заслугах правительства в области социального обеспечения. Многие считали, что программы "Великого общества", так же как и некоторые социальные реформы, с очевидностью доказали свою эффективность (С. Левитан и К. Джонсон, 1984). Некоторые теоретики утверждали, что американцы настолько озабочены достижением своих личных целей, что само понятие социального долга стало подвергаться опасности (Р. Белла и др., 1985). В дальнейшем росло признание того факта, что рейгановские сокращения расходов распределялись по социальным программам непропорционально, затронув те из них, которые были нацелены на помощь бедным, и сравнительно не коснувшись программ, помогающих средним и высшим слоям. Брюс С. Янссон См. также: История социальной работы важнейшие даты; Помощь семьям с зависимыми детьми; Программа продовольственных талонов; Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики; Социальное обеспечение: финансирование; Социальное планирование в государственном секторе. • Bo/rettL. 1. (1983). Gambling with History: Reagan in the White House. N. Y.: Penguin Books. • Bellah R. N.. et al. (1985). Habits of the Heart: Individualism and Commitment in American Life. Berkeley, Calif.: University of California Press. • Bornet V. D. (1983). The Presidency of Lyndon B. Johnson. Lawrence: University of Kansas. • Califano J. A. (1981). Governing America. N. Y.: Simon & Schuster. • Cannon L. (1982). Reagan. N. Y.: G. P. Putnam's Sons. • Davis K. (1975). National Health Insurance. Wash., D. C.: The Brookings Institution. • GelfandD. E., OlsenJ. K. (1980). The Aging Network: Programs and Services. N. Y.: Springer Publishing Co. • Haveman R. H. (1977). A Decade of Federal Antipoverty Programs. N. Y.: Academic Press. • Levitan S. A., Johnson С. M. (1984). Beyond the Safety Net: Reviving the Promise of Opportunity in America. Cambridge, Mass.: Ballinger Publishing Co. • Levitan S. A., Taggart R. (1976). Promise of Greatness. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. • Lekachman R. (1982). Greed Is Not Enough: Reaganomics. N. Y.: Pantheon Books. • Lowi T. (1969). The End of Liberalism. N. Y.: W. W. Norton & Co. • Magitl R. S. (1979). Community Decision Making for Social Welfare. N. Y.: Human Sciences Press. * Marmor T. R, (1970). Politics of Meoicare. L.: Routledge & Kegan Paul. • Matusow A.J. (1984). The
369 ФЕМИНИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА Unraveling of America: A History of Liberalism inthel960's.N. Y.: Harper & Row. • MerantP. (1967). The Politics of Federal Aid to Education in 1965. Syracuse, N. Y.: Syracuse University. • Moynihan D.P. (1973a). Maximum Feasible Misunderstanding. N. Y.: Random House. • Reichley A. J. (1981). Conservatives in an Age of.Change. Wash., D. C: The Brookings Institution. • Shoup L. H. (1980). The Carter Presidency and Beyond. Palo Alto, Calif.: Ramparts Press. • Starr P. (1982). The Social Transformation of American Medicine. N. Y.: Basic Books. • Steiner G. Y. (1971). State of Welfare. Wash., D. C: The Brookings Institution. • Steinfels P. (1979). The Neoconservatives. N. Y.: Simon & Schuster. • Sundquist J. L. (1968). Politics and Policy: The Eisenhower, Kennedy and Johnson Years. Wash., D. C: The Brookings Institution. • White Т.Н. (1 982). America in Search of Itself. N. Y.: Harper & Row. ФЕМИНИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА Феминизм — это мировоззрение, практика и идеология. Это призыв превратить мир, где царят соперничество, иерархии и авторитаризм, в мир, основанный на равенстве полов и рас. Это обязательство изменить происходящие процессы, а также характер организации и образ частной и общественной жизни. Главной целью феминизма является борьба с господством иугнетением (под ред. Н. Ван Ден Берг и Л. Б. Купер, 1986). Исторические корни Феминизм появился не в 60-е годы, он имеет длинную и богатую историю, начало которой было положено в 1800 г., когда женщины потребовали для себя равных прав с мужчинами, а также начали активно создавать и поддерживать многочисленные общественные женские и семейные службы. В конце XIX и в начале XX в. Женский союз христианского смирения, Женская профсоюзная лига и Национальная лига потребителей социальной помощи создали широкую сеть как косвенных, так и прямых служб для женщин, обеспечивающих лоббирование, помощь и защиту клиентов, детские сады и помощь семьям. Эти службы не изменили радикальным образом ни условия жизни женщин, ни их социальное и экономическое положение в обществе, но тем не менее достигли важной цели по объединению усилий, направленных на изменение повседневной жизни женщин и на трансформацию общества в более широком смысле.
В 60-х годах началась вторая волна женского движения. Женщины в Соединенных Штатах вновь подтвердили намерение изменить специфические условия своей жизни и бросить вызов тому распределению власти, материальных средств и привилегий, которое существует в американском обществе. Консультации по поводу абортов, женские клиники, помощь жертвам изнасилований и избиений и т. д. были такими же важными составными частями движения, как марши, демонстрации и тому подобные прямые политические акции. В 60-е годы феминизм основывался на убеждении, что "личное является отражением политического", и это означало, что все сферы угнетения женщин — дом, работа, врачебный кабинет, школьный класс — должны быть пристально изучены, подвергнуты критике и изменены. Кроме того, это убеждение подчеркивало, что условия личного существования являются отражением воздействия определенных политических, социальных и экономических сил. Вызов современным идеологическим и структурным реалиям — задача не из легких. Не существует готовых моделей и программ, на которые можно было бы ориентироваться в феминистской работе. В основе феминистской деятельности лежит приверженность политике демократических решений и эгалитаризму, что является стимулом для переделки существующих институтов. Принципы феминистской социальной работы Изучая феминистское движение, А. Уи-торн (1984) отмечал, что, несмотря на те трудности, с которыми оно сталкивается, — расизм, гомофобию и классовый подход, движение оказывало и продолжает оказывать огромное воздействие на развитие феминистской социальной работы. Уиторн пишет: "Эта работа нуждается в новых целях, новых методах, новых ценностях; она закладывает эгалитаризм между организаторами служб и их клиентами в качестве основы для работы и перемен; она проникнута мечтой об обществе, где не является позорным признаться в своих нуждах... в зависимости друг от друга и ФЕМИНИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 370 развивать совершенно иные, гуманные и надежные способы заботы друг о друге" (А.Уиторн, 1984), Феминистская социальная работа является альтернативой традиционной социальной работе. Наиболее важным представляется то, что феминистская социальная работа отличается от традиционных направлений в социальной работе, требующих приспосабливаться к напряженным жизненным условиям. Феминистская социальная работа нацелена на активное изменение отношений, процессов и институтов американского общества.
Практика феминистской социальной работы базируется на следующих основополагающих принципах: устранении ложных дихотомий и искусственного разделения, переосмыслении власти, равнозначности процесса и конечного результата, переименовании (смена терминов), убежденности в том, что личное является отражением политического (под ред. Н. Ван Ден Берг и Л. Б. Купер, 1986). Устранение ложных дихотомий. Феминизм подчеркивает связь, существующую между всеми явлениями. Только с позиций холизма, т. е. целостности и экологии, могут рассматриваться устойчивые изменения для индивидов, семей и обществ. Ложные дихотомии служат утверждению в конечном счете нездоровых методов действия и поведения, которые ведут к изолированности и разобщенности людей и сообществ. Переосмысление власти. Этот основополагающий принцип феминизма бро сает вызов традиционным определениям и использованию власти. "Власть рассматривается как собственность, аналогичная деньгам, и подразумевает контроль и господство над подчиненными для превращения их в раболепствующих. Соответственно те, кто обладает властью, воздействуют на окружающую обстановку, определяют цели, утаивают информацию и создают правила для контроля за поведением" (Н. Хуимэн, 1980). Феминисты считают, что патриархальная концепция власти должна быть изменена. Они не согласны с тем, что власть есть конечная цель, контроль над которой осуществляется малочисленной группой. Вместо этого они дают новое определение власти как неограниченному, широко распределенному воплощению влияния, силы, эффективности и ответственности. Власть рассматривается скорее как фактор, призванный создавать определенные условия для деятельности дру- гих, чем как господство. Получение права на власть или притязание на нее является политическим актом, так как власть позволяет людям осуществлять контроль над собственной жизнью и дает возможность самим принимать решения (под ред. Н. Ван Ден Берг и Л. Б. Купер, 1986). Равнозначность процесса и конечного результата. Феминизм рассматривает процесс и результат, основываясь на предположении, что достоинство цели прямым образом связано с путями ее достижения. Никогда нельзя верить целям, которые достигнуты с помощью принудительного, несправедливого или жестокого процесса. Следовательно, то, как осуществляется цель, само по себе становится целью. Например, трудно достичь непременной занятости матерей, которые обеспечиваются помощью в рамках социального обеспечения, без соответствующей заботы об их детях и профподготовки. Всеобщая цель — снизить зависимость людей от системы социального обеспечения — редко достигается с помощью осуществления текущих программ занятости. Переименование. Принципиально важным для себя деятели движения за гражданские права, а также женского движения считают право дать название своему собственному опыту. Переименование включает: использование новых слов и названий для людей; изменение значений путем изменения конфигурации языка, мест или предметов; привлечение старых понятий и расширение новых. Каждый из процессов предполагает вызов власти и доминирующей культурной группе, присвоившим право на контроль над уникальным опытом угнетенных людей и его дискредитацию. Обладание правом на переименование собственного опыта становится акцией свободного волеизъявления. Личное является отражением политического. "Личное является отражением политического" — это всеобъемлющий принцип феминизма. Он развивался в связи с утверждением, что ценности и убеждения, которых придерживается отдельная личность, цели, которые она перед собой ставит, и стиль жизни, который она выбирает, можно считать политическим заявлением. Этот принцип феминизма привязывает индивидуальное поведение и действия к социальной политике. Социальные движения влияют на поведение личности, а совместные действия людей могут порождать социальные движения. Существует диалектическая связь 371 ФЕМИНИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА между тем, как живут и взаимодействуют отдельные личности и сообщества. Каждый из этих принципов феминизма нуждается в видении и процессе, которые изменяют приоритеты современной социальной работы. Они подвергают сомнению обычное понятие социальной работы, бросают вызов власти, авторитету, а также движущим силам практики, политики и программам социальной работы. Принципы феминизма эволюционируют, расширяются и развиваются. Их можно использовать как для критики практической социальной работы, так и для просвещения в этой области. Феминистская и традиционная прямая практика Феминистская терапия возникла из неудовлетворенности обычным клиническим подходом к роли мужского и женского полов, основанным на мужском шовинизме, а также поощряющим адаптацию к существующему положению, а не стремление его изменить. Феминистские клинические службы основываются на представлении, что идеология, социальная структура и поведение в высшей степени взаимосвязаны. Например, терапевты-феминисты могут считать, что симптомы, наблюдаемые у клиента, являются логическим результатом излишней приверженности традиционному представлению о роли полов. Женщин учили быть скорее пассивными, зависимыми и реактивными, чем напористыми, независимыми и активными. Основы феминистской терапии включают в себя: 1) понимание воздействия, которое оказывают на поведение человека ценности мужского шовинизма и патриархальные структуры, 2) работу на благо развития самоуправляемых, самореализующихся личностей и 3) развитие социальных структур, основанных на принципах эгалитаризма. В литературе, описывающей этот подход к практике, указывается семь общих принципов, которые используются при терапии. 1. Проблемы клиента рассматриваются в социально-политических рамках, что подчеркивает точку зрения, что "личное является отражением политического". Ориентируясь на это утверждение, терапевт может помочь клиентам убедиться, в какой степени их проблемы могут оказаться неизбежным результатом неравенства между мужчинами и женщинами. 2. Подвергается сомнению автоматическая приверженность традиционному распределению ролей, в то же время оказывается поддержка свободному выбору жизненного 13—5382 стиля. Клиентов поощряют выполнять роль, которой свойственны и мужское и женское начало, в результате чего у них появляется возможность демонстрировать творческое и эмоциональное поведение. 3. Терапия сосредоточивается скорее на концентрации и наращивании сил клиента, чем на его патологии, имея целью наделение человека властью, в результате чего повышается способность клиента контролировать окружающую обстановку, чтобы получить то, что ему необходимо. 4. Поощряется развитие независимой личности, на которую не оказывают влияния отношения с другими людьми. Женщины склонны к излишней ответственности в отношениях с другими людьми и часто, заботясь о других, они ставят свои интересы на второй план. Феминистский подход помогает клиенту развивать индивидуальные силы и добиваться личного контроля над своими действиями. 5. Поощряется переоценка значения отношений женщины с другими женщинами. Связи между женщинами важны так же, как и развитие отношений с мужчинами. Ориентируясь на существующие стереотипы роли полов, женщины склонны недооценивать себя, а следовательно, рассматривать себе подобных в уничижительном свете и видеть друг в друге соперниц. 6. Подчеркивается необходимость баланса между работой и человеческими отношениями. И мужчины, и женщины поощряются к тому, чтобы выполнять в семье роль как воспитателей, так и кормильцев. 7. По возможности терапевт и клиент должны иметь равную личную власть. Это значит, что терапевты-феминисты не считают себя экспертами в проблемах клиента; они скорее выполняют роль катализатора, помогая клиенту самому облекать себя властью. Такое переосмысление взаимоотношений при терапии основано на феминистском стремлении исключить отношения господства — подчинения. Феминистская терапия не влечет за собой развития клинического подхода, изолированного от существующей методики социальной работы. Она скорее дает ориентиры, с помощью которых могут быть изменены обычные терапевтические модели. Дж. Холройд (1976) считает феминистскую терапию радикальной философией с гуманистическими методами, так как она использует политический анализ для понимания причин проблемы клиента. Терапевт-феминист делает общество причастным к терапии и выступает за 372 политическое, социальное и экономическое равенство между полами. Терапевт может оказаться не в состоянии изменить реалии мира клиентов, но может помочь им понять, какое влияние эти реалии оказывают на их бедственное положение. Такое знание воодушевляет на действия, которые потенциально могут влиять на других или изменить неблагоприятные окружающие условия. Феминистский подход несовместим с такими терапевтическими моделями (например, с традиционным психоанализом), которые концентрируются почти исключительно на изменении внутрипсихических процессов клиента. Хотя при психосоциальном подходе рассматриваются отношения между личностью и окружающей средой, ему недостает анализа потенциального негативного воздействия неравенства полов на личность. Поскольку не существует ясных указаний на то, как пол, раса, классовое положение или национальность вместе воздействуют на людей и способствуют возникновению их проблем, психосоциальная модель олицетворяет "легкое пренебрежение" к этим проблемам. Она не в состоянии обратить внимание на то, какое воздействие мужской шовинизм и другие узаконенные виды неравенства оказывают на клиента. С другой стороны, подходы, которые помогают адекватно решить проблемы и включают, например, целенаправленную борьбу с неблагополучными семьями, вполне совместимы с феминистским подходом. Они подчеркивают необходимость развития приемов, направленных на решение проблем клиента. Структурные и комплексные подходы к практике социальной работы также совместимы с феминистскими представлениями. Лежащие в их основе предположения, что личные проблемы являются результатом социальной дезорганизации и что все социальные работники должны постоянно добиваться социальных изменений, совместимы с феминистской идеологией. Комплексный подход в особенности стремится к устранению распространенных дихотомий, например между клинической практикой и социальным действием и является аналогичным по посылкам феминистскому. В дополнение к этому системный подход требует сосредоточить внимание на отсутствии связи между людьми и существующими институтами, что мешает человеку улучшить свою жизнь. Обе практические модели разделяют принципы феминистской идеологии, но тем не менее, как и при направленности на решение конкретной проблемы, им недостает анализа. Этиология большинства системных неравенств основана на патриархальной политике господства и подчинения. Подводя итог, можно отметить, что при феминистском подходе к социальным службам изучается связь между проблемами человека и несправедливыми социальными структурами. Феминизм подходит к практике с гуманистических позиций, что совместимо со многими распространенными методами социальной работы, за исключением тех, которые уделяют главное внимание исключительно внутрипсихическим движущим силам. Другие виды практики Непрямая социальная работа. Соединение принципов феминизма с опосредованной практикой означает, что службы осуществляют свою работу в более холистической манере, уделяя внимание взаимосвязанности прошлой, настоящей и будущей политики. Применение этого принципа, например, в работе с юными правонарушителями увело бы процесс терапии в сторону от проблем изоляции и сегрегации. Помещение подростков в исправительные учреждения, находящиеся вдали от домашних общин, не способствует повышению ответственности общества. Это не помогает и местным властям эффективно бороться с наркоманией, безработицей и плохим образованием, которые широко распространены в особо криминогенных районах. Когда всеобщая связь является основой для практики социальной работы, политика и планы отражают отношения, которые существуют между социальными службами для населения и жителями общины. То, как эти службы организованы и выполняют свои функции, не должно противоречить целям программы. Служба, призванная обеспечить активность общины, не может, например, опираться на процесс, который разделяет и изолирует общину. Программа, обеспечивающая особые группы населения многоцелевыми службами, должна на стадиях разработки и осуществления проводиться в жизнь с участием клиентов, чтобы точно определить, какие именно мероприятия следует предложить. Необходимо настойчиво добиваться участия клиентов, для которых предназначены службы, прислушиваться к их мнению и относиться к ним с уважением. Программы, основанные на изолирующих процессах, порождают неуверенность, отчуждение и неполное использование возможностей. Интегрирующие процессы дают чувство уверенности и сопричастности, 373 ФЕМИНИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА создают условия для более полного использования предоставляемых возможностей. Способ оказать влияние также дает клиентам уверенность в своих силах. В соответствии с принципами феминизма гибкость в социальной работе должна быть нормой при выработке определенной политики в отношениях между работающим по найму и нанимателем. Например, такие формы, как кружки качества труда, когда сотрудники различных уровней собираются вместе и решают какую-либо проблему, совместимы с феминисгской практикой. Деятельность, направленная на сотрудничество для создания благоприятных рабочих условий работающему по найму или позволяющая ввести разделение обязанностей и гибкий график работы, вероятно, повысит моральный дух работника и улучшит работу организации. Универсалы против практики специалистов. Феминистская практика социальной работы ставит под сомнение расширение использования таких специальностей, как социальный работник в клинике, общественный практик и администратор. Специализация скорее создает искусственное разделение в рамках одной профессии, чем обеспечивает достижение цели социальной работы — уменьшить трудности индивидуального и социального характера. Феминистская практика социальной работы требует объединения клинических и организационных навыков, терапии и административной деятельности, а также развития службы и ее функционирования. Феминистская практика в своей основе следует универсальной модели социальной работы: она стремится устранить ложные дихотомии в данной профессии. Практическая работа с угнетенными группами. Феминистский принцип переименования чьего-либо опыта имеет особое значение для работы с угнетенными группами. Поддерживая индивидуальный выбор и жизненный опыт клиента, феминистские социальные работники утверждают и укрепляют роль культурного наследия клиентов — представителей этнических групп. Индивидов поощряют к собственной интерпретации культурных факторов и системы взглядов, что придает личности уверенность в себе. Феминистский подход также утверждает необходимость служб, связанных с этническими проблемами и вопросами пола. Поощряется финансирование услуг для определенных категорий клиентов из числа национальных групп, служб помощи жертвам изнасилования, приютов для избитых женщин. Кроме того, одобряется политика, направленная на определение детей из числа представителей этнических меньшинств на воспитание или на усыновление в семьи той же этнической принадлежности. Посылка феминистской практики, что "личное является отражением политического", подтверждается личной активностью социальных работников, бросающих вызов дискриминационным идеологиям, программам и политике. Исследование как практика, в соответствии с феминистскими принципами осуждается ложная дихотомия между практикой и научным исследованием. В то же время феминистская модель предлагает определенные альтернативы традиционному позитивистскому подходу к научному исследованию. Например, не должно быть искусственного разделения между разработкой темы исследования, самим исследованием и оценкой результатов. Темы исследований следует разрабатывать в соответствии со специфическими нуждами угнетенного и не охваченного деятельностью социальных служб населения. Исследования должны основываться на принципе наделения клиента инициативой. Вместо того чтобы претендовать на роль истины в последней инстанции, они должны быть направлены на удовлетворение личных и общественных потребностей. Поскольку феминисты отдают предпочтение многомерному мышлению, исследователи-феминисты призваны использовать функции и левого и правого полушария мозга, т. е. и аналитические, и интуитивные процессы. Следовательно, данные, полученные из этих источников знания, будут в равной степени убедительны. Эта феминистская посылка также наводит на мысль о необходимости изучения самих себя представителями угнетенных групп. Подобные примеры, касающиеся исследований по проблемам цветных меньшинств, феминизма, гомосексуализма и лесбиянства, недавно появились в публикациях Национальной ассоциации социальных работников (НАСР). Где ведется феминистская социальная работа? Феминистскую социальную работу ведут люди, которые считают себя феминистами в любой обстановке, подходящей для социальной работы. Многие феминисты считают, что навыки, опыт и приверженность феминистской философии являются более важным ФЕМИНИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 374 мандатом, чем официальные степени и звания. Ни профессиональная степень, ни простая вера в равенство женщин и мужчин не являются достаточным условием для этой работы. Необходима приверженность принципам феминизма как в личной, так и в профессиональной жизни индивида (Э. Роулингз и Д. Картер, 1977). Мужчины могут быть феминистами по своему подходу к социальной работе, в таких случаях их называют "профеминистами". Такое название подразумевает поддержку принципов феминизма, но подтверждает, что мужчина не может так, как женщина, испытать на себе дискриминацию приверженцев мужского шовинизма. Феминисты единодушны в том, что в определенных случаях мужчинам-практикам не следует заниматься проблемами женщин. Э. Роулингз и Д. Картер считают следующие типы клиентов не подлежащими терапевтическому воздействию мужчин: 1) группы, полностью состоящие из женщин, так как это может усилить стереотипную зависимость и привести к соперничеству за внимание со стороны мужчины; 2) женщины, которые враждебно настроены по отношению к мужчинам, за исключением тех случаев, когда мужчина выступает в роли сотерапевта во время терапевтического процесса; 3) женщины, которые стремятся обольстить терапевта; 4) женщины, в высшей степени зависимые и замкнутые, которые отождествляют женственность с пассивностью и покорностью; 5) женщины, у которых в самом разгаре хризис, связанный с разводом, и которые могут перенести свои чувства на мужчину-терапевта и рассматривать его как заменителя супруга. Некоторые преподаватели и практики социальной работы в целях распространения феминистских принципов взялись за развитие и поддержку оперативных феминистских трупп и комиссий в существующих профессиональных организациях, которые занимается социальной работой, таких, как НАСР я Совет по образованию социальных работников (СОСР). В состав НАСР входит Комитет по проблемам женщин, а в состав СОСР — Комиссия по статусу женщин. Недавно Комитет по проблемам женщин профинансировал проект, на деле подкрепляющий принципы практики феминистской социальной работы. В 1984 г. была создана Ассоциация для женщин—социальных работников, охватывающая практиков, педагогов и студентов, занимающихся феминистскими вопросами. Был также основан журнал по феминистским вопросам "Женщина и социальная работа". В итоге можно отметить, что феминистской социальной работой может заниматься любой человек, который придерживается идеологии феминизма и применяет ее в своей личной жизни и деятельности. Заключение Практика феминистской социальной работы не является раз и навсегда определенной. Это развивающийся процесс, который не только изменчив и подвижен, но и вдохновляет на риск и выход за рамки относительно привычных традиционных и общепринятых методов деятельности. Заинтересованность социальной работы в устранении ложных дихотомий и поощрении целостного подхода требует, чтобы социальные работники были универсалами. Пропаганда необходимости изменений в окружающей обстановке и в существующих структурах так же важна, как и помощь отдельным клиентам. Феминистская практика предлагает считать социальных работников скорее активной силой, действующей в интересах социальных изменений, чем благодетелями рода человеческого. Это может в значительной степени изменить понимание общественностью потенциальных возможностей социальной работы и социальных работников в борьбе с эксплуатацией и угнетением. Феминистская практика предполагает, что принципом "личное является отражением политического" каждый должен руководствоваться в жизни и работе. Личные и рабочие отношения не должны отделяться друг от друга, они скорее должны отражать единство в приверженности изменить мир. Профессиональные знания и мастерство должны соответствовать конечной цели совместной работы — построению общества, основанного на участливом и заботливом отношении друг к другу, а не на эксплуатации и угнетении. Практика феминистской социальной работы имеет широкую и интересную перспективу. Она не является чисто женской практикой и не занимается чисто женскими вопросами. Она предлагает социальному работнику иную модель деятельности — исходи из изложенных выше принципов. Практика феминистской социальной работы является плодотворным путем для достижения уникальной цели социальной работы — улучшения качества жизни посредством создания условий для социальных изменений. Нан Ван Ден Берг. Линн Б.Купер 375 ФЕМИНИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА См. также: Женщины; Женщины: участие в организации и управлении социальной работой. • Berlin S. (1976). Better Work with Women Clients.— Social Work, 21(6), 492—497. • Bricker-Jenkins M., Hooyman N. (1984, March). Not For Women Only: Teaching for Feminist Practice in the 1980s. Paper presented at the annual program meeting of the Council on Social Work Education. Detroit, Mich. • Gluckstern N. (1977). Beyond Therapy: Personal and Institutional Change. In: E. Rawlings, D. Carter (Eds.). Psychotherapy For Women (p. 429—444). Springfield, 111.: Charles C. Thomas, Publisher. • Holroyd J. (1976). Psychotherapy and Women's Liberation.— Counseling Psychologist, 6(6), 22—28. • Hooyman N. (1980, September). Toward a Feminist Administered Style. Paper presented at the National Association of Social Workers First National
Conference on Social Work Practice in a Sexist Society. Wash., D. C. • Kaschak E. (1981). Feminist Psychotherapy: The First Decade. In: S. Cox (Ed.). Female Psychology: The Emerging Self (p. 387—407). N. Y.: St. Martin's Press. • Mander A., Rush A. (1974). Feminism as Therapy. N. Y.: Random House. • Marecek J., Kravetz D. (1977). Women and Mental Health: A Review of Feminist Change Efforts.— Psychiatry, 40(4), 323—329. • Rawlings E., Carter D. (1977). Psychotherapy for Social Change. In: E. Rawlings, D. Carter (Eds.). Psychotherapy For Women (p. 447— 463). Springfield, 111.: Charles C. Thomas, Publisher. • VanDenBerghN., CooperL. B. (Eds.) (1986). Feminist Visions for Social Work. Wash., D. C: National Association of Social Workers. • WeickD., Vandiver S. (Eds.) (1982). Women, Power and Change. Wash., D. C: National Association of Social Workers. • Withorn A. (1984). Serving the People: Social Services and Social Change. N. Y.: Columbia University Press. ФИНАНСИРОВАНИЕ. См. Административное управление в социальном обеспечении; Социальное планирование в добровольческом секторе; Социальные услуги: правительственный заказ; Управление финансами.
Хосписы Хоспис —это многопрофильная программа, предусматривающая систему помощи смертельно больным людям в течение последних месяцев их жизни. Цель хосписа — создать хорошие условия для больного и оказать поддержку его семье. Помещение в хоспис становится целесообразным в тот момент, когда врач, больной и семья приходят к выводу о неэффективности дальнейшего лечения. Самым главным в этой ситуации становится облегчение положения больного, а значит — направленность скорее на качество жизни, чем на ее продолжение. В хосписе период перед смертью рассматривается как составная часть жизненного цикла человека, которая должна быть как можно более безболезненной и для больного, и для членов семьи. Философия хосписа По положению об организации хосписов (1979), обслуживание в них имеет свою философию и базируется на следующих принципах. 1. Наряду с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|