Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направление политики после 1980 г.




В течение первого срока президентства Р. Рейгана многие социальные программы подверглись нападкам по всем направлени­ям, роль федерального правительства в осу­ществлении политики была заметно умень­шена, проводилась налоговая политика, которая сделала федеральную налоговую си­стему более прогрессивной. Множество фак­торов способствовало проведению в жизнь политических мер такого рода. Прочная по­беда Рейгана на выборах и его твердый конт­роль над сенатом привели демократов в заме­шательство. Им не хватало лидеров, которые могли бы противодействовать консерватив­ной политике. Обойдясь без сокращения определенных популярных программ, напри­мер социального страхования и медицинско­го ухода, президент смог получить поддержку своей политической линии.

Р. Рейган достиг больших успехов в обла­сти социальной политики в первый год своего президентства, проведя регулирующие, бюд­жетные и налоговые реформы. Тогдашний вице-президент Джорж Буш, возглавляя Президентскую группу по проверке эффек­тивности правительственных распоряжений в области социальной работы, рекомендовал отменить многие федеральные правила-рекомендации, которые часто выполнялись большим количеством высокопоставленных чиновников в исполнительных органах, не­приязненно настроенных в отношении пра­вительственных регуляторных указаний (Л. Барретт, 1983; Л. Кэнон, 1982).

Р. Рейган за счет вербовки консерватив­ных демократов получил широкую законода­тельную поддержку для двух важных бюд­жетных мер. Бюджетная резолюция установила общие потолки для бюджетных рекомендаций каждого комитета конгресса, и Закон о сбалансированном бюджете предус­матривал набор грантов (субсидий), включа­ющий фонды для социальных служб, общин­ных служб, борьбы со злоупотреблением алкоголем и наркотиками, психического здо­ровья, предупреждения заболеваний, охраны материнства и детства, развития общин и первостепенной заботы о здоровье.

Налоговые сокращения были достигнуты с помощью Закона о налоговой и финансовой


ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПОСЛЕ 1961 г.

368

ответственности. Эти сокращения воплотили в жизнь надежды экономистов, которые по­лагали, что экономический рост может про­изойти только тогда, когда фирмы и богатые люди получат большее количество ресурсов. Критики все-таки сетуют на тот факт, что бедные люди и отдельные граждане среднего достатка получили значительно меньшую пользу от принятых мер (Р. Лекэчмэн, 1982).

Первоначальное сокращение бюджета (1981) в последующие годы сменилось мно­гими более серьезными сокращениями в ин­дивидуальных программах. Крупное увели­чение военных расходов вкупе с сокращением налогов и спадом производства привело к беспрецедентному и растущему де­фициту федерального бюджета, что увеличи­ло законодательное давление с целью даль­нейшего сокращения расходов на невоенные цели. Тем не менее Рейган столкнулся с рас­тущим сопротивлением своей политике. Не­которые из предложенных им сокращений расходов на отдельные программы не были приняты, как и начальные попытки сокра­тить пособия на социальное страхование и медицинское обслуживание. Слабо был под­держан честолюбивый план передать штатам полную ответственность за выполнение Про­граммы помощи семьям с зависимыми детьми и Программы продовольственных талонов. Критики сосредоточили свое внимание на ве­личине оборонных расходов, а также на недо­статочно справедливой бюджетной и налого­вой политике.

Когда Рейган одержал победу на прези­дентских выборах 1984 г., многие либералы боялись, что он продолжит сокращение про­грамм, включая социальное обеспечение и медицинское обслуживание, подвергавшиеся опасности относительного обезналичивания в течение первого срока его президентства, осо­бенно с того времени, когда он стал настаи­вать на уменьшении огромного федерального дефицита посредством урезания невоенных федеральных расходов.

Но его победа была скорее личной, чем политической, и не свидетельствовала о под­держке политики сокращения социальных программ. Политический тупик возникал в начале его второго срока, когда Рейган наста­ивал на том, что сокращение социальных программ должно продолжаться, а многие за­конодатели акцентировали внимание на рос­те налогов и резком сокращении сторонних расходов.

На волне рейг?.!='_'вских сокращений со­циальных программ американцы задумались о действительных заслугах правительства в

области социального обеспечения. Многие считали, что программы "Великого обще­ства", так же как и некоторые социальные реформы, с очевидностью доказали свою эф­фективность (С. Левитан и К. Джонсон, 1984). Некоторые теоретики утверждали, что американцы настолько озабочены достиже­нием своих личных целей, что само понятие социального долга стало подвергаться опас­ности (Р. Белла и др., 1985).

В дальнейшем росло признание того фак­та, что рейгановские сокращения расходов распределялись по социальным программам непропорционально, затронув те из них, ко­торые были нацелены на помощь бедным, и сравнительно не коснувшись программ, по­могающих средним и высшим слоям.

Брюс С. Янссон

См. также: История социальной работы важнейшие даты; Помощь семьям с за­висимыми детьми; Программа продо­вольственных талонов; Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики; Социальное обеспечение: фи­нансирование; Социальное планирование в государственном секторе.

• Bo/rettL. 1. (1983). Gambling with History: Reagan in the White House. N. Y.: Penguin Books. • Bellah R. N.. et al. (1985). Habits of the Heart: Individualism and Commitment in American Life. Berkeley, Calif.: University of California Press. • Bornet V. D. (1983). The Presidency of Lyndon B. Johnson. Lawrence: University of Kansas. • Califano J. A. (1981). Governing America. N. Y.: Simon & Schuster. • Cannon L. (1982). Reagan. N. Y.: G. P. Putnam's Sons. • Davis K. (1975). National Health Insurance. Wash., D. C.: The Brookings Institution. • GelfandD. E., OlsenJ. K. (1980). The Aging Network: Programs and Services. N. Y.: Springer Publishing Co. • Haveman R. H. (1977). A Decade of Federal Antipoverty Programs. N. Y.: Academic Press. • Levitan S. A., Johnson С. M. (1984). Beyond the Safety Net: Reviving the Promise of Opportunity in America. Cambridge, Mass.: Ballinger Publishing Co. • Levitan S. A., Taggart R. (1976). Promise of Greatness. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. • Lekachman R. (1982). Greed Is Not Enough: Reaganomics. N. Y.: Pantheon Books. • Lowi T. (1969). The End of Liberalism. N. Y.: W. W. Norton & Co. • Magitl R. S. (1979). Community Decision Making for Social Welfare. N. Y.: Human Sciences Press. * Marmor T. R, (1970). Politics of Meoicare. L.: Routledge & Kegan Paul. • Matusow A.J. (1984). The

369

ФЕМИНИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Unraveling of America: A History of Liberalism inthel960's.N. Y.: Harper & Row. • MerantP. (1967). The Politics of Federal Aid to Education in 1965. Syracuse, N. Y.: Syracuse University. • Moynihan D.P. (1973a). Maximum Feasible Misunderstanding. N. Y.: Random House. • Reichley A. J. (1981). Conservatives in an Age of.Change. Wash., D. C: The Brookings Institution. • Shoup L. H. (1980). The Carter Presidency and Beyond. Palo Alto, Calif.: Ramparts Press. • Starr P. (1982). The Social Transformation of American Medicine. N. Y.: Basic Books. • Steiner G. Y. (1971). State of Welfare. Wash., D. C: The Brookings Institution. • Steinfels P. (1979). The Neoconservatives. N. Y.: Simon & Schuster. • Sundquist J. L. (1968). Politics and Policy: The Eisenhower, Kennedy and Johnson Years. Wash., D. C: The Brookings Institution. • White Т.Н. (1 982). America in Search of Itself. N. Y.: Harper & Row.

ФЕМИНИЗМ

И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Феминизм — это мировоззрение, прак­тика и идеология. Это призыв превратить мир, где царят соперничество, иерархии и авторитаризм, в мир, основанный на равенст­ве полов и рас. Это обязательство изменить происходящие процессы, а также характер организации и образ частной и общественной жизни. Главной целью феминизма является борьба с господством иугнетением (под ред. Н. Ван Ден Берг и Л. Б. Купер, 1986).

Исторические корни

Феминизм появился не в 60-е годы, он имеет длинную и богатую историю, начало которой было положено в 1800 г., когда жен­щины потребовали для себя равных прав с мужчинами, а также начали активно созда­вать и поддерживать многочисленные обще­ственные женские и семейные службы.

В конце XIX и в начале XX в. Женский союз христианского смирения, Женская профсоюзная лига и Национальная лига по­требителей социальной помощи создали ши­рокую сеть как косвенных, так и прямых служб для женщин, обеспечивающих лобби­рование, помощь и защиту клиентов, детские

сады и помощь семьям. Эти службы не изме­нили радикальным образом ни условия жиз­ни женщин, ни их социальное и экономиче­ское положение в обществе, но тем не менее достигли важной цели по объединению уси­лий, направленных на изменение повседнев­ной жизни женщин и на трансформацию об­щества в более широком смысле.

В 60-х годах началась вторая волна жен­ского движения. Женщины в Соединенных Штатах вновь подтвердили намерение изме­нить специфические условия своей жизни и бросить вызов тому распределению власти, материальных средств и привилегий, которое существует в американском обществе. Кон­сультации по поводу абортов, женские кли­ники, помощь жертвам изнасилований и из­биений и т. д. были такими же важными составными частями движения, как марши, демонстрации и тому подобные прямые поли­тические акции.

В 60-е годы феминизм основывался на убеждении, что "личное является отражени­ем политического", и это означало, что все сферы угнетения женщин — дом, работа, врачебный кабинет, школьный класс — дол­жны быть пристально изучены, подвергнуты критике и изменены. Кроме того, это убежде­ние подчеркивало, что условия личного существования являются отражением воз­действия определенных политических, соци­альных и экономических сил.

Вызов современным идеологическим и структурным реалиям — задача не из легких. Не существует готовых моделей и программ, на которые можно было бы ориентироваться в феминистской работе. В основе феминист­ской деятельности лежит приверженность политике демократических решений и эгали­таризму, что является стимулом для передел­ки существующих институтов.

Принципы феминистской социальной работы

Изучая феминистское движение, А. Уи-торн (1984) отмечал, что, несмотря на те трудности, с которыми оно сталкивается, — расизм, гомофобию и классовый подход, дви­жение оказывало и продолжает оказывать ог­ромное воздействие на развитие феминист­ской социальной работы. Уиторн пишет: "Эта работа нуждается в новых целях, новых мето­дах, новых ценностях; она закладывает эга­литаризм между организаторами служб и их клиентами в качестве основы для работы и перемен; она проникнута мечтой об обще­стве, где не является позорным признаться в своих нуждах... в зависимости друг от друга и


ФЕМИНИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

370

развивать совершенно иные, гуманные и на­дежные способы заботы друг о друге" (А.Уиторн, 1984),

Феминистская социальная работа явля­ется альтернативой традиционной социаль­ной работе. Наиболее важным представляет­ся то, что феминистская социальная работа отличается от традиционных направлений в социальной работе, требующих приспосаб­ливаться к напряженным жизненным усло­виям. Феминистская социальная работа на­целена на активное изменение отношений, процессов и институтов американского обще­ства.

Практика феминистской социальной ра­боты базируется на следующих основопола­гающих принципах: устранении ложных дихотомий и искусственного разделения, пе­реосмыслении власти, равнозначности про­цесса и конечного результата, переименова­нии (смена терминов), убежденности в том, что личное является отражением политиче­ского (под ред. Н. Ван Ден Берг и Л. Б. Ку­пер, 1986).

Устранение ложных дихото­мий. Феминизм подчеркивает связь, суще­ствующую между всеми явлениями. Только с позиций холизма, т. е. целостности и эколо­гии, могут рассматриваться устойчивые из­менения для индивидов, семей и обществ. Ложные дихотомии служат утверждению в конечном счете нездоровых методов действия и поведения, которые ведут к изолированно­сти и разобщенности людей и сообществ.

Переосмысление власти. Этот ос­новополагающий принцип феминизма бро сает вызов традиционным определениям и использованию власти. "Власть рассматри­вается как собственность, аналогичная день­гам, и подразумевает контроль и господство над подчиненными для превращения их в ра­болепствующих. Соответственно те, кто обла­дает властью, воздействуют на окружающую обстановку, определяют цели, утаивают ин­формацию и создают правила для контроля за поведением" (Н. Хуимэн, 1980).

Феминисты считают, что патриархаль­ная концепция власти должна быть изменена. Они не согласны с тем, что власть есть конеч­ная цель, контроль над которой осуществля­ется малочисленной группой. Вместо этого они дают новое определение власти как неог­раниченному, широко распределенному воп­лощению влияния, силы, эффективности и ответственности. Власть рассматривается скорее как фактор, призванный создавать оп­ределенные условия для деятельности дру-

гих, чем как господство. Получение права на власть или притязание на нее является поли­тическим актом, так как власть позволяет лю­дям осуществлять контроль над собственной жизнью и дает возможность самим прини­мать решения (под ред. Н. Ван Ден Берг и Л. Б. Купер, 1986).

Равнозначность процесса и ко­нечного результата. Феминизм рас­сматривает процесс и результат, основываясь на предположении, что достоинство цели прямым образом связано с путями ее дости­жения. Никогда нельзя верить целям, кото­рые достигнуты с помощью принудительного, несправедливого или жестокого процесса. Следовательно, то, как осуществляется цель, само по себе становится целью. Например, трудно достичь непременной занятости мате­рей, которые обеспечиваются помощью в рамках социального обеспечения, без соот­ветствующей заботы об их детях и профпод­готовки. Всеобщая цель — снизить зависи­мость людей от системы социального обеспечения — редко достигается с помощью осуществления текущих программ занятости.

Переименование. Принципиально важным для себя деятели движения за граж­данские права, а также женского движения считают право дать название своему собст­венному опыту. Переименование включает: использование новых слов и названий для людей; изменение значений путем измене­ния конфигурации языка, мест или пред­метов; привлечение старых понятий и рас­ширение новых. Каждый из процессов предполагает вызов власти и доминирующей культурной группе, присвоившим право на контроль над уникальным опытом угнетен­ных людей и его дискредитацию. Обладание правом на переименование собственного опыта становится акцией свободного воле­изъявления.

Личное является отражением политического. "Личное является отра­жением политического" — это всеобъемлю­щий принцип феминизма. Он развивался в связи с утверждением, что ценности и убеж­дения, которых придерживается отдельная личность, цели, которые она перед собой ста­вит, и стиль жизни, который она выбирает, можно считать политическим заявлением. Этот принцип феминизма привязывает инди­видуальное поведение и действия к социаль­ной политике. Социальные движения влия­ют на поведение личности, а совместные действия людей могут порождать социальные движения. Существует диалектическая связь

371

ФЕМИНИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

между тем, как живут и взаимодействуют от­дельные личности и сообщества.

Каждый из этих принципов феминизма нуждается в видении и процессе, которые из­меняют приоритеты современной социаль­ной работы. Они подвергают сомнению обыч­ное понятие социальной работы, бросают вызов власти, авторитету, а также движущим силам практики, политики и программам со­циальной работы. Принципы феминизма эволюционируют, расширяются и развива­ются. Их можно использовать как для крити­ки практической социальной работы, так и для просвещения в этой области.

Феминистская и традиционная прямая практика

Феминистская терапия возникла из неудовлетворенности обычным клиническим подходом к роли мужского и женского полов, основанным на мужском шовинизме, а также поощряющим адаптацию к существующему положению, а не стремление его изменить. Феминистские клинические службы основы­ваются на представлении, что идеология, со­циальная структура и поведение в высшей степени взаимосвязаны. Например, терапев­ты-феминисты могут считать, что симптомы, наблюдаемые у клиента, являются логиче­ским результатом излишней приверженно­сти традиционному представлению о роли полов. Женщин учили быть скорее пассивны­ми, зависимыми и реактивными, чем напори­стыми, независимыми и активными. Основы феминистской терапии включают в себя:

1) понимание воздействия, которое оказыва­ют на поведение человека ценности мужского шовинизма и патриархальные структуры,

2) работу на благо развития самоуправляе­мых, самореализующихся личностей и

3) развитие социальных структур, основан­ных на принципах эгалитаризма.

В литературе, описывающей этот подход к практике, указывается семь общих принци­пов, которые используются при терапии.

1. Проблемы клиента рассматриваются в социально-политических рамках, что под­черкивает точку зрения, что "личное является отражением политического". Ориентируясь на это утверждение, терапевт может помочь клиентам убедиться, в какой степени их про­блемы могут оказаться неизбежным резуль­татом неравенства между мужчинами и жен­щинами.

2. Подвергается сомнению автоматиче­ская приверженность традиционному рас­пределению ролей, в то же время оказывается поддержка свободному выбору жизненного

13—5382

стиля. Клиентов поощряют выполнять роль, которой свойственны и мужское и женское начало, в результате чего у них появляется возможность демонстрировать творческое и эмоциональное поведение.

3. Терапия сосредоточивается скорее на концентрации и наращивании сил клиента, чем на его патологии, имея целью наделение человека властью, в результате чего повыша­ется способность клиента контролировать ок­ружающую обстановку, чтобы получить то, что ему необходимо.

4. Поощряется развитие независимой личности, на которую не оказывают влияния отношения с другими людьми. Женщины склонны к излишней ответственности в отно­шениях с другими людьми и часто, заботясь о других, они ставят свои интересы на второй план. Феминистский подход помогает клиен­ту развивать индивидуальные силы и доби­ваться личного контроля над своими действи­ями.

5. Поощряется переоценка значения от­ношений женщины с другими женщинами. Связи между женщинами важны так же, как и развитие отношений с мужчинами. Ориен­тируясь на существующие стереотипы роли полов, женщины склонны недооценивать се­бя, а следовательно, рассматривать себе подо­бных в уничижительном свете и видеть друг в друге соперниц.

6. Подчеркивается необходимость балан­са между работой и человеческими отноше­ниями. И мужчины, и женщины поощряются к тому, чтобы выполнять в семье роль как воспитателей, так и кормильцев.

7. По возможности терапевт и клиент дол­жны иметь равную личную власть. Это зна­чит, что терапевты-феминисты не считают себя экспертами в проблемах клиента; они скорее выполняют роль катализатора, помогая клиенту самому облекать себя вла­стью. Такое переосмысление взаимоотноше­ний при терапии основано на феминистском стремлении исключить отношения господст­ва — подчинения.

Феминистская терапия не влечет за собой развития клинического подхода, изолирован­ного от существующей методики социальной работы. Она скорее дает ориентиры, с по­мощью которых могут быть изменены обыч­ные терапевтические модели. Дж. Холройд (1976) считает феминистскую терапию ради­кальной философией с гуманистическими методами, так как она использует политиче­ский анализ для понимания причин пробле­мы клиента. Терапевт-феминист делает об­щество причастным к терапии и выступает за
ФЕМИНИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

372

политическое, социальное и экономическое равенство между полами. Терапевт может оказаться не в состоянии изменить реалии мира клиентов, но может помочь им понять, какое влияние эти реалии оказывают на их бедственное положение. Такое знание вооду­шевляет на действия, которые потенциально могут влиять на других или изменить небла­гоприятные окружающие условия.

Феминистский подход несовместим с та­кими терапевтическими моделями (напри­мер, с традиционным психоанализом), кото­рые концентрируются почти исключительно на изменении внутрипсихических процессов клиента. Хотя при психосоциальном подходе рассматриваются отношения между лично­стью и окружающей средой, ему недостает анализа потенциального негативного воздей­ствия неравенства полов на личность. По­скольку не существует ясных указаний на то, как пол, раса, классовое положение или на­циональность вместе воздействуют на людей и способствуют возникновению их проблем, психосоциальная модель олицетворяет "лег­кое пренебрежение" к этим проблемам. Она не в состоянии обратить внимание на то, какое воздействие мужской шовинизм и дру­гие узаконенные виды неравенства оказыва­ют на клиента.

С другой стороны, подходы, которые по­могают адекватно решить проблемы и вклю­чают, например, целенаправленную борьбу с неблагополучными семьями, вполне совме­стимы с феминистским подходом. Они под­черкивают необходимость развития приемов, направленных на решение проблем клиента.

Структурные и комплексные подходы к практике социальной работы также совме­стимы с феминистскими представлениями. Лежащие в их основе предположения, что личные проблемы являются результатом со­циальной дезорганизации и что все социаль­ные работники должны постоянно добиваться социальных изменений, совместимы с феми­нистской идеологией. Комплексный подход в особенности стремится к устранению распро­страненных дихотомий, например между клинической практикой и социальным дей­ствием и является аналогичным по посылкам феминистскому. В дополнение к этому сис­темный подход требует сосредоточить внима­ние на отсутствии связи между людьми и су­ществующими институтами, что мешает человеку улучшить свою жизнь. Обе практи­ческие модели разделяют принципы феми­нистской идеологии, но тем не менее, как и при направленности на решение конкретной проблемы, им недостает анализа. Этиология

большинства системных неравенств основана на патриархальной политике господства и подчинения.

Подводя итог, можно отметить, что при феминистском подходе к социальным служ­бам изучается связь между проблемами чело­века и несправедливыми социальными структурами. Феминизм подходит к практи­ке с гуманистических позиций, что совмести­мо со многими распространенными методами социальной работы, за исключением тех, которые уделяют главное внимание исклю­чительно внутрипсихическим движущим си­лам.

Другие виды практики

Непрямая социальная работа. Со­единение принципов феминизма с опосредо­ванной практикой означает, что службы осуществляют свою работу в более холисти­ческой манере, уделяя внимание взаимосвя­занности прошлой, настоящей и будущей политики. Применение этого принципа, на­пример, в работе с юными правонарушителя­ми увело бы процесс терапии в сторону от проблем изоляции и сегрегации. Помещение подростков в исправительные учреждения, находящиеся вдали от домашних общин, не способствует повышению ответственности общества. Это не помогает и местным властям эффективно бороться с наркоманией, безра­ботицей и плохим образованием, которые широко распространены в особо криминоген­ных районах. Когда всеобщая связь является основой для практики социальной работы, политика и планы отражают отношения, ко­торые существуют между социальными службами для населения и жителями общи­ны. То, как эти службы организованы и вы­полняют свои функции, не должно противо­речить целям программы. Служба, призванная обеспечить активность общины, не может, например, опираться на процесс, который разделяет и изолирует общину. Про­грамма, обеспечивающая особые группы на­селения многоцелевыми службами, должна на стадиях разработки и осуществления про­водиться в жизнь с участием клиентов, чтобы точно определить, какие именно мероприя­тия следует предложить. Необходимо настой­чиво добиваться участия клиентов, для которых предназначены службы, прислуши­ваться к их мнению и относиться к ним с уважением. Программы, основанные на изо­лирующих процессах, порождают неуверен­ность, отчуждение и неполное использование возможностей. Интегрирующие процессы дают чувство уверенности и сопричастности,

373 ФЕМИНИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

создают условия для более полного использо­вания предоставляемых возможностей. Спо­соб оказать влияние также дает клиентам уве­ренность в своих силах.

В соответствии с принципами феминизма гибкость в социальной работе должна быть нормой при выработке определенной полити­ки в отношениях между работающим по най­му и нанимателем. Например, такие формы, как кружки качества труда, когда сотрудники различных уровней собираются вместе и ре­шают какую-либо проблему, совместимы с феминисгской практикой. Деятельность, на­правленная на сотрудничество для создания благоприятных рабочих условий работающе­му по найму или позволяющая ввести разде­ление обязанностей и гибкий график работы, вероятно, повысит моральный дух работника и улучшит работу организации.

Универсалы против практики специалистов. Феминистская практика социальной работы ставит под сомнение рас­ширение использования таких специально­стей, как социальный работник в клинике, общественный практик и администратор. Специализация скорее создает искусствен­ное разделение в рамках одной профессии, чем обеспечивает достижение цели социаль­ной работы — уменьшить трудности индиви­дуального и социального характера. Феми­нистская практика социальной работы требует объединения клинических и органи­зационных навыков, терапии и администра­тивной деятельности, а также развития служ­бы и ее функционирования.

Феминистская практика в своей основе следует универсальной модели социальной работы: она стремится устранить ложные ди­хотомии в данной профессии.

Практическая работа с угнетен­ными группами. Феминистский принцип переименования чьего-либо опыта имеет осо­бое значение для работы с угнетенными группами. Поддерживая индивидуальный выбор и жизненный опыт клиента, фемини­стские социальные работники утверждают и укрепляют роль культурного наследия кли­ентов — представителей этнических групп. Индивидов поощряют к собственной интерп­ретации культурных факторов и системы взглядов, что придает личности уверенность в себе.

Феминистский подход также утверждает необходимость служб, связанных с этниче­скими проблемами и вопросами пола. Поощ­ряется финансирование услуг для определен­ных категорий клиентов из числа национальных групп, служб помощи жертвам изнасилования, приютов для избитых женщин. Кроме того, одобряется политика, направленная на определение детей из числа представителей этнических меньшинств на воспитание или на усыновление в семьи той же этнической принадлежности.

Посылка феминистской практики, что "личное является отражением политическо­го", подтверждается личной активностью со­циальных работников, бросающих вызов ди­скриминационным идеологиям, программам и политике.

Исследование как практика, в со­ответствии с феминистскими принципами осуждается ложная дихотомия между прак­тикой и научным исследованием. В то же время феминистская модель предлагает опре­деленные альтернативы традиционному по­зитивистскому подходу к научному исследо­ванию.

Например, не должно быть искусствен­ного разделения между разработкой темы ис­следования, самим исследованием и оценкой результатов. Темы исследований следует раз­рабатывать в соответствии со специфически­ми нуждами угнетенного и не охваченного деятельностью социальных служб населения.

Исследования должны основываться на принципе наделения клиента инициативой. Вместо того чтобы претендовать на роль исти­ны в последней инстанции, они должны быть направлены на удовлетворение личных и об­щественных потребностей.

Поскольку феминисты отдают предпоч­тение многомерному мышлению, исследова­тели-феминисты призваны использовать функции и левого и правого полушария моз­га, т. е. и аналитические, и интуитивные про­цессы. Следовательно, данные, полученные из этих источников знания, будут в равной степени убедительны. Эта феминистская по­сылка также наводит на мысль о необходимо­сти изучения самих себя представителями уг­нетенных групп. Подобные примеры, касающиеся исследований по проблемам цветных меньшинств, феминизма, гомосек­суализма и лесбиянства, недавно появились в публикациях Национальной ассоциации со­циальных работников (НАСР).

Где ведется феминистская социальная работа?

Феминистскую социальную работу ведут люди, которые считают себя феминистами в любой обстановке, подходящей для социаль­ной работы. Многие феминисты считают, что навыки, опыт и приверженность феминист­ской философии являются более важным


ФЕМИНИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

374

мандатом, чем официальные степени и зва­ния. Ни профессиональная степень, ни про­стая вера в равенство женщин и мужчин не являются достаточным условием для этой ра­боты. Необходима приверженность принци­пам феминизма как в личной, так и в профес­сиональной жизни индивида (Э. Роулингз и Д. Картер, 1977).

Мужчины могут быть феминистами по своему подходу к социальной работе, в таких случаях их называют "профеминистами". Та­кое название подразумевает поддержку принципов феминизма, но подтверждает, что мужчина не может так, как женщина, испы­тать на себе дискриминацию приверженцев мужского шовинизма.

Феминисты единодушны в том, что в оп­ределенных случаях мужчинам-практикам не следует заниматься проблемами женщин. Э. Роулингз и Д. Картер считают следующие типы клиентов не подлежащими терапевти­ческому воздействию мужчин: 1) группы, полностью состоящие из женщин, так как это может усилить стереотипную зависимость и привести к соперничеству за внимание со сто­роны мужчины; 2) женщины, которые враж­дебно настроены по отношению к мужчинам, за исключением тех случаев, когда мужчина выступает в роли сотерапевта во время тера­певтического процесса; 3) женщины, кото­рые стремятся обольстить терапевта; 4) жен­щины, в высшей степени зависимые и замкнутые, которые отождествляют женст­венность с пассивностью и покорностью; 5) женщины, у которых в самом разгаре хризис, связанный с разводом, и которые мо­гут перенести свои чувства на мужчину-тера­певта и рассматривать его как заменителя супруга.

Некоторые преподаватели и практики со­циальной работы в целях распространения феминистских принципов взялись за разви­тие и поддержку оперативных феминистских трупп и комиссий в существующих профес­сиональных организациях, которые занима­ется социальной работой, таких, как НАСР я Совет по образованию социальных работ­ников (СОСР). В состав НАСР входит Коми­тет по проблемам женщин, а в состав СОСР — Комиссия по статусу женщин. Не­давно Комитет по проблемам женщин про­финансировал проект, на деле подкрепляю­щий принципы практики феминистской социальной работы. В 1984 г. была создана Ассоциация для женщин—социальных ра­ботников, охватывающая практиков, педаго­гов и студентов, занимающихся феминист­скими вопросами. Был также основан журнал

по феминистским вопросам "Женщина и со­циальная работа".

В итоге можно отметить, что феминист­ской социальной работой может заниматься любой человек, который придерживается идеологии феминизма и применяет ее в своей личной жизни и деятельности.

Заключение

Практика феминистской социальной ра­боты не является раз и навсегда определен­ной. Это развивающийся процесс, который не только изменчив и подвижен, но и вдох­новляет на риск и выход за рамки относитель­но привычных традиционных и общеприня­тых методов деятельности.

Заинтересованность социальной работы в устранении ложных дихотомий и поощрении целостного подхода требует, чтобы социаль­ные работники были универсалами. Пропа­ганда необходимости изменений в окружаю­щей обстановке и в существующих структурах так же важна, как и помощь от­дельным клиентам. Феминистская практика предлагает считать социальных работников скорее активной силой, действующей в инте­ресах социальных изменений, чем благодете­лями рода человеческого. Это может в значи­тельной степени изменить понимание общественностью потенциальных возможно­стей социальной работы и социальных работ­ников в борьбе с эксплуатацией и угнетением. Феминистская практика предполагает, что принципом "личное является отражением политического" каждый должен руководст­воваться в жизни и работе. Личные и рабочие отношения не должны отделяться друг от дру­га, они скорее должны отражать единство в приверженности изменить мир. Профессио­нальные знания и мастерство должны соот­ветствовать конечной цели совместной рабо­ты — построению общества, основанного на участливом и заботливом отношении друг к другу, а не на эксплуатации и угнетении.

Практика феминистской социальной ра­боты имеет широкую и интересную перспек­тиву. Она не является чисто женской практи­кой и не занимается чисто женскими вопросами. Она предлагает социальному ра­ботнику иную модель деятельности — исходи из изложенных выше принципов. Практика феминистской социальной работы является плодотворным путем для достижения уни­кальной цели социальной работы — улучше­ния качества жизни посредством создания условий для социальных изменений.

Нан Ван Ден Берг.

Линн Б.Купер

375

ФЕМИНИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

См. также: Женщины; Женщины: участие в организации и управлении социальной ра­ботой.

Berlin S. (1976). Better Work with Women Clients.— Social Work, 21(6), 492—497. • Bricker-Jenkins M., Hooyman N. (1984, March). Not For Women Only: Teaching for Feminist Practice in the 1980s. Paper presented at the annual program meeting of the Council on Social Work Education. Detroit, Mich. • Gluckstern N. (1977). Beyond Therapy: Personal and Institutional Change. In: E. Rawlings, D. Carter (Eds.). Psychotherapy For Women (p. 429—444). Springfield, 111.: Charles C. Thomas, Publisher. • Holroyd J. (1976). Psychotherapy and Women's Liberation.— Counseling Psychologist, 6(6), 22—28. • Hooyman N. (1980, September). Toward a Feminist Administered Style. Paper presented at the National Association of Social Workers First National

 

Conference on Social Work Practice in a Sexist Society. Wash., D. C. • Kaschak E. (1981). Feminist Psychotherapy: The First Decade. In: S. Cox (Ed.). Female Psychology: The Emerging Self (p. 387—407). N. Y.: St. Martin's Press. • Mander A., Rush A. (1974). Feminism as Therapy. N. Y.: Random House. •

Marecek J., Kravetz D. (1977). Women and Mental Health: A Review of Feminist Change Efforts.— Psychiatry, 40(4), 323—329. • Rawlings E., Carter D. (1977). Psychotherapy for Social Change. In: E. Rawlings, D. Carter (Eds.). Psychotherapy For Women (p. 447— 463). Springfield, 111.: Charles C. Thomas, Pub­lisher. • VanDenBerghN., CooperL. B. (Eds.) (1986). Feminist Visions for Social Work. Wash., D. C: National Association of Social Workers. • WeickD., Vandiver S. (Eds.) (1982). Women, Power and Change. Wash., D. C: National Association of Social Workers. • Withorn A. (1984). Serving the People: Social Services and Social Change. N. Y.: Columbia University Press.

ФИНАНСИРОВАНИЕ. См. Админи­стративное управление в социальном обес­печении; Социальное планирование в добровольческом секторе; Социальные услу­ги: правительственный заказ; Управление финансами.
Х

 

 

Хосписы

Хоспис —это многопрофильная програм­ма, предусматривающая систему помощи смертельно больным людям в течение послед­них месяцев их жизни. Цель хосписа — создать хорошие условия для больного и ока­зать поддержку его семье. Помещение в хос­пис становится целесообразным в тот момент, когда врач, больной и семья приходят к выво­ду о неэффективности дальнейшего лечения. Самым главным в этой ситуации становится облегчение положения больного, а значит — направленность скорее на качество жизни, чем на ее продолжение. В хосписе период перед смертью рассматривается как состав­ная часть жизненного цикла человека, кото­рая должна быть как можно более безболез­ненной и для больного, и для членов семьи.

Философия хосписа

По положению об организации хосписов (1979), обслуживание в них имеет свою фи­лософию и базируется на следующих прин­ципах.

1. Наряду с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...