Роль ООН в современном мировом порядке и перспективы ее реформирования. Устав ООН: основные положения и проблемы практического воплощения.
Организация Объединенных Наций занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, и играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии. Созданная в 1945 г. в Сан-Франциско как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами, ООН объединяет в настоящее время 193 страны мира.
Воздействие ООН на современные международные отношения весомо и многогранно: - ООН является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития. - Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений. - По инициативе и в рамках ООН заключены сотни международных конвенций и договоров, регулирующих положение дел в самых разнообразных сферах общественной жизни. - В принципах построения ООН (прежде всего в предоставлении особого статуса постоянным членам Совета Безопасности) нашли свое отражение объективные реалии международно-политической системы, а их изменение стало главным стимулом для ведущейся работы по реформированию этой организации. - Под сенью ООН существует большое число межправительственных организаций, осуществляющих регулирование международной жизни в рамках своего функционального предназначения. - ООН наделена исключительно важной компетенцией решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использования вооруженной силы.
В «семью» Организации Объединенных Наций входят 14 специализированных учреждений ООН - межправительственных организаций универсального характера, имеющих специальное функциональное предназначение. Некоторые из них возникли задолго до создания ООН. С точки зрения масштабности воздействия на современные международные отношения имеет смысл особо отметить Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), которые играют исключительно важную роль в координации валютно-финансовой политики государств-членов, предоставлении кредитов и займов и т.п. а также Международное агентство по энергии (МАГАТЭ), наделенное специальными функциями в плане нераспространения ядерного оружия.
Значение ООН трудно переоценить. Для многих новых и малых стран "третьего мира" вступление в ООН представляет собой акт их политического и дипломатического посвящения в государство, их признания всем международным сообществом. Проведение под эгидой Организации Объединенных Наций ряда глобальных многосторонних форумов по ряду острейших проблем современности, разработка основополагающих программ действий "Повестка дня для мира", "Повестка дня для развития" и "Повестка дня на XXI век", подписание Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и поэтапное осуществление Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), сокращение обычных вооружений и запрет на производство противопехотных мин, широкомасштабная деятельность специализированных учреждений ООН в сферах содействия устойчивому социально-экономическому развитию и оказания технической, гуманитарной и финансовой помощи, всеобъемлющая защита прав человека с особым акцентом на улучшение положения женщин и детей, помощь в случае стихийных бедствий, предоставление приюта беженцам, борьба с международным терроризмом и наркобизнесом, ликвидация безграмотности, искоренение опаснейших инфекционных заболеваний, сохранение культурного наследия человечества — вот лишь поверхностный перечень добрых дел Организации Объединенных Наций.
За более чем полувековой период своей истории ООН, безусловно, не стала панацеей от всех бед, но многостороннее сотрудничество под эгидой ООН вселяет в народы мира веру в силу совместных действий и направляет их энергию на достижение экономического, социального и гуманитарного прогресса на благо всего человечества.
Со дня основания ООН система международных отношений трижды претерпевала коренные изменения: установление послевоенного статус-кво победителями во Второй мировой войне, биполярное противостояние "холодной войны" и переход к постсоветскому мироустройству. К этому добавилось крушение колониализма, результатом которого стало появление на политической карте мира более ста тридцати новых государств. Структура ООН устарела. Она отвечает реалиям 1945 г. В «пятерку» не входят такие развитые страны как Германия или Япония. Китай против вступления Японии в Совбез. Против Германии возражают страны третьего мира, поскольку, таким образом, в Совете будет уже 3 европейские державы. Также против Италия и Испания. Они предлагают ввести одно место от Евросоюза. Естественно, с этим не согласны Великобритания и Франция. Желающих вступить в Совбез очень много, поэтому его решили не расширять.
Эволюция Организации Объединенных Наций шла постоянно с момента ее создания в 1945 году, но целенаправленный процесс реформирования начался только в 1997 году с доклада Генерального секретаря «Обновление Организации Объединенных Наций: программа реформы». В 2000 г. Генеральной Ассамблеей был принят знаковый документ – «Декларация тысячелетия ООН». Данная декларация задала вектор для дальнейшего преобразования системы и деятельности ООН, потому что конкретные задачи позволяют выработать реальные инициативы для повышения эффективности. Это нашло свое отражение в докладе Генерального секретаря «Укрепление Организации Объединенных Наций: программа дальнейших преобразований».
Процесс реформ идет и преобразования неизбежны. При новом Генеральном секретаре Пан Ги Муне особое внимание уделяется налаживанию эффективного инвестирования ООН, создания внутренних механизмов контроля и надзора, ибо ООН занимается не только конференциями и докладами, а управляет сложными, многомиллиардными по стоимости операциями, чтобы помочь сохранить мир и вести борьбу с нищетой и гуманитарными бедствиями. Нельзя не отметить высокую степень проработанности и взвешенности всех решений, но хочется пожелать, чтобы они были более быстрыми и своевременными.
Устав ООН является единственным международным документом, положения которого обязательны для всех государств. На основе Устава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров и соглашений, заключенных в рамках ООН. Учредительный документ ООН (Устав ООН) является универсальным международным договором и закрепляет основы современного международного правопорядка.
ООН преследует такие цели: 1) поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии; 2) развивать дружественные отношения между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; 3) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека; 4) быть центром согласования действий государств в достижении этих общих целей.
Для достижения указанных целей ООН действует в соответствии со следующими принципами: 1) суверенное равенство членов ООН; 2) добросовестное выполнение обязательств по Уставу ООН; 3) разрешение международных споров мирными средствами; 4) отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости или каким-либо способом, несовместимым с Уставом ООН; 5) невмешательство во внутренние дела государств; 6) оказание помощи ООН во всех действиях, предпринимаемых по Уставу,
7) обеспечение Организацией такого положения, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами, изложенными в Уставе.
К сожалению, в современном мире все это ничего стоит, и все вопросы, в конечном итоге, решаются только силой. Это – увы – и есть главное содержание современного международного права. Устав ООН нарушали не раз ее же члены, в том числе, США (Ирак, Ливия), Россия (грузино-осетинский конфликт), Франция (Ливия), Великобритания (Ливия) и др. Необходимость реформирования ООН признается практически всеми участниками. Впервые так остро этот вопрос встал еще в период кампании США против Югославии в 1998-1999 гг. Затем проблема усугубилась в связи с началом антитеррористической кампании США. Тогда по инициативе администрации Джорджа Буша были проведены военные действия сначала в Афганистане, затем в Ираке без санкции Совбеза ООН. Именно в то время многие заговорили о необходимости пересмотра роли ООН в мировой политике. Россия, Франция и Германия выступали за повышение роли ООН. В эту дискуссию были вынуждены включиться США, поскольку для администрации Буша было важно возглавить этот процесс. (Ключевым элементом реформирования ООН является вопрос о расширении Совбеза. Это, пожалуй, одновременно и самый болезненный вопрос. О своих претензиях на членство в Совбезе заявили страны Африки, Азии, Южной Америки, а также ряд государств Западной Европы. По плану Бразилии, Германии, Индии и Японии, Совбез должен быть расширен за счет еще шести постоянных членов и четырех - непостоянных. Этот проект поддержали около 30 государств, включая Великобританию и Францию. США же выступили вообще против расширения Совбеза ООН. Индонезия же говорит о необходимости представительства в организации мусульманских стран. Наконец, Африканский союз считает, что в Совбезе должны быть представлены две африканских страны с правом вето. Ряд других стран - Италия, Испания, Канада, Южная Корея, Мексика, Пакистан - выступили против создания новых постоянных мест и внесли встречный проект резолюции о создании в СБ ООН десяти дополнительных непостоянных мест. Вообще безопасность и проблема терроризма стали одними из самых консенсусных и одновременно противоречивых проблем на саммите. В ООН давно предпринимаются попытки дать определение терроризму. Уже более 10 лет идет работа над Всеобъемлющей концепцией о борьбе с терроризмом. После терактов в Лондоне этим летом Кофи Аннан заявил, что в итоговой декларации на юбилейном саммите ООН необходимо определить терроризм. На обсуждение было вынесено множество формулировок, в числе которых была и российская инициатива. Однако в итоге страны так и не сумели договориться: в итоговой декларации содержится лишь "осуждение терроризма во всех его формах и проявлениях".)
Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке, где размещены пять из шести ее главных органов. Генеральная Ассамблея. Это основной директивный, представительный и совещательный орган ООН. Совет Безопасности. Основное подразделение ООН, занимающееся вопросами сохранения мирных международных отношений и безопасности. Функционирует непрерывно. Совет Безопасности состоит из 15 членов; 5 из них - постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные избираются Генеральной Ассамблеей на два года. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Является основным координационным подразделением ООН для специализированных учреждений, которые занимаются вопросами экономической деятельности, социальной сферы и подобных направлений. Совет по Опеке. Цель создания совета - наблюдение за управлением подопечными территориями и их населением. В данный момент работа совета не ведется. Международный Суд. Цель деятельности - рассмотрение спорных межгосударственных вопросов. Секретариат. Персонал, обеспечивающий административную и другую постоянную работу согласно указаниям и постановлениям других главных органов ООН.
Для России ООН является важнейшим элементом внешней политики. Предшественник ООН – Лига Наций (1919-1946).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|