Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционное право на пересмотр решения суда. Международно-правовые основы права на обжалование и пересмотр судебных решений по уголовным делам.




Судебная власть в Российской Федерации является одной из ветвей государственной власти, опирающейся на специально уполномоченные государственные органы. Деятельность судебных органов в полной мере подчинена общему требованию о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).

При определении конституционных стандартов судебной деятельности, в частности, касающейся пересмотра приговоров по уголовным делам, в качестве отправного положения следует использовать содержание ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, где указано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Данное правило применительно к теме статьи является крайне актуальным, поскольку, помимо закрепления общих тенденций уголовного судопроизводства, нормативные правовые акты международного уровня прямо закрепляют обязанности государства обеспечить пересмотр актов правосудия.

Одним из наиболее важных нормативных правовых актов международного уровня, касающихся рассматриваемой проблематики, является Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. <1>. В этом акте указано, что каждый человек имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (ч. 1 ст. 6) <2>. В развитие данного правила Протоколом N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (22 ноября 1984 г.) <3> установлено, что каждый человек, осужденный судом за совершение уголовного преступления, имеет право на то, чтобы его приговор или наказание были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией, а осуществление этого права, включая основания, на которых оно может быть осуществлено, регулируется законом. Аналогичная норма закреплена в ч. 5 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.

Наибольшая эффективность в реализации указанного права характерна для обычного производства в суде второй инстанции, что соответствует позициям Европейского суда по правам человека, не признающего надзорную инстанцию средством эффективной правовой защиты перед официальными властями и не распространяющего на нее принцип "двух инстанций". Поэтому собственно право на апелляцию представляет собой право на пересмотр приговора и осуждения именно во второй инстанции.

Российское уголовно-процессуальное законодательство, исходя из международно-правовых стандартов и положений Конституции РФ (ч. 3 ст. 50), гарантирует право на апелляционное и кассационное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу (ч. 1 ст. 354). В российской правовой системе назначение апелляционной уголовно-правовой формы обжалования судебных решений, не вступивших в законную силу, заключается в выявлении и исправлении фактических и правовых ошибок, допущенных в суде первой инстанции. Целью кассационного производства является формирование единообразной практики применения закона. Для реализации указанных задач первая форма обладает следующими характеристиками: с точки зрения компетенции суд наделяется правом по изменению, отмене обжалуемого решения в любой его части по основаниям незаконности, необоснованности, несправедливости, а также по оставлению его в силе. Помимо этого апелляционная инстанция правомочна выносить новый приговор. Вторая форма обжалования - кассация - основывается на том, что суд компетентен изменять, отменять, оставлять в силе обжалуемое решение в части формального соблюдения уголовного и уголовно-процессуального закона. Инструментарием выступает порядок разбирательства уголовного дела, не содержащий непосредственного исследования доказательств. Обе уголовно-процессуальные формы являются ординарными. В целом апелляционное и кассационное производства выполняют важные функции пересмотра и проверки судебных решений, вынесенных судами нижестоящей инстанции, что является дополнительной гарантией права на судебную защиту и важнейшей гарантией осуществления прав участников судопроизводства против совершения ошибок.

Термин "апелляция" в переводе с латинского языка буквально означает "вызывать в суд", "обращаться к высшему суду". В настоящее время апелляция является одной из форм обжалования судебных решений в уголовном, гражданском и арбитражном процессе и является важным средством в руках вышестоящих судов для исправления ошибок в деятельности нижестоящих судов. Принесение апелляционной жалобы влечет за собой пересмотр установления фактических обстоятельств дела и правовых вопросов вышестоящим судом, который либо утверждает обжалованное судебное решение, либо отменяет его и постановляет новое решение. Сущность апелляции заключается в пересмотре вышестоящим судом существа решения нижестоящего суда с новой проверкой ранее рассмотренных и вновь представленных доказательств. В уголовном судопроизводстве апелляция понимается как жалоба, как форма обжалования и как стадия уголовного процесса.

Утвержденное в российском уголовном процессе апелляционное производство отнесено к производству во второй инстанции, а не к производству у мирового судьи, что подчеркивает его самостоятельное значение. Это привнесло новые моменты в само производство в суде второй инстанции. Вместе с тем высказывается точка зрения о том, что апелляционная инстанция, введенная в российское уголовное судопроизводство одновременно с институтом мировых судей, не может существовать в отрыве от последнего и является связующим звеном между мировыми судами и судами общей юрисдикции <1>. Полагаем, что с этим выводом следует согласиться. Суды второй инстанции - апелляционный и кассационный - являются федеральными, тогда как мировой суд, который рассматривает ряд уголовных дел по первой инстанции, является судом субъектов Российской Федерации.

--------------------------------

<1> См.: Динер А.А., Мартыняхин Л.Ф., Сенин Н.Н. Апелляционное производство в российском уголовном процессе: Научно-практическое пособие. М., 2003. С. 14.

Если обратиться в историко-правовом аспекте к устройству судебной системы в Российской империи, то второй инстанцией, пересматривавшей в апелляционном порядке не вступившие в законную силу и в кассационном порядке вступившие в законную силу решения мировых судей, выступал мировой съезд <2>. Изолированность мирового суда от судов общих судебных установлений не была абсолютной. Кассационный департамент Правительствующего сената являлся кассационной инстанцией по отношению к решениям мировых съездов. Апелляционное производство, известное правовой системе дореволюционной России, по-разному оценивалось в юридической среде. Ряд авторов (М. Духовский, Н. Розин, К. Постовский, А. Фон-Резон) полагали, что апелляционное производство связано с недоверием к судам первой инстанции и колеблет авторитет суда. Одновременно с этим, например, М. Духовский предлагал рассмотрение уголовного дела в первой инстанции профессиональными судьями. Широкое распространение имела и теория осуществления рассмотрения всех уголовных дел судом присяжных (И. Фойницкий).

--------------------------------

<2> См.: Шутило О.В. Мировая юстиция в России (вторая половина XIX - начало XX в). Саратов, 2009. С. 87 - 90.

Определенное недоверие к апелляционному рассмотрению уголовных дел присуще и современным исследователям. Например, С. Ширинский полагает, что апелляция приводит к снижению ответственности судов первой инстанции <3>. С другой стороны, нельзя не замечать и того обстоятельства, что апелляционная проверка призвана содействовать повышению ответственности судов первой инстанции. Как справедливо отмечает Н.В. Сидорова, "возможно, апелляция в большей мере, чем иные формы обжалования, оказывает влияние на доверие к суду первой инстанции. Однако она имеет одно преимущество, не свойственное другим формам, - возможность исправить любую ошибку, допущенную в суде первой инстанции" <4>. Без апелляционного производства ошибки в приговорах не могли бы быть устранены. Учреждение и обеспечение эффективности данного производства является задачей любой судебной системы. Вкратце отметим, что советские процессуалисты преимущественно выступали против апелляции, усматривая в ней элементы буржуазной судебной системы (Н. Калашникова, А. Ривлин). Действительно, апелляция была несовместима с доктриной "народного суда". В современном российском уголовном судопроизводстве апелляция полностью отвечает требованию устранения судебной ошибки. Во многом этому способствует введение непосредственного исследования как новых, так и имеющихся в деле доказательств.

--------------------------------

<3> См.: Ширинский С. Нужен ли нам апелляционный суд? // Российская юстиция. 1996. N 6. С. 63.

<4> Сидорова Н.В. Апелляция в системе производств в суде второй инстанции в уголовном процессе России. Томск, 2006. С. 16.

Апелляция как стадия уголовного процесса имеет корни не только в традициях национальных судебных систем, но и со второй половины XX в. в международно-правовых стандартах, содержащихся в международных соглашениях по правам человека. Это обстоятельство призвано подчеркнуть ту роль, которую в национальных судебных и в целом в правовых системах имеют общепризнанные права человека. Всеобщая Декларация прав человека провозглашает, что каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливости независимым и беспристрастным судом (ст. 10). В последующих международных актах по правам человека было осуществлено развитие данного права. В частности, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. в ч. 5 ст. 14 закрепляет право каждого осужденного за какое-либо преступление на пересмотр осуждения и приговора вышестоящей судебной инстанцией согласно закону. Такое же право закреплено и в региональных международных актах по правам человека, например в Конвенции Содружества Независимых Государств о правах человека и основных свободах 1995 г. Причем по сравнению с другими международно-правовыми актами по правам человека здесь предусматривается широкий характер содержания данного права. Оно включает в себя также право осужденного просить о помиловании или смягчении наказания (п. 2 ст. 7 Конвенции СНГ о правах человека 1995 г.). Следует согласиться с тем, что "право на помилование или смягчение наказания значительно усиливает гарантии права человека на справедливое судебное разбирательство, а поэтому должно быть учтено в выводимом стандарте" <5>.

--------------------------------

<5> Егоров С.Е. Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство. М., 2006. С. 179.

В 1998 г. Россия ратифицировала Конвенцию Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ЕКПЧ) и Протоколы к ней, в том числе Протокол N 7 <6>. В ч. 1 ст. 2 этого Протокола сказано о том, что "каждый осужденный за совершение уголовного преступления имеет право на то, чтобы вынесенный в отношении его приговор или определенное ему наказание были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией. Осуществление этого права, включая основания, на которых оно может быть осуществлено, регулируется законом" <7>. Следует отметить, что русскоязычные переводы данной статьи несколько варьируются. В сборнике международных актов о правах человека, вышедшем под редакцией В.А. Карташкина и Е.А. Лукашевой, перевод первого предложения ч. 1 ст. 2 имеет следующий вид: "Каждый осужденный судом за совершение уголовного преступления имеет право на то, чтобы его осуждение или приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией" <8>. Если же обратиться к комментариям, то они дают третью версию перевода: "Каждый осужденный за совершение уголовного преступления имеет право на то, чтобы вынесенный в отношении его приговор или определенное ему наказание были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией" <9>. Несмотря на терминологические расхождения, смысл данной статьи имеет унифицированное значение. Здесь говорится именно о праве пересмотра приговора или наказания. Анализ текстуальной формы закрепления интересующего нас права показывает некоторые несовпадения универсального и регионального стандарта. Различие заключается в употреблении в первом случае конъюнктивного союза "и" (осуждение и приговор), а во втором случае - дизъюнктивного союза "или" (осуждение или приговор).

--------------------------------

<6> Статья 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 14. Ст. 1514.

<7> URL: http//www.echr.coe.int/NR/rdolyres/6AE69C60825940F893AFEF6D817C710/0/RussianRusse.pdf

<8> Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. М., 2002. С. 583.

<9> Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / Под общ. ред. В.А. Туманова и Л.М. Энтина. М., 2002. С. 323.

Общеизвестно, что в соответствии с ч. 4. ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации входят в состав правовой системы нашей страны. Помимо этого, признается преимущественное действие международных договоров России, когда ими устанавливаются иные правила, чем те, которые предусмотрены национальным законом. С момента подачи заявки Россией на вступление в Совет Европы велась работа по конституционализации, или конституционной имплементации, положений ЕКПЧ. В итоге Конституция России 1993 г. гарантирует каждому осужденному за преступление право пересмотра приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (п. 3 ст. 50). Анализ формулировки конституционного положения свидетельствует о том, что Конституция гарантирует осужденному право на пересмотр приговора, а также право просить о помиловании или смягчении наказания, что в целом соответствует формулировке международно-правовых актов о праве пересмотра приговора и осуждения. Как отмечалось в п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 6 июля 1998 г. N 21-П по делу о проверке конституционности ч. 5 ст. 325 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.В. Шаглия, лишение заинтересованных лиц права добиваться исправления возможных ошибок, допущенных судом при постановлении приговора, препятствует полной реализации тех положений Конституции РФ, которые предусматривают обязательность обеспечения прав и свобод человека и гражданина правосудием (ст. 18), устанавливают гарантии охраны государством достоинства личности (ст. 21), гарантируют право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45). Помимо этого данное постановление содержит в себе широкое толкование права на пересмотр приговора по уголовному делу при опоре на ст. 50 и ст. 46 Конституции РФ <10>.

--------------------------------

<10> Собрание законодательства РФ. 1998. N 28. Ст. 3394.

В целом российская доктрина права на апелляцию по уголовным делам, выраженная в Уголовно-процессуальном кодексе, исходит из абсолютного характера данного права, т.е. из недопустимости его ограничения. Помимо этого она предусматривает принадлежность данного права широкому кругу лиц и его распространение на обжалование на широкий перечень решений суда по уголовным делам. Данный подход четко выражен в указанном Постановлении от 6 июля 1998 г. N 21-П. В том же п. 4 отмечается, что право осужденного на пересмотр приговора предполагает предоставление ему возможности по своей воле и своими собственными действиями возбуждать производство по проверке законности и обоснованности приговора, не дожидаясь чьего бы то ни было разрешения или санкции. Это право, по смыслу ст. 50 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, носит абсолютный характер, и федеральный законодатель не вправе ограничивать его ни по кругу лиц, ни по видам судебных приговоров, подлежащих пересмотру, ни по каким-либо иным обстоятельствам. Однако абсолютный характер данного права в российском законодательстве, так же как и в международном стандарте, не чужд исключениям, которые не следует квалифицировать как покушение на провозглашенный принцип запрета на ограничение данного права. Наличие подобного рода исключений подтверждается в п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2001 г. N 17-П <11>. При этом вполне очевидно, что свобода усмотрения национального законодателя распространяется на регулирование данных исключений, так же как и на регулирование реализации данного права. В основе регулирования данного права и исключения из него находятся международно-правовые стандарты, содержащиеся в Протоколе N 7 и развиваемые в процессе правоприменительной и интерпретативной практики ЕСПЧ, а также позиции КС РФ, содержащиеся в его решениях.

--------------------------------

<11> Постановление Конституционного Суда от 25 декабря 2001 г. N 17-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 208 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Г.В. Истомина, А.М. Соколова, И.Т. Султанова, М.М. Хафизова и А.В. Штанина // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1. Ст. 126.

В своем изначальном виде ЕКПЧ не содержала признания права осужденного на пересмотр осуждения или приговора вышестоящим судом за совершение уголовного преступления. (Подобное право не предусмотрено и другими региональными международно-правовыми документами - Американской конвенцией прав человека 1969 г. и Африканской хартией прав человека и народов 1981 г.) В ЕКПЧ закреплено право каждого на справедливое судебное разбирательство, в том числе и уголовного дела, беспристрастным судом (ст. 6). Данное право тесно связано с правом доступа к правосудию. В Европейской конвенции провозглашается презумпция невиновности (п. 2 ст. 6), а также ряд процессуальных прав обвиняемых (п. 3 ст. 6). В последнем случае говорится о том, что каждый обвиняемый имеет как минимум определенные права, обозначенные в п. п. a, b, c, d, e. Собственно же о правах осужденных специально говорится в Протоколе N 7. Следует согласиться с мнением Т.Г. Морщаковой о том, что отсутствие закрепления права осужденного в самой Конвенции было явным пробелом, который и был восполнен Протоколом N 7 <12>. Протокол N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод был принят в Страсбурге 22 ноября 1984 г. Принятый 11 мая 1994 г. Протокол N 11 придал ст. 2 Протокола N 7 следующее название - "Право на апелляцию по уголовным делам" <13>. В официальном переводе на русский язык подобное название выглядит несколько иначе, что не меняет его сути: "Право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции".

--------------------------------

<12> Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения. М., 2002. С. 323.

<13> См.: Приложения к Протоколу N 11 // Международные акты о правах человека. 2-е изд. М., 2002. С. 598.

В преамбуле Протокола N 7 говорится о том, что государства - члены Совета Европы преисполнены решимости принять дальнейшие меры по обеспечению коллективного осуществления некоторых прав и свобод посредством применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Следовательно, государства-участники в форме данного Протокола предприняли шаги в направлении обеспечения и развития некоторых прав, которые были предусмотрены в самой Конвенции. Рассматриваемое право является составной частью права на справедливое судебное разбирательство. Оно было сформулировано не посредством толкования, выводящего его из "первичного" права, а посредством закрепления в виде самостоятельного стандарта. Международно-правовой стандарт, закрепляющий право на обжалование, которое и до этого осуществлялось в рамках национальных правовых систем, стал основой для вынесения соответствующих решений Европейского суда по правам человека в рамках функционирования контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией.

За время действия Протокола N 7 Европейский суд по правам человека принял небольшое количество решений по жалобам о нарушении ч. 1 ст. 2. В 2000 г. дружественным урегулированием завершилось разбирательство по делу Siglfirdingur EHF v. Iceland (N 34142/96), касающемуся отсутствия возможности пересмотра Верховным Судом наложения штрафа судом по трудовым спорам. Дело Krombach v. France (N 29731/96), по которому Суд вынес решение в 2001 г., главным образом касалось нарушения права на апелляцию, а именно невозможности для личности, осужденной заочно во Франции, обратиться к кассационному суду. Решение по делу Papon v. France (N 54210/00) было вынесено в 2002 г. и касалось рассмотрения обращения в связи с отклонением обжалования вопросов права во Франции, находившихся в основании неисполнения выдачи для тюремного заключения. Решение по делу, касающемуся отсутствия возможности обжаловать административные санкции, наложенные за неуважение к суду, - Gurepka v. Ukraine (N 61406/00) - было вынесено в 2005 г. В 2007 г. Суд вынес два решения о нарушении права, гарантированного ст. 2 Протокола N 7. Первое - по делу Zaicevs v. Latvia (65022/01, N 99). Оно касалось оспаривания судебного приказа об административном аресте за неуважение к суду. И, наконец, второе - по делу Galstyan v. Armenia (26986/03, N 102), в котором затрагивалась ясность и доступность права на обжалование приговора к административному аресту. В целом краткий обзор незначительной практики ЕСПЧ показывает, с одной стороны, что право на апелляцию по уголовным делам эффективно осуществляется (например, по сравнению с правом, предусмотренным ч. 1 ст. 6 ЕКПЧ) в национальных правопорядках. С другой - право на апелляцию распространяется не только на уголовные преступления, но и на административные правонарушения.

В доктрине высказывается тезис о том, что "указанная Конвенция устанавливает лишь общее правило о пересмотре приговора вышестоящим судом, не закрепляя конкретных видов производств" <14>. Действительно, Протокол N 7 в ст. 2 устанавливает общее правило о пересмотре приговора вышестоящим судом, не закрепляя при этом конкретных видов производств и не упоминая о том, вступил приговор в силу или нет. Думается, что по смыслу указанной статьи предполагается порядок апелляционного производства по рассмотрению в установленном порядке уголовного дела по существу именно в суде второй инстанции. Признание и закрепление права на обжалование осуждения и/или приговора, определенного судом, акцентирует ст. 13 ЕКПЧ, которая гарантирует право на эффективные средства правовой защиты.

--------------------------------

<14> Сидорова Н.В. Указ. соч. С. 25.

В том случае, если право на апелляцию в российском уголовном процессе рассматривать в узком смысле - как право на обжалование решения мирового судьи, то можно прийти к выводу о несоответствии положений российского права европейским стандартам по причине сужения содержания стандарта. По мнению Н.В. Сидоровой, причиной выступает социально-экономическое положение России, "не позволяющее ввести апелляцию на решения федеральных судов... На законодателя при введении такого положения в большей степени повлияли материально-технические трудности, нежели нормы права, историческое отечественное и зарубежное урегулирование апелляции" <15>. Иными словами, действующий УПК заметно сузил предмет апелляционного разбирательства по сравнению с расширенным предметом апелляционного разбирательства в том виде, как он предполагался в проекте УПК и Концепции судебной реформы в Российской Федерации <16>. В своем заключении на проект УПК РФ эксперты Совета Европы указывали на необходимость увеличения сферы апелляционного производства. Это аргументировалось тем, что пересмотр в апелляционной инстанции лишь решений единоличного судьи и суда с участием народных заседателей существенно расходится с утвердившимися в европейских странах уголовно-процессуальными нормами. Однако следует отметить, что указанное несоответствие является кажущимся, ибо право на апелляцию в широком смысле слова, т.е. право на пересмотр приговора и наказания, реализуется не только в апелляционном, но и в иных производствах.

--------------------------------

<15> Там же. С. 40.

<16> См.: Концепция судебной реформы в Российской Федерации // Сост. С.А. Пашин. М., 1992. С. 97 - 98.

Как отмечалось в п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 10 декабря 1998 г. N 27-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 335 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина М.А. Баронина, из закрепленного в ст. 50 (ч. 3) Конституции РФ права осужденного за преступление на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, вытекает обязательность предоставления каждому, в отношении кого выдвинуто обвинение в преступлении, права на рассмотрение его дела как минимум двумя судебными инстанциями, а также право законодателя предусмотреть в федеральном законе особенности производств в каждой из этих инстанций <17>.

--------------------------------

<17> Собрание законодательства РФ. 1998. N 51. Ст. 6341.

Как уже было указано, Протокол N 7 устанавливает общее правило о пересмотре приговора вышестоящим судом, не закрепляя отдельных видов производств. Тем не менее в пояснительном докладе к Протоколу N 7 говорилось о том, что данная норма предусматривает пересмотр как вопросов факта и права, так и только вопросов права. Весьма характерно, что в пояснительном докладе по Протоколу N 7 указание на "судебную инстанцию" было добавлено для того, чтобы было ясно, что предусмотренное этим Протоколом право не распространяется на правонарушения, судебное разбирательство которых осуществляют органы, не являющиеся судебными инстанциями по смыслу ст. 6 Конвенции. Помимо этого в пояснительном докладе говорилось о том, что ст. 2 Протокола N 7 в каждом случае предусматривает пересмотр либо осуждения, либо приговора, а не того или другого вместе. Например, в отношении дел, по которым лицо признает себя виновным в предъявленном ему обвинении, это положение ограничивает пересмотр вынесенного приговора <18>. Это свидетельствует о том, что европейский стандарт по своему содержанию является более узким, чем универсальным.

--------------------------------

<18> Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия. М., 1998. С. 257 - 258.

Следует также обратить внимание на то, что согласно Протоколу N 7 пересмотр приговора или назначенного наказания осуществляется вышестоящей инстанцией. Само понятие "вышестоящая судебная инстанция", которая вправе осуществлять пересмотр приговора и рассматривать жалобу, предполагает, что в ней созданы лучшие условия для правильного разрешения уголовного дела, выявления ошибок первоначального судебного разбирательства по сравнению с нижестоящим судом. Предполагается, что судебный состав вышестоящей инстанции отличается от состава нижестоящего суда по количественному (увеличение количества судей) и/или качественному составу (установление более высоких требований к кандидатам на должность судьи апелляционной инстанции). В российском же уголовном судопроизводстве рассмотрение дел в апелляционном порядке осуществляется районным судье единолично (ч. 3 ст. 30 УПК). При этом отсутствует и количественное, и качественное различие между судами нижестоящей и апелляционной инстанций. К мировым и районным судьям, как это следует из Закона "О статусе судей в Российской Федерации" (1992 г.) и Федерального закона "О мировых судьях в Российской федерации" (1998 г.), предъявляются одинаковые требования. Различие заключается только в том, что мировые судьи принадлежат к судам субъектов Федерации, а районные судьи - к федеральным судам. Однако все это объясняется самим характером преступлений, приговор за которые пересматривается в апелляционной инстанции.

На закрепление в российском уголовном процессе апелляции как производства, призванного осуществлять пересмотр приговоров, большое влияние, хотя и не во всем объеме, оказала интерпретация вышеуказанной нормы в странах континентальной системы права. Помимо этого следует указать и на европейский опыт законодательного урегулирования системы проверки и пересмотра судебных решений, включая апелляционное производство. Введение апелляционного производства в российский уголовный процесс 7 августа 2000 г. связано с ратификацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данный закон впервые закрепил в уголовно-процессуальном законодательстве институт апелляционного обжалования судебных решений, не вступивших в законную силу. Федеральный закон от 7 августа 2000 г. включил в раздел 11 "Производство у мирового судьи" главу 41, согласно которой предметом апелляционного разбирательства являются приговор мирового судьи или его постановление о прекращении уголовного дела, не вступившие в законную силу. Таким образом, уголовно-процессуальное законодательство обрело нормы, которые направлены на обеспечение провозглашенного в Конституции РФ и в международно-правовых актах, участником которых является Россия, права каждого осужденного на пересмотр приговора или обвинения.

Реализуя в своей деятельности небезызвестный принцип свободы усмотрения в процессе законодательного регулирования прав и свобод человека, законодатель пошел по пути конкретизации конвенционного стандарта. Несмотря на то что при разработке и принятии УПК РФ в основу законодательного регулирования апелляционного производства была положена возможность подачи апелляции лишь на не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные мировыми судьями, закрепляется и обжалование вступивших в силу не только приговоров, но и определений и постановлений суда.

Российский законодатель, предпринимая меры для имплементации конвенционного стандарта, предусмотрел принцип единства целей, задач и процессуальной формы проверочной деятельности в суде второй инстанции применительно к апелляционному и кассационному производству. Практически идентичными являются предмет и пределы пересмотра в рамках апелляционного и кассационного производства. Данный вывод применим и в отношении требований к форме и содержанию жалобы и представления, сроков и субъектов обжалования, их полномочий как относительно существа заявленных требований, так и в плане защиты в суде вышестоящей инстанции, оснований к отмене (изменения) решений суда нижестоящей инстанции и отчасти самих решений, выносимых по результатами такой проверки. Это дает некоторым специалистам в области российского уголовного процесса основание утверждать, что следует констатировать не введение элементов апелляции в кассационный порядок (который существовал в советском уголовном процессе. - М.Ш.), а фактическое тождество апелляционного и кассационного порядка рассмотрения <19>. Однако в литературе встречаются и другие позиции. Так, высказывается следующая точка зрения: несмотря на то что ст. 5 УПК РФ дает разъяснение о том, что суды апелляционной и кассационной инстанций относятся к суду второй инстанции, "проведение аналогии между ними невозможно. При ближайшем рассмотрении между ними обнаруживается больше существенных различий, нежели сходств" <20>. Существуют и более взвешенные позиции, которые признают и сходства, и различия <21>.

--------------------------------

<19> Ковтун Н.Н. Нужен ли возврат к ревизионному началу в кассационном и надзорном производстве? // Журнал российского права. 2002. N 12. С. 2.

<20> См.: Динер А.А., Мартыняхин Л.Ф., Сенин Н.Н. Апелляционное производство в российском уголовном процессе. М., 2003. С. 16.

<21> См.: Сидорова Н.В. Указ. соч. С. 26.

До недавнего времени кассационная инстанция была единственной проверочной стадией отечественного уголовного процесса. Введение апелляционной инстанции по примеру зарубежных государств не привело к отказу от кассационной инстанции. Поэтому потребовалось провести большую работу по выстраиванию отношений между апелляционной и кассационной инстанциями. Для института советской кассации было характерно то, что суд этой инстанции не мог постановить новый приговор. Кассационное производство не предполагало непосредственного исследования доказательств. Кассационная инстанция обладала правом отмены приговора суда первой инстанции с направлением дела на новое расследование или новое судебное рассмотрение (ч. 2. ст. 339 УПК РСФСР).

В российском уголовном процессе апелляционное и кассационное производство регламентируется ст. ст. 354 - 389 УПК РФ, составляющими раздел 13 "Производство в суде второй инстанции". Право на обжалование судебных решений, в том числе приговоров и постановлений мирового судьи, есть по своей сути реализация конституционного права на обжалование в суде действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).

В уголовном процессе действует принцип свободы обжалования с одновременным предоставлением возможности предоставления права апелляционной и кассационной жалобы широкому кругу лиц. Действительно, как отмечалось в Постановлении КС РФ от 6 июля 1998 г. N 21-П, право осужденного на пересмотр приговора носит абсолютный характер, т.е. не подлежит ограничению, в том числе по кругу лиц, ни по видам судебных приговоров, подлежащих пересмотру, ни по каким-либо иным обстоятельствам. Подчеркнем, что субъекты, которым предоставлено такое право, являются субъектами обжалования, входящими в круг субъектов апелляционного и кассационного рассмотрения. Свобода обжалования толкуется как отсутствие ограничения прав на подачу жалобы, представления для сторон. При этом имеется и другая сторона свободы обжалования, которая накладывает отпечаток на сущность апелляционного и кассационного порядка рассмотрения. Так, существенным признаком апелляционного рассмотрения является рассмотрение дела по существу и таким образом повторно. При этом не следует забывать о том, что проверка обоснованности, законности и справедливости приговора и иного судебного решения осуществляется исключительно в той части, в которой оно обжаловано. Помимо указанного содержания у права обжалования есть и еще одна сторона - право на отзыв и изменение жалобы до начала заседания суда.

В российском уголовном процессе под апелляцией понимается пересмотр районным судьей не вступивших в законную силу решений мирового судьи путем разбирательства дела по существу, как по юридическим, так и по фактическим основаниям, но в пределах жалоб и представлений, поданных сторонами. Сущность апелляционного производства раскрывается через его основные признаки. По мнению некоторых исследователей, российское апелляционное производство имеет два основных признака. Первый признак - это рассмотрение дела по существу и постановление по нему приговора, заменяющего приговор нижестоящего суда. Второй признак - это действие апелляционной инстанции исключительно в пределах заявленной жалобы или представления <22>. Уголовно-процессуальный закон относит к судебным решениям, которые могут быть обжалованы в апелляционном порядке, приговоры и постановления мирового судьи. Данный объект апелляции предусмотрен не только ч. 2 ст. 354 УПК, но и ст. 361 УПК. Одновременно это говорит о расширении в российском национальном законодательстве международного стандарта, относящегося к праву на апелляцию.

--------------------------------

<22> См.: Ковтун Н.Н. Судебный контроль в уголовном судопроизводстве России. Нижний Новгород, 2002. С. 249 - 250.

Рассматривая апелляционное производство, нельзя вкратце не остановиться на производстве по уголовным делам, подсудным мировому суду. В соответствии со ст. 20 и ст. 31 УПК РФ мировые суды, так же как и федеральные, рас

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...