Развитие теории и практики менеджмента (подходы, концепции)
Процессный подход (п.п.). Теоретики п.п. рассм-ют м-т фирмы как ряд функций, к-е в обяз-ом порядке связаны м-у собой. Причем эти ф-ции м-р должен научиться координировать м-у собой. Все эти ф-ции необ-мо выполнять не вразнобой, а послед-но, объединяя в замкнутый управ-кий цикл. Данный цикл состоит из след. ф-ций: 1.стратег-ий маркетинг– выработка стратегии действий коллектива или фирмы на основании изучения рыночной ситуации, прогноз-ии, сегментации, анализа пр-ва и конкурентоспособности; 2.планирование – это составление программы действий по выпол-ю стратегий на основе анализа внеш. и внутр. среды, разработки и оценки разл-х вариантов действий; 3.орг-я работ, мероприятий по выпол-ю разработанных планов; 4.контроль за результатами– обеспечение выпол-я мероприятий; 5.мотивация – сис-ма действий, побуждающая персонал к эффек-ой работе; 6.анализ работ, их кор-ка– изучение факторов внеш. и внутр. среды, к-е оказ-ют влияние на весь процесс деят-ти, принятие мер; 7.центр-я функция- координация, увязка всех ф-ций м-у собой. Системный подход(с.п.). При с.п. фирму рассм-ют как единое целое, к-е состоит из ряда взаимосвязанных компон-ов. Вся деят-ть орг-и, персонала зависит именно от самой фирмы, ее ядра, ее высшего управленческого звена, а все остальное вторично. 1. главное закл-ся в умении орг-ать взаимод-е компонентов так, чтобы это взаимод-е приносило допол-ый эффект, прибыль. 2. следующее условие с.п. –это взаимоувязка и взаимод-ие орг-и (внутр. и внешней среды) При с.п. сначала опред-ют параметры товара на выходе, т.е. готового товара; только после этого опред-ют параметры входа; Ситуационный подход(с.п.)– практика принятия управ-их реш-й не в установ-ые периоды, а по мере обнаружения потенц-ых проблем сбыта, технолог-х проблем; криз-я ситуация заранее прогноз-ся, модел-ся с целью отработки возможных УР по ликвидации проблемы. Требования с.п.: 1.Рук-ль должен быть знаком со средствами профес-го упр-я 2. Каждая из упр-их методик и концепций имеет сил. и слаб. стороны, п/э рук-ль должен уметь предвидеть вероятные последствия. 3. Рук-ль должен правильно интерпретировать ситуацию. Необх-мо опред-ть какие факторы явл-ся наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект м-т повлечь за собой изм-ие одной или нескольких переменных.
Процессно-системный подход в управлении: Сущность его закл-ся в том, что любое управляемое или самоуправляемое явл-е следует с одной стороны рассм-ть как совок-ть послед-ых действий, а с другой – как сис-му подсистем этих действий. Процесс упр-я включает три этапа: 1. Подготовительный 2. Основной 3.Заключительный. На каждом этапе процесс-е функции (план-е, орг-я, мотив-я и контроль) сост-ют сложную открытую сис-му. Все три сис-мы объединены целевым упр-м и имеют собственный механизм функцион-ия. Состав функций зависит от глубины анализа и м-т включать в себя не только основ. функции, но и подфункции основ. функций процесса упр-я. Основ. компонентами подсистем функций упр-я явл-ся: цели, задачи, стр-ра упр-я, формы методы и сред-ва упр-я, содерж-е (технология производства работ), рук-ль, подчинённый, резул-ты предыдущей деят-ти. Интеграционный п-д - нацелен на исслед-е и усиление связей между: 1.отд-ми подсистемами и элементами м-та 2.стадиями жизни. цикла объекта упр-я. 3.уровнями упр-я по вертикали 4.уровнями упр-я по горизонтали Функциональный подход – зак-ся в том, что потребность рассм-ся, как совок-ть функции, к-е м-о выполнить для ее удовлетворения. Динамический подход – при его применении объект упр-я рассм-ся в динам-ом развитии, с помощью причин послед-ых связей и соподчиненности, производится анализ и после него делается прогноз.
Воспроизводственный подход – ориентирован на постоянное возобновление пр-ва товара и услуг, для удовлетворения потребностей рынка с меньшими, по сравнению с предыдущими, затратами на пр-цию. Комплексный подход – прим-ся и учит-ся при экон-их, технич-их, экол-их, орг-ых, соц-ых, психолог-их, полит-их аспектов м-та (если упустить один из них проблема не решится). Школа научного управления: Годы сущ-я 1885 – 1920 гг. Осн-ми школы явл-ся Тейлор, Ф. Гиберт, Г. Гантт и др. Создатели этой школы исходили из того, что, используя наблюд-я, замеры, логику и анализ, м-о существенно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться повышения эфф-ти их исп-я. Рез-ты исслед-й школы наиболее ярко проявились в трёх направлениях: 1. рац-ой орг-и труда. 2. разработке формальной стр-ры орг-и. 3. разграничение управл-их и исполнительских функций Осн. идеями работ явл.: Роль м-ов, т.е. каждый м-р должен осущ-ть подбор, обучение и расстановку на те места, где они могут принести наиб. пользу, устанав-ть для них задания, распределять матер-ые рес-сы, мотив-ть высокую произв-ть, своевременно контр-ть полученные резул-ты и деят-ть подчинённых. 2. Стимул-ие и вознаг-е. Тейлор пришёл к выводу, что глав. причина невысокой производительности труда работ-ов закл-ся в несовершенстве сис-мы их оплаты и поощрения. 3. Нормирование работ Принципы научного управления: 1. исследование каждого отдельного вида деят-ти. 2. отбор работ для выпол-я определ-х операций, подбор персонала для их выпол-я и их обучения. 3. обеспечение работ-ов необходимыми ресурсами. 4. систематическое и правильное исп-ие методов стимул-ия. 5. планирование – это отдельный процесс упр-я. 6. утверждение м-та, как самостоятельной деят-ти. Классическая школа управления: А. Файоль (1841 - 1925), считающийся «отцом научного м-та». Функц-ие любой орг-и Файоль сводил к след. основ. видам деят-ти: технич-ой, т.е. осущест-е производ-ого процесса; коммерч-й, заключ-ся в закупке всего необход-го; финан-ой, связанной с привлечением, сохран-м и эфф-ым исп-ем денеж-х средств; бухг-ой, закл-ся в проведение статис-их наблюдений, инвентаризаций и т.п.; админист-ой, призванной оказ-ть возд-е на работ-ов; страховые, защита личности и собственности людей. Каждый из этих видов деят-ти нуждается в упр-и, предполагавшем, осущ-ие ф-ций м-та. Эта школа занималась изучением вопросов роли и функций м-ра. Основ. направ-ем этой школы явл. разработка общих проблем и принципов упр-я орг-ей в целом. Глав. задачей классиков было созд-е универс-х принципов упр-я, рук-во к-ми обязательно приведёт к желательным результатам.
14 принципов разработанных Файолем, к-е легли в основу общего подхода к анализу деят-ти администрации: 1. Разделение труда (цель – увеличение объёмов и повышение качества производства).2. Власть – ответственность.3. Дисциплина – повиновение, усердие, манера держать себя, внешние знаки уважения. 4. Единство распорядительства (служащему м-т давать приказания относительно к/л образа действий только один начальник). 5. Единство руководства (необ-мо руководствоваться единым планом под единым началом). 6. Подчинение частных интересов общим (на предприятии интересы служащих не должны становится выше интересов п0). 7. Вознаграждение персонала. 8. Централизация 9. Иерархия (ряд руководящих должностей, начиная с низких и кончая высокими). 10. Порядок (определённое место для каждого лица и каждое лицо на своём месте). 11. Справедливость (результат сочетания благожелательности с правосудием). 12. Постоянство состава персонала (текучесть персонала является признаком плохого упр-я) 13. Инициатива (создание и осущ-ие плана, свобода предложения и его осущ-ия). 14.Единение персонала (не надо разделять персонал) Классическая школа упр-я не только внесла весомый вклад в теорию и практику м-та, но и явл-ся востребованной в современном упр-и. И, сегодня, с помощью мер «адхократии» осущ-ся её совершенствование. Методы «адхократии», заключающиеся в отказе от жесткой централизации упр-я, в орг-и внутрифирменной конкуренции, децентрализации пр-ва, позволяют иск-ть свойственные бюрократии недостатки, заметно повысить результативность деят-ти пред-ия. Школа кол-ных методов управления: Появление данной школы – следствие применения математики и компью-ов в упр-и. Ее представители рассм-ют упр-е как логический процесс, к-й м-т быть выражен математ-ки. В соврем-ых условиях математ-ие методы исп-ся на всех направлениях упр-ой науки. Эта школа хар-ся исп-ем в упр-и исследований операций и моделирования. Принятие управ-х решений есть результат анализа с опорой на математ-ие методы и модели. Применение операций в области м-та – это исп-е колич-х методов к операц-ым проблемам орг-и. Определив проблему, разрабат-ют модель ситуации, к-я приближённо отражает объективную реальность. Наиболее заметной хар-ой этой школы является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Формирование и развитие этой школы связано с такими учёными как: Р. Акофф, С. Бир, Д. Форрестер, Ю.Г. Татур и др. Школа человеческих отношений (1930 – 1950) Школа научн-го упр-я и класс-ая школа появились на свет, когда психология находилась еще в зачаточном сост-ии. Хотя авторы этих школ признавали значение челов-го фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами как справедливая оплата, эконом-ое стимулир-ие и установ-е формальных функц-ых отнош-й. Движение за челов-ие отнош-я зародилось в ответ на неспособность полностью осознать челов-ий фактор как осн-ой элемент эфф-ти орг-ии. Мэри Паркер Фоллетт определила м-т как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Элтон Мэйо проводил эксперименты на заводе Хоторна, и обнаружил, что четко разработ-е рабочие операции и хорошая з/п не всегда вели к повыш-ю производ-ти труда, как считали представители школы науч-го упр-я. Силы, возникавшие в ходе взаимод-я м-у людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия рук-я. Иногда работ-ки реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания рук-ва и на матер-е стимулы. Группы, к-м давали большие возможности для общения были более производ-ми. Вывод: если рук-во проявляет большую заботу о своих раб-х, то и уровень удовлетворенности раб-в должен возрастать, что будет вести к увелич. Производ-сти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|