Менеджмент: понятие, цели, задачи, закономерности, принципы, методы, перспективы развития. Функции процесса управления
Менеджмент - является областью управления, направленной на руководство отдельным работником, группой работников и организацией в целом. М – самост вид профессионально осуществляемой д-ти, направленной на достиж-е в рын условиях намеченных целй предпр путем рац исп-я мат и труд рес-в с примен принципов, функций и методов экон мех-ма мен-та.(Герчикова) М – управление людьми с целью получения прибыли. (Лебедев) М – вид профессиональной д-ти людей по организации достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и чел фактора. (Фатхутдинов) Позиционные направляющие М: Вид упр д-ти Наука, ис-во, практика упр-я людьми Процесс подготовки, принятия УР Орган, аппарат управления(уровни упр-я) админ единица М как система: Воздействие субъекта на объект управления Механизм достижения поставленной цели Рук-во чел рес-ми М как процесс: Выполнение упр функций Процесс прнития УР Связывающий воедино все стороны управления процесс получения, переработки инф-и и процесс комм-й. Субъект упр-я – фих или юр лицо, от кот исходит властное воздействие. Объект – физ и юр лица, соц эконом системы процессы, т.е. на что направлено властное воздествие. Особенности упр процесса - Целенаправленность - Плановость - Непрерывность - Цикличность - Взаимосвсь и взаимообусловл-ть процессуальных ф-й - Контролируемость. ЦЕЛИ мен-та предусматривают реализацию производственного, финансового, маркетингового и ресурсного направлений деят-ти организаций. Целью предприятия,которое занято производством продукции и услуг, конечной целью явл. получение прибыли. Задачи мен-та подчинены его целям.
ЗАДАЧИ: 1. определение стратег. и тактических целей развития предприятий 2. разработка стратегии фирмы 3. перспективное, текущее планирование направлений деят-ти предприятия 4. активизация и стимулирование работников организации 5. организация деят-ти служб и подразделений на выполнение поставленных целей 6. оперативное координирование и регулирование деят-ти персонала 7. контроль,учет,анализ и выработкарешений по повышению эфф-ти деят-ти орган-ий. 8. обеспечение автоматизации производства 9. поиск и освоение новыми рынками 10. создание атмосферы творч активности. ПРИНЦИПЫ. 1.оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления (за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратег. хар-ра, а за низовыми звеньями- оперативное управление). 2.принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в упр-ии (каждый работник отвечает за свой участок работы). 3.принцип научной обоснованности управления (упр-е осуществляется на основе науки). 4.принцип плановости(деят-ть орг-ии должна планироваться). 5.принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности (работник несет ответ-ть за те задачи, которые в сфере его полномочий). 6.пр-п демократизации упр-я (привлечение персонала к упр-ю орг-ий) 7. целенапр-ть, планомерность и последовательность упр пр-са 8. обеспечение состязательности участников упр пр-са 9. учет личных особ-й и психологии раб-в в межличн отношениях. 10 функциональная специализация в сочетании с универсализацией. МЕТОДЫ упр-я- способы осуществления управленческой деят-ти, применяемые для постановки и достижения ее целей; путь достижения цели. Различают общенаучные и специфические методы. К общенаучным относятся исторический и системный подходы, моделирования, экспериментирования, экономико-математические и социологические. Социологические методы- составляют научный инструментарий в работе с персоналом и позволяют обоснованно принимать кадровое решение. Анкетирование позволяет собрать необход-ую информацию путем массового опроса. Социометрический - анализ деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе. Наблюдение - позволяет выявить качества сотрудников.
Специфические методы: организационно-распорядительные и экономические. Классификация методов М: 1. по содержанию мет упр: эконом, орг распорядительные, соц псих, правовые (юр), 2. по мотивации воздейст (мат мотивация, моральная мот, принудит (властная)) 3. по орг форме: единоли (индив), коллект и коллегиальные 4. по сфере применения: общие (по всей системе), локальные (по отд частям) 5. по объекту упр: упр пр-вом, людьми, организацией, внешними связями Методы М упр: 1. в зав-ти от целей и задач, решаемых руководителем в стуктуре ф-й М: методы пр-го М, фин, управления маркет, пресоналом, инновациями 2. в зав-ти от целей и задач, решаемых руководителем в стуктуре ф-й и подфункций пр-са упр,также связующих прц: планир, орг, к-ля, принятия УР. 3. в зав-ти от статуса рук-ля: методы реализации полномочия рук-ля высшего уровня упр, среднего и низового. 4. в зав-ти от хар-ра взаимод м/д рук-лем и подчин: методы прямого и косв воздействия. Законы управления Законы свойственные упр в целом - согласование интересов - сочетание гос регулир экономики с хоз самост прдпр - организация управления - участие труд кол-ва в упр-и прдепр Законы присущие всем сторонам упр - закон спроса и предл - закон конкуренции и антимоноп законод - закон убывающей доход-ти - закон экономии времени - закон зав-ти мнжду ценой и предл Законы присущие отд сторонам, подсистемам упр и их элементам - изменение значимости ф-й упр - сокращение числа Ур-й упр - концентраций ф-й упр - рспростран-ть к-ля
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|