Через педагогическое сопровождение ученического самоуправления
Большие возможности для включения школьников в волонтерскую деятельность имеет деятельность органов самоуправления и различных детских и молодежных объединений. В этом плане необходимо говорить о важнейшей педагогической задаче, которая должна решаться во всех детских сообществах: задаче создания поля социального выбора. Такое сообщество должно предоставлять возможность самому ребенку или вместе с его товарищами принимать важнейшие решения, определяющие содержание их деятельности, правила отношений, оценивающие те или иные события в их жизни. Само участие в принятии и реализации решений уже, по сути, является важнейшим событием для воспитанника и существенным образом влияет на его социальное самоопределение. В связи с этим важно формирование мотивов, которые определяют степень сопричастности ребенка к проблемам детского сообщества. Определяя детское самоуправление как демократическую форму организации детского коллектива, обеспечивающую развитие самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения групповых целей, можно предположить, что одной из воспитательных функций такого самоуправления является создание условий для социального самоопределения каждого ребенка. Понятие «процесс развития детского самоуправления» употребляется нами в следующем смысле: это последовательная смена состояний, непрерывных качественных изменений, обеспечивающая перевод детского коллектива из системы управляемой в систему самоуправляемую. Цель деятельности выступает в роли системообразующего фактора процесса развития самоуправления. Определение целей деятельности может осуществляться в различных формах. Они могут устанавливаться педагогами, общественными организациями, самими органами самоуправления. Эта цель может быть поставлена в форме определения конечного результата (например, изготовление какой-либо продукции, оборудование, ремонт, подготовка и проведение какой-либо конференции, мероприятия).
Другой формой постановки цели может быть описание предстоящей деятельности (проведение предметной недели, вахт и т.д.). Третьей, наиболее общей, формой является поиск путей совершенствования деятельности в целом. В процессе развития самоуправления осуществляется переход от постановки целей педагогом к постановке целей самими органами самоуправления. Нельзя согласиться с теми, кто утверждает, что движущей силой детского самоуправления является педагогическое руководство, которое решает такие задачи, как разработка наиболее целесообразных форм и структуры самоуправления, включение воспитанников в организаторскую деятельность. Выделяя его в качестве ведущей силы, исследователи рассматривали самоуправление в рамках авторитарной формы организации детского коллектива. При этом фактически отрицалась роль учащихся, а влияние педагогов выступало в роли внешнего фактора развития самоуправления. В качестве системообразующего фактора процесса развития самоуправления выступает цель деятельности, которая одновременно является одной из сторон основного противоречия, обуславливающего развитие детского самоуправления. Важно, чтобы цели деятельности не были привлечены со стороны, не внесены извне в ученический коллектив. Они должны вытекать из актуальных потребностей этого коллектива. Цель работы органов самоуправления определяется общей целью, стоящей перед ученическим коллективом. Если для процесса управления желательно, но не обязательно принятие этих целей, то для развития самоуправления это условие является непременным.
Между целями и содержанием деятельности коллектива и отношением к ним каждого воспитанника возникает основное противоречие, которое можно разрешить, сформировав групповой мотив таким образом, чтобы он интегрировал мотивы отдельных членов коллектива. Цель, поставленная педагогом, органами самоуправления, превращается в мотив группового действия, когда учащиеся видят, что удовлетворение их потребностей зависит от достижения этой цели. Одним из средств приобщения школьников к волонтерской На схеме представлена модель развития самоуправления в ученическом коллективе. Суть такого развития в цикличности этого процесса. Модель развития самоуправления в ученическом коллективе
Педагог, поставив цель перед ученическим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организатором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возможного свой вариант ее достижения. Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора, в которой определяются пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подвести учащихся к новой цели совместной деятельности, при этом на последующих этапах с каждым циклом все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии детским коллективом. Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. В то же время, как показывает изучение этого явления, развитие самоуправления в одном виде деятельности оказывает существенное влияние на этот процесс в других видах деятельности. Содержание деятельности органов самоуправления существенным образом зависит от тех задач, которые определяет ученический коллектив. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации.
Наиболее интересной и эффективной формой появления активности являются собрания-диспуты, на которых обсуждаются наболевшие проблемы жизни коллектива, вносятся конкретные предложения. В этом случае достаточно выбрать только председателя собрания - ведущего данного обсуждения. Важным элементом коллективной организаторской деятельности является коллективное творческое планирование деятельности ученических коллективов. Повысить уровень сопричастности к обсуждаемым на собраниях вопросам можно путем усилия их проблемности, что позволяет обеспечить включенность каждого в выработку управленческого решения. Принятое на собрание решение должно быть кратким, конкретным и понятным каждому участнику собрания. Для этого используется прием «мозгового штурма», когда участники собрания разбиваются на группы, поручая одному из членов этой группы высказывать коллективное мнение о путях решения проблемы. После высказывания этих мнений создаются условия для оценки выдвинутых точек зрения, дискуссии, что приводит к максимальной включенности участников собрания в выработку решения. Основная закономерность развития самоуправления – гармонизация общих целей, содержания деятельности и ценных ориентаций учащихся, позволяющая сделать результаты участия в управлении достоянием каждого. Эта закономерность позволяет обосновывать основные требования к развитию ученического самоуправления. Требования социально значимой доминанты предполагает мобилизацию коллектива вокруг единой цели, сплачивающей участников совместной деятельности. При этом другие цели становятся сопутствующими и ставятся в зависимость от реализации основной цели, стоящей перед коллективом на данном этапе его развития. Каждый коллектив имеет специфическую цель в различный период времени. Единство и оптимальное сочетание коллективных и личных интересов учащихся предполагает обеспечение непротиворечивости целей всех актуальным целям каждого. Особенно на первом этапе становления ученического самоуправления важно, чтобы выдвигаемые перед учащимися цели совместной деятельности не были бы ими сразу отвергнуты как неприемлемые, не соответствующие их интересам.
Обеспечить включенность учащихся в решение управленческих задач возможно лишь при их позитивном отношении к деятельности. Учащиеся, выступающие в роли лидеров-организаторов, должны учитывать в своей работе оценку, которую им дают товарищи. Динамичность и вариативность структуры органов самоуправления предусматривает, что структура органов самоуправления должна быть опосредована целями деятельности учащихся; содержание этих целей постоянно меняется в зависимости от стратегических и тактических задач, стоящих перед ученическим коллективом. Это требование означает необходимость систематического поиска такой организационной структуры, которая сочетает в себе постоянные органы самоуправления, определенные положениями и уставами, и временные органы самоуправления, создаваемые коллективом для решения текущих задач. При этом должно предусматриваться также изменение функций постоянных органов в зависимости от изменений стратегических задач. Реализация данного требования предполагает состязательность и добровольность в формировании органов самоуправления, педагогическое стимулирование лидерства учащихся. Интеграция и дифференциация педагогического управления и ученического самоуправления предполагает, что отношения педагогов и учащихся в процессе развития самоуправления строятся на основе сотрудничества. Такое сотрудничество обеспечивается наличием принятых как педагогами, так и учащимися определенных правил (норм) отношений, делегированием учащимся реальных управленческих отношений, созданием обстановки взаимной ответственности и взаимного доверия. Это не исключает взаимной требовательности, предъявляемой членами педагогического и ученического коллектива друг к другу. На организационно-методическом уровне педагоги и учащиеся участвуют в работе органов самоуправления, вырабатывают общую программу действий, информируют друг друга о своей деятельности. На социально-психологическом уровне педагоги и учащиеся устанавливают взаимопонимание, учатся веси диалог, предупреждать и преодолевать конфликты. Очень важно создать такую атмосферу, в которой и педагоги и учащиеся, сопереживая и помогая друг другу, будут ощущать себя членами одного общего коллектива. Одним из существенных факторов развития ученического самоуправления является подготовка учащихся к организаторской деятельности. В этой подготовке можно выделить три главных структурных компонента.
Первый – информационный. Учащимся в различной форме сообщается разнообразная информация, необходимая для их участия в решении организаторских задач. Второй компонент – операционный. Он включает в себя формирование у учащихся организаторских навыков и умений на основе практического применения управленческих знаний в моделированных управленческих ситуациях. Это осуществляется во время различных занятий, знакомящих учащихся с методами решения организаторских проблем. Третьим компонентом (практическим) является управленческая практика, в процессе которой закрепляются приобретенные знания, навыки и умения, осуществляется коррекция управленческих действий. Еще одним условием развития ученического самоуправления является педагогическое стимулирование лидерства. Важно формировать у детей готовность к проявлению лидерских качеств, однако проявление психолого-педагогической готовности быть лидером – необходимое, но недостаточное условие обеспечения педагогического стимулирования лидерства. Внутренняя готовность лидера может быть блокирована отсутствием ситуации, позволяющей реализовать эту готовность. Создание педагогами ситуации (внешней и внутренней), стимулирующей проявление лидерского потенциала воспитанников, – своеобразное «поле лидерства» (А.Л.Уманский), понимаемое как особое интегративное свойство, создаваемое педагогом для стимулирования лидерского потенциала воспитанника. Важнейшими компонентами поля лидерства являются: - стиль отношений, складывающийся в группе, морально-психологический климат, в котором проходит жизнедеятельность воспитанников; - конструирование ситуаций, способствующих максимальному проявлению лидерского потенциала у максимально большего числа воспитанников. Перечисленные принципы и организационно-педагогические условия позволяет сделать процесс развития самоуправления в коллективах школ непрерывным и существенно влияющим на процесс социального становления учащихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|