Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В волонтерском движении




Одним из самых сложных вопросов является вопрос о приемах поощрения и поддержке школьников-волонтеров.

Педагог должен сделать так, чтобы они почувствовали, что их ценят. Самая важная награда - говорить «спасибо». Создание теплой дружеской атмосферы, обращение к волонтеру по имени, посвящение волонтеру своего личного времени также расцениваются как награда.

Часто стимулом к волонтерской деятельности может быть потребность в общении с другими людьми, усиливающееся чувство одиночества. Для таких людей важно найти место в группе. Группа дает своим членам чувство единства, сообщества, безопасности, предлагает помощь.

Волонтерство удовлетворяет потребность в окружении, которое разделяет твою систему ценностей и преследует те же цели.

К мотивирующим факторам, которые могут быть использованы для стимулирования волонтеров, относятся:

- признание – всесторонняя поддержка и публичная похвала подростков, осуществляющих добровольную общественную работу, позволит сделать участие в отряде престижным, а также будет способствовать повышению самооценки детей;

- повышение ответственности и делегирование полномочий при планировании, организации и проведении мероприятий – подросток жаждет самостоятельности и признания своей взрослости, волонтерская деятельность создает благоприятные условия для этого;

- развитие личности – каждая следующая работа должна быть чуть сложнее предыдущей, именно принцип усложнения и обогащения деятельности будет способствовать развитию личности подростков.

Выбирая формы выражения благодарности, психологи советуют помнить несколько правил:

- как можно чаще выражать благодарность за конкретные результаты, не откладывая поощрение до какого-то знаменательного случая;

- применять различные формы выражения благодарности, но помнить, что за равные достижения полагаются одинаковые или подобные поощрения;

- помнить о том, что благодарность должна соответствовать заслугам;

- быть честными и искренними в выражении слов благодарности; в волонтерской деятельности уместно выражать удовлетворенность самой личностью волонтера, а не только результатами его работы;

- обращать особое внимание на те достижения, которые особенно дороги самим волонтерам.

Для подростков одним из барьеров включения в волонтерскую деятельность может стать осознание своей неподготовленности к реально социальной практике. Следовательно, педагогическое стимулирование волонтерской деятельности школьников должно предусматривать обучающий компонент.

Система подготовки и обучения волонтеров может проходить в различных вариантах, выбор которых зависит от того направления и видов деятельности, которые собираются осуществлять волонтеры. Это могут быть лекции, семинары, тренинги, фокус-группы, баллинтовские группы и ряд других форм. Особое место в этом списке занимает организация лагеря волонтеров, целью которого выступает подготовка, обучение школьников основам социально-проектной деятельности через самопознание, самовоспитание, повышение уровня социальной компетенции.

Арсенал современной гуманистической педагогики обладает большим спектром педагогических техник и технологий, направленных на становление эмоционально отзывчивости школьников, их рефлексивных способностей.

Групповые игры и упражнения – большая группа психотехник, применяющихся в работе с группой для:

- разогрева, энергетизации группы – создания доброжелательной и рабочей атмосферы в группе;

- актуализации проблемы, над которой предстоит работа в группе;

- отработки новых навыков поведения;

- релаксации, снятия напряжения у участников в промежутках между рабочими этапами;

- ритуалы завершения рабочего дня, тренинга.

По форме игры и упражнения могут быть разнообразными:

- Вербальные: высказывания по кругу – свободные или на заданную тему, например, продолжить фразу «Самое важное событие прошедшего года для меня - …», метафоры – например, сочинение сказки по кругу и др.

- Игры, использующие художественные средства: рисование, коллаж.

- Двигательные: танец, живая скульптура, подвижные игры, физические упражнения, например, ходьба.

- Игры-энергетики – наиболее простые по форме и ограниченные по времени игровые разминки. Используются на этапе знакомства, для создания в начале дня или этапа рабочего и доброжелательного настроения, поддерживают атмосферу эмоциональной безопасности, свободного самовыражения, группового сплочения.

- Игры-проблематизации – их основная цель: настроить участников эмоционально и интеллектуально на работу по данной теме.

Игры на отработку и опробование новых моделей поведения или отношения к ситуации применяются после того, как проблема выявлена, исследована и совместно ведущим, участником и группой определен путь ее решения. Наиболее оптимальная форма такой игры – ролевая игра.

Для ее проведения необходимо:

- точно смоделировать тип ситуаций на данную тему, значимых для личности и потенциально осуществимых;

- переходить к играм на отработку навыков только тогда, когда у отдельного участника и всей группы достаточно ресурсов для этого - понимания того, что и зачем сейчас будет происходить, и желания попробовать (об этом можно спросить группу напрямую: в случае отрицательного ответа необходимо вернуться на предыдущий этап исследования проблемы для получения необходимых ресурсов);

- во время проведения игры необходимо подбадривать участников;

- на этапе обсуждения после обмена впечатлениями по поводу игры обязательно обсудить вопрос «что из полученного во время игры опыта я перенесу в свою жизнь и как».

Консультирование – специальная деятельность по оказанию помощи в проблемных ситуациях. Ее суть состоит в специальной организации процесса общения, помогающей человеку актуализировать его резервные и ресурсные возможности, обеспечивающие успешный поиск возможностей выхода из проблемной ситуации.

Консультирование сосредоточено на ситуации и личностных ресурсах; в отличие от обучения и советов – не на информации и рекомендациях, а на помощи в самостоятельном принятии ответственного решения.

Моделирование проблемных ситуаций. Использование моделирования обеспечивает наглядность при изучении и анализе человеческих отношений в различных жизненных ситуациях, дает возможность «походить в чужих ботинках» (англ.), фиксация существенных особенностей и отношений изучаемых явлений.

Метод групповой дискуссии предоставляет каждому участнику возможность активно участвовать в обсуждении проблемы. Для того чтобы этот метод был эффективным, группы должны быть небольшими, их внимание должно быть сконцентрировано на одном вопросе, и на обсуждение нужно выделять немного времени (20 мин. максимум). В рамках каждой небольшой группы следует выбрать регистратора (секретаря, чтобы записывать результаты) и докладчика (чтобы представлять эти результаты более широкому кругу слушателей).

Мозговой штурм (брейншторминг) – методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решений.

Перед началом занятий ведущий подбирает тему и состав участников.

Ведущий объясняет группе значение мозгового штурма и его принципы:

- Выработайте, как можно больше идей.

- Все идеи записываются.

- Ни одна идея не отрицается.

- Ни одна идея не обсуждается – для этого еще придет время.

Группе предлагается выбрать председателя, спикера, секретаря и таймера:

- Функции председателя: следить за тем, чтобы группа не отклонялась от темы обсуждения, соблюдала принципы «мозгового штурма»; поощрять участие каждого;

- Функции секретаря: записывать идеи, предложения разборчиво, аккуратно; использовать ключевые слова и фразы членов группы.

- Функции таймера: следить за временем, отведенным на дискуссию.

- Функции спикера: излагать ясно, кратко и лаконично идеи и предложения, выдвинутые группой.

Каждый участник предлагает группе свою идею. Председатель следит за тем, чтобы ни одна идея (на данном этапе) не комментировалась, не оценивалась, не отвергалась (даже самая фантастическая). Секретарь составляет общий список идей.

Процесс выбора идей:

- Каждая группа (через презентацию спикера) представляет свои идеи.

- Ведущий просит участников высказать отношение к идеям из списка: уточнение, развитие идеи, позитивные стороны, критические замечания, контраргументы, содержательная оценка.

- Проясняются непонятные идеи.

- Исключаются повторения.

Если во время итогового обсуждения в группе возникла проблема выбора решения, то возможно разрешение данной проблемы путем голосования. Идея, набравшая наибольшее количество голосов, и будет общим решением проблемы.

Группа вырабатывает общий вариант решения проблемы:

- выделение идей, разделяемых большинством;

- определение возможных направлений и способов дальнейшей совместной работы над проблемой.

В практике хорошо зарекомендовала себя технология педагогических мастерских.

Исходные научные идеи:

1. Необходимость интериоризации знания через личный опыт учащегося, заключающийся в самостоятельном «открытии» этого знания путем его генезиса и структуры.

2. Для методов, используемых в Мастерских, характерны:

– отношение преподавателя к ученику как к партнеру;

– не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а их самостоятельное «строительство» учеником с помощью метода критического отношения к существующим сведениям и самостоятельное решение творческих задач;

– плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту решения другого.

3. Мастерская включает ряд заданий, которые задают определенные движения в предметном плане. Внутри каждого задания школьники свободны в выборе способов выполнения.

4. Основу работы в Мастерских составляют алгоритмы для типичных надпредметных задач.

5. Миссия педагога заключается в разблокировании способностей ребенка, в создании условий для раскрытия и реализации его творческого потенциала.

6. Позиция мастера состоит в консультировании учащихся, помощи им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности.

Этапы мастерской:

1. «Индукция» («наведение») – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. – всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

2. «Самоинструкция» – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

3. «Социоконструкция» – построение этих элементов группой.

4. «Социализация» – всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

5. «Афиширование» – вывешивание «произведений» – работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними – все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).

6. «Разрыв» – внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.

7. «Рефлексия» – отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

Специально организованное педагогом-мастером развивающее пространство (жизненные ситуации, в которых есть все необходимые условия для развития) позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению («открытию») способа решения социальных проблем. При изучении содержательных вопросов особое внимание обращается на их понимание школьником; на личностный смысл их изучения (включенность знаний в личностный опыт каждого с окрашиванием знаний чувствами и отношениями); на значение полученного знания для дальнейшего самостроительство.

Очевидно, что педагог, готовящий школьников к волонтерской деятельности, должен:

- быть увлеченным человеком, активистом-общественником, чтобы увлечь подростков;

- любить и уметь работать с людьми;

- иметь способности к управленческой и организаторской деятельности;

- быть компетентным в области первичной профилактики;

- иметь достаточно времени, чтобы выполнять свои функции.

Стимулирующим эффектом обладает атмосфера доверия и взаимопомощи между подростками и их наставником.

Рекомендуется в устной или письменной форме собрать ожидания подростков от предстоящей работы, т.к. чем более осознанным будет решение подростка участвовать в волонтерском движении, тем меньше будет разочарований в будущем.

Мы предлагает примерный перечень вопросов, который поможет изучить ожидания подростков в связи с предстоящей деятельностью.

1. Почему тебе интересно заниматься общественной работой?

2. Какие ожидания связаны у тебя с работой в волонтерском отряде?

3. Работал ли ты когда-нибудь волонтером?

4. Сколько времени ты можешь посвящать работе в отряде?

5. Есть ли какие-либо факторы, которые могут ограничивать или мешать твоей деятельности?

6. Есть ли у тебя какие-либо особые интересы, хобби, что может помочь и сделать работу в волонтерском отряде более интересной, насыщенной?

7. С кем тебе приятнее будет работать? Есть ли у тебя друзья, которые тоже хотели бы участвовать в общественной работе?

8. Как к твоему решению заниматься волонтерской деятельностью относятся родители, родственники, друзья?

На наш взгляд, целесообразно на одной из первых встреч волонтеров определить обязанности сторон. Отсутствие четкого представления об обязанностях может привести к конфликтам и непониманию. Очевидно, что волонтеры не будут долго работать в отряде, если они не осознают необходимость того, что делают и не разделяют точку зрения на эту проблему.

Исходя из этого, сопровождение и руководство волонтерским отрядом должно учитывать, как минимум, три задачи:

1. Мотивация добровольческой активности. Это сквозная задача, решать которую необходимо постоянно. Мотивация начинает формироваться внутри целевой группы в результате деятельности волонтеров или благодаря работе со средствами массовой информации.

2. Повышение эффективности деятельности волонтерского отряда невозможно без специально организованных занятий и тренинга, совместного планирования деятельности, возможности постоянно обучаться и неформально общаться в атмосфере психологического комфорта.

3. Деятельность волонтеров будет эффективной в том случае, если волонтерский отряд представляет собой не совокупность разрозненных участников, а сплоченную команду. Создание такой команды является главным условием для решения перечисленных задач.

Обеспечение групповой сплоченности позволяет:

- эффективно удовлетворять потребность в общении, в самореализации, в уважении участников группы;

- усиливать мотивацию каждого быть членом группы.

- создать дружескую, располагающую атмосферу;

- создать условия для принятия эффективных групповых решений;

- повысить творческий потенциал участников группы;

- открыто разбирать возникающие конфликты.

Сопровождение волонтерской деятельности может осуществляться в виде супервизорства, когда волонтер осуществляет индивидуальный разбор трудностей с педагогом-координатором; работает в паре с более опытным волонтером; может вынести на обсуждение в группе наиболее типичные трудности в работе.

Основными условиями включенности в волонтерскую деятельность являются:

- личностно-ориентированное информационное обеспечение включения в социальную деятельность;

- проектирование собственной волонтерской деятельности;

- готовность педагогов к управлению данным процессом.

Под личностно-ориентированным информационным обеспечением понимаем обеспечение ребенка:

- информацией об имеющихся видах социальной деятельности;

- информацией о возможностях включения в эти виды социальной деятельности;

- информацией о себе, своих личностных чертах, свойствах, способностях и т.п.;

- педагогической помощью в самоанализе;

- педагогической помощью в самоопределении в позиции: «Я» - «Деятельность».

Самоопределение в позиции: «Я» - «Деятельность» является завершением акта выбора подростком вида волонтерской деятельности, в которую она намерена включаться.

Сам акт выбора состоит из сопоставления информации о деятельности с информацией о себе.

Информация о деятельности включает в себя следующее:

- характеристику предмета и объекта деятельности;

- определение общей цели деятельности и «веера» задач;

- характеристику основных действий и операций, составляющих деятельность;

- варианты участия в деятельности;

- возможности личностного роста и удовлетворения личных потребностей;

- определение психологических и других свойств и качеств личности, необходимых для успешного освоения данного вида социальной деятельности.

Информация о себе должна содержать знания о своих индивидуальных чертах и свойствах и знания о сущности процесса самоопределения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...