Глава 2. Педагогические средства педагогического стимулирования волонтерской деятельности школьников
1. Педагогическое сопровождение процесса личностного становления школьников [6] Желание участвовать в волонтерской деятельности, как это было указано выше, является показателем высокого уровня личностного развития человека. Исходя из чего, рассматривая вопрос о педагогическом стимулировании школьников к безвозмездной социальной помощи, в первую очередь, необходимо назвать педагогические средства, способствующие этому. Для развития интеллектуальной сферы педагог может использовать методы убеждения и самоубеждения, а также следующие средства: – подбор индивидуальных заданий и упражнений, с учетом особенностей развития мышления и других интеллектуальных особенностей; – организация занятий-практикумов по развитию способов мыслительной деятельности учащихся; – проведение различных познавательных конкурсов, интеллектуальных игр, сократовских бесед, дискуссий; – организация поисковой и проектной деятельности; – проведение занятий-практикумов по формированию культуры умственного труда. Для развития мотивационной сферы необходимо включение ребенка в процесс целеполагания, т.е. выработку и обоснование целей, путей их достижения, что предполагает: – организацию самотестирования, в результате которого ребенок задумывается о своих сильных и слабых сторонах личности, склонностях и способностях; – создание ситуаций социальных и профессиональных проб, где проверяются материалы тестирования, первичные выводы об индивидуальных особенностях; – организацию ситуаций, в которых ребенок осознает свои возможности, сравнивает свои достижения с успехами других; – составление перечня качеств, характеризующих идеальный образ современного человека, по мнению ученика, и оценка реального уровня сформированности у себя общих качеств, что позволяет актуализировать лично значимые задачи для собственного развития;
– помощь в осознании личных целей ученика при проведении внеклассных дел, нахождение личного смысла деятельности в общем деле; – организация анализа деятельности ребенка при проведении итогов дел с точки зрения лично поставленных задач, индивидуального продвижения и роста; – постановка личных задач и проблем на основе анализа предыдущей деятельности. Развитию мотиваций поведения деятельности ребенка способствуют: – поддержка достижений ребенка; – поиск положительных моментов для ребенка в любой ситуации; – опора на положительные достижения ученика; – создание ситуаций успеха; – создание моментов сюрпризности, неожиданности, удивления; – отбор интересного для детей содержания воспитательной деятельности, связанные с новизной, практической значимости, профессиональной направленности, опора на личный опыт ребенка, его интересы и потребности; – создание благоприятной атмосферы для деятельности и общения ученика; – разъяснение целей деятельности, постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций; – использование игровых, занимательных и соревновательных приемов; – коллективное обсуждение итогов деятельности, коллективный анализ, включающий оценку деятельности каждого ребенка; – организация взаимоконтроля, взаимопомощи; – опора на общественное мнение классного коллектива; – поддержка, поощрение успехов ученика. Средствами развития эмоциональной сферы школьника являются: – эмоциональный рассказ, вызывающий приятные или неприятные переживания; – прослушивание музыки; – яркие и неожиданные события в коллективе; – чтение книг с неожиданными, сильно воздействующими на ребенка событиями, потрясениями;
– просмотр фильмов, сопровождающихся яркими переживаниями событий, судеб героев; – подготовка сюрпризов учащимися друг для друга, родителей, окружающих людей; – участие в театрализации, смотрах художественной самодеятельности; – тренинги по формированию адекватной самооценки и освоению способов регулирования своего состояния; – использования способов музыкотерапии. С целью развития волевой сферы педагог: – проводит специальные занятия или привлекает специалистов для обсуждения следующих вопросов: «Как стать волевым?», «Как научиться владеть собой?», «Как стать хозяином своего слова?», «Как добиваться цели?», «Как организовать себя?», или «Как стать организованным человеком?» и др.; – учит учащихся ставить цель, требующую преодоления трудностей, составлять план достижения этой цели; – отбирает и организует упражнения с учащимися для развития воли или приглашает специалистов для проведения тренинговых упражнений; – рекомендует завести дневник, где будет отражаться выполнение упражнений по развитию воли; – добивается точности выполнения временных требований, своевременности и точности выполнения заданий, акцентируя внимание на этих моментах при проведении итогов деятельности; – проявляет нетерпимость к нарушениям договоренности, нарушению режимных моментов. Сфера саморегуляции проявляется в способности человека управлять своим поведением и деятельностью через рефлексию и анализ своих отношений. Педагог, проводя разъяснительную работу, обращает внимание учащихся на следующие моменты: – каждому молодому человеку предстоит всего добиваться самому, порой в жестких условиях; – достижения на этом пути зависят от уровня умений, способностей; – необходимо научится управлять своим состоянием; – важно быть уверенным в самом себе; – нужно научится прислушиваться к себе, к собственному Я; – следует иметь реальное представление о себе, о своей социальной роли, собственном физическом состоянии и здоровье, представление о своих целях, планах и желаниях на будущее. Наставник создает ситуации выбора, в которых учащийся должен принимать решение, регулирующие его дальнейшие действия. Это может быть выбор: целей, определение задач; способов достижения целей; своей позиции, роли; партнера по взаимодействию; способов преодоления трудностей; средств.
Педагог, привлекая специалистов, помогает освоить методы повышения саморегуляции, методы аутогенной тренировки, способы преодоления стереотипов мышления и поведения, стрессов. Он создает среду, условия, в которых ребенок ведет себя естественно, которые помогают ему быть самим собой, лучше понимать себя и других, помогает ему найти способы расслабления, снятия напряженности, зажатости. Для развития предметно-практической сферы педагог выполняет следующее: – организует различные виды деятельности, представляет учащимся попробовать себя в самых различных сферах с целью выявить, проверить, усовершенствовать те или иные способности; – поддерживает, поощряет проявление особых способностей у ребенка, дает возможность проявить их в различных ситуациях, в делах класса; – одобряет проявления нестандартности, оригинальности мышления при обсуждении спорных вопросов, проблем, в процессе коллективного поиска; – помогает ребенку осознать свои особые способности и найти сферу их применения и развития, не только в классе, но и школе, кружках, творческих объединениях; – создает ситуации для свободного выбора деятельности, которая будет выполняться с удовольствием; – постоянно формирует у детей и родителей мнение о том, что нет неспособных людей, нужно стремится открыть в себе эти способности; – проявляет уверенность в положительных достижениях ребенка, создает ситуации успеха; – обеспечивает системность деятельности ученика, в которой формируются способности; – показывает значимость способностей ребенка для него самого и других людей; – создает ситуации признания одноклассниками индивидуальных способностей ученика. Развитие экзистенциальной сферы личности обеспечивается: – организацией общественно полезной деятельности, в ходе которой дети проявляют заботу о слабых, младших, пожилых людях;
– поиском детьми дел, полезных для других людей; – созданием ситуаций, когда ребенок приходит на помощь слабому, нуждающемуся, сопереживает другим людям; – проведением воспитательных мероприятий, классных часов, встреч с другими людьми, в ходе которых полезны упражнения по формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости; – решением моральных дилемм, которые позволяют определить и развивать ценностные ориентации ребенка, когда учащимся по проблемному вопросу предлагается привести убедительные аргументы, доводы «за» и «против»; дилемма должна 1) иметь отношение к реальной жизни школьников; 2) быть по возможности простой для понимания; 3) быть незаконченной; 4) включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием; 5) предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?» – проведением дискуссий, диспутов, где обсуждаются вопросы нравственного содержания; – использованием технологии «Дебаты»; – выбором ребенком своей позиции (согласен или не согласен) при утверждении спорного положения, имеющего ценностно-нравственное содержание; после этого предлагается привести аргументы, подтверждающие выбор. Таким образом, перечисленные педагогические средства социально-педагогического сопровождения создадут благоприятные условия для становления личности, формирования ее самосознания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|