Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы педагогического стимулирования волонтерской деятельности школьников




К принципам педагогического стимулирования волонтерской деятельности школьников относятся: принцип центрирования, принцип персонификации педагогического стимулирования, принцип оптимистической стратегии, принцип эмпатийного взаимодействия, принцип формирования мотивационной перспективы, принцип развивающее интеракции, принцип «социального зеркала».

Принцип центрирования предполагает рассматривать личность каждого ребёнка как уникального в своем социальном становлении, способного самостоятельно сделать свой социальный и экзистенциальный выбор, для которого деятельность социального педагога выступает в качестве средства осмысления своей жизненной ситуации.

Условиями реализации данного принципа являются следующие:

- добровольность включения ребёнка в волонтерскую деятельность;

- доверие ребёнка в выборе средств достижения поставленной цели, осно­ванное на вере в возможности каждого ребёнка и на его собственной вере в достижение поставленных задач;

- предупреждение негативных последствий в процессе педагогического стимулирования

- осознание ребёнком социальной защищенности, формирование готовно­сти к социальной самозащите своих интересов;

- учёт интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, по­буждение новых интересов.

В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующихправилах:

- опираться на активную позицию ребёнка, его самостоятельность и инициативу;

- в общении с ребёнком должно доминировать уважительное отноше­ние к нему;

- педагог должен не только призывать ребёнка к добру, но и быть до­брым;

- педагог должен защищать интересы ребёнка и помогать ему в реше­нии его актуальных проблем;

- поэтапно решая воспитательные задачи, педагог должен постоянно искать варианты решения, которые в большей степени принесут пользу каждому ребёнку;

- защита ребёнка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности.

Принцип персонификации педагогического стимулирования требует постановки персонифицированных целей социально-педагогической деятельности по отношению к каждому человеку, а если социально-педагогическая деятельность осуществляется по отношению к группе, то учёт последствий этой деятельности для каждого члена группы.

Условиями реализации принципа персонификации являются следующие:

- определение персональной стратегии и тактики социально-педагогической деятельности, адекватной потребностям каждого объекта;

- осуществление мониторинга изменений в социальном развитии каждого ребёнка;

- определение эффективности влияния фронтальных подходов на решение проблем ребёнка;

- выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребёнка;

- учёт индивидуальных качеств ребёнка, его сущностных сфер при выборе средств социально-педагогического сопровождения;

- предоставление молодым людям возможности самостоятельного выбора способов решения своих проблем.

В практической педагогической деятельности этот принцип реализу­ется в следующих правилах:

- работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на развитие каждого из них;

- социально-педагогическая работа с одним ребёнком не должна негативно отражаться на жизни других детей;

- осуществляя выбор средства педагогического стимулирования необходимо пользо­ваться информацией об индивидуальных качествах ребёнка.

Принцип оптимистической стратегии требует веры в возможности подростка и возможности достижения им своих целей в волонтерской деятельности.

Реализация принципа оптимистической стратегии возможна при следующих условиях:

- необходима реальная вера в позитивное развитие ребёнка;

- педагог должен видеть в выборе сделанном ребёнком прежде всего позитивную составляющую;

- педагог должен убедить ребёнка в том, что затруднения и проблемы, возникшие у него, будут обязательно разрешены при соответствующих усилиях.

В реализации этого принципа помогут следующие правила:

- верьте ребёнку и верьте в ребёнка;

- верьте в себя и в свои возможности помочь ребёнку;

- прилагайте усилия, чтобы добиться позитивных результатов;

- акцентируйте внимание на радости жизни, это поможет преодолеть трудности.

Принцип эмпатийного взаимодействия предполагает создание такого пространства со-бытия педагога и воспитанника, в условиях которого формируется система социально одобряемых ценностных ориентаций партнеров, расширяется субъективный образ мира, осваиваются продуктивные способы взаимодействия с социумом.

Предлагая учащимся партнерский стиль отношений, педагоги должны наполнить их особым содержанием, основанным на общечеловеческих ценностях.

Положительно-направленное отношение к взрослому может формироваться с помощью одного из ряда механизмов: эмоционально-ценностной идентификацией, эмоционального заражения, эмоционального присоединения через интериоризацию[4]:

- эмоционально-ценностная идентификация человека с определенной ситуацией или людьми основана на отождествлении некоторых качеств, присущих его личности с качествами актуализированными этой ситуацией или этими людьми, она выражается в формуле: «я такой же – мне это нравится, я хочу в этом участвовать».

- эмоциональное заражение – основано на ярком эмоциональном переживании, вызывающем не всегда осознанную потребность в присоединении, она выражается в формуле: «мне это нравится, я хочу также».

- эмоциональное присоединение через интериоризацию – это осознанное присвоение, принятие человеком ситуации, оно выражается в формуле: «это оправдано, необходимо, поэтому, я согласен, это принять, за основу своих действий».

Педагогическое сопровождение духовного становления состоит в совместном с учеником определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самоорганизации.[5] При этом ответственность за принятие окончательного решения лежит на ребенке, а воспитатель выступает как консультант, «социальное зеркало» в разрешении жизненных проблем.

Условия реализации принципа:

1. Наличие доверия и положительного отношения между учеником и учителем, референтность взрослого.

2. Взаимовлияние эмоциональных реакций и состояний учащихся и аффективных проявлений учителя, его эмоциональной гибкости.

3. Предоставление школьникам возможности осуществлять свободный выбор в ценностном пространстве.

4. Обеспечение педагогом сопровождения актуальных для ребенка смысложизненных переживаний.

В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

1. Педагог - проводник общечеловеческих ценностей, приобщающий воспитанников к духовности, ядром которой является ценность жизни.

2. Педагог - пример толерантности, понимающий и поощряющий индивидуальные отличия убеждений и жизненных принципов школьников, если они не противоречат нормам нравственности и морали.

3. Педагог - человек, соблюдающий педагогический такт и профессиональную этику, побуждающий воспитанников к самостоятельной реконструкции сложившихся смысложизненных представлений.

Принцип формирования мотивационной перспективы, как логическое продолжение предыдущего,предполагает перевод мотивационных возможностей подростков из их потенциальной формы в форму актуального существования. Он требует, чтобы в процессе сопровождения педагоги стимулировали осознание и рефлексивно-ценностное осмысление воспитанниками прошлого опыта, использование его результатов для удовлетворения актуальных потребностей и сознательного отражения будущего.

Условия реализации принципа:

1. Стимулирование педагогами процесса самопознания и самосознания школьниками актуальных потребностей и намерений, рефлексии их как личностно значимых и социально одобряемых.

2. Активизация внутренней поисковой активности, связанной с мысленным перебором возможных способов и средств их удовлетворения, исходя из условий социокультурной среды и собственных возможностей, склонностей, интересов, притязаний,

3. Включение подростков в деятельность, направленную на поиск новых, возможно более предпочтительных способов удовлетворения потребностей, а также определение субъективной вероятности в достижении успеха на основе совокупности факторов.

4. Побуждение школьников к самостоятельному и обоснованному принятию решения.

5. Стимулирование прогнозирования его последствий: как положительных, с точки зрения социальных норм, так и отрицательных.

6. В случае выбора социально деструктивного способа поведения педагог выступает в качестве общественного «парламентера», уполномоченного выступить в качестве внешнего мотиватора.

Данный принцип реализуется в следующих правилах:

1. Педагогические функции и используемые педагогические средства должны соответствовать выявленным особенностям мотивационного поля воспитанника.

2. Педагог должен поддерживать как внешнюю, так и внутреннюю поисковую активность школьников.

3. Необходимо одобрять стремление учащихся к успеху и благополучию, одновременно с этим соблюдению требований объективно существующей социокультурной среды.

4. Важно просить школьников вербализировать процесс формирования мотивационной перспективы и обосновывать сделанный выбор, включая в качестве «внутреннего фильтра» сформировавшиеся в процессе онтогенеза ценностные ориентации, а также знания социальных норм и традиций.

Принцип развивающей социальной интеракции направлен на стимулирование активного взаимодействия подростков с социокультурной средой с целью расширения жизненного опыта и рефлексии связанного с ним переживаниями. Результатом такого взаимодействия является социальная компетентность как совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, а также знание проблем социальных отношений и умение делать свой социальный выбор.

В этом принципе сфокусирована следующая идея: ключ к формированию готовности к волонтерству лежит в организации и изменении таких видов социально и личностно значимой деятельности, в которых осуществляется саморазвитие сущностных сфер его личности.

Условия реализации принципа:

1. Формирование социальной грамотности подростков, то есть приобретение психологических, правовых, этических, культурных, социально-экономических знаний, позволяющих им осознанно выбрать свой способ решения социальных проблем, делать свой выбор в той или иной социальной ситуации.

2. Ознакомление школьников с вариантами социальной самореализации современника в условиях объективно существующей социокультурной среды.

3. Включение воспитанников в социально значимую деятельность, отличающуюся личностной значимостью и субъективной новизной (социальное творчество).

4. Обогащение эмоционального мира подростков нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств.

5. Формирование прогностической готовности к социальной оценке возможного экзистенциального выбора.

Правилами реализации рассматриваемого принципа педагогического сопровождения являются следующие положения:

1. Взаимоотношения педагогов и подростков должны способствовать осознанию потребности в понимании смысла возникающих проблем на основе анализа противоречий в отношениях между людьми и поиска решения этих проблем.

2. Активная практика социальных отношенийпредполагает усвоение молодыми людьми достаточной информации для принятия решений в процессе своих отношений с людьми.

3. Педагог стимулирует разработку проектов решения той или иной социальной проблемы в зависимости от ценностных ориентаций.

4. Участвуя в разработке и реализации социальных проектов различной направленности, подростки включаются в новые для себя социальные отношения, выбирают для себя различные социальные роли и способы их исполнения на основе рефлексивно-ценностного осмысления событий прошлой жизни и связанной с ними переживаниями.

5. Подводя итоги социального творчества, педагогу важно обратить внимание воспитанников на личностный смысл и субъективную новизну полученного результата, на основании чего, по возможности, внести коррективы в образы «Я-прошлое», «Я-настоящее», «Я-будущее», внести коррективы в субъективную картину мира и жизненные перспективы.

Принцип дилеммности предусматривает включение школьников в ситуации экзистенциального выбора с вариативными способами решения с целью создания ценностно-смысловой интеграции.

Моральная дилемма представляет собой ситуацию, выход из которой предполагает лишь два взаимоисключающих решения, причем оба эти решения не являются безупречными с моральной точки зрения. В процессе ее решения подростком сознательно усвоенные моральные принципы, обогащаясь соответствующими переживаниями, становятся мотивами поведения, происходит становление нравственной саморегуляции, происходит качественный скачок моральных (социальных) норм в нравственные (внутренние) нормы.

Условия реализации принципа:

1. Актуальность моральных дилемм для школьников, понятность их содержания.

2. Предоставление молодому человеку возможности самостоятельно пережить ситуацию, оценить ее значимость и жизненную важность, самостоятельно найти способ решения и взять за него ответственность. Подготовка для анализа и решения необходимого и достаточного количества прогностических задач экзистенциального содержания, формирования готовности к волонтерской деятельности.

3. Стимулирование переноса способов решения искусственно смоделированных моральных дилемм в практику реального социального взаимодействий.

Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности:

1. Предлагаемые учителем проблемные ситуации должны обладать двумя свойствами: ее внутреннее (психологическое) содержание должно быть адекватно внутренним экзистенциальным процессам подростков, внешнее (практическое) – соответствовать нормам и требованиям объективно существующей социокультурной среды.

2. Включаясь в решение конкретных дилемм, подросток должен придерживаться схемы анализа и решения прогностических задач экзистенциального содержания.

3. Подростки должны критически анализировать ранее принятые решения, давать мотивированное заключение по поводу происшедшего события.

4. Коллективное обсуждение вариантов решения одной и той же жизненной ситуации существенно углубляет опыт подростков: каждый из них имеет возможность ознакомиться с вариантами решения одной и той же проблемы, послушать и взвесить множество оценок, дополнений и изменений.

5. Приветствуется использование заданий, направленных на самостоятельное моделирование жизненных иллюстраций к своим рассуждениям, для стимулирования самообразования, развития аналитических способностей, самостоятельности и инициативности.

6. Дилеммные ситуации должны быть как имитируемые (специально созданными педагогами в учебно-воспитательном процессе), так и естественными, для формирования опыта экзистенциального выбора.

Принцип «социального зеркала» обеспечивает объективную оценку педагогом намерений и действий воспитанников на основе общечеловеческих ценностей, правовых норм и культурных традиций.

Функция педагога при этом, в первую очередь, сводится к социальной фасилитации, под которой нами понимается всякое улучшение индивидуального результата, проистекающее от присутствия другого человека. Кроме того, педагогическое стимулирование как функция социально-педагогического сопровождения позволяет подросткам свободно обсуждать с наставниками проблемы, связанные с экзистенциальными выборами, оперируя сложившимися ценностными ориентациями.

Взрослый при этом обязан концентрироваться на услышанном и давать оценку, опираясь на общечеловеческие нормы нравственности и морали, а также принятые в стране законы и правила общественного поведения.

Смысл данной установки наставника обосновывается тем, что в процессе общения с ним школьник, часто благодаря описанию извне, начинает менять исходные предпосылки своего поведения. Меняется и отношение к себе, поскольку самооценка формируется на основании интериоризации оценок окружающих.

Обеспечивая «социальное зеркальное отражение», наставнику важно не обсуждать учащегося и не подвергать анализу его как личность. Суть данного принципа заключается в том, чтобы увидеть экзистенциальную проблему, помочь ее вербализировать (то есть перевести на речемыслительный уровень) и включиться в диалог по поводу путей и средств ее разрешения. Своими вопросами подвести учащегося к самостоятельному решению.

Кроме этого, «социальное зеркало» предусматривает отражение чувств собеседников, что способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, потому что показывает школьнику, что педагог старается познать его внутренний мир. Эффективное отражение чувств помогает молодому человеку лучше разобраться в своих нередко противоречивых чувствах и тем самым облегчает разрешение внутренних конфликтов.

Условия реализации принципа:

1. Предоставление ребенку возможности социальной пробы в ситуации экзистенциального выбора.

2. Оценка учителем намерения или поступки учеников с позиции принятых в обществе ценностей и моральных норм.

3. Организация наблюдения детей за поведением других людей, его нравственной экспертизы.

4. Обращение к нормативно-правовым документам, регламентирующим жизнь человека в современном обществе.

5. Использование ярких примеров того или иного способа жизни из истории, литературы, реальной жизни.

6. Включение детей в анализ выбранного поступка или намерения с позиции значимых людей.

Правила реализации принципа:

1. Обсуждение со подростком тех или иных вопросов, связанных с решение прогностических задач экзистенциального содержания, должно способствовать взгляду на себя и свои проблемы со стороны, глазами других людей.

2. «Социальное зеркало» предполагает отражение сущностных сфер личности в виде опосредованных исторических образов (на кого это похоже). Анализ поступков реальных исторических личностей или вымышленных литературных персонажей позволяет прогнозировать собственные события будущего и давать оценку их желательности.

3. Необходимо демонстрировать доверие к подросткам и уважение их мнения.

4. Недопустимы критика и осуждение ребенка: за ним остается право на собственное мнение, в том числе, с позиции педагога, не достаточно оптимального.

5. Критериями для оценки должны выступать объективно существующие этические требования и общечеловеческие ценности, а не субъективные убеждения школьного педагога.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...