Ребенка как средство актуализации потребности в благотворительности
Жизнь детей представляет собой череду событий. Важно рассмотреть их педагогическое сопровождение как целенаправленный процесс, имеющий специфические функции, содержание и основные этапы. Событие для современной педагогики может считаться ключевым понятием: - событие является главным элементом человеческой жизни; - «событие» есть то, что развивается и развивает; результат развития есть та или иная форма субъектности; - событие – это то обстоятельство или совокупность обстоятельств, которое или которые вызывают эмоциональное отношение к происходящему; - событие становится фактом истории, а по отношению к конкретному человеку – фактом его биографии. При этом человек, чаще всего, не может сразу дать адекватную оценку происходящему. Его жизнь можно представить как сложную линию, у которой две крайние точки: рождение и смерть. А между ними происходит множество других событий различной эмоциональной окраски, которые оставляют след в его памяти или проходят бесследно. Ребенок, например, с радостью вспоминает день рождения, день знакомства другом, время приобретения для него важной вещи. Запоминаются и обиды, несправедливые наказания, болезни, смерть близких и другие события, вызвавшие негативные эмоции. Мы исходим из того, что только значимое событие может оказывать существенное влияние на развитие человека. Все события, которые происходят с детьми или вокруг них, можно классифицировать по разным основаниям. Первое основание для классификации – участники события и место события. По данной классификации к первой группе можно отнести события вне сферы непосредственных контактов детей с окружающей социальной средой. Это события, происходящие в мире, стране, регионе, городе, участником которых ребенок или его близкие не являются. Они могут вызывать или не вызывать переживания человека. Такие переживания зависят от многих субъективных и объективных факторов. Можно приблизить данные события, стимулируя активность молодежи в их оценке, представлении.
Вторая группа – события, произошедшие с людьми, непосредственно контактирующими с школьником. Такие события могут быть разными по силе воздействия и по характеру отношений учащегося к этим событиям. Вторым основанием для классификации может быть степень активности участия в этом событии самого ребенка. В контексте этой классификации можно выделить следующие группы событий: - произошедшие с ребенком события, на которые он не может оказать влияния; - события, в которых ребенок является активным участником; - событие, сконструированное самим школьником; - событие, о котором ребенок имеет только информацию. В другой классификации событий за основу может быть взято отношение ребенка к происходящему событию. В рамках этой классификации выделяются следующие группы событий: - событие для ребенка не значимо; - событие вызывает ситуативные эмоции; - событие вызывает достаточно длительные переживания; - событие, которое вызывает стресс. Возможна классификация событий по их длительности. Условно можно выделить такие группы: - событие, краткое по времени (час, день); - событие, среднее по длительности (до десяти дней); - длительное событие (более десяти дней, до месяца); - событие, которое стало текущей жизнью. Именно в момент события проявляются желания поделиться своими переживаниями с другими, сделать добро окружающим. «Каждое из этих внешних событий, –писал С.Л. Рубинштейн, –имеет свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение к другим людям и к самому себе».
В качестве психологических последствий могут выступать состояния человека, отражающие характер переживаемых событий, которые в личностно-биографическом плане выступают как процессы исторической памяти – воспоминания. Воспоминания, воплощенные в эмоционально окрашенных представлениях, входят в состав актуальной структуры личности, образуют психическую «ткань» ее самосознания. Путем обобщения воспоминаний формируется жизненный опыт личности. Благодаря памяти в единстве нашего сознания отражается единство личности, проходящее через весь процесс ее развития и перестройки. С памятью связано единство личного самосознания. Внутренняя жизнь может также осуществляться в процессах воображения (мечтания) и мышления (решения экзистенциальных задач, предполагающих совершение выбора и построение жизненной стратегии). В биографическом значении, по С.Л. Рубинштейну, – ум человека в период события приобретает способность осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, – это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство – мудростью[7]. Н.А. Логинова доказывает, что жизненное событие имеет момент озарения и последующее всестороннее обоснование решения задачи на смысл жизни. Причем роль «подсказки» может сыграть даже случайное впечатление. Яркость, незабываемость моментов озарения, когда происходит открытие истины в ее нравственном, жизненном значении, свидетельствует о том, что эти моменты вошли в духовную биографию человека. Динамика переживаний человека в момент событий пронизана идейными мотивами, на ней лежит печать мировоззрения, жизненной философии личности. В ней выявляется ценностный аспект самосознания, актуализируются отношения личности, в том числе к себе, обобщенные в рефлексивных чертах характера – самолюбии, чувстве собственного достоинства, чести.
Рефлексивные свойства, «хотя... и являются наиболее поздними и зависимыми от всех остальных, завершают структуру характера и обеспечивают его целостность. Они наиболее интимно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками, выполняя функцию саморегулирования и контроля развития, способствуя образованию и стабилизации единства личности[8]». Переживания человека в момент события характеризуются как единицы человеческого опыта, связанные с прошлым, настоящим и будущим субъекта. По его мнению, они выступают системообразующим фактором, приводящим к объединению условий и обстоятельств внешнего мира в целостную системно организованную ситуацию. Эмоциональный опыт как составная часть личности (её сознания), представляет собой итоговую совокупность фиксированных внешних воздействий, преобразованных через призму потребностей. Формирование опыта, по его мнению, – это процесс, состоящий из трех этапов: превращение внешнего воздействия в факт сознания; сохранение и аккумуляция превращенного внешнего воздействия в сознании; превращение опыта личности в действие – экстериоризация опыта. Таким образом, в момент жизненного события на новый уровень переходят все личностные структуры и их интегративное образование. Педагогическое сопровождение ребенка в период события предполагает реализацию комплекса целенаправленных последовательных педагогических действий, обеспечивающих включенность учащегося в данное событие и стимулирующих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего. Его первой функцией является обеспечение включенности в событие. Включенность - личностное состояние по отношению к событию, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является участие молодого человека в событии, субъективным - отношение его к событию. Чем больше включенность молодого человека в событие, тем больше его воспитательный потенциал.
Второй функцией является стимулирование саморазвития на основе рефлексии. В этом плане деятельность педагога должна быть направлена на формирование мотивов как на осознание происходящего, его отражение, так и на поиск путей самосовершенствования. Стимулирование саморазвития человекапредполагает формирования мотивов самосовершенствования. Важными чертами данного процесса является осознанность и целенаправленность этого процесса, его самопознание и определение своих потенциалов и направлений работы над собой. В этом случае волонтерская деятельность может быть рассмотрена в качестве средства самореализации. Создание условий для нравственного саморегулированияпредполагает педагогическую помощь молодым людям в осуществлении нравственной экспертизы происходящих событий на основе сформированных норм отношений и поведения. Она включает обсуждение со школьниками норм морали и обучение их нравственному поведению. Важно при этом стимулировать нравственную самооценку и нравственную самокоррекцию поступков. Таким образом, в момент жизненного события благодаря специально организованному педагогическому сопровождению может появиться желание участвовать в социально значимой деятельности. Это намерение может расцениваться как нравственная самореализация личности. Целесообразно выделить три компонента социально-педагогического сопровождения событий: пропедевтический, актуальный, рефлексивный. Пропедевтический компонент предполагает подготовку молодых людей к преодолению возможных трудностей в решении возникающих социальных проблем в предстоящих событиях. Актуальный компонент предполагает конкретную деятельность педагога в период возникновения реальной ситуации, требующей помощи и поддержки профессионалов (педагогов, психологов, организаторов работы с молодежью). Рефлексивный компонент, или компонент последействия, предполагает осмысление происходящего и проектирование определенных действий в будущем. Процесс социально-педагогического сопровождения цикличен и включает в себя следующие этапы. Первым является этап проблематизации. На этом этапе педагоги обнаруживают и актуализируют вместе с подростком предмет социально-педагогического сопровождения, каковым является проблема, трудность, обида молодого человека. Выявляются его суть, причины возникновения, обнаруживаются противоречия, формулируется проблема. На втором, поисково-вариативном, этапе осуществляется поиск вариантов решения проблемы и определяется степень участия педагога в этом процессе, а также средства сопровождения. На третьем, практическо-действенном, этапе совместно с молодыми людьми совершаются реальные или виртуальные (в случае имитации ситуации) действия, которые приводят подростка к решению проблемы. На четвертом, аналитическом, этапе участники процесса сопровождения анализируют происходящее, прогнозируют возможность появления новых трудностей и путей их преодоления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|