Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ребенка как средство актуализации потребности в благотворительности




Жизнь детей представляет собой череду событий. Важно рассмотреть их педагогическое сопровождение как целенаправленный процесс, имеющий специфические функции, содержание и основные этапы.

Событие для современной педагогики может считаться ключевым понятием:

- событие является главным элементом человеческой жизни;

- «событие» есть то, что развивается и развивает; результат развития есть та или иная форма субъектности;

- событие – это то обстоятельство или совокупность обстоятельств, которое или которые вызывают эмоциональное отношение к происходящему;

- событие становится фактом истории, а по отношению к конкретному человеку – фактом его биографии.

При этом человек, чаще всего, не может сразу дать адекватную оценку происходящему. Его жизнь можно представить как сложную линию, у которой две крайние точки: рождение и смерть. А между ними происходит множество других событий различной эмоциональной окраски, которые оставляют след в его памяти или проходят бесследно.

Ребенок, например, с радостью вспоминает день рождения, день знакомства другом, время приобретения для него важной вещи. Запоминаются и обиды, несправедливые наказания, болезни, смерть близких и другие события, вызвавшие негативные эмоции.

Мы исходим из того, что только значимое событие может оказывать существенное влияние на развитие человека. Все события, которые происходят с детьми или вокруг них, можно классифицировать по разным основаниям.

Первое основание для классификации – участники события и место события.

По данной классификации к первой группе можно отнести события вне сферы непосредственных контактов детей с окружающей социальной средой. Это события, происходящие в мире, стране, регионе, городе, участником которых ребенок или его близкие не являются. Они могут вызывать или не вызывать переживания человека. Такие переживания зависят от многих субъективных и объективных факторов. Можно приблизить данные события, стимулируя активность молодежи в их оценке, представлении.

Вторая группасобытия, произошедшие с людьми, непосредственно контактирующими с школьником. Такие события могут быть разными по силе воздействия и по характеру отношений учащегося к этим событиям.

Вторым основанием для классификации может быть степень активности участия в этом событии самого ребенка. В контексте этой классификации можно выделить следующие группы событий:

- произошедшие с ребенком события, на которые он не может оказать влияния;

- события, в которых ребенок является активным участником;

- событие, сконструированное самим школьником;

- событие, о котором ребенок имеет только информацию.

В другой классификации событий за основу может быть взято отношение ребенка к происходящему событию. В рамках этой классификации выделяются следующие группы событий:

- событие для ребенка не значимо;

- событие вызывает ситуативные эмоции;

- событие вызывает достаточно длительные переживания;

- событие, которое вызывает стресс.

Возможна классификация событий по их длительности. Условно можно выделить такие группы:

- событие, краткое по времени (час, день);

- событие, среднее по длительности (до десяти дней);

- длительное событие (более десяти дней, до месяца);

- событие, которое стало текущей жизнью.

Именно в момент события проявляются желания поделиться своими переживаниями с другими, сделать добро окружающим. «Каждое из этих внешних событий, –писал С.Л. Рубинштейн, –имеет свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение к другим людям и к самому себе».

В качестве психологических последствий могут выступать состояния человека, отражающие характер переживаемых событий, которые в личностно-биографическом плане выступают как процессы исторической памяти – воспоминания.

Воспоминания, воплощенные в эмоционально окрашенных представлениях, входят в состав актуальной структуры личности, образуют психическую «ткань» ее самосознания.

Путем обобщения воспоминаний формируется жизненный опыт личности. Благодаря памяти в единстве нашего сознания отражается единство личности, проходящее через весь процесс ее развития и перестройки. С памятью связано единство личного самосознания.

Внутренняя жизнь может также осуществляться в процессах воображения (мечтания) и мышления (решения экзистенциальных задач, предполагающих совершение выбора и построение жизненной стратегии).

В биографическом значении, по С.Л. Рубинштейну, – ум человека в период события приобретает способность осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, – это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство – мудростью[7].

Н.А. Логинова доказывает, что жизненное событие имеет момент озарения и последующее всестороннее обоснование решения задачи на смысл жизни. Причем роль «подсказки» может сыграть даже случайное впечатление. Яркость, незабываемость моментов озарения, когда происходит открытие истины в ее нравственном, жизненном значении, свидетельствует о том, что эти моменты вошли в духовную биографию человека.

Динамика переживаний человека в момент событий пронизана идейными мотивами, на ней лежит печать мировоззрения, жизненной философии личности. В ней выявляется ценностный аспект самосознания, актуализируются отношения личности, в том числе к себе, обобщенные в рефлексивных чертах характера – самолюбии, чувстве собственного достоинства, чести.

Рефлексивные свойства, «хотя... и являются наиболее поздними и зависимыми от всех остальных, завершают структуру характера и обеспечивают его целостность. Они наиболее интимно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками, выполняя функцию саморегулирования и контроля развития, способствуя образованию и стабилизации единства личности[8]».

Переживания человека в момент события характеризуются как единицы человеческого опыта, связанные с прошлым, настоящим и будущим субъекта. По его мнению, они выступают системообразующим фактором, приводящим к объединению условий и обстоятельств внешнего мира в целостную системно организованную ситуацию.

Эмоциональный опыт как составная часть личности (её сознания), представляет собой итоговую совокупность фиксированных внешних воздействий, преобразованных через призму потребностей. Формирование опыта, по его мнению, – это процесс, состоящий из трех этапов: превращение внешнего воздействия в факт сознания; сохранение и аккумуляция превращенного внешнего воздействия в сознании; превращение опыта личности в действие – экстериоризация опыта.

Таким образом, в момент жизненного события на новый уровень переходят все личностные структуры и их интегративное образование.

Педагогическое сопровождение ребенка в период события предполагает реализацию комплекса целенаправленных последовательных педагогических действий, обеспечивающих включенность учащегося в данное событие и стимулирующих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего.

Его первой функцией является обеспечение включенности в событие.

Включенность - личностное состояние по отношению к событию, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является участие молодого человека в событии, субъективным - отношение его к событию. Чем больше включенность молодого человека в событие, тем больше его воспитательный потенциал.

Второй функцией является стимулирование саморазвития на основе рефлексии. В этом плане деятельность педагога должна быть направлена на формирование мотивов как на осознание происходящего, его отражение, так и на поиск путей самосовершенствования.

Стимулирование саморазвития человекапредполагает формирования мотивов самосовершенствования. Важными чертами данного процесса является осознанность и целенаправленность этого процесса, его самопознание и определение своих потенциалов и направлений работы над собой. В этом случае волонтерская деятельность может быть рассмотрена в качестве средства самореализации.

Создание условий для нравственного саморегулированияпредполагает педагогическую помощь молодым людям в осуществлении нравственной экспертизы происходящих событий на основе сформированных норм отношений и поведения. Она включает обсуждение со школьниками норм морали и обучение их нравственному поведению. Важно при этом стимулировать нравственную самооценку и нравственную самокоррекцию поступков.

Таким образом, в момент жизненного события благодаря специально организованному педагогическому сопровождению может появиться желание участвовать в социально значимой деятельности. Это намерение может расцениваться как нравственная самореализация личности.

Целесообразно выделить три компонента социально-педагогического сопровождения событий: пропедевтический, актуальный, рефлексивный.

Пропедевтический компонент предполагает подготовку молодых людей к преодолению возможных трудностей в решении возникающих социальных проблем в предстоящих событиях.

Актуальный компонент предполагает конкретную деятельность педагога в период возникновения реальной ситуации, требующей помощи и поддержки профессионалов (педагогов, психологов, организаторов работы с молодежью).

Рефлексивный компонент, или компонент последействия, предполагает осмысление происходящего и проектирование определенных действий в будущем.

Процесс социально-педагогического сопровождения цикличен и включает в себя следующие этапы.

Первым является этап проблематизации. На этом этапе педагоги обнаруживают и актуализируют вместе с подростком предмет социально-педагогического сопровождения, каковым является проблема, трудность, обида молодого человека. Выявляются его суть, причины возникновения, обнаруживаются противоречия, формулируется проблема.

На втором, поисково-вариативном, этапе осуществляется поиск вариантов решения проблемы и определяется степень участия педагога в этом процессе, а также средства сопровождения.

На третьем, практическо-действенном, этапе совместно с молодыми людьми совершаются реальные или виртуальные (в случае имитации ситуации) действия, которые приводят подростка к решению проблемы.

На четвертом, аналитическом, этапе участники процесса сопровождения анализируют происходящее, прогнозируют возможность появления новых трудностей и путей их преодоления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...