Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В волонтерскую деятельность по профилактике употребления психоактивных веществ




В настоящее время в Ярославской области активно развивается молодежное волонтёрское движение как объединение добровольцев, деятельность которых направлена на решение социально значимых проблем. На территории Ярославской области цель волонтёрского движения по профилактике употребления ПАВ определена как создание в образовательных учреждениях условий для становления личности молодых людей как субъектов своей жизнедеятельности через включение в разные виды социально одобряемой деятельности.

Достижение желаемого результата возможно при комплексном решении следующих задач:

1. Создание волонтёрских отрядов, проводящих работу по профилактике злоупотребления психоактивными веществами.

2. Формирование и закрепление в школьной среде ценностей молодежной культуры, направленных на неприятие социально опасных привычек, ориентированных на здоровый жизненный стиль.

3. Организация мероприятий, способствующих ориентации детей и подростков на здоровый образ жизни.

4. Привлечение к профилактической работе родителей, учителей и других социальных партнеров.

5. Разъяснение необходимости лечения от наркомании особенно на ранних этапах болезни с активным использованием кабинета анонимного лечения.

6. Создание на территории учебных заведений силами учащихся «зон, свободных от наркотиков, табака, алкоголя».

Учитывая сложность проблемы первичной профилактики нарко- и алкогольной зависимости, волонтёры, работающие в этой сфере, должны быть достаточно хорошо подготовлены. В практике хорошо себя зарекомендовала такая форма как лагерь.

Обучающий курс «Актуальные технологии и формы работы по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних», разработанный группой специалистов под руководством А.Н. Логиновой, направлен на обучение волонтёров эффективным техникам и формам работы по профилактике употребления ПАВ, с включением занятий по следующим темам: основные понятия профилактики, особенности интерактивных методов ведения профилактики, профилактические ролевые игры, отработка навыков ассертивного поведения, специфика методов обратной связи, рефлексии и шеринга.

В 2006-2007 учебном году спецкурс для волонтёров был апробирован с командами учащихся профессиональных училищ и лицеев Ярославской области на базе санатория-профилактория профтехобразования с 11 по 15 декабря 2006 года и командами учащихся школ Ярославской области в рамках областного волонтёрского лагеря с 26 февраля по 2 марта 2007 года.

Цель обучения волонтеров в лагере: Помочь овладеть навыками, необходимыми для ведения групповых занятий со сверстниками в рамках деятельности по профилактике употребления ПАВ.

Результатами реализации данного курса можно считать:

1. Повышение осведомленности подростков в области первичной профилактики употребления ПАВ.

2. Приобретение подростками навыков оказания социальной поддержки детям, оказавшимся в ситуации употребления ПАВ.

3. Формирование стратегий и навыков эффективного поведения посредством развития лидерских качеств (коммуникативных навыков, креативности, организаторских способностей и др.).

4. Увеличение числа волонтеров-школьников, занимающихся первичной профилактикой зависимости от ПАВ среди детей и своих сверстников.

Задачи, которые реализовались в ходе подготовки волонтёров, группировались в соответствии с четырьмя модулями обучения:

Первый модуль предназначен для ориентации участников в предстоящей деятельности и углубленного изучения собственных мотиваций.

Задачи первого модуля (ориентировочного).

1. Исследование мотивации обращения к добровольческой деятельности в области профилактики нарко- и алкогольной зависимости.

2. Формирование индивидуального и группового видения работы по первичной профилактике.

3. Формирование миссии добровольческой деятельности.

4. Разработка этического кодекса волонтёра. Исследование мотивации для добровольческой деятельности начинается еще на этапе отбора кандидатов в ходе отборочных занятий. Во время обучающего тренинга эта тема более детально прорабатывалась в связи с выбранной формой профилактической работы.

Второй модуль былпризван развить коммуникативные навыки и сенситивность к происходящим в ходе групповой работы процессам.

Добровольческий труд, и в особенности групповая работа, требует наличия определенных качеств и личностных свойств, необходимых для эффективного взаимодействия с другими людьми. На данном этапе осознание этих качеств и выработка этических норм и принципов волонтёрской деятельности проходила на более высоком уровне обобщения, чем это делалось на этапе отбора.

Обучение волонтёров в лагере осуществлялось в тренинговом режиме. Интерактивные методы обучения позволяли учащимся через общение глубже осознать истинные мотивы включения в волонтёрскую деятельность, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные гражданские качества личности, как эмпатия, конгруэнтность, аутентичность и другие, осознать свой стиль в общении и скорректировать его в сторону большей эффективности.

Во время тренинга ребята осознавали свой стиль общения, выясняли, что обычно помогало и что им мешало в общении с другими людьми, какие барьеры в общении препятствовали их деятельности.

Па первых занятиях ребята учились устанавливать контакт. Именно от этого умения зависит успешность дальнейших отношений с группой. На этапе установления контакта решались две задачи: настройка на партнера (кто он, в каком он эмоциональном состоянии, какова его мотивация, чего ждет от работы) и настройка партнера на себя (умение представить себя, вызвать симпатию, заинтересовать, доходчиво изложить информацию, создать чувство общности).

Следующим направлением работы являлась отработка навыков активного слушания, необходимая для понимания собеседника и точной передачи информации. Приемы аргументации, которыми овладевали волонтёры, позволяли делать их речь убедительной, без назидательности и советизма.

На методическом разборе коммуникативного тренинга ребята знакомились с основными этапами групповой работы и основными формами развития группы.

Основными формами работы в группе являлись дискуссии, ролевые игры, психогимнастика, игры на создание атмосферы открытости, краткие информационные сообщения по проблеме.

Третий модуль включал знакомство с темой нарко- и алкогольной зависимости, определение возможных путей профилактики и выработку жизненных стратегий, помогающих избежать опасности приобщения к психоактивным веществам;

Работа на этом этапе начиналась с осознания собственного отношения волонтёров к психоактивным веществам, в особенности к алкоголю и наркотикам, прояснения мотивов злоупотребления психоактивными веществами и осознания проблемы зависимости.

Параллельно с работой по осознанию своего отношения к обсуждаемой теме, организовывалось информационное насыщение волонтёров научными, статистическими, аналитическими данными, касающимися данной проблемы. Именно факты, результаты научных исследований и мнения специалистов, а также исповеди алкоголиков и наркоманов являлись наиболее убедительными аргументами в разговоре с подростками. (В ходе этой работы подросток должен почувствовать уважение к самому себе и другим людям, уверенность в своих силах, выстроить план саморазвития и самосовершенствования без психоактивных веществ, осознать личную ответственность за свой жизненный выбор.)

Четвертый модуль предусматривал тренировку навыков самостоятельного проведения занятий, включающую самостоятельную подготовку и проведение профилактических мероприятий, поиск социальных партнеров для решения вопросов профилактики и другую активную деятельность, способствующую закреплению полученных знаний и методик.

Прежде, чем ребята начинали работать самостоятельно, они проводили небольшие показательные «кусочки» занятий и отрабатывали их в своей учебной группе, получая обратную связь от сверстников и опытного психолога, ведущего занятия. Затем работали в качестве наблюдателей, изучая работу опытных тренеров, соведущих, в паре с более опытным волонтёром и только потом самостоятельно работали в группе или в паре с другим волонтёром.

Главные задачи ведущих:

- создать условия для свободного обмена мнениями, поддерживая атмосферу доброжелательности, открытости, сплоченности группы;

- поддерживать высокую самооценку участников, поощряя инициативу;

- давать возможность каждому чувствовать себя в безопасности и ощущение поддержки от ведущего и других членов группы;

- двигаться от простого к сложному;

- чередовать сложные упражнения с разминками и психогимнастикой.

Практика показывает, что обучение успешно, если

- оно отличается от традиционного и проходит в интересной форме;

- в процессе обучения предоставляется возможность активно взаимодействовать с другими участниками;

- добровольцы чувствуют уважение к себе и своему жизненному опыту;

- они могут быть самими собой и не бояться выражать себя;

- между группой и тренером устанавливается взаимное уважение;

- школьники чувствуют, что могут не соглашаться с остальными, и что их мысли имеют такое же значение, как мысли других;

- допускаются ошибки, никто за это не осуждает;

- поощряется сотрудничество участников обучения, и они сами оценивают свои успехи.

Количество необходимых часов в каждом модуле варьировалось в зависимости от степени подготовленности ребят и особенностей развития групп.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...