Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность педагогического стимулирования волонтерской деятельности школьников




Формирование у школьников мотивации на добровольческую деятельность можно рассматривать в качестве целевой функции их социального воспитания, конкретизирующейся в следующих задачах:

- приобщение школьников к смысловой системе полиформатной социокультурной среды, обеспечивающее интериоризацию общечеловеческих ценностей, пригодных для всех представителей человеческого рода независимо от этнической, конфессионной, социальной, половой принадлежности;

- включение их на альтруистических началах в социально значимую деятельность, в процесс служения другим людям и улучшение условий их жизни;

- актуализация переживаний момента социального взаимодействия как жизненного события, наполненного ощущениями счастья;

- стимулирование самоактуализации как стремления человека с максимальной полнотой выявлять и реализовывать свои врожденные задатки и приобретенные способности, потенциалы, способствовать максимизации жизненных достижений и повышать эмоциональную насыщенность жизни;

- создание условий для поиска человеком «дела своей жизни», возвышающего человека над самим собой, помогающего дистанцироваться от собственной персоны и узко личных проблем;

- включение в творчество как особую активность, направленную на построение индивидуального жизненного пути.

Желание участвовать в социально значимой деятельности может быть рассмотрено как одна из ценностных ориентаций личности, которая проявляется в момент эмоционально переживаемых жизненных событий и побуждает человека к сопереживанию, сочувствию, содействию.

История волонтерства показала, что потребность служить людям, оказывать безвозмездную помощь нуждающимся проявляется и формируется в момент сильных эмоциональных переживаний человека, вызванных жизненными событиями.

Процесс появления такого желания предусматривает последовательность нескольких этапов:

1. Возникновение побуждения оказать помощь другим как результат собственных эмоциональных переживаний (как положительных, так и отрицательных).

2. Определение значимости потребности на основе имеющихся нравственных принципов и убеждений. Принятие решения относительно необходимости ее удовлетворять.

3. Реализация мотива, включение в социально значимую деятельность.

4. Рефлексивно-ценностное осмысление совершенного поступка или действия.

5. Актуализация потенциального побуждения – осознаваемое или неосознаваемое проявление личностного качества в будущем при условии внутренней или внешней необходимости.

Исходя из сказанного, принятие решения о добровольном социально значимом труде или благотворительности есть не что иное как показатель личностной зрелости человека, высоком уровне его гражданской позиции. Этого нельзя добиться прямыми воздействиями: приказом, требованием, распоряжением и им подобными действиями.

Педагог может сопровождать внутриличностные переживания молодого человека, создавая условия для «кристаллизации» желания сделать добро другим людям.

В психолого-педагогическом аспекте сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Оноимеет свою специфику и, прежде всего, направленно на поддержку ребенка в построении им своих социальных отношений, на обучение молодого человека новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации.

Нами выделяются несколько его характерологических особенностей.

Первое. Социально-педагогическое сопровождение не преследует цели избавить воспитанника от жизненных трудностей. Напротив, оно предполагает построение такой интеракции, при которой обостряются и вербализируются внутриличностные конфликты, происходит осознание их причин и путей решения.

Второе. Социально-педагогическое сопровождение предусматривает включение воспитанников в ситуации, требующие волевого усилия для выхода из актуальной жизненной ситуации, мобилизации необходимых внутренних ресурсов.

Третье. Социально-педагогическое сопровождение предусматривает оказание помощи в соответствии с закономерностями естественного развития личности, открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту зону ближайшего социального развития, которая для него актуальна, но пока еще не доступна, то есть носит опережающий, прогностический характер.

Четвертое. Социально-педагогическое сопровождение не предусматривает использования прямых методов воздействия на воспитанников. Оно направлено на создание условий для саморазвития сущностных сфер его личности, стимулирование процессов самоопределения, что возможно только при наличии партнерских отношений между воспитателем и воспитанниками.

Педагогическое стимулирование волонтерской деятельности – одна из функций социально-педагогического сопровождения школьников.

В контексте экзистенциально-гуманистической педагогики под педагогическим стимулированием понимается создание особых ситуаций, вызывающих внутриличностные волнения, чувство социальной ответственности и сопереживание, гражданский долг и ответственность.

В процессе включения школьников в волонтерскую деятельность происходит следующее:

1) индивидуальная проблематизация личности по отношению к выбору вида деятельности;

2) индивидуальное самоопределение личности по возможным видам деятельности и личностно приемлемым вариантам участия в ней;

3) участие в социальной деятельности под руководством педагога на основе:

- осознания цели деятельности и сопоставления личностных целей;

- приобретения опыта деятельности;

- эмоциональной привлекательности деятельности (процесса, промежуточных результатов, системы межличностных отношений возникающих в ходе этой деятельности);

4) рефлексия личностью процесса деятельности и собственного участия в ней с последующей коррекцией процесса в выбранном направлении;

5) достижение собственно состояния включенности личности в социальную деятельность.

Таким образом, процесс включения ребенка в социальную деятельность состоит из пяти этапов, каждый из которых находится во взаимной зависимости с другими.

В содержании педагогического стимулирования волонтерской деятельности школьников выделяются четыре направления:

1. Сопровождение процесса личностного становления школьников (создание условий для развития эмоциональной, мотивационной, интеллектуальной, предметно-практической, экзистенциальной, волевой и саморегуляционной сфер личности).

2. Сопровождение жизненных событий как катализаторов эмоционально-чувственных переживаний взрослеющего человека.

3. Сопровождение процесса формирования ученического коллектива и поддержка детских инициатив.

4. Сопровождение принятия решения об участие в волонтерском движении.

Очевидно, что перечисленные сферы педагогической деятельности, с одной стороны, оказывают влияние на сознание воспитанника, с другой, - организуют среду, в которой осуществляется процесс его социализации.

Функции рассматриваемого процесса могут быть классифицированы на целевые и инструментальные.

К целевым функциям относятся:

- социально-педагогическая, направленная на приобщение подростков к общечеловеческим ценностям, моральным и этическим нормам поведения, формирование их субъективной позиции;

- развивающая, способствующая саморазвитию сущностных сфер личности (мотивационной, эмоциональной, экзистенциальной, предметно-практической, интеллектуальной, волевой и саморегуляционной),

- воспитывающая, создающая условия для нравственного становления личности, формирования его гражданской позиции;

- обучающая, предполагающая ознакомление школьников с технологиями социально проектной деятельности.

Инструментальные функции обусловливают выбор операционно-деятельностного компонента педагогического стимулирования волонтерской деятельности школьников. Они включают в себя:

диагностическую, предусматривающую определение уровня их воспитанности и социальной зрелости;

функция актуализации социальных проблем, которая предполагает комплекс педагогических действий, направленных на формирование потребности в понимании смысла возникающих социальных проблем, в решению которых может способствовать волонтерская деятельность;

стимулирующую, побуждающую осознание ими потребности в добровольном труде и внутренней готовности к нему;

организационно-деятельностную, состоящую в стимулировании включения школьников в социально отношения, способствующие формированию системы личностных ценностей и смыслов;

рефлексивно-оценочную, направленную на рефлексивную оценку деятельности и намерений подростков на основе объективных критериев, основанных на общечеловеческих ценностях, правовых нормах и исторически сложившихся культурных традициях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...