Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кризисное состояние организации. Виды кризисов в организации. Факторы, влияющие на кризис в организации




Кризис организации — это резкое обострение внутриорганизационных процессов и отношений с её институциональной средой, ведущее к неплатёжеспособности организации, и как следствие, к банкротству. Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии деятельнос­ти организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада.

Кризисные ситуации, выражаются в колебаниях объе­ма производства и сбыта продукции, роста кредиторской задолженнос­ти поставщикам, банкам, налоговым органам, в дефиците оборотных средств и т. п., так как именно эти причины служат предпосылкой появления состояния неплатежеспособности О.

До банкротства организации проходят стадии: от временной неспособности выполнять в полном объеме и своевременно свои обязательства до длительной, от длительной до хронической неспособности, от хронической до безнадежного состояния, т. е. полного банкротства.

Кризисным явлениям подвержены организации любых форм собственности (государственные, акционерные, частные и т. д.), любого вида деятельности (производственные, строительные, сервисные и т.д.) и размерности (крупные, средние и малые).

Если обобщить все факторы, то ухудшение финансового положения организаций и их последующее банкротство связано с:

— неэффективной системой управления и некомпетентностью выс­шего руководства;

— слабым учетом изменений состояния рынка (спроса, конкурен­тов, ценовой политики и др.), производственного и финансово­го потенциала организации;

— хищениями на высшем уровне управления;

— неэкономичным и нетехнологичным производством продукции.

Организационные кризисы можно классифицировать:

- технологический (производственный) - при его возникновении устаревшее оборудование и технология не позволяют вы­пускать качественную и конкурентоспособную продукцию, что приводит к финансовым потерям;

- социально-управленческий - возникает в результа­те появления между работниками или их группами конфликтов, между рабочими и администрацией, управлен­ческих конфликтов в аппарате управления, что ведёт к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;

- финансовый - возникает в результате нерационального исполь­зования собственного капитала и заемных средств, неэффектив­ного использования полученной прибыли, что влечет за собой финансовые проблемы;

- организационный - возникает в результате несовершенства про­изводственной структуры управления и структуры аппарата уп­равления в организации, неэффективного распределения обязан­ностей и ответственности между уровнями управления и внутри между испол­нителями;

- информационный - является следствием ситуации, в которой получаемая информация не отражает изменений, происходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в самой организации, что вызывает возникновение и увеличе­ние различных видов потерь;

- кризис взаимодействия между собственниками организации или с властью, что не позволяет прово­дить эффективную политику и в результате приносит существен­ные потери организации.

В конечном итоге эти кризисы между собой тесно свя­заны.

Фазы возможного развития и преодоления кризисов в О:

· Спад (снижение показателей, характеризующих результа­ты финансово-хозяйственной деятельности) из-за внешних факторов рынка;

· Ухудшение результатов деятельности под вли­янием внутренних причин в О (без ухудшения внешних ус­ловий);

· Депрессия — приспособление организации к новым усло­виям хозяйствования на более низком уровне доходов (при условии принятия первоочередных антикризисных мер);

· Восстановление финансового равновесия, оживление про­изводства — восстановление производства и реализации продукции до предкризисного уровня;

· Рост производства, ускорение экономического развития организации, увеличение объемов продаж и реализации в краткосроч­ной перспективе;

· Поддержание нового экономического уровня развития предприятия, его устойчивости в длительной перспективе, создание условий для самофинансирования.

Различают четыре основных типа кризиса убыточных О: сбыта, издержек, финансового, менеджмента:

Тип кризиса Действия предприятия Причины
Кризис сбыта Предприятие не может продавать свою про­дукцию в объемах, необходимых для достижения уровня бе­зубыточного производства неконкурентоспособность продукции, плохой маркетинг и отсутствие платежеспособного спроса
Кризис издержек Себестоимость производства про­дукции на предприятии выше среднерыночной, что вынуж­дает предприятие либо продавать продукцию по завышен­ным ценам, что ведет, в свою очередь, к кризису сбыта, либо торговать себе в убыток, что неизбежно ведет к банк­ротству завышенная энерго- и материалоемкость продукции, несовершенство тех­нологических процессов, низкая производительность труда, ошибки в управлении и т. д.
Финансовый кризис Предприятие не расплачивается по обязательствам, так как у него нахватает де­нежные средства на возобновление производства, уплату налогов, выплату заработной платы, оплату электроэнергии, коммунальных услуг и т. д. Неэффективное управление финансами, отсутствие в штате финансового менеджера
Кризис менеджмента Предприятие испытывает де­фицит квалифицированных управленческих кадров всех уровней При воз­никновении на предприятии кризисной ситуации ее в пер­вую очередь покидают наиболее опытные и квалифициро­ванные сотрудники

На практике, как правило, предприятие сталкивается од­новременно со всеми четырьмя типами кризиса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...