Этапы и меры стабилизации финансового состояния организации
Достаточно большое количество организаций разоряются из-за неэффективного управления ими. В данном случае, в первую очередь необходимо использование внутрихозяйственных резервов, при этом основными мерами финансового оздоровления несостоятельных организаций является реконструкция процедур управления. Успешное их применение позволяет не только снять финансовую угрозу банкротства, но и в значительной мере избавить организацию от зависимости использования заемного капитала, ускорить ее восстановление с наименьшими издержками. Для разработки конкретных мер на разных этапах оздоровления можно воспользоваться различными вариантами управленческих действий, наиболее приемлемыми для российских организаций. В условиях кризисной финансовой ситуации восстановление осуществляется поэтапно. 1 этап. Устранение неплатежеспособности – это самая неотложная задача в системе мер финансовой стабилизации организации, проводимая с целью предупреждения возникновения процедур банкротства. Устранение неплатежеспособности организации обеспечивается при помощи принципа «отсечения лишнего» двумя путями: ♦ уменьшением размера текущих внешних и внутренних финансовых обязательств организации в краткосрочном периоде, принятием на себя меньших по объему новых обязательств; ♦ увеличением суммы денежных средств, обеспечивающих погашение просроченных и исполнение срочных обязательств. Основные мероприятия по сокращению размера краткосрочных финансовых обязательств, обеспечивающее снижение объема отрицательного денежного потока: · пролонгация краткосрочных финансовых кредитов; · реструктуризация портфеля краткосрочных финансовых кредитов с переводом отдельных из них в долгосрочные;
· увеличение периода предоставляемого поставщиками товарного (коммерческого) кредита; · отсрочка расчетов по отдельным формам внутренней кредиторской задолженности организации и др.; · сокращение затрат на приобретение материалов, инвентаря и оборудования; · сокращение расходов на командировки, рекламу; · реструктуризация кредиторской задолженности; · сокращение готовой продукции на складе. В этом случае важно создание условий для нормального производственного процесса, позволяющих увеличить качество продукции и снизить ее себестоимость. Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если устранена текущая неплатежеспособность организации, т. е. объем поступления денежных средств превысил объем неотложных финансовых обязательств в краткосрочном периоде. Это означает, что угроза банкротства организации в текущем отрезке времени ликвидирована. Увеличение денежного потока организации в краткосрочном периоде для погашения просроченных и срочных обязательств достигается: 1. переводом части ликвидных оборотных активов в денежные средства; 2. переводом части внеоборотных активов в денежные средства. Меры по превращению ликвидных оборотных активов в денежные средства: ·ликвидация портфеля краткосрочных финансовых вложений; ·ускорение инкассации дебиторской задолженности; ·снижение периода предоставления товарного (коммерческого) кредита; ·увеличение размера ценовой скидки при осуществлении наличного расчета; ·снижение размера страховых запасов товарно-материальных ценностей; ·уценка трудноликвидных видов запасов товарно-материальных ценностей до уровня цены спроса с обеспечением последующей их реализации; ·распродажа готовой продукции и товаров на складе и др.
Меры по превращению ликвидных внеоборотных активов в денежные средства: · реализация высоколиквидной части долгосрочных финансовых инструментов инвестиционного портфеля; · проведение операций возвратного лизинга, в процессе которых ранее приобретенные в собственность основные средства продаются лизингодателю с одновременным оформлением договора их финансового лизинга; · ускоренная продажи или сдача в аренду неиспользуемого оборудования по ценам спроса на соответствующем рынке; · аренда оборудования, ранее намечаемого к приобретению; · сдача в аренду излишков производственной и административной площади и др. II этап. Восстановление финансовой устойчивости – это одновременное устранение негативных причин или резкое ограничение их влияния на финансовую устойчивость организации, что позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в среднесрочном периоде. Восстановление финансовой устойчивости организации происходит как продолжение реализации принимаемых мер по сокращению потребления финансовых ресурсов и увеличению положительного потока прироста собственных финансовых ресурсов. Сокращение потребления финансовых ресурсов связано с применением принципа «сжатие организации»: чем больше будет положительный разрыв между притоком денежных средств и их оттоком, тем быстрее достигается финансовая устойчивость организации. Меры по сокращению необходимого объема потребления финансовых ресурсов: · сокращение объема производственной деятельности за счет прекращения выпуска нерентабельной продукции; · снижение объема инвестиций в деятельность организации; · сокращение подразделений аппарата управления; · сокращение части вспомогательных и подсобных подразделений; · обеспечение обновления операционных внеоборотных активов преимущественно за счет их аренды (лизинга); · осуществление дивидендной политики, адекватной кризисному финансовому развитию предприятия, с целью увеличения чистой прибыли, направляемой на производственное развитие; · сокращение объема программы участия наемных работников, финансируемых из прибыли, · отказ от внешних социальных и других программ предприятия, финансируемых за счет его прибыли, и др.
Меры по увеличению притока собственных финансовых ресурсов: · увеличение объема выпуска рентабельной продукции; · снижение себестоимости выпускаемой продукции путем снижения (сокращения) различного рода потерь и брака; · оптимизация ценовой политики организации; · увеличение доли предоплаты за отгружаемую продукцию; · осуществление рациональной налоговой политики, обеспечивающей минимизацию налоговых платежей в пределах законодательства; · проведение ускоренной амортизации оборудования с целью быстрого списания амортизационных отчислений; · осуществление эмиссионной политики по выпуску дополнительных пакетов ценных бумаг (акций, облигаций) и др. Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если предприятие вышло на рубеж финансового равновесия, т. е. когда потребность и наличие денежных средств в обороте сбалансированы. III этап. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде - это создание условий для своего самофинансирования, развития производства, устранения старых и возникающих новых угроз улучшению финансовых результатов деятельности организации. Меры по обеспечению финансовой стабильности (равновесия) в длительном периоде: · внедрением новых видов рентабельной продукции, обладающей конкурентными преимуществами на рынке; · использованием эффективных видов материальных ресурсов для снижения себестоимости выпускаемой продукции; · повышением качества продукции и улучшением потребительских свойств выпускаемой продукции; · ускорением оборачиваемости оборотных активов; · увеличением объема выпуска за счет обновления оборудования и использования новых технологий; · сокращением сроков расчетов за поставляемую продукцию; · использованием фондовых инструментов для повышения дохода от внереализационной деятельности и др. Обеспечение финансовой устойчивости организации в длительном периоде за счет увеличения прибыли создает хорошие условия для самофинансирования экономического роста организации и сокращения привлечения кредитных ресурсов.
Типичные варианты управленческих воздействий в целях финансового оздоровления деятельности организации Практика проведения финансового оздоровления организаций различных направлений деятельности позволила определить типичные схемы управленческих воздействий на отдельные элементы бизнес-процессов в организации. Схема 1. Меры, предусмотренные этой схемой, позволяют повысить эффективность использования основных средств организации и добиться снижения затрат на их создание: а) мероприятия по повышению эффективности оборудования: · определение перечня оборудования (инвентаря, приспособлений), не используемого в текущей производственной деятельности или мало (редко) используемого в производственной деятельности; · определение круга потенциальных покупателей и пользователей излишнего оборудования, в первую очередь среди кредиторов, поставщиков материалов, комплектующих и т. д., а также среди предприятий, эксплуатирующих аналогичное оборудование; · продажа излишнего или мало используемого оборудования; · сдача в аренду желающим предпринимателям излишнего или мало используемого оборудования; · обмен оборудованием между предприятиями; · консервация оборудования для исключения его из налогооблагаемой базы, списание старого, изношенного оборудования в металлолом; · если предприятие арендует оборудование, следует изучить возможности перезаключения арендного договора с арендодателем на новых, более экономичных условиях или в противном случае отказаться от него; · рассмотрение возможности альтернативного использования излишнего или мало используемого оборудования для производства других видов продукции или оказания услуг с целью получения новых источников дохода, возможно, в кооперации с другими предприятиями и предпринимателями и др. б) этапы повышения эффективности использования административных, производственных и складских помещений: · определение перечня площадей административного, производственного и складского назначения, мало используемого в текущей хозяйственной деятельности предприятия; сокращение указанных площадей в соответствии с ожидаемым уровнем производства; · определение круга потенциальных покупателей и пользователей административной, производственной и складской площадей предприятия, в первую очередь среди кредиторов, поставщиков материальных ресурсов, клиентов-покупателей; · продажа излишков площадей административного, производственного и складского назначения;
· сдача в аренду излишков площадей административного, производственного и складского назначения; · в случае невозможности продажи/сдачи излишков площадей — проведение работ по их консервации с целью уменьшения текущих энергетических затрат, по их охране, уборке и т. п.; · если предприятие арендует помещения, следует изучить возможности перезаключения арендных договоров с арендодателем на новых, более экономичных условиях или отказаться от него, определить возможности арендовать помещения у другого на более выгодных условиях; · рассмотрение возможности использования свободных помещений для организации новых, более выгодных видов деятельности и производства, возможно, в кооперации с другими предприятиями и организациями; · рассмотрение вариантов централизации деятельности предприятия за счет перевода подразделений в одно или меньшее количество месторасположений с целью высвобождения дополнительной площади; · сдача в аренду земельных участков кредиторам, клиентам, сторонним организациям. Схема 2. Этапы сокращения капитальных вложений: · остановка инвестиционных проектов, которые стали менее эффективными (убыточными) в результате изменения внешних рыночных факторов (ситуации), рассмотрение возможности возврата большей части вложенных средств; · изменение графиков инвестиций с целью уменьшения рисковой денежной нагрузки путем пересмотра этапов капитальных вложений в связи с изменением внешних обстоятельств; · определение возможности передачи объектов незавершенного строительства или привлечения сторонних инвесторов для быстрейшего окончания строительства и ввода объектов в эксплуатацию; · консервация объектов капитального строительства с целью снижения текущих затрат по их содержанию; · переориентирование инвестиционного проекта на новую деятельность, возможно, в кооперации с новыми инвесторами и др. Схема 3. Рационализация производственных запасов: · уменьшение размеров неприкосновенных запасов за счет договоренности о более коротком сроке выполнения заказов на поставку и более равномерном поступлении материалов; · распределение запасов по степени их важности для стабильной деятельности предприятия, уменьшение объема тех видов запасов, которые не являются критическими для функционирования предприятия; · определение видов и количества излишков материалов (деталей, товаров), не используемых в производстве, или запасов, образовавшихся от закрытия нерентабельного производства, или залежавшихся товаров (материалов), готовой продукции и т. д.; · уменьшение затрат, связанных с хранением материальных ресурсов; · первую очередь кредиторов-поставщиков, клиентов-покупателей; · продажа излишних матер-х ресурсов, готовой продукции или их передача в зачет своих обязательств кредиторам; · рассмотрение возможности распродажи залежавшихся запасов, некондиционных товаров и изделий со скидками с тем, чтобы получить дополнительные средства и снизить издержки хранения; · определение возможности переработки, восстановления качества залежавшихся запасов с целью их продажи по повышенной цене. Схема 4. Рационализация производства: · закрытие нерентабельных производств с высвобождением материальных ресурсов, персонала, оборудования и производственных площадей; · сокращение длительности (цикла) незавершенного производства за счет применения современной технологии; · повышение качества выпускаемой продукции за счет внедрения пооперационного контроля качества по технологическим переделам; · увеличение выпуска продукции на рентабельных участках производства за счет концентрации на них ресурсов; · переориентация нерентабельного производства на выпуск более доходной новой продукции, пользующейся спросом на рынке, путем кооперирования с другими предприятиями и привлечения средств инвесторов; · прекращение производства продукции «на склад»; · сокращение рабочих мест соответственно сокращению объемов продаж; · прекращение видов деятельности, обслуживающих основное производство (ремонт, транспорт, изготовление изделий и т. д.), с передачей их специализированным фирмам и др. · всевозможные соглашения в части уступки кредиторов (сокращения суммы задолженности, освобождение от уплаты). Схема 5. Ускорение оборота денежных средств: · создание системы стимулов (скидок) для клиентов, приобретающих продукцию предприятия, в целях ускорения оплаты за продукцию (применение предоплаты, досрочная оплата по сравнению с договором, оплата в срок); · создание системы стимулов (скидок) клиентам, увеличивающим объем закупок продукции и своевременно ее оплачивающим; · применение системы оплаты менеджеров, отвечающих за сбыт продукции, в зависимости от объема поступления денежных средств от клиентов, с которыми они работают; · рассмотрение возможностей продажи дебит-й задолженности своему банку (факторинговые операции) или кредиторам; · рассмотрение отношений с клиентами, потребляющими продукцию организации, их финансового состояния с точки зрения возникновения возможных рисков и установление в зависимости от них возможных лимитов товарного кредита, предоставляемых каждому клиенту. Схема 6. Снижение затрат в производственной и коммерческой деятельности: · уменьшение общехозяйственных расходов в части затрат на автотранспорт, представительские расходы, на командировки, на охрану и др.; · внедрение ресурсосберегающих технологий; · упрощение организационной структуры с целью устранения излишних уровней управления и сокращения затрат на оплату труда управленческого персонала; · введение более жесткого контроля за потреблением энергоресурсов; · осуществление закупок материалов совместно с другими покупателями у одного поставщика с целью уменьшения транспортных и других расходов; · снижение затрат за счет интеграции с поставщиками, или клиентами, или другими производителями; · сужение своей производственной сферы за счет уступки части производственного цикла или вспомогательной работы другому производителю; · сокращение затрат на рекламу за счет пересмотра бюджета, определение сочетаются ли расходы на рекламу с повышением объема продаж, нахождение наиболее эффективных видов рекламы, определение возможности оплаты рекламных услуг с помощью бартера и т. д.; · повышение механизации производственного процесса и сокращение ручного труда; · тщательный отбор сырья и компонентов с определенными техническими характеристиками; · сокращение затрат на покупку сырья и материалов; · замена импортных материалов на аналогичную продукцию отечественного производства; · использование менее дорогих компонентов, где это возможно; · внесение конструктивных, технологических изменений в выпускаемую продукцию для того, чтобы иметь возможность перейти на новые (для повышения качества) или более дешевые материалы; · внедрение прогрессивных форм оплаты труда, обеспечивающих рост производительности труда работников с целью сокращения затрат на оплату единицы продукции; · уменьшение объемов материальных отходов и рассмотрение возможности их использования для производства сопутствующей продукции. Схема 7. Уменьшение оттока денежных средств: · разделение поставщиков на категории по степени их важности для деятельности организации в целях определения приоритетности оплаты кредиторской задолженности; · удлинение сроков платежей менее важным поставщикам; · нахождение альтернативных поставщиков, предлагающих более выгодные условия оплаты или более качественную продукцию, что уменьшает затраты в производстве. Схема 8. Реструктуризация кредиторской задолженности: - определение перечня кредиторов, долги которым следует погасить полностью или частично в первую очередь (просроченная задолженность составляет более трех месяцев, объем более 100,0 тыс. руб.); - определение возможности переноса срока оплаты задолженности с учетом дополнительного вознаграждения с целью своевременной оплаты в будущем; - погашение задолженности кредитором активами должника (материальными ресурсами, продукцией предприятия, услугами) - рассрочка платежа кредиторам частями; - изыскание дополнительных источников финансовых ресурсов за счет эмиссии акций, облигаций; - индивидуальный подход к различным кредиторам (задержка платежей одним, своевременная оплата другим); - всевозможные соглашения в части уступки кредиторов (сокращения общей суммы задолженности, освобождение от уплаты полностью или части процентов, сокращение процентной ставки, отсрочка платежа, рассрочка платежа); - переоформление задолженности в обеспеченные обязательства в обмен на сокращение суммы долга, процентов, увеличение срока погашения долга. Схема 9. Улучшение инкассации дебиторской задолж-сти: - оформление исков в арбитражном суде по менее важным клиентам; -определение возможности и необходимости погашения дебиторской задолженности продукцией, услугами, товарами дебитора; - переоформление дебиторской задолженности векселями; - оценка платежеспособности покупателей и определение политики предоставления коммерческого (товарного) кредита; - систематический контроль расчетов с покупателями по отсроченным и просроченным задолженностям; - применение скидок в обмен на ускорение платежа (дебиторам, которые вряд ли заплатят в ближайшее время, и т. д.); - продажа долга с дисконтом 10—15% третьей стороне или дебитору дебитора. Схема 10. Реструктуризация банковских кредитов: - пересмотр условий кредита (отсрочка выплаты основного долга, снижение процентной ставки), рассмотрение возможности рефинансирования полученного кредита в другом банке; - переоформление краткосрочного кредита в долгосрочный; - заключение договора финансирования под уступку прав требования (договор факторинга). Схема 11. Увеличение объемов продаж: - проведение маркетинговых исследований и наблюдений за различными оптовыми ценами по аналогичной продукции в данном и соседних регионах; - определение групп продуктов, которые наилучшим образом подходят к изменившимся рыночным условиям, определение конкурентных преимуществ своей продукции и возможности извлечения выгоды из них; - проведение анализа цены и объема реализуемой продукции и нахождение наиболее разумного компромисса: уменьшение отпускной цены для того, чтобы увеличить долю предприятия на рынке и объем продаж, и др. Схема 12. Совершенствование организации маркетинга для увеличения объема продаж: - поиск сегментов рынка профильной продукции предприятия или технологически близких видов продукции, на которые существует неудовлетворенный платежеспособный спрос; - информирование потребителей о свойствах продукции, ее качестве, сервисе с упором на «сильные стороны» продукции; - формирование сбытовой и дилерской сети (агентские договора, договора с оптовыми покупателями, создание фирменных торговых точек и т. д.); - формирование системы послепродажного обслуживания продукции; - внедрение (применение) системы договоров с гибкими условиями поставки и оплаты (скидки по предоплате, скидки за своевременное и точное исполнение условий договоров, рассрочка платежей на условиях коммерческого кредита и т. д.); - развитие долгосрочных отношений с поставщиками для обеспечения качества поставок и снижения затрат; - обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия. Схема 13. Совершенствование организации управления: - сокращение числа звеньев и уровней управления; - централизация или децентрализация функций управления в зависимости от конкретных условий производства; - разработка новых функциональных положений, уменьшающих дублирование функций; - увольнение малоквалифицированных руководящих работников или повышение их квалификации; - создание новых функциональных подразделений, ответственных за финансовое оздоровление предприятия; - внедрение эффективного информационного обеспечения; - разработка методов мотивации управленческого персонала в результатах деятельности предприятия; - внедрение мероприятий по снижению документооборота (уменьшение бюрократизации в аппарате управления); - улучшение производственной и орг-й структуры управления. Схема 14. Совершенствование системы бухгал-го учета: - проведение переоценки имущества в связи с изменением рыночных условий; - составление налогового календаря; - внедрение информац-х программ по обработке бух-х документов и предоставлению VIP-информации для руководителя. Схема 15. Реорганизация системы производства и управл-я: - разделение организации на ряд самостоятельных фирм; - выделение наиболее рентабельных производств в самостоятельные организации и ликвидация убыточных производств; - присоединение организации к другой, близкой по производству продукции и ликвидация юридического лица должника; - соединение (слияние) организации с другой, близкой по производству продукции и образование нового юридического лица; - преобразование ООО (ЗАО) организации-должника в ОАО и др. 83. Логистика: понятие, факторы и тенденции развития, объект исследования, цели, задачи, функции, логистические концепции. Исторически лог-ка развивалась как военная дисциплина. Этот термин обозначал четкую, слаженную работу тыла по обеспеч-ю войск всем необх-ми рес-ми (боеприпасы). Др. направление развития лог-ки – экономическое. Начало широкого испол-я лог-ки в эк-ке приходится на 60–70-е г. прошлого столетия. Предпосылками использ-я лог-ки в эк-ке явл.: - превращение рынка продавца в рынок покупателя; - энергетический кризис 1970–х г., способствующий поиску методов рационализации пр-ва, транспорта и складов для снижения издержек пр-ва; - развитие НТП, к-е позволило испол-ть в с/с лог-ки достижения технического прогресса, ср-ва связи и информатики. Этапы развития лог-ки: 1. 20–е – нач. 50–х гг. (период фрагментации). В этот период были сформулированы отдельные предпосылки будущего внедрения логистической концепции. К ним можно отнести следующие: возрастание запасов и транспортных издержек; рост транспортных тарифов; 2. Сер. 50–х - 70–е г. (период становления). Характеризовался интенсивным развитием теории и практики лог-ки. Возникновение концепции общих затрат в дистрибьюции. Смысл этой концепции заключается в том, что можно так перегруппировать затраты. 3. Нач. 70–х гг. (период развития) были сформулированы фундаментальные принципы бизнес – логистики и западные фирмы стали успешно применять их на практике. 4. 1980–е – сер.1990–х гг.(период интеграции) логистика приобрела статус концептуальной стратегии, основанной на глубокой интеграции всех областей хозяйственной деятельности в единую ресурсопроводящую систему. Т. о., лог-ку стали рассматривать как научное направление, цель к-го состоит в разработке методов и организ-х форм управ-я потоковыми процессами, для максимального удовлетворения спроса на прод-ю и доведение ее до потребителя в обусловленный срок с минимал. затратами. Существует целый ряд подходов к определ-ю понятия лог-ка. Лог-ка рассматрив. как наука и как сфера хоз-ой деят-ти. Лог-ка- наука об оптимизации материал. потоков и сопутствующ-х им информац-х, финансовых, сервисных и др. потоков и управ-и ими в определенной микро – или макроэкономической с/с для достижения поставленных целей. Экон.аспект – лог-ка - сов-ть различных видов деят-ти с целью получения с наименьшими затратами необх-го кол-ва прод-и в установленное время и в установленном месте, в к-м существует конкретная потреб-ть в данной прод-и. Цель лог-ки:обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке Задачи: Глобальные: создание комплексных, интегрированных с/с материальных, информ-х, а по возм-ти и др. сопутствующих потоков; стратегическое согласование, планир-ие и контроль за использованием логистических мощностей сфер произ-ва и обращения; достижение высокой системной гибкости; постоянное совершенствование логистической концепции в рамках избранной стратегии в рыноч. среде. Частные (локальные): максимальное сокращение времени хранения прод-и; сокращение времени перевозок; рациональное распределение трансп. Ср-в; быстрая реакция на треб-я потребителей; оперативная обработка и выдача информации и т.п. Принципы логистики: Системность – означает орг-ю и осуществление закупок, хранения, пр-ва, сбыта и транспортировки как единого процесса. Конструктивность - диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения МП; тщательное выявление деталей всех операций материально – технического обеспечения и транспортировки товаров. Надежность- обеспечение безотказности и безопасности движения МП, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения в случае необходимости траектории движения потока. Вариантности– возм-ть гибкого реагирования фирмы на колебания спроса и другие воздействия внешней среды; создание резервных мощностей. комплексность (формирование всех видов обеспечения для осущест-я движения потоков;координация участников движения ресурсов;осущест-е контроля выполнение задач); научность (подробныйрасчет на всех стадиях управлением потоком от планирования до анализа); конкретность (четкая и точная оценка всех ресурсов,используемых в логист.процессе,осуществ-е движения при малых издержках); Достижения своей главной цели логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе следующих правил (шесть правил логистики): - Продукт – нужный продукт; - Качество – необходимого качества; - Количество – в необходимом количестве; - Время – должен быть доставлен в нужное время; - Место – в нужное место; - Затраты – с минимальными затратами. Объект лог-ки– материальн.поток. МП– находящиеся в движении материал. рес-сы, незавершенное произв-во и ГП, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических опер-й или функций и отнесенные к временному интервалу (т/год, т/мес). МП харак-ся определенным набором параметров: номенклатура, ассортимент и кол-во прод-и, габариты, вес, физико – химические харак-ки груза, харак=ки упаковки и т.п. Классификация МП: 1. По отн-ию к логистич.с/с: а) внешние и внутр. (Внешний МПпротекает во внешней для пред-я среде); б) входные и выходные (Входной поступает в логистическую с/с из внеш.среды. Выходной поступает из логистической с/с во внеш.среду). 2. По кол-ву грузов: массовые;крупные;средние;мелкие. 4. По удел.весу груза: тяжеловесные; легковесные. 5. По степени совместимости груза: совместимые;несовместимые. 6. По консистенции груза: насыпные (зерно); навалочные (соль, руда); тарно-штучные (имеют разл.физико-хим.св-ва);наливные (мазут, нефть). По мере движения МП трансформируются в рез-те действия прикладываемых МП. Эти действия назыв.логистич.опер-й и логист.функ-й Логистической опер-й назыв. любое действие, к-е не подлежит дальнейшей декомпозиции (расчленению) и направлено на преобразование материального и сопутствующих ему иных видов потоков (погрузки, разгрузки, сбор инф-и, предачи инф-и и т.д.). Логистической фун-й назыв. сов-ть логистических опер-й, направленных на достижение целей, обозначенных перед логистической с/с или ее элем-ми (звеньями). Выделяют след.логистич.ф-ии:1.основные: снабжение; пр-во; сбыт; упр-е запасами. 2. Обеспечивающие: транспорт-ка; складир-е; сервис;финансы.
Логистическая система (ЛС) предст. собой комплекс элементов – звеньев (подс/с), состоящих в определенных отн-ях и связях м/у собой и образующих некую целостность, ориентированную на упр-е потоками.
Примерная схема логистич. Системы
Фин. Поток
Границы ЛС (Þ- МП; ®фин.поток) Логистические концепции: Концепции Л общие 1.К.общих затрат. Суть К.- все затраты рассматриваются как осуществляемые одновременные для обеспечения требуемого уровня обслуживаня.При сравнении альтернативных подходов затраты по некоторым ф-циям увеличиваются,а по некоторым уменьшается.Цель состоит в нахождении альтернативы,к-рая характ-ся самым назкими общими затратами. 2.К.предотвращенияподооптимизации. Подоптимизация-усилияпо улучшению отдельной ф-ции не приводит к достижению оптим.результатов.Понимается то,что эф_ть отдельной ф-ции,исследуемой изолированно,может отличаться от эф-ти ф-ции как части общего логист.процесса.Необходим поиск компромиссных вариантов взаимодействия всех ф-ций,чтобы сис-ма в целом достигла оптимального баланса.3 .К.фин-вых обменов. Вследствии замены ф-ций распределения одни затраты увелич.,др. уменьшаются.Результатом должно бытьуменьшение общих затрат. Системные концепции 1. «Точно в срок» (JIT) - Современная концепция построения ЛС в пр-ве, снабжении, основанная на синхронизации процессов доставки материальных рес-в и ГП в необх-х колич-х к тому времени, когда звенья логист. С/с в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с созданием запасов. Логистические системы, основанные на JIT– концепции, представляют собой «тянущие системы», в к-х размещение заказов на пополнение запасов матер. рес-в или ГП происходит, когда кол-во их в опред-х звеньях с/с достигает критического ур-ня. В концепции существенную роль играют следующие факторы: спрос, определяющий дальнейшее движение сырья, материалов, полуфабрикатов и ГП; концентрация основных поставщиков матер.рес-в вблизи производителя; кач-во прод-и; точность инф-ии и прогнозирования (надежные телекоммуникационные с/с); повышенная трудовая ответ-ть и высокая трудовая дисциплина всего персонала. Практическое внедрение концепции «точно в срок» - с/с KANBAN.
ЦЗУ заказ Склад сырья цех1 цех 2 цех3 цех сборки потребитель Инф поток Мат поток 2. «Планирование потреб-ти в материалах, в рес-х» MRPI\ MRPII- MRP– с/с оперируют с материалами, полуфабр-ми и их частями, спрос на к-е зависит от спроса на ГП. Основ. целями MRP– с/с явл.: удовлетворение потреб-ти в матер-х, компонентах и прод-и для планир-я пр-ва и доставки потребителям; поддержание низких ур-ей запасов матер. рес-в, незавершенного пр-ва,ГП; расписаний доставки, закупочных операций. На концепциях MRPбазируются ЛС «толкающего» типа. Для них характерны пр-во деталей, компонентов и сборка из них ГП в соответствии с жестко заданным производст. расписанием. В такой с/с предотвратить сбои в производст. процессе и учесть изменения спроса можно только путем создания избыточных производ-х и (или) страховых запасов м/у звеньями ЛС. Наличие подобных запасов замедляет оборачиваемость обор. ср-в, увеличивает с/сб прод-и, но обеспечивает большую устойчивость ЛС при резких колебаниях спроса и ненадежности поставщиков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|