Аудит эффективности системы «малое предпринимательство региона»
Устойчиво-воспроизводственный режим развития национальной экономики неразрывно связан с эффективным использованием ресурсов. При этом особую актуальность приобретает контрольная деятельность, осуществляемая аудиторами наряду с изучением законности совершаемых хозяйствующими субъектами (в том числе признаваемых малыми) финансово-хозяйственных операций. Речь идет об аудите эффективности расходования государственных средств, который включен в Лимскую декларацию руководящих принципов контроля, принятую на IX Конгрессе Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. Согласно Лимской декларации этот вид аудита направлен на проверку того, насколько эффективно и экономно расходуются государственные средства. В систему государственного субсидирования вовлечено и малое предпринимательство, которое наряду с финансовыми потоками также получает право на освоение определенных объемов природных ресурсов, представляющих общенародное достояние. Система аудита эффективности представляет собой оценку экономичности, результативности и действенности использования государственных ресурсов при выполнении органами исполнительной власти и получателями бюджетных средств поставленных перед ними задач, касающихся стратегических социально-экономических программ и программ межведомственного характера. В качестве составных элементов оценки эффективности функционирования субъектов малого предпринимательства представляется логичным рассматривать экономичность, продуктивность и результативность бизнеса. Составные элементы системы оценки эффективности субъектов малого предпринимательства
Экономичность функционирования субъекта малого предпринимательства может быть оценена с помощью показателя относительной экономии (перерасхода) ресурсов, авансированных в бизнес: - трудовых ресурсов; - финансовых ресурсов; - средств труда (среднегодовая стоимость основных производственных фондов); - предметов труда (материальных затрат). Кроме того, могут использоваться качественные индикаторы оценки: - трудоемкость единицы производства (продаж); - коэффициент закрепления оборотных активов; - фондоемкость основных производственных фондов; - материалоемкость производства (продаж). Указанные показатели за ряд лет аккумулируются в таблице; там же приводятся их относительные значения, характеризующие динамику за год (таблица 4.1):
Таблица 4.1. Динамика основных показателей оценки эффективности малых предприятий
Продуктивность представляет собой соотношение полученных результатов и ресурсов, использованных для их достижения. При этом степень использования ресурсов должна быть максимально возможной. В качестве эталона при сравнении должны быть взяты наилучшие результаты, достигаемые при использовании и переработке ресурсов. В качестве расчетного (эталонного) объема предлагается использовать максимально возможный "выход" продукции из единицы исходного сырья (без ущерба качества продукции) в соответствии с принятой технологией производства и объемом потребленных (направленных в переработку) сырья и материалов. Коэффициент продуктивности использования ресурсов (Кп) вычисляется по формуле:
Кп = Рф: Рр,
где Рф - фактический объем продаж (производства) продукции, соответствующей эталону; Рр - расчетный объем продаж (производства) продукции, соответствующей эталону. Оценка и анализ продуктивности представляются целесообразными в условиях разработки и использования методик, нацеленных на отраслевые особенности бизнеса. В любом случае в качестве эталона, выступающего в качестве базы для сравнения, должны быть использованы наилучшие результаты, достигаемые при использовании и переработке исходного сырья (ресурсов). Так, например, в сельскохозяйственном производстве за эталонное значение продуктивности представляется возможным использование высших критериев качества (табл. 4.2):
Таблица 4.2. Индикаторы оценки продуктивности, используемые в качестве эталона (для сельскохозяйственных товаропроизводителей)
Результативность - степень достижения запланированных результатов. Как правило, хозяйствующие субъекты малого предпринимательства в качестве целевой установки определяют получение прибыли как таковой. Однако встречаются и такие цели, как максимизация прибыли или капитализация стоимости. Учитывая интересы всех участников хозяйственных отношений, возникающих в процессе функционирования малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, критерии оценки результативности бизнеса (его эффективности) должны быть построены на комбинациях различных относительных показателей прибыльности:
- прибыль на 1 руб. продаж; - прибыль на 1 руб. активов; - прибыль на 1 руб. собственного капитала; - доля капитализованной прибыли. Для практической работы аудитора значения указанных показателей за ряд лет удобно расположить в таблице, в которой также можно привести соответствующие эталонные значения и отклонения от них фактических значений. За эталон принимается высшее значение показателя, вычисленное по результатам анализа функционирования малых предприятий, работающих в данной отрасли или сфере бизнеса. Конечный социально-экономический эффект от функционирования малого предпринимательства (в условиях привлечения всех видов доступных для него ресурсов) может быть оценен с помощью системы экономических и социальных индикаторов. Однако в рамках оказания аудиторских услуг конкретному хозяйствующему субъекту, являющемуся малым предприятием или индивидуальным предпринимателем, оценивать конечный результат достаточно сложно, поскольку для этого необходим значительный информационный массив, не всегда доступный для отдельного аудитора. Но для государственных органов, занимающихся организацией и координацией деятельности малого предпринимательства в регионе, получение соответствующего информационного поля вполне реально. Для оценки конечного эффекта использования ресурсов малым предпринимательством применимы экономические и социальные индикаторы. К экономическим индикаторам относятся следующие. - валовой региональный продукт на душу населения (ВРП); - прирост валового регионального продукта на один рубль субсидирования в малое предпринимательство; - экономическая эффективность ресурсов, направленных на поддержку малого предпринимательства.
Обобщающим индикатором, характеризующим уровень социального развития региона, является показатель качества жизни. В качестве факторов качества жизни в регионе используются, в частности: - коэффициент, учитывающий долю дохода, идущего на питание; - коэффициент, учитывающий смертность младенцев на 1000 жителей; - коэффициент, учитывающий долю доходов, направляемых на оплату жилищно-коммунальных услуг; - коэффициент, учитывающий долю жителей, обеспеченных благоустроенным жильем; - коэффициент, учитывающий долю населения, обучающегося в вузах и государственных средних специальных учебных заведениях региона; - коэффициент, учитывающий плотность автомобильных дорог (коэффициент Энгеля). К интегральным индикаторам при аудите эффективности системы малого предпринимательства относятся следующие: - индикатор оценки экономичности – коэффициент совокупной относительной экономии ресурсов; - индикатор оценки продуктивности – коэффициент продуктивности использования ресурсов; - индикатор оценки результативности – коэффициент совокупной прибыльности. Относительная экономия трудовых ресурсов определяется как произведение отклонения по среднесписочной численности занятых в малом бизнесе региона на среднюю заработную плату одного работающего в регионе за аудируемый период. Отклонение по среднесписочной численности занятых в малом бизнесе устанавливается путем сопоставления фактической среднесписочной численности работающих в аудируемом периоде с аналогичным показателем базового периода, скорректированным на темпы роста объема производства (продаж).
Список использованной литературы
Лимская декларация руководящих принципов контроля (принята на IX Конгрессе Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г.) Международные стандарты аудита (МСА) Правило (стандарт) аудиторской деятельности (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 11.07.2000 г.) Федеральный закон от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Федеральный закон от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» Филобокова Л.Ю. «Особенности аудита в малом предпринимательстве» // Аудиторские ведомости, №4, 2007 Филобокова Л.Ю. «Формирование информационной базы при аудите субъектов малого предпринимательства» // Аудиторские ведомости, №12, 2007
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|