Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объекты проверки
Нормативная база, используемая для организации проверок, подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя нормативная база - соответствующие законы, положения, методологические материалы по учету и отчетности, налогообложению и аудиторские правила (стандарты). Данные нормативные акты необходимы аудитору, чтобы выявить соответствие ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, проведения анализа, составления заключения. Аудит на малых предприятиях осуществляется на базе следующих нормативных документов: 1) Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96г. (в ред. от 03.11.2006 № 183-ФЗ). В данном документе даются общие положения, относящиеся к бухгалтерской отчетности: состав бухгалтерской отчетности, адреса и сроки ее предоставления и другое. В законе отмечается, что бухгалтерская отчетность организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, аудиторского заключения (если бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту), пояснительной записки. 2) Федеральным Законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07. 2007г. (в ред. от 18.10.2007 № 230-ФЗ). Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
3) Федерального Закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001г. (от 03.11.2006 № 183-ФЗ) Закон определяет правовые основы аудиторской деятельности в РФ. Согласно закону, аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухучета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Аудит осуществляется в обязательной и инициативной форме. Обязательная форма заключается в ежегодной обязательной аудиторской проверке и осуществляется в случаях, если деятельность организаций соответствует одному из критериев: организация является ОАО, кредитной организацией, страховой организацией, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, внебюджетным фондом, либо если в уставном капитале организации имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам, либо если объем выручки за год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством размер МРОТ. При проведении аудиторской проверки в организациях, в уставном капитале которых доля госсобственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, заключение договора на проведение аудита должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса, порядок которого утверждается правительством. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях организаций и лиц, которым они оказывали сопутствующие аудиту услуги /29, С. 224-260/ 4) Гражданский Кодекс Российской Федерации, части первая и вторая, некоторые статьи которого напрямую касаются отношений по договорам гражданско-правового характера как в юридической, так и в экономической части (ст. 746, 735, 781 и т.д.). 5) Налоговый кодекс Российской Федерации, части первая и вторая, содержащие законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах.
6) Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утвержденных Приказом Минфина РФ 7) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. Утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60н. 8) План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций. Утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (в ред. Приказа Минфина РФ от 07.05.2003 № 38н). Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций. 9) Правило (стандарт) № 2. Документирование аудита (в редакции Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 № 532). Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. 10) Правило (стандарт) № 3. Планирование аудита (в редакции Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 № 532). Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее именуется - аудит), применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте). 11) Правило (стандарт) № 8. «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» (введено Постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405). Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к пониманию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также аудиторского риска и его составных частей.
12) Правило (стандарт) «Особенности аудита малых экономических субъектов». Настоящее правило (стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации. Внутренняя нормативная база - это учетная политика, различные методические и инструкционные материалы по организации учета на конкретном предприятии. Они подлежат анализу и сопоставлению с действующей методологией.
3.1.2 Особенности планирования аудита на малых предприятиях На стадии предварительного планирования сотрудникам аудиторской организации следует ознакомиться с системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта. В случае, если из-за недостатков этих систем, связанных с особенностями малых экономических субъектов, получение надлежащих аудиторских доказательств, необходимых для подготовки полноценного аудиторского заключения, не представляется возможным, аудиторской организации целесообразно отказаться от работы с данным экономическим субъектом. Если соответствующие обстоятельства стали ясными сотрудникам аудиторской организации уже в ходе проведения аудита, целесообразно приостановить работу с данным экономическим субъектом либо подготовить по результатам аудита аудиторское заключение, отличное от безусловно положительного. Перед началом аудита малого экономического субъекта особенно важным является согласовать в договоре или письме - обязательстве условия проведения аудита, права и обязанности аудиторской организации и экономического субъекта. При этом следует руководствоваться требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов», «Письмо - обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита» и «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг». Рекомендуется привлечь внимание руководителей экономического субъекта к положениям п. п. 6.1 и 6.2 правила (стандарта) «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», где указано, что ответственность за подготовку, составление и своевременное представление достоверной бухгалтерской отчетности несет руководство экономического субъекта, в свою очередь аудиторская организация несет ответственность за формирование и выражение профессионального мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.
Как и в случае аудита любых экономических субъектов, в ходе аудита малых экономических субъектов следует тщательно планировать работу, анализировать специфику деятельности данного субъекта, изучать системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. При этом следует руководствоваться требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности «Планирование аудита», «Понимание деятельности экономического субъекта» и «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита». Сотрудникам аудиторской организации необходимо оценить, позволяют ли системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля собрать аудиторские доказательства, необходимые для подготовки мнения аудитора. В соответствии с причинами, изложенными в п.п. 2.2, 2.4 - 2.6 Правила (стандарта) «Особенности аудита малых экономических субъектов», в ходе аудита рекомендуется исходить из оценки надежности средств внутреннего контроля как «низкой», если нет явных доказательств противоположного. При этом следует руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск». На основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля аудиторская организация определяет допустимый риск необнаружения. Для субъектов малого предпринимательства значение риска необнаружения обычно должно быть ниже, чем для средних и крупных экономических субъектов. Исходя из задачи минимизации риска необнаружения аудиторской организации рекомендуется предусмотреть необходимое увеличение объема аудиторских выборок /10, С. /69-85/.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|