Особенности бюджетов субъектов РФ
Рассмотрим особенности бюджетов субъектов РФ, относящихся к различным классификационным группам по формированию бюджетов. 1. Архангельская область относится ко второй классификационной группе. На 1997 г. областной бюджет по доходам был утвержден в сумме 1395,7 млрд. руб., по расходам — 1465,7 млрд. руб. и с предельным размером дефицита 70 млрд. руб. Источниками покрытия дефицита областного бюджета были определены: выпуск простых расчетных векселей администрации области; ссуды из федерального бюджета, кредиты банков; доходы от выпуска областных налоговых обязательств. На покрытие дефицита областного бюджета предусматривалось направить по каждому из источников покрытия не более 50% от общей суммы дефицита. В областном бюджете консолидированы средства территориального дорожного фонда и экологического фонда. Зачисление налогов в бюджет области предусматривалось по следующим ставкам: • налог на прибыль предприятий и организаций — 22%; • налог на прибыль предприятий и организаций, налог на прибыль бирж, брокерских контор, банков и иных кредитных организаций, страховщиков — 30%; • налог на доходы видеосалонов (от видеопоказа), от проката видео- и аудиокассет, а также от записи на них — 70%; • налог на доходы казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса— 90%; • налог на имущество предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, объемы производства по основным видам деятельности которых составляют не менее 70% — 0,6%; • налог на имущество предприятий по остальным отраслям и видам деятельности — 1,2%; • единый налог для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения;
• от валовой выручки (дохода) — 6,67%. Годовая стоимость патента для малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, — сорок минимальных размеров оплаты труда. В областном бюджете учитывались:
В соответствии с законом об областном бюджете целевой бюджетный фонд финансовой поддержки регионов формируется за счет 16,286% от фактических поступлений финансовой помощи из федерального бюджета, за исключением сумм, направляемых бюджетам городов и районов в виде финансовой помощи. В целях обеспечения защиты интересов областного бюджета и полноты мобилизации в нем финансовых ресурсов администрация области в случаях нарушения отдельными регионами области установленного порядка зачисления налогов и других доходов и областной бюджет применяет к ним следующие санкции: приостанавливает финансирование из областного бюджета областных программ и мероприятий, осуществляемых на территориях соответствующих районов и городов области, а также передачу средств по взаимным расчетам, трансфертам, бюджетным ссудам и кредитам; регулирует с учетом объемов незаконно оставляемых в бюджетах районов и городов налогов и других доходов областного бюджета размеры предоставляемых им кредитных ресурсов, взаимных расчетов, трансфертов, дотаций и компенсаций.
К защищенным статьям текущих расходов областного бюджета отнесены: заработная плата с учетом взносов в государственные внебюджетные фонды, компенсационные выплаты семьям с детьми, питание, медикаменты, стипендии учащимся средних специальных учебных заведений. При снижении поступлений доходов в областной бюджет в сравнении с утвержденными законом размерами более чем на 10% и при обоснованном прогнозе их дальнейшего снижения администрация области принимает решение о введении секвестра на утвержденные бюджетные расходы, определяет размер секвестра, а также период времени, на который он вводится, и уведомляет об этом областное собрание депутатов. По защищенным статьям расходов ассигнования при секвестре не сокращаются. Сокращение ассигнований по незащищенным статьям расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех разделов, подразделов, статей и видов расходов. Главе администрации области дано право привлекать в течение года кредитные ресурсы в сумме не более 100 млрд. руб. в кредитных организациях РФ для погашения задолженности по заработной плате работникам бюджетных организаций. 2. Алтайский край относится к третьей группе представленной выше классификации субъектов РФ. В крае низка налогооблагаемая база. Объем доходов консолидированного бюджета 1997 г. с учетом походов, передаваемых из федерального бюджета, составлял 5837,4 млрд. руб., в том числе: собственные доходы — 2894,7 млрд. руб., трансферт — 2413,4 млрд. руб., трансферт 1995 г. — 120 млрд. руб., средства из федерального бюджета по взаимным расчетам — 95,3 млрд. руб., другие источники — 114 млрд. руб. Общая потребность в расходах консолидированного бюджета определена в сумме 10643,0 млрд. руб., в том числе минимальный бюджет — 8566,7 млрд. руб., переходящая задолженность по финансированию за 1996 г. — 1774,2 млрд. руб., в том числе по заработной плате работникам социальной сферы — 334,0 млрд. руб.
Дефицит консолидированного бюджета — 4805,7 млрд. руб. В сумму трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ не включена потребность региона на финансирование капитальных вложений, лишь частично предусмотрено возмещение средств на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, социальные пособия и компенсационные выплаты детям, на содержание объектов жилья, газового хозяйства и социальной сферы, принятых в муниципальную собственность. Доходы краевого бюджета составляли 3613,1 млрд. руб., в том числе собственные доходы — 670,4 млрд. руб., или 18,6%, расходы краевого бюджета — 3892,4 млрд. руб., дефицит 279,4 млрд. руб. Собственные доходы обеспечивают покрытие расходов в крае на 17,2%. На капитальные вложения предусматривалось направить 600 млрд. руб. Органам местного самоуправления предоставлялось право осуществлять ежемесячно эмиссию векселей до 20% месячных доходов городов и районов на общую сумму 300,0 млрд. руб. и привлечение кредитных ресурсов на сумму 250,0 млрд. руб. Это в значительной степени увеличивает нагрузку на бюджет, так как приводит к непроизводительным расходам на уплату процентов. В краевом бюджете выделялся резервный фонд, средства которого направлялись на следующие цели: • финансовую помощь городам, районам и отдельным гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий и от последствий других чрезвычайных ситуаций; • финансовую помощь отдельным гражданам, оказавшимся в затруднительном материальном положении; • поддержание деятельности отраслей социальной сферы и сферу жизнеобеспечения населения края; • материальное стимулирование и материальную помощь организациям и лицам, внесшим особый вклад в социально экономическое развитие края; • повышение квалификации работников органов управления финансирование исследований по развитию края; • оказание помощи правоохранительным органам, воинским частям, учреждениям и организациям, находящимся на финансировании из федерального бюджета. Расходование средств фонда производится по распоряжению главы администрации края. Рассмотренный пример дотационного бюджета субъекта свидетельствует о высокой роли федерального бюджета в жизнеобеспечении и социально-экономическом развитии региона. 3. Калининградская область относится к третьей группе классификационной схемы. На 1997 г. областной бюджет по расходам утвержден в сумме 1038,6 млрд. руб. Собственные доходы запланированы в сумме 608,7 млрд. руб., что составляет 58,6% от суммы расходов, трансферты из федерального бюджета — в сумме 266,0 млрд. руб. Предельный размер дефицита областного бюджета установлен на 1997 г. в сумме 163,9 млрд. руб., или 23,6% к объему доходов, с учетом трансферта из федерального бюджета.
На покрытие дефицита областного бюджета направлялись средства в виде финансовых и инвестиционных кредитов от выпуска областного займа в сумме 100 млрд. руб. и привлечения кредитных ресурсов внебюджетных фондов, банков и других источников 63,9 млрд. руб. При высоких рыночных ставках процента за кредит это значительно увеличивало расходы на обслуживание привлеченных ресурсов. Доля отчислений средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, перечисляемых районами в областной бюджет, устанавливалась в размере 10% для направления их на финансирование централизованно выполняемых областью работ: по землеустройству, ведению земельного кадастра, охране земель и повышению плодородия почв. В областном бюджете поступления доходов по источникам были запланированы в следующих суммах (млрд. руб.):
В случае нецелевого использования предприятиями и организациями средств областного и федерального бюджетов, предоставленных на безвозвратной и возвратной основе, несвоевременного возврата бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, а также просрочки уплаты процентов за их использование предусмотрено взимание штрафа в размере двойной действующей учетной ставки Центрального банка РФ. Функциональная структура расходов областного бюджета ни 1997 г. утверждена в следующих суммах (млрд. руб.):
Из областного бюджета предусмотрено выделение бюджетам муниципальных образований для финансирования расходов, на обеспеченных собственными финансовыми ресурсами, дотации в размере 390,0 млрд. руб. К защищенным текущим расходам областного бюджета на 1997 г., подлежащим финансированию в полном объеме, отнесены: заработная плата (денежное довольствие) с учетом взносом на социальное страхование и отчислений в Государственный фонд занятости населения РФ, питание (продовольственное обеспечение), стипендии, государственные пособия, другие социальные компенсационные выплаты населению, приобретение медикаментов и перевязочных средств. 4. Расходы бюджета Новосибирской области на 1997 г. составили 4066,9 млрд. руб., исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 3206,4 млрд. руб. Предельный размер дефицита областного бюджета установлен на 1997 г. в сумме 860,4 млрд. руб., что составляло 21,2% от суммы расходов бюджета. При этом предельный размер заимствований администрации области не должен превышать 15% объема расходов областного бюджета. Доходы и расходы областного бюджета были утверждены в следующих суммах (млрд. руб.):
При снижении поступлений в областной бюджет по сравнению с утвержденными в нем размерами более чем на 30% и при обоснованном прогнозе дальнейшего снижения поступлений администрация принимает решение о введении секвестра на утвержденные бюджетные расходы, определяет размер секвестра и период времени, на который он вводится. Источниками покрытия дефицита областного бюджета являются:
Наряду с регионами, получающими финансовую помощь из федерального бюджета в форме трансфертов, группа субъектов РФ относится к регионам-донорам. Однако это не означает, что такие субъекты РФ не получают средств из федерального бюджета. Например, Москва получает такую помощь в виде субвенций на выполнение функций столицы. Другие регионы получают средства из федерального бюджета в рамках целевых федеральных программ. Таким образом, все субъекты Федерации в той или иной мере зависят от федерального бюджета. 5. Финансовые ресурсы города Москвы включают в себя средства бюджета города, средства внебюджетных и валютного фондов города, другие финансовые активы. Дотации и субвенции из федерального бюджета, заемные средства включаются в бюджет города. Субвенции из федерального бюджета на осуществление городом Москвой функций столицы Российской Федерации выделяются отдельной строкой в федеральном бюджете и бюджете города. Москва имеет единый бюджет города, который утверждается законом города. Бюджет города является самостоятельным и обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом Думы определять направления и порядок их использования и расходования. Доходы бюджета формируются в соответствии с законодательством РФ и законодательством города Москвы. Расходы бюджета подразделяются на бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, в бюджет текущих расходов — все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития. В бюджете города предусматривается резервный фонд, который используется городской администрацией для финансирования непредвиденных расходов. Отчет о расходовании резервного фонда включается в отчет об исполнении бюджета. На территории Москвы проводится единая налоговая политика. Дума по представлению мэра законами города устанавливает городские налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, порядок предоставления льгот по ним, а также по федеральным налогам в пределах сумм, зачисляемых в бюджет города Москвы, в соответствии с федеральным законодательством. По представлению мэра Дума принимает решения об образовании внебюджетных и валютного фондов города, утверждает положения о каждом из них, заслушивает отчеты об использовании фондов. Внебюджетные фонды города представляет собой сумму денежных средств целевого назначения, не зачисляемых в соответствии с законодательством в доходы федерального бюджета РФ и городского бюджета. Валютный фонд города — сумма денежных средств в иностранной валюте, используемых для расчетов с иностранными партнерами. Управление фондами на основе утвержденных положений осуществляют правительство Москвы и другие органы городской администрации. Контроль за целевым использованием средств внебюджетных фондов осуществляют городская администрация и Дума. В бюджете города выделяются средства для районов города. Финансовые ресурсы районов могут включать в себя также средства внебюджетных фондов, заемные и другие средства. Дума по представлению мэра принимает отдельно по каждому району решение о формировании бюджета района с передачей ему прав на самостоятельный сбор и использование части городских налогов, пошлин, сборов, штрафов и других платежей. Контроль за выделением и поступлением средств в районные бюджеты и их целевым использованием Дума осуществляет через Контрольно-счетную палату и городскую администрацию. В качестве примера рассмотрим бюджет региона-донора г. Москвы на 1997 г. Доходы и расходы бюджета по доходам и расходам установлены в сумме 44347,5 млрд. руб. В качестве дополнительных источников финансирования предусматривались заимствования на внутреннем и внешнем рынках. Предельный размер заимствований установлен в сумме 11300,0 млрд. руб., в том числе — предельный размер внешних заимствований в сумме 1500 млн. долл. США. Налоговое кредитование организаций, предприятий и других субъектов, находящихся на территории г. Москвы, осуществляется в пределах сумм увеличения доходов бюджета города за счет сокращения числа действующих налоговых льгот, размер которых утверждается отдельным законом. Поступления доходов по основным источникам предусмотрены в следующих суммах (млрд. руб.):
Расходы бюджета города по разделам функциональной классификации определены в следующих суммах (млрд. руб.):
К защищенным статьям текущих расходов, подлежащим приоритетному финансированию, относятся: оплата труда и начисления на нее; оплата санитарных транспортных услуг; бесплатные детские молочные смеси; бесплатное зубопротезирование; приобретение медикаментов и перевязочных средств; стипендии; приобретение продуктов и их доставка; выплата пенсий и пособий; другие социальные выплаты населению. В расходной части бюджета города особое место занимает бюджет развития. Его размер установлен в сумме 10182,8 млрд. руб. Бюджет текущих расходов составлял 34164,6 млрд. руб. Все субвенции, поступающие из федерального бюджета на выполнение столичных функций, направляются на финансирование капитальных вложений. В связи со сложным финансовым положением предприятий возникает необходимость предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей. В части, зачисляемой в бюджет города, взимается плата в виде процентов за пользование бюджетными средствами в размере одной второй ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Такой порядок применяется по отношению к предприятиям, неплатежеспособность которых связана с недофинансированием из бюджета города только в части сумм, превышающих фактический объем недофинансирования из бюджета города. В бюджете города предусмотрен целевой фонд финансирования строительства муниципального (бесплатного) жилья за счет поступлений из внебюджетного жилищно-инвестиционного фонда. Правительству Москвы предоставлено право погашать кредиторскую задолженность и задолженность по налоговым платежам, образовавшиеся на 1 января 1997 г., путем взаимозачетов в пределах общего объема недофинансирования, сложившегося по результатам исполнения бюджета 1996 г. 6. Другим примером региона-донора служит Самарская область. Областной бюджет на 1997 г. по расходам был утвержден в сумме 4521,1 млрд. руб. и по доходам — в сумме 3850,4 млрд. руб. Предельный размер дефицита областного бюджета определен в сумме 670,7 млрд. руб., или 14,8% от расходов областного бюджета. Поступления доходов по основным источникам предусмотрены в следующих суммах (млрд. руб.):
Функциональная структура расходов областного бюджета утверждена в следующих суммах (млрд. руб.):
Итак, особенности финансов субъектов РФ свидетельствуют о том, что в рамках федеративного устройства государства они имеют единую законодательную базу и к ним применяются единые инструменты государственного регулирования. В то же время в рамках финансов каждого субъекта РФ имеются специфические черты и особенности, характер которых вытекает из законодательных актов субъектов РФ и применяемых инструментов регионального регулирования. Финансы субъекта РФ зависят от совокупности факторов социально-экономического развития и достигнутого уровня жизни населения, что отражается на финансовом потенциале региона и его возможностях по формированию бюджета и социальных внебюджетных фондов.
ГЛАВА 35 Муниципальные финансы
Содержание муниципальных финансов Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения. Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами. Муниципальные финансы включают: • средства местного бюджета; • муниципальные внебюджетные фонды; • государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления; • другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности. Муниципальные финансы основываются на принципах: •самостоятельности; • государственной финансовой поддержки; • гласности. Права собственника в отношении муниципальных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Органы местного самоуправления имеют право передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. Органы местного самоуправления имеют право создавать предприятия, учреждения и организации, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Орган
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|