Нахождение решения задачи о выпуске продукции средствами Microsoft Excel
Задание 6 1. Найдите оптимальное решение задачи средствами Microsoft Excel. Для этого выполните следующую последовательность действий: 2. Создайте экранную форму для ввода условия задачи. 3. Введите исходные данные в экранную форму. 4. Введите формулы из математической модели в экранную форму аналогично тому, как Вы это делали при решении задачи о дневном рационе. 5. Заполните все необходимые для поиска решения поля в окне «Поиск решения» (установите целевую ячейку, направление целевой функции; укажите изменяемые ячейки, задайте ограничения и необходимые параметры поиска решения). 6. Если Вы получили такой же результат (см. Рис. 13), то сохраните файл в своей папке с именем lab_1(с). 7. Найдите целочисленное решение данной задачи и сохраните его в файле с именем lab_1(d). В окне Параметры поиска решения (Поиск решения à Параметры) укажите, что это должна быть линейная модель. Рис. 13. Оптимальное решение Если Вы получили результат, аналогичный тому, что приведен на Рис. 14, то пригласите преподавателя и продемонстрируйте ему вашу работу. Рис. 14. Целочисленное решение 3. Резюме: 1) Решение задачи линейного программирования осуществляется в несколько этапов: · построение математической модели задачи; · создание экранной формы для задачи; · ввод исходных данных в экранную форму; · ввод формул, описывающих математическую модель; · заполнение всех необходимых для нахождения решения полей в окне «Поиск решения» (установите целевую ячейку, направление целевой функции; укажите изменяемые ячейки, задайте ограничения и необходимые параметры поиска решения); · анализ полученного результата. 2) Нахождение оптимального решения:
· Сервис à Поиск решения. 3) Определение параметров поиска решения: · Сервис à Поиск решения à Параметры поиска решения. 4) Нахождение целочисленного оптимального решения: · Сервис à Поиск решения; · в поле «Ограничения» задать ограничение целочисленности необходимых переменных. 4. Контрольные задания 1. Используя MS Excel, найти решение для модели ЛП, соответствующей заданному варианту (табл.4). Сохраните файл с решением под именем zadanie_1(a). Номер варианта соответствует номеру компьютера, на котором работает студент. Таблица 4 Контрольное задание №1
2. Найдите для своего варианта оптимальное решение задачи линейного программирования, используя MS Excel, первоначально построив математическую модель задачи линейного программирования. Сохраните файл с решением под именем zadanie_1(b). 1) Для изготовления двух изделий используются три вида сырья. Общее количество сырья, расход (кг) на изготовление единицы изделия и цена единицы каждого изделия представлены в таблице 5. Составить оптимальный план производства изделий B1 и B2, обеспечивающий максимальный по стоимости выпуск продукции. Таблица 5 Вариант 1
2) На трех станках обрабатываются два изделия. Каждое изделие проходит обработку на каждом станке. В таблице 6 задана трудоемкость обработки каждого изделия на каждом станке, фонд полезного времени работы станков и отпускная цена единицы изделия. Найти план производства изделий, при котором прибыль предприятия от их реализации будет максимальной. Таблица 6 Вариант 2
3) На четырех станках обрабатываются два изделия. Каждое изделие проходит обработку на каждом станке. В таблице 7 задана трудоемкость обработки одного изделия и фонд полезного времени работы станков. Составить план производства изделий, обеспечивающий максимальную загрузку станков. Таблица 7 Вариант 3
4) Предприятие изготовляет два вида изделия. Каждое изделие требует обработки на трех видах оборудования. Известны прибыль, получаемая от реализации каждого изделия, трудоемкость обработки изделий и фонд времени работы оборудования (Таблица 8). Сколько нужно изготовить тех или иных изделий, чтобы прибыль была наибольшей? Таблица 8 Вариант 4
5) Трикотажная фабрика использует для производства свитеров и кофточек чистую шерсть, силон и нитрон. Количество пряжи каждого вида (кг), необходимой для изготовления 10 изделий, запасы каждого вида пряжи, а также прибыль, получаемая от их реализации, приведены в таблице 9. Составить план производства изделий, обеспечивающий получение максимальной прибыли. Таблица 9 Вариант 5
6) Для производства двух видов продукции в цехе используется три группы оборудования. Нормы затрат времени на один комплект изделий, фонд времени работы оборудования, а также прибыль, получаемая от реализации единицы продукции, приведены в таблице 10. Определить вариант загрузки оборудования, обеспечивающий максимальную прибыль от реализации продукции. Таблица 10 Вариант 6
7) Для изготовления двух видов продуктов A1 и A2 используются три вида сырья: В1, В2, В3. Расход сырья для изготовления 1 кг продуктов и запасы (кг) приведены в таблице 11. Составить план производства, обеспечивающий максимальный по стоимости выпуск продукции.
Таблица 11 Вариант 7
8) Для откорма крупного рогатого скота используются два вида кормов B1 и В2, в которые входят питательные вещества A1, A2, A3, A4. Содержание количества единиц питательных веществ в 1 кг каждого вида корма, стоимость 1 кг корма и минимальное содержание питательных веществ в дневном рационе животного представлены в таблице 12. Составить рацион при условии минимальной стоимости. Таблица 12 Вариант 8
9) Предприятие изготовляет два вида продукции: №1 и №2. Каждая продукция требует обработки на четырех видах оборудования. Известны прибыль, получаемая от реализации каждой продукции, трудоемкость обработки продукции и фонд времени работы оборудования (Таблица 13). Составить план производства, при котором прибыль предприятия от реализации всей продукции будет максимальной. Таблица 13 Вариант 9
10) Для изготовления двух видов конфет A и Б на кондитерской фабрике используются три вида сырья: какао, сахар, наполнитель. Общее количество запасов сырья, расход (кг) на изготовление 10 кг конфет и прибыль от реализации 10 кг конфет представлены в таблице 14. Необходимо определить, каких конфет и сколько десятков килограмм необходимо произвести, чтобы общая прибыль от реализации была максимальной.
Таблица 14 Вариант 10
11) Для изготовления двух видов компота в столовой используются три вида сухофруктов: яблоки, вишня и слива. Общее количество запасов сухофруктов, расход (кг) на изготовление единицы компота и цена единицы каждого компота представлены в таблице 15. Составить оптимальный план производства компота B1 и B2, обеспечивающий максимальный товарный выпуск продукции. Таблица 15 Вариант 11
12) Для подкорма почвы используются два вида удобрений, в которые входят: азот, фосфор, калий. Содержание количества единиц вещества в 1 кг каждого вида удобрения, стоимость 1 кг удобрения и минимальное содержание в удобрении представлены в таблице 16. Составить оптимальный план закупки удобрений при условии минимальной стоимости. Таблица 16 Вариант 12
После того, как вся работа будет проделана, пригласите преподавателя и продемонстрируйте ему результат. Вопросы для самоконтроля 1) Что такое математическое и линейное программирование? 2) Какова общая форма записи модели ЛП? 3) Что такое допустимое и оптимальное решения? 4) Каковы основные этапы построения математической модели ЛП? 5) Каковы основные этапы решения задач ЛП в MS Excel? 6) Каков вид и способы задания формул для целевой ячейки и ячеек левых частей ограничений? 7) В чем смысл использования символа $ в формулах MS Excel? 8) Почему при вводе формул в ячейки ЦФ и левых частей ограничений в них отображаются нулевые значения? 9) Каким образом в MS Excel задается направление оптимизации ЦФ? 10) Какие ячейки экранной формы выполняют иллюстративную функцию, а какие необходимы для решения задачи? 11) Поясните общий порядок работы с окном «Поиск решения». 12) Каким образом можно изменять, добавлять, удалять ограничения в окне «Поиск решения»? 13) Какие сообщения выдаются в MS Excel в случаях: успешного решения задачи ЛП; несовместности системы ограничений задачи; неограниченности ЦФ? 14) Объясните смысл параметров, задаваемых в окне «Параметры поиска решения». 15) Каковы особенности решения в MS Excel целочисленных задач ЛП? Лабораторная работа 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|