Профессиональная и личностная самоорганизация.
Профессиональная самоорганизация - управление собой и процессом структурирования времени в профессиональной деятельности, а также становлением себя как профессионала. Профессионализм - не только просто некий высший уровень знаний, умений и результатов человека в этой области деятельности, но и определенная системная организация сознания, психики человека, включая, как минимум, следующие части, компоненты: 1. Свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности): а) образ мира; б) направленность, социально ориентированные мотивы, деятельно ориентированные мотивы, широкие, конкретные, мотивы, обращенные на смежные предметные области; в) отношение к внешнему миру, к людям, к деятельности; г) отношение к себе, особенности саморегуляции; д) креативность, ее особенности, проявления; е) интеллектуальные черты индивидуальности; ж) операторные черты индивидуальности (умелость, готовности к действиям, исполнительские способности); з) эмоциональность, ее особенности и проявления; и) особенности осознание ближнего и более отдаленного родства своей профессии с другими; к) представление о сложных способностях, сочетаниях личных качеств, ожидаемых в данной общности в профессионала (иногда противоположных, казалось бы. несовместимых); л) осознание того, какие качества данная профессия развивает у человека или каким дает возможность проявить ся и которые подавляет; м) представление о своем месте в профессиональной общности. 2. Специфические черты (праксис) профессионала: а) специфические черты, отражены в общих, в том числе и нерасчлененных, нечетких, аллегорических словесных характеристиках, порожденных и существующих в данной профессиональной общности и еще не отраженных в словаре науки (то, о чем наука пока не знает);
б) моторика (движения, координация движений, статика); в) умения, навыки, действия, ориентированные на предметную область труда (исполнительный аспект); г) умение, навыки, действия организационно-производственные, коммуникативные; д) умение информационно-преобразовательные (исполнительный аспект); е) умение, навыки, действия саморегуляцийни; 3. Способность к приему информации (гнозис) профессионалом: а) специфические черты, отражены в общих, в том числе и нерасчлененных, нечетких, аллегорических словесных характеристиках, порожденных и существующих в данной профессиональной общности и еще не отраженных в словаре науки; б) прием информации: внимание, профессиональная специфика внимания, ощущение и восприятие, их профессиональная специфика; в) переработка информации и принятие решений: память, ее профессиональная специфика, представления (включая и представления воображения), их профессиональная специфика; мышления, его профессиональная специфика понимания как проявление мышления и его профессиональная специфика сложные качества ума (воз можно, не нашли отражения в языке науки); представление, его профессиональная специфика; принятия решений, профессиональная специфика принятия решений; г) гностические умения, навыки, действия разновидности гностических действий и их профессиональная специфика (распознает, следит, отбраковка, находит причины неисправностей, разбирается в нестандартных си ситуациях и др.). 4. Информированность, знания, опыт, культура профессионала: а) специфические черты, отражены в общих, в том числе и нерасчлененных, нечетких, аллегорических словесных характеристиках, порожденных и существующих в данной профессиональной общности и еще не отраженных в словаре науки;
б) науки, области теоретического знания, в которых о профессионалы считают важным иметь ориентировки; в) профессиональные (специфические) знания: о перед предметной области, о целях своей деятельности и жизни, о средствах труда, достижения успеха, об условиях своего профессионального развития. 5. Психодинамика (интенсивность переживаний, быстрота их смены) работника, психологические трудности, нагрузка в данной профессиональной области, 6. Осмысление вопросов своей возрастно-половой принадлежности в связи с требованиями профессии; осмысление роли физических качеств, внешности, здоровье, противопоказаний к работе в этой области (как все это осознает профессионал и как это осознанно в профессиональной общности, как это фактически выглядит в отношении данного работника в смысле соответствия профессии). Человек - сложная многоуровневая система, в которой взаимосвязаны все качества, все черты личности. Так экспериментально показано, что успешность обучения операторов зависит от целого комплекса самых, казалось бы, неожиданных субъектных качеств и, в частно сти, уровня рефлексии (способности или привычки глядеть на себя как бы со стороны, осознавать многие стороны своей активности), от типа «локуса контроля» и других. Единство личности обусловливает тесную взаимосвязь всех линий развития и бытия человека, взаимодополняемость всех его сфер жизни. И мы лишь условно разделяем жизнь человека на профессиональную и личную. Это абстракция, необходимая для выделения специфики каждой стороны, сферы жизни человека и, следовательно, тех качеств, которые нужны в каждой сфере. Как профессиональная, так и личная сферы кроме самостоятельного значения важны и необходимы друг для друга. Поэтому самоорганизация в личной сфере имеет как самостоятельное значение, так и является важнейшим фактором самоорганизации в сфере профессиональной. И наоборот. Личностная самоорганизация связана с теми сторонами жизни человека, которые формально не относятся к его работе - жизнь в семье, в сфере досуга, межличностными отношениями, личностным развитием в целом. В связи с этим профессиональная сфера может рассматриваться как дополняющая другие стороны общего развития человека. Отсюда личностная самоорганизация является ведущей.
Личностная самоорганизация включает в себя: · изначення своего жизненного пути и управления своим движением по нему; · процесс самовоспитания, управления формированием своего характера; · управления своей деятельностью в быту; · управление своей деятельности в сфере досуга. Планирование самоорганизации во всех сферах может быть в разной степени перспективным, осознанным и детальным. Наиболее эффективная и гармоничная личностная самоорганизация связана с осознанием человеком ответов на вопрос: «Кто Я?», «Зачем я?», «В чем смысл моей жизни?». Эти ответы становятся стержнем жизни и путеводителем по ней. Когда человек осознает эти ответы, то личная и профессиональная самоорганизация сливаются в единый процесс, развитие приобретает целостность и гармоничность, приоритеты саморазвития и самоорганизации выстраиваются как бы сами собой, естественно. Процесс самоорганизации в значительной степени зависит от уровня развития личности и варьирует от максимально возможной детализации, роспись каждого шага и фиксации каждого результата - рационального, «левополушарного» подхода к «простому» пребывания в жизненном процессе - интуитивного, «правополушарного»подхода. Планирование самоорганизации и начинается с определения приоритетов, на основе которых выстраивается «дерево» целей. При этом необходимо осознавать, что любое планирование осуществляется на текущий момент и с течением времени, по мере развития как приоритеты, так и конкретные цели могут и должны уточняться. Проведение ориентировки и диагностики может изменяться по ходу жизни, приобретать все более упрощенные и краткие формы и в конечном итоге может полностью смениться интуитивным ощущением, чувством. Вопросы для самоконтроля: 1. Охарактеризуйте содержание понятия «профессиональная социализация» и его основные формы. 2. Определите принципиальное отсутствие свя связи возраста личности и ее профессионального развития в модели адаптивного поведения и модели профессионального развития.
3. Назовите основные социальные агенты профессионализации. 4. Предоставьте характеристику личностной самоорганизации и ее основным составляющим. 5. Назовите основные основные подходы к изучению профессионального развития личности. Выводы (краткое резюме). Профессионализация - это процесс становления профессионала. Этот процесс включает: выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирования и осознания себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии и др.. В целом профессионализация - это одна из сторон социализации, подобно тому как становление профессионала - один из аспектов развития личности. Так, в силу своего социального характера, профессионализация личности осуществляется посредством деятельности определенных общественных структур и социальных институтов. Социальными агентами профессионализации есть семья, общие образовательные учреждения, профессиональные образовательные учреждения, социальные организации и трудовые коллективы, государство в целом. Таким образом, с одной стороны, процесс профессионализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью профессиональной зрелости, которая характеризуется обретением высокого профессионального мастерства и статуса; с другой - профессионализация продолжается на протяжении всей жизни человека, поскольку совершенствование профессионального мастерства и развитие профессионализма не ограничено какими то временными рамками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|