Раздел 1.5. Стрессы и трудовые конфликты в профессиональной деятельности: причины, виды и пути решения.
СОДЕРЖАНИЕ 1. Общее представление о функциональных состояния работника. 2. Проблема стресса и дистресса в труде. 3. Сущность и структура производственного конфликта. 4. Трудовые конфликты, пути и методы их решения. Ключевые слова: конфликт, стресс, дистресс, труд, факторы возникновения конфликта, типы конфликтных личностей, трудоустройство; факторы профессионального стресса, профессиональный стресс, психологическая напряженность, межличностный конфликт, стадии конфликта, способы управления конфликтами. Цели и задачи изучения раздела. Успешное изучение раздела позволяет: Иметь представление о проблеме стресса и дистресса в труде и способы управления производственными конфликтами, пути и методы их решения. Владеть основными категориями: конфликт, стресс, дистресс, работа, трудоустройство; факторы стресса, профессиональный стресс, психологическая напряженность, межличностный конфликт, стадии конфликта, способы управления конфликтами. Задания раздела 1.5. При изучении раздела 1.5. важно: · изучая пункт 1, необходимо остановиться на общем представлении о функциональных состояния работника; · изучая пункт 2, обратите внимание на проблемы стресса и дистресса в труде; · изучая пункт 3, остановитесь на сущность и структуру производственного конфликта; · изучая пункт 4, обратите внимание на трудовые конфликты, пути и методы их решения. Учебный материал. Прочитайте, выделите основные черты и законспектируйте Общее представление о функциональных состояния работника Проблема функциональных состояний - одна из самых запутанных в психологических исследованиях человеческой деятельности. Ю. Забродин отмечает: «Функциональное состояние перестает быть просто фоном, но становится существенной особенностью динамики реально наблюдаемых характеристик поведения и деятельности. Основные трудности здесь заключается в том, что при анализе профессиональной деятельности мы рассматриваем, главным образом, стационарные оценки параметров того или иного психического процесса, а их изменение в разные моменты времени связываем с изменением функционального состояния человека.
Выделяется две основные группы психических функциональных состояний: 1) стресс (напряженность), и 2) утомление. При этом существуют различные уровни факторов, определяющих функциональные состояния работника: физиологические факторы и психологические факторы. Теоретический аспект проблемы функциональных состояний связан с уточнением вопроса о том, что вообще считать психическим функциональным состоянием? Ю. Забродин пишет в этой связи: «... в природе самого функционального состояния заключена и динамика и стабильность. Именно в понятии состояния мы пытаемся связать два важнейших момента психического: устойчивость и изменчивость». При этом традиционно под «состоянием» понимают только «стабильность». Таким образом, при экспериментальном исследовании функциональных состояний важны временная динамика состояний и структурный описание самого состояния. Проблема структуры функциональных состояний связана с пониманием того, что само состояние - это «фиксация некоторых событий», зафиксированный «временной срез» значений системы, отображения ее структуры в каждый данный момент (интервал) времени». При этом сразу же оказывается трудность, выражается в том, что «под таким отражением мы понимаем не просто» временной срез "... но на самом деле временной инвариант, то есть такое отображение, при котором структура взаимосвязей остается зафиксированной, неизменной в течение произвольно выбранного промежутка времени (произвольной ого интервала)».
«Поэтому важно избежать ошибок, выбирать эти временные интервалы так, чтобы не нарушать пространственно-временной целостности интересует нас системы, - пишет Ю. Забродин. - Да при изучении «состояния» того или иного психического процесса необходимо, чтобы он полностью «уложился» в рассматриваемый временной интервал. Понятно, что множество найденных таким образом интервалов в первом приближении определяют множество возможных состояний изучаемого системы». При этом «каждый субъект потенциально может находиться в одном из множества различных состояний» - этим и определяется «пространство функциональных психических состояний». Функциональные состояния психической системы человека - оператора интересные постольку, поскольку они меняются. Проявление изменений функционального состояния выражается в ритмах (как регулярных изменениях системы), и в нерегулярных (чаще всего, навязанных) изменениях системы. В психологическом плане «состояния всегда реально рассматривать как реакции на внешние или внутренние возмущения, которые изменяют характеристики психической системы и организма в целом». Как считает Ю. Забродин, «проблема функционального (психического) состояния оказывается теснейшим образом связанной с психологическим проектированием профессиональной деятельности, особенно в той его (психологического проекта) части, которая относится к профессиональной подготовке и функционированию субъекта». При психологическом проектировании деятельности следует различать: · «Состояние профессиональной пригодности человека»(здесь обычно оцениваются потенциальные уровни формирования и сформированности ПГК); · «Состояние профессиональной готовности субъектов ' объекта труда» (здесь имеется я ввиду, что система ПВК уже «готова» действовать эффективно в данный момент времени, в данном месте, при решении данных задач»). «Формирование профпригодность отличается от задач отбора и распределения людей. При проектировании деятельности реализуется проблема психологического управления в двух типах: 1) Когда мы готовим людей к деятельности, мы, управляя ими в индивидуальном процессе обучения, формируем профессиональные способности, строим систему нужных ПВК, а затем - приводим их «в действие»; 2) Когда мы выбираем и распределяем людей, то делаем то же самое по отношению к контингенту, к множеству претендентов на рабочее место».
Особый интерес представляет проблема управления функциональным состоянием работника. Проблема регуляции психическим состоянием работника возникла как реакция на участившиеся сбои в работе (из-за утомления, неправильного режима работы и т.п.). Л. Дикая и Л. Примак выделяют следующие основные методы регуляции психическими состояниями: · Рефлексологичний метод (воздействие на биологически активные рефлексогенные зоны и точки с помощью: токов, иглоукалывания, лазерными технологиями); · Влияние через музыку (светомузыку) - один время на крупных предприятиях была мода на комнаты психологической разгрузки (КПР), где активно использовались релаксационные занятия с успокаивающим музыкой; · Регуляция поведения психофармакологическими средствами. Считается, что это один из старых способов. Он применяется для стимуляции работоспособности. К сожалению, оказалось множество проблем: не все люди одинаково переносят такие препараты; быстро производится «зависимость» от препаратов. С тем также снижается эффективность действия стимулирующих препаратов; · Методы постгипнотическом, аутогипнотичного внушения и метод моделирования особых суггестивную состояний человека (ОССП). Эти методы используются для мобилизации резервов человеческой психики (лишь в особых случаях). Основные недостатки метода: перевод оператора в состояние постгипнотическом внушения реально прерывает его деятельность, нарушает ее целостность; кроме того, сроки такого воздействия достаточно непредсказуемы и сильно зависят от особенностей конкретных людей; · Различные релаксационные упражнения (смена рабочих поз, упражнения на расслабление). Прочитайте, выделите основные черты и законспектируйте
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|