Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические, административно-организационные и правовые основы регулирования занятости населения.




Правовые основы регулирования и организация занятости населения.

Важнейшим критерием социальной ориентированности национальной экономики является отношение в обществе к проблемам занятости населения. Занятость трудоспособного населения ния сначала направлена ​​на человека, его экономические и социальные интересы, создает условия для удовлетворения потребностей человека в труде. Как объект экономической и социальной политики государства занятости населения должна рассматриваться как один из главных приоритетов общественного развития, что существенно влияет на состояние использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов в экономической системе, возможности внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, размещение производительных сил. Учитывая все это одним из важнейших направлений влияния общества на отношения в сфере занятости населения выступает ее регулирования как составной части регуляторного влияния на развитие рыночной экономики.

Регулирование представляет собой целенаправленное воздействие на экономические и социальные процессы и их связи в обществе с целью изменения или поддержания в неизменном состоянии. Как правило такой влияние оказывает государство и поэтому оно выступает как государственное регулирование. Последнее является результатом критического осмысления несостоятельности механизмов рыночного саморегулирования по решению кардинальных проблем развития экономической системы.

Социально-экономические методы государственного регулирования занятости населения обеспечивают косвенное целенаправленное воздействие на этот сложный процесс. А правовыми и административно-организационными методами государство непосредственно влияет на состояние занятости населения в обществе. Это предусматривает обеспечение прав и интересов работников, создание благоприятных условий на производстве, совершенствования законодательства о занятости населения и труд.

Наработанные мировой практикой административно-организационные методы государственной политики занятости населения весьма разнообразны. Одно из ведущих мест среди них относится установление квот на трудоустройство при заключении контрактов с работодателями, выборочном налогообложению занятости, уменьшение или увеличение пенсионного возраста, регулирования продолжительности рабочего времени, влияния на миграцию рабочей силы, ее территориальную, отраслевую и профессионально квалификационную мобильность.

Значительное влияние на последнее имеют государственные и территориальные программы занятости населения. Их разработка занимает видное место и в рекомендациях и конвенциях МОТ по вопросам политики занятости (1964, 1984 гг..) В частности, в них рекомендуется рассматривать программы как средство осуществления политики занятости населения. Такие программы должны включать: организацию деятельности эффективных служб трудоустройства, содействие возможностям обучения и переобучения, меры по координации жилищной политики с политикой занятости населения.

В Украине разработка годовых и долгосрочных программ занятости передбачаетья Законом «О занятости населения», который определяет цели и задачи, которые закладываются в основу программ. Среди них:

· содействие развитию и структурной перестройке экономики, созданию условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь на рентабельные производства и в приоритетные отрасли народного хозяйства;

· предотвращение развития безработицы и ее сокращение путем повышения экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании дополнительных рабочих мест, преимущественно с гибкими формами занятости;

· улучшение системы воспроизведения рабочей силы в сочетании с развитием рабочих мест, профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации населения, эффективное использование трудовых ресурсов;

· защита безработных и их семей от негативных последствий безработицы и обеспечение занятости граждан, нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

· формирование материальной, кадровой, информационной, финансовой и научно-методической базы государственной службы занятости;

· меры содействия занятости населения, проживающего в сельской местности.

Изучение и обобщение теории и практики составления программ занятости населения в Украине свидетельствует о том, что оно позволяет:

· прогнозировать ситуацию на национальном и региональных рынках труда, четко видеть проблемы их развития и функционирования;

· решать долгосрочные задачи государственной политики занятости населения;

· в контексте общей стратегии влияния на состояние занятости и нацио нального рынка труда находить «узкие» места в государственной политике по ним, эт 'связаны с несовершенством законодательных норм;

· воспроизводить вертикальные и горизонтальные связи ' связки между институтами власти, что позволяет привлекать к реализации отдельных мероприятий различные ведомства, органы, организации и учреждения;

· согласовывать мероприятия всех уровней, выделять приоритетные направления;

· определять этапы решения отдельных проблем, анализировать эффективность расходов, осуществляемых на реализацию отдельных направлений и подпрограмм;

· сочетать решения отдельных проблем занятости населения и координировать их регулирования в рамках единого документа и выделенных средств;

· отслеживать выполнение и эффективность отдельных мероприятий при наличии соответствующих показателей.

Годовые и долгосрочные государственные и территориальные программы занятости населения разрабатываются Кабинетом Министров Украины и местными государственными администрациями, органами местного самоуправления при участии государственной службы занятости населения.

Экономико-географические условия отдельных территорий страны, их производственная специализация и уровень социально-экономического развития порождают региональные различия в занятости населения и уровне безработицы. Определенные различия в состоянии занятости существуют и в отраслевом разрезе. Это учитывается при разработке общегосударственных и региональных программ занятости населения. По степени воздействия на регулирование занятости населения политика в этой сфере базируется на реализации общенациональных, отраслевых, региональных и внутрифирменных мероприятий.

Большинство задач государственной политики занятости решается на региональном уровне. Используя арсенал ее методов, органы государственного управления влияют на сбалансированность региональных рынков труда и состояние занятости населения в регионе.

Среди других административно организационных методов, применяемых в процессе разработки и реализации государственной политики занятости следует выделить добровольное переселение граждан и членов их семей. Оно осуществляется для обеспечения занятости населения и развития отдельных регионов Украины. С этой целью разрабатывается организационные мероприятия, направленные на содействие такому переселению с выделением соответствующих материальных ресурсов и финансовых средств.

Определенную роль в реализации административно-организационных методов государственной политики занятости населения играет определение территорий приоритетного развития, на которых создание рабочих мест поощряется государством. Такие территории (прежде трудонадлишкови и с высоким уровнем безработицы, сельские и горные районы) на определенный период приобретают статус территорий приоритетного развития.

Предприятия, организации, учреждения, которые создают на указанных территориях свои производства, их филиалы и дополнительные рабочие места, пользуются льготами в порядке и на условиях, определенных законодательством Украины и решениями местных государственных администраций, исполнительных органов соответствующих советов.

К этой же группе методов разработки и реализации государственной политики занятости населения относится создание координационных комитетов содействия занятости населения. Они состоят из равного числа представителей профсоюзов, органов государственного управления, владельцев предприятий или уполномоченных ими органов, предпринимателей.

Прочитайте, выделите основные черты и законспектируйте

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...