Теоретический обзор подходов к понятию «профессиональная социализация».
Профессионализация в широком социальном смысле понимается как создание и развитие общественных институтов, а также правил и норм, связанных с формированием профессиональной структуры общества. В узком смысле процесс профессионализации означает формирование профессиональных групп, которые имеют специфические интересы и ценности, а также профессиональных позиций и ролей. В данном случае профессионализацию можно рассматривать как часть процесса социализации личности. Теоретический обзор подходов к понятию профессионализации позволил выделить: Социологический подход, в котором под профессионализацией понимается процесс овладения человеком нормами профессиональной деятельности, система общественных институтов, регулирующих процесс освоения профессиональной роли. В рамках социологии профессионализация - это прежде всего обретение социального статуса через профессию; Психологический подход, в рамках которого профессионализация рассматривается как непрерывный процесс становления личности в профессиональной деятельности или как процесс проявления субъектной активности в профессиональной деятельности; Педагогический подход, профессионализация как профессиональное обучение. Чаще всего под профессионализацией понимается специальная профессиональная подготовка субъекта к будущей профессиональной деятельности, то есть профессиональное образование; Экономический подход, профессионализация как развитие и реализация человеческих трудовых ресурсов в ходе трудовой деятельности. В рамках данного подхода профессионализация понимается как условие развития человеческих трудовых ресурсов, как процесс включения (или исключения) индивида в социально-экономическую практику через сферу занятости.
Исследование экономической сущности профессионализации позволяет сделать вывод о ее противоречивом характере, поскольку социально-экономические условия ведут к нарушению принципов свободы и добровольности профессионального выбора. В основе профессионализации также лежит противоречие между уровнем профессионального потенциала работника и характеристиками, предъявляемых к этому потенциалу на рынке труда. Обобщая эти определения, можно сделать вывод о том, что профессионализация представляет собой процесс овладения необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, адаптацию к профессиональной среде. Профессионализм результат этого процесса, показатель успешности его осуществления, качественная характеристика специалиста. Можно сказать, что профессионализм выступает и как некая социальная перспектива, которая в той или иной степени доступна каждому специалисту. Одним словом, профессионализация является становление и развитие профессионализма. Профессионализация личности в широком плане предусматривает два взаимосвязанных компонента: становление профессионального самосознания, развитие внутренних личностных структур индивида - психологический аспект профессионализации, отраженный в понятии «профессиональное развитие»; формирование профессиональных знаний, умений, навыков, усвоение социально-профессиональных норм, становления личности как субъекта профессиональной деятельности - социальный аспект, отраженный в понятии «профессиональная социализация». Несмотря на важность психологической составляющей становления человека-профессионала, профессионализация личности по своей сути социальный процесс, который является неотъемлемым компонентом в общей социализации личности. Социальный характер профессионализации обусловлен социальным содержанием профессиональной деятельности, возникшей в ходе общественного разделения труда и носит институциональный характер.
Профессионализация личности в узком смысле - это профессиональная социализация индивида, то есть усвоение индивидом профессиональных норм, ценностей, знаний, приобретения умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности, становление профессиональной морали и формирования общего мировоззрения личности, включает в себя в качестве необходимого компонента представления о «мире профессии». Профессиональная социализация - это процесс, посредством которого человек приобщается к определенным профессиональным ценностям, включая их в свой внутренний мир, формирует профессиональное сознание и культуру, объективно и субъективно готовится для профессиональной деятельности. В качестве одного из направлений процесса общей социализации личности, профессионализация представляет собой разноуровневое и многоступенчатое явление. Различают первичную и вторичную профессионализацию. Первичная профессионализация является процесс становления специалиста. Она включает в себя приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного начала профессиональной деятельности, то есть приобретение специальности. Вторичная профессионализация имеет своей целью превращение специалиста в профессионала, то есть психологическое, социальное и мировоззренческое развитие личности, формирование особого профессионального мастерства, творческого подхода к профессиональной деятельности и широкого профессионального мировоззрения, включающего в себя духовно-нравственный компонент. Таким образом, с одной стороны, процесс профессионализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью профессиональной зрелости, которая характеризуется обретением высокого профессионального мастерства и статуса; с другой стороны - профессионализация продолжается на протяжении всей жизни человека, поскольку совершенствование профессионального мастерства и развитие профессионализма не ограничено какими то временными рамками.
Профессионализация личности представляет собой целостный, непрерывный процесс только в том случае, если оно осуществляется в рамках какого-либо одного вида профессиональной деятельности. Однако современное общество мобильная и динамичная система. Интенсификация производства, обусловленная компьютеризацией и автоматизацией, внедрением новых технологий приводит к изменению содержания профессиональных функций, к интеграции некоторых видов труда, их взаимообогащению, к возникновению новых профессий и отмирание старых. Процессы дифференциации профессиональной деятельности настолько интенсивные, что требуют изменения профессиональных ценностей в современном обществе: на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Профессиональный мир испытывает потребность в профессионально мобильных специалистах, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с планированием и устройством собственной профессиональной жизни. Данная проблема особенно актуальна в современном обществе в связи с тем, что в последние годы в ходе экономических и социальных реформ многие люди были вынуждены сменить профессию, то есть включиться в процесс репрофессионализации. Отношение личности к смене профессии и репрофессионализации также непосредственно связано с общественным восприятием этого явления и социальными традициями. Монопрофессионализм как общественно одобряемая направленность личности на один тип профессиональной деятельности сформировался в эпоху индустриального общества, когда профессионализм предполагал узкую специализацию в рамках какой-либо одной профессии. Очевидно, что постиндустриальное общество ориентируется на другой подход к пониманию профессионализма, который в новых условиях необходимо включает в себя способность к профессиональной мобильности и профессиональной динамике в соответствии с меняющимися социальными потребностями. Одновременно с этим, одним из общественных требований к профессионалам является расширение предметного поля профессиональной деятельности, способность активно реализовывать собственный творческий потенциал в смежных профессиональных областях. В условиях подобного полипрофессионализма смена профессии и репрофессионализация не воспринимается личностью и обществом как исключительное явление, а скорее один из направлений вторичной профессионализации.
Таким образом, с одной стороны, процесс профессионализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью профессиональной зрелости, которая характеризуется обретением высокого профессионального мастерства и статуса, с другой - профессионализация продолжается на протяжении всей жизни человека, поскольку совершенствование профессионального мастерства и развитие профессионализма не ограничено какими - то временными рамками. Репрофессионализация - это длительный и сложный процесс перехода личности от одной профессии к другой на основе уже полученных профессиональных и личностных качеств. Этот процесс включает в себя выбор новой профессии, овладев ею, формирования стратегии новой профессиональной деятельности и ее реализацию на основе имеющегося у человека опыта, знаний, навыков, образования, потребностей в личном и профессиональном развитии. Монопрофессионализм как общественно одобряемая направленность личности на один тип профессиональной деятельности сформировался в эпоху индустриального общества, когда профессионализм предполагал узкую специализацию в рамках какой-либо одной профессии. Очевидно, что постиндустриальное общество ориентируется на другой подход к пониманию профессионализма, который в новых условиях необходимо включает в себя способность к профессиональной мобильности и профессиональной динамике в соответствии с меняющимися социальными потребностями. Одновременно с этим, одним из общественных требований к профессионалам является расширение предметного поля профессиональной деятельности, способность активно реализовывать собственный творческий потенциал в смежных профессиональных областях. В условиях подобного полипрофессионализма смена профессии и репрофессионализация не воспринимается личностью и обществом как исключительное явление, а скорее один из направлений вторичной профессионализации. Прочитайте, выделите основные черты и законспектируйте
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|