Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение: что такое гуманитарная биология




Памяти проф. М.В. Гусева

Посвящается

 

Проф. М.В. Гусев, А.В. Олескин, Е.Р. Карташова, Т.А. Кировская, С.А. Остроумов, И.В. Ботвинко, А.С. Лукьянов, З.В. Каганова, член-корр. РАН Б.Г. Юдин, Е.Н. Шульга, А.Е. Седов

__________________________________________________________

Биологический факультет, кафедра физиологии микроорганизмов, Сектор биосоциальных проблем

Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова

__________________________________________________________

Институт философии Российской академии наук

Москва, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ: ЧТО ТАКОЕ ГУМАНИТАРНАЯ БИОЛОГИЯ 6

1. ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИТАРНОЙ БИОЛОГИИ 8

1.1. Основные принципы жизни, ее единство и разнообразие. Системные подходы к живому (А.В. Олескин, М.В. Гусев). 8

1.2. Биософия (Е.Р. Карташова) 51

1.3. Биофилософия (З.В. Каганова). 72

1.4. Философия жизни. Эволюционная эпистемология (Е.Н. Шульга) 78

2. СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИТАРНОЙ БИОЛОГИИ 85

2.1. Биополитика (А.В. Олескин) 85

2.2. Охрана биоразнообразия (C.A. Остроумов) 211

2.3. Генетические технологии: социальные и политические последствия (А.В. Олескин) 228

2.4. Нейрохимия и нормы поведения (А.В. Олескин, Т.А. Кировская) 239

3. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИТАРНОЙ БИОЛОГИИ 257

3.1. Биоцентризм как базис биоэтики и биологическое образование. Миссия России (проф. М.В. Гусев) 258

3.2. Этика экспериментов на животных (А.С. Лукьянов) 269

2.3. Биомедицинская этика (чл.-корр. Б.Г. Юдин) 281

2.4. Экологическая этика (С.А. Остроумов) 286

4. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И СЕМИОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИТАРНОЙ БИОЛОГИИ 293

4.1. Биоэстетика (И.В. Ботвинко) 293

4.2. Биосемиотика (А.Е. Седов, консультант С.В. Чебанов) 304

ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛАМ ТЕЗАУРУСА 354

SUMMARY 375

CONTENTS 374

ПОДПИСИ К РИСУНКАМ 376

РИСУНКИ 379

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Ушедший от нас 11 июля 2005 г. проф. М.В. Гусев, декан Биологического факультета и заведующий кафедрой физиологии микроорганизмов, видный ученый-микробиолог, философ, поэт, поборник идей биоцентризма, биологического образования для всех, биополитики и интегративной биологии, оставил нам для реализации немало творческих планов и проектов. Предлагаемый тематически организованный энциклопедический словарь (тезаурус) является одним из них. Проф. М.В. Гусев был не только разработчиком общей идеи тезауруса, но и одним из основных авторов. Необходимо также отметить, что тезаурус представляет собой часть серии словарей, построенных по сходным структурным принципами и посвященных различным областям современной науки. Работа над всей серией тезаурусов стала возможной в результате важной инициативы академика Ю.В. Рождественского, также безвременно покинувшего нас. Именно он выступил с общей концепцией тематических словарей-комендиумов, тем самым вдохновляя ученых различных специальностей на написание тезаурусов. Образцом для оформления текста данного тезауруса послужил «Словарь терминов. Общество. Семиотика. Экономика. Культура. Образование» (Ю.В. Рождественский.М.: Флинта. 2002).

Терминологический словарь по гуманитарной биологии выполняет особую функцию. Он отвечает за "наведение мостов" между естественными, социальными и гуманитарными науками. Авторы убеждены, что все накопленные до сих пор знания о живых существах помогут нам преодолеть концептуальную пропасть между этими типами наук. Действительно, последующий текст полон фактов, свидетельствующих о том, что живые существа принадлежат к обоим мирам - миру естественных наук и миру наук о человеке и обществе. По этой причине тезаурус сосредо­точивает внимание на гуманитарной биологии (совокупности приложений биоло­гии к проблематике человеческого общества, находящейся в компетенции социологии, политологии, психологии, истории, юриспруденции, эстетики, этики и других социальных и гуманитарных наук), а не просто на биологии как таковой, традиционно относимой к естественным наукам. Собственно биологии «в чистом виде» посвящен лишь первый подраздел первой главы («Основные принципы жизни…»), но и в нем, наряду с изложением фундаментальных свойств живого, его краткой классификации и сведениями об эволюции (которые более подробно рассматриваются во втором подразделе той же главы («Биософия»), развиваются системные подходы к живому, в частности, кибернетика и синергетика, которые явно выходят за рамки предмета только биолгии и допускают как общеонтологические, так социокультурные параллели и аналоги.

В дополнении к "наведению мостов" между естественными науками и науками о человеке и обществе, гуманитарная биология также выполняет еще одну важную роль - они помогает применять биологические знания к делу улучшения отношений между людьми и усовершенствования социальных структур. Еще одна грань биологии как гуманитарной науки - она способствует сохранению биоса, т.е. всего мира живых организмов, населяющих нашу планету.

В согласии с замыслом тезауруса находится и его структура, включающая шесть основных глав, посвященных важнейшим аспектам гуманитарной биологии – философским (биософия, биофилософия), политическим (биополитика), этическим (биоэтика), семиотическим (биосемиотика) и эстетическим (биоэстетика), историческим (биоистория), педагогическим (биологическое образование).

Все эти направления, безусловно, весьма важны для современной культуры и в известном смысле равноправны как части гуманитарной биологии как единого комплексного целого. Однако, в силу специфики подхода к ней составителей, во главу угла была поставлена – и наиболее подробно освещена в тезаурусе – биополитика как совокупность социально-политических приложений современных наук о живом (глава вторая, раздел 2.1). Тема биополитики по существу обсуждается и во всех последующих разделах главы второй. По замыслу составителей, все это не должно умалять значения всех остальных составляющих современной гуманитарной биологии, например, биоэтики, биоэстетики. Просто биополитике было удобно отвести роль своего рода структурирующего каркаса при изложении материала, даже относящегося к другим ветвям гуманитарной биологии. Отметим, что на базе биополитики легко и логично структурируется гуманитарно-биологический материал для уроков в средней и высшей школе (см. «Преподавание биополитики в рамках биологического образования..” в главе шестой).

Каждая глава тезауруса дробится на разделы и подразделы, охватывающие тематически соответствующие массивы ключевых понятий. В соответствии с традицией составления энциклопедических словарей (компендиумов), употребляемые в тексте статей понятия, содержащие отсылку к другим статьям тезауруса, набраны строчным курсивом; все прочие важные термины и словосочетания (а также развернутые определения) выделяются строчным жирным шрифтом. В конце большинства разделов имеется краткая библиография, по мере возможности включающая легко доступные и популярные литературные источники. На протяжении каждого раздела при переходе от статьи к статье нарастает степень связи содержания с социально-политической или гуманитарной проблематикой. Например, раздел по генетике в главе по биополитике начинается элементарными понятиями фундаментальной генетики (ген, хромосома, ДНК), а завершается значением генетических факторов для социального поведения человека и генетическим разнообразием человечества на индивидуальном, этническом, расовом уровнях.

Для кого предназначается этот тезаурус гуманитарной биологии? Авторы имеют перед глазами, в первую очередь, следующие контингенты заинтересованных читателей: любознательные и ищущие научно-этических ориентиров в жизни молодые люди; школьные учителя, которые смогут в доходчивой форме преподать своим подопечным основы биологической грамотности; политические деятели, которые не могут ныне пройти мимо биологической проблематики в своей деятельности; менеджеры и социальные инженеры, которым будет любопытно узнать об общих для человека и многих других существ закономерностях поведения, открывающих новые перспективы для проектирования эффективно работающих творческих групп людей (от Совета директоров предприятия до комиссий Совета федерации России); юристы, чей арсенал знаний ныне должен быть пополнен материалами по био-юриспруденции (уже при тяжбе о строительстве дома на территории бывшего леса без этих материалов не обойтись); и многие, многие другие контингенты людей.

В процессе всей многолетней работы над созданием тезауруса, группа авторов постоянно обновляла его текст, стремясь включить в него новейшие достижения наук о живом. Проф. М. В. Гусев в значительной мере использовал в работе над текстом свои контакты с членами международной Комиссии по Биологическому Образованию (Commission for Biological Education, СВЕ), в которой он состоит с 1986 г. Авторы, и особенно А.В. Олескин, благодарны Президенту Биополитической Интернациональной Организации (Biopolitics International Organization, BIO) проф. Агни Влавианос-Арванитис и выдающемуся американскому биополитику проф. Роджеру Д.. Мастерсу (Грутеровский Институт Права и Поведенческих Исследований, Gruter Institute for Law and Behavioral Research), чья активная помощь и поддержка заслуживают особого признания. Работа над этим тезаурусом поддерживалась грантом Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и частично грантом Американского Совета Преподавателей Русского Языка и Литературы (АСПРЯЛ).

ВВЕДЕНИЕ: ЧТО ТАКОЕ ГУМАНИТАРНАЯ БИОЛОГИЯ

 

Как указано в «Предисловии», Тезаурус интерпретирует ключевые понятия, относящиеся к стыку биологии и всевозможных социальных и гуманитарных наук. К сожалению, в русском языке неуклюже звучит термин “биогуманитарные науки” (хотя его английская калька bio-humanities звучит вполне осмысленно и даже пикантно), Однако смысл данного тезауруса состоит в том, чтобы проследить на уровне ключевых понятий и терминов возможные вклады современных наук о живом в области наук о человеке и социуме, которые, по выражению петербуржского социобиолога В.Р. Дольника, нередко рассматриваются как “запретные сады гуманитариев” [1].

Проводя осторожную экскурсию по этим “запретным садам”, мы частично ориентируемся на идеи, высказанные в трудах Президента Биополитической Интернациональной.Организации Агни Влавианос-Арванитис. В своих публикациях она ведет речь о широком спектре междисциплинарных биосоциальных (биогуманитарных) наук, включая биополитику, биоэтику, биоэстетику, биоархитектуру, биоисторию и др. (см. [2]). Вся совокупность таких стыковых научных областей как раз и соответствует термину «гуманитарная биология».

Необходимо иметь в виду, что в литературе часто различают социальные (политология, социология, экономика и др.) и гуманитарные (лингвитиска, этика, эстетика, психология и др.) науки, которые в англоязычной литературе обозначаются как social sciences и humanities, соответственно. С этих позиций правильнее было бы называть обозначенную в тезаурусе область «социогуманитарная биология», так как мы рассматриваем биополитику, биосоциологию, биоэкономику наряду с биоэстетикой и др. Мы предпочитаем термин «гуманитарная биология» по следующим соображениям: (1) термин «социогуманитарная биология громоздок; (2) мы хотели бы сделать акцент на гуманитарную составляющую («человек с его внутренним миром»), рассматривая и социальные приложения биологии, например, биополитику; (3) разделение социальных и гуманитарных наук признают не все ученые, некоторые обозначают их все термином «гуманитарные науки».

Несмотря на широкое взаимоперекрывание различных областей гуманитарной биологии (так, биополитика перекрывается по проблематике с биоэтикой, например, проблематика генных технологий и клонирования живых организмов включает и биополитический, и биоэтический аспекты – см. подробнее раздел «Генетические технологии: социальные и политические последствия»») и некоторую условность границ между ним, мы сочли целесообразным раздельно рассмотреть эти области, исходя из следующий рубрикации:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...